Глава 4. Мытарь и фарисей

«Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны и уничижали других, следующую притчу:

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

Фарисей стал молиться сам в себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь.

Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику!

Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя — возвысится». Лук. 18, 9-14 ст. [48]

IV. Опасности собственной праведности

Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Благословенны верующие, которые постоянно живут в свете Его лица. Счастлива церковь, имеющая духовную проницательность, чтобы видеть и понимать вещи, которые служат к ее миру. Но печально на самом деле тогда, когда церкви недостает признания водительства Божественного провидения.

В этом отношении Священное Писание открывает нам много неудач и эта — нижеследующая запись оставлена для наставления и предостережения церкви в каждом столетии. Избранный народ во дни Христа представляет собой исключительную иллюстрацию церкви, которая потерпела неудачу в познании и оценке вещей, которые принадлежали к ее миру. Все это привело Израиль к печальному состоянию, отпадению от веры, которое вызвало из уст Учителя горестное стенание, как бы отзвук похоронной песни, записанной Евангелистом Лукой:

«И когда приблизился к городу, то смотря на него, заплакал о нем и сказал: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, [49] что ты не узнал времени посещения твоего». Лук. 19, 41-44 ст.

Эта характеристика их состояния пришла не потому, что иудейская церковь явно, открыто отвергла Бога. Они сделались таковыми, хвалясь Богом и гордясь собою в своем усердии для Его служения. Это была их собственная оценка самих себя, как об этом повествует перо Божественного вдохновения: «Вот, ты называешься иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона.

И уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме. Наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины. Рим. 2, 17-20.

Книжники и фарисеи, представлявшие иудейскую церковь, были молящимися людьми. Матф. 23, 14. Они открыто заявляли о великом почтении к пророкам. Матф. 23, 29-30. Они были так усердны в миссионерских стараниях, что обходили кругом море и сушу, чтобы приобрести хотя одного новообращенного. Матф. 23, 15. Они были так щепетильны в деле уплаты десятины, что давали ее даже с маленьких полевых трав — мяты, аниса и тмина. Матф. 23, 23. В чем же заключался их недостаток перед Богом? [50]

В чем Израиль потерпел неудачу

В той достопримечательной главе горя, произнесенного против иудейских религиозных руководителей,- 23 гл. Матфея,- Спаситель ясно указал в чем иудейская церковь потерпела неудачу, почему они не познали вещей, которые служили бы к их духовному миру. Они сделали длинными молитвы, с исключительной тщательностью прикрыли свой грех, поедая домы вдов. Они почитали древних пророков, строя им высокие надгробные памятники, но в то же время составляли заговор лишить жизни Христа Господа. Они обходили море и сушу, чтобы обратить хотя бы одного человека, но делали его сыном ада, вдвое худшим себя. Они отдавали десятину с мяты, аниса и тмина, но «оставили важнейшее в законе — суд, милость и веру».

Да, и в этом была причина их падения! Религия иудейской церкви состояла из теории, без служения сердца. Это имело отношение к внешнему служению и ничего не говорило об изменении их внутреннего течения жизни. Это была религия форм и церемоний, прекрасных обрядов, религия, производящая сильное впечатление своей архитектурой, с выразительным богослужением,- но там не было религии, которая изменяла сердца и формировала жизнь в согласии с Божественными представлениями. Это была религия собственной праведности, дела без любви; холодная рассудительная философия вместо горячей, трепещущей веры. [51]

В таком состоянии был избранный народ, к которому прозвучало из уст Спасителя печальное, горестное стенание, записанное в заключительных стихах этой главы:

«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст». Матф. 23, 37-38.

Воистину, древний Израиль не познал вещей, который служили к их миру. Как часто в истории церкви Божьей это было действительностью! Как часто религиозное служение превращалось в простую форму! Как серьезно открыто признанные христиане искали спасение своими собственными делами более, чем посредством праведности Господа Иисуса Христа!

Урок для нас

Из этих опытов есть урок и для нас и горе остатку церкви, если мы не примем серьезно к сердцу урок, который история прошедшего времени в состоянии дать! Горе нам, если мы терпим неудачу в познании вещей, которые служат к нашему миру! Апостол говорит: «Все это происходило с ними, как образы, а описано в наставление нам, достигшим последних веков. [52] Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть». 1Кор. 10, 11-12.

Дух Божественного откровения ясно говорит, что те же самые искушения и несчастья, которые угрожали церкви в каждом столетии, будут угрожать и церкви последнего поколения. Определенные предостережения направлены к Лаодикийской церкви, о чем записано в 3 гл. Откровения. Эта церковь обвиняется относительно духа собственной праведности, относительно прославления в ней собственных добрых дел и достижений. Она обличается в следующем: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды», но Бог говорит: «Ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг».

