Глава 15. Зачем людям нужна Библия?

Библия, которая обычно известна под названием «Писания», называется также «Книгой Господней» (Ис. 34:16), «благовестием Божьим» (Евр. 6:5) и «Словом Христовым» (Кол. 3:16). Эту Книгу божественного происхождения небеса предусмотрели для человека. Для чего? Каково назначение этой Книги? Зачем людям нужна эта Книга?

Потребность в Библии у человека такая же всеобщая, как жизнь и смерть. Вальтер Скотт, известный шотландский писатель, сентиментальный, как ребенок, сильный, как мужчина, и преуспевающий сверх своих несбыточных мечтаний,- оказался на смертном ложе в результате перенапряжения в попытке выплатить долги, вызванные крахом в деловых операциях. В тот сумрачный час своей жизни он сказал Джону Локкарту — своему зятю и будущему биографу: «Прочти мне что-нибудь из Книги».

Подумав о многочисленных произведениях сэра Вальтера, Джон сказал: «А какую именно книгу читать?»

Скотт отвечал: «Нужно ли еще спрашивать? Есть только одна Книга». Итак, там, в старом Эбботофорде, окруженный своими детьми, в то время как мрак смерти все более сгущался, он слушал весть из Книги Божьей, Библии, и видел восхитительный, утешающий отсвет, когда он уснул навеки 21 сентября 1832 г.Библия является светильником Божьим, дающим надежду всем людям. [132] Это Божье противоядие от отчаяния. «А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим. 15:4).

В эти мрачные часы человеческой истории, когда черные тучи ужасного разрушения проносятся по нашему небу, в Библии дано обетование, чтобы «твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6:18, 19).

Когда буруны возвестят, что рифы близко,

Знай! Потоки страха смирит Спаситель.

Хотя завывает буря и ветер дует,

Но все же ладья спасенья сохранена будет…

Во свете нового утра глаза увидят

Сияние ворот жемчужных гавани дивной,

На небесном берегу мы якорь бросим,

Забудем волны моря, их грозный рокот.

Прискилла Д. Оуэнас

Другое назначение Библии

А теперь рассмотрим другое, особое назначение Библии, другую причину ее необходимости в жизни человека. Пожалуй, самое полное и в то же время краткое изложение этой причины дано ап. Павлом в следующих двух стихах:

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим. 3:16, 17).

Первым в изречении Павла стоит «научение». Слово «научение» означает учение. А слово «учение» имеет значение — «истина», «принцип веры». В исправленном стандартном издании Библии и в переводе Уэймауса и у Моффата читаем: «полезно для научения».

В соответствии же с Писанием человеку нужно учение. [133] Нам полезно вникнуть в учение. Временами мы можем чувствовать, как внутренний голос говорит в нас: «Мне не нравится учение. Мне нужен Дух. Поэтому дайте мне духовное». Но ведь истина заключается в том, что учение от Духа, ибо и «все Писание богодухновенно и полезно для научения». Одной из величайших потребностей Церкви и мира сегодня является необходимость ясно и определенно изложить великое учение истинной веры и нравственности. Нам нужно во что-то верить, при этом мы должны знать, почему мы верим и во что мы верим. Слишком многие колеблются, увлекаясь «всяким ветром учения» (Ефес. 4:14). Многие же не знают, во что верят, и более убеждены в том, что сами не верят, нежели в том, чему верят.

Так же было и во дни Иисуса. Он только что начал Свое служение среди народа, и, заканчивая Свою Нагорную проповедь, Он, в сущности, говорил людям следующее: если вы поверите и исполните Мои Слова, вы уподобитесь мужу благоразумному, который построил дом свой на камне. Если же не будете верить и исполнять Мои слова, уподобитесь человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. В этих словах слышится уверенность. Об этом случае записано в Матф. 7:28, 29: «И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи». Иисус имел определенную веру. И Он стоял за это.

