Глава 31. Крест, найденный в ветхозаветном Святилище

Очищение святилища

Внутрь каждого сантиметра английского военно-морского каната вплетена отождествляющая цветная нить. Через всю Библию красной нитью проходит мысль: «Спасение от греха только через кровь жертвы». Устраните эту нить, и небесный знак отождествления истинного благовестил исчезнет. «Без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9:22). Кровь символизирует жизнь (см. Лев. 17:11). Уберите кровь, и вы устраните спасение. Исключите крест, и человек будет оставлен умирать в своих грехах.

Знаешь ли ручей, что бежит Со креста, где умер Христос? Знаешь ли Того, Кто дарит Выкуп от страданий и слез?

Древние семейные жертвы

Авель, второй сын Адама, в тени потерянного рая принес в жертву животное с пролитием крови, и Бог принял его жертву. Бескровное жертвоприношение Каина, первого сына Адама, было отвергнуто (см. Быт. 4:3-5). Из этого, вне всякого сомнения, становится ясным, что Бог дал им наставление относительно соответствующих жертвоприношений. Иначе Он не мог по справедливости обвинить Каина в его грехе за невыполнение этого (см. Быт. 4:6-7). [340]

Затем был Ной. Относительно его волнующего, хотя и устрашающего опыта, когда он вышел из ковчега на безлюдную землю после потопа, мы читаем: «И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике» (Быт. 8:20).

Точно через 4 главы в первой книге Библии мы подходим к патриарху Аврааму, «другу Божьему». Он регулярно приносил жертвы: «И явился Господь Аврааму… и создал он там жертвенник Господу… Оттуда он двинулся к горе, на восток от Вефиля… и создал там жертвенник Господу» (Быт. 12:7-8).

Авраам был готов принести в жертву своего единственного сына Исаака при испытании, которое Бог послал ему: «Ангел Господень воззвал к нему с неба… и он сказал: не поднимай руки своей на отрока» (Быт. 22:11-12). Авраам взглянул и увидел овна, запутавшегося в зарослях, и он «принес его в жертву вместо сына своего» (Быт. 22:13).

Христос — Агнец Божий

Иисус, говоря об этом опыте, сказал: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Иоан. 8:56). Иисус Христос осознанно вошел в тернистые заросли этого мира и позволил взять Себя и распять. Иоанн Креститель, взглянув на Христа, сказал: «Вот, Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» (Иоан. 1:29).

Христос есть «Агнец Божий, закланный от создания мира» (Откр. 13:8). Он был готов совершить это еще до основания мира (см. 1Петр. 1:18-20). Никто, лишь только Христос, равный Божьему святому закону, против которого согрешил человек, мог спасти человека от проклятия закона. «Ибо невозможно, чтобы кровь [341] тельцов и козлов уничтожила грехи» (Евр. 10:4). Эта кровь могла служить только прообразом крови Христа. Когда человек жертвует своей жизнью, он жертвует всего несколько дней или лет: он просто отдает ее раньше, вместо того, чтобы отдать ее позже. Но Христос не выбирал — умереть ли Ему в одно или в другое время. Он избрал между жизнью и смертью. «Я Сам отдаю ее [жизнь]»,- сказал Он (Иоан. 10:18).

Взгляни на крест, Голгофский крест,

В Нем Одном вся жизнь твоя;

В Нем спасение для всех

Взглянь на крест, Голгофский крест!

От дней Адама и Моисея — около 25 столетий — грядущая жертва Иисуса Христа образно представлялась в жертвенных приношениях, приносимых ответственными главами семейств или другими назначенными лицами. Семья была основной единицей организации, за исключением служения Мелхиседека, «первосвященника Божьего», которому Авраам уплатил десятину (см. Быт. 14:18-20).

Служение жертвоприношения, сосредоточенное в иудейском святилище

Когда Моисей вывел Израиль из египетского рабства (около 15 столетий до Христа), Бог сказал: «И устроят они Мне святилище и буду обитать посреди них» (Исх. 25:8). С сотнями тысяч людей, собранных вместе, такой центр поклонения в самом деле был наиболее разумным. Вся работа жертвоприношения теперь сосредоточивалась во святилище, или скинии. Колено Левия было назначено на это служение, и потомки Аарона, брата Моисея, были священниками. Все священники были левитами,

В первые годы святилище было переносным, расположенным по типу крытой палатки с открытым двором. Позже царь Соломон построил величественный храм на горе Мориа, где Авраам предложил Исаака в жертву Богу. В этом прекрасном храме помещалось святилище. Разрушенный [342] несколько столетий спустя Навуходоносором, он был вновь построен по указу мидо-персов. Этот последний храм, весьма восхваляемый римлянами, был гордостью иудеев, когда Иисус пришел на эту землю. Теперь на месте храма стоит мусульманская мечеть Омара.

Святилище, построенное Моисеем, располагалось внутри открытого двора, размером приблизительно 23 мх47,7 м. Стены двора были сделаны из льняных завес, подвешенных вверху на медные столбы. Вход был с восточной стороны. Также во дворе был жертвенник всесожжении и медный умывальник, в котором священники омывали руки и ноги, прежде чем войти в святилище.

Первое отделение, или Святое

Святилище стояло с западной стороны удлиненного двора. Оно имело два отделения, или комнаты: Святое и Святое святых, отделенные прекрасной завесой (см. Исх. 26:33).

Первое отделение, или Святое, имело три предмета: золо-той светильник с семью лампадами (см. Исх. 25:27), стол с хлебами предложения и золотой жертвенник для воскурения фимиама (см. Евр. 9:2; Исх. 40:26-27). На жертвеннике для воскурения фимиама священник воскурял приятный фимиам утром и вечером. Служение в этом отделении проходило ежедневно (см. Евр. 9:6).

Утренние и вечерние всесожжения возносились за весь народ, и приносились личные жертвы за особые грехи.

Второе отделение, или Святое святых

Во втором отделении, или Святом святых, отделенном от первого завесой, стоял ковчег, главный предмет всего святилища. Сделанный из дерева ситтим, он имел форму сундука 1 м 22 см длиной, ширина и высота [343] его были около 1 м. Он был покрыт чистым золотом снаружи и внутри и имел золотой венец вокруг верхней крышки (см. Исх. 25:10-11).

Крышка ковчега была сделана из цельного золота и называлась престолом благодати. На каждом конце этой крышки стоял херувим, сделанный из чистого золота, с крыльями, распростертыми вверх; лица херувимов были обращены на престол благодати (см. Исх. 25:17-20).

Между херувимами и престолом благодати была «Шехина», или место святого присутствия Божьего. «Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов» (Исх. 25:22).

Что находилось в этом святом ковчеге? После того как Бог в трубных звуках с горы Синай провозгласил Десять Заповедей, Он написал их на каменных скрижалях (см. Втор. 5:22). Относительно второго, последнего написания Бог сказал Моисею: «И Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и положи их в ковчег» (Втор. 10:2). Затем Моисей дает нам следующее вдохновенное описание: «И написал Он на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне. И обратился я, и сошел с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сделал, чтоб они там были, как повелел мне Господь» (Втор. 10:4-5).

Все служения святилища сосредоточивались на факте, что человек нарушил вечные принципы Десятисловного Закона, теперь высеченного на каменных скрижалях и положенного в святой ковчег во святилище. Все люди нуждались в милосердии. Поэтому над святым законом был престол благодати, или милости. А над местом милости был Бог. Автор Своего закона, распределитель милости, Спаситель грешников. [344]

Закон Божий осуждал на смерть. Его милость представляла жизнь. Прощение предлагалось чрез действие искупительной крови. Сверкая через все церемонии льющейся крови, отражались спасительные буквы вечной жизни — ГОЛГОФА. Ни один иудей не мог быть спасен никаким другим образом, кроме вечной Божьей милости. Ценой Его спасения была грядущая жертва на Голгофе.

Хочу Спасителя прославить,

Хочу воспеть Его любовь;

Он для того, чтоб нас избавить,

Пролил Свою святую кровь…

О, воспойте и прославьте,

Его страданья и любовь…

И подвиг славный на Голгофе,

Где ради нас Он пролил кровь…

Вверх по течению реки Мерсед в Йосемитском парке 11-летний мальчик уронил свою фляжку в эту бурную реку недалеко от прекрасного Версальского водопада. Пытаясь достать ее, он упал в реку. Бурные воды быстро понесли его к водопаду.

Молодой человек 21 года, только что вернувшийся со службы в военно-морском флоте, еще находясь в форме, перепрыгнул через ограду и быстро поплыл к нему. Приблизительно за 4,5 м от кромки водопада он схватил мальчика за рубашку. Но не удержал, и, когда вновь поймал его, было уже слишком поздно. Их обоих понесло вниз к ревущему водопаду и затем сбросило водой на острые выступы скал с 98-метровой высоты.

Благородный моряк пожелал спасти, но не смог. Иисус может спасти в любом критическом положении, кем бы мы ни были — молодым или старым, иудеем или язычником, свободным или связанным обстоятельствами. Ап. Павел говорит иудеям: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых иудею, потом и еллину» (Рим. 1:16). (Евр. 4:2). В центре иудейского святилища Божья милость установила спасительный крест Христов. [345]

Подобно холодным морским волнам,

Грех и отчаяние известны нам;

На каждом шагу они нам грозят

И вечную гибель в итоге дарят.

Взгляни на милость великого Бога

И помни: ведет к ней одна лишь дорога.

Спасенье найдешь ты лишь у Христа,

Склонившись душой у подножья креста.

Земное святилище является прообразом небесного

Земное святилище было сделано по образу святилища или храма небесного (см. Евр. 8:5).

Оба святилища имеют те же предметы. Столетия спустя со дней Моисея Иоанну, написавшему Откровение, в видении были показаны предметы небесного святилища. Он видел золотые светильники (см. Откр. 1:12-13; 4,5). Иоанн видел золотой жертвенник для воскурения фимиама (см. Откр. 8:3-4). Смотря в будущее, он видел «ковчег завета его» в небесном храме (см. Откр. 11:18-19).

Христос является Первосвященником небесного святилища. Здесь Он служит ради нас: «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. 9:24).

Как Израиль имел утренние и вечерние жертвоприношения, так и мы должны совершать ежедневное исповедание и посвящение себя Богу, доверяя Его искупительной милости. Подобно воскуряемому ежедневно фимиаму, наши молитвы должны возноситься к Богу, как приятное благоухание благодарности (см. Откр. 8:3-4). Подобно тому, как священник с верой смотрел сквозь завесу на престол благодати, который не мог видеть, так и мы должны с верой взирать на Иисуса, когда Он служит за нас в небесном святилище.

Земное святилище очищалось однажды в год

Десятый день седьмого месяца был назван «днем очищения» (Лев. 23:27). [346] Посредством крови совершалось очищение как святилища, так и всего народа (см. Лев. 16:16, 30). Очищение означает примирение или принесение очищения. Этот день Примирения имел значение Судного дня. Это был последний Божий призыв к Своему народу раскаяться во грехе и очиститься посредством крови (см. Лев. 23:29).

Когда народ в течение года каждый день исповедовал свои грехи и приносились жертвы — кровью мазали рога жертвенника, то таким образом грехи символически переносились во святилище. Затем однажды в год, в десятый день седьмого месяца представлялась последняя возможность для окончательного избавления от греха. Это был на самом деле торжественный день! «Теперь или никогда!» Это был ежегодный день суда.

Языческий консул в Иерусалиме передает нам предписание старейшего священника к первосвященнику перед днем примирения: «Вложи в свое сердце, что тебе предстоит явиться пред Царем царей, сидящим на «судебном троне» (Вавилонский талмуд. Новое издание, перевод М. Л. Родкинсона, т. 6, с. 146).

А современный еврейский поэт пишет:

Что принесет этот день,

Судный день целого года,

Когда мы предстанем

На суд вместе с народом?

Известный писатель Фаррар писал: «Настолько страшным, внушающим благоговение был Судный день, говорит нам иудейская книга ритуалов, что даже ангелы летали в страхе и трепете, говоря: «Смотрите, Судный день настал!» («Ранние дни христианства», с. 238).

Таким образом, очищение земного святилища было непосредственно связано с представлением о Судном дне.

Очищение небесного святилища

Нуждалось ли небесное святилище в очищении? Есть ли грех на небе? Нет, на небе нет греха, хотя именно там впервые возник грех и там проблема греха разрешена навсегда. [347]

Обратите внимание на следующие пункты:

1. Служение в земном святилище пришло к своему концу (Матф. 27:50-52).

2. Христос после крестной смерти вошел в первое отделение небесного святилища — Святое (Евр. 9:24).

З.В 1844 г. наступило время очищения небесного святилища (Дан. 8:14)..

4. Это был великий прообраз следственного суда во Святом святых.

5. На небе нет греха, но есть записи грехов (Откр. 20:11- 12).

6. «Судьи сели и раскрылись книги» (Дан. 7:9-10).

7. Иоанн видел ковчег завета (в Святом святых; Откр. 11:18-19).

8. После того как будет издан последний указ, Христос вскоре придет (Откр. 22:11-12).9. А до этого должна быть возвещена всемирная весть о cv-де (Откр. 14:6-7). У

Эта весть о суде звучит таким образом: «И увидел я другого ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку, и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его» (Откр. 14:6-7).

Этот час суда должен был начаться в отрезке времени между окончанием папского владычества в 1798 г. и Вторым пришествием Христа.

[349] Согласно плану Божьему, со смертью Христа на кресте система жертвоприношений, являвшаяся прообразом Его жертвы, пришла к своему концу. Христос воскрес из мертвых и вознесся на небо, чтобы начать Свою работу как наш Первосвященник.

В 1844 г., согласно пророчеству Дан. 8:14, какое-то святилище должно быть очищено. Это не могло быть земное святилище, потому что его работа была закончена. Некоторые подразумевали под святилищем землю и что земля в то время, когда Христос вернется, должна быть очищена огнем. Но это была ошибка. Земное святилище было прообразом небесного, и в 1844 г. пробил час начала такого очищения. Это было начало небесного суда.

Бог планирует Свою работу и трудится над исполнением Своих планов. «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына своего» (Гал. 4:;). После окончания 483 лет, согласно Дан. 9, Иисус был крещен и помазан Духом Святым, как и было предсказано. Это был 27 г. по Р. X. Когда пробил пророческий час в 31 г. по Р. X., Он был распят.

Мы можем быть вполне уверены, что в 1844 г., когда должна была начаться работа очищения небесного святилища, Иисус вошел во Святое святых небесного святилища и начал эту работу. На небе нет греха, но работа совершается в связи с записями о грехе.

Так как очищение земного святилища было последним днем примирения с Богом, или Днем суда, то очищение небесного святилища является временем, определенным Богом для последнего суда. «Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить Вселенную» (Деян. 17:31).

Во дни ап. Павла этот суд относился к будущему времени (см. Деян. 24:25). Это был «будущий суд». Этот суд не совершается до смерти, при смерти, но после смерти. «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). Только живущие в заключительные дни истории земли будут судимы до своей смерти. [3501

Это — следственный суд. Все дела должны быть решены прежде пришествия Христа, поскольку с Собой Он принесет возмездие. Весть о часе суда, согласно Откр. 14:6-7, должна приготовить встретить Господа. Они будут «соблюдать заповеди Божьи и иметь веру Иисуса» (Откр. 14:12). Эта весть, начавшая звучать в свое время, теперь провозглашается до самых отдаленных уголков земли и будет закончена в определенное время. Один Бог знает последний час.

Пусть каждый, читающий эти строки, обратит внимание на Божью весть, относящуюся к настоящему времени, на вечное Евангелие в изложении вести о часе суда. Как дети Израиля, готовые бежать из египетского рабства, мазали кровью косяки дверей и окон в каждом доме, прежде чем проходил ангел-губитель, так и сегодня, в заключительный час небесного суда, мы можем найти на Голгофе кровь Иисуса, чтобы помазать ею двери нашего сердца. Давайте позволим ей очистить всякий наш грех и порок.

Темное пятно, которое мы не можем скрыть,

Чем можно очистить его или смыть?

Взгляни на Голгофу, на крови ручей,

И станешь сегодня ты снега белей.

В древней Греции многих людей приговаривали к смертной казни, предлагая им выпить яд. Сократ — единственный человек, как помним, умер такой смертью.

Тысячи людей были распинаемы на крестах. Но только Один умер на кресте во имя спасения грешников. О Нем будут помнить искупленные на протяжении всей вечности.

«Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь и слава, держава во веки веков» (Откр. 5:13). [351]