Христос — наш праведный Пастырь

«Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11).

Пастырь — это друг и хранитель самого прекрасного природного символа наивности — овец. Постоянный уход, в котором нуждаются овцы, свидетельствует об их немощи и укрепляет любящие и продолжительные отношения между ними и пастухом. Иисус — наш праведный Пастырь.

Библейские авторы часто сравнивали верующих с овцами. Иезекииль называл Божий народ овцами, блуждающими «по всем горам» (Иез. 34:6), рассеянным стадом (ст. 12), овцами, которые стали «добычею для народов» (ст. 28). Исайя уподобил израильтян овцам, которые «совратились каждый на свою дорогу» (Ис. 53:6). Иеремия, говоря об уязвимости иудеев, изобразил их в виде овец, которых «пастыри их совратили… с пути» (Иер. 50:6). А псалмопевец, видя овец грешных и умирающих, вопрошал Бога: «Для чего, Боже, отринул нас навсегда? возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей?» (Пс. 73:1).

Сам Христос использовал эту аналогию, в нежных образах говоря о взаимоотношениях пастуха и овец (Ин. 10:1-8).

Христос — наш праведный Кормилец

Иисус сказал, что заботится о Своих овцах. Будучи их кормильцем, Он является для них дверью (ст. 7), зовущим голосом (ст. 8), пажитью (ст. 9) и жизнью с избытком (ст. 10). Это поучительные образы.

Христос является нашей дверью. Сравнение с дверью напоминает нам, что Христос — единственный законный вход в вечную жизнь, единственно возможный для нас путь к возрождению и общению с Отцом. Иоанн процитировал Его слова: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (ст. 9). Лука писал об этом же, но иначе: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12).

Наш Бог есть «Бог ревнитель» (Исх. 20:5), и Его ненависть ко греху обрекает наш своенравный мир на гибель. Но Его великая любовь спасает каждого из нас в отдельности. Дверь повторного входа — это Христос. Люди могут снова вернуть себе благоволение Неба. Мы не навсегда потеряны. Мы можем быть приняты обратно в семью Бога, но только через Сына.

Высокий уровень абсолютной праведности — это то, что не позволяет нам надеяться на благосклонное отношение со стороны Бога. Мы не можем войти па небо вследствие нашего несовершенства. Несовершенная святость, не меньше, чем крайняя греховность, препятствует вечному общению с Богом. Но Иисус является нашей дверью принятия. Заработанная Им святость дает нам право на жизнь в Отчем доме.

Дверь в вечность не должна быть завалена и запачкана земной грязью. Если бы Христос хоть в чем-то потерпел неудачу, если бы Он уступил хотя бы одному искушению, то потерял бы право быть нашим переходным путем, нашим входом в небесное благоволение. Но Он выдержал все испытания, прошел все проверки, поэтому может быть нашим праведным Пастырем.

Христос зовет нас. Символ «зова» напоминает нам об особенностях отношения Христа к Своему народу. Воры и наемники тоже могут звать, но овцы не идут за ними, поскольку преданы только своему пастырю. Но когда призывает истинный Пастырь, они слышат. Он зовет всех Своих овец и каждую в отдельности.

Никто не способен подделать голос Христа. Его зов ярко выражен, и овцы безошибочно узнают его. Христос, праведный Пастырь, зовет постоянно. Он зовет нас мудростью Слова. Он призывает нас, воздействуя на наши сердца Духом Святым и создавая определенные обстоятельства в нашей жизни.

В этом мире звучит множество голосов. Есть голоса гибели и отчаяния, голоса сомнения и замешательства, циничные и критикующие голоса, гневливые и надменные голоса, материалистические и калечащие душу. Но зов Иисуса перекрывает шум и гам житейской суматохи. Он призывает к покаянию и чистоте, к более высокому уровню послушания, к служению, к посвящению и жертве. В призывной песне Фанни Кросби, которую любили представители разных поколений, есть такие слова:

Ласково, нежно Спаситель взывает,

Ждет и тебя, и меня,

В горе, в заботах всегда утешает,

Любит тебя и меня.

Приди домой, домой!

Грешник заблудший, приди, приди!

Слышишь, как ныне

Спаситель взывает:

«О утомленный, приди!»

(«Гимны надежды», No 228)

Его зов становится таким отчетливым благодаря Его праведности.

Достоверность зова Христа подтверждается уникальностью Его жизни, тем, что Он победил грех во плоти, которая несла на себе бремя четырех тысяч лет человеческих бед и несчастий. Христос зовет нас не как Царь, восседающий в безопасности на Своем престоле и требующий от нас победы. Он зовет нас как Тот, Кто был жестоко испытан и проверен. Иисус прошел этим путем прежде нас, Он расчистил все преграды и успешно проложил для нас стезю. Он знает путь, и когда Он призывает нас, мы верим Ему, набираемся мужества и идем следом. Мы знаем, что Христос проверил весь маршрут, и это вселяет в нас спокойствие и уверенность. Он разрешает наши сомнения, успокаивает наши страхи, и мы доверяем Ему, даже когда не видим Его. Он — наш праведный Пастырь.

