Глава 21. Как понимать Библию?

Кто-то сказал, что «свет движется с удивительной скоростью, пока не встретится с человеческим разумом».

«Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118:105). Когда этот свет озаряет человеческий разум, то иногда он не достигает нужного результата, потому что «бог века сего ослепил умы» (2Кор. 4:4). Но как же тогда может человеческий ослепленный разум понять и принять небесный свет из Божьей пророческой книги? Есть пять простых ступеней, пять лестничных ступеней, которые уверенно ведут к все возрастающему пониманию Слова Божьего.

1. Молись о божественном руководстве

Всякий разумный человек может молиться. Может оказаться, что он не в состоянии читать, писать или даже видеть, но и в этом случае он может произносить молитву, этот крик души, стремление сердца к божественному свету. Молиться совсем просто, поэтому искренняя молитва, вероятнее всего, излагается просто. Вот образец простой и вместе с тем прекрасной молитвы: «Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня» (Пс. 42:3).

Вот по каким соображениям мы должны молиться перед изучением Библии. Эта Книга была вдохновлена Духом Божьим, однако «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1Kop. 2:14). Поэтому нам нужно, чтобы этот Дух просветил нас. Апостол Павел говорит: «Но мы приняли… [179] Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1Kop. 2:12). Нужно помнить, что мы получаем Духа Святого через молитву. Иисус говорил: «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лук. 11:13).

Господь предупреждает нас, что, если мы ходим в пламени огня нашего и стрел, раскаленных нами, мы умрем в мучении (см. Ис. 50:11). Но если наши слепые глаза будут открытыми, мы вместе с псалмопевцем увидим «чудеса закона Твоего» (Пс. 118:18). «Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал нам Духа премудрости и откровения к познанию Его» (Ефес. 1:17).

Дух Святой, небесный свет,

Освети мне сердца клеть…

Изгони весь мрак и тень,

Преврати ночь в ясный день…

Эндрю Рид

2. Исследуй Писания

Любознательный мальчик, слонявшийся по дому, подобрал покрытую пылью Библию. Обратившись к матери, он спросил: «Мама, это Божья Книга?» «Ну конечно же, да»,- быстро ответила она. «Ладно, в таком случае,- сказал мальчик,- я полагаю, что мы могли бы с равным успехом отослать ее обратно Богу, ведь мы никогда не пользуемся ею».

Некоторые отвергают Библию. Многие из нас просто пренебрегают ею или считают ее немного устарелой для сегодняшней торопливой и захлестывающей жизни. Даже в мрачные дни второй мировой войны только один из десяти человек читал Библию ежедневно, а 44 из 100 никогда не открывали ее (по данным опроса института Геллапа).

Какой-то писатель несколько лет тому назад писал в одном популярном журнале: «Библия фактически не исчезла, но она почти [181] неизвестна. Редко кто проводит много времени с нею. Большинство христиан равнодушны к Библии… Мир так безразличен к ней, что даже ее враги не затрудняют себя критикой в адрес Библии. Лишь немногие поносят ее. Она просто отвергнута. Даже студенты богословских факультетов откладывают ее, читая другие книги. Недавний выпускник одной знаменитой духовной семинарии рассказал мне, что нет ничего необычного в том, что в студенческих комнатах не бывает Библии. Большое количество образованных и культурных мужчин и женщин не знакомы с Библией. Спросите книготорговца о людях, покупающих Библию. Один из них недавно рассказывал мне, что люди, которые имеют умный вид и разговаривают разумно о других вещах, заходят и просят «Методистскую Библию», «Баптистскую Библию», «Лютеранскую Библию», «Епископальную Библию»… много Библий покупают с целью украшения, пригодного для домов, считающих себя религиозными. Библия хорошо выглядит на столе, в библиотеке, а большинству служителей Церкви было бы стыдно признаться, что у них нет своей собственной Библии. Для некоторых же людей Библия является своего рода подковой — она приносит им счастье».

Многие никогда не разрешают что-нибудь класть на Библию и тем не менее никогда не пошевелят пальцем, чтобы открыть эту Книгу, которая проникла бы в самую глубину величайших сомнений и затруднений их собственной личной жизни. Какой же совет предлагает эта Книга?

«Исследуйте Писания»,- говорит Иисус (Иоан. 5:39).

«Старайся представить себя Богу достойным»,- говорит ап. Павел (2Тим. 2:15).

«Вникай в себя и в учение» (1Тим. 4:16).

«Не хлебом одним будет жить человек»,- говорит Христос (Матф. 4:4).

«Обретены слова Твои, и я съел их» (Иер. 15:16).

«Отыщите в книге Господней, и прочитайте» (Ис. 34:16). [182J

«Разумей, что Я говорю. Да даст тебе Господь разумение» (2Тим. 2:7).

