Глава 6 Духовная шизофрения

Всем нам в той или иной степени приходится сталкиваться с проблемой духовной шизофрении, хотя мы обычно полагаем, будто люди, страдающие подобной болезнью, должны находиться где-нибудь в соответствующем лечебном учреждении. Необходимость обсуждения этой темы назрела давно, и не стоит опасаться ее на том лишь основании, что она сопряжена со сложными вопросами психиатрии. До тех пор, пока нашим руководством будет Библия, мы можем чувствовать себя уверенно.

Давайте обратимся к 23-й главе Евангелия от Матфея. Постараемся прочитать ее как можно внимательнее и для начала посмотрим, как Иисус определяет природу заболевания, охватившего религиозных вождей Его времени. В стихах 25-28 мы читаем следующие слова Иисуса: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по

наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония».

Из текста совершенно ясно, что Иисус говорит о людях, внешний облик которых не соответствует их внутреннему состоянию. Назовем этот феномен раздвоением личности.

Помню, когда я изучал психологию в университете Ла-Сьерра, мы ходили на практические занятия в одну из клиник, где врачи в нашем присутствии беседовали с пациентами. Прежде чем пригласить очередного больного, психиатры объясняли нам, в чем заключается его заболевание и чего нам стоит ожидать от этого человека:

врачи уже знали, о чем нужно заговорить с тем или иным пациентом, чтобы тот начал ощущать себя совершенно другой личностью. Я на всю жизнь запомнил, какую жалость я испытывал по отношению к этим беднягам.

Я много думал об этом явлении. Тем более, что нечто подобное мы наблюдаем и в Церкви. Вы начинаете говорить о чем-то с человеком, и вот у него уже задрожали губы и на глазах заблестели слезы — человек становится совершенно иным! Мне часто приходилось сталкиваться с шизофренией в духовной сфере, и единственное, что как-то утешает меня, — это то, что и большинству из вас обсуждаемая проблема тоже знакома. Все дело в том, что все мы являемся частью Церкви, которая в последнее время схожа с церковью лаодикийской, о которой говорится в Книге Откровение. Эта церковь известна тем, что она не горяча, не холодна, а тепла. Я все пытался себе представить, как может человек быть теплым, если (используя модель кухонных кранов) справа он горяч, а слева холоден. Но самое точное определение «теплости» я обнаружил именно в 23-й главе Евангелия от Матфея. «Теплый» человек — это тот, кто горяч снаружи и холоден внутри. Это человек, который всегда идет чистыми дорожками и который

в жизни не подумает сделать что-нибудь дурное. Это человек, который абсолютно равнодушен к Богу, но тем не менее является законопослушным гражданином и дорожит своей доброй репутацией. Это человек, которого можно назвать жертвой морали. Она не так уж и плоха, но не имеет никакого отношения ни к религии, ни к праведности. Мы все с рождения подвластны этой проблеме. Мы все появляемся на свет грешниками, то есть рождаемся отъединенными от Бога — об этом сказано в Писании. В центре нашего внимания находится наше «я» — им определяются все наши мысли, поступки, тайные желания сердца и цели, которые мы ставим перед собой. Мы постигаем обычаи мира, мы впитываем в себя его культуру и в соответствии с этим рисуем собственный портрет, на который внешне обязаны быть похожи. Но Иисус предлагает нам нечто гораздо лучшее. Он хочет преобразить нас таким образом, чтобы и внутри, и снаружи мы были одной и той же личностью.

Проблема лаодикийской церкви заключалась в том, что она и не подозревала ни о какой проблеме. Точно так же нередко бывает и в сфере медицинской. Случается, что люди вовсе не предполагают, что представляют собой явную патологию.

Давайте посмотрим, какой диагноз ставится в 23-й главе. Будем помнить при этом, что мы занимаемся духовной психиатрией. Мы уже пришли к выводу, что наше внутреннее состояние не соответствует тому внешнему портрету, который мы сами создали. Итак, Иисус говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников. И говорите: «если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков»; таким образом, вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые

избили пророков. Дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?» (ст. 29-33).

Чего хотел достичь Иисус, когда с такой силой обрушился на законников, когда выступил, можно сказать, не совсем в своей роли (исключение составляют всего несколько случаев, в том числе и изгнание торгующих из храма)? Какое отношение к нам имеет история, происшедшая почти 2000 лет назад? Кто может поставить диагноз нам сегодня? Можем ли мы стать сами себе врачами?

