Раздел 9. Бог говорит о смерти и бессмертии

Глава 46. Человек смертен или бессмертен?

Глава 47. Пять минут после смерти

Глава 48. Что учит Библия об аде?

Глава 49. Могут ли умершие общаться с живыми?

Глава 50. Трудные вопросы относительно смерти [485]

Глава 46. Человек смертен или бессмертен?

«Я буду давать миллион долларов за каждый год, если вы сможете продлить мне жизнь»,- сказал известный американец своему врачу, когда ему было 80 лет.

Большинство людей, если они в хорошем здоровье и обстоятельствах, хотели бы сохранить жизнь. Дни душевного угнетения овладевают многими, как в опыте великого Илии, когда он сказал: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою» (3Цар. 19:4). Все же, когда наступает время разлуки, люди склонны предпочитать жизнь.

Это подобно смыслу старого стихотворения, которое перефразировал доктор Вильям В. Бус: «Неужели человек настолько сжился со смертной душой, что никогда не скажет себе: «Я желаю и могу жить вечно?»

Слово «смертный» означает «подвластный смерти, предназначенный умереть».

Слово «бессмертный» означает «не смертный, освобожденный от подверженности смерти, непреходящий, вечный» (Новый международный словарь Вебстера).

Намеревался ли Бог, чтобы безгрешный человек, сотворенный по образу Божьему,- умирал? Вероятно, все согласимся, что это не было Его намерением. Бог сотворил человека для жизни. Но Бог не имел намерения, чтобы человек жил, согрешив. Это было представлено Адаму таким образом: «От дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2:17). [486J Заметка на полях гласит: «Умирая, ты умрешь». Приговор смерти должен был быть произнесен в тот день, когда человек согрешил, и должен был начаться процесс умирания.

Сатана в образе змея сказал Еве: «Нет, не умрете» (Быт.3:4). Христос сказал, что дьявол был лжецом (Иоан. 8:44). Этому, более приятному обещанию сатаны, Ева поверила, а затем не послушалась Бога. Адам последовал по ее шагам греха, хотя и не был обманут (см. 1Тим. 2:14). Бог закончил Свой разговор с ними по поводу происшедшего такими словами: «Ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт.3:19).

Что произойдет теперь, если Адам и Ева, согрешив, будут продолжать есть плоды от «дерева жизни»? Это дерево было посажено посреди рая, так же как и дерево познания добра и зла (см. Быт. 2:9). Взять плод от последнего — означало смерть. Регулярно есть плоды от дерева жизни — означало жить вечно. Что теперь?

Мы читаем: «И сказал Господь Бог… и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни и, не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3:22-24). Бог не имел намерения, чтобы грешники жили вечно.

Из этой ясной библейской картины по данному вопросу мы выводим в итоге два факта: 1. Человек был сотворен с возможностью бессмертия, йо при условии, что он выдержит проверку послушания. 2. Человек не был сотворен с врожденным или наследственным бессмертием. Он был «подвластен смерти», если он согрешит,- в этом случае он был «смертен».

Итак, мы не удивимся, если найдем в Библии ссылки относительно человека как «смертного». Мы цитируем: «смертный человек праведнее [487] ли Бога?» (Иов. 4:17-англ. пер. См. также 1Kop. 15:53).

Другими словами, Бог бессмертен, а человек — смертен. На самом деле слово «бессмертен» встречается в Библии только однажды и оно относится к Богу. «Царю же веков нетленному [бессмертному], невидимому, единому премудрому Богу» (1Тим. 1:17).

Наделил ли Бог человека бессмертной душой?

Однажды король Карл II стоял перед группой ученых и естествоиспытателей на собрании королевского общества в Англии. Он сказал что-то вроде этого: «Предположим, я возьму ведро воды, поставлю его на весы, и стрелка весов поднимется, показывая 10 фунтов (4,5 кг). Затем я опущу в воду 5фунтов (2,25 кг) живой рыбы. Все это, предположим, должно иметь общий вес 15 фунтов. Почему же тогда, после того, как я добавил 5 фунтов рыбы, стрелка весов все еще стоит на десяти фунтах?»

Разные ученые мужи вставали и приводили глубокие и нередко непонятные объяснения — все, начиная от заполненных воздухом мешочков у рыб до теоретического вакуума и негравитационной гравитации.

В конце концов, закончив дискуссию, он сказал: «Вы все не правы и по одной причине: когда вы берете ведро воды, весящее 10 фунтов и добавляете в него 5 фунтов рыбы, ведро, вода и рыба будут весить 15 фунтов, Вы, ученые господа, должны хорошо знать это». Эти люди были введены в заблуждение, слишком сильно веря словам выдающегося человека.

Библия представляет следующее:

1. Человек смертен (Иов. 4:17; 1Kop. 15:53).

