Христос — наш праведный Слуга

«И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:27, 28).

Слуга — это человек, находящийся у кого-то в подчинении. В его задачи входит забота о нуждах и удобстве нанявших его более богатых людей. Слуга выполняет черную работу за минимальную плату. Христос — наш праведный Слуга.

Христос — наш Слуга в том состоянии, которое Он принял

О пришествии нашего Спасителя не было возвещено в обществе, Его не признали и не почтили. Он родился в пещере в яслях, у бедных родителей. Он воспитывался в неблагоприятных условиях Назарета, города, известного своей испорченностью. По образному выражению Исайи, Он взошел, как «росток из сухой земли» (Ис. 53:2). Когда Христос достиг зрелых лет, Его положение не улучшилось. Он был бедным, странствующим Проповедником, у Которого не было денег для поддержания Своего дела, не было не то что дома, но даже угла, который Он мог бы называть Своим.

Иисус часто использовал для служения чьи-то вещи. Он взял у Петра лодку, из которой учил народ, попросил рыбу и хлеб, которыми накормил множество Своих слушателей, взял у кого-то монету, с помощью которой продемонстрировал сферу Божьих и кесаревых полномочий. Он использовал чужую комнату, чтобы провести «последнюю вечерю» с учениками, и попросил на время осла, на котором ехал на эту последнюю трапезу. Его друзьям пришлось искать гробницу, в которую они смогли бы положить истерзанное тело Иисуса.

Сам Христос так оценил стоимость Своего имущества: «Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8:20). Он был сокрытым Богом, Творцом в земных одеяниях, Царем в подобии слуги. Временами слава Его вечной природы пробивалась сквозь человеческий образ. Например, когда Он обличил сатану в пустыне (Мф. 4:10), когда изгнал торговцев и менял из храма (Мф. 21:12, 13), когда ответил толпе: «Это Я» (Ин. 18:6), когда сказал священникам на суде: «Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных» (Мф. 26:64), когда на вопрос Понтия Пилата: «Ты Царь Иудейский?», ответил: «Ты говоришь» (Мф. 27:11). В такие моменты, как писала Елена Уайт, «Божественность проблескивала сквозь человеческую сущность» («Наставник молодежи», 1895,21 ноября). Его человеческая природа оказывалась слишком хрупкой, чтобы сдерживать живущего внутри Бога.

Но эти частичные откровения были немногочисленными и мимолетными. Христос преимущественно действовал как Человек, а не как Бог. Пророк Исайя видел Его пророческим взором и сказал, что в Нем нет «ни вида, ни величия… не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис. 53:2).

Человеческий облик, принятый Сыном Божьим, не был столь привлекательным, каким Его иной раз рисуют художники. «Он был чуть выше среднего роста» («Духовные дары», с. 119). Его внешность была настолько обычной, что Иоанн, искавший Христа целый день, не узнал Его, когда Он появился. А Нафанаил, глядя на Иисуса, дивился: «Возможно ли? Этот Человек, весь вид Которого выдает в нем труженика из бедного сословия, — Мессия?» («Желание веков», с. 139). Ученики Христа все же познали Его истинную сущность, но множество людей так и не поняли этого. До них не -доходило, что бедный Младенец, лепетавший что-то в яслях, был Тем, Кто однажды «сказал, — и сделалось… повелел, — и явилось» (Пс. 32:9). Их разум не вмещал того, что срывающий колосья был великим «Я Есмь», создавшим землю; что Пророк, усмиривший бурю, был Богом, сотворившим небеса; что умиравший на кресте Муж был Величием неба, сотворившим звезды.

Дух Христа прямо противоположен духу Люцифера. Люцифер, ставший сатаной, силой добивался, чтобы уподобиться Богу, а Иисус, будучи Богом, добровольно согласился уподобиться смертному человеку. Люцифер стремился занять высокое положение в Божественных советах, а Иисус на личном опыте познал людскую нищету. Христос был Сыном Божьим и Сыном Человеческим, Михаилом и Архангелом, Еммануилом — Богом с нами и Господом Вселенной, но Слугой грешников. Царь добровольно стал нищим. Праведный Судья принял смертную казнь за виновных преступников! «Кто, — вопрошал пророк Исайя, — поверил слышанному от нас?» (Ис. 53:1). Это поразительно, потрясающе таинственно, это внушает благоговейный трепет и восхищение, но это истинная правда! Бог стал нашим праведным Слугой.

