Глава 26. Христос и мир во всем мире

«Пусть вожди умудряются положить конец нашим нынешним скорбям. Переговоры о мире неэффективны ради своих целей; они могут замедлить, но не в состоянии воспрепятствовать всем нашим несчастьям. Мы нуждаемся в надежном долговременном плане, который навсегда положит конец нашей враждебности и соединит нас продолжительными узами взаимной любви и верности».

Эти слова написал Исократ в своих «Панегириках» в 380году до Р. X. (Исократ жил с 436-го по 338 г. до Р. X., это была эпоха Филиппа II Македонского), В этих словах — надежный, долговечный план мира! Это своего рода надежда, всегда исходящая из глубоких источников человеческой веры и страха.

Что говорят о мире библейские пророчества?

Желание человека иметь мир — такое же всеобщее, как и его врожденное чувство поклонения перед Творцом. Библия откликается на это заложенное Богом желание человечества, поддерживаемое надеждой всеобщего мира: «Прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сожег огнем» (Пс. 45:10).

Исайя предсказал и пришествие Князя мира: «Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6).

Когда этот Князь мира родился в Вифлееме, ангел провозгласил радостную весть пастухам, которые [277] несли ночную охрану своего стада: «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лук. 2:13, 14).

Обратившись к заключительной части последней книги Библии, мы находим слова надежды: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).

Поскольку эти слова высказаны относительно нашей земли, мы встречаемся с неоспоримой и наиболее славной надеждой на то, что мир однажды будет без войн и наступит эра полного мира. Бог обещал это. Он не может лгать (см. Евр. 6:18).

Библейские пророчества о войне

А теперь обратимся к вопросу, который возникает в нашем сознании при прочтении пророчеств Христа, предсказывающих близость Его пришествия. Среди этих пророчеств есть высказывания о войнах. Ученики спросили: «Какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Матф. 24:3).

Христос ответил: «Также услышите о войнах и о военных слухах… Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство» (Матф. 24:6-7). «А на земле уныние народов и недоумение-Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий… И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою» (Лук. 21:25-27).

Здесь Христос без всякого сомнения, с безошибочной ясностью описал, что война и скорбь будут продолжаться вплоть до Его пришествия. Эти две вышеприведенные ссылки из Евангелий от Матфея и Луки вполне согласуются с двумя высказываниями из Книги Откровение: «Рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать [278] возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим» (Откр. 11:18). «Это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя» (Откр. 16:14).

Язычники (согласно оригинала — «народы») будут разгневаны в период суда, который совершается в непосредственной связи с явлением Христа (см. 2Тим. 4:1). Бесовские духи побуждают руководителей народов, чтобы собрать их на брань. Весьма интересно заметить, что центром этой последней великой войны будет Армагеддон в Палестине (см. Откр. 16:16). Мирная обетованная земля станет центром войны и спора, включающего весь мир.

Пророчества Ветхого Завета предсказывают воинственный дух жителей последних дней. Это трубный звук войны: «Провозгласите об этом между народами, приготовьтесь к войне, возбудите храбрых… Перекуйте орала ваши на мечи и серпы на копья; слабый пусть говорит: «я силен»… Пусть воспрянут народы» (Иоил. 3:9-12).

Когда произойдет это всемирное пробуждение народов и всемирное приготовление к войне? Стих 13 говорит: «Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела». Иисус Христос провозгласил, что «жатва есть кончина века» (Матф. 13:39). Иоиль продолжает описывать эту картину следующим образом: «Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда!» (Иоил. 3:14).

Библейские пророчества изображают картину всемирной, возбужденной сатаной войны и приготовление к ней с центральной битвой в Палестине. Время — непосредственно предшествующее Второму пришествию Христа. Даже маленькие нации приготовляются к войне. Все народы пробудились и приготовляются к войне.

