Глава 10. Пять методов нападения сатаны

В Нью-Йорке, в Медисоновском парке люди уплатили более миллиона долларов за то, чтобы посмотреть состязание спортсменов на звание чемпионов по физической силе и ловкости. Тысячи глаз видели это. Миллионы людей слушали подробное описание происходящего по радио. Это была разрекламированная, освещенная арена страны.

Решающая схватка между Христом и сатаной, это не какой-то второстепенный номер между действиями основной программы. Этот мир стал объявленным полем сражения, главной ареной, на которой разыгрывается великая драма поколений, где любовь и грех состязаются за прочное превосходство. Христос здесь — положительный герой, сатана — отрицательный. Все мы — актеры. А обширная Вселенная — это зрители. Во время выступления люди также следят друг за другом.

«Потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков» (1Kop. 4:9). Другое значение слова «зрелище»- это «театр». В переводе Моффата мы читаем: «гладиаторы на арене». У Уэймауса мы читаем: «Ибо мы стали зрелищем для всего творения» (в английском переводе-«Ибо мы сделались зрелищем для мира, для ангелов и для людей».

Поколения приходят и уходят. Столетия превращаются в тысячелетия. Неисчислимые миллионы появлялись на сцене, играли свою роль и исчезали. А представление все еще продолжается. Но оно скоро окончится. А до того как прозвучит звонок и опустится занавес на этом самом длинном представлении, каждое ответственное в нравственном отношении существо в мире Божьем и во Вселенной определит свою вечную судьбу [92] своим выбором стороны в этой борьбе. Предмет спора ясен. Ставки высоки. Нейтральной стороны нет. Христос сказал: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Матф. 12:30).

Теперь рассмотрим пять основных методов, которыми сатана, этот заклятый враг Христа, старается одолеть человека.

1. Он действует обманом

Всякий человек считает, что он ненавидит обман. Одна вдова, лишившись своего мужа, управляла маленькой бакалейной лавкой, чтобы добывать себе и своим детям средства существования. Однажды перед лавкой остановилась автомашина и из нее вышел мужчина. Войдя в лавку, он сделал покупки на 50 центов, дал этой женщине чек достоинством в 20 долларов. Получив сдачу 19 долларов и 50 центов, он уехал. Когда лавочница принесла свои деньги в банк, ей сказали, что этот 20-долларовый чек — фальшивый. Мошенник взял у этой вдовы товар на 50 центов и 19 долларов 50 центов ее денег.

Ненавистен мне, как адские врата,

Всяк человек, чьи лживые уста.

А в сердце таит он совсем другое!

Гомер

Христос — Вождь небесных сил — ясно показал, что одной из черт характера сатаны является обман.

«Он лжец и отец лжи» (Иоан. 8:44). Цель каждого лжеца — обмануть. Когда кто-либо лжет, он старается добиться одного из двух,- либо заставить кого-то считать неправду правдой, либо, наоборот, считать правду — неправдой. Обманутый человек убежден, что он прав, когда он на самом деле не прав или же не доверяет правде.

Сатана обманывает, делая себя вестником света и истины

«И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света» (2Кор. 11:14). Будучи апостолом тьмы, он выступает в виде ангела [93] света. Этот стих у Уэймауса переведен так: «Сатана сам себе присвоил облачение ангела света». Для того чтобы заставить человека принять грех, он облек его светом. Он смешивает добро, правду и ложь.

Нередко, чтобы нас завлечь в беду,

Орудия мрака говорят нам правду,

Заманивают всяким честным вздором,

Чтоб в глубочайшем деле обмануть

«Макбет», акт 1, сцена 3

Как рыба в море, человек хватает приманку и попадается на крючок.

Сатана обманывает человека, используя даже проповедников праведности

Ужасно подумать, что проповедник истины становится орудием диавола в обмане человека. Тем не менее вот что говорится в Слове Божьем: «А потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2Кор. 11:15). У Уэймауса говорится, что «они присвоили облачение», а Моффат переводит это место следующим образом: «служители его также выдают себя за служителей правды».

Поскольку ангел света обманул великое множество никогда не согрешавших ангелов и ввел в грех наших прародителей, не благоразумно ли предположить, что он с великим успехом будет обманывать религиозных вождей и будет использовать их для проповеди заблуждения даже с самой кафедры? И конечно же, если он сможет это сделать, он это сделает. Какой простой способ для распространения семян неправды. Какой человек, сам потерпев крушение в истинной вере, в своем заблуждении «вероломно зажигает на берегу костры, чтобы и другие могли разбиться».