Христос — наш Слуга по тому служению, которое Он исполнил

Характеризуя Свое служение, Иисус сказал: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45). Поясняя собственное определение Своего труда, Христос подтвердил написанное Исайей о Его служении за несколько веков до этого: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18, 19). Иоанн, говоря о том, сколько добра сделал Христос за короткое время Своего земного служения, пришел к такому выводу: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21:25).

Добро, сотворенное Христом, тем более удивительно, если вспомнить, в каком состоянии пребывало общество во время Его Первого пришествия. Исайя пророчески предсказывал, что в тот период «тьма покроет землю, и мрак — народы» (Ис. 60:2). Тьма — подходящая метафора, изображающая духовную, душевную и физическую распущенность, в которую погрузилось человечество ко времени рождения Иисуса. За четыре тысячи лет упадка потомство Адама и Евы превратилось в больной, обезумевший, выродившийся конгломерат народов, имевших незначительную продолжительность жизни. Ко времени рождения Христа человечество опустилось на самое дно. Это произошло не сразу. Благодаря тому, что люди были созданы по образу Божьему, сатане понадобилось четыре тысячи лет, чтобы поставить человечество на грань самоуничтожения, но в конце концов падение, начавшееся с непослушания в Едеме, достигло кульминации в отвержении Вифлеемского Младенца.

Ангелы радостно пели, приветствуя рождество Христа, но народу, жившему в то время, было не до пения. Сознание людей находилось почти в полном рабстве у суеверий, невоздержания и идолопоклонства, сами они становились легкой добычей эпидемий, которые стремительно, подобно волнам прилива, распространялись по городам и селам, унося в могилу целые семьи беспомощных страдальцев. Детская смертность была необычайно высокой, многие дети рождались уродами и инвалидами и оставались ими на всю жизнь, поскольку тогда не было квалифицированной медицинской помощи. Свирепствовала проказа, слепота приобретала характер эпидемий. Душевные заболевания были обычным явлением. Повсюду люди страдали от недугов и болезней, поскольку методы лечения были очень примитивными. Большинство современных терапевтических и хирургических методов лечения были неведомы в ту эпоху, врачи не знали анестезии и обеззараживания, поэтому оперировали зараженными инструментами. Зачастую лечение было опаснее для здоровья, чем сама болезнь. Люди проживали свои короткие дни во тьме и страданиях, без надежды и помощи.

И тогда пришел Иисус!

«Во тьме, — утверждал Иоанн, — воссиял свет великий». Приближались самые славные годы в истории земли. Великий Врач появился среди людей. Источник жизни находился на нашей земле! Болезнь и боль не выдерживали Его присутствия. Все, кто приходил к Нему с искренним желанием получить облегчение, исцелялись. Выздоровевшие хромые, прокаженные, глухие, слепые — все уходили, прославляя Сына Божьего за Его целительную силу. В селениях, через которые Он проходил, не оставалось ни одного больного. Даже те, на кого падала Его тень, выздоравливали. Мертвые оживали при звуке Его голоса. Когда приближался Христос, врачи, аптекари и похоронных дел мастера временно оставались не у дел.

Всюду от нашего праведного Слуги ожидали помощи. Иисус трудился среди нас, имея только лишь человеческий запас сил. Он творил дела Своего Отца, но сокровище сие Он хранил в глиняном сосуде. Он выполнял Свою миссию, имея выносливость обычного человека, а не Бога.

Он страшно уставал после долгих часов непрестанного труда: «Иисус не прекращал Своих трудов до тех пор, пока не был исцелен последний страдалец… Он часто отпускал Своих учеников повидаться с родными и отдохнуть, но Сам мягко сопротивлялся их попыткам отвлечь Его от трудов. Целыми днями Он тяжко трудился, наставляя невежественных, исцеляя больных, возвращая зрение слепым и насыщая толпы народа» («Желание веков», с. 259).

Христос — наш Слуга в Его непрекращающемся служении на небесах

«А сей, — писал Павел, — как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:24,25).

