Окна на Его защиту

Христос — наша праведная Твердыня

«Возвращайтесь на твердыню, вы, пленники надеющиеся! Что теперь возвещаю, воздам тебе вдвойне» (Зах. 9:12).

Твердыня — это крепость, предоставляющая убежище и защиту от врага. Это строение, дающее человеку не только защиту, но также пищу и уверенность. Иисус — наша праведная Твердыня.

Когда Бог послал Своему народу эти ободряющие слова через пророка Захарию, иудеи только начали возвращаться на родину после семидесятилетнего вавилонского, а затем мидо-персидского плена. Храм, опустошенный и разграбленный Навуходоносором, стал постепенно отстраиваться заново, и иудеи питали надежду на светлое и обеспеченное будущее. Однако вновь обретенная радость омрачилась неожиданными трудностями. Во-первых, иудеи-прозелиты, решившие остаться в Персии, протестовали против восстановления храма и пытались убедить своих бывших завоевателей в том, что храм и служение в нем никому не нужны. Что еще хуже, их молодому государству угрожала военная мощь Тира на севере, а также Аскалона, Газы и Екрона на юге. Иудеи уже не были пленниками, но их окружали превосходящие по силе вражеские войска. На границы Израиля уже совершались отдельные набеги. Надежды евреев на свободу и благоденствие все более и более напоминали жестокий розыгрыш. Борющемуся народу нужно было еще одно чудо избавления, еще одно Божественное вмешательство.

Когда иудеи пребывали в страхе и крайней нужде, Бог обратился к ним, пообещав, что хотя Тир окружил себя высокими стенами и «накопил серебра, как пыли, и золота, как уличной грязи» (Зах. 9:3), Он ниспровергнет этот город, равно как и воинственных правителей Аскалона, Газы, Филистимии и Азота. Бог запечатал Свое обетование, сказав Своему народу: «Возвращайтесь на твердыню, вы, пленники надеющиеся! Что теперь возвещаю, воздам тебе вдвойне» (ст. 12). И Бог действительно вмешался, защищая иудеев. Одним из наиболее памятных примеров такого вмешательства было необъяснимое решение Александра Македонского пощадить Иерусалим, хотя весь регион был опустошен, включая саму Персию.

Незавидное положение Израиля и его избавление уже после выхода из плена — это яркий образ духовного спасения, предлагаемого нам во Христе. Суть нашего положения состоит в том, что мы со всех сторон стеснены превосходящими силами времени и обстоятельств. Все мы — жертвы природы, топчущей наши надежды и разбивающей наши самые возвышенные мечты. Затравленных, измотанных, измученных, нас побеждает все мирское: «Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2:16). Не в силах вырваться из этого смертельного окружения, мы остаемся узниками, хоть и надеющимися, но тем не менее узниками. Как иудеи были избавлены от плена в Персии, «изо рва, в котором нет воды» (Зах. 9:11), так и мы, христиане, избавлены от рабства нашим желаниям и нашему не обращенному состоянию. Мы были грешниками, не имевшими надежды, не спасенными, несчастными, увязшими в трясине беззакония, застрявшими во рве мерзкого непослушания. Мы страдали от бессилия, вызванного непослушанием, оно ничем не сдерживалось и мы не могли ему сопротивляться. Жизнь была пустой, разочаровывающей, не приносящей удовлетворения. Нам оставалось только одно — ожидать безрадостного конца, ибо свет истины не озарял наших сердец.

Но мы услышали голос Иисуса, зовущий нас. Сверху, над нами, скованными цепями греха, раздался приятный голос, мы услышали Его и поверили Ему. И когда это произошло, Он избавил нас. «Кровью завета», запечатленной на небе, символически представленной в жертвоприношениях и в конце концов пролитой на Голгофе, Он освободил нас, но не от реальности нашей грешной природы, с которой мы обречены жить до тех пор, пока мы смертные не «облечемся в бессмертие» (1 Кор. 15:53), а от ее тиранической власти.

Вследствие обращения изменилось наше состояние из наемников в наследников, от безнадежности мы перешли к надежде. Однако это не изолирует нас от зла. Мы остаемся в пределах досягаемости для постоянных нападок нашей подавленной, но упорствующей греховной природы. Мы освобождены из рва непослушания, но не от опасностей искушения, не от дефектов наших органов чувств и не от набегов сатаны, чья еле сдерживаемая ярость против недосягаемого Бога так жестоко докучает Его народу. Но неужели мы получаем избавление, чтобы погибнуть; освобождаемся, чтобы потом быть разоренными; неужели с нас снимают оковы, чтобы погубить? Нет, наша безопасность сосредоточена в Иисусе. Он — наше пристанище, наше убежище, наш покров во время бури, наша крепость и укрытие, наша праведная Твердыня.

