Глава 5 Чудный Советник

Куда вы идете, когда вам требуется совет? Куда вы идете, когда вам требуется советчик? Лечиться и «ходить за советом» стало сегодня настоящим поветрием.

А как ведете себя вы, когда за советом обращаются к вам? Какие советы даете? Долгое время я размышлял над этой проблемой и в результате сумел четко сформулировать для себя представление о том, в чем заключается Божий план относительно советов и советчиков. Я думаю, нам следует понять, что совет, получаемый от христианина, коренным образом отличается от совета нехристианина.

Мне хотелось бы начать с установления тех принципов, на основании которых можно давать советы. Первый из принципов заключается в следующем: Господь Бог есть наш первый и самый важный Советник.

О нашем Чудесном Советнике говорит сама Библия, и по крайней мере раз в году — на Рождество — мы слышим часто цитируемый текст: «Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий. Отец вечности. Князь мира» (Ис. 9:6). И все эти титулы даны одной Личности — Иисусу! В тексте, как видите, между

словами «Чудный» и «Советник» стоит запятая, но я с удовольствием убрал бы ее и называл Иисуса Чудным Советником. Кстати, некоторые новые переводы Библии предлагают именно такой вариант.

Все мы не раз в своей жизни прибегаем к советам людей уважаемых и достойных, но часто ли мы обращаемся к Тому, Кого Библия называет Советником Чудным? Стал ли Он вашим Лечащим Врачом?

Лишь один Иисус может быть назван Чудным Советником, лишь Он — Всемогущий Бог. Апостол Павел, в избытке имевший жизнь в Боге, восторженно писал в Послании к Римлянам: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (11:33). И далее обратите особое внимание на слова стиха 34: «Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» Когда вы в конце концов приходите к своему Творцу, Который знает, в чем причина всех ваших тревог, вы осознаете, что нашли наконец-то Того, Кто не нуждается в советах других. Он есть единственный Чудный Советник.

Размышляя над этим, я обратился к некоторым вдохновенным страницам и вот что нашел: «Нередко люди оказываются очень слабы в своих опытах христианской жизни… потому что чаще всего ищут одобрения со стороны человека, а не со стороны Бога. За поддержкой и советом они обращаются к людям, а не к Господу… И часто те, к кому они прибегают за советом, сами нуждаются в помощи, так как их душа находится в разладе с Божественной волей… Доверие мудрости человеческой не умножает ниспосылаемую на нас благодать» («Служители Евангелия», с. 414).

Бескомпромиссное утверждение, не правда ли? И так и кажется, что обращено к каждому из нас сегодня, хотя и было произнесено в начале истории нашей Церкви.

«Доверие мудрости человеческой не умножает ниспосылаемую на нас благодать».

Давайте дадим себе отчет: в своей жизни мы неизбежно ставим себя в зависимость от кого-либо. У нас есть замечательная и счастливая возможность во всем положиться на Господа. Если мы откажемся от Его надежной поддержки, то неизбежно будем искать опору в людях. Правда, кто-то может сказать, что он достаточно силен, чтобы зависеть только от самого себя, но чаще всего люди страдают от самонедостаточности и в поисках утверждения собственного «я» пытаются завоевать одобрение окружающих, впадая в полную зависимость от них.

Грех начинается с чувства самодостаточности. Не ошибемся, если скажем, что гордыня и самодовольство — самые безнадежные грехи нашего мира. При этом мы вовсе не имеем в виду чувство собственного достоинства, нет! Больше того, мы должны хорошенько понять, что Господу не угодно наше постоянное недовольство собой. Но библейская истина заключается в том, что мы не можем собственными силами достичь истинной праведности. Мы вообще не можем сделать ничего достойного без помощи Божьей. Однако то, что мы беспомощны, не означает, что мы ничего не стоим сами по себе. Мы стоим очень многого, для небес каждый из нас — абсолютно бесценная личность, и Господь хочет, чтобы мы так себя и воспринимали: как уникальную и неповторимую личность. Нам нужно остерегаться лишь одного — той ошибки, которую совершил когда-то Люцифер: если причину и источник своей неповторимости и уникальности мы видим не в Боге, то возводим себе шаткий пьедестал, с которого рано или поздно падаем.

Зададим теперь себе следующий вопрос: означает ли наша зависимость от Бога, что нам никогда не следует прилушиваться к советам окружающих? Разумеется, нет!

Библия так отвечает на наш вопрос: «Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр» (Притч. 12:15). «Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся» (Притч. 15:22).

