Глава 18. Другие доказательства

[153]

Библейское повествование Ветхого Завета, долгое время выдерживавшее критику в одиночку, теперь имеет сильную поддержку письменных памятников, извлеченных из руин древних времен. Здесь можно сослаться лишь на немногие из них.

Царь Саргон и Ниневия

В Ис. 20:5 упоминается имя Саргона, царя ассирийского. Светской истории это имя не было известно, поэтому критики громко утверждали, что такого царя вообще не было, и Библии поэтому вообще нельзя доверять. И вот французский археолог Ботта, производивший раскопки в развалинах Ниневии, открыл даже дворец, построенный царем Саргоном и занимавший 25 акров под садами, прудами и парками, окруженный высокой стеной, с расположенными в ней двумя воротами с каждой стороны. Снова лопата подтвердила Слово Божье.

Валтасар, царь Вавилонский

Каждый читатель Библии знаком с повествованием о падении Вавилона, описанным в 5-й главе книги пророка Даниила. Даниил говорит, что в ту ночь был убит царь Валтасар. Согласно Библии, необходимо признать, что Валтасар был последним вавилонским царем.

В истории же такой царь не упоминался. Последним царем Вавилона числился Набонид. Поэтому книга пророка Даниила была обвиняема в недостоверности. [154]

Но на помощь пришла лопата. Благодаря открытиям Генри Роулинсона мы теперь знаем, что Набонид в течение многих лет жил в уединении в Тейме и «не приходил в Вавилон». Мы также знаем, что его сын с вельможами и армией был в Вавилоне. Одна из надписей гласит: «А что касается Валтасара, достойного сына, моего отпрыска, помести в его сердце покорность к великому Божеству, пусть он удовлетворяется изобилием жизни; и пусть в сердце Валтасара, моего любимого сына-первенца, пребывает благоговение к великому божеству».

Таким образом, Даниил оказался прав, а историки, утверждавшие, что Валтасара не было, оказались не правы. Когда Библия говорит одно, а люди — другое, то будет более надежным довериться Библии!

Возьмем некоторые детали, о которых говорится в 3 Цар. 4:26; 9:15-19; 10:28-29. Здесь о царе Соломоне говорится, что он собрал вместе так много коней, что ему пришлось разместить их в разных городах. И вот теперь на первый план выходит археолог со своей лопатой. На месте города Мегиддо, где у Соломона была часть коней, были найдены конюшни. Там были стойла для большого числа коней и помещения для конюхов, а также укрытие для колесниц. Благодаря этому факту мы можем еще раз удостовериться в верности Библии. Апостол Павел в Рим. 3:4 говорит: «Бог верен, а всякий человек лжив». Когда Бог обращается к нам через Свое Слово, мы можем положиться на Его истинность, даже если некоторые люди еще не удостоверились в ней.

Почему недостаточно иметь лишь только веру

Недостаточно просто верить в истинность Библии. Это никогда не сможет быть достаточным. «И бесы веруют и трепещут»,- говорится в Библии (Иак. 2:19).

Иисус сказал в Евангелии от Матф. 4:4: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Таким образом, нам нужно жить словом Божьим. Пророк Иеремия писал: «Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего» (Иер. 15:16).

«Как же человек может есть слова Божьи?» — спросите вы? Иисус сказал в Евангелии от Иоанна 4:34: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». Таким образом мы вкушаем Слово Божье. Когда человек изучает Слово Божье, чтобы познать волю Божью, чтобы по Его благодати он смог исполнять волю Его и помочь в совершении дела Божьего на земле,- такой человек убедится, что Слово Божье есть пища. Это согласуется и с заявлением Иисуса: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоан. 6:63).

Хлеб жизни преломи,

Господь, Ты нам

Как хлеб Ты преломил

Своим ученикам.

В Книге святой ищу

Встречи с Тобой,

Жаждет душа Тебя –

Глагол живой!

Мэри Э. Лесбери [156]