Глава 7. Святой Дух и приготовление к служению

Однажды я присутствовал на лагерном собрании, где мы обсуждали заключительный аспект работы Святого Духа, который принято называть крещением Духом Святым. Некоторым не нравилось это название, и после собрания они подходили и спрашивали: «Почему вы придерживаетесь названия «крещение Святым Духом?»« Из дальнейшего разговора стало ясно, что в их представлении «крещение Святым Духом» всегда ассоциировалось с таким явлением, когда люди визжат, кричат с пеной у рта и беспорядочно двигаются в проходах храма! И все же эти слова взяты прямо из Священного Писания!

Все четыре Евангелия приводят слова Иоанна Крестителя, когда он говорит о крещении Святым Духом (Мф. 3:11; Мк. 1:8; Лк. 3:16; и Ин. 1:33). Четыре текста звучат почти одинаково, поэтому рассмотрим только один из них, Лк. 3:16: «Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». О крещении Святым Духом сказано также в Деян. 1:4,5,8. Мы вернемся к этому месту в Священном Писании немного позднее. В Деян. 11:16 также говорится о крещении Святым Духом, когда Петр напоминает обещание, данное Христом. Этот опыт описывается и другими словами, такими, как исполнение Духом, наделение Духом, получение дара Святого Духа, получение обетования Отца. Но какими бы ни были эти названия, все они говорят об одном и том же — об основном служении Святого Духа в жизни христианина.

В этой главе мне хотелось бы остановиться на трех важных истинах, касающихся этого, четвертого аспекта работы Святого Духа в жизни человека, а именно крещения Духом Святым, а затем в следующей главе мы постараемся выяснить, как мы получаем его.

1. Вы узнаете наверняка, что получили крещение Святым Духом

Вернемся к Деян. 1:4,5,8. Иисус в последний раз общался со Своими учениками перед Своим возвращением к Отцу. «И, собрав их. Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня; ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым… Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».

Опыт исполнения Святым Духом, крещения силою свыше — это вполне зримый, ощутимый опыт; а потому человек может знать наверняка, имел он его или нет.

После обращения христианина начинается процесс его очищения — третье служение Святого Духа, которое мы уже рассматривали. Это служение включает не только победу над грехом и зависимостью от самого себя, но также процесс формирования положительных христианских добродетелей. Плоды Духа появляются во время третьего служения Святого Духа. Чтобы вырастить плод, нужно время. «Драгоценные дары Святого Духа не развиваются в один миг» {Ревью энд Геральд, 28 апреля, 1910 г.).

Затем наступает кризис самоотдачи — время, когда христианин полностью перестает уповать на свои силы и полагаться на себя. Только после этого ему дается Дух во всей Его полноте. Но вы узнаете об этом только тогда, когда испытаете это. Иисус велел Своим ученикам оставаться в Иерусалиме, пока они не будут крещены Святым Духом. Очевидно, Он имел в виду нечто определенное и полагал, что они знают, когда это случится. Мы находим слова Иисуса об этом же и в Лк. 24:49: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше». Если бы ученики не узнали, что произошло крещение Святым Духом, они по-прежнему оставались бы в Иерусалиме.

Верность этой предпосылки подтверждается и в Деян. 19:2, где описано, как апостол Павел подошел к группе верующих в Ефесе и «сказал им: приняли ли Святого Духа, уверовавши?» Ответ был определенным и почти забавным, ибо «они сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый». И тогда Павел дал им наставление; они вновь крестились во имя Господа Иисуса, и затем на них был излит Святой Дух.

Предположим, что сегодня апостол Павел подошел бы к вам и спросил: «Приняли ли вы Святого Духа?» Что бы вы ответили? Согласно библейскому принципу, вы, по крайней мере, должны знать точно, произошло это с вами или нет.

2. Крещение Святым Духом — это работа Святого Духа, отдельная и отличная от обращения

Когда человек рождается вновь, его имя вносится в книгу жизни и он уверен в спасении через веру в Иисуса, пока продолжает принимать это спасение. Но человек может еще не быть готовым к Божьему служению в той мере, какую Бог определил для него. Он еще должен возрастать в вере. Христианин испытал на себе начальную работу Святого Духа, ибо в Рим. 8:9 сказано: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». Но он еще не имеет полноты Святого Духа в завершающей Его работе.

