Глава 36. Свидетельство людей о десяти заповедях

Приводим слова профессора университета: «Говорят, что Бог написал Десять Заповедей на двух каменных скрижалях. Я покажу вам, как их можно опровергнуть в течении десяти минут». Оставив на минуту этого ученого разрушителя закона (а мы все также много нарушали закон), давайте познакомимся со свидетельствами великих мужей и религиозных течений относительно закона Божьего.

Лютеране

22. Почему законы Божьи обязательны для всех людей? Потому что они основаны на характере Божьем и Его взаимоотношениях с человеком и были вновь подтверждены Христом. Поэтому как они не могут утратить своего обязующего характера, так и не могут быть изменены…

26. Где находится моральный закон Божий? В Десятисловии, или Десяти Заповедях (Фредерик В. Конрад. «Объясненный и расширенный маленький катехизис Лютера». 1886, с. 22, 23).

Мартин Лютер сказал: «Тот, кто уничтожает учение о законе, уничтожает в то же время политический и социальный порядок… Что касается самого закона, я никогда не отрицал его» (М. Мичелет. «Жизнь Лютера», перевод Хазлитта 2-е изд., с. 315). [394]

Пресвитериане

«Моральный закон навсегда обязал всех, как оправданных, так и всех других, в послушании ему… Христос в Евангелии ни в коем случае не отменяет, но скорее утверждает это обязательство» («Пресвитерианское исповедание веры» гл. 19, § 5).

Джон Кальвин, основоположник пресвитерианства, писал: «Мы не должны считать, что пришествие Христа освободило нас от власти закона, но это есть вечное правило посвящения и святой жизни, и поэтому должно быть неизменным, как справедливость Божья» (Кальвин*. «Комментарии на согласие Евангелий», т. 1, с. 277).

Альберт Барнес, знаменитый пресвитерианский богослов, писал: «Поэтому, мы учим: 1. Что весь закон Божий обязателен для христиан (ср. Иак. 2:10). 2. Что все заповеди Божьи должны проповедоваться в их надлежащем месте христианскими служителями. 3. Заявляющие, что есть какие-то столь незначительные заповеди Божьи, что им необязательно повиноваться, недостойны царства Божьего. 4. Истинное благочестие проявляет уважение ко всем заповедям Божьим и соблюдает их» («Замечания, пояснения и практическое применение Евангелий», 1868. Комментарий на Матф. 5:19).

Методисты

Джон Веслей .сказал: «Моральный закон, содержащийся в Десяти Заповедях и соблюдаемый пророками, Он (Христос) не устранил. Это не было целью Его пришествия, чтобы отменить хотя бы какую-то часть его… Моральный закон стоит на совершенно ином основании, чем церемониальный или обрядовый закон… Каждая часть этого закона должна оставаться в силе для всего человечества во все века» (Джон Веслей. «По поводу Нагорной проповеди нашего Спасителя». Беседа 5 в «Трудах», т. 5, с. 311, 312. 1829).

Статьи о религии. Статья 6: «О Ветхом Завете»: «Хотя закон, данный Богом Моисею относительно церемоний [395] и обрядов, в настоящее время не обязывает христиан ничем… все же, несмотря на это, ни один христианин не может быть свободен от повиновения заповедям, которые названы моральными». (Томаса Буньяна Нили. «Доктриальные основы методизма», стр. 190, 191).

Баптисты

Вопрос 46: Где кратко изложен моральный закон?

Ответ: Моральный закон кратко изложен в Десяти Заповедях.

Вопрос 49: Чему учит нас вводная часть к закону Десяти Заповедей?

Ответ: Вводная часть к Десяти Заповедям учит нас, что поскольку Господь есть наш Бог и Спаситель, мы обязаны соблюдать все Его заповеди (Баптистский катехизис, с. 9).

Сперджен, один из выдающихся баптистских проповедников, писал в своих «Проповедях»: «Закон Божий — божественный закон, святой, небесный и совершенный… Он имеет не столь много и не столь мало заповедей, но он несравним по своему совершенству, что и является доказательством его божественности» (т. 2, проповедь 18 «Проклятие снято»).

Две скрижали закона. На первой помещены первые четыре заповеди, указывающие наш долг по отношению к Богу. На второй — последние шесть заповедей, показывающие нашу обязанность по отношению к ближним. Сперджен сказал: «Если вы любите Бога от всего сердца, вы должны соблюдать первую скрижаль закона; а если вы любите вашего ближнего, как самого себя, вы должны соблюдать вторую скрижаль закона».

В проповеди, сказанной в Лондоне и широко распространенной в Австралии в 1898 г. (прежде всего в Мельбурнском журнале «Век»), он сказал: «Во-первых, закон Божий должен быть вечен. Он не был отменен или исправлен. Он не должен [396] быть ослаблен или приспособлен к нашему падшему состоянию; но каждое Божье справедливое решение пребывает вовеки».

Христианская Церковь

«Десять Божьих Заповедей, находящихся не только в Ветхом Завете, но и во всем откровении, наиболее выразительно представляют собой краткий обзор всей религии и основ морали… Это единственный документ во Вселенной, который Бог написал Своей собственной рукой!» (Александр Кемпбелл. «Дискуссия о римско-католической религии между Александром Кемпбеллом и Джоном Б. Пурцеллом», с. 214).

Епископальная Церковь

«Ни один христианин не может быть в какой-то мере свободен от повиновения заповедям, которые названы моральными» (Книга о простой молитве. «Статьи о религии», с. 260).

Дуайт Л. Муди

Этот сильный миссионер XIX века писал: «Закон, данный на Синае, не потерял ничего из своей важности. Время не может стереть его авторитет или факт его авторства… Люди могут выискивать недостатки, сколько им угодно, в других частях Библии, но я никогда не встречал честного человека, который нашел бы недостаток в Десяти Заповедях…

Мы называем его «Моисеевым» законом, но уместно сказать, что заповеди Божьи не взяли начало от Моисея и не были отменены, когда закон Моисея исполнился во Христе… Заповеди Божьи… настолько же обязательны сегодня, какими они были всегда…

Иисус никогда не осуждал закона и пророков, но Он осуждал тех, кто не повиновался им. Хотя Он дал новую заповедь, из этого не следует, что Он [397] отменил старые. Объясненные Иисусом Христом, они стали еще большим объектом исследования-Люди должны бы осознать, что Десять Заповедей все еще обязательны и что наказание следует за их нарушением. Мы не нуждаемся в Евангелии, состоящем просто из чувств. Нагорная проповедь не отменила Десяти Заповедей» (Дуайт Л. Муди. «Взвешенный и легкий», с. 11-16).

Заметки в современных религиозных журналах

Передовая статья в «Христианском защитнике» приводит следующее простое, но ценное заявление оксфордского ученого: «Путь к обетованной земле проходит через Синай». Ниже приведенное пояснение добавляет: «Так говорит Клив С. Льюис из Оксфордского университета, и ни один пророк Ветхого Завета не проповедовал более великой истины. Не может быть никакого послевоенного мира, достойного всех принесенных жертв, если этот мир после развязавшегося конфликта пренебрегает простым и основным сводом законов Синая, который призывает к благоговению пред Богом и уважению человека» (11 нояб. 1943 г.).

В журнале «Уолл Стрит» несколько лет тому назад было подчеркнуто следующее: «Есть только один кодекс законов и конституция, выдержавшие несколько тысяч лет постоянной проверки. Этот закон никогда не был отменен или даже исправлен. Он назван Десятисловным Законом» (28 мая 1921 г., с. 1). Конечно, все эти заявления людей и церковных вероучений сами по себе еще не доказывают, что Десять Заповедей вечны. Но все это свидетельствует, что эти люди и религиозные организации соглашаются с Библией, Словом Божьим, что «Слово Твое есть истина» (Иоан. 17:17). В действительности закон Божий является самым простым из всех критериев для отличия истины от лжи. «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это Слово, [398] то нет в них света» (Ис. 8:20). Неужели кто-либо станет судить закон, который является судьей истины и по которому он сам должен быть судим?

Насколько потрясающим должно быть разочарование тех, кто превозносит себя, думая, что они могут использовать власть, обойтись без закона или изменить десять Божьих вечных слов, когда Он Сам на протяжении всей вечности не поддержит ни одной подобной мысли. Пока Бог жив, Его закон существует. Нет никакой возможности отменить Десять Заповедей.

Когда один служитель посетил каменоломню, где работали заключенные, один из заключенных сказал ему такую проповедь: «Персон, видишь ли ты эти камни? Они подобны Десяти Заповедям. Вы можете продолжать разбивать их, но вы никогда не сможете избавиться от них». Это старая история, но не столь древняя, как Десять Заповедей.

Есть другая история, древнее человечества. Еще до того, как дерево жизни принесло свой драгоценный плод в восточной части Едемского сада, на небе собрался совет спасения. На нем искупление драгоценной кровью Христа было предусмотрено «прежде создания мира» (1Петр. 1:20). Этот страховой полис был записан уже тогда, и когда разгорелось пламя греха, Сам Бог уплатил плату — через Христа, подписавшего документ Своей собственной кровью на кресте. Это древняя, очень древняя история.

Да не будет у тебя

Других богов, кроме Меня;

Идолам не поклоняйся

И напрасно Мое имя

Говорить остерегайся.

День субботний — почитай,

Отца, матерь — уважай…

Жизнь свою и всех людей

Чти как дар — не убивай!

Не забудь, что и седьмую

Надо свято соблюдать…

И пред миром всем восьмую

Во всем надо исполнять.

Берегись всех видов лжи,

Не желай всего земного,

Что есть у ближнего другого.

Из журнала «Теперь» [399]

«Так и народ — трава. Трава засыхает, цвет увядает, а Слово Бога нашего пребудет вечно» (Ис. 40:7-8). «На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах» (Пс. 118:89).

Люди издали множество законов, но есть только один совершенный закон — закон Божий. Бесчисленные кресты несли свои жертвы в мрачную тень смерти, но только один крест нес совершенную жертву. Справедливость совершенного закона была встречена личной Божьей совершенной жертвой — «Агнцем без пятна и порока».

Золото и серебро

Мне спасенье не дало,

И богатства всей земли

Только скорбь мне принесли…

Лишь Спаситель на кресте

Говорит тебе и мне:

«Ведь Я умер за тебя

И с Отцом сроднил, любя!»

Джеймс Макгрей [402]