Никогда не было великих религиозных пробуждений без проповеди великого учения. С одинаковым успехом можно попытаться построить прочный дом, не заложив хорошего фундамента, и без прочного каркаса; и попытаться создать убежденный христианский характер — без веры в великое учение. Христианин без твердой веры подобен телу без костей. Оно не имеет твердости, чтобы стоять прямо. У него нет силы. [134]

Воистину, телу нужны не только кости, чтобы оно не было лишь скелетом. Тем не менее нормальное тело должно иметь кости, хорошие кости. В христианской жизни нужно не только учение, но, чтобы быть добрым христианином, нужно учение. «Все Писание полезно для научения».

Все Писание полезно не только для научения, утверждающего в понимании основных божественных истин, но, как написано в том же самом стихе (2Тим. 3:16), оно полезно и «для обличения».

Никто из нас не получает удовольствия от обличения — оно нам неприятно от рождения. И все-таки Бог считает необходимым обличать нас. Человек, не считающий себя больным, не будет искать врача. Бог не сможет исправить наши недостатки, если мы не будем знать и признавать их, хотя обличение человека не доставляет Богу никакого наслаждения.

Христос разговаривал с женщиной, имевшей плохую репутацию. Он говорил ей о живой воде. Он пытался помочь ей, не привлекая внимания к ее греху. Не добившись успеха, он сказал ей: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда».

«У меня нет мужа»,- отвечала она.

Иисус сказал ей на это: «Правду ты сказала… ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» (Иоан. 4:16-18). Христос точно указал на ее грех, и в этом случае только таким путем Он мог спасти эту женщину, тем не менее она сначала старалась спасти репутацию, выступая за свою религию, против Его религии и за свое место поклонения, против места поклонения иудеев.

Такие тайные сердечные грехи, как гордость, зависть, ненависть, алчность, которые могут ускользнуть от внимания человека, видит Бог, и они особенно отвратительны в Его глазах. Назначение Писания — открывать, подобно рентгеновским лучам, эти внутренние болезни. В Евр. 4:12 мы читаем: «Ибо Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души [135] и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные». Библия открывает кривые и уродливые кости учения и указывает на эгоистичные и грешные мысли. Таким образом, Слово Божье становится обличителем греха, будь это грех верующего или неверующего. Оно беспристрастно. Любой человек, если будет искренно следовать Писанию, придет к заключению о своей греховности и почувствует обличение в своем сердце. Необличенный грех опасен.

За обличением следует исправление. Простое обличение мало чего стоило бы, если бы не могло произвести изменения к лучшему. И здесь снова действующим средством является Слово Божье. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления». У Моффата читаем: «для исправления недостатков». Писание не только утверждает в нас правильное учение, оно не только обличает нас лично, за личные грехи, но ведет к исправлению указанного греха, исправляет жизнь и охраняет нас на правильном пути.

Александр Маклауд рассказывает о двух мужчинах, которые приехали на большой завод с целью раскрыть секрет изобретенной одним способным человеком новой машины и скрыто составить ее чертежи.

В своем номере гостиницы один из этих молодых людей открыл Библию на 20-й главе книги Исход и стал читать Десять Заповедей. Когда он дошел до восьмой заповеди, то не смог читать дальше, ибо казалось, что слова этой заповеди сверкнули в его сознании, как огонь, и он почувствовал угрызение совести: «Не кради!» Эти люди уехали домой, не раскрыв секрет изобретенной машины, но овладели секретом’ личной силы. «Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему» (Пс. 118:9).Юный, гибкий и красивый Иосиф был продан в рабство в древнюю землю Египетскую. Спустя некоторое время он стал управляющим в доме Потифара, который [136] был начальником телохранителей у фараона. Когда его соблазняла на тяжкий грех жена Потифара, несмотря на очарование таинственности и на соблазн приобрести расположение и иметь вознаграждение, Иосиф сказал ей: «Как же я сделаю сие великое зло и согрешу перед Богом?»

Эта смуглая красавица земли египетской ежедневно обращала на Иосифа свои взоры и страстным, осторожным шепотом занимала этого стройного юношу Божьего. А он всегда отвечал: «Нет!» Он не обманывал ни своего господина на земле, ни своего Господина на небесах. В нем высшее одержало победу над низменным, хотя и казалось, что никто никогда не узнает о его грехе.