1. Бог бессмертен (1Тим. 1:17).

3. Только Бог обладает бессмертием (1Тим. 6:16).

4. Человек должен стремиться к бессмертию (Рим. 2:7).

5. Бессмертие должно быть рассмотрено при свете Евангелия (2Тим. 1:10). [488]

6. Оно будет даровано при Втором пришествии Христа (1Kop. 15:51-55).

Ни странно ли, при таком веском аргументированном учении Библии некоторые верят, что человек имеет в себе что-то бессмертное, что даже Бог не может уничтожить. Это более странно, чем рассуждения королевских ученых, которые хотели бы 10+5=10.

На основе этого мы можем проверить описание творения человека в Быт. 2:7.

«И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни и стал человек душою живою».

Давайте остановимся на следующем:

Первое. Бог сотворил тело Адама из праха земного. Основную часть человеческого тела составляет земля, как говорит Библия. Интересно отметить, что оно почти на 80% состоит из газа, большую часть которого составляет кислород, около 10% водорода и совсем немного азота. Из более тяжелых элементов входят: углерод, кальций, фосфор, калий, натрий, хлор, сера, магний, железо, незначительное количество йода и других элементов. В этом отношении люди и животные равны.

Второе. Бог вдунул в уста Адама дыхание жизни. Здесь нет никакого намека на какую-либо «бессмертную душу», вселенную в Адама. Никакой такой «дух» никогда не существовал в Адаме. Ничего такого на было сотворено. Бог просто вдунул в лицо Адама дыхание жизни. Имеем ли мы какое-нибудь обоснованное право, чтобы приписывать что-то еще?

Третий пункт выражен таким образом: «Стал человек душою живою». Тело плюс дыхание жизни равноценно живой душе. Заметьте, что Бог не вдунул живую душу, но Он вдунул в его лицо дыхание жизни и человек стал душою живою. Электрическая лампа сама по себе не дает света. Но когда электрический ток посылается через ее внутреннюю проводку, сияет свет. Таким образом, совершенное тело Адама, каким оно и было в действительности, не могло выполнять никаких функций [489] или достигать какой-либо цели. Поэтому, образно говоря, Бог подключил ток жизни-«вдунул в лицо его дыхание жизни», и Адам тогда стал живой, активной, функционирующей душой. Живая душа не существовала прежде сотворения Адама и не была вдохнута в Адама, но произошла в результате соединения его тела и дыхания жизни или «дыхания духа жизни», как это выражено в другом месте.

Еврейские и греческие слова, с которых мы переводим наши слова «душа» и «дух», упоминаются в Библии приблизительно 1700 раз. Действительно, слово «душа», упоминаемое в Библии, не всегда имеет именно это значение. Это же истинно и в отношении слова «дух». Поэтому мы должны избегать догматичности в любом из этих определений.

Но нам надо знать с уверенностью следующее: ни в одном из 1700 упоминаний этих подлинных слов «души» и «духа», ни в одном из них не сказано о бессмертии, никогда не умирающем, нетленном, вечном или обладающим бессмертием. Также и мертвые не представлены как имеющие способность сознательно существовать вне тела.

Человек и животные

Человек принадлежит к царству живых существ, или животных. Имеют ли животные, так же как и человек, «дыхание жизни»? Ответ дан в Быт. 7:15, где записан вход животных в ковчег Ноя во время потопа: «И вошли к Ною в ковчег по паре от всякой плоти, в которой есть дух жизни». Итак, животные также обладают дыханием жизни (см. Быт. 7:22). Животное может иметь совершенное тело, но это тело может быть совершенно мертвым. Оно нуждается в «дыхании жизни» точно так же, как человек должен иметь его.

Становятся ли животные живой душой, когда дыхание жизни входит в их тела? В Быт. 1:30 читаем: «Всем зверям земным, и всем птицам небесным, [490J и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая». В Откр. 16:3 животные моря названы живыми душами. Первоначальное выражение «живой души» — есть «нефеш хаух». Это выражение употребляется в Быт. 1:20, 21, 24, 30 в смысле «двигающихся существ, имеющих жизнь», «каждая живая тварь» и «живая тварь». Итак, животное названо »живою душою» или «нефеш хаух». Аналогичное выражение применяется в Быт. 2:7, когда человек стал «живою душою» или «нефеш хаух».

Разные организмы

Является ли человек просто животным? Нет, конечно! Такое заключение совершенно не обоснованно. В вашем саду есть покрытый зеленой листвою куст, приносящий прекрасные красные розы. Рядом с ним — безобразный сорняк. Они оба одного и того же царства и получают то же солнце и дождь, и растут на одной почве. Но никто не называет розу сорняком или сорняк — розой. Различие не заключается в солнечном свете, почве или дожде, но в организме растения. Когда Бог вдохнул жизнь в организм Адама, Он произвел совершенно другой результат. От того, когда Он вдохнул жизнь в организм животных.