Христос ведет нас на пажити. Символ добрых «пажитей» напоминает нам, что Он заботится о нашем духовном окормлении. Это настолько важная часть нашего спасения, что народ Божий назван «овцами паствы Его» (Пс. 99:3) и «народом паствы Его» (Пс. 94:7). В этом мире есть другие пажити, такие места, где можно найти себе еду, но ни одно из них не может сравниться с пажитями праведного Пастыря, Который покоит нас «на злачных пажитях» (Пс. 22:2), пасет нас на «хорошей» и «тучной» пажити (Иез. 34:14). Слово Божье — это пажить, на которой Его народ подкрепляется, чтобы каждый день жить благочестивой жизнью. Оно есть источник наших жизненных сил и энергии, родник нашей радости. Питаясь им, мы получаем витамины духовной доблести, приносящей нам богатый плод праведности. Слово, которое «стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1:14), Плоть, вновь ставшая Божеством, — все это представлено на страницах Писаний. Это праведное Слово, которое праведный Спаситель сделал реальным и возможным. Его чистота видна на каждой странице. Его святость превозносится в каждом повествовании. Его совершенством светится каждая глава и стих, освещая темные уголки наших сердец и призывая нас к покаянию.

Сердцевиной Ветхого Завета является безукоризненная праведность Христова характера, поэтому священники, служа у жертвенника, страшно боялись чем-то оскверниться. И Новый Завет освещает чистоту Христова характера. На его страницах снова и снова говорится о победе Богочеловека Иисуса Христа. У Христа мы черпаем силу для победы. На Его приятных пажитях мы находим волю и силу для победы. Он — наш праведный Пастырь.

Христос дает нам жизнь с избытком. Обещание жизни с избытком напоминает нам о высших радостях послушной жизни.

Обещание сатаны наделить Еву дополнительными знаниями (Быт. 3:5) символизирует все его лживые измышления. В его повестке дня — уничтожение и совращение рода человеческого и клевета на людей. Он есть тот, кто «не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде», то есть «вор и разбойник» (Ин. 10:1). Сатана пришел умалить нас. Все его усилия направлены на то, чтобы убедить нас довольствоваться «чем-то меньшим».

Только Христос, добрый Пастырь, пришел, чтобы мы испытали «нечто большее, несравненно большее». Когда мы ищем и достигаем незапятнанной чистоты праведного Пастыря, то обретаем Святой Дух, а с Ним и внутренний мир. Наша жизнь удлиняется, наши дни становятся более радостными, и мы восходим «на высоты земли» (Ис. 58:14). Христос всегда дает больше: больше здоровья, больше счастья, больше мудрости, больше понимания, больше терпения, больше радостной веры, больше плодотворных дел, больше благочестивых поступков, больше чистоты и святости. Христос — наш праведный Кормилец.

Христос — наш Защитник

Вторая важная роль, на которую претендует Христос, — это роль Защитника (Ин. 10:11-15).

Овцы весьма уязвимы для капризов погоды, подвержены заболеваниям и почти беззащитны перед хищниками. Овцы нуждаются в защите. Их здоровье и выживание требуют не только той заботы, о которой мы выше говорили, но зачастую и физической защиты и личной жертвы пастуха.

«А наемник, — писал Иоанн, — не пастырь… видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец и разгоняет их» (Ин. 10:12). Наемники бегут, завидев опасность. Ложные пастухи заботятся о собственном спасении во время суровых испытаний. Но «пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (ст. 11). Христос защитил и избавил нас на кресте. С Его великодушием может сравниться только Его безгрешность, и именно она сделала Его жертву приемлемой для Отца.

Пастырь наблюдает за стихиями и избавляет стадо от бурь, уводя его в безопасные места. Христос, наш праведный Пастырь, не гонит Своих овец, но ведет их. В условиях палящего зноя пустыни, когда жизнь преподносит самые неприятные сюрпризы, Он ведет Свое стадо в освежающие оазисы. Христос Сам является тенью «от высокой скалы в земле жаждущей» (Ис. 32:2). Он ведет нас в тайное место Всевышнего, где мы защищены от духовной катастрофы. Он ведет нас к водам тихим, и мы утоляем жажду из живых потоков. Он ведет нас, Свое стадо, в Церковь, Главой которой Он является. Там, собранные вместе, мы находим утешение и взаимопомощь. Об этом хорошо сказано в гимне Дж. X. Гилмора:

Господь ведет меня всегда

По слову правды и добра,

Во всех местах, средь всех забот

Его рука меня ведет.