Дети также должны исследовать Библию. Апостол Павел писал Тимофею: «Ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2Тим. 3:15).

Как можно исследовать благоразумно Писания под руководством Св. Духа? Апостол Павел дает нам ценнейший совет в 1Кор. 2:13: «Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным».

Другими словами, нужно сравнивать одно место Св. Писания с другим, пока не усвоим, что Библия говорит по этому вопросу. Исайя излагает это следующим.образом: «Заповедь на заповедь, правило на правило, тут немного и там немного» (Ис. 28:10). Таким образом, мы не будем делать неправильные выводы из исследования одного стиха или небольшого отрывка Библии. Во внимание необходимо принять Библию, всю Библию.

Десять минут чтения в неделю будет достаточно, чтобы сделать превосходного критика Библии. Но час в день со Словом Божьим может сделать из нас смиренного святого.

Спой их для меня опять,

Чудные слова жизни,

Чтоб я глубже мог понять

Чудные слова жизни.

3. Проявляй волю к познанию

Рассказывают историю о молодом человеке, который пришел к знаменитому греческому ученому Сократу и спросил: «Что мне нужно делать, чтобы стать ученым человеком?» На это Сократ завел его в небольшое озеро, погрузил его голову под воду и подержал [183J ее там некоторое время. Когда юноша вырвался и сделал глубокий вздох, Сократ спросил: «Когда твоя голова была под водой, чего ты желал более всего?»

«Воздуха!»-задыхаясь, произнес молодой человек.

«Очень хорошо,- продолжал мудрец,- когда жажда к знаниям у тебя будет столь же сильна, какой была жажда воздуха, когда голова твоя была под водой, ты сам найдешь пути, чтобы достигнуть их».

Иисус Христос избрал рыбаков и сборщиков пошлин вместо священников и религиозных вождей по одной простой причине: «У них была проявлена воля к познанию». Закрывающий свои глаза на истину близок к тому, кто пренебрегает изучением.

Однажды видный член Церкви сделал своему проповеднику выговор после проповеди. «Но разве то, что я говорил, не соответствует учению Христа?» — спросил проповедник.

«Я не оспариваю этого,- отвечал этот человек,- но я не придаю большого значения как раз тому, как это выразил Христос». Замкнутый взгляд на истину подобен заткнутому пробкой и опечатанному кувшину, и вы не сможете наполнить его чем-либо.

Некто сказал: «Если бы даже ангел принес послание, содержащее в себе всю премудрость, это произвело бы впечатление лишь на немногих. Великолепной проповедью является та, которая говорит нам то, что мы желаем слышать и уже знаем».

А вот совет человека, проявляющего сильную волю к познанию: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (Шетр 2:2).

Вспоминая о своей проповеди в Верии, Павел писал: «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так; и многие из них уверовали» (Деян. 17:11-12). Открытый ум — благородный ум. Закрытый ум является противоположным состоянием. «Человек, убежденный против своей воли, является неподвижным». Жители Верии не сразу воспринимали все новое, с чем они [184] соприкасались, но они не имели предубеждения. Они прилежно исследовали, и многие из них уверовали в то, чего не знали раньше…

«Если кто-либо стремится к величию, пусть он забудет о величии, но пусть просит об истине, тогда он обретет и то, и другое»,- сказал великий Гораций Менн.

Если мы не будем совершенствоваться и двигаться вперед, мы непременно будем двигаться назад. Апостол Павел писал: «Ибо судя по времени, вам надлежало быть учителями, но вас снова нужно учить первым началам слова Божия» (Евр. 5:12). Затем с горячей мольбой он писал: «Посему, оставивши начатки учения Христова, поспешим к совершенству» (Евр. 6:1).

Кажется наиболее благоразумным предположить, что в этот решающий час земной истории Библия может иметь свидетельства для нас, которые, по словам апостола Петра, являются «настоящей истиной» (2Петр. 1:12), а Иисус называл «пищей во время» (Матф. 24:45). Может случиться, что Господь просветит нас через других людей. «Итак идите, научите все народы»,- повелевает Христос. Если будут посланные Богом учителя, будут и слушатели.