Мы уже упоминали повеление Иисуса, обращенное к Его ученикам, оставаться в Иерусалиме, пока они не получат Святого Духа. Были ли ученики обращены? Иногда люди спорят об этом и говорят, что сказанное Иисусом Петру: «Ты, некогда, обратившись, утверди братьев твоих», доказывает, что Петр не был обращен, пока не отрекся от Христа в ночь перед распятием. Как мы уже отмечали ранее, это трудно доказать из Писания, ибо имя Петра уже состояло в книге жизни ко времени, когда семьдесят учеников были посланы на служение. Нет сомнения, что Петр потерпел крушение и что его покаяние было настолько глубоким, что привело к кризису самоотдачи. Но, следуя за событиями из жизни Петра, мы должны допустить, что ко времени, когда Петр встретил Иисуса в Галилее, он был совершенно иным человеком. И, однако, перед исполнением Духом у него еще было время ожидания.

Еще раз рассмотрим Деян. 19:2. Павел сказал: «Приняли ли вы Святого Духа, уверовавши?» Итак, Павел обратился к верующим. Он не говорил с необращенными, язычниками, атеистами. Эти люди были крещены в «Иоанново крещение». . Имело ли Иоанново крещение какой-нибудь недостаток? Разве Иоанн не верил в Иисуса? Разве Иоанн не верил в Святого Духа? Ведь в Библии сказано, что Иоанн Креститель был исполнен Духа со чрева своей матери. Но Дух Святой хотел сделать в жизни принявших Иоанново крещение что-то еще.

Давайте обратим внимание еще на один пример из Книги Деяния святых Апостолов, касающийся группы верующих в Самарии. Вспомните, что Филипп был одним из дьяконов ранней Церкви; его избрали потому, что он был человеком, исполненным Святого Духа. Филипп не довольствовался тем, чтобы собирать приношения в храме или запирать его после субботнего служения. Он начал проповедовать, и когда он проповедовал самарянам «о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины» (Деян. 8:12}.

Здесь показана группа людей, крестившихся во имя Господа Иисуса Христа. Очевидно, эти люди были рождены вновь. Или по крайней мере некоторые из них были рождены вновь! А может быть, были и такие, кто пришел просто за компанию. Но в стихах с 14-го по 17-й повествование продолжается: «Находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышавши, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого: ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса; тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого». Итак, здесь вновь налицо определенный опыт получения крещения Святым Духом, который отличен и отделен от первоначального опыта обращения.

Единственным исключением из этого правила может быть Корнилий, который принял Святого Духа даже перед своим крещением. Однако и опыт Корнилия показывает, что он был обращен и покорился Богу в соответствии с тем светом, который он получил еще перед тем, как Петр пришел к нему с вестью, несущей больший свет.

В трудах вестницы Божьей есть много ссылок, подтверждающих ту же истину. Мы приведем только два отрывка. «Мы должны быть наделены силою свыше, мы должны быть крещены Святым Духом, прежде чем покинуть этот мир» (Ревью энд Геральд, 24 июня 1884 г.). Это отрывок из выступления перед служителями и евангельскими работниками, многие из которых были, очевидно, уже обращены. И еще один фрагмент из проповеди: «Мы должны иметь святое помазание от Бога; мы должны быть крещены Святым Духом» (там же, 15 декабря 1885 г.).

3. Цель крещения Святым Духом — не делать нас святыми или счастливыми, но сделать нас полезными

Изучив все материалы, относящиеся к четвертому аспекту работы Святого Духа, вы обнаружите, что во всех случаях его цель — свидетельство, миссионерская деятельность, труд. Цель работы Святого Духа в этом направлении — приготавливать нас к труду. Крещение Духом дается для дальнейшего совершения дела Божьего на земле. Оно не ставит своей целью очищение — очищение совершается на предыдущем этапе работы Святого Духа. Цель крещения Духом не ограничивается только тем, чтобы сделать нас счастливыми и торжествующими.

