Христос — наше праведное Освящение

«От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:30).

Освящение — это святость, условие, на котором Бог принимает нас; одновременно это и внутреннее состояние, делающее нас пригодными для общения с безгрешными существами на небе и на обновленной земле. Христос — наше праведное Освящение.

Совершенно очевидно, что понятие освящения занимает видное место в учениях Ветхого Завета и Нового. Не столь очевидно другое: как такое большое число несовершенных людей, — членов Коринфской (1 Кор. 1:2; 6:11) и Фессалоникийской общин (1 Фее. 5:27), — могли удостоиться подобной характеристики.

Кажущийся парадокс можно разрешить, если принять к сведению, что в действительности в Слове Божьем представлено два вида или уровня освящения. Первый — это освящение в жизни и деятельности, ежедневный процесс созревания, постоянное развитие характера в направлении большего подобия Христу, нашему Образцу. Такое освящение является «делом всей жизни» («Наглядные уроки Христа», с. 65). Это странствие, которое мы начинаем, когда в нас зарождается вера, и оно, по сути, никогда не заканчивается.

В момент нашего духовного рождения мы были не очень-то развиты в познании или делах. Но с течением времени мы поднялись на более высокий уровень благочестия, нежели когда уверовали. В результате исследования Писаний и духовных размышлений мы возросли в вере и праведности. Тем не менее процесс нашего роста и совершенствования не закончился. В настоящее время и до конца своей жизни мы должны сражаться за победу над собой.

Последствия грехопадения наших прародителей в Едеме ужасны. Мы, люди, так далеко отошли от первоначального сходства с Богом, что нашей короткой жизни не хватит, чтобы уподобиться Ему по характеру, то есть мерилу нашего спасения, даже если мы приложим титанические усилия для достижения поставленной цели. Отчасти это объясняется превосходством Его благости, а отчасти — вырождением нашей природы. В Едеме мы потеряли невинность, но это было еще не все. Крах наших прародителей привел к тому, что человечество скатилось на очень низкий духовный уровень и лишилось своего прежнего безгрешного состояния. Отчасти именно это имел в виду Мартин Лютер, когда писал: «Сам материал недоброкачествен. Глина, если можно так сказать, из которой этот сосуд первоначально был соделан, проклята. Чего же еще вы хотите? Таков я и все другие люди. Само наше зачатие, само развитие плода есть грех, а это ведь происходит до того, как мы рождаемся и начинаем быть людьми» («Сочинения Лютера», т. 12, с. 348).

Да, мы можем побеждать, мы в самом деле побеждаем. Но что мы, христиане, побеждаем? Мы побеждаем грех, но не просто ложные внушения сатаны, посланные нам извне. Мы побеждаем также и нескончаемый поток злых мыслей, находящихся внутри нас. В этом смысл признания Павла, сделанного им после обращения: «Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего» (Рим. 7:23).

Тот факт, что наши умы непрестанно помышляют злое, доказывает наличие наследственного зла, с которым мы должны ежедневно бороться. Наши греховные поползновения, хотя мы противимся им и побеждаем их, демонстрируют принципиальную разницу между природой прародителей рода человеческого до их грехопадения в Едеме и природой человечества после грехопадения, ставшей для людей настоящим бременем. Таким образом, мы спасены, но всегда восстанавливаемся; искуплены, но постоянно выздоравливаем. Вот почему полностью от этого греховного состояния мы сможем освободиться лишь тогда, когда тленное «облечется в нетление» (1 Кор. 15:53). Тем не менее, если мы хотим в тот долгожданный миг переселиться на небо, мы должны измениться в подобие Христа сейчас, то есть нам необходимо приобрести ту склонность к послушанию, с которой начинается путь назад, к совершенству нашей изначальной природы. Преобразование и, как следствие, облагораживание, происходящее в нас, удивительно: наше поведение меняется, наши приоритеты формируются заново, наши желания обновляются. Но мы не дотягиваем до уровня Адама в его безгрешном состоянии.