А какая же цена была его слова «нет!»? Ценой была тюрьма, где ноги его заковали в цепи и самого его оковали железом (см. Пс. 106:10). В чем же секрет его силы? Основы праведности, которым он научился у своего отца в Ханаане, были в его душе и сердце. «В сердце своем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить перед Тобою» (Пс. 118:11). Он жил, как бы находясь под прямым пристальным взором Божьим, покорный Его слову, поэтому он оказался победителем в час искушения. Стоя на самом краю опасной пропасти, он укрепился Словом в присутствии Божьем. Один писатель сказал: «Если бы Слово Божье изучалось так, как должно, люди имели бы широту мышления, благородство характера и непоколебимую волю, что редко наблюдается в это время» (ПХ. 95).

Все выше приведенные мысли и примеры выражены с целью расширить наше представление об изучаемых стихах: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». У Уэймауса подчеркнуто — «в правильных поступках». Или «нравственной дисциплины» — согласно переводу Моффата. «Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» («завершенный, искусный, совершенный»- согласно переводу Уэйсмауса, 2Тим. 3:16-17). [137]

Самое главное назначение Библии

Самое главное — исключительное — назначение Библии мы оставили под конец для того, чтобы глубже запечатлился тот факт, что это назначение должно быть не только последним, но также и первым. Библия уподобляется светильнику (см. Пс. 118:105), хлебу (см. Матф. 4:4), молоту и огню (см. Иер. 23:29), меду (см. Пс. 118:103) и мечу (см. Ефес. 6:17). Эти и другие интересные и важные вопросы мы пропустили для того, чтобы хоть бегло взглянуть на главную личность Писания. Сын Человеческий сказал о Себе: «Не бойся; Я есть первый и последний» (Откр. 1:17).

Евреям в Иерусалиме во время одного из их религиозных праздников, когда они хотели убить Его в первые дни Его служения, Иисус сказал: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» • (Иоан. 5:39). О Его беседе после распятия и воскресения из мертвых написано следующее: «И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лук. 24:27).

Этими словами Иисус с выразительной ясностью указывает на то, что с начала и до конца Писания содержат откровения о Нем. Христос сказал Моисею: «Я есмь Сущий… так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» (Исх. 3:14). В этих словах лежала гарантия освобождения Израиля. Поэтому, явившись людям «в подобии плоти», Он сказал: «Я есмь Младенец из Вифлеема, Спаситель кроткий и смиренный, Я есмь Бог явившийся во плоти» (1Тим. 3:16). Нам Он говорит: «Я есмь пастырь добрый». «Я — хлеб живый». «Я есмь путь, истина и жизнь». «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Иоан. 10:11; 6:51; Матф. 28:18). [138] «Ибо верен Обещавший». «Это Я — не бойтесь». Слова «С нами Бог» являются залогом нашего избавления от греха, в них сокрыт источник помощи для повиновения закону Божьему» (ЖВ. 24, 25)

Христос во всей Библии

В книге Бытие — Он Семя жены.

В книге Исход — предзнаменованный Агнец.

В книге Левит — олицетворен в образе первосвященника.

В книге Числа — звезда Иакова.

В книге Второзаконие — пророк в образе Моисея.

В книге Иисуса Навина — Вождь воинства Господнего.

В книге Судей Израилевых — вестник Иеговы.

В книге Руфь — наш родственник и Искупитель.

В книге Царств — Господь и семя Давидово.

В книге Паралипоменон — Царь царей.

В книге Ездры и Неемии — Господь неба и земли.

В книге Есфирь — наш Заступник.В книге Иова — наш Воскресший Искупитель.

В Псалтири — Сын Божий.

В книге Притчей — Наставленный Богом.

В книге Екклесиаста — Он превыше солнца.

В книге Песни Песней — Возлюбленный.

В книге Исайи — Он Искупитель и прославленный Спаситель.

В книге Иеремии — «Господь наша праведность».

В книге Плач Иеремии — Муж скорбей.

В книге пророка Иезекииля — Князь и священник.

В книге пророка Даниила — распятый Мессия, а затем Правитель мира.

В книге пророка Осии — Он спасает отпавших.

