Глава 12. Утешитель

«Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел: ибо если не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам. И Он пришед, обличит мир о грехе, и о правде и о суде. О грехе, что не веруют в Меня. О правде, что Я иду к Отцу Моему и уже не увидите Меня. О суде же, что Князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам». Иоан. 16, 7-14. [147]

XII. Дар святого духа

«Просите у Господа Дождя во время Позднего Дождя, и Господь блеснет молнией в облаках и даст им ливни дождя». Зах. 10. 1.

Христос собирался оставить Своих учеников. Их сердца были опечалены неизвестным будущим. Но вместо Своего личного присутствия, Он обещал им другого Утешителя. Вот Его слова: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек. Духа истины, которого мир не может принять, потому что не видит Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет». Иоан. 14, 16-17. «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». Иоан. 14, 26.

Во исполнение обещания Христа

Вскоре после вознесения Христа, могущественное проявление силы Духа было дано в день Пятидесятницы. Это излитие (Духа Святого) в день Пятидесятницы было Ранним Дождем, о чем мы уже говорили и изучили. [148]

Другое могущественное проявление Духа в Позднем дожде еще будет, о чем записано в Откровении 18, 1-4 ст.

«После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую, земля осветилась от славы его. И воскликнул Он сильно громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее. И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее».

Мы живем во время ожидания этой силы, когда мы уверенно можем искать могущественного откровения силы Божьей для проповеди вести Евангелия. Дух Святой всегда участвовал в спасении человеческой семьи. Его сила обличения приносит каждому грешнику сознание греха. Христос провозгласил: «И Он пришед, обличит мир о грехе, и о правде, и о суде». Иоан. 16, 8.

Когда Бог ответит нашей молитве о Духе Святом, тогда Дух может прийти прежде всего как обличитель греха. Затем, когда мы с помощью милости [149] Божьей удалим грех из нашей жизни и придем в более близкое общение с Духом Святым — Он откроет нам еще более глубокие, самые необходимые истины Божьи.

Еще большее исполнение Духом Святым

Работа Евангелизации совершается в мире сегодня силою Святого Духа. Эта сила присутствует в служении миру. Силой Духа смягчались сердца к воспринятию Евангельской вести. Но Бог ожидает, чтобы излить еще большую полноту дара и мы должны стремиться к этой еще большей полноте. Все это необходимо, чтобы мы могли войти в эту еще большую меру благословения, и таким образом, чтобы эта глава была дописана. И эта еще большая мера благословения будет проявлена в Громком Кличе вести, в великой отраде от лица Господа, в том могущественном излитии Святого Духа в Позднем Дожде, о котором мы уже говорили.

«Бог желает оживить Свой народ даром Святого Духа, крестя их снова в Своей Любви. В будущем земля будет освещена от славы Божьей. Божественное влияние будет изливаться на мир от тех, которые освятились посредством истины. Земля будет окружена атмосферой милости». ЕГУ. 5 сент. 1905 г. («Южный страж»). [150]

Определение Духа

Мы не можем определить Святой дух. На протяжении прошлых лет было много предложений, что касается этой третьей личности Божества. Подобное размышление беспочвенно и бесполезно. Ограниченный человек не может проникнуть в скрытые тайны Бога и это не есть существенное для нас, чтобы знать.

«Это не является существенным для нас, чтобы определить точно, кем является Святой Дух. Христос сказал нам, что Дух является Утешителем, Духом истины, Который исходит от Отца. Относительно Святого Духа ясно сказано, что Он в Своей работе ведет людей ко всей истине. Он не будет говорить от Себя».

«Природа Святого Духа — тайна. Люди не могут объяснить ее, потому что Господь не открыл ее им. Люди, имеющие фантастические, причудливые взгляды, могут привести места Священного Писания и придать им человеческое истолкование, но принятие этих взглядов не укрепит церковь. Относительно таких тайн, которые слишком глубоки для человеческого понимания,- молчание является золотом». Деян. Ап. стр. 51-52. [151]

Наивысший из всех даров

Но даже если мы не в состоянии определить Святой Дух,- нам дано понимать о том, что Дух Святой совершает для церкви Христа. Мы читаем в «Желаниях веков» стр. 805, что «Святой Дух является дыханием духовной жизни души. Сообщение Духа является сообщением жизни Христа. Это наполнение получателя всеми характерными свойствами Христа». «Он — Святой Дух» провозглашен наивысшим из всех даров.