В библейские времена твердынями были укрепленные и защищенные места, в которых воины и горожане спасали свою жизнь. Давид имел в виду такое прибежище, когда просил: «Возведи меня на скалу, для меня недосягаемую, ибо Ты — прибежище мое, Ты — крепкая защита от врага… я… покоюсь под кровом крыл Твоих» (Пс. 60:3-5). Исайя имел в виду то же самое, когда пророчествовал о мире Израиля: «В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной: город крепкий у нас; спасение дал Он вместо стены и вала» (Ис. 26:1).

Более надежные твердыни защищались не только вооруженными людьми, но и природными условиями. Вот почему укрепления, построенные на неприступных холмах и защищенные с тыла водными просторами, назывались «высокими башнями». Но они были так же известны, как «крепкие башни», потому что их широкие рвы, наполненные водой, и массивные стены еще более усложняли задачу врагов.

Христос — наша неприступная Твердыня

Уподобить нашего Господа твердыне — значит описать ряд Его качеств, чрезвычайно важных для нашего спасения. Самое главное из них — Его неприступность. Христос доказал, что Он нравственно непобедим.

Если бы Христос не пришел на землю, Он навеки остался бы для нас неприступным физически, но не нравственно. Обвинение, выдвинутое Люцифером против Него до грехопадения Адама и Евы, постоянно бросало бы тень на Его характер. Но теперь дело обстоит совсем иначе. Сделавшись уязвимым в этом мире, Он стал неуязвимым во Вселенной. Он стал временно открытым для нападения, чтобы остаться неприступным на протяжении всей вечности. Умирая, Христос лишился защиты, чтобы мы обрели ее живя. Вот как Он стал нашей Твердыней. Иеремия воспел эту истину следующими словами: «Но Искупитель их силен, Господь Саваоф имя Его; Он разберет дело их, чтобы успокоить землю» (Иер. 50:34).

Сам Христос указал на это Свое свойство в притче о человеке, который оказался сильнее сильного, победил его и разделил похищенное у него (Лк. 11:21,22). Ангелы, вознесшиеся вместе с Господом, обратили внимание на Его доблесть, когда в ответ на вопрос своих небесных собратьев провозгласили: «Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани» (Пс. 23:8). Именно это имел в виду сэр Вальтер Ралей. Хотя его слова не столь возвышенны, они имеют тот же смысл: «Моя сила удесятеряется, потому что чисто сердце мое». Он силен, потому что праведен, но не наоборот.

Христос — наша доступная Твердыня

В Израиле было шесть городов-убежищ. Географически они были расположены так, чтобы любой гражданин смог добраться до одного из них за полдня и спастись там от преследователей. Дороги, ведущие в эти города, всегда поддерживались в хорошем состоянии, и в самых важных местах стояли указатели с надписью «Убежище», дабы убегавший осужденный как можно быстрее оказался в безопасности. Человек, случайно убивший другого человека, мог укрыться в одном из таких убежищ, чтобы обрести там защиту. Мстящий за кровь родственник погибшего не мог причинить зла беглецу, как только тот оказывался за массивными городскими воротами. Стоило беглецу войти в такую безопасную твердыню, как все угрозы возмездия теряли силу. Каждый отчаявшийся беглец надеялся попасть в это безопасное убежище.

Точно так же Иисус является доступным нам убежищем. Он не из тех, кто, предоставив нам свое имение, оставляет нас одних. Христос близок к нам, по выражению Павла, Он «недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:27). Благодаря Его крови, пролитой за нас, мы оказываемся в присутствии Самого Бога (Еф. 2:13). Он есть Твердыня, куда мы убегаем и где получаем оправдание, праведность и мир. Он в самом деле наше «прибежище и сила, скорый помощник в бедах» (Пс. 45:2).

В эту Твердыню нас приводит не страх, а вера. Боязнь сатаны, боязнь погибели, страх перед страданиями и даже перед самим адом не дают нам права находиться в убежище. Приходящие к Нему должны идти с верой в то, что Его абсолютное совершенство и святость приняты Отцом и засчитаны грешнику, что Его праведность доступна всем, и ее вполне достаточно, что характер Христа гарантирует нам полную безопасность, а крепкая Башня остается неприступной вчера, сегодня и вовек. В замке Его любви мы не только укрываемся от стрел сатаны, но и обретаем уверенность в том, что победим свои грехи в этой жизни и наследуем вечность.

