Глава 9. Почему согрешили Адам и Ева?

В Писании говорится, что при падении наших прародителей Ева была обольщена, но Адам не был обольщен. «И не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление» (1Тим. 2:14). Ева сама согласилась с этим, говоря: «Змей обольстил меня, и я ела» (Быт. 3:13).

В образе змея, конечно, был сатана (см. Откр. 12:9). Он не предстал перед Евой в виде ангела, но, по всей вероятности, принял вид летающего змея, ослепляющего великолепием красок и блеском и очень мудрого. Используя этот образ, он обольстил Еву в трех направлениях:

Первое относится к любви Божьей. Очевидно, Ева удалилась от своего мужа и с любопытством и восхищением пристально стала смотреть на запрещенное дерево. Она могла удивляться, почему это Бог не разрешил им есть плоды от него.

Сидящий на дереве змей произнес вопросительно-ироническим тоном: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3:1). Другими словами: «И такому Богу вы служите, находящему удовлетворение в запрещении вам свободного доступа ко всем полезным и прекрасным плодам в этом чудном саду?»

Иногда мы говорим: «Ничего нельзя поделать с птицами, летающими над головой, но в наших силах не дать им возможность свить гнездо в наших [87J волосах». Мысль «почему Бог не разрешил нам есть плоды от прекрасного дерева?» промелькнула в голове у Евы. Это не являлось само по себе грехом с ее стороны. Но она задержалась у дерева и позволила этой мысли укорениться в своем уме, в то время как говорящий змей мог произносить приятные комплименты красоте и личным свойствам этой первой красавицы нашей земли.

Ева сделала первый шаг в сети сатаны. Она усомнилась в любви Божьей. Из-за того, что она не могла вполне понять, почему Бог сделал определенные ограничения, она стала сомневаться в благости Божьей. Точно так же и сатана сделал на небе, когда он не был допущен во внутренний совет небес. Когда приходит сомнение, уходит привлекательность любви.

Уже с 9-летнего возраста я работал на мельнице своего отца вечерами после школы и полный рабочий день во время летних каникул. Было время, когда я наблюдал, как ребятишки гурьбой шли купаться на старый пруд и проводили время в других беззаботных забавах, и я готов был сомневаться в доброте моего отца из-за того, что он постоянно удерживал меня на работе. Натянутость была в отношениях между отцом и сыном. Но, обозревая прошедшие годы, я смело могу сказать, что работа была моим спасением. В требованиях моего отца была проявлена его любовь ко мне. Ева же стала сомневаться в любви Своего Отца из-за сделанных Им ограничений.

Второй шаг был совершенно естественным: Ева усомнилась в Слове Божьем. Она помнила слова Отца: «Не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:3). Но змей сказал: «Нет, не умрете» (Быт. 3:4). Кажется несомненным, что змей ел плоды в присутствии Евы, ибо в 6-м стихе сказано: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи… и взяла плодов его». Если змей не умер, почему же она умрет? [88] Кроме того, Ева льстила себя надеждой подняться на более высокий уровень, ибо сатана утверждал: «Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги» (Быт. 3:5). Наша прародительница верила в то, что, съев эти плоды, она не только не умрет, но достигнет новой мудрости и приобретет более широкий жизненный опыт. Делая второй шаг своим недоверием к Слову Божьему, она тем самым утвердилась в убеждении, ведущем к сомнению в Божьей любви. Ибо, в конце концов, почему хороший Бог стал бы запрещать хорошей женщине подняться на более высокий уровень? Как часто неугомонные современные Евы обольщаются в определении первостепенных, самых лучших и возвышенных вопросов в жизни женщин.

В связи с этим вторым шагом сомнения в искренности Слова Божьего можно помнить следующее:

1. Ева не могла поверить словам диавола, не усомнившись сначала в словах Божьих.

2. «В день суда люди не будут осуждены за то, что искренно верили лжи, а за то, что не поверили истине и пренебрегли возможностью познать ее» (ПП. 55).