Что же мы видим в дни нашего последнего столетия. Чарльз Д. Хазен из [279] Колумбийского университета пишет: «В последней четверти XIX столетия Европа буквально стала вооруженным континентом. Такой она никогда не была. Соперничающие нации имеют самые совершенные орудия уничтожения… Эти смертоносные вооружения стали наиболее заметными признаками современного мира» (Современная европейская история, с. 590).

В древние времена солдат или рыцарь воевал в металлических доспехах. Чем больше он надевал на себя брони, тем более надевал и его противник. Все это продолжалось до такой степени, что воин добрую часть энергии тратил лишь на ношение своих бронированных доспехов. Сегодня мы видим совершенно другую картину. Военные сражения происходят повсюду в мире: на небе вверху, на земле внизу и в воде — ниже земли. Пред вашим взором проходят народы, посвящающие все лучшие силы ума, лучшие научные силы и мощь своей индустрии единственной цели — приготовлению вооружений.

Во что все это обходится? В 1933 году национальный долг США составлял 21 миллиард долларов. Мы начали занимать 4 или 5 миллиардов в год, чтобы покрыть эти расходы, накопившиеся после первой мировой войны. Но за период второй мировой войны опять появился колоссальный долг- 262 миллиарда долларов.

Сегодня мы уже считаем за ничто 5 миллиардов ежегодных погашений долга! Мы — своего рода современные рыцари — дошли до предельной грани, чтобы нести себя вместе со всем военным снаряжением плюс все необходимое для существования личности.

Кроме того, подсчитано, что за 1941-1945 гг. мы истратили четверть всей нашей нефти, цинка и свинца, одну пятую часть коммерческих запасов меди и 7% коммерческих запасов железа; и когда мы вдумываемся в расходы на программу будущей войны, замирает сердце. Когда мы вспоминаем о третьей мировой войне — мы автоматически пишем «банкротство».

Как было бы чудесно, если бы среди всех людей прекратился страх и война и люди могли бы управлять собой так, чтобы между ними устранились трения. Тогда сбор налогов был бы продуктивным [280] делом. Но мир, кажется, увлечен во все новые ужасы войны и еще большие приготовления к ней. Война преуспевает благодаря применению лучших научных сил и лучших возможностей промышленности, и это, в свою очередь, намечает новые пути развития после каждой войны. Таким образом, создается порочный круг: лучшие научные силы и громадные индустриальные концерны весьма способствуют проявлению еще более разрушительных войн. В свою очередь, эти более разрушительные войны поднимают науку и промышленность на еще более высокий уровень, чтобы содействовать еще более ужасной, самоубийственной войне, грозящей уничтожением всему миру.

Библейские пророчества предсказали всемирные войны и всемирные приготовления к ним. Бесконечные тома посвящены истории войн. Журналы наполнены отчетами о них. Эта весть звучит по радио, с кафедры и на подмостках общественных собраний.

Библейские пророчества о мирных планах людей

Имея записанные в Библии предсказания о наступлении времени всеобщего мира и ее пророчества о войне непосредственно перед Вторым пришествием Христа, мы задаемся вопросом: «Каковы же планы людей относительно всеобщего мира?» Есть ли в Библии весть относительно этих благородных мирных движений?

Давайте послушаем пророческое свидетельство из уст великого пророка Исайи: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы» (Ис. 2:2).

Здесь ясная картина возвышения популярной Церкви последних дней — всемирное церковное движение! Всемирная церковная федерация — своего рода экуменическое движение! И народы присоединятся к этому плану. Какова же двоякая цель этого могущественного движения?

Следующий стих открывает нам первую цель: «И пойдут многие народы, и скажут: придите и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон и Слово Господне — из Иерусалима» (Ис. 2:3). [281]

«Многие народы» присоединятся к этому хору голосов и скажут: «Мы должны возвратиться к Богу и религии». Это то, что скажут люди.

Второе, что скажут люди, отмечено в следующем стихе: «И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:4).