Иисус возвысил Свой голос в предостережении: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Матф. 24:4).

Иногда сатана обманывает людей при помощи организаций

Диавол может обмануть одного человека. Этот человек может обмануть другого человека. Итак, постепенно может вырасти целая организация, поглощенная не только истинным учением, но также и заблуждением. И вот [94] с течением времени можно будет видеть великие церковные организации, воображающие, что они нашли истину, и воодушевленные усердием сделать ее применение всеобщим — иногда даже при помощи гражданских законов. Когда такие организации становятся великими и достаточно сильными, они могут стать настоящей проблемой для истинного христианина в его духовной борьбе.

«Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Ефес. 6:12).

Сатана и его павшие ангелы ставят своей основной задачей дело увеличения и управления великими религиозными движениями для того, чтобы не восторжествовали Христос и Его чистая истина.

Мы не осмеливаемся судить об истине числом приверженцев той или другой религии. Мы не можем правильно измерить глубину святости высотой церковных шпилей или сиянием позолоченных алтарей, или великолепием бесподобной музыки больших органов и хоров, подобных небесным. Хорошо вспомнить, что главный обольститель был некогда полон мудрости, совершенен в красоте, искусен в музыке, специально помазанный, чтобы охранять золотой престол благодати у самого трона Божьего. Он знает, как использовать добро и зло.

Так внешний вид не стоит сам себя,

Всегда прикрасы обольщают свет,

В суде какой неправды черный иск,

Но одобренный красивыми словами,

Не скроет истины в вопросах веры,

Какая злая ересь, опираясь

На чей нибудь авторитет иль текст,

Не наведет на грубость позолоты?

«Венецианский купец», акт 3, сцена 2

Банкир обнаруживает фальшивые деньги, хорошо зная, как выглядят подлинные. Искатель правды также может [95] сверить ее с подлинником: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, нет в них света» (Ис. 8:20).

Можно проверить подлинность своей личности, нет ли в тебе фальши. Любишь ли ты истину настолько, чтобы отдать ей предпочтение перед подделкой, особенно когда подделка широко распространена и имеет хождение вместо подлинника.

Диавол обманывает лестью

Человеческие существа склонны любить лесть. «Иногда мы считаем, что ненавидим лесть, но на самом деле нам нравится способ, которым она преподносится».

«Проповедуй слово… Ибо будет время, когда здравого уче-ния принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2Тим. 4:2-4). В переводе Моффата читаем: «Они будут их устраивать и угождать их прихотям».

Библия, таким образом, предсказывает, что придет время, когда люди будут предпочитать учителей, говорящих только то, что желают слушатели и что им более угодно. Они будут желать услышать вкрадчивые, льстивые проповеди. Саму проповедь будут за что-нибудь даже осуждать, но Библия говорит, что проповедники будут говорить то, что люди пожелают слушать. Люди всегда вполне ответственны в конечном счете за то, что они продолжают слушать: «И что будет с народом, то и со священником»,- говорит Св. Писание (Ос. 4:9).

«Близки дни и исполнение всякого видения пророческого. Ибо уже не останется втуне никакое видение пророческое, и ни одно предвещание не будет ложным в доме Израилевом» (Иез. 12:23-24). Моффат передает это таким образом: «Близится время исполнения всякого видения. Не будет напрасным никакое пророческое видение и не одно предвещание в Израиле».

Анна Мор писала:

Самый низкий на свете льстец,

Берегись, кто любит лесть! [96]

Сатана обманывает чудесами

Всегда имеются люди, на которых легко влияют знамения и чудеса. Даже религиозные вожди могут заменить этим более важные вопросы. Во времена Христа некоторые из книжников и фарисеев пришли и сказали: «Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение…». На что Спаситель отвечал: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения» (Матф. 12:38-39).

Иисус мог сказать им: «Вам интереснее видеть чудеса, нежели самим стать чудом. Мне же интереснее чудо преображенного характера, что бывает у тех, кто принимает Мои слова». «Слова, которые Я говорю вам, суть дух и жизнь» (Иоан. 6:63).

Иисус говорил женщине, «которую связал сатана вот уже 18 лет» (Лук. 13:16). И Он исцелил, или освободил, ее. Если сатана связал женщину на 18 лет, разве не может случиться, что он в состоянии и освободить ее? Я полагаю, что сатана ограничен в искусстве исцеления, но я считаю, что он почти неограничен в искусстве лжи. В последние дни этого мира те, кто неискренно любит истину, не поймут знамений и чудес того, «которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (2Фес. 2:9-10).