Помню, как-то раз мне пришло в голову, что одному из членов моей семьи нужно сдать анализ крови на содержание сахара. Недолго думая, я позвонил в медицинский центр и сказал:

— Мне хотелось бы проверить кое-кого из моей семьи на наличие в крови сахара.

— Кто ваш лечащий врач? — вежливо спросили меня.

— Простите… — начал я.

— Так кто же ваш лечащий врач? — настаивал голос в трубке.

— Видите ли, — сказал я, — я не думал, что нужно…

— Да, обязательно нужно, чтобы сначала вы побеседовали со своим врачом.

Признаюсь, всю эту шумиху с анализом я затеял лишь потому, что этим занимались в то время наши соседи. По здравом размышлении я пришел к выводу — это даже хорошо, что мне напомнили: занимайся своими делами, а твоим здоровьем пусть занимаются специалисты.

И тем не менее Библия говорит, что в делах, касающихся духовного здоровья, человек должен исследовать себя сам. То есть я должен сам себя каким-то образом обследовать?

Давайте посмотрим, что говорит Писание: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2 Кор. 13:5). Я думаю, это можно выразить и такими словами: исследуйте себя — находитесь ли вы в общении со своим врачом, доверяете ли вы ему или же пытаетесь сами каким-то образом решить проблемы со своим здоровьем. Исследуйте себя: находитесь ли вы в общении с Тем, Кто видит ваше сердце? Это самое главное, ибо нет ничего обманчивее человеческого сердца и ничего более подверженного болезням.

Есть такая Божественная Личность, которая всегда поможет нам в установлении диагноза. В Евангелии от Иоанна мы читаем о Ней: «И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде» (16:8). Кто же эта Личность? Какую оставит подпись в нашей «больничной карте»? Там будут стоять инициалы С.Д. — Святой Дух. Только Он может проникнуть в глубины нашего сердца и усмотреть, что является причиной сбоев в Его работе.

Вернемся опять к 23-й главе Евангелия от Матфея. Изучив ее, мы сможем сделать для себя вывод, каковы же симптомы духовной шизофрении. Любопытно, хватит ли у нас мужества признать эти симптомы в себе, в своей Церкви? Вспомним, как начинается глава; в стихе 3 мы найдем описание одного из первоначальных симптомов: «Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают». Они говорят и не делают. Они знают, как правильно говорить правильные слова, но, будучи оторванными от Христа, они неспособны творить добро. В стихе 4 мысль находит свое дальнейшее развитие: «Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их». Итак, жертвой духовной шизофрении можно считать такого человека, такого фанатика, который

реализацию своих идей возлагает на других, а в глубине души и сам не верит в то, что он взваливает на плечи ближних.

В стихе 5 говорится, что такие фанатики «все дела свои делают с тем, чтобы видели их люди». То есть синдром болезни заключается и в беспрерывном спектакле: «Смотрите, это я сделал!» Этот симптом говорит об очень серьезной форме заболевания.

В следующих, 6-м и 7-м стихах об иудейских вождях говорится, что они любили «предвозлежания на пиршествах, и председания в синагогах, и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель! учитель!»». Итак, это были исключительно себялюбивые люди, которым нравилось покрасоваться где-нибудь на видном месте.

Но, может быть, это не так уж и страшно? Не будем обманывать себя: в стихе 13 говорится, что ожидает тех, кто стал жертвой духовной шизофрении: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам». Одно из определений Царства Божьего дается через определение Благой вести о Царстве Небесном — вести о спасении по вере. Фактически в любом тексте, где встречается слово «Царство», вы смело можете поставить вместо него слова «праведность по вере», и при этом никакого искажения смысла не будет. В разбираемом нами тексте говорится о том, что книжники и фарисеи закрывают людям доступ к пониманию смысла веры: «Вы затворяете Царство Небесное человекам».

Стих 14 продолжает: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь». Интересный симптом, не правда ли? Лицемеров отличают долгие молитвы. Наверное, им просто требуется значительное время, чтобы как следует приукрасить свой наружный облик и тем самым восполнить

недостаток внутреннего содержания. Так, скорее всего, понимал проблему и Чарльз Сперджен, который однажды во время затянувшейся молитвы одного из своих пресвитеров встал с колен и сказал: «Пока наш брат заканчивает молитву, споем гимн 563».

Другой симптом духовной шизофрении мы находим в стихе 15: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас». Итак, если человек одержим духовной болезнью и при этом является одним из руководителей Церкви, он, как правило, бывает большим специалистом в области увеличения числа членов вверенной ему общины. Свою главную задачу он видит в том, чтобы; в его церкви становилось все больше и больше новых прихожан. Он бывает невероятно удачлив в своей работе, но в конце концов новообращенные становятся вдвое худшими сынами геенны, чем он сам. Иисус назвал таких вождей слепыми и неразумными.