Библия в этом месте ясно, как свет полуденного солнца, предсказывает это сладкое международное и межцерковное движение к религии и миру. «Многие народы» должны присоединиться к этому всемирному призыву в последние дни.

Другими словами, Христос и пророки предвидели в последние дни войну; но Церковь и народы предсказывают мир, однако все эти мероприятия могут казаться им свистом в темную ночь, чтобы успокоить их страх. Они восклицают о мире и говорят: «Перекуем мечи на орала». Но Бог говорит: хотя на словах вы перековываете мечи на орала, но на деле вы перековываете орала на мечи.

Красноречивый американский оратор в пользу мира Вильям Дженнигс Брайян, подобно «многим народам», помыслил, что Бог предсказал мир в наше время. Поэтому он заказал модель пресс-папье для канцелярских столов с изображением картины, на которой меч превращается в лемех для плуга. На каждом из них красуется надпись: «И они перекуют свои мечи на орала». Затем он послал выдающимся мировым руководителям эти пресс-папье, чтобы укрепить их веру во всемирный мир. Но мистер Брайян ошибся. Он просмотрел, что Бог не предсказывал мир, но в Слове Божьем предсказано, что люди должны организовать великое мирное движение.

И каким будет результат? Ответ дан ап. Павлом, говорящем об этом же последнем времени: «Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба» (1Фес. 5:3).

Это место Писания ссылается главным образом на «пагубу» в связи со Вторым пришествием Христа. Тем не менее интересно посмотреть [282] на отчеты всемирных конференций и что следовало за ними.

Просмотрим записи истории

Профессор Хазен открывает первую главу своей книги «Мирное движение» следующими словами: «Современный мир, не имеющий никакого аналога в прошлой истории, должен возвыситься над мыслью о войне, над чрезвычайными приготовлениями к войне, благодаря ревностным и заинтересованным усилиям предотвратить войну».

Это точный путь Божий, чтобы избежать войны и приготовления к ней с обеих сторон, и, следовательно, выбор участия в мирных движениях. Но Св. Писание предсказывает, что за разговорами о мире и безопасности следует разочарование и гибель.

Давайте углубимся в записи истории. Первая всемирная мирная конференция происходила в Гааге (Голландия) в 1899 году. На ней были представлены 26 наций, включая США, Мексику, Японию, Китай, Персию и Сиам. Эта первая Гаагская конференция была созвана Николаем II, царем России. Его военная машина устарела или износилась, и он надеялся избежать необходимости в перевооружении.

Спустя краткое время после окончания этой конференции — всего два-три месяца — Англия вступила в Бурскую войну в Южной Африке, которая продолжалась около трех лет. Менее двух лет спустя после окончания Бурской войны в ночь с 8-го на 9 февраля 1904 года началась кровопролитная русско-японская война. В ней участвовало около 500 000 человек. Лишь в течение четырех дней Мукденского сражения было убито и ранено 120 тысяч человек. Два русских флота были повреждены, а Один — уничтожен полностью. Президент Теодор Рузвельт предложил главам воюющих сторон сесть за стол переговоров в Портсмуте, штат Нью-Гемпшир. Они подписали пакт мира 5 сентября 1905 года. Из этого мы видим, как внезапная гибель следовала за всемирной мирной конференцией. [283]

Что можно было ожидать дальше? Через 20 месяцев произошла Вторая всемирная мирная конференция.

Вторая международная Гаагская мирная конференция была созвана тем же Николаем II, царем России. Интересно отметить эти мирные инициативы России. На этот раз собрались представители 44 из 57 суверенных государств мира. Конференция продолжалась более четырех месяцев с 15 июня по 18 октября 1907 г.

А теперь понаблюдаем за цепью войн, звено за звеном, в последующие семь лет, как военные и военно-морские силы увеличивались и приготовлялись для более интенсивной битвы.

