Глава 16. Истинно ли содержание Библии?

Знали ли вы когда-либо о том, что в те времена, когда Джордж Вашингтон был президентом США, людям ничего не было известно с совершенной точностью, за исключением Библии, об истории нашего мира от 400 года до Р. X., к которому относится самая старая, заслуживающая доверия истории Греции и Рима? Другими словами, ко времени смерти Джорджа Вашингтона не было известно о существовании ни единого документа, написанного в период, который охватывает Ветхий Завет. Поэтому Ветхий Завет не имел возможности призвать на помощь свидетелей, когда подвергалась сомнению сущность излагаемых им исторических событий. Несмотря на это, Библия существовала, утверждая, что она дает историю ушедшего мира не за 400 лет, но за 4000 лет до Христа.

История подвергает сомнению содержание Библии?

Историки, не имея никаких доказательств в поддержку Библии из других источников, поднимали вопрос о достоверности содержания Библии. Безбожники с презрением указывали на повествование о людях и государствах, которые, по их утверждению, никогда не существовали. Критически сея недоверие ко всему, люди воинственно пускали свои стрелы недоверия, считая, что они смогут нанести смертельную рану живому Слову Божьему. Они спрашивали: если свидетельство Библии об Израиле и других государствах было истинным, почему нет других свидетельств об этих же самых событиях? И они допускали, что факт единственного библейского свидетельства подтверждает их недостоверность. [143]

Кроме того, они говорили, что искусство письма является сравнительно молодым, поэтому предполагаемые свидетельства Моисея, к примеру, не могут быть достоверными по той простой причине, что во время Моисея люди не умели писать, т. е. за 15 столетий до Христа, или около 35 столетий назад. Поэтому они устанавливали более позднее время написания этих трудов. Особое возражение они имели к книге пророка Даниила, утверждая, что она была написана значительно позднее Вавилонского и Мидо-Персидского царства.

Факты божественного Провидения

Для тех из нас, кто верит в Библию и представляет Бога как имеющего определенное отношение к делам человека, кажется фактом божественного Провидения, что как раз в то время, когда подвергалась сомнению достоверность Библии, были сделаны замечательные и выдающиеся открытия, которые говорят в пользу правильности библейских свидетельств. Заступ, кирка и лопата раскопали останки древних государств, известных ранее лишь* по свидетельству Библии.

Марк Б. Чемпен говорит: «Огромные курганы, которые тысячелетиями лежали нетронутыми, были раскопаны и тщательно изучены, и среди обломков этих погребенных и забытых развалин были найдены не только останки дворцов, храмов и памятников, огромных зданий, но громадные библиотеки, кирпичи, вазы и глиняные таблички с вырезанными на них надписями, настенные надписи. Все это представило нам исторические и хронологические сведения о древних и почти неизвестных народах, об их нравах и обычаях, об их общественной среде и научных познаниях и даже об их мыслях и чувствах» («Курганы, памятники и надписи», с. 9-10). История, выкопанная из земли, сама принесла безмолвное, но обильное доказательство достоверности библейских свидетельств.

Другой писатель сказал: «Следует считать [144] чудесным божественным Провидением факт, что как раз в то время, когда слишком много говорилось и делалось для посрамления Ветхого Завета, совершился ряд удивительных открытий, имеющих прямое отношение к материалу, содержащемуся на его страницах» (Джеймс Орр. «Проблемы Ветхого Завета», издание Скрибнеро, с. 396). Это исследование древних руин известно под названием археологии. В передовых странах мира организованы общества для проведения таких работ. В свете сделанных открытий доктор Р. Д. Вильсон, профессор семитских языков и литературы в Принстонской богословской семинарии, сказал: «Я пришел к заключению, что никто не имеет достаточных познаний для резкой критики верности Ветхого Завета. Всякий раз, когда имеется достаточное документальное доказательство для исследования, свидетельство Библии в подлиннике выдерживает испытание».

Три класса древних письменных памятников

Профессор В. В. Прескотт, автор книги «Лопата и Библия», все найденные при раскопках древние письменные памятники делит на три больших класса: надписи, папирусы и черепки. В класс надписей входят письмена, найденные на металле, камне, дереве и глине. Писатель говорит: «Основная масса надписей найдена на камне, но, кроме них, есть надписи, выгравированные на свинцовых или золотых табличках; несколько восковых табличек, настенные надписи и тексты на монетах и медалях» («Лопата и Библия», с. 19). Таких надписей насчитываются сотни тысяч. Наиболее известными из них являются стелла моавитского царя Меши, Розеттский камень и Бехи-стунская надпись, о которых более подробно будет сказано дальше.

Затем следуют письменные памятники на папирусе (бумаге тех дней). Эта бумага вырабатывалась из сердцевины растения папируса, способ изготовления берет свое начало из Египта. Миллиган говорит: [145] «Сердцевина из стебля разрезалась на длинные полоски, которые складывались вертикально, образуя нижний, или внешний, слой, в котором полоски шли по горизонтали. Затем два слоя скреплялись вместе и спрессовывались, образуя единый рулон или лист. При изготовлении бумаги применялся клей, смоченный при возможности мутной водой из Нила, которая, как полагали, добавляла ему прочности. После просушки на солнце поверхность тщательно разглаживалась слоновой костью или гладкой раковиной, после чего была готова для письма» (Джордж Миллиган. Избр. произведения из греческого папируса. Введение, с. 21- 22. 1910). Чтобы сделать длинный лист, скрепляли много листов вместе, и таким образом получали свитки, о которых говорится в Библии. Применяемые чернила, даже во времена учеников, «делались из сажи, смешанной с густым соком деревьев (камедью), разбавленным водой. Цвет имел удивительную прочность, что можно видеть на недавно найденных текстах» (Прескотт. «Лопата и Библия», стр. 21).

«Основная масса памятников, написанных на папирусе, по словам знающих людей — нелитературного характера: это юридические документы, различные договоры, аренды, отчеты, расписки, брачные контракты и завещания, свидетельские показания, официальные указания, прошения и разбор дел в суде, записи судебных заседаний и большое число документов, относящихся к налогам; затем следуют письма и записи, тетради, заклинания, предсказания судьбы по положению светил, дневники и т. д. Они дают нам возможность восстановить длинный период жизни в древности» («Лопата и Библия», с. 23).

Третий класс письменных памятников, который проливает свет на жизнь древних людей и особенно полезен для понимания новозаветного греческого языка, известен под названием «черепки», или обломки глиняной посуды, найденные в мусорных кучах многих городов. Они использовались беднейшими слоями населения вместо более дорогого папируса. [146] Естественно, заметки на этих обломках глиняной посуды и просто глиняных табличках были намного короче, но благодаря им мы имеем возможность взглянуть на жизнь бедного класса.

Итак, совершенно очевидно, что все эти тысячи надписей на дереве ли, камне, металле, папирусе, черепках и глиняных табличках, глиняных кирпичах, стенах и т. д. не могут дать нам никаких сведений, если мы не сможем расшифровать их, чтобы знать их значение. А никто из живущих не знал, как их читать.

Таким образом, обратимся к захватывающему повествованию о том, как три камня уступили свою тайну настойчивости человека и открыли нам древние языки, обнаруживая доказательства в поддержку правильности содержания Библии. Место для сомнений будет всегда, но Бог предусмотрел обильные доказательства для нас, чтобы мы поверили. Христос из нашей Библии — это Христос из Книги, выдержавшей вековые бури. Если вы примете Его и будете строить жизнь на основании Его Слова, здание вашего христианского характера противостоит лобовому ветру, буре и потокам сомнения, разорений, скорбей и искушений. [147]