Есть еще одна сфера, приверженностью к которой страдают больные духовной шизофренией. В стихах 16- 22 приводятся слова Иисуса относительно тех умствований, в которые пускались книжники, рассуждая о храме и о золоте храма. Очевидно, они были настоящими профессионалами в том, что касалось долгих рассуждений. Подбросьте им одну-две мысли на религиозную тему — и они часами будут увлеченно предаваться тому, что мы сегодня называем псевдоинтеллектуализмом. Другим симптомом этого заболевания является непостоянство и непоследовательность. Фарисеи часто акцентировали внимание на вещах второстепенных и совершенно отвергали положения первостепенной важности. Иисус же призывал к постоянству и последовательности христианской веры, призывал к религии сердца.

А вот и еще одно удивительное замечание о прискорбной болезни, которой мы посвятили эту главу. Стих 23 гласит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину [с мельчайшего]». Итак, они были безупречны в том, что касалось уплаты десятины. Если вы хотите, чтобы ваша церковь не имела никаких денежных затруднений, постарайтесь привлечь в нее как можно больше духовных шизофреников. Однако при всей своей безукоризненности в финансовых делах фарисеям не хватало одного — и это было самым важным: им не хватало суда, милости и веры, то есть любви. Они были великолепны во внешнем проявлении своей религиозности, но ровно настолько же они были ничтожны по своему внутреннему содержанию. Они «оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру».

Но не пора ли нам покончить с симптомами и диагнозами? Перейдем теперь к лечению! Ведь поставить диагноз -ото полдела, самое важное — найти нужное лечение.

В стихе 26 мы уже обратили внимание на то, что лечение включает в себя и необходимость «очистить прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их». Из своего практического опыта (мы с братом одно время занимались мытьем посуды) я вынес очень простой урок: нет нужды специально отмывать внешнюю поверхность посуды. К тому времени, как очищалась внутренняя часть тарелки или чашки, ее наружная поверхность уже бывала чистой. В этом и заключается весь секрет. В этом и заключается ответ на проблему, с которой сталкивается бихевиоризм (одна из теорий в современной психологии). В этом и заключается вызов, брошенный широко распространенной сегодня идее о том, что даже если ты не чувствуешь любви, поступай так, будто ты любишь, и когда-то наступит

момент, что ты почувствуешь любовь. Но чисто внешние проявления любви никак не скажутся на нашем внутреннем мире; они безуспешны и сегодня, и в будущем. Один лишь Бог обладает такой силой, которая способна изменить наше внутреннее содержание. Сами мы не сумеем изменить себя. Да и как можно вылечить себя собственными силами, когда требуется хирургическое вмешательство? То есть человеку необходимо отправиться к врачу, к хирургу. Ему необходимо лечь в больницу.

Но мы еще не выяснили, какая операция нам предстоит. Эта операция — пересадка сердца!

Однажды я отправился к своему знакомому, которому предстояло перенести эту сложнейшую операцию. Это было давно, когда пересадкой органов только начинали заниматься, и пациент явно подвергал себя огромному риску. Я не удержался и спросил своего знакомого: «Вы понимаете, на какой риск идете?»

«Да, — ответил он, — но я решил, что лучше мне не жить вообще, чем жить так, как я живу сейчас». Не бойтесь рисковать! Когда больной отдает себя во власть медицины, во власть хирургического скальпеля, когда он хочет получить новое здоровое сердце, он отказывается от самого себя. Вы согласны? Вот почему Иисус сказал: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. 5:31).

Если бы мне пришлось обратиться за помощью к врачу, да еще в том случае, когда бы речь шла о тонкой хирургии, я постарался бы найти такого хирурга, который не только хорошо знает свое дело, но и хотя бы отчасти представляет, в каком положении я нахожусь.

В Бейкерсфилде, что в Калифорнии, я знал одного врача, который вообще ни разу в жизни не болел! И внезапно к нему прицепилась лихорадка. Он тяжело переносил болезнь. Да что там тяжело: он чуть было не умер и едва не остался инвалидом. После того как он все

же выздоровел, я во время нашей беседы сказал ему: «Должно быть, это самое тяжелое испытание в вашей жизни». Но он ответил: «Нет, это самое лучшее из того, что мне довелось пережить!» «Что вы говорите?» — поразился я. И он объяснил: «Теперь, общаясь с пациентами, я остро чувствую людскую боль и человеческое страдание. Раньше мне это было недоступно».