В 1908 году — первом году после всемирной мирной конференции- произошла Турецкая бескровная революция. Власть взял в руки Абдул Хамид. Австрия захватила Боснию и Герцеговину, Болгария и Крит отделились от Турции. Все это была нарушением Берлинского договора. Балканские государства стали штормовым эпицентром мира. Все это произошло в первый год после Второй международной мирной конференции! Разрушительные силы пришли во «внезапное» действие.

В 1909 году в Турции произошла контрреволюция, и семена балканских войн обильно проросли. Эдвин Джинн завещал миллион долларов для основания всемирного фонда мира. В 1910 году Карнеги пожертвовал международному сообществу мира 10 млн. долларов и настаивал на реорганизации Американского общества мира. В 1911-1912 гг. была война между Турцией и Италией. Победила Италия. Это побудило балканские народы поднять восстание против турецкого правления, и очаг напряженности в Европе осветился заревом войны. Так, в 1912 г., в тот самый день, когда был подписан мирный договор между Турцией и Италией (18 октября 1912 года), четыре балканских государства вступили в войну с Турцией и практически изгнали ее из Европы. Это была первая Балканская война. [284]

В конце 1913 года, менее чем через месяц после окончания первой Балканской войны против Турции, балканские государства начали войну между собой. Это была вторая Балканская война.

В следующем, 1914-м, году на Балканской территории в Боснии вспыхнула первая мировая война. Таким образом, от 1907 г., даты Второй всемирной мирной конференции, до 1914 г. каждый год был отмечен значительным конфликтом, за исключением 1910 г., когда Джинн и Карнеги внесли значительные вклады в дело мира. Мы обращаем внимание на эти факты, чтобы ясно видеть, как после великих мирных конференций, имевших целью положить конец войнам, следовали те же действия, которых они решили избегать.

Даже первая мировая война была замышлена с целью положить конец всякой войне. Она должна была создать мир, безопасный для демократии. Она продолжалась более четырех лет и окончилась перемирием 11 ноября 1918 года. Мир пришел к точке истощения. Он был морально шокирован. Было отмечено, что 134 международных договора, заключенных до 1914 года, были расторгнуты в течение этих четырех диких лет. Одна сильная нация, имея 65 млн. населения, напала на другую страну, которая имела лишь 8 млн., при наличии нейтралитета, с которым не посчитались. Международные договоры превратились в пустые листочки бумаги. Чего же можно было ожидать в будущем? Следующей великой мирной конференции? Да, даже нескольких конференций. Взглянем вкратце на эти усилия напуганных людей, стремившихся спасти цивилизацию от гибели.

8 января 1918 г. Вудро Вильсон, президент США, предложил создать Лигу Наций, чтобы сохранить мир. Это было через 10 месяцев после окончания войны.

В следующем, 1919-м, году наступило практическое исполнение планов — создание Лиги Наций, что произошло на Версальской мирной конференции во Франции.

На следующий год, в январе 1920 г., в 4 часа 14 минут, вошло в силу торжественное соглашение между всеми суверенными государствами: ограничить свою полную свободу ради блага всех вошедших в этот союз. [285]

15 ноября этого же года в Женеве произошло первое заседание Лиги Наций. На нем присутствовали представители 41 государства. В следующем, 1921-м, году 11 ноября произошла Вашингтонская конференция. Присутствовавшие представители США, Англии, Франции, Японии, Китая, Италии, Бельгии, Нидерландов и Португалии согласились ограничить в определенном количестве свои военно-морские силы. Были подписаны и другие соглашения.

15 февраля 1922 г. официально начал свою работу пленум Всемирного суда.

16 октября 1925 года в Локарно (Швейцария) были подписаны международные мирные договоры и спустя шесть недель ратифицированы в Лондоне. Французский министр Брайянд при этом сказал: «Это наиболее важный шаг в истории современного мира».

Остин Чемберлен из Англии сказал корреспонденту «Ассошиэйтед Пресс»: «Эти договоры устранили войну». А доктор Эдвард Бенеш, министр из Чехословакии, сказал: «Локарнский пакт разрешил международные проблемы в Европе».