Мальчик наполняет трехлитровое ведро на 2/3 его вместимости, запаивает плотно крышку, ставит на два кирпича и разжигает под ним огонь. После того, как поднимается давление пара, он пробивает небольшое отверстие в крышке и позволяет струе пара ударять в лопасти колеса, прикрепленного к небольшому древку. На древке есть шкив с ремнем, бегущем к катушке, прочно закрепленной гвоздем. Огонь горит, вода кипит, пар вырывается наружу, поворачивая лопасти колеса, и мельница мальчика работает. Насколько в данном случае нам открывается отдаленный отзвук чудесной современной паровой машины с ее огромной взаимосвязанной силой, ее бесшумным скольжением лопастей и поблескивающими чашами с жидкостью, колеблющимся эксцентриком, гигантскими маховыми колесами [491] и ее поднимающей силой, поддерживаемой высоким давлением парового котла. Да, огромная разница. Но это тот же самый вид огня, воды и па-pa, которые мальчик использовал в своей игрушечной паровой мельнице.

Когда Бог вложил жизненную энергию в жизнь Адама, это была та же жизнь, как и в животном царстве, но как различны результаты!

Электрический ток проникает в электрическую лампу, в нить накаливания, и мы имеем свет. Он проникает в мощные витки электрического кипятильника, и тепло является главным продуктом. Ток связан с электромотором и вращающее движение является результатом. Мы получаем силу. И имеем ли мы свет, тепло или силу, зависит от того, куда направляется ток. Но это все тот же ток.

Так было, когда Бог вдохнул жизнь в Адама. Он вложил эту жизнь в шедевр земного творения. Псалмопевец сказал: «Я прекрасно и дивно устроен» (Пс. 138:14). Человек был сотворен только «немного ниже ангелов» (Пс. 8:5). Как поэтически выразил это один писатель: «Какой образец творения есть человек! Как он благороден в разуме, насколько безграничен в способностях! Во внешнем виде и движении — насколько выразителен и восхитителен! В действии — подобен ангелу! В понимании — как подобен Божеству!»

Грех и спасение

Этот чудесный шедевр Божьего земного творения согрешил и стал подвластен смерти.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16).

Пришествие Иисуса Христа явило «жизнь и нетление через благовестие» (2Тим. 1:10).

«Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божьего не имеет жизни» (1Иоан. 5:12). [492]

Мы все можем сделать вывод, что человек по природе не обладал бессмертной душой. По понятию некоторых, души настолько малы, что 10000 их могут танцевать на острие иголки,- все это, конечно, фантазия. Душа такого же размера, как и тело и имеет все чувства осязания, вкуса, запаха, обоняния и слуха; имеет чувства любви и ненависти, радости и печали; душа, существующая отдельно от тела, является лишь плодом фантазии человека. Тело и дух жизни, соединенные вместе, составляют живую душу.

Иов сказал: «Дух Божий в ноздрях моих» (Иов. 27:3). Ап. Павел пишет: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес. 5:23). Тело и дух жизни делает человека душою живою.

Христос пришел, чтобы спасти все в человеке — цельного человека. Для того, чтобы это было сделано, мы должны позволить Ему освятить все наше естество — тело, душу и дух.

Христос умер, чтобы спасти нас и освятить нас. «То и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат» (Евр. 13:12).

Видя, что Спаситель был готов пострадать для того, чтобы спасти нас, Павел говорит: «Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо мы не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13:13-14).

Около 500 лет тому назад в городе Флоренция (Италия) жил великий проповедник по имени Савонаролла. Он бесстрашно выступал против греха и прославлял Человека Голгофы. Правитель Флоренции угрожал ему наказанием и пыткой. Папа предлагал ему высокое положение в церкви, если он перестанет говорить о моральном разложении в церкви. Но Савонаролла слышал голос Божий и не мог воспротивиться небесному видению. Его заключили в тюрьму, [493] пытали и в конце концов сожгли на костре. Это путь креста, ведущий к бессмертию. «Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10).

«Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Матф. 16:25).

Христос желает сказать нам: «Вы не можете спасти себя. Подойдите к Моему кресту и вполне подчините себя воле Божьей, как это сделал Я на Голгофе. Примите жертву, которую я принес. Изберите скорее смерть, чем грех. Это единственный путь к святости, небу и бессмертию».

Крест, любовью освещенный,

Путь указывает к небу,

Где Иисус наш возлюбленный

Примиряет землю с небом…

Крест, любовью освещенный,

Я прильну к тебе с мольбою…

Даже здесь всего лишенный,

Я пребуду ввек с тобою!

А. К. Акклей. «Крест,

любовью освещенный». 1930 г.

Хомер. А. Родвхевер [494]