Какая ясная картина! Попавшие в сатанинскую сеть знамений и чудес были неправедно обольщены. Они смешивают неправедность с праведностью. Что Бог называет грехом, то они не считают грехом. Можно с уверенностью сказать, что любой человек, определяющий истину на основе знамений, чудес и выдающихся событий, будет введен в смущение и непослушание. Таким дано следующее предостережение: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою» (Ис. 5:20). [97]

Цари народов будут увлечены в великую битву Армагеддон бесовскими духами (см. Откр. 16:14).

Сатана «ходил по земле и обошел ее» (Иов. 1:7), усердно занимаясь своим делом обмана. Он приготовляет тысячи смесей истины с заблуждением и распространяет их как препараты для наслаждения, спокойствия духа и счастья. Он подбирает именно такие смеси, которые способны удовлетворять запросы каждого клиента. Но он — шарлатан и обманщик. На всех его рецептах должна быть надпись: С. О. Ш.- «самозванец, обманщик, шарлатан». Придет время, когда подтвердится, что он есть такой на самом деле.

Нужно хорошо запомнить две вещи

Во-первых, нас легко может обмануть любой человек, вещь, дело или организация, которые нам нравятся. Говорят, что великий Илайхью Рут как-то сказал: «Люди не любят истину. Они любят личности». Он беспокоился о будущем своей страны из-за этого, что «если человек любит деньги, ими он будет введен в тысячу путей неправды». Поэтому Спаситель говорил об «обольщении богатством» (Матф. 13:22). Другие любят дело, церковь или организацию какого-либо рода. По существу, в подобных вещах нет ничего плохого. Но они могут ослепить глаза любителя истины. Всем хорошо помнить слова Иисуса: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8:32). И еще: «Слово Твое есть истина» (Иоан. 17:17).

Рассказывают, что кардинал Карло Карафа, легат папы Павла IV, употребил следующее выражение относительно парижских верующих: «Люди желают быть обманутыми, так пусть же они будут обмануты!»

Во-вторых, нужно помнить, что мы можем обманывать самих себя и это нам может даже нравиться. [98] Шопенгауэр сказал: «Всякими искусными выдумками мы никого, кроме себя, не обманываем и не обольщаем».

Выдающийся поэт Гете пошел дальше, написав: «Нас никогда не обольщают, но мы обольщаем сами себя». Несомненно, это преувеличение было сделано с определенной оговоркой в уме. Во всяком случае, эта мысль интересна в свете Писания. «Никто не обольщай самого себя» (1Кор. 3:18). И еще: «Если говорим, что не имеем греха,- обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Иоан. 1:8).

Диавол плохой, очень плохой. Он обманщик, ловкий обманщик. Но со справедливостью нам не следует обвинять его, когда мы обманываем самих себя.

2. Сатана нападает через обвинения

Разговаривая с Евой, сатана обвинял Бога в двух вещах: намеками он обвинял Бога в запрете пользоваться тем, что принесло бы ей великую мудрость и личный успех. Затем он обвинял Бога в неправде, когда подверг сомнению следующее утверждение: «Смертию умрешь» (Быт. 2:17; 3:4).

Против первого обвинения в том, что Бог не есть любовь, Иисус Христос выдвинул утверждение, привлекающее внимание: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного» (Иоан. 3:16).

Против второго обвинения в том, что Бог не сказал истины о грехе и смерти, Иисус сказал о сатане: «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан. 8:44).

Этим самым он назвал вещи своими именами. Здесь изображен острый и решительный конфликт. Кто-то является лжецом — это совершенно ясно. В Писании говорится: «Невозможно Богу солгать» (Евр. 6:18). Это потому, что сам характер Божий есть истина: «Бог верен и истинен» (Втор. 32:4).

Об этом же сказал Иисус: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, [99] единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан. 17:3). Когда мы бросим свой жребий на сторону Господа, мы не избавимся от обвинения, но мы будем на правильной стороне, на побеждающей стороне.

Разговаривая с Евой, сатана обвинял перед нею Бога. Когда же он разговаривал с Богом, он обвинял перед Богом Иова. Это старая уловка диавола, чему он научил многих из нас. Он приспосабливает свои слова к обстоятельствам. Он извивается как змей.