Но к кому нам пойти, когда нам требуется чисто житейский совет? Откроем первый псалом и внимательно прочитаем первый же стих: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей». Сказано четко и ярко: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых».

А вот еще одна цитата — на этот раз из трудов нашей Церкви: «Иисус сказал: «Остерегайтесь же людей». [Ученики] не должны были доверяться тем, кто не познал Бога… Бесчестием для Бога и предательством дела Евангелия оборачивается ситуация, когда слуги Божьи доверяются людям, которыми не руководит Святой Дух. Мирская мудрость — безумие в очах Божьих. Те, кто полагается на нее, непременно заблудятся» («Желание веков», с. 354).

Не полагайтесь на тех, кто не знает Бога!

Я общался со многими людьми, профессия которых — в той или иной форме давать советы и консультации. Я обратил внимание на то, что вся система их мировоззрения абсолютно исключает Бога. Как выразился один из таких консультантов, он не хочет «витать в облаках и забывать о тех утешениях, которые предлагает наша земная жизнь». Нетрудно представить, какие советы способен дать этот консультант, полностью отринувший от себя Бога.

Так что же нам делать, когда нам требуется совет? Когда нам необходимо решить какие-то семейные проблемы или снять эмоциональное напряжение? Я думаю, нам нужно обратиться за помощью к христианину, который имеет специальное образование в области

психологии или медицины. Но вопрос заключается в том, чтобы знать, кто из известных нам врачей является христианином.

«Врач-христианин — это тот врач, который ходит в церковь», — скажете вы.

Спорное утверждение. Могут быть разные причины, в том числе и не очень похвальные, по которым человек ходит в церковь.

«Христианин — это человек, верующий в Бога», — продолжаете вы.

С этим тоже можно поспорить.

«Христианский врач — это человек, который верит, что Библия есть Слово Божье», — предлагаете вы другое определение.

Даже с этим нельзя полностью согласиться.

«Может быть, врач-христианин — это тот, кто получил образование в университете Лома Линда?»

Вовсе нет.

Так кого же можно назвать христианским врачом, проповедником, учителем?

В большинстве случаев, говоря о христианине, имеют в виду его поведение и моральные установки. При этом имя Иисуса даже не упоминается. Но, по моим представлениям, христианин — это тот, кто любит размышлять и рассказывать другим об Иисусе. Христос есть центр жизни такого человека. Несколько раз мне приходилось беседовать с консультантами по разным областям человеческих проблем. Пытаясь в центр дискуссии поставить вопрос о личном отношении к Иисусу, я с удивлением обнаружил, что некоторые из собеседников просто не понимали, о чем идет речь. Они привыкли к другой системе ценностей.

Есть хорошие советчики и есть плохие советчики. Плохой советчик может иметь докторскую степень,

идеальную подготовку и при этом просто наживать капитал на том, что у людей очень часто возникает потребность, в совете и желание в трудных ситуациях опереться на чье-нибудь плечо. Скажем, недобросовестный терапевт сделает все возможное, чтобы пациент оставался в зависимости от него как можно дольше: ведь это приносит ему, терапевту, постоянную прибыль!

Лучшим по сравнению с ним следует признать такого терапевта, который позволяет пациенту полагаться на медицинскую помощь лишь до тех пор, пока не увидит, что пациент вновь может полностью рассчитывать на собственные силы. Но сущность учения Иисуса заключается в другом: она заключается в осознании своей безмерной потребности в Боге, в отдаче себя Ему.

Настоящим христианским наставником я бы посчитал такого человека, который поддерживает обратившегося к нему за помощью только до тех пор, пока нуждающийся в совете не научится видеть свою единственную поддержку лишь в Боге. Это может быть длительный путь, но, когда наставник поймет, что время пришло, он без колебаний должен рассказать своему подопечному об Иисусе. Он должен помочь увидеть в Иисусе Чудного Советника.

Если среди ваших знакомых есть профессиональные консультанты — все равно, в какой области, — донесите до них эту весть! Мы нуждаемся в людях, которые, оказывая профессиональную помощь, могут также помогать своим пациентам находить истинное спасение от всех несчастий.

Библия совершенно однозначно утверждает: всякий, кто полагается лишь на себя, безумен. Поэтому если я, будучи консультантом или наставником, советую своему пациенту обрести самоуверенность и самодостаточность, то, значит, я учу его быть безумцем. И если сам пациент позволяет

мне таким образом «спасать» его, — что ж, таков его выбор! Он решил не принимать помощи Божьей — и это самая большая ошибка в его жизни.