Христос — Твердыня, в которой мы нуждаемся

Мы отчаянно нуждаемся в нравственной твердыне. Сатана — это притесняющий нас заимодавец, требующий, чтобы мы расплатились с ним своей жизнью. Мы его должники, мы должники закона и правосудия. Штрафные санкции предусматривают полное уничтожение и вечное забвение. Нашей единственной надеждой остается Иисус Христос, наша Твердыня.

Конечно, люди строят много ложных твердынь и высоких вавилонских башен, возвышающихся над ландшафтом нравственного опыта. Однако в действительности это обманчивые миражи, шаткие постройки, в которых нас ждет жестокое разочарование, это роковой уход от истинного счастья. Одним из таких призраков является слава; другими — богатство и власть. Но самый жестокий из всех призраков — это дела, наши дела. Вот в чем заключается величайшая из духовных реальностей: наши дела ничего нам не дают, с точки зрения нашего спасения, зато дела Христа дают нам все. Человеческие достижения и жертвы угодны Богу, но они не могут искупить нас. Плодом наших взаимоотношений с Христом будут добрые дела, но они недостаточно хороши, чтобы с их помощью мы заслужили право на вечность. Вот почему Соломон наставлял: «Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник — и безопасен» (Притч. 18:10). Мы праведны не потому, что убегаем, а потому, что находимся в Башне, и мы останемся праведными До тех пор, пока Башня будет ограждать нас. За пределами Башни мы становимся жертвой врага, несчастной мишенью для противника, который намного сильнее нас. Если мы хотим спастись от мстителя, то должны избавиться от груза собственных дел, вызывающих у нас гордость, и отчаянно устремиться к той безопасности, которую дает нам праведность Христа.

Христос — наша благодатная Твердыня

Обетование Спасителя, данное нам через пророка Захарию, звучит так: «Воздам тебе вдвойне» (Зах. 9:12). Начиная с того времени, когда Навуходоносор приступом взял Иерусалим, и до возвращения на родину при Неемии и Зоровавеле Израиль провел в плену семьдесят безрадостных лет. Целые поколения рождались и умирали, зная только гнет и щемящую сердце тоску по отчизне. Но затем, наконец, судьба иудеев круто изменилась. Забрезжил рассвет нового дня, и они переселились из высохших рвов Вавилона и Персии в свою заново отстроенную столицу, залитую солнцем свободы. Вся горечь осталась в прошлом. Евреи усвоили этот страшный урок, говорящий о необходимости послушания и зависимости от Бога. Именно тогда Господь выполнил то, что Он обещал их отцу Аврааму: даровал иудеям больше благословений, нежели всем другим народам, и способности, сделавшие их знаменитыми среди народов земли. Он дал им веселье вместо скорби и елей радости вместо плача.

Освободившись из плена, евреи начали обретать физическое, интеллектуальное и экономическое могущество. Но что гораздо важнее, их страна стала колыбелью долгожданного Мессии. Количественно и качественно преимущества новых взаимоотношений намного превосходили тяготы их плена. Несмотря на неприятные переживания и уроки прошлых лет, израильтяне по-прежнему оставались «первенцами» Бога. Как по их законам первенец даже изгнанной жены имел право на двойную часть отцовского наследства (Втор. 21:17), так и они стали пользоваться неожиданной и незаслуженной любовью.

Наше спасение было не менее великодушным действием Бога. Имея за плечами только постыдное прошлое, полное разочарований и несбывшихся надежд, мы стоим перед Первосвященником душ наших в таких же грязных одеждах, как Иисус, сын Иоседеков. С раскаянием в сердце и горькими воспоминаниями о нарушенных обещаниях, с наследственной греховностью и приобретенными беззакониями, мы кротко признаем: «Мы идем с пустыми руками, уповая лишь на крест». И наказавший нас воздает нам вдвойне. «Вместо пепла» Он дает нам «украшение, вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славную одежду» (Ис. 61:3). Мы получаем вдвойне за свой стыд: двойное возмещение, удовлетворение и радость. Но постыднее всего не наши прежние неудачи, а сегодняшнее неверие. Нам должно быть стыдно за то, что мы недооцениваем заслуги Христовой праведности, сомневаемся в них и не доверяем им должным образом. Весть Захарии имеет особое значение для нашего поколения. Нас тоже окружают превосходящие силы врага, мы тоже не заслуживаем Его благословений и Его благости. Но, прилетая к Нему, как птицы на гору, в Его убежище мы находим безусловное принятие, мир и вечную радость.

Христос — наша праведная Твердыня.