«Он (Христос) радовался, потому что Он обеспечил обильную помощь для Своей церкви. Дух Святой был наивысшим из всех даров, Который Он выпросил у Своего Отца для возвышения своего народа. Дух был дан как возрождающаяся сила и без этого жертва Христа была бы бесполезной.

Грех может быть отброшен и побежден только через могущественную силу третьей личности Божества, Которая приходит не с ослабленной силой, но в полноте Божественной силы и власти. Это — Дух, который сделал действенным все то, что было совершено Спасителем мира». ЖВ. 671 стр.

Физические и умственные дары

Дух Святой не только сообщает мудрость и понимание в вещах, относящихся к Слову Божьему и духовной жизни, но Он [152] приносит верующему дар умственной и физической силы. Он желает увеличить способности человеческого разума.

«Все, которые посвятят дух, душу и тело Богу, будут постоянно получать новые дары физических и умственных сил. Неисчерпаемые запасы небес — в их распоряжении. Христос даст им дыхание Своего собственного Духа, жизнь от Своей собственной жизни». ЖВ. 827 стр.

Дух Святой дается на условиях

Как мы можем получить Дар Святого Духа? Можем ли мы получить Его, употребляя по своему желанию? Нет, воистину нет! Таким образом, Бог не подчиняет Святого Духа к эгоистичным желаниям и капризам человеческого разума.

Получатель Святого Духа должен подчинить себя Богу, чтобы быть употребленным Святым Духом, согласно желанию и руководству Духа.

«Христос обещал Своей церкви дар Духа и это обетование принадлежит нам в той же мере, как оно принадлежало первым ученикам. Но, подобно всякому другому обетованию, оно дано на условиях. Есть многие, которые верят и открыто провозглашают обетование Господа; они говорят о Христе и о Духе Святом, все же без пользы. Они не [153] отдают своей души под водительство и контроль Божественных сил. Мы не можем использовать Святой Дух. Дух Святой желает использовать нас. Посредством Святого духа Бог совершает в Своем народе — «желание и действие по Своему произволу». Но многие не не желают подчиниться этому. Они желают управлять сами собой. Это является причиной, почему они не получают небесного дара. Дух Святой дается только тем, которые в смирении уповают на Бога, которые наблюдают за Его водительством и милостью». Ревью энд Геральд, 19 мая 1904 г.

Многие не делают этого. Они не желают отдать свои собственные пути, подчинить свои собственные мысли и суждения. Таковые пренебрегли этим драгоценным даром.

Дай славу Богу!

Джон Генри Джоветт писал: «В начале служения в лагерном собрании я был [154] позван руководить; молитва была вознесена обо мне и она начиналась этими вдохновенными словами: «О, Господи, мы благодарим Тебя за нашего брата. Теперь вычеркни его!» И молящийся продолжал: «Открой Твою славу к нам в таком блестящем великолепии, чтобы он (брат) был забыт». Это было абсолютно правильно и я верю, что молитва была услышана. Но друзья, если мы сами проникнемся славой Божьей — мы вычеркнем себя со своей личной рекламы (славы). Если мы ищем славы Господу,- в нас будет присутствовать непорочность и простота, искреннее посвящение, которое послужит к раскрытию Иисуса и люди увидят не человека, а только одного Христа. «Нью сенче лидер».

«Воистину, нам сегодня, как и первым ученикам, принадлежит дар Святого Духа. Бог желает сегодня облечь силою свыше мужей и жен, как Он наделил тех, которые в день Пятидесятницы слышали слово спасения. В это исключительное время Его Дух и Его милость есть для всех, которые нуждаются в них и желают найти Его в Его слове.