Рассмотрим случай с Богом, Иовом и сатаной: «И отвечал сатана Господу, и сказал: разве даром богобоязен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все что, у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле. Но простри руку Твою и коснись всего, что у него,- благословит ли он Тебя?» (Иов. 1:9-11). Другими словами, сатана обвинял Иова в том, что он служил Богу только из-за награды, и предсказал, что он отпадет и превратится в изменника, если будет лишен преходящих благ. Бог же в действительности сказал: «Испытай его, но сохрани жизнь его» (см. Иов. 1:12).

И отошел князь мира сего. В течение 24 часов Иов потерял 500 пар запряженных волов и 500 ослиц, которых взяли савеяне, 7000 овец было уничтожено молнией, 3000 верблюдов было взято халдеями, а семь сыновей и три дочери погибли от сильной бури; четыре слуги, по одному от каждого несчастья, остались лишь для того, чтобы принести ему поразительные и ужасные вести. В один день в его имении не стало скота, а дом его лишился детей, осталась ему лишь жена, которая была насмешницей. Ну а как же с обвинениями сатаны? Подтвердились ли они? Что сделал Иов?

«Тогда Иов встал, и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову [100] свою, и пал на землю, и поклонился, и сказал: наг я вышел из чрева матери своей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов, и не произнес ничего неразумного о Боге» (Иов. 1:20-22). Сатана обвинял Иова ложно, но он не смог заставить Иова безрассудно обвинять Бога. Иов выдержал испытание, хотя ему и не было понятно происхождение и цель всего этого. Бог может разрешить сатане наслать на нас испытания и скорби. Сатана может внушить нам, что наши грехи слишком велики, чтобы Бог мог простить их, что мы так много отходим от Бога, и что мы слишком недостойны, и что мы никогда не достигнем цели.

Один старик, продававший Библии и другие книги для того, чтобы приводить людей ко Христу, тяжело опустился на сиденье своей двухместной коляски и отправился в путь во время дождя по липкой грязи черноземной степи Техаса. Используя преимущество сумрачного и унылого дня, диавол шептал старику: «Оглянись на все свои прошлые и черные безобразные грехи. Подумай обо всех невыполненных решениях, недостатках и сделанных тобою безрассудных делах. Кроме того, ты можешь отказаться. Ведь ты никогда не достигнешь неба». Старик сел прямо как стрела. Он сказал вслух: «Диавол, уходи! Или поговори обо мне с Иисусом Христом. Он — мой Представитель. Я отдал свою жизнь полностью Ему!» И диавол ушел, а старый святой с ликованием ехал дальше среди дождя.

3. Сатана нападает, причиняя личные несчастья

Сатана настойчив. Когда его нападения отбивают в одном направлении, он подходит в другом месте.

Ужасные удары судьбы, нанесенные сатаной, не смогли поколебать веру Иова. [101] Но когда сатана поразил Иова настолько жесткими телесными страданиями, что даже его жена поддалась отчаянию и родственники покинули его,- вера его пошатнулась. Огонь его веры почти померк во тьме крайнего отчаяния. Положите честолюбивого человека пластом на спину и пусть его болезнь протянется подольше, и перед вами предстанет самая трудная в жизни проблема. Даже слабые причитания Иова были наполнены жалким унынием: «И душа моя желает… лучше смерти, нежели сбережения костей моих. Опротивела мне жизнь. Не вечно жить мне. Отступи от меня, ибо дни мои суета» (Иов. 7:15-16).

И все же из мрака отчаяния и тьмы он в надежде протягивает руки и говорит: «Вот, Он убивает меня; но я буду надеяться… и это уже в оправдание мне». «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восстановит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога» (Иов. 13:15, 16; 19:25-26).

Это была вера, которая не уступила никаким пыткам сатаны. Это была вера, способная устоять до самой смерти, которую можно видеть после смерти в жизни вечной. Сатана и все его силы ада никогда не смогут победить человека, который будет в простоте сохранять подобную веру, хотя бы диавол и боролся за каждую пядь земли.

О, если б все могли познать,

Любовь, нисшедшую с небес.

О, если б нам вполне понять,

Отцово сердце в небесах!

Послушай! Ангельские песни,

Несут нам радость с высоты,

Когда средь обстоятельств тесных,

Бывает, горько плачем мы…

Все небо утешает нас

В великолепии своем…

А разве тот Голгофский час

Нам ободренье не дает?

Да, мы не можем сомневаться,

Что Бог от гибели спасет,

Пусть даже мрак нас окружает,

Надежда радость нам дает.