Да, мы можем победить грех, но желание грешить остается в нас. Оно уже не управляет и не движет нами, как это было до того, как мы отдали себя Христу, однако является причиной «непрекращающейся борьбы». Наши самые благонамеренные усилия запятнаны пороками нашей человеческой природы. Именно этот факт побудил Павла написать: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (Тит. 3:5). И еще: «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим. 3:20). Мы никогда не должны забывать, что «добрые дела — всего лишь результат действия Его любви, прощающей грех. Они не являются нашей заслугой, и нам ничего не причитается за наши добрые дела, в связи с этим мы не можем претендовать на какое-то участие в своем спасении» («Наше высокое призвание», с. 118).

Вот почему мы должны испытать освящение верой и мир, не заслуженный нами дар Христовой праведности — Его освящение,. Поскольку «вся праведность наша как запачканная одежда» (Ис. 64:6), и «нет человека, который не грешил бы» (3 Цар. 8:46), Он «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:30). Вот каким образом мы, находящиеся в процессе освящения, становящиеся святыми, можем претендовать на то, что уже достигли совершенства (Евр. 10:14).

Существует огромная и принципиальная разница между нашим освящением, которое совершается в нас, и Его освящением, которым Он наделяет нас. Они отличаются, например, качеством. Наше освящение ограничено нашей человеческой природой. Освящение Христово берет начало в незапятнанной природе Того, Кто стал одним из нас и жил с нами, однако не нуждался ни в обращении, ни в прощении. У Христа не было никаких внутренних побуждений творить зло. Он не родился в состоянии «вражды против Бога» (Рим. 8:7). В Его праведности нет сожаления о соделанном грехе, которое обязательно присутствует в нашей праведности. «У Христа не было греховной и порочной неверности, свойственной нам в нашем падшем состоянии» («Избранные вести», т. 3, с. 131). Христос никогда не нуждался в личном оправдании, поскольку в Своей совершенной святости Он всегда был верен Богу.

Наше освящение отличается от Его освящения и по последствиям. Освящение, которым наделяет нас Бог, чудотворно, но не всеобъемлюще. Оно не разрешает наших прошлых, настоящих и будущих потребностей в очищении. С другой стороны, Его освящение, вмененное нам, полностью покрывает все наши нужды. Оно охватывает все не отвоеванные уголки нашей души и одинаково действенно как во время нашего обращения и посвящения Богу, так и на протяжении всей нашей будущей жизни во Христе.

То, что освящение, которым нас наделяет Бог, не делает нас пригодными для вечности, можно доказать на примере разбойника, покаявшегося на Голгофе. Христос обещал ему спасение, не требуя взамен никаких христианских подвигов или трудов. У него не было возможности посещать дома престарелых, раздавать миссионерские брошюры, приносить пожертвования субботней школы, петь в хоре, проводить занятия по изучению Библии или даже повернуться спиной к искушениям этого мира. Он не развил у себя святости. Тем не менее он имел вмененное освящение, то есть одежду Христа, прикрывшую его несовершенную жизнь и сделавшую его приемлемым для Бога. Покаявшийся разбойник приобрел «пассивную праведность», вменяемую всем, кого принимает Христос, но не «активную праведность», которая развивается у нас изо дня в день, в течение всей христианской жизни.

Еще одно отличие заключается в центре сосредоточения. Наделенная праведность — это «Христос в нас». Центром ее сосредоточения является наше естество, наши достижения и возрастание в благодати. Центром вмененной праведности является «Христос над нами». Она сосредоточивается на достижениях Христа, Его победоносной жизни и Его положении перед Богом. Исайя имел в виду этот второй вид праведности, когда писал: «Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и как невесту украсил убранством» (Ис. 61:10). Иисус имел в виду как наше, так и Его освящение, когда сказал: «За них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Ин. 17:19).