В 1928 г. наступил апогей — высшая точка мирных устремлений. Келлог — Брайянский антивоенный договор, названный так по имени инициаторов — госсекретаря США Ф. Б. Келлога и А. Брайянда — министра Франции, был выдвинут как раз в то время, когда арбитражный договор между Францией и США практически истек 27 февраля 1928 года. Иногда его называют Парижским пактом, ибо он впервые был подписан представителями 15 государств 27 августа 1928 г. в Париже. Впоследствии этот документ был подписан 58 государствами. Что эти 58 государств обещали делать?

«Статья 1. Высокие договаривающиеся стороны торжественно заявляют от имени своих глубокоуважаемых граждан, что они осуждают военные средства как основу для разрешения международных споров и устраняют ее как инструмент национальной политики в своих отношениях друг с другом». [286]

«Статья 2. Высокие договаривающиеся стороны согласились, что улаживание или разрешение всяких споров или конфликтов, которые могут возникнуть, никогда не должны разрешаться никаким другим путем, а лишь мирными средствами».

Обратим внимание лишь на некоторые отклики по радио и телеграфу на столь знаменательное событие: Мистер Келлог сказал: «Это воистину фактор, свидетельствующий о прекращении войн».

Чарльз Клейтон Моррисон, издатель журнала «Христианское столетие», писал: «Я взял в руки отпечатанный пакт… Посмотрел на подписи и печати и не мог сделать что-либо другое, чем повелеть моему перу написать слова: «Сегодня война между народами изгнана из цивилизации!»

Президент Гувер сказал: «Мы находимся в начале золотого века».

Как мало эти честные, почитаемые люди осознали, что «золотой век» должен утратить свое «золотое» значение уже в течение грядущих 13 лет…

В феврале 1932 года, менее чем через четыре года после подписания Келлог — Брайянского пакта, была намечена всемирная конференция по разоружению в Женеве. Предполагалось, что эта конференция должна быть первой в серии таких встреч. Она открылась 2 февраля 1932 года с делегатами от 59 стран. Эта конференция трудилась в течение долгих месяцев, но ее миссия окончилась почти полным провалом. Второго октября того же 1932 года Япония вышла из Лиги Наций.

30 января 1933 г. президент фон Гинденбург назначил Адольфа Гитлера канцлером Германии. С этого времени конференция по разоружению практически прекратила свою работу. 14 октября Германия внезапно отозвала свою делегацию с конференции и вышла из состава Лиги Наций.

В 1934 году Япония заявила о своем решении быть свободной от соглашения, определявшего ограничить создание своего военно-морского флота. В этом же году Гитлер присвоил себе титул фюрера. [287]

В 1935 г. Гитлер издал закон о всеобщей воинской повинности. В 1936 г. он взял под свой контроль Саарскую провинцию и ввел войска в демилитаризованную Рейнскую зону в нарушение Локарнского пакта. В 1937 году Япония начала войну с Китаем. В 1938 г. в Германии в лихорадочном приготовлении к войне был введен 14-часовой рабочий день. Опираясь на наиболее могущественную в мире армию, Гитлер присоединил к Германии Австрию (в марте) и занял в октябре Судетскую часть Чехословакии. Гитлер также заключил с СССР договор о ненападении. Это предоставляло ему возможность в случае войны воевать только на одном фронте.

В 1939 г. Германия без объявления войны вторглась в Польшу. Мир впервые увидел первые проявления молниеносной войны. Невилл Чемберлен по радио провозгласил о вступлении Англии в войну против Германии. Польша была раз-громлена менее чем за три дня. Советские войска также вошли в Польшу. 1940 год принес весть о вторжении Германии в Норвегию и оккупации ее. Затем были оккупированы Балканы и вся остальная Европа. Англия подвергалась воздушным налетам. Были случаи, когда в налетах участвовало около 185 самолетов в один день.