Фенни Болтон [102]

4. Сатана воздействует гонениями

Если сатана не сможет сбить человека с пути обманом, если он не сможет совратить его обвинениями и нанесением ему физических страданий, по его подстрекательству другие люди станут преследовать этого человека. Он преследует истинную религию силами ложной религии. Иногда ложно использует гражданские законы для притеснения святых Божьих.

Когда три мужа иудейских отказались поклониться золотому истукану, которого в далекой древности поставил царь Вавилонский на поле Деир, они были брошены в печь, раскаленную огнем (см. Дан. 3).

Пророк Даниил лицом к лицу встретился с законом, который запрещал молиться его Богу, за что его бросили в львиный ров (см. Дан. 6).

Приближалось рождение Иисуса Христа. Сатана приготовился уничтожить Спасителя через власть Ирода, подчиненного Древнему Риму, при котором Он родился (см. Откр. 12:3- 5, 9; Матф. 2:7-16). Раздраженные и смущенные руководители церкви Его родного города исполнились ярости от простой проповеди, говорившей о Его миссии, и повели Его на вершину горы, чтобы свергнуть Его (см. Лук. 4:16-30).

Представители как религиозной, так и светской власти были посланы, чтобы уловить Его в словах (см. Марк. 12:13). Первосвященники и фарисеи послали служителей, чтобы схватить Его, но они возвратились, сказав: «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек« (Иоан. 7:46). Многие из уверовавших боялись исповедовать Его, потому что «Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги» (Иоан. 9:22). Даже «и из начальников многие уверовали в Него, но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги; ибо [103] возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божью» (Иоан. 12:42, 43).

Общепризнанная религия тех дней, побуждаемая сатаной, никогда не прекращала своего преследования Христа, пока Он не был пригвожден ко кресту; даже больше, пока Он не был положен в высеченный в скале гроб, закрытый большим камнем, опечатанный печатью римских властей и охраняемый сотней солдат.

Иисус сказал Своим ученикам: «Чашу Мою будете пить» (Матф. 20:23). «Ненавидит вас мир» (Иоан. 15:19). «И враги человеку домашние его» (Матф. 10:36).

Предсказывая будущее через откровение, данное апостолу Иоанну, Иисус указывал, как сатана будет действовать через языческий, варварский Рим, а также и в последующие времена средневекового террора. В решающий момент вековой борьбы с Христом и законом Божьим, низверженный в последнем периоде времени, сатана будет вести борьбу против истинных последователей Христа (см. Откр. 12:10-17).

Своим верным детям всех времен Иисус говорит: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Иоан. 16:33).

Ричард Бакстер сказал: «Мне путь незнаком, но не Христу».

Во все твои дни полагайся на Бога,

Не бойся, Он держит за руку тебя;

Ты пой и когда в твоей жизни тревога, —

Поймешь только в вечности скорбь бытия.

5. Сатана завершает свой труд одержимостью

Многие задают вопрос: «В чем же заключается состояние «одержимости» диавола?» Христос представляет нам картину, как нечистый дух выходит из человека и затем возвращается, находя место незанятым. Тогда этот дух идет и берет с собой семь других нечистых духов, злейших себя, и все они входят в того человека, делая [104] последнее его состоянии худшим, нежели первое (см. Матф. 13:43-45).

Христос изображает человеческое сердце полем боя, спорным районом, занятым силами добра и зла. Постоянно нейтральной области быть не может. Этот район не может быть также и разделен какой-нибудь преградой на две части для полного обладания Христом или сатаной. Им может обладать либо тот, либо другой. В этом заключается учение Библии. Этому же учил и Христос.

Доктор Д. X. Олдхем, секретарь совета организации «Христианская вера и общественная жизнь», писал в «Крисчен Нью Леттер»: «Кажется, что сегодня всем управляют сатанинские силы. Не только порывы насилия, жестокости и страстей сорвались с цепи в этом мире, но, кроме предзнаменований, пробужденных ими, у многих людей растет враждебное чувство, сила зла, побуждаемая вражескими стихиями Вселенной».

И дальше он приходит к заключению: «Современная психология подтверждает библейскую точку зрения о человеке, не считает его замкнутой личностью, хозяином своей судьбы. Она считает его местом сражения борющихся сил добра и зла, овладеть которыми могут с одной стороны дьявольские силы, а с другой — искупительная благодать».

Это не говорит, что человек заранее обречен на зло или предопределен к добру; но из этого следует вывод, что имеется два пути, два закона и две силы. Есть путь вверх и путь вниз. Есть закон добра и зла. Есть власть Христа и власть сатаны.