(«Гимны надежды», No 256)

Добрый Пастырь зовет Своих овец по имени, знает их темперамент и делает различие между тучной и худой овцой, между слабой и сильной. И если сильный одолевает слабого, Он остановит агрессора и воодушевит слабого. Тот, Кто защищает от разрушений извне, защищает также от несправедливости внутри. Он видит наши мотивы и наблюдает за нашими стремлениями. Он судит нас, показывая нам пример смирения, будучи нашей совестью и ограждая нас от диктаторских замашек и незаконного использования власти. Добрый Пастырь всегда нежно обращается со слабыми и немощными, прижимая к груди агнцев и осторожно ведя «дойных» (Ис. 40:11). Пастырь защищает стадо от болезней, изолируя зараженных овец, укрощая норовистых, могущих причинить зло другим. Добрый Пастырь делает это посредством дисциплины и порядка и, если нужно, удаляет из общества верующих тех, кто может ослабить и погубить все стадо. И, подобно тому как пастух чистит своих овец, отмывая всю грязь и сажу, налипшую на них по дороге, Христос, праведный Пастырь, очищает Свое стадо, окропляя наши грехи Своей Кровью. Вот почему Иоанн обратился к церквам со словами: «Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет… от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых… Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею» (Откр. 1:4, 5).

Христос представляет нас

Третья роль Христа как Пастыря — это роль дающего нам рекомендацию. Обязанности пастуха не ограничиваются защитой овец и заботой о них. По окончании дня, пути, сезона и даже в конце своей жизни пастух должен отчитаться перед владельцем. Это также справедливо в случае со Христом, и прежде всего во вселенском смысле. Наш мир является той единственной потерянной овцой, которая ушла из загона, и спасением ее занялся наш любящий Господь. Никакой другой мнимый спаситель не справился бы с этой задачей. Только Христос с Его высшей праведностью смог пройти через все созвездия и галактики к нашему падшему миру и спасти его.

Это верно также и в личностном смысле. Наш Пастырь отвечает за подготовку каждого из нас лично, чтобы достойно представить нас перед Богом. Мы, не достойные Божьего присутствия, не способные, сколько бы мы ни старались, сделать себя пригодными для общения с Богом, тем не менее можем надеяться на то, что нас порекомендует Христос. Он представляет нас Отцу как не имеющих «пятна, или порока, или чего-либо подобного» (Еф. 5:27), облекая нас в одежды Своей праведности. Павел хорошо объяснил это в Рим. 5:10: «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его».

Своей праведной жизнью Он вовсе не обещает принимать всех без разбора или покрывать зло. Он не сможет представить Отцу виновных в неисповеданном, непобежденном грехе. Одежда Христа не покрывает беззаконий, но покрывает несвятую плоть молящихся овец, которые, возрастая в благодати, просят и получают заслуги Его жизни.

Тот, Кто знает нас в лицо, будет представлять всех нас поименно. Искупленные на небе не будут являть собой безликую массу или толпу. Мы и там будем отдельными личностями, как и здесь, на земле. От Адама до самого малого из стада Пастыря мы будем прославлены, то есть праведный Христос, представляющий нас, дарует нам бессмертие и безгрешное совершенство.

Христос — наш Победитель

И, наконец, Христос является нашим Победителем. «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Ин. 10:17, 18).

Пастухи не всегда одерживают победу. Одних обманывают и превозмогают дикие звери, другие становятся жертвой природных стихий, третьих побеждают разбойники и грабители. Овцы нередко подвергаются преследованиям после гибели пастуха, защищавшего их. Но если земные пастухи не всегда превозмогают, наш праведный Пастырь всегда берет верх. На Нем исполнились торжественные слова пророка: «О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего… порази пастыря, и рассеются овцы!» (Зах. 13:7). Без Голгофы победа была бы невозможна. Когда Он умирал, Его кровоточащие ноги были пронзены гвоздями, однако совершенство Его жертвы сокрушило голову поражавшего.

Суд присяжных достаточно долго утверждал приговор, чтобы Подсудимый смог отдохнуть от треволнений Своей многострадальной жертвенной жизни. В день приготовления Он стал исполнением образа после четырех тысяч лет томительного ожидания, в котором пребывало все человечество. В святой субботний день Он заснул сном, который является уделом всех смертных. Но в третий день Христос воскрес.

Плоть, не подверженная греху, не должна была познать тление. Воскресение было вселенским и вечным доказательством Его безгрешной жизни. Он одержал верх над искушением, над болью, над смертью, адом, сатаной и могилой. Вслушайтесь в Его восклицание, которое Он произнес, выходя из тьмы: «Я семь воскресение и жизнь!» Более сильного свидетельства нет и не требуется. Тот, Кто заботится о нас, защищает и представляет нас, является также Победителем.

Христос — наш праведный Пастырь.