Окна на Его страдания

Христос — Праведник, понесший на Себе наш грех

«Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис. 53:12).

Несущий грех — это тот, на кого возлагается вина другого. Данная личность принимает на себя не только чужую вину, но и последствия беззаконий других людей, освобождая тем самым подлинного виновника от заслуженного наказания. Христос — Праведник, понесший на Себе наш грех.

Бог ненавидит любые грехи: большие и маленькие, общественные и личные, старые и новые, грехи против себя и против ближних, грехи молодых и пожилых, грехи среди рабочей недели и в субботы, грехи делания и неделания. Бог ненавидит грех! Почему? Потому что грех противоречит возвышенному и святому характеру Бога. Грех — это восстание против Бога. Грех — это неуважение к Богу. Грех — это неблагодарность в отношении Бога. Грех — это надмение перед Богом. Грех — это низость по отношению к Богу. Грех — это напряженные отношения с Богом. Грех заразен, а потому опасен для других и смертелен для отдельного носителя. Каждый совершенный грех имеет двойные последствия для своей жертвы. В первую очередь сказываются непосредственные или естественные последствия, отрицательное воздействие поступков, несовместимых с нашим биологическим и духовным естеством. Примером такого греха является употребление табака. Это действие, направленное против нашего естества, за него мы платим предсказуемыми результатами: раком, сердечно-сосудистыми заболеваниями, эмфиземой и другими. Последствия таких грехов — закон причинно-следственной связи, который в сжатом виде можно выразить следующим образом: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:1). Посев семян беззакония неминуемо приводит к болезненной жатве.

Однако помимо естественных последствий грех имеет еще вторичное следствие: праведный гнев или наказание от Бога. Павел предупреждал об этом последствии, когда писал: «Тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!» (Рим. 2:1-9). Далее Павел добавлял, что «возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23).

Святой Дух обещан для того, чтобы поразить грех, а не просто ранить его. Он избавит Вселенную от его присутствия. Он уничтожит не только грех с его низостью и нечистотой, но также и людей, дерзко бросающих вызов Богу.

Иисус знал, что мы не сможем преодолеть юридических последствий беззакония. Он знал, что наш приговор трагичен и мы не можем избежать «жала смерти». Поэтому Он обязался взять на Себя наши грехи, пострадать вместо нас.

В этом волнующий смысл возгласа Иоанна Крестителя: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29)! Именно это имел в виду возлюбленный ученик Иоанн, когда писал: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2:2). Это же подчеркивала Елена Уайт: «Это за тебя Сын Божий согласился понести бремя вины, ради тебя Он разрушает власть смерти и открывает врата Рая. Он… принес Себя в жертву на кресте, и все из любви к тебе! Он, взявший на Себя чужие грехи, испытал гнев Божественной справедливости и ради тебя стал грехом» («Желание веков», с. 755, 756).

В Вифлееме Он понес на Себе наш грех в биологическом смысле. Будучи Сыном Марии, Христос добровольно взвалил на Себя тяжелое бремя беззакония, приняв физическое тело, несущее на себе естественные последствия четырех тысяч лет пребывания человечества во грехе. Но в юридическом смысле Он не брал на Себя наш грех до самой Гефсимании, где Он испытал душевное борение. Именно там Иисус сделался грехом за нас.

До Гефсимании Христос был исключительно нашим «носителем света». Иоанн называл Его Светом, Который «во тьме светит», Светом истинным, «Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:5,9).

На протяжении всего Своего земного служения Он действовал в единстве со Своим Отцом. Христос всегда был уверен, что угоден Отцу, и чувствовал Себя в безопасности в присутствии Бога, пользуясь Его благоволением. Раннее осознание Своего Мессианского предназначения, которое Он испытал, наблюдая за обрядами, совершаемыми в храме, подтверждение, полученное Им во время крещения в Иордане, утешение, данное Ему на горе Преображения, постоянные доказательства в виде совершенных Им многочисленных чудес — все это позволило Ему сказать: «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30).

Но Гефсимания все это изменила. До Гефсимании Христос был не только народным героем, но и прототипом безгрешного человечества. Однако, войдя в Гефси-манский сад, Тот, Кто в Вифлееме снял Свои царские одежды и облекся в человеческое естество, взвалил на совершенную человеческую природу все наши грехи и несовершенства. Он стал грехом за нас и таким образом разлучился с Отцом, Который ненавидит грех и обещал наказывать его всюду, где он существует. В Едемском саду грех разделил Отца с Его грешным творением. В саду Гефсиманском грех разделил Отца с Его Сыном, понесшим грехи мира. Впервые Божественная Троица разделилась в Себе. Они оказались на разных полюсах. Иисус перешел из света в тень, из союзника превратился во врага. Он был родным, но стал неприятелем, пользовался Божьим благоволением, а теперь чувствовал на Себе Божественное неудовольствие по причине греха. «Теперь Христу выпало испытание, не похожее на все предыдущие… Грехи людей тяжким бременем лежали на Христе, и сознание Божьего гнева сокрушало Его» («Желание веков», с. 686, 687). На Него были возложены все когда-либо совершенные грехи и сопровождающее их сознание вины. Давление было столь велико, что Его буквально изнуряла немыслимая, неизреченная, невообразимая душевная скорбь. Его безгрешное, хотя и человеческое тело, было настолько потрясено, Его естество было так сокрушено, что «был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его — паче сынов человеческих!» (Ис. 52:14).

Сатана предвкушал этот момент, сознавал его важность. Враг понимал: если он заставит Христа отступить от Его миссии, то «земля станет [его] царством… и человечество будет навсегда в его власти» («Желание веков», с. 687). Поэтому он усилил и ускорил драму, надеясь, что сокрушающий груз человеческого беззакония спровоцирует Христа отомстить Своим гонителям или отказаться от Своей миссии, а может быть, даже спасти Себя с помощью Божественных сил и тем самым сделать Себя непригодным для роли Искупителя человечества. Давление на Христа стало настолько сильным, что «был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22:44). Никто не поддержал Его, никто не подставил плечо, никто не протянул руку помощи и не утешил Его. Христос прильнул к холодной, жесткой земле, забытый Своими спящими учениками, беззащитный перед разгневанным Богом. «Я топтал точило один, — сказал Он, — и из народов никого не было со Мною» (Ис. 63:3).

Бог обнажил меч Своего правосудия против Своего дорогого Сына, и с бледных, дрожащих уст Иисуса сорвался мучительный вопль: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26:39). Три раза Он умолял о милости и облегчении душевной боли. Трижды Он взывал о помощи. И наконец Отