Глава 39. Знамение Божье для его учеников

Некоторые считают, что хотя Иисус почитал субботу как знамение творческой силы, Его ученики отменили соблюдение субботы. Кажется вполне уместным для нас проверить записи Нового Завета, свидетельствующие об этом вопросе.

Женщины у креста и гроба

Среди следовавших за Христом не было более верных, чем некоторые женщины. Четыре из них вместе с ап. Иоанном стояли у креста в скорбном молчании, когда Иисус страдал и умирал на кресте (см. Иоан. 19:25-27). Относительно этих верных женщин мы читаем: «День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди» (Лук. 23:54-56).

Картина ясна. К тому времени, в тот роковой шестой день недели, когда Никодим и Иосиф из Аримафеи организовали погребение Иисуса, солнце уже почти склонилось к закату. «Наступила суббота». По библейскому исчислению каждый день начинается с вечера или с захода солнца (см. Быт. 1:5, 8, 13, 19, 23, 31; Левит. 23:32; Марк. 1, 32).

Эти женщины, так сильно любившие [423] Христа, приготовили мази, чтобы забальзамировать Его тело. Но вот приближались святые часы субботнего дня. Поэтому они «остались в покое — в субботний день — по заповеди».

А когда прошла суббота, они принесли приготовленные благовония (см. Марк. 16:1). Они считали субботу настолько святой, что подождали окончания святых субботних часов и затем вошли в усыпальницу, чтобы забальзамировать Его тело.

Апостол язычников

Aп. Павел был особо избранным Божьим вестником для язычников. Как таковой, он позаботился, чтобы представить пред ними достойный пример в соблюдении субботы. Каким был его обычай?

В Антиохии последователи Христа впервые стали называться христианами (см. Деян. 11:26). Придя в этот город, Павел и сопровождавшие его люди «вошли в синагогу в день субботний» (Деян. 13, 14). Здесь он произнес пламенный и сильный призыв к людям принять Христа от семени Давидова как Спасителя мира. Затем пришли язычники и «просили их говорить о том же в следующую субботу» (Деян. 13:42).

Нет ни одной мысли, слова или намека, что принятие благой вести нарушало обычай соблюдения святой субботы Господней, сотворенной Им для человека. Приглашенный прийти в Филиппы, первый город в Македонии по особому видению, Павел и его спутники «в день субботний… вышли за город к реке, где по обыкновению был молитвенный дом» (Деян. 16:13). Здесь регулярно проходили субботние богослужения, чего искали последователи Христа. Относительно субботы здесь не возникало ни одного слова разногласия, ни одно усилие не было направлено на то, чтобы заставить людей соблюдать другой день.

Далее он остановился в Фессалонике: «Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил [424] с ними из Писаний» (Деян. 17:2). Он проповедовал о распятом и воскресшем Христе. Никакого спора относительно субботы. Не было предложено никакого другого дня. «По своему обыкновению» в субботу он пошел в церковь. Преследование привело его в Верию и оттуда в Афины.

В Коринфе (Греция) он имел возможность пребывать на протяжении 18 месяцев, проповедуя там каждую субботу (см. Деян. 18:1-4, 11). Не сказано ни одного слова относительно другого святого дня, ни один голос не выступил против святости субботы.

В этих немногих местах Св. Писания мы отметили 84 субботы, когда Павел проповедовал благую весть. Это было его обычаем соблюдать субботу, подобно обычаю Иисуса, Который призвал его проповедовать Евангелие язычникам.

Разумное заключение

Из описания жизни ап. Павла кажется бесспорным, что его главная тема — проповедовать спасение через благодать, прощающую ‘людей и восстанавливающую их в повиновении святому закону (см. Деян. 13:38-39; 24:14; Рим. 3:31; 6:1, 2, 15, 16). Не возникало спора относительно того, какой день недели был субботой или днем отдыха. Не было споров относительно учреждения нового дня покоя.

В действительности съезд христианских руководителей в Иерусалиме был созван для того, чтобы ознакомиться с вопросом: чему учить язычников? Этот съезд изложил следующее заключительное заявление: «Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» (Деян. 15:21). Проблема не возникла относительно еженедельной субботы. Спор возник из-за обрезания и других вопросов «закона Моисеева», относящихся к церемониальному закону, как об этом ясно отмечено.

Проведение собраний в определенный день еще не делает этот день святым. Ни один человек, даже все люди, не могут сделать никакого дня святым. Христос лично освятил седьмой день. Он почтил его. «Он благословил, и я не могу изменить сего» (Числ. 23:20). [425] Ни один человек не может благословить день или устранить Божье благословение с этого дня. Но будем помнить всегда о том, что мы можем получить Божьи благословения, решаясь соблюдать Его святую волю, и Его проклятия, отказываясь повиноваться.

«Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его» (Втор. 30:19, 20). Ученики соблюдали субботу потому, что такова была воля Божья, чтобы они поступали так.

Великий европейский проповедник Карл Барт сказал: «Что требуется от нас, чтобы мы были бдительными, желающими, готовыми выполнять христианские намерения среди порочного мира».

Именно так поступал Иисус и Он был «послушным даже до смерти и смерти крестной» (Фил. 2:8). «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его» (Матф. 10:24, 25).

Больше подобным Христу хочу быть всегда,

Больше быть кротким, смиренным всегда,

Больше ревности, мужества в Божьих трудах,

Больше подвигов — в добрых делах…

Возьми мое сердце и буду я Твой,

Возьми мое сердце — очисть и омой!

Очисть от греха, о Господь, умоляю,

Пусть вечно в Тебе я одном пребываю!

Чарльз X. Габриель [426]