Глава 1. Потрескавшаяся земля

Если бы мы могли спросить у харьковской земли, то она поведала бы нам удивительную и трагическую историю, которая разыгрывалась на её глазах в течение долгих столетий. Одними из первых племён, которые обитали на ней, были легендарные племена киммерийцев, походы которых доходили до Палестины. Затем, около 7 века до х. э., их сменяют племена скифов, хоронивших своих вождей и убивавших при этом их жён и слуг. Племена скифов, любимым напитком которых была человеческая кровь, а эталоном доблести — особые полотенца, изготовлявшиеся из человеческих скальпов, которые скифы затем привешивали на луку своего седла. Племена скифов сменяют не менее кровожадные племена готов, которые в 410 г. х. э. грабят Рим. Им на смену приходят зловещие гунны во главе с царём Аттилой, которого называли и бичом Божьим, и рыжим дьяволом по цвету волос. Обитали на территории Харьковщины и славяне, построив на этих землях небольшую крепость, но утвердиться на них так и не смогли. Степными преемниками гуннов на этих землях становятся хазары, затем печенеги и половцы. По этим землям из века в век скакали степняки с награбленной добычей и полоном. В I трети XIII столетия по землям Харьковщины проходят орды монголо-татар, ведомые ханом Батыем. И вновь эта земля вместо созидания видит кровь и насилие. В течение более 150 лет эти земли входят в состав Золотой Орды, а затем в состав Великого Княжества Литовского, став огненным порубежьем с землями крымского хана. И вновь — кровь, набеги… После освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого земли Харьковщины входят в состав Российского государства. Они находятся на границе с землями агрессивного Крымского ханства, регулярно совершавшего набеги на русские земли. Для охраны границ в 1654 году и возводится крепость Харьков. Чтобы привлечь на эти опасные земли народ для расселения, царское правительство освобождает их от налогов. Люди начинают селиться слободами, откуда и пошло название нашего края — Слобожанщина. В XVII—XVIII веках Харьков начинает бурно развиваться как научный, культурный и экономический центр. В тех местах, где столетиями с гиканьем проносились кочевники, строятся институты и фабрики. Однако эта земля продолжала испытывать духовный голод, и как всякий молодой организм, нуждалась в пище не только физической, но и духовной. Великая Реформация в Западной Европе показала теснейшую взаимосвязь между изучением Библии и культурно-экономическим развитием общества. Германия, Великобритания, Швеция, Норвегия, Дания, Нидерланды, США и Канада, принявшие Библию, принявшие протестантизм, сумели в считанные годы достичь небывалого культурного и научно-технического прогресса, в то время как страны, отвергнувшие протестантизм — Испания, Португалия, Италия, страны Латинской Америки продолжали прозябать в невежестве, феодальных отношениях, схоластике, папском деспотизме и суевериях. В 1886 году на территории России была образована первая адвентистская община, и затем, несмотря на страшное противодействие господствующей церкви, семена истины стали проникать в различные регионы необъятной Российской империи. К сожалению, точная дата первого появления адвентистских миссионеров на Харьковщине неизвестна. По воспоминаниям старожилов это относится к самому началу XX столетия, но уже известно, что в 1906 году была образована Харьковская церковь АСД, которая к 1909 году насчитывала 30 членов. Первые богослужения проводились невдалеке от Благовещенского собора и на Москалёвке. Первым пастором, совершавшим служение в Харьковской общине, был Крайнюк. К сожалению, более никаких архивных данных или воспоминаний об этом человеке, несмотря на все старания, найти не удалось. Но как хорошо, что на небе есть Бог, Который в отличие от нас, ничего и никого не забывает, и в том числе тот труд, который свершал в нашем городе пастор Крайнюк. В 1910 году происходит большое для тех лет крещение, во время которого заключают завет с Господом, в частности, Фёдор Слюсарев и Тютюнникова Ф. С. В 1913 году на служение в Харьков прибывает пастор Яков Корнеевич Реймер (1891—1940). Яков Корнеевич родился в селе Николаевка на реке Донце на юге России. В ранней юности он заключает завет с Господом и его, как подающего большие надежды служителя, направляют в адвентистскую миссионерскую школу во Фриденсау (Германия), где он обучается с 1911 по 1913 гг. Во время Первой Мировой Войны Реймер призывается в армию, где служит в военном госпитале. В 1921 году его рукополагают на служение, после этого в 1923—1925 гг. он несёт служение заместителя председателя Северного униона, в 1925 году, вернувшись на Украину, возглавляет Черноморскую конференцию. В 1934 году он избирается уполномоченным по Киевской области, а в 1935 году он в числе других служителей церкви был арестован за религиозную пропаганду и приговорён к 5-ти годам лагерей и 3-м годам ссылки. Вначале он работал на строительстве Беломор-Балтийского канала, а затем, будучи высланным в Восточную Сибирь, работал в лагерном госпитале. Но даже в этих нечеловеческих условиях Реймер продолжал быть пастором, развернув в лагере среди заключенных самую настоящую миссионерскую работу. Более того, он даже крестит обратившихся ко Христу. Когда об этом стало известно лагерному начальству, ему было отказано в переписке с родными, а позже он был приговорён ещё к 10-ти годам ссылки в дальние северные лагеря. Пастор Реймер умирает в 1940 г. от воспаления лёгких, подхваченного вследствие страшных работ на морозе. После Реймера пастором Харьковской общины становится П. А. Свиридов. Это был один из первых российских миссионеров. С маленьким чемоданчиком в руках, в котором была Библия, сборник псалмов и пророческие карты он обходил деревни и веси. Подвергаясь за свою проповедническую деятельность частым гонениям и арестам, он продолжал проповедовать. Как и Яков Реймер, он заканчивает накануне Первой Мировой Войны миссионерскую школу во Фриденсау. Служение в Харькове для него явилось стартом для несения руководящих служений во всесоюзном масштабе. В 1926—1928 гг. он несёт служение председателя Верхне-Волжской конференции, с 1928 по 1934 гг. председателя Юго-Восточной унионной конференции, входя в правление Всесоюзного совета адвентистов седьмого дня (ВСАСДа). В 1934 году пастор Свиридов умирает в Ростове-на-Дону от сыпного тифа. Смерть укрыла этого Божьего слугу от ужасов ГУЛАГа, пыток, которые в тот год начали обрушиваться на церковь. Но это будет после, а пока Свиридов оставляет Харьков на пороге Великой Русской Смуты, как назовёт время Революции генерал А. И. Деникин.