«Хвалящиеся плотию»

Апостол Павел сказал: «.Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я», и затем он переходит к описанию своего происхождения, своего образования, своего усердия, своей наружной праведности относительно закона и т. д. (Фил. 3:4 ст. и далее). Исходя из этой человеческой точки зрения, все, связанные с этим движением (АСД) могут хвалиться плотию. Мы имеем нашу церковную организацию, одну из наиболее эффективных в мире. Мы имеем учебные заведения и некоторые из них оказывают всемирно-известное влияние. Мы совершаем миссионерские труды, которые являются [53] восхищением для всех, которые ознакомлены с нашей работой. Нашей щедрости в дарах и жертвенности в христианской работе, возможно, нет равной в сравнении с членами других вероисповеданий. Мы имеем систему религиозной веры, которая так прочно основана на Священном Писании, что она выдержала все нападения заблуждений и греха на протяжении всех лет. Мы имеем многое, чем могли бы хвалиться, исходя из человеческой точки зрения; и мы боимся, что, к несчастью, этот дух хвастовства, дух собственной праведности овладел многими, верующими во второе пришествие Христа.

Нам сказано: «Постоянный прогресс нашей работы и благоприятные условия (т. е. оборудование, приспособления, удобства),- наполняют сердца и мысли многих из нашего народа удовлетворением и гордостью, которая, мы опасаемся, займет место любви Божьей в душе». СЦ, т. 4. 535 стр.

«Они более склонны к активной работе, нежели к скромному благочестию,- более склонны заниматься во внешнем религиозном служении, чем во внутренней работе, касающейся сердца. Размышление и молитва пренебрежены из-за спешки и показной пышности». Там же.

«Для многих, внешность составляет сущность религии». Свид. для проп. 196 стр. [54]

Мы не можем спасти самих себя

Как церковь, мы сделали много, но однако, таким образом, мы не можем спасти самих себя. Ни соблюдение субботы, ни выполнение обязанностей, связанных с многими беспокойствами и жертвами — не спасет нас.

Наша щедрость также не спасет нас, хотя бы мы пошли так далеко, что отдали бы все наше добро, чтобы накормить бедных и тела наши были сожжены. Путь в небеса не покупается. Достижение целей, поставленных нашей церковью, окончится неудачей — принести нам спасение, даже если мы будем следовать по намеченному пути с большим усердием и достигнем их полного осуществления. Наша прекрасная система учения не принесет нам награды. Лучше всего докажет осуждение в конце, если мы не освятимся посредством истины. Соблюдение субботы, щедрость и достижение целей,- все это является необходимым, но не означает спасения.

Дети Божьи будут верны в добрых делах. Но все это проявится (само собой) как плоды жизни, причиной которых является любовь ко Христу. Они будут внешним проявлением живой, постоянно пребывающей веры.

Все, что христианин в состоянии достигнуть,- честь принадлежит только Христу. Надпись на памятнике Джону Уэсли перечисляет факты его трудов для Господа и заканчивается следующим выражением: [55] «Читатель, если ты желаешь наследовать благословение,- воздай Богу славу!»

Мы можем увеличивать статистику и исчислять Израиля, как в древности Давид, но в то же самое время, как очевидность нашего роста может принести удовлетворение и даже некоторое вдохновение для будущих стараний, мы не получим освящающей силы во всем этом изучении статистического роста. В нашем собственном воспитании, даже достойном похвалы, нет спасения, и всякий, кто полагается на него и гордится им,- только объявляет во всеуслышание о своем собственном ослеплении, и стыде, и несчастье, как об этом сказано в вести к Лаодикийской церкви.

Есть ли в таком случае надежда для Лаодикии? О, да, конечно, есть, но не на самих себя. Бог не указывает на грех, чтобы сделать нам язвительное замечание или высмеять несчастное жалкое состояние. Поэтому, Он приготовил также путь избавления из нашей тюрьмы греха. Таким образом, есть надежда даже для бедной, хвалящейся собственной праведностью, Лаодикии. Бог не оставил Своего народа. Лаодикийская церковь является последней из всех церквей. Она не будет заменена другой церковью или другим движением. Бог приготовил средство от ее болезни и Его милость является лекарством, которое совершит свою определенную работу. [56]

Лекарство от греха

«Советую тебе купить у меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся». Откров. 3, 18-19. ст.

«Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему — ибо Он многомилостив». Ис. 55, 6-7. [58]