Как я рад, что есть Тот, Кто всегда поймет нашу боль и наши переживания, потому что Он во всем прошел путь каждого из нас! (См. Евр. 4:15). Он понимает нас, Он слышит наше сердце! Он наш Врач, наш Великий Целитель! Для Него не было необходимости переживать пересадку сердца, но Он слышит биение пульса нашего мира и видит его раны. Он, что называется, побывал в нашей шкуре и знает, что означает выполнить обетование, записанное в Книге Иезекииля: «И дам вам сердце новое и дух новый дам вам» (36:26). К этому Врачу мы идем тогда, когда надеяться на кого-то другого уже бесполезно, когда мы понимаем, что помощь может прийти лишь от Него. И к Нему мы можем идти такими, какие мы есть. Если мы ждем от Него исцеления, то для чего скрывать, что нас разъедает раковая опухоль? Для чего пытаться скрыть свои язвы неумелыми заплатками? Идя к Врачу, нужно честно признать, что ты болен. Псалом 50 являет собой в этом отношении замечательный пример открытости и честности. Давид, который своими силами попытался справиться с одолевшими его несчастьями, в конце концов приходит к откровенному признанию своей болезни и просит Великого Целителя принести ему избавление. Дорога к этому замечательному Доктору открыта и для нас; мы тоже можем очиститься от наших духовных болезней: «Кровь Иисуса Христа… очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1:7). Получив новое сердце, мы ощутим, как по нашим жилам заструится новая кровь!

Когда я нес пасторское служение в Лос-Анджелесе, доктор Уэрхэм пригласил меня как-то в клинику Уайт Мемориал. Он предложил мне посмотреть, как проходит операция на сердце. Я был уверен, что во время операции мне обязательно станет дурно. Я хорошо помнил, какое жуткое впечатление произвел на меня фильм об операции, который я смотрел однажды в университете Ла-Сьерра. Но я все же принял приглашение, и наблюдение за операцией оказалось столь увлекательным, что у меня просто не было времени, чтобы почувствовать себя плохо. Сначала доктор Уэрхэм просто стоял, наблюдая, как другие делают свое дело: вот вскрыта грудная клетка, вот открылось и само сердце. Наконец мы увидели зажатый клапан, который работал с явным напряжением. И тут пришло время доктора Уэрхэма. Взяв в руки скальпель, он прикоснулся к живой плоти, стараясь не нарушать ее ритмичного биения. Незаметное прикосновение — и клапан слегка расширился. Еще одно прикосновение — и клапан задышал еще свободнее… А потом хирург отложил скальпель в сторону. Его работа была закончена. И все вокруг радовались, что помогли доктору в его замечательном труде. Он истинный профессионал!

Я был настолько взволнован и потрясен увиденным, что остался в клинике до конца дня, переходя из одной операционной в другую и наблюдая, как происходит чудо исцеления. Черепно-мозговые операции, операции на грудной и брюшной полостях, когда приходилось из-за обширной опухоли «распарывать» человека и потом зашивать большие участки живой ткани. И, глядя на все это, я постоянно думал о нашем Великом Целителе и о том, как хорошо, когда полностью доверяешь ему. Мы можем отдать себя в Его руки и, когда Он поставит нас на ноги, сознавать: вместе с Ним мы навсегда победили все наши болезни.

А как же послеоперационный период, спросите вы? Может быть, вам и хотелось бы услышать, что после выздоровления мы можем спокойно отправляться домой и никогда больше не появляться в больнице. Но истина заключается в том, что и вам, и мне — всем нам необходимо оставаться в этой удивительной клинике на всю жизнь. Эта клиника — Церковь. Мы идем туда, чтобы получить здоровье и чтобы оставаться здоровыми всегда. «Ну вот, — разочарованно скажете вы, — а я-то думал, что можно обойтись без больницы…» Нет, Господь говорит, что без этого нам не обойтись. Если мы сбежим из нашей чудесной лечебницы, наше выздоровление будет временным. Мы не можем оставаться без своего лечащего врача. Если же мы постоянно будем находиться под его внимательным наблюдением, выздоровление будет окончательным и безусловным. Только так, друзья, и не иначе!

«Ну нет, — вновь возразите вы, — у меня нет таких денег, чтобы надолго задержаться в больнице и наблюдаться у врача. Разве вы не знаете, во что это все обойдется?»