Существует также разница в самом процессе. Наше освящение — это рост, развитие, процесс, ведущий нас от одной степени благодати к другой. Оно достигается благодаря энергичным усилиям по изучению Слова Божьего, самоотречению, которое проявляется в постах, свидетельстве и миссионерской работе, сопротивлению искушениям и, конечно, времени, проводимому в молитве: личной, семейной, общественной. Когда Павел писал о процессе освящения, он обличал своих читателей: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр. 12:4). Наше освящение состоит из повседневной борьбы, столкновений, устремлений, подвигов, к которым призывает нас Слово Божье. Ганс Ларонделл так описал этот процесс роста: «Апостольское представление о христианском освящении динамично и поступательно. Это постоянное возрастание в познании Бога, а также «в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Петр. 3:18). Но ни биологический, ни духовный рост не происходит автоматически. Духовный рост, так же, как и физический, требует, чтобы мы ели, пили и занимались упражнениями» («Христос — наше спасение», с. 74). Результатом процесса освящения является новый образ жизни, который показывает, что мы помышляем «о горнем» (Кол. 3:2). Он готовит нас к жизни в раю. Но освящение Христово, праведность, которую Он вменяет нам, не содержит наших дел. Она исходит исключительно от Бога. Такое освящение не происходит постепенно и поступательно и не подлежит совершенствованию. Оно представляет собой совершенное послушание, то есть безукоризненную, недоступную, непревзойденную праведность Христа — настолько безупречную, что и тысячи жизней не хватит, чтобы развить ее. Мириады тысячелетий — слишком короткий срок, чтобы улучшить ее. Это благодать плюс ничего и минус ничего. И все это станет нашим, если мы только попросим. Если мы исповедуем свои грехи, уверуем и пожелаем иметь освящение Христа, оно будет дано нам. Оно становится нашим в тот момент, когда мы отворачиваемся от самих себя и взираем на Спасителя, смиренно признавая свою нужду. В то время как нам приходится трудиться для достижения освящения, производящего плод праведности, освящение, дающее нам покрывало праведности, можно получить просто верой. Мы не в состоянии его заработать, Христос уже сделал это. Оно доступно нам в завершенном виде, поскольку усовершенствовалось за годы земной жизни Христа и дается нам бесплатно, учитывая нашу готовность посвятить себя Ему.

Вот почему у нас, христиан, совсем другие заботы, нежели у представителей других религий. Мы знаем, что должны стремиться к совершенному образцу — жизни Христа. Мы также знаем, что наше спасение и искупление, по сути своей, является не целью, а даром. Главный принцип нашей религии состоит не в том, что мы должны делать, а в том, что Христос уже сделал. Пожалуй, лучше всего о разнице между наделяемым освящением (происходящим внутри нас) и вменяемым, даруемым нам, говорит Павел в Послании к Евреям: «По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» (10:10). Поразительно! Это уже свершилось. Мы уже освящены!

Каким образом? Через принесенное в жертву тело Христа. Как тело Христа, принесенное в жертву, совершает наше освящение? Освящение происходит потому, что Его смерть умиротворяет гнев Отца по отношению ко греху, и делает Его волю доступной нам. А Его воля включает в себя наше освящение (Ин. 17:19; Евр. 10:9, 10). Некоторые люди считают, что отчетливый акцент на этом, втором типе освящения — объективном, вменяемом, всеобъемлющем, безвозмездном даре Христа, — ослабляет в нас стремление к субъективному, наделяемому, повседневному росту, являющемуся следствием наших взаимоотношений с Христом. Однако истинно верующим, уповающим на Бога людям это не угрожает. Их вдохновляет обетование о том, что «непрерывный прогресс в познании и добродетели является Божьим намерением для нас. Его Закон — эхо Его голоса, приглашающего каждого: «Поднимись выше. Будь свят и еще более свят». Каждый день мы можем продвигаться вперед в совершенствовании Христова характера» («Служение исцеления», с. 503).

Подниматься еще выше? Еще более освящаться? Совершенствовать христианский характер? Да! Возрастать чрезвычайно важно, потому что абсолютная святость — это наш пропуск во славу. И это вполне возможно, ибо те, кого Он «сделал совершенными» (вменяемая праведность), являются «освящаемыми» (наделяемая праведность) (Евр. 10:14).

Христос — наше праведное Освящение.