Знающий все заранее ничему не может научиться. Когда апостол Павел был еще молодым блестящим еврейским обвинителем и гонителем Савлом, полагавшим, что у него почти на все есть готовый ответ, он был обращен ко Христу на пути в Дамаск. Остановленный в своей безумной борьбе с последователями Христа, пав на землю, он сказал Христу: «Господи! что повелишь мне делать?» И ответ звучал: «Встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» (Деян. 9:6). И там, в древнем Дамаске он был наставлен одним из членов той же секты, которую он презирал и гнал. Если мы искренне желаем познать пути Божьи, мы примем истину Его. Пути же и способ изберет Он Сам. [185]

Очень давно один молодой офицер английского флота обнаружил небольшую опасную подводную скалу в Средиземном море и сообщил об этом Министерству военно-морского флота. Всем военно-морским базам немедленно было послано уведомление для того, чтобы отметили это место на всех морских картах. Первым тем путем должен был идти один старый капитан, и он сказал: «Там нет никакой скалы. Уж я знаю это наверняка». Говоря так, он приказал направить судно как раз над тем местом на всех парусах. Последовал мощный удар, и разбитый корабль со всей командой пошел ко дну. Этот капитан знал слишком много и отказался последовать морской карте.

«Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него» (Притч. 26:12).

Самонадеянность и гордыня ограничивают разум. Они направляют человеческую жизнь в руки весьма великого врага — предубеждения. Предубеждение — это разгул гордости. Это чрезмерная гордость во взглядах, гордость происхождения, положения, политических убеждений, национальная и религиозная гордость. Предубеждение может достичь таких размеров, что оно даже заставит людей гордиться своим предубеждением.

Кто-то сказал: «Именно так. Я против этих предубежденных людей. Их много кругом. Было бы хорошо, чтобы каждый помнил, что считающий себя непредубежденным находится под столь же великим заблуждением, которое всегда омрачало человеческую душу. Разбить оковы, связывающие разум человека, гораздо труднее, чем разбить узы, связывающие ноги рабов. Религиозное предубеждение, вероятно, наиболее широко распространено, более густо окрашено и более разрушительно для развития человеческой души, чем любое другое из всех предубеждений. Есть лишь один достаточно надежный способ борьбы с ним — назвать его грехом. Пусть человек ежедневно молится: «Господи, в этот день спаси меня, освободи меня от грехов предубеждения, наполни душу мою любовью, благодатью и силой Божьей и открой мои глаза для света». [186] Если мы стремимся понять эту замечательную Книгу Божью — Библию, мы будем искренно молиться: «Научи меня, Господи, пути Твоему, и наставь меня на стезю правды» (Пс. 26:11).

Перед отплытием первых поселенцев в Америку, где они надеялись найти дальнейшее освобождение от оков религиозного предубеждения и гнета, их пастор Джон Робинзон обратился к ним со следующими благородными словами: «Со своей стороны я не могу в достаточной степени излить всю свою скорбь о состоянии реформационных церквей, в которых наступил период религиозного застоя и которые теперь уже не пойдут дальше орудий их реформации. Лютеране никогда не смогут продвинуться дальше, чем видел сам Лютер, а кальвинисты, как видите, основательно застряли там, где их оставил этот замечательный человек Божий, который тем не менее видел не все. Об этом несчастье нужно много сокрушаться, ибо, несмотря на то что они были пылающими и сияющими светильниками в свое время, все же они не проникли во всю глубину света Божьего. А если бы они жили теперь, они пожелали бы принять дальнейший свет с таким рвением, с каким получали его впервые» (Даниэл Нил. «История пуританства», 1848, т. 1, с. 269-270).

«Помните завет своей Церкви, в котором вы согласились ходить на всех путях Господних, о которых вы уже знаете или узнаете в будущем. Помните свое обещание и завет с Богом и с друг другом: принимать всякий свет и истины, которые станут вам известны из его написанного Слова» (Карлос Мартин, «Первые поселенцы Новой Англии», 1867, с. 70-71).

4. Будьте готовы оставить неправильные взгляды

Вдвойне трудно охотно и чистосердечно оставить ранее воспринятые взгляды. Отказаться от какого-нибудь понятия, которого долго придерживались, это все равно, что заставить навьюченную тяжелым грузом лошадь подниматься в гору. Нам нужно много познать и от многого отучиться. Отцы наши верили тому, что земля плоская [187] и что помидоры — ядовитые. Много времени прошло, прежде чем они сменили свои взгляды. А некоторые и никогда не сменили.

Более трехсот лет тому назад 17-летний мальчик сидел в одном итальянском соборе и был так поглощен наблюдением за люстрой, начавшей случайно раскачиваться на своих длинных цепях, что забыл даже о молитве. Это был молодой Галилей, который позже стал разрабатывать понятие о весе и притяжении, погружаясь все глубже и глубже в широкие просторы физики, астрономии и динамики. Со шпиля знаменитой «падающей башни» в Пизе он сбросил большой и малый груз и доказал, что они падают с одинаковой скоростью. Философы видели это, но отказались расстаться со своими предубеждениями. Они придерживались представлений Аристотеля, говорившего людям 2000 лет тому назад, что более тяжелый груз будет падать быстрее.

Галилей учил, что Земля не является центром Вселенной и что вся Вселенная находится в движении. Бруно учил этому же за несколько столетий до Галилея, и церковные вожди приговорили его к сожжению на костре.