В книге пророка Иоиля — «Он даст глас Свой и потрясет землю».

В книге пророка Амоса — Он производит суд и восстанавливает.

В книге пророка Авдия — Он — Господь царства Своего.

В книге пророка Ионы — восставший пророк.

В книге пророка Михея — Владыка, родившийся в Вифлееме.

В книге пророка Наума — добрый вестник.

В книге пророка Аввакума — Святой с Голгофскими ранами.

В книге пророка Софонии — Спасающий Господь посреди них.

В книге пророка Аггея — «Желаемый всеми народами».

В книге пророка Захарии — «Царь кроткий и смиренный».

В книге пророка Малахии- «Солнце правды». [139]

В Евангелии от Матфея — Эммануил — с нами Бог.

В Евангелии от Марка — Камень, который отвергли строители.

В Евангелии от Луки — Прощающий должника.

В Евангелии от Иоанна — Творец, Искупитель и грядущий Царь.

В Деяниях апостолов — вознесшийся Господь.

В послании Иакова — Господь, пришествие которого приближается.

В Первом Петра — непорочный и чистый Агнец.

Во Втором Петра — Утренняя звезда в сердцах наших.

В посланиях Иоанна — Слово Жизни.

В послании Иуды — Михаил Архангел.

В послании к Римлянам — оправдывающий нечестивого.

В Первом Коринфянам — Надежда на воскрешение из мертвых.

Во Втором Коринфянам — Любовь объемлющая.

В послании Ефесянам- Глава церкви.

В послании к Филиппийцам — «Сила воскресения Его».

В послании Колоссянам — Он есть прежде всякого создания.

В Первом Фессалоникийцам — Голос, воскрешающий мертвых.

Во Втором Фессалоникийцам — Он опасается за судьбу грешников, радуется за святых.

В Первом к Тимофею — Он единый посредник между Богом и человеками.

Во Втором к Тимофею — Дающий венец.

В послании к Титу — Блаженное упование для мира.

В послании к Филимону — Инициатор мира.

В послании к Евреям — наш великий Первосвященник.

В Откровении — Царь царей и Господь господствующих.

Однажды вечером отец оставался дома со своей маленькой дочерью. Он хотел читать, а малышка просила поиграть с ней, и ничего хорошего от такого сочетания не получалось. В конце концов отец нашел выход из положения. Он взял карту мира, взял ножницы и разрезал ее на много частей. «Вот,- сказал он малышке,- ты сможешь хорошо провести время, складывая эти части вместе, а когда ты закончишь, получится карта мира». Сказав это, он сосредоточился дальше на своем чтении, думая, что девочка будет занята весь вечер. Девочка же занялась своей игрой.

К удивлению отца, прошло совсем мало времени и он услышал голос дочери: «Папа, я уже закончила». И на полу в действительности лежала точно сложенная карта мира. [140]

«Каким же образом ты сложила ее так быстро?» — спросил он с удивлением.

«О, это очень просто,- сказала она,- потому что на обороте карты был портрет большого человека. Поэтому, когда я перевернула карту и у меня при складывании получился человек, то мир также вышел совсем хорошо».

Нашли ли вы этого Человека в Книге? Сделали ли вы Его своим Спасителем, своим Другом, своим Примером, своей Силой? Вашим Другом является Этот Человек из Книги. Вера в Него укрепляется той Книгой. Прильни к Этому Человеку. Прильни к этой Книге. «Эта Книга будет удерживать тебя от греха, но грех будет удерживать тебя от этой Книги» (2Тим. 3:17). Секрет вашего совершенства лежит в вашем послушании и в вашем общении с Этим Совершенным Человеком и Совершенной Книгой. О Слово Божье, ты Отраду мне даешь; Ты яркий свет в моем пути, К блаженству ты ведешь.

Сокровище мое,

Путеводитель мой,

Надо мной влияние Твое

Дает мне плод живой.

Обильно благодать

Ты льешь всегда над мной,

Дабы у ног Христа избрать

Я мог удел благой.

Ты освещаешь путь,

Ты свет стезе моей,

Наставником моим пребудь

Во все дни жизни сей.

В. В. Хау [141]