Раздел 3. Вопросы человека о Библии

Глава 12. Что такое Библия?

Глава 13. Что говорят о Библии люди?

Глава 14. Как Библия пришла к нам?

Глава 15. Зачем людям нужна Библия?

Глава 16. Истинно ли содержание Библии?

Глава 17. Когда говорят камни

Глава 18. Другие доказательства

Глава 19. Достоверны ли библейские пророчества?

Глава 20. Что нового о Ное и потопе?

Глава 21. Как понимать Библию?

Глава 12. Что такое Библия?

В одном из рассказов повествуется о том, как гость спросил малыша: «Сколько тебе лет?» Мальчик отвечал: «В соответствии с моей последней личной проверкой мой психологический возраст-12 лет. Мой духовный возраст — 4 года, мой анатомический возраст — 7 лет, а мой физиологический возраст — 6 лет. Но если хотите знать мой хронологический возраст, то мне 8 лет». Сегодня чуть ли не каждый знает значительно больше слов, чем знали его дедушка и бабушка. И тем не менее Библию — эту самую замечательную в мире Книгу, пользующуюся наибольшим спросом, часто читают меньше и понимают еще меньше, чем это было раньше. При проверке почти 14 000 школьников города Нью-Йорка с 5-го по 8-й классы, оказалось, что один из четырех никогда не слыхал о десяти заповедях.

Слово «Библия»

Как ни странно это может показаться, но слово «Библия» не встречается в тексте самой Библии. Оно напечатано на обложке, но в содержании самой книги его нет.

Что же означает слово «Библия», и почему эта Книга именно так названа? Слово «Библия» происходит от латинского слова «библиа», что значит — книги. Латинское же слово «библиа» [116] произошло от греческого «библос» — книга. Таким образом, слово «Библия» означает книги. Это название как раз соответствует ей, поскольку Библия содержит в себе много книг: 39 в Ветхом Завете и 27 — в Новом, или 66 книг всего.

Как Библия называет саму себя?

Ну а как же сама Библия называет эти произведения? Чтобы обнаружить более общее название, встречающееся в Библии, обратимся к четырем утверждениям Самого Иисуса. Первое находим в Лук. 4:16-21:

«И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исайи. И Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное». И закрыв книгу и отдав служителю, сел; глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». Здесь описана та напряженная сцена в синагоге древнего Назарета в тот незабвенный субботний день, когда Иисус объявил миру о Своей миссии, как это было предсказано в книге пророка Исайи. Когда Иисус говорил о прочитанном Им месте, Он ссылался на него словами: «писание сие».

И снова читаем слова Его в Матф. 21:42: «Неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла». [117] И снова мы слышим Его слова: «Заблуждаетесь, не зная Писаний» (Матф. 22:29). Еще раз Он говорит об этом. Это было с двумя Своими разочарованными последователями по дороге из Иерусалима в Еммаус, когда день склонялся к вечеру. Выслушав их печальное описание распятия, Он сказал им: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И начав от Моисея, всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лук. 24:25-27).

Таким образом, древние библейские произведения Иисус назвал «Писанием». Это слово означает: «то, что написано», или «книги». Поэтому мы часто называем Библию Священным Писанием.

Содержание Писания

Какие произведения включены в Св. Писания? Это наиболее естественный и важный вопрос. Поскольку во времена Христа не было Нового Завета, Его ссылки на Писание всегда указывали на Ветхий Завет.

Между Ветхим и Новым Заветом противоречий нет. Они, как воинская часть в бою,- держатся или падают вместе. Ветхий Завет является основанием для Нового. Кто-то писал, что в Новом Завете имеется более 250 прямых выдержек из Ветхого Завета. Профессор Миллиген говорит, что книга Откровение «совершенно пропитана воспоминаниями, событиями, мыслями и языком церковного прошлого… Она представляет из себя безупречную мозаику мест из Ветхого Завета».

Некоторые сравнивают Ветхий Завет с дамасским мечом, который делается из переплетенной проволоки, нагревается, выковывается и затем закаливается для того, что бы лезвие его было неотразимым. Так и Ветхий Завет символически переплетен с Новым Заветом, затем они были накалены и сварены вместе в огне божественного вдохновения, пока они [118] не стали «мечом духовным, который есть слово Божие» (Ефес. 6:17).

Что говорит Иисус о частях Писания, которые в Его время означали только Ветхий Завет? Он ясно распределил Ветхий Завет на три основные части, когда говорил после Своего воскресения из мертвых. «Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лук. 24:44, 45).

Вот разделение Ветхого Завета на три части: закон Моисеев, или первые книги Библии — Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, часто называемые Пятикнижием. Второй раздел, или пророки, включает в себя остальную часть Ветхого Завета, за исключением того, что мы называем Псалмами; в третью часть включены не только книги, которые мы называем псалмами, но также книги Руфь, Первая и Вторая Паралипоменон, Ездры, Неемии, Есфирь, Иова, Притчей, Екклезиаста, Песни Песней Соломона, Плач Иеремии и Даниила.

Правда, английский перевод римско-католической Библии имеет еще семь книг в Ветхом Завете, которые не принимаются протестантами. Это книги Товита, Иудиф, Премудрости Соломона, Екклезиаста, Варуха и первая и вторая Маккавейские. Добавлены также шесть дополнительных глав к книге Есфирь и 70 стихов к третьей главе Даниила, а также 13-я и 14-я главы книги Даниила.

В связи с этим важно заметить, что Христос и апостолы никогда не ссылались и не приводили выдержек из этих добавочных произведений, известных под названием апокрифов. За исключением этих добавочных книг тем не менее католическая Доуэйская Библия является отличным переводом.

О книгах Нового Завета также говорится как о Писании. [119] Петр ссылается на послания апостола Павла: «Возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом во всех своих посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2Петр. 3:15, 16).

Таким образом, ап. Петр ссылается на труды апостола Павла на той же самой основе, как на «прочие Писания».

И апостол Павел в 1Тим. 5:18 цитирует выдержку из Евангелия Лук. 10:7: «Трудящийся достоин награды своей», и говорит, что эти слова из Писания.

Таким образом, мы приходим к ясному заключению, что книги как Ветхого, так и Нового Завета составляют Писание,- основное библейское название содержания книги, которую мы называем «Библия».

«В Новом Завете более 50 раз встречается обращение к «Писанию» или к «Писаниям» в таком смысле, который показывает, что те слова имели такое же определенное значение, какое они и теперь имеют среди евангельских протестантов». (Д. Ф. Райт. Божественный авторитет Библии, с. 371).

Рассмотрите два следующие заявления Иисуса: «Да сбудутся Писания» (Марк. 14:49). «Не может нарушиться Писание» (Иоан. 10:35).

Посему неудивительно, что апостол Павел настаивает на единстве и ценности и вдохновении всего Писания (см. 2Тим. 3:16). И со всей искренностью восклицает: «Ибо, что говорит Писание?» (Рим. 4:3).

Блаженны мы, когда взираем,

На славу Господа небес,

Что нам Писанье отражает

В лучах немеркнущих словес! [120]