Глава 6. Дело трёх

26—28 декабря 1931 г. в Москве созывается пленум ВСАСДа, который должен был выработать тактику дальнейшего существования церкви АСД в СССР. В ходе пленума избирается исполнительный орган — совет по управлению церковью АСД в СССР. В этот совет входит всего пять человек: Лебсак Г. И., Львов И. А., Вильсон Я. Я., Капустин П. А. и харьковский пастор Тарасовский В. Г. Тогда же пленум принимает решение разослать всем общинам от имени участников пленума Циркулярное письмо: это было последнее обращение руководства церкви ко всей своей пастве.

«ВСЕМ ОБЩИНАМ И ГРУППАМ СОЮЗА АДВЕНТИСТОВ СЕДЬМОГО ДНЯ В СССР

«Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Благодать со всеми, неизменно любящими Господа» (Еф. 6:23, 24).

Это наше пожелание и привет Вам, дорогие собратья.

По воле Божией и по благодати Господа нашего Иисуса Христа мы, собравшиеся в городе Москве от 26—28 декабря сего года, во-первых, для решения вопроса о дальнейшей деятельности нашего Всесоюзного Союза в соответствии с современными потребностями духовной жизни наших общин и групп и, во-вторых, для избрания Исполнительного Органа, т. е. Совета Союза. По окончании этой работы мы решили настоящим письмом известить вас об этом, и наши подписи на нем являются свидетельством тому, что с помощью Божией и полным единством духа мы достигли этой нашей цели. Надеемся, что результаты нашей работы послужат впредь к большему совершенствованию нашего духовного роста как в общинах, группах, так и отдельных членов нашего Союза.

Чтобы сохранить единство веры и организации, мы нашли более целесообразным и современным реорганизовать Всесоюзный Союз в Единый Союз Адвентистов Седьмого Дня СССР, с единым центром, единым Правлением, т. е. Советом и единой кассой.

Касса Союза АСД составляется из добровольных пожертвований, как единовременных, так и регулярных, от наших общин и групп и отдельных членов Союза. Эти средства будут расходоваться на содержание Совета Союза и уполномоченных на местах по сметам, выработанным Советом.

Общины и группы, сохраняя полную самостоятельность во внутренней своей духовной жизни, присоединяются к Единому Союзу на добровольных началах, принимая на себя обязательства согласовывать свою деятельность с Союзом в полном контакте с общей организацией для духовного своего развития и проведения в жизнь всех постановлений съездов и Совета Союза, сохраняя, таким образом, совокупно основные правила веры и организации АСД.

Центральный Совет непосредственно и через своих уполномоченных будет давать всем общинам и группам, входящим в состав Союза, советы и разъяснения по всем вопросам основного учения, а также и о положении Союза АСД. Советуем тем общинам и группам, которые еще не перерегистрировались, сделать это сейчас же в соответствии с законом о религиозных объединениях от 8 апреля 1929 г. (Опубликован в Бюллетене № 1 за 1931 г. Постоянной Комиссии при Президиуме ВЦИК по делам культов).

В состав Исполнительного Органа — Совета избраны всем нам известные и преданные делу Божьему братья: Г. И. Лебсак, И. А. Львов, Я. Я. Вильсон, П. А. Капустин и В. Г. Тарасовский

Ваши во Христе братья (подлинник подписали):

Г. И. Лебсак, В. М. Теппоне, П. А. Свиридов, И. А. Львов, Г. И. Шваб, Я. К. Реймер, Я. Я. Вильсон, К. Ф. Ремферт, В. С. Дымань, Г. А. Раус, И. Г. Горелик, Г. А. Григорьев, Ф. Григоревский, В. Г. Тарасовский, Ф. А. Гладков, Г. И. Цират, П. А. Капустин, Л. Л. Войткевич, А. Г. Галладжев, И. И. Шенеманн, С. И. Ткаченко, Г. А. Арнгольд» (Архив Церкви АСД — Всероссийские Съезды АСД, уставы и переписка. 1922—1934 гг.).

По всем областям и краям, где имелись общины, были назначены уполномоченные ВСАСДа. Численность таковых вначале достигала 17 человек.

В государственном архиве сохранилось Заявление Совета Всесоюзного Союза АСД в Постоянную Комиссию при Президиуме ВЦИК по вопросам культов от 27 декабря 1932 года, в котором братья Г. И. Лебсак и Я. Я. Вильсон писали:

«На Шестом Всесоюзном съезде в Москве от 12—19 мая 1928 года был избран совет, из состава которого на пленарном заседании ВСАСДа в Москве от 26—29 декабря 1931 года переизбраны с дополнением двух новых членов В. Г. Тарасовского и П. А. Капустина; таким образом в настоящее время Совет Всесоюзного Союза АСД состоит из следующих лиц:

Председатель — Лебсак Генрих Иванович, Москва, ул. Дурова, № 22, кв. 19.

Зам. председателя — Львов Иван Александрович, Москва, ул. Дурова, № 22, кв. 18.

Секретарь — Вильсон Ян Янович, Москва, Ново-Останкино, 5-й проезд, № 19, кв. 1.

Кассир — Капустин Павел Арсеньевич, Москва, ул. Малая Пироговская, № 25, кв. 2.

Член Совета — Тарасовский Виталий Григорьевич, Харьков, ул. Серафимовская, № 17.

При служебных командировках по культовым и другим внутренним делам общин и групп АСД, члены Совета Всесоюзного Союза АСД нуждаются в справке о регистрации их в Постоянной Комиссии при Президиуме ВЦИК по вопросам культов во время посещения общин и групп во всех областях РСФСР и союзных республик СССР.

Совет Всесоюзного Союза АСД просит Постоянную Комиссию при ВЦИК по вопросам культов выдать такие справки отдельно на каждое лицо, согласно разъяснению в бюллетене № 2, от 1932 года, с. 26, к ст. 5 Инструкции по вопросу регистрации так называемых „епископов“» (ГАРФ, ф. 5263, оп. 1, д. 1150. л. 176)». [Юнак Д. История Церкви христиан АСД в России. В 2 т. Заокский: «Источник жизни», 2002. Т. 1. С. 244—248]. В 1934 году начинаются аресты как руководителей церкви, так и простых верующих. По данным пастора Г. А. Григорьева в годы сталинского правления в нашей стране было репрессировано около 3000 активистов церкви и около 150 служителей! Здесь стоит принять во внимание, что общая численность членов церкви составляла около 14.000 человек, т. е. была репрессирована почти четвертая часть членов церкви. Из всех служителей церкви АСД в СССР, оставшихся на свободе, было всего 2 человека. Подавляющее их большинство было расстреляно и зверски замучено. Так проповедника из Днепропетровска А. М. Грица обливали холодной водой на морозе до тех пор, пока он не замёрз и не превратился в ледяную глыбу. Пастора Лебсака Генриха Конрада подвергали нечеловеческим пыткам и дата его смерти до сих пор неизвестна. Пастора Арефьева расстреляли и т. д. Не избежал ареста и Виталий Григорьевич Тарасовский. В 1934 г. он был арестован и выслан, однако в 1936 году возвращается на свободу, но уже через несколько месяцев он был арестован в Ленинграде, а в сентябре 1937 года его родственники на запросы из НКВД получают следующий ответ: «Осужден вторично на 10 лет с отбыванием срока в дальних лагерях без права переписки». В те года все знали, что обозначала подобная формулировка: она значила, что человека уже нет в живых. Сегодня мы не знаем даты смерти, но нам известны и до нашего времени дошли его проповеди, его своеобразное духовное завещание(см. Приложение 2). После ареста Тарасовского Васюкович остается единственным рукоположенным служителем в Харькове, но страшный жернов репрессий не мог обойти его, человека, столь преданно служившего делу Евангелия. И вот в 1936 г. 4 сентября, в ночь с пятницы на субботу в дом Васюковича ворвались сотрудники НКВД. В это время у него в доме гостил Даниил Цират, прибывший из Таганрога. НКВДисты забрали пастора Васюковича, а у Цирата взяли только паспорт, сказав, чтобы утром он пришёл на ул. Чернышевского. Утром Д. Цират и жена Васюковича Анна Сидоровна пошли на ул. Чернышевского. Цирату вернули паспорт и он уехал в Таганрог, а жена пастора вместе с малолетней дочерью Лией осталась одна. Вместе с братом Васюковичем были арестованы и члены совета церкви — Григорий Серик и Федор Слюсарь. Сегодня, после крушения СССР, архивы открыли свои двери, и дочь Васюковича Лия Антоновна смогла уже в наши дни ознакомиться с делом своего отца. Сегодня это дело является примером зловещего правосудия тех лет, точнее, расправы. Одним из главных свидетелей по делу Васюковича выступал некто Фельдман, который давал показания о том, что Васюкович агитировал его оставить комсомол и перейти в адвентизм. Вместе с Васюковичем по этому делу проходили и арестованные в ту же ночь пасторы — в Полтаве А. Ликаренко, Гриц А. — в Днепропетровске, Никонов — в Змиёве. Все они были арестованы в ту же ночь, что и Васюкович. Обвиняемые были помещены в Харьковскую холодногорскую тюрьму. Следствие продолжалось 9 месяцев, основные обвинения сводились к тому, что Васюкович собирал у себя на квартире или на квартире Серика или где-то у озера тайные собрания, на которых присутствовали кроме него Гриц, Ликаренко, Никонов и Тарасовский. На этих собраниях обсуждались вопросы о помощи семьям, пострадавшим от репрессий, а также о том, что молодежь не должна служить в рядах Красной Армии. Наконец, решением особого совещания при народном комиссариате внутренних дел от 7 июня 1937 года все эти служители были высланы за контрреволюционную сектантскую деятельность в Дальневосточный исправительный трудовой лагерь сроком на 5 лет. Антон Васильевич Васюкович из этого лагеря не вернулся. Воссоздать страшную картину заточения помогают письма, порой чудом передаваемые Васюковичем в тюрьме. В последней он постоянно находился в карцере, так как за отказ работать в субботу наказывали карцером на 3—5 суток. Вот последнее письмо, нелегально переправленное Васюковичем семье. «Мы (Васюкович, Гриц, Задохин, Николаев) сидим в карцере, на цементном полу. Из щели в окне видим, что на улице пролетает снег. Кто-то надрывно кашляет, у кого-то нарывает палец, кто-то жалуется на боли в области сердца. Возможно, это письмо будет последним, но это не значит, что нас нет в живых». И это было действительно последнее письмо. Пастор погиб в лагерях около 1940 года… В общинах не осталось пасторов, пресвитеров, молитвенные дома были закрыты, церкви разбиты на маленькие группы. В 1937 году были также арестованы активные члены харьковской общины: братья Дурманенко Петр Филиппович и Ежиченко Ф. К этому времени харьковская церковь насчитывала, примерно, 150 членов. Оставшись без пастора и актива, церковь, собрания которой государством были запрещены, начинает собираться маленькими группами по нескольку человек. Воспользовавшись этим плачевным состоянием церкви, на её членов буквально набрасываются реформисты и пятидесятники, начав проводить свою разрушительную работу. Многие члены церкви стали уклоняться в лживые учения, часть членов уехала из Харькова, а ещё часть начинает ездить в Змиёв, где объявляется какая-то «пророчица». В те годы казалось, что церковь, еще немного — и будет уничтожена полностью, но в самый апогей сталинской тирании грянула Великая Отечественная Война.