Увы, это более чем справедливо по отношению к нашему миру! Я прямо-таки заболеваю, когда начинаю думать о своих болезнях: и в самом деле, кто заплатит за мое лечение? Даже выплата страховки — это очень большая проблема. Мы нередко попадаем в такие ситуации, освободить из которых нас не могут никакие деньги. И совершенно напрасно полагаться на то, что нам как-то поможет страхование жизни. Что такое страхование? Это покупка права обеспечения себя какими-то средствами в случае реальной угрозы жизни. Но есть ли такая компания, которая смогла бы обеспечить человека самой жизнью? Увы, страховая компания может лишь выплатить несчастной вдове деньги в случае смерти кормильца —

деньги, которыми жизнь не измеряется. А если бы существовала такая фирма, которая гарантировала всем желающим новую жизнь, — представляете, какая громадная очередь выстроилась бы у ее дверей? Но, наверное, эта страховка стоила бы бешеных денег?

Хочу обрадовать вас. Это ничего не стоит — и это замечательное известие! Но одновременно это стоит всего — и для кого-то это неприятное известие. Да-да, лечение одновременно не стоит ничего и стоит всего! Оно не стоит ничего, если мы говорим о деньгах. Но оно стоит всего, если мы говорим о полной самоотдаче и осознании нашей величайшей нужды в Боге и Его Церкви — Теле Христовом. Это не заключение врача или выписка из больницы. Потому что если мы так считаем, то нам ничего не остается, как лишь ожидать смерти.

Знаете, друзья, я хочу особо подчеркнуть то, что называют Благой вестью: если мы доверим себя заботам Великого Врача, мы можем быть уверены в своем настоящем и будущем. Если мы отказываемся от Его помощи, нам не на что надеяться.

Хотите знать, чему еще я рад? Если я пойму, что подвержен тягостному заболеванию — духовной шизофрении, я могу обратиться за помощью к Врачу, Который никогда не был и не будет жертвой этой болезни. И если у меня возникнут проблемы из области психологии, я не желаю искать помощи у нечестивых. Библия говорит, что я буду безумцем, если начну искать спасения у человека. Весьма опасны и пагубны интеллектуальные «игры» (медитация, аутотренинг, экстрасенсорика и многое другое), популярность которых невероятно возросла в последнее время. Нет, я обращусь только к Творцу, Которому открыт мой разум и Который знает, что «лукаво сердце человеческое более всего» (Иер. 17:9).

В своей болезни я хочу довериться такому Врачу, Который может заглянуть в самые глубины моего сердца и поставить точный диагноз моего заболевания.

Недавно я узнал о результатах интересного исследования: специалисты пришли к выводу, что одной из причин заболевания шизофренией является недостаточное питание. Для меня это было большой неожиданностью. Но я тут же вспомнил жену своего друга, которая оказалась в’ специальном заведении. Некоторое время врачи не могли поставить точный диагноз, но когда обратили внимание на ее питание и обнаружили высокое содержание сахара в крови, оказалось, что вся проблема в этом и заключалась.

Думали ли вы когда-нибудь о том, что от той духовной пищи, которую мы потребляем, напрямую зависит и наше духовное состояние? Иисус сказал: «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6:35). Дух Святой назван в Писании «живой водой» (Ин. 4:10). Библия дает нам очень простые рецепты физического и духовного здоровья: солнечный свет — Божья любовь; вода — Святой Дух; отдых заключается в призыве: «Приидите ко Мне… и Я успокою вас» (Мф. 11:28), отдых, символ которого суббота; чистый воздух — молитва, дыхание нашей души; упражнение — христианское служение и свидетельство; пища — Слово Божье. Не будем забывать и о воздержании, которое может стать реальностью только благодаря силе Божьей, и о том, чтобы вверить себя Божественному руководству.

Для чего тратить время и средства на лечение, почувствовав первые признаки болезни, вместо того чтобы обратиться к восьми естественным принципам здорового образа жизни? Не очень-то это разумно. И для чего торопиться на прием к светскому, порой очень далекому от Бога доктору, если мы не испросили совета у Доктора Небесного? Какая трата времени и средств! Действительно, может показаться, что у вас нет иного выбора, как только прийти к своему лечащему врачу и просить его выписать лекарство. Но прислушайтесь к самому себе: все наше естество — физическое, духовное, эмоциональное — взывает о помощи к Великому Целителю. Я приглашаю вас обратиться к Нему, и я призываю вас приглашать своих друзей обратиться к Нему. Будем же помнить о тех замечательных обетованиях, которые Он дал нам.