Снова обратите внимание на слова Иисуса в Деян. 1:8: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями». Здесь не говорится, что мы не будем рассказывать о том, что Христос сделал в нашей жизни со времени обращения. Одержимые бесами в Гадаринской стране вернулись обратно в свое селение, чтобы рассказать, что Иисус сделал для них сразу после их избавления от власти бесов.

Но сила для свидетельства в более широком масштабе — для возвещения Евангелия всему миру — может снизойти только при наделении Святым Духом и лишь силою Духа. Можно смело сказать, что главное доказательство того, что человек крещен Святым Духом, — это не дар иных языков, не дар пророчества, не сильный ветер, не огонь. Это страстное желание спасать погибающих. Это потребность нести другим добрую весть о Евангелии Иисуса Христа. Если я довольствуюсь положением заурядного члена Церкви, неделю за неделей лишь просиживающего скамью в храме, и если я ничего не меняю в своей жизни, чтобы донести Евангелие Иисуса Христа людям и свидетельствовать им, — это вернейшее доказательство того, что я никогда не получал полноты служения Духа.

Будучи адвентистами седьмого дня, мы иногда склонны думать, что крещение Духом Святым сберегается на время позднего дождя. Совершенно верно, что Святой Дух будет излит на Божий народ в это время. Но мы не должны сидеть сложа руки и ждать окончательного излития Святого Духа на землю. Мы имеем преимущество молиться об этом излитии, стремиться к нему, познавать, как мы можем получить его даже теперь.

Мы «должны в ревностной молитве трудиться вместе с Богом, прося крещения Святым Духом, чтобы нам восполнить нужды мира, погибающего во грехе» (Ревью энд Геральд, 31 марта 1910 г.).

«Нам нужны люди, которые понимают нищету своей души и которые будут ревностно стремиться к наделению силой Святого Духа. Когда мы говорим о дивной привлекательности Божественного Искупителя, наши сердца смягчаются и наполняются Святым Духом. Через крещение Святым Духом мы должны быть облечены силою свыше. Ничто другое не поможет нам» {там же, 5 апреля 1892 г.).

«Если мы намерены узнать Христа, нам следует молиться, как молились апостолы, когда Дух Святой излился на них. Мы нуждаемся в крещении Духом Божьим» (там же, 11 ноября 1909 г.).

И еще одно утверждение из книги «Евангелизм», с. 701: «Сошествие Святого Духа на Церковь ожидается в будущем, но у Церкви есть преимущество иметь Его уже сейчас. Стремитесь к Нему, молитесь о Нем, верьте в Него. Мы должны иметь Его, и Небо ожидает, чтобы послать Его нам».

Иисус имел полноту Святого Духа. Непреложным остается тот факт, что Иисус вершил Свои замечательные дела и жил прекрасной жизнью благодаря силе Святого Духа. И помощь, которую Иисус получал в Своей жизни, доступна также и нам. Иисус исполнился Святым Духом не только при крещении. Обратите внимание, что Он получал новое крещение Духом Святым каждый день.

В книге «Наглядные уроки Христа», с. 139, читаем: «Каждое утро после часов, проведенных с Богом, Он приходил вновь к людям, чтобы являть им небесный свет. Ежедневно Он получал новое крещение Святым Духом».

Если Иисус, будучи Сыном Божьим, нуждался в этом крещении, то мы гораздо больше нуждаемся в нем! И обратите внимание, где Он получал его, — день за днем в тесном общении со Своим Отцом.

Вы можете спросить: «Сколько времени потребуется для этого?» Для Павла со дня его обращения на дороге в Дамаск до получения крещения через служение Анании потребовалось три дня, для Петра и других учеников потребовалось три года. Иакову, как мы уже отмечали, понадобилось для этого целых двадцать лет. Однако совет остается одним и тем же для всех: «Стремитесь к Нему, молитесь о Нем, верьте в Него. Мы должны иметь Его, и Небо ожидает, чтобы послать Его нам».