Вступление

Основная цель этой книги — попытаться отобразить реальность. Реальность не всегда привлекательна. Реальность не всегда соответствует тому, что мы хотели бы слышать или знать. Но реальность — это наша жизнь, наши поступки и окружающий мир. Многие в наше время утратили веру в Церковь адвентистов седьмого дня и доверие к ее членам. Но я обнаружил, что большинство адвентистов жаждут истины и жаждут познания реальности. Именно адвентисты, включая многих богобоязненных руководителей нашей Церкви, способствовали тому, что мои идеи, изложенные далее в этой книге, оказались опубликованы. Я не претендую на последнее слово в вопросе о реалиях, с которыми сталкивается наша Церковь. Те или иные мысли, высказанные мною, вызовут неоднозначный отклик. Думаю, что моя книга должна вызвать бурю во многих умах и побудить к активному экспериментированию. Я предлагаю ее с молитвой о том, чтобы она ускорила возрождение верности Божьим целям в новое и зачастую непонятное для нас время земной истории.

Я не ставил перед собой цель сказать «последнее слово» по этой проблеме в свете Писания или Духа пророчества. Как исследователь Библии, который при этом достаточно глубоко изучал труды Елены Уайт, я обычно предпочитаю подходить к предмету обсуждения на основе свидетельств вдохновенных авторов. Однако тщательное рассмотрение всех доступных источников увеличило бы объем книги до непосильных для большинства читателей размеров и, возможно, ослабило бы впечатление от изображенной здесь реальности. Содержание этой книги обусловлено моим продолжающимся на протяжении всей жизни изучением богодухновенных писаний, хотя я не привожу постоянных ссылок на них, опираясь на свои наблюдения за реальностью, в которой оказываются адвентисты, стремящиеся сохранить свою веру в секулярном мире. Поддержку такого «опасного» подхода я нашел у тысяч адвентистов, которые слышали этот материал в устной форме и подтвердили мои наблюдения. Предлагаю читателям изучать богодухновенные источники самостоятельно, чтобы убедиться, действительно ли это так.

Основная реалия, с которой сталкиваются адвентисты сегодня, заключается в том, что Церковь в целом стремительно растет в отдельных регионах, однако подобного роста и пробуждения не происходит в большинстве церквей Северной Америки. Пасторы в Новой Гвинее едва находят время для евангелизации, потому что работают с тысячами людей, которые считают, что успех в жизни выражен аббревиатурой «АСД». А большинство пасторов в Северной Америке, Европе и Австралии безмерно счастливы, если какая-нибудь программа по отказу от курения привлечет хотя бы горстку людей, не говоря уже о евангельских собраниях!

Безысходность и тревога, которые чувствуются во многих «белых» церквах Северной Америки, в значительной степени являются результатом процесса, называемого секуляризацией. Секуляризация означает, что общество все более и более склоняется к тому, чтобы рассматривать жизнь в отрыве от какой-либо связи с Богом или религией. Происходит постепенное размывание веры в сверхъестественное; в представлениях людей все происходящее ограничено этим миром и эмпирическим опытом. Религиозными ценностями и ритуалами все чаще пренебрегают, а церковь как институт теряет свое влияние в обществе. Секулярный человек или общество в целом вполне могут и не отвергать религию или Бога сознательно, но в повседневной жизни людей Бог занимает все меньшее место.

Слово секуляризм входит в другую категорию. Это понятие означает сознательно воспринятое мировоззрение, которое отвергает все формы веры и поклонения. Секулярного человека можно охарактеризовать как «миссионера» секуляризма. Он, однако, отличается от более типичного светского человека, который просто считает, что религия бесполезна, но отнюдь не испытывает враждебности по отношению к ней.

Многие адвентисты неохотно проповедуют Евангелие людям с подобным складом ума, не веря в действенность проповеди. Если у вас впервые в жизни окажется в руках баскетбольный мяч и восемь бросков из десяти достигнут цели, вы скажете себе: «Это вовсе нетрудно — у меня здорово получается!» Но если ни один ваш бросок не будет удачным, вы, возможно, больше никогда не притронетесь к мячу.

Так же и со свидетельством: многие адвентисты делают десять попыток донести весть до мирских людей и всякий раз терпят неудачу. А отсутствие успеха приводит к тому, что человек прекращает все попытки изменить ситуацию.