Как поступит настоящий христианский наставник? Он обязательно укажет пришедшему к нему за помощью на Чудного Советника. Христианин всегда дает себе отчет в том, что всякая опора на человеческие силы ненадежна. Библия гласит: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его» (Пс. 145:3, 4).

Итак, кто он, настоящий христианский советник? К кому нам следует обращаться, когда мы нуждаемся в помощи? Подлинный советник — это тот, кто не позволяет мне отойти от Бога, кто своим профессиональным долгом считает не столько оказание профессиональных услуг, сколько укрепление меня в Боге. Христианин-советник сделает все, чтобы моя душа пришла в соприкосновение с Господом как можно скорее.

Я все больше убеждаюсь в том, что совершенно обычные люди — наши соседи, друзья, родственники — оказывают нам более действенную поддержку, чем профессионалы-наставники. Им гораздо быстрее удается убедить нас обратиться к Чудесному Советнику. Приходится признать, что многие люди, призвание которых заключается в оказании помощи, не реализуют дарованных им возможностей.

Когда я вижу, как многообразны и нередко противоположны друг другу методы тех, кто дает советы, я невольно задаю себе вопрос: «А как к этому подходил Иисус? Что отличало Его советы от советов других? Действительно ли Он был Чудным Советником?»

Обратившись к Библии, мы обнаружим, что Иисус пользовался и прямым, и опосредованным способами

наставления. Обоими способами Он владел в совершенстве, зная, когда нужно дать совет прямо, а когда — косвенно указать на выход из тяжелой ситуации. В Библии даны несколько примеров прямого способа поучения. Вспомним, как однажды к Иисусу пришел человек по имени Никодим. Он сказал Иисусу приблизительно следующее: «Я знаю, что Ты — достойный учитель, и мне хотелось бы обменяться с Тобой некоторыми мнениями».

Но Иисус ответил ему: «Единственное, что тебе необходимо, — это родиться свыше».

Прямее ответа и придумать нельзя, не правда ли?

А теперь обратимся к другому примеру: разговор с самарянкой у колодца. Беседу с ней Иисус построил на косвенном, завуалированном способе убеждения. «Дай Мне пить, — такими словами Иисус начал Свой разговор, вскоре придя к прямому обличению: — Пойди, позови мужа твоего… у тебя было пять мужей, и тот, которого ты ныне имеешь, не муж тебе» (Ин. 4:7, 16-18).

Можно обратиться и к другой сцене, когда к Иисусу пришли книжники и фарисеи и сказали: «Мы — семя Авраамово и не были рабами никому никогда». Иисус ответил им на это: «Вы не дети Авраамовы. Ваш отец диавол» (см. Ин. 8:33, 44). Это также прямое и беспощадное обличение.

В другой раз к Иисусу пришла женщина-хананеянка, чтобы просить исцеления для своей дочери, одержимой бесами. Иисус ни слова не сказал ей в ответ. Не знаю, покажутся ли вам следующие Его слова прямым или косвенным указанием на духовное состояние женщины, но Христос сказал: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Мне кажется это прямым обличением (см. Мф. 15:26). Но Он знал, к кому обращены Его слова, и не ошибался в том, как они будут восприняты. Женщина

ответила Иисусу: «Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (ст. 27).

Возможно, вы слышали и другую историю — о фарисее, который пригласил Иисуса к себе обедать. Хозяину, удивленному тем, что его гости не соблюли внешних правил приличия (не умыли рук), Иисус ответил: «Неразумные!» (Лк. 11:40). Это ли не прямое обличение?

Но Иисус в совершенстве владел и косвенным способом ведения диалога. Ему было двенадцать лет, когда, войдя в храм. Он вступил в сложную беседу с книжниками и законниками. Утонченная сложность беседы заключалась в том, что Иисус не изрекал истины, но ставил перед Своими слушателями вопросы. Совершенно очевидно, что если бы собеседники Иисуса, дали себе труд заглянуть в самую глубину вопросов, то нашли бы ответы, которые стали бы началом величайшего религиозного пробуждения. Но они отвергли эту возможность. Им не нужен был советник, пришедший неизвестно откуда, даже если это был Чудный Советник. Они полагали, что они учили Его, в то время как Учителем был Он.

Вспомним и еще один случай. Молодой богатый человек пришел к Иисусу, чтобы узнать, что ему нужно сделать, дабы войти в Царство Божье. Хотя ответ Христа и может показаться прямым, на самом деле это было непрямое указание на то, какую область собственного сердца необходимо исследовать молодому человеку. И юноша понял, в чем обличил его Иисус, и в печали отошел от Него.