Какой путь мы изберем, какой закон будет управлять нами? Кто будет господином — Христос или сатана? Выбор за нами, точные весы судьбы отданы в наше собственное расположение. Бог не будет склонять чашу этих весов. Христос [105] не будет влиять на их показания. Ангелы не могут прикасаться к ним. И сатана не может трогать их. Только человек, бросив на чашу весов груз своего собственного выбора, может решить, в каком направлении будет двигаться стрелка весов и какая власть будет господствовать в его жизни.

Получив разрешение войти, сатана со временем добьется полного обладания жизнью такого человека. «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати и он пошел и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его [Христа] предать им. Они обрадовались» (Лук. 22:3-5).

Одержимый диаволом ученик заключил сделку с одержимыми диаволом религиозными вождями и предал Спасителя мира в руки церковных руководителей и гражданских властей. Концом была Голгофа. У Иоанна находим следующие слова, имеющие глубокий смысл: «Он [Иуда] тотчас вышел; а была ночь» (Иоан. 13:30).

Да, для Иуды это была ночь. Это была физическая ночь, и это была духовная ночь без малейшего проблеска надежды. Он, чья жизнь могла бы сиять, подобно самой яркой звезде, на небосводе Вечного Евангелия, вышел в пустоту черной темноты. Его вел сатана, чтобы он надел на свою шею веревочную петлю и повесился на дереве. Под весом его тела лопнула веревка; ужасно обезображенные останки его стали добычей бродячих собак,- молчаливый символ результата служения греху, себе и сатане.

Три средства, которыми мы можем победить сатану

«Они победили его кровию Агнца» (Откр. 12:11). Да, Голгофа является всегда нашим основным ответом. Сатана пытался сделать Голгофу решающим часом поражения. Но Иисус сделал ее славным, торжественным часом победы. [106] «Дабы смертью [Христа] лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2:14).

Однажды большой степной пожар, подгоняемый сильным ветром, неумолимо двигался по направлению к усадьбе фермера. Фермер быстро запряг лошадей и сделал порядочно борозд в форме большого круга вокруг своего дома. Затем он поджег сухую траву внутри круга и полностью сжег ее. Ревущие, вселяющие ужас злые духи степи с гигантскими языками прыгающего пламени устремились к дому фермера. Но когда пламя наткнулось на борозды распаханной земли с выжженной между ними растительностью, оно завертелось вдоль круга и пошло дальше своим разрушительным путем. Фермер и его семья, его дом и амбары, его машины и скот были спасены. Огонь Божьего гнева против греха горел на Голгофе, где ты и я можем собраться вокруг креста Иисуса, и огонь разрушения нам не повредит.

Начни свой путь к небесам у креста на Голгофе. Поближе держись ко Христу на кресте на всем твоем пути.

Во-вторых, мы можем употребить «меч духовный, который есть Слово Божие» (Ефес. 6:17). После 40 дней поста и молитвы Иисус был слабым и усталым. В этот час Его великой слабости к Нему подошел сатана с сильным, почти непреодолимым искушением. Он подошел в первый раз. Иисус сказал: «Написано». Он подошел во второй раз. Иисус сказал: «Написано». Он подошел в третий раз, и опять Иисус сказал: «Написано!» (см. Матф. 4:1-9). Три удара обоюдоострым мечом Слова Божьего, и сатана ушел на некоторое время, чтобы его не раздвоили пополам этим мечом (Евр. 4:12).

В-третьих, нам нужно помнить слова: «Противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4:7). «Они победили его… словом свидетельства своего» (Откр. 12:11). [107]

Нельзя лениво лежать на спине или удобно развалиться на подушке в пышной кровати и в то же время находиться в путешествии к небу. Мы должны громко и отчетливо говорить и нести свое свидетельство о Боге, о Христе и об истине. Мы должны стать в ряды воинства Божьего, взяв щит веры и меч духовный, и подвизаться добрым подвигом веры, держась вечной жизни (см. 2Тим. 6:12).«Величайшая нужда мира — это нужда в людях, которых нельзя ни купить, ни продать; в мужах, которые в самых сокровенных уголках своей души правдивы и честны; в мужах, которые не страшатся назвать грех его настоящим именем; в мужах, чья совесть так направлена к долгу, как магнитная стрелка к полюсу; в мужах, которые будут стоять за правду, если бы даже на них обрушилось небо» (Воспитание, с. 57). [108]