7 декабря 1941 г. Япония напала на Пирл-Харбор. На следующий день конгресс США в объединенной резолюции объявил войну Японии. 11 декабря 1941 года Германия и Италия объявили войну США, и США в свою очередь объявили войну Германии и Италии — в тот же самый день. Огонь европейской войны перекинулся через Атлантику на Американский континент, а пламя азиатского конфликта пересекло Тихий океан и достигло Пирл-Харбора. Вторая мировая война во всем своем ужасе и разрушении проявила себя здесь.

8 1945 г., шесть лет спустя со времени вступления Гитлера в Польшу, война была закончена. Германия подписала условия безоговорочной капитуляции [288] 8 мая 1945 года. Япония продолжала воевать. Высшая точка второй мировой войны — удар атомной бомбы величайшей силы по Хиросиме 6 августа 1945 года. Статистические данные говорят, что 100000 были убиты и другие 100000 — ранены. Три дня спустя на Нагасаки была сброшена вторая бомба. Пять дней спустя, 14 августа 1945 года, Япония дала согласие на официальное подписание акта о капитуляции, что и совершилось 2 сентября 1945 г. Кровавое дело второй мировой войны было окончено. Снова наступило время заняться проблемами мира.

Согласно библейскому пророчеству, что мы должны ожидать как следующий шаг истории? Всемирную организацию, занимающуюся проблемами мира? Да. Наступило время для Организации Объединенных Наций.

18 апреля 1946 г. Лига Наций встретилась в последний раз, чтобы передать свои отчеты и функции Организации Объединенных Наций. Со всех сторон был слышен крик: «Единый мир или гибель мира!»

Что все это означает?

Что означают эти мировые войны и всемирные организации, заботящиеся о мире? С человеческой стороны война показывает, что сердце человека крайне греховно. Международные мирные организации открывают желание людей о мире, а гнетущий страх полного уничтожения — как единственный выбор. Со стороны Бога и через библейские заявления всемирные войны и всеобщие мирные движения означают, что пришествие Князя мира весьма близко.

Перед первой мировой войной люди были очарованы чувством безопасности. Один выдающийся профессор университета заявил: «Сегодня мы не имеем страха перед войной, голодом, эпидемиями или недостатком ресурсов». Один из ведущих министров сказал: «Законы стали более справедливыми; правители — более гуманными; музыка — более приятной и книги — более разумными; семьи — более счастливыми и сердца людей — более справедливыми и добрыми».

Когда в 1914 г. разразилась первая мировая война, эти новости достигли [289] христианских работников,- когда они сидели за обеденным столом. Один из служителей воскликнул: «И подумать только, в последнее воскресенье я сказал своей пастве, что больше никогда не должно быть великой войны!»

Но война пришла. Она предназначалась, чтобы покончить со всякой войной. Так же обстояло дело и со второй мировой войной. Еще 30 сентября 1938 г. Невилл Чемберлен возвратился из Мюнхена с Британо-Германским пактом мира, содержавшим соглашение с Гитлером и гласившим: «Мир для нашего времени». В течение шести месяцев надежда рухнула. И менее чем через год сам Чемберлен провозгласил по радио всему миру, что Англия вступила в войну с Германией. Четырнадцать месяцев спустя он умер.

Несомненно, современные пророки о мире исполнили слова Иеремии, древнего провидца, который сказал: «Врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: «Мир! Мир!», а мира нет» (Иер. 6:14).

В этом мире нет ничего более важного для вас и для меня, чем знать, что мы примирились с Богом через крест Князя мира. «Умиротворив чрез Него, Кровию креста Его, и земное и небесное». (Кол. 1:20).

И Христос, Князь славы, отдал Свою жизнь, чтобы избавить нас от власти зла, от темницы греха и смерти. Он — золотая связь, соединяющая небо и землю, человека с Богом. Обратим свой взор на Него, «ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13). [290]