«Отмечено, что только после того, как первые ученики пришли в полное единство, когда они более не боролись за наивысшее место,- только тогда был излит Святой Дух. Они были в полном согласии. Все разногласия были удалены. И свидетельство рождения от них, после того как Дух был дан,- является одинаковым. Заметьте слово: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа». Деян. 4, 32. Дух Того, Который умер, чтобы грешники могли жить, оживотворил целое общество верующих». СЦ, т. 8. стр. 20-21. [155]

По какой причине дается Святой Дух?

Почему Господь посетил апостольскую церковь крещением Святого Духа? Было ли это главным образом для их пользы? Не вернее ли, это было для того, чтобы они могли дать Евангельскую весть тем, которые не знают ее? Это именно содержалось в обещании Господа перед днем Пятидесятницы. К Своим ученикам Он сказал: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой и будете Мне свидетелями в Иерусалиме, во всей Иудее и в Самарии и даже до края земли». Деян. 1, 8.

Для такой же цели будет излит и Поздний Дождь на церковь Христа в заключительные дни земной истории, чтобы Его слуги могли быть приготовлены возвестить в силе Святого Духа весть о пришествии Христа.

«Ученики не испрашивали благословения только для себя. Они были отягощены бременем душ. Евангелие должно быть понесено ко всем краям земли и они просили о даровании силы, которую Христос обещал. И затем, Дух Святой был излит и тысячи были обращены в один день.

«Так это может быть и теперь. Пусть христиане оставят все разногласия и отдадут себя Богу для спасения погибающих. Пусть они просят с верой о об обещанном благословении и оно придет. Излитие Духа в дни апостолов было «Ранним Дождем» и результат был великолепным. Но Поздний [156] Дождь будет более обильным. Какое обетование относится к живущим в эти последние дни? — «Возвращайтесь на твердыню вы, пленники надеющиеся? Что теперь возвещаю, воздам тебе в двойне.» «Просите у Господа Дождя во время Позднего Дождя, итак Господь блеснет молнией в облаках и даст им ливни дождя; каждому злак на поле». Зах. 9, 12; 10, 1. СЦ, т. 8. стр. 21.

«Я видела, что если народ Божий не сделает решительных усилий со своей стороны, но будет ожидать отрады, которая придет на них и удалит их грехи и исправит их заблуждения; если они будут полагаться, что она очистит их от всякой скверны плоти и духа и сделает их годными участвовать в Громком Кличе третьего Ангела,- они будут найдены неготовыми. Отрада или сила Божья придет только на тех, которые приготовили себя для этого, совершая работу, которую Бог поручил им, а именно: очищая себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божьем». СЦ, т. 1. стр. 619.

«Не думайте, что вы будете найдены как сосуды в чести во время Позднего Дождя,- получить славу Божью,- если вы возвышаетесь в тщеславии, говорите порочные вещи и тайно лелеете корни горечи и злобы. Негодование Божье без сомнения будет на каждой душе, которая лелеет и растит эти корни разногласия и обладает духом, противоположным Духу Христа». Свид. к проп. стр. 469. [157]

Цена силы

«Десять лет тому назад я был пастором церкви в Северном Лондоне и эта церковь все еще дорога моему сердцу. Разбитый, охваченный ужасом, пораженный болезнью, я находился в очень неопределенном положении, между жизнью и смертью, проводя так день и ночь. Затем, когда я возвратился к жизни, первый человек, которого я пришел навестить, был Иосиф Паркер из города Темпла, который ухаживал за мной во время болезни и был мне как мать. Я сказал ему: «Я не понимаю опыта, который я пережил. Я не могу принять страдания, печали, ударов, постигших меня. Он положил свои руки на мои плечи и сказал: «Мой мальчик, не беспокойтесь, не беда; ваш народ поймет значение; в вашей проповеди станут другие заметки, которые вы никогда не могли бы приводить, если бы вы не страдали. Я переменил свое мнение и сказал: «Если это будет так, тогда благодарю Бога за все удары и полученные боли».

«Человек никогда не достигнет престола силы, пока он не подчинит свою жизнь всецело Богу. Это великий урок». Дж. Кампбелл Морган.

