Глава 29. Битва зверей

(Даниил, 8-я гл.)

Когда человек строит дом, он вначале закладывает фундамент. Затем на нем возводит верхнюю часть дома.

Основанием для изучения исторического пророчества служит Дан. 2 с великим истуканом из золота и серебра, меди, железа и глины. Этот истукан представлял собой царства: Вавилон, Мидо-Персию, Грецию, Рим и десять основных частей Римского царства, большинство из которых превратилось в современные государства Европы. Грядущее Божье царство символически представлено камнем, оторвавшимся от горы без помощи рук человеческих.

Седьмая глава книги пророка Даниила основана непосредственно на 2-й главе. Ее четыре великих зверя символизируют собой четыре царства: Вавилон, Мидо-Персию, Грецию и Рим. Десять рогов олицетворяют собой десять частей Римской империи и соответствуют десяти пальцам истукана в Дан. 2. Маленький рог представляет собой папскую римскую власть, которая господствовала в течение 1260 лет — с 538 г. по Р. X. по 1798 год. Некоторое время спустя после 1798 г. должен был начаться Божий суд, и Его царство должно быть учреждено.

Сон Навуходоносора об истукане имел место около 602 г. до Р. X. Даниил видел видение о четырех зверях 60 лет спустя, или около 540 г. до Р. X. Его видения в главах 8 и 9 были даны во время падения Вавилона [325] и замены его Мидо-Персией — первое было в последний год Валтасара, а другое — в первый год Дария.

Теперь мы готовы построить эти две дополнительные главы на пророческом фундаменте. Во всем нашем изучении мы должны искать не только того, чтобы знать пророчество, но прежде всего — познать Христа в пророчестве.

Видение Даниила, 8-я глава

Итак, два года спустя после его видения о четырех зверях Даниилу было показано другое видение. Вавилон пал в тот же самый год, посему видение началось с Мидо-Персии — его победителя. Любой ребенок, умеющий хорошо читать, может понять первую часть этого видения. Давайте прочитаем его.

Двурогий овен

«И видел я в видении, и когда видел, я был в Сузах, престольном городе в области Еламской,- и видел я в видении, как бы я был у реки Улая. Поднял я глаза мои и увидел: вот, один овен стоит у реки; у него два рога и рога высокие, но один выше другого и высший поднялся после. Видел я, как этот овен бодал к западу и к северу и к югу, и никакой зверь не мог устоять против него, и никто не мог спасти от него; он делал что хотел, и величался» (Дан. 8:2-4).

Какое же государство представлено этим сильным овном? Ответ помещен здесь же в 20-м стихе: «Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский».

Подобно медведю, представлявшему в Дан. 7:5 Мидо-Персию. приподнятую с одной стороны, так и один из рогов овна был выше другого, указывая, что одна из сил этой двойной монархии должна быть сильнее другой. Даниил [326] в 8-й главе добавляет еще одну деталь: «Более высокий рог вышел после». «Мидяне вначале были ведущим народом» (Филипп В. Мейерс. «Всемирная история», с. 59. См. также Дан. 5:30, 31 и Иер. 51:11). Позже персы заняли доминирующую власть.

Битва овна с козлом

Овца — совершенно мирное животное, но овен любит драться. Далее мы увидим борьбу между этим пророческим овном и козлом, также известным своим инстинктом к бою.

«Я внимательно смотрел на это, и вот, с запада шел козел по лицу всей земли, не касаясь земли; у этого козла был видный рог между его глазами. Он пошел на того овна… и сломил у него оба рога; и не достало силы у овна устоять против него, и он поверг его на землю и растоптал его, и не было никого, кто мог бы спасти овна от него» (Дан. 8:5-7).

Нет необходимости спрашивать, кого представляет этот козел, потому что вы хорошо знаете, что греки победили мидян и персов, как это было предсказано во 2-й и 7-й главах. Все же давайте прочитаем библейское толкование в ст. 21: «А козел косматый — царь Греции, и большой рог, который между глазами его, это — первый ее царь».

Александр Великий, первый, или самый главный, царь Греции, спустя 200 лет после падения Вавилона победил персов во главе с Дарием III в битве при Арбеле в 331 г. до Р. X. Косматый козел Греции нанес овну Мидо-Персии сильную рану. Он был правильно описан.Барс с четырьмя крылами в Дан. 7 был стремительным и быстрым. Козел, представляющий эту же власть, «не касался земли». [327] Оба символа точно изображают’ Грецию. Мидо-Персия была «великой», а Греция-«очень великой» (ст. 4 и 8).

Великий рог Греции сломался

Относительно великого рога козла — Александра Великого — мы читаем: «Но когда он усилился, то сломился большой рог, и на место его вышли четыре, обращенные на четыре ветра небесных» (ст. 8).

Вы уже знаете из 7-й главы, что представляют собой эти рога. Они являются теми же четырьмя головами барса. Но давайте прочитаем описание сломанного рога в ст. 22: «Он сломился и вместо него вышли другие четыре: это четыре царства восстанут из этого народа, но не с его силою».

Четыре рога представляют собой четыре части царства Александра. Историк Раулинсон говорит: «Было признано разделение на четыре части владения Александра Великого». Это произошло спустя 22 года после его смерти, когда после сражения при Ипсе (301 г. до Р. X.) его непримиримые генералы разделили царство на четыре части — восточную, западную, северную и южную,- и на «четыре ветра земли». Это сражение также известно как битва царей. Ход сражения был изменен введением в бой большого стада боевых слонов.

Чрезвычайно увеличивающийся маленький рог

Теперь мы читаем, что произошло с одним из этих четырех рогов, или частей, Греческого царства.

«От одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу, и к востоку и к прекрасной стране» (ст. 9).

С тем, чтобы сэкономить место, давайте определим деятельность этого маленького рога. Маленький рог является Римом, следующим по порядку власти (168 г. до Р. X.).

а) Маленький рог в Дан. 7 является папским Римом. [328]

б) Этот маленький рог в Дан. 8 представляет собой языческий Рим (с элементом папства).

в) Он вышел от одного из рогов (Дан. 8:9). Македония 168 г. до Р. X. г) Он обладал жестокой, могущественной и губительной силой (ст. 23-25).

д) Этот рог «чрезвычайно разросся» (ст. 9).

е) Он достиг юга (ст. 9), т. е. захватил Египет в 30 г. до Р. X.

ж) Простерся на восток (ст. 9). Взял Сирию в 65 г. до Р. X.

з) Достиг до прекрасной страны (9 ст.). Взял Иудею в 63 г. до Р. X.

к) Он выступил против Христа (ст. 25).

Овен Мидо-Персии был велик. Козел Греции был очень велик. Этот же маленький рог чрезвычайно увеличился.

Рог вышел от одного из четырех рогов. Римляне нанесли поражение грекам в 168 г. до Р. X. Это произошло в западной части, или роге, Греции. С этого времени Рим продолжал побеждать всех. Языческий Рим стал «сильно увеличиваться». Это было во время римского правления, когда был распят Иисус- «Владыка владык».

Можно сказать, что папский Рим также стал «возрастать». Он превознес себя выше Христа и Бога, думая «изменить времена и закон» (Дан. 7:25).

Видение касается последних дней

Что маленький рог из Дан. 8 занял как папскую, так и языческую фазу Рима, кажется ясным из того факта, что видение относится к последним дням. Ангел Гавриил в начале своего пояснения Даниилу сказал: «Знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!» (ст. 17). В конце 8-й главы он говорит: «Оно относится к отдаленным временам» (ст. 26). Так как мы живем во время конца, здесь нечто относится и к нам. [329]

Даниил изнемог

«И я, Даниил, изнемог и болел несколько дней» (ст. 26). От славы небесного Учителя Даниил изнемог. Пророчество было тщательно объяснено ему, за исключением 14-го стиха: «На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится». Святые интересовались этим вопросом (ст. 13). Каково же значение этого стиха?

Гавриил, вестник пророчества, удалился. Мидяне и персы вскоре должны были прийти и победить Вавилон. Даниил был глубоко заинтересован этим. «Я изумлен был видением сим и не понимал его» (ст. 27) Вернется ли святой ангел? Это мы увидим в дальнейшем… [331]