Еще одно препятствие, с которым мы сталкиваемся в проповеди Евангелия секулярным людям, заключается в том, что адвентисты чувствуют себя гораздо более комфортно в собственной культурной среде, чем во внешнем мире. Находясь среди своих, мы знаем, как себя вести. Для большинства христиан миссионерская деятельность подобна вторжению на чужую территорию. Мы слышим сквернословие и грязные шутки. Мы чувствуем запах табака и алкоголя. Наша вера почти каждую минуту подвергается неприятным испытаниям. Не так-то просто решиться наличное благовестие мирским людям. Вряд ли вы найдете замену такому благовестию среди других форм евангелизации, — это самая сложная форма подобной работы. Если эта книга подвигнет хотя бы одного человека с верою благовествовать неверующим соседям, друзьям и членам семьи, — значит, я трудился не зря.

Успех благовестил порождает энтузиазм и создает церкви. И если поместная церковь отнесется серьезно к этому вопросу, то он снова может стать центром общественной жизни. Всякий раз, когда я рассказываю об этом в общине, среди верующих оказываются и несколько мирских людей. Они-то, как правило, и воодушевляются больше всех и говорят: «Если у вас, адвентистов, такая религия, примите и нас в свои ряды!» Однако, чтобы достичь успеха, нам нужно знать, что определенные приемы оказываются бесплодными в работе с неверующими. Если вам удастся изучить несколько способов благовестия, которые срабатывают, «попаданий» у вас будет все больше и больше, а «промахов» все меньше и меньше. Возможно, вначале вы и не достигнете 80-процентного успеха, но как это волнующе — добиваться удачи с Божьей помощью!

Я намеренно опустил целый ряд тем, которые полезно было бы рассмотреть в этой книге, дабы читатель мог сосредоточиться на главном. В числе пропущенных тем можно назвать апологетику, поиск ответов на многочисленные возражения, которые высказывают неверующие в отношении существования Бога, достоверности Библии, проблемы зла и прочие вопросы, часто используемые в качестве оправдания своего равнодушия к христианской вере. Эти вопросы сами по себе заслуживают тщательного рассмотрения. Однако апологетика, возможно, и не так уж важна для благовествования, как иногда ожидается. На основе собственного опыта могу сказать, что люди обычно приходят к вере не в результате интеллектуального спора, но благодаря встрече с живым Богом. И когда Бог становится для них реальностью, все возражения, как правило, исчезают благодаря новому взгляду на жизнь.

Теперь уже должно быть очевидно, что эта книга сосредоточена на тех вопросах, которые непосредственно касаются христиан адвентистов седьмого дня. Основные принципы, изложенные в книге, в равной степени предназначены для более широкого круга христиан, но выбор иллюстраций, примеров и выражений предполагает, что эта книга будет интересна главным образом для читателей-адвентистов.

Еще одна, совершенно не затронутая мною тема — служение адвентистской молодежи. Многие наши проблемы, касающиеся неверующих людей вне церкви, в полной мере касаются молодежи, живущей в наших семьях и посещающей наши же церкви. Читатели, пытающиеся благовествовать молодым людям, найдут в этой книге много полезного, однако я не даю здесь обстоятельного объяснения актуальности данного материала для молодежного служения. С этим связан вопрос отсеивания членов церкви. Секуляризация приводит к тому, что из церкви уходят многие из тех, кто когда-то посвятил свою жизнь Христу.

Я не касаюсь непосредственно вопросов мира, правосудия и социального прогресса. Те, кто интересуется подобными вопросами, заметят, однако, что во второй части изложено библейское и духовное обоснование участия в решении важных общественных проблем, хотя эта связь и не выражена определенно.

Наконец, хотя эта книга ориентирована на практическую деятельность, в ее цели входит скорее изложить общую картину, чем дать подробные конкретные рецепты. Однако общие принципы, касающиеся способности адвентистской веры принять вызов секулярного мира, предлагают читателю разнообразие творческих приемов. Те, кто стремится углубить свое понимание предмета, могут воспользоваться библиографией.

Кто-то может спросить — разве век секуляризма уже не подошел к концу с падением коммунизма в Восточной Европе, расцветом движения «Новый век» и укреплением позиций христиан евангельского толка в североамериканской политике? Хотя все указанные тенденции, несомненно, будут развиваться, секуляризм остается доминирующей интеллектуальной силой в западном обществе и приобретает все большее влияние в «третьем мире». Время покажет, является ли недавнее возрождение интереса к религии во многих странах мира предвестником возрождения и отступничества последнего времени. Но на данный момент секулярное сознание остается одним из основных препятствий для проповеди Евангелия.