Молитва о Духе

Это правильно, что мы должны молиться о каждом даре Божьем. Мы должны молиться о вере, о усердии, верности, терпении, мы должны молиться о мудрости и понимании, о здравых и уравновешенных суждениях. Но Дар Святого Духа в свою очередь принесет с собой и каждое последующее благословение. Наивысший дар, который Бог может излить на человечество включает в себя каждый сравнительно меньший дар.

«Именно так долго, пока церковь будет удовлетворена желанием маленьких вещей,- она потерпит неудачу в получении великих вещей от Бога. Почему мы не алчем и не жаждем о даре Духа, так как только через Него мы можем получить силу? Говорите об этом, молитесь об этом, проповедуйте относительно этого». ЕГУ. Ревью энд Геральд, 19 мая 1904 г.

«Молитесь, чтобы могущественная энергия Святого Духа со всей своей оживляющей силой могла пройти подобно электрическому току по душе, разбитой параличом, с трепетным волнением вызывая к новой жизни каждый нерв, возвращая всего человека от его греховной смерти, светскости, чувственного состояния к духовной трезвости. Таким образом, вы можете стать причастниками Божественного естества, удаляясь от господствующего в мире растления похотью». СЦ, т. 5. 267 стр.

«Мои братья и сестры, умоляйте о Духе святом. За каждым обетованием стоит Бог. С Библиями в ваших руках, скажите: «Я сделал, как Ты повелел, Я представляю Твое обетование: «Просите и дано будет вам: ищите и найдете; стучите и отворят вам». Христос провозгласил: «И если чего ни попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне». Матф. 7. 7. Иоан. 14, 13. СЦ, т. 8. стр. 23. [159]

Благословения, в которых нуждаются все

С чисто человеческой точки зрения, может показаться, что мы почти достигли предела наших возможностей в проповеди этой вести миру. Македонский зов становится настолько многочисленным и настойчивым, что нет возможности ответить на него. Мы сами никогда не сможем выполнить работу, предложенную нам. Наша надежда покоится только в Божественном обетовании: «Не воинством и не силою, но Духом Моим,- говорит Господь».

Затем нам сказано, что дар Святого Духа, получаемый посредством веры, принесет с собой всякое другое благословение. Как велика поэтому нужда в еще большей мере Духа, чтобы придать силу нашим усилиям слабым! Дух Святой — это энергия нашей деятельности. Придя в колеса нашей организации, Он будет совершать их механическое вращение и таким образом они станут эффективными в руках Божьих для скорого завершения Его работы. Этот духовный дар, наполняющий наши сердца, расширяющий наши души, сделает жертву ради Христа радостью и вызовет любовь к Его делу. Дары Пятидесятницы проявятся как плод освящения в духе Пятидесятницы. Все эти цели не могут быть достигнуты вымученным усилием; их нельзя достигнуть также, полагая взамен слишком великую жертву времени или денег даже ради Господа Иисуса Христа. В этом опыте покоится [160] наша единственная надежда в искании, чтобы сократить эту работу в праведности и привести к скорому и победному завершению. Будем искать этого благословения Пятидесятницы с освященным сердцем и серьезной молитвой. Пусть рука Божественной силы не отпускает нас, пока Бог чудесно посетит Свою церковь могущественным излитием Святого Духа.

Благословения небес могут прийти на всю церковь только в том случае, когда они придут на каждого члена в отдельности. Это является наиболее ободряющим — знать и верить, что «очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему». 2Пар. 16, 9.

Между Христом и каждым из Его детей существует прямая связь. В 10 главе Деяний Апостолов в наставлении, которое Господь дал Корнилию относительно апостола Петра — нашему взору представлен чудесный урок. Бог знал имя Петра. Он знал город в котором он находился. Бог знал имя человека, в доме которого Петр снимал квартиру, и Он знал место, где дом этого человека располагался в городе. И если Господь принял участие в этом опыте Петра,- он также принимает участие в подобных маленьких вещах в жизни каждого из нас в отдельности.

Пусть радует нас такая личная, прямая связь. Будем верить, что уши Господа внимательны к нашему воплю, что Он слышит нас не из-за наших заслуг, но вследствие Своей бесконечной любви. Таким образом, мы можем искать Его смело и уверенно, прося об исполнении Его обетований и особенно о даре Святого Духа. [162]