Глава 13. Призванные

В результате проведённых многочисленных евангельских кампаний в Харькове за короткий промежуток времени образуется более пятнадцати новых церквей, которых после различных реорганизаций насчитывается сегодня одиннадцать. Каждая из этих и исчезнувших общин имеет свою историю, историю особых опытов с Богом, историю духовных кризисов и подъемов. На протяжении десяти лет у них сменился ни один пастор, ни один состав совета. И поэтому, конечно же в рамках одной главы или даже глав невозможно охватить и проанализировать всю эту историю. К тому же близость описываемых событий не позволяет ещё сделать должную и объективную оценку большинству событий. Для этого нужно время, которое потушит страсти, личные восприятия и оценки, позволив взглянуть на события со стороны. Лучше если это сделает даже человек другого поколения, не задействованный, как автор этих строк, во многие события новейшей истории и потому, наверное, вряд ли могущий им дать всегда объективную оценку. Шаблонного же подхода, при котором пишется только о позитивном, о громких рапортах с мест, порой о несуществующей работе, писать не хочется. История церкви — это не история жития святых, это путь Великой борьбы, великих испытаний, особенно в наше столь сложное, можно сказать, кризисное духовное время и в церкви и в миру. Так история церкви представлена и в Библии. И всё же обойти этот новейший раздел истории АСД в Харькове тоже нельзя. И потому после долгих раздумий было решено остановиться кратко на общей истории общин города и более подробно на отдельных личностях служителей, которые внесли особый вклад в дело созидания церкви на харьковщине в новейший период. При их выборе автор руководствовался не только своими личными пристрастиями (хотя, возможно, и они имели определенную роль, ведь мы люди), но главным образом теми плодами, что оставили эти пасторы после себя и отзывами о них многочисленных членов многих общин. Итак, краткий обзор харьковских церквей. Первая церковь (Алексеевка, ул. Артиллерийская, 30). Собственно во всех предыдущих главах излагалась история именно этой и на протяжении почти 90 лет единственной церкви нашего города. После образования в 90-х годах других общин в первой церкви были служителями Василенко Олег Константинович, Зинюк Николай Герасимович, Кампен Степан Альбертович, Валеев Руслан Радикович, Кирдан Тимофей Сергеевич и Пелах Александр Леонидович. Вторая церковь. За время своего существования с 1992 года община сменила несколько мест, в частности: ДК «Металлист», трамвайное депо, и, наконец, вошла в приобретённый молитвенный дом по адресу ул. Октябрьской революции, 58а. Служителями церкви были: Гапон В. В., Назаров О. А., вновь Гапон В. В., Фисун Д. В., Разумный А. И. Третья церковь. Проводила служения в кинотеатре «Познань», музыкальной школе, ЖЭКе. Служителями были Байдала В. А., Дьяконов Е. С., Зинюк Н. Г., Белан П., Василенко О. К., Кампен К. С., Тюпин А. А. Четвёртая церковь (Холодная гора). Собиралась в ЖЭКе, теперь на дому одной из сестер. Бессменным пастором с 1994 года является Воронюк Н. Й. Пятая церковь. Проводила служения в Доме актера, затем в молитвенном доме по ул. Артема 9/11. После совершенно непонятной ничем не оправданной продажи в 2000 году дома новой администрацией конференции церковь проводила служения в кинотеатре «Дружба», затем ЖЭКе, Институте лесного хозяйства и вновь в Доме актера. Служителями были: Молчанов С. Б., Дьяконов Е. С., Гапон В. В., Кампен С. А., Розумный А. И., Назаров О. А., Пелах А. Л. Шестая церковь (Бавария, ДК Ильича). Пасторами были Осьмачко В. Н., Дьяконов Е.С., Воронюк Н.Й. Седьмая церковь. Образовалась после ряда евангельских кампаний, среди которых особо хочется отметить программу Джеймса Гилли 1997 году. Собиралась в кинотеатре «Киев», молитвенном доме на ХТЗ, ул. Мира, 3. Пасторы: Олейник В. Н., Пелах А. Л., Шелкунов Ю. В. В 2000 году объединилась с общиной № 10, также собиравшейся в этом доме. Восьмая церковь. Образовалась в 1996году после программы Д. Ребанда. Собиралась в кинотеатре «Россия», ОхМаДете, библиотеке, наконец, в молитвенном доме по ул. Якутская, 47/11. Пасторы: Микитюк М. И., Молчанов С. Б., Бекиров В. Б. Несколько слов хочется сказать о Микитюке Михаиле Ивановиче, несшем служение и областного пастора, как о прекрасном администраторе и организаторе, умеющем