Можно заметить много общего в служении священников, живших в библейскую эпоху, и в служении Христа, нашего небесного Первосвященника. Имеются также и некоторые отличия. Одно из них состоит в том, что болезнь или смерть не позволяли совершать все служение одному священнику. В вышеупомянутом тексте Писания Павел напоминает нам, что в отличие от земных священников, Христос, наш праведный Слуга, живет вечно. Его священство не изменяется.

Когда Христос пришел в наш мир, Божество слилось с человечеством, а по возвращении Его на Небо, человечество слилось с Божеством. Он вернулся, чтобы навсегда «сохранить Свою человеческую природу в небесных чертогах, как вечный залог верности Бога» («Избранные вести», т. 1, с. 258).

Некоторые люди меняются, когда их жизнь улучшается. Они ведут себя по-другому, когда и «на их улице наступает праздник». Престижный диплом, хорошая работа с более высоким уровнем дохода. Это многих заставляет забыть, кем они в действительности являются, и каково их происхождение. Часть тех, кто взобрался на тотемный столб успеха, не хотят, чтобы новые коллеги видели их в обществе старых друзей, особенно скромных и простых земляков. Они меняются в худшую сторону, отказываясь от своих корней.

Но об Иисусе этого не скажешь. Наш праведный Слуга «вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13:8). Он не только помнит нас, но и постоянно служит нам в жизненно важном служении перед Своим Отцом. Главная особенность Его служения нам состоит в том, что Он приносит Свою Кровь. Древние священники убивали жертву и кропили ее кровью перед ковчегом, молясь о прощении за себя и за народ. Иисус, наш праведный Слуга, являясь одновременно Священником и Жертвой, Приношением и Приносящим, молит не за Себя, ибо Он не знал греха, но за нас. И нам нужна Его Кровь не только для покрытия прошлых грехов, но и чтобы получить прощение за наши нынешние согрешения. Вот почему Иоанн писал: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника» (1 Ин. 2:1).

За что нам надо получить прощение? За зависть, ревность и подозрительность, за равнодушие к людям, за дух критики, за сплетни и лень, за потерянное время и гнев, за пренебрежение долгом и неблагодарность, за греховные фантазии и блуждающие помыслы в святой субботний день и за несвятые желания. Даже находясь в процессе освящения мы по-прежнему нуждаемся в оправдании. Мы постоянно нуждаемся в прощении.

Данная ситуация подводит нас ко второй составляющей Его нынешнего служения: Он предлагает нам одежду Своей праведности. И вы, и я пока еще не усовершенствовались. Вот почему одежда Христа нам все так же необходима. Возможно, в нашем сердце произошла перемена, но мы по-прежнему живем в несовершенном человеческом теле. У нас остается несвятая плоть. Сказать, что у нас несвятая плоть, значит признать, что в нашей духовной сердцевине есть нечто фундаментально порочное, ибо даже когда мы полностью отдаем и подчиняем Богу свою волю или желания, наши основополагающие стремления остаются порочными. Именно поэтому мы так отчаянно нуждаемся в насущной помощи нашего праведного Слуги. Об этом хорошо сказано Еленой Уайт: «Религиозные службы, молитвы, хвала, покаянное исповедание греха, совершаемое истинно верующими людьми, восходят к небесному святилищу, подобно фимиаму. Но, проходя через испорченные человеческие сосуды, они настолько оскверняются, что если не будут очищены святой кровью, то никогда не смогут представлять ценность в глазах Бога. Они не восходят к Богу в незапятнанной чистоте, и если Ходатай [Слуга], находящийся одесную Бога, не очистит все это Своей праведностью и не представит Отцу, то все эти наши действия будут не приемлемы для Бога» («Избранные вести», т. 1, с. 344).

Христос, склонившийся на колени перед Своими учениками, омывая их ноги водой и вытирая полотенцем, установил священнодействие смирения и очищения, и теперь Он стоит перед Отцом в Своей одежде и со Своей Кровью, совершая наше прощение и освящение. Поскольку на Его одежде нет кривых швов, пятен и грязи, поскольку она чиста, Отец принимает ее вместо нашей греховной плоти, и таким образом мы становимся пригодными для вечности.

Наши добрые дела лишь свидетельствуют об этом. Но только Кровь Христа имеет силу выправить наше положение, и только Его одежда может искупить нас. К Нему мы должны взывать.

Христос — наш праведный Слуга.