Замечательным примером непрямого поучения является сцена в доме у фарисея. Узнав, что к Симону (так звали фарисея) пришел Иисус, в его дом пришла грешница. В слезах она помазала ноги Иисуса миром, что вызвало удивление и недовольство Симона. На его

непонимание Иисус ответил вопросом: «Кто возлюбит больше: кому простилось меньше или кому простилось больше?» (см. Лк. 7:40-42). Заметим, что свое недоумение Симон не высказал вслух, тем большее впечатление должны были произвести на него слова Иисуса. Притча, рассказанная Христом, тронула сердце фарисея, и кроме того он понял, что таким образом Иисус ограждает его от возможного осуждения со стороны друзей.

Из дома фарисея перенесемся теперь на дорогу, ведущую в Еммаус. Двум Своим ученикам Иисус явился после Своего воскресения, но им потребовался целый день, чтобы задать себе вопрос: «Не горело ли в нас сердце наше?» (Лк. 24:32). Сам Иисус беседовал с ними, изъяснял им Писание, но они не узнали Его. А вот предшествующее событие: Иисус перед Иродом — тем самым, который предал смерти Иоанна Крестителя. «И предлагал Ему многие вопросы; но Он ничего не отвечал ему» (Лк. 23:9). Иисус не выражает прямо Свое отношение к стоящему перед Ним человеку, но этот непрямой способ был единственно правильным в сложившихся условиях. За молчанием Иисуса видятся слезы, которые Он пролил над еще одним из детей Божьих, отказавшимся от Чудного Советника.

Откуда пришли к Иисусу эта мудрость, это умение общаться с людьми, это знание того, когда можно говорить прямо, а когда подразумевать истину в подтексте? Насколько я понимаю, эта мудрость пришла к Нему свыше, а не изнутри Его человеческой природы. По сравнению с Адамом Он как человек стоял на 4000 лет ниже по интеллектуальным способностям, если силу ума Адама принять за вершину; но Он знал, что у Него есть Тот Чудный Советник, Который научит Его всему.

Мне не раз приходилось слышать, как важно человеку пережить в своей жизни катарсис. Я не уверен в безуслов-

ной точности определения катарсиса, но мне представляется это следующим образом: кто-то, кто очень любит вас, помогает вам превозмочь боль и расслабиться. Тогда проблемы, долгое время заполнявшие ваше сердце, истекают наружу; вы очищаетесь от них. Иисус был истинным мастером такого очищения — катарсиса. Как-то раз к Нему, разобрав крышу, опустили расслабленного. Больше всего этому больному хотелось, чтобы были прощены его грехи… И Иисус не постеснялся при всех назвать этого отверженного «чадом» и сказать: «Прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9:2). И бывший расслабленный получил двойное исцеление: с него спал груз грехов и болезнь физическая также оставила его.

Вспомним и грешницу, которую привели к Иисусу. Одними из первых слов, которые она услышала от Него, были: «Я не осуждаю тебя». «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8:11). Такие слова могли прозвучать только из уст Того, Кто действительно не осуждает!

Еще одна памятная сцена: Иисус преклонил колени, чтобы омыть Своим ученикам ноги. Это был час их великого духовного пробуждения — момент, когда они осознали, какая пропасть пролегла между двумя качествами: гордыней и смирением. Но это осознание стало возможно лишь в присутствии Того, Кто с любовью и пониманием принимал Своих учеников такими, какими они были.

Не забудем и разбойника на кресте, который в последний миг своей жизни понял, что находится в присутствии Вселюбящего Бога. Чувствуя, как жизнь уходит из него, разбойник нашел все же силы сказать: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23:42). Каким Чудным Советником был Иисус, если одно Его присутствие помогало найти нужные слова и подсказывало верные поступки!

Когда вы почувствуете потребность в чьем-либо совете — а эту потребность мы испытываем чаще, чем хотим себе в том признаться, — будьте уверены, что совет исходит от христианина. Если за помощью когда-то обратятся к вам, даже если вы не обладаете высоким титулом или научной степенью, всегда помните, что христианин дает такой совет, который обращает человека к Иисусу. Если вам удастся обратить нуждающегося в помощи ко Христу — это лучшее из того, что вообще можно сделать для человека. Если человек пройдет мимо Христа, он потратит уйму времени и денег, так ничего и не обретя, поскольку мирская мудрость преходяща и в конечном итоге ничего не стоит.

Во всех ваших нуждах я бы советовал обращаться к нашему Чудному Советнику. С Ним мы всегда в безопасности. И больше того — Он любит нас!