воедино координировать работу всей области. Девятая церковь. Первоначально этот номер носила община, образованная в 1996 году на Пятихатках, пасторами которой были Фартушный С. Н., Быков А. Н. Затем, к сожалению, община распалась и её оставшиеся единичные члены перешли в другую церковь. Это было горькое событие, вызванное нашим равнодушием и кадровыми ошибками. Теперь этот номер носит небольшая община (группа) в районе Аэропорта, держащаяся на посвященном служении своих рядовых членов. Десятая церковь. Первоначально этот номер носила община, образованная в 1996 году после программы М. Г. Олейника. Её пастором был Молчанов С. Б. Затем она объединилась с общиной № 7. Теперь этот номер носит община, образованная после программы Джона Картера в 2002 году. Пастор Шелкунов Ю. В. Собиралась в кинотеатре «Киев», затем в актовом зале ПТУ №10, в настоящее время в малом зале Духовного центра по ул. Мира, 3. Одиннадцатая церковь. Первоначально этот номер носила община, образованная на Салтовке после программы в 2000 году Нэнси Ван Пелт и О. В. Мурги. Её пастором был Молчанов С. Б. Затем она объединилась с общиной № 8, и сегодня, к сожалению, из её членов ходят единицы. Потом этот номер носила община, образованная в 2002 году после программы Джона Картера. Вначале собрания церкви проходили в кинотеатре «Россия», затем в кинотеатре «Познань», в настоящее время в ЖЭУ № 7 по ул. Героев труда, 20В. Пасторы: Кампен К. С., Тюпин А. А. Двенадцатая церковь. Образовалась в 2002 году после программы Д. Картера. Пастором был Назаров О. А. В 2003 году она объединилась с общиной № 5. Тринадцатая церковь. Была образована в 2002 г. после Евангельской программы Д. Картера. Пастором церкви был Валеев Р. Р., служения проходили в Духовном центре по ул. Мира, 3. Осенью 2003 года церковь объединилась с 7-й общиной. Четырнадцатая церковь. Была создана после программы Д. Картера в 2002 году. Пастором церкви стал Заикин В. В. Вначале служения проводились в арендованном помещении по ул. Киргизской, 15, в учебном центре, впоследствии был приобретен молитвенный дом по ул. Волжской, 19б. В настоящее время пастором церкви является Кирдан Т. С.

Одним из служителей, который несомненно оказал ключевое влияние на становление трёх харьковских общин — 5, 10, 11 и принимал самое деятельное участие в 3-х стройках молитвенных домов, был пастор Молчанов Сергей Борисович. Это был служитель, который умеет создать из только что крещеных людей в самые короткие сроки настоящую дееспособную общину. Это пастор, каждая проповедь которого это часть его души, его боли, переживаний, размышлений. Это действительно настоящий проповедник. Он знает каждого члена общины поименно, чем он живет, что волнует его. Другим служителем, оказавшим влияние на жизнь харьковской церкви, несмотря на незначительный срок своего служения в Харькове с 1996 по 1999 гг. был Зинюк Николай Герасимович. Прекрасный администратор и аналитик пастор Зинюк нёс в эти годы служение казначея конференции, но когда было тяжело, когда в общинах складывалась кризисная ситуация, его направляли туда. В 1996 году кризис постигает общину № 1, несколько десятков членов, которой начинают посещать харизматические служения, церковь пустеет. Зинюк направляется туда и за считанное время стабилизирует ситуацию, возвращая многих людей. Чуть позже в полосу кризиса вступает община № 3, люди перестают посещать богослужения, церковь редеет. Николая Герасимовича направляют теперь туда, и он с Божьей помощью поднимает уровень проповедей, субботней школы, налаживает работу церковных отделов. Большую роль он играл и в жизни пятой общины, церквей области. Очень тёплые воспоминания сохранили старые члены харьковских общин о пасторе 3-й церкви Байдале Вениамине Алексеевиче, человеке большой доброты, посвященности, переживавшем о каждом члене своей паствы. Нельзя обойти молчанием и Кампена Степана Альбертовича, несшего в 2001-2002 г. г. служение областного проповедника. Он был тот о которых Библия говорит — Пастырь Добрый и пожалуй этим все сказано. Пусть же Бог благословит этих людей, для которых служение действительно стало неотъемлемой частью их жизни. Они призваны на него Самим Богом, а не просто пошли заработать денег или устроиться где было место. Они с честью несут знамя Истины, которое несли их предшественники по тернистому пути Божьей Церкви.