3. Безопасность только в любви к истине: «И со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (2Фес. 2:10). Даже для

4 верующего человека значительно легче любить свое собственное мнение или традицию больше, чем истину. Если мы не любим истину, мы возлюбим неправду и будем осуждены (см. 2Фес. 2:11-12).

Третий шаг Евы в сеть сатаны является следствием первых двух. Усомнившись в любви Божьей и Его Слове, она уже была готова нарушить и Его закон. Она стала непослушной. Она посмотрела, возжелала, прикоснулась и затем [89] ела запрещенный плод. Она согрешила и была первой грешницей.

Прошло немного времени, чтобы из одного грешника стало два. Так действительно действует грех. «И взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3;6).

Почему же согрешил Адам? Был ли он также обольщен? Библия отвечает — нет. Но неплохо вспомнить, что он дышал той же самой атмосферой обольщения. Ева только что согрешила, и тем не менее, когда она стояла перед ним, пылая необычным возбуждением от всего этого, она казалась ему более прекрасной, чем когда-либо раньше. У него закружилась голова от набежавших мыслей: «Как же я смогу жить без нее? А она ведь красивее, чем была когда-либо раньше. Наверное, она не умрет! Не могут ли слова змея оказаться правдой?»

Затем, несомненно, его ушей коснулся нежный звук голоса Евы, говорящей: «Адам, я люблю тебя больше, чем когда-либо! Подойди, поешь плодов вместе со мною». Грех часть захватывает, поражает, приводит в трепет и соблазняет. В сердце его было принято решение, когда он сказал сам себе: «Если ей нужно умереть, я умру с ней». И взял плод и ел.

Ева стала грешницей через обман. Адам же вошел в грех с взволнованным и дрожащим сердцем, но с широко раскрытыми глазами. Оба согрешили, сделав неправильный выбор. Оба имели разум, но оба заблуждались. Оба могли бы сделать правильный выбор в вопросе личного спасения и спасения этого мира от губительного порока греха и скорби. «Несмотря на словесные ухищрения сатаны, вводящие в заблуждение, непослушание Богу всегда губительно» (ПП. 55).

На великом континентальном водоразделе Скалистых гор, приблизительно в 75 км от Денвера, в штате Колорадо, был пробит знаменитый тоннель Моффат в горе Джеймс-Пик, поднимающийся почти на 4 км выше уровня моря.

Капля дождя, падающая на восточном склоне Пика Джеймса, попадает в [90] южное ответвление Боулдер Крика и проделывает свой путь к Атлантическому океану через Мексиканский залив, по водной поверхности которого проносятся гигантские ураганы, кружась и разрушая все на своем пути.

Капля же дождя, падающая на западном склоне Пика Джеймса, попадает во Фрейзеп Крик и проделывает свой путь к спокойным водам того обширного океана, который исследователь Бальбоа назвал Тихим, т. е. океаном покоя.

Точно так же бывает и с каждым из нас. Мы стоим на перевале. Перед нами лежат два пути. Налево — путь греха и смерти. Направо — путь, ведущий к праведности, миру и раю. «О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был как река, и правда твоя как, волны морские» (Ис. 48:18).

Только два пути

Есть только два пути, лишь только два:

Один — крутая, горная тропа.

Другой — в цветах красивых в них ведет

И радость лишь обманчиво дает.

Есть два проводника, лишь только два:

Один — как Пастырь к нам всегда.

Другой — красивый обольститель змей,

Скрывается под внешностью своей.

Есть только два приюта, только два:

Один — прекрасный город, где нет зла.

Другой — как плод возмездия за грех,

Удел всех падших, без различных дел.

Скорей вступай на путь, ведущий к жизни,

Тебя Спаситель ждет в твоей отчизне.

Ты от ворот широких убегай,

Чтоб не утратить право входа в рай!

Ф. Е. Белъден [91]