Галилей изобрел телескоп, благодаря которому предметы оказывались в 33 раза ближе. Это помогло ему доказать, что Земля движется. Но философы, которые не могли отказаться от своих представлений, особенно в то время, когда это грозило опасностью, объединились с церковными вождями Ватикана и запретили ему распространять эту истину. В течение 16 лет он молчал. Затем он стал писать. Папа Римский и философы собрались вместе, вызвали старого больного человека в Рим, где кардиналы Церкви допросили его. После четырехмесячного содержания под стражей, для того чтобы получить освобождение, он согласился с мнением, что Земля не движется. Но говорят, что уходя, он тихо прошептал: «А все-таки она вертится».

Нужно располагать характером большой твердости и тактом для того, чтобы отказаться от общераспространенного понятия, нежели для того, чтобы принять что-то совершенно [188] новое. И все же что может быть глупее рабской веры в то, что другие считают необходимым навязать нам? А в то же время что может быть мудрее, чем переменить заблуждение на истину, хотя бы другие этого не делали? Если вы один из . тех, кто может твердо и постоянно так поступать, вы являетесь одним из «избранных».

Вот свет и совет из Писания: «Что общего у мякины с чистым зерном, говорит Господь» (Иер. 23:28).

«Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20).

От этих ветхозаветных призывов избрать пшеницу вместо мякины и свет вместо тьмы обратимся к следующим важным словам Иисуса из Нового Завета: «Ибо вы, оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюдать свое предание?» (Марк. 7:8—9). Другими словами можно было бы сказать: «Неплохой образ действий, не правда ли? Вы веруете в Бога, даете большие обеты, но вы отменяете заповедь Божью, чтобы соблюсти свое предание!» Христос надеялся внести в их сердца некоторое чувство стыда, чтобы они могли отвратиться от заблуждения и познать истину, которая могла бы сделать их свободными (см. Иоан. 8:32).

5. Проявите готовность к послушанию

Пятая и последняя ступенька лестницы к исследованию Библии — это готовность к послушанию. Если мы будем молиться о руководстве, будем прилежно исследовать Библию, проявим волю к познанию, будем готовы оставить неправильные взгляды и проявим готовность к послушанию, тогда и только тогда Бог станет нами руководить. Обратите внимание на следующие слова Христа в Евангелии от Иоанна 7:17. Они были произнесены во время праздника в Иерусалиме — во время многих толков среди народа относительно того, добрый Он или плохой, от Бога или от лукавого? [189] «Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю».

Как просто! Как ясно! Бог говорит через Своего Сына: «Если вы изберете следовать за Мной, Я покажу вам путь. Если главным вашим намерением будет творить волю Мою, Я разъясню вам, истинное это или ложное учение». Ничто во всем этом необъятном мире не сможет занять место безусловной честности с Богом.

Иисус разъяснил это в той замечательной притче, в которой Он является сеятелем, Слово Божье — семенем, а человеческое сердце — почвой. Он изображает неудовлетворительные результаты действия Слова Божьего на каменные сердца, не принявшие Его,- это поверхностные, непостоянные сердца, которые поддались всего лишь переживаниям и которые действуют под влиянием чувств; это сердца, любящие жизненные блага, они побеждаются заботами, богатством и наслаждениями житейскими.

Затем Он говорит о добрых христианах следующими словами: «А упадшее на добрую землю, это те, которые, услышавши слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лук. 8:15).Рассказывают, что древнегреческий философ Диоген ходил днем и ночью с фонарем и искал честного человека. Так и Дух Божий сегодня ищет на перепутьях и в жилищах людей, честных сердцем, которые стремятся познать волю Божью, чтобы по Его благодати они могли исполнить ее.

Пятая ступень готовности к послушанию является высшей точкой. Она доказывает нашу искренность в принятии предыдущих четырех ступеней. Когда Иисус призвал Матфея, Он . сказал: «Следуй за Мной!» Что же сделал Матфей? Он встал и последовал за Ним! (см. Матф. 9:9).

Вот что требуется от нас — ни больше и ни меньше. Он призывает нас: [190] «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Матф. 16:24).

У Христа был Свой крест. А у нас — свой. Апостол Павел хвалился крестом Христа (см. Гал. 6:14). Он также хвалился немощами (см. 2Кор. 12:7-10). Христос был послушен до смерти и смерти крестной (см. Фил. 2:8). Апостол Павел был верен до смерти (см. 2Тим. 4:6-8). «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10).

Путь повиновения — это путь познания. «Я стал разумнее всех учителей моих; ибо размышляю об откровениях Твоих. Я сведущ более старцев; ибо повеления Твои храню» (Пс. 118:99-100). [191]