Напоследок

Еще одной заметной тенденцией нашего времени является стремление к многообразию выбора. В век, когда люди могут выбирать среди десятков телеканалов, сотен компакт-дисков, записанных в разных музыкальных стилях, и десятков тысяч видеокассет в пунктах проката, вряд ли они удовлетворятся церковью, у которой «всего лишь одна песня в репертуаре». Здесь-то и может оказаться весьма кстати децентрализация на местном уровне. Благодаря многочисленным дарам Духа церковь способна предоставить целый ряд возможностей для самых разных людей в своей общине.

Еще одним элементом существующей реальности является тот факт, что многие люди сегодня оказываются в «межвременье», у себя в четырех стенах, ни в индустриальном веке, ни в веке информации, не общаясь ни с молодыми, ни с пожилыми. Такие люди склонны жить в состоянии сильного стресса, зачастую доходящего до полной дезориентации23. Постоянное проведение программ по управлению собственным временем, преодолению стрессов и аномальных явлений в семье, планированию, финансовому управлению и по другим насущным темам с недавних пор обязательно и необходимо для процветания поместной церкви. «Практическое благочестие», как любила выражаться Елена Уайт, должно быть на острие служения в 90-е годы. Поэтому я поставил для себя цель выпустить второй том этой книги, изложив советы по практическому благочестию с адвентистской точки зрения. Концепция «веры для сегодняшнего дня» никогда не была более уместной, чем в настоящий момент.

В заключение хотел бы подчеркнуть, что изложенные выше мысли, касающиеся администрирования, не настолько отточены и обдуманы, как основная часть этой книги. В некоторых аспектах их, может быть, нужно привести в соответствие с современными требованиями, поскольку я разрабатывал многие из них более пяти лет назад. Они предложены здесь не как предписания, но как предложения, требующие рассмотрения теми администраторами, которым небезразлична судьба Церкви адвентистов седьмого дня.

1. Allin Toffler. The Third Wave (New York: William Morrow, 1980), 26.

2. Там же, с. 197.

3. John Naisbitt. Megatrends (New York: Warner Books, 1982), 14.

4. Там же, с. 15.

5. Три последних абзаца основываются главным образом на анализе Daniel Bell. The Cultural Contradictions of Capitalism (New York: Basic Books, 1976), 198 Поскольку эта книга в целом немного устарела и не повлияла на мой общий тезис в той же мере, что и другие книги, она не указывается в библиографии.

6. Toffler, 402, 403, 261-281; Bell, 146-148, 198.

7. Naisbitt, 97.

8. Там же, с. 159.

9. Bell, 16.

10. Christopher Lasch. The Culture of Narcissism (New York: W. W. Norton, 1978); см. также Daniel Yankelovich. New Rules: Searching for Self-fulfillment in a World Turned Upside Down (New York: Random House, 1981), 4, 5.

11. Yankelovich, 251.

12. Naisbitt, 39. Обратите внимание также на упоминание таких недавно вышедших кинолент, как Baby Boom и Curly Sue.

13. Naisbitt, 76.

14. Там же, с. 55.

15. Там же, с. 18.

16. Там же, с. 79.

17. Там же, с. 189.

18. Lausanne Occasional Papers No. 8. Christian Witness to Secularized People (Wheaton, 111.: Lausanne Committee for World Evangelization, 1980), 19.

19. Heije Faber. «The Ministry in a Changing Society», Perkins Journal 34 (Fall 1980), 9.

20. Gustav Wiencke, ed. Christian Education in a Secular Society (Philadelphia: Fortress Press, 1970), 114.

21. Faber, 20.

22. Lausanne No. 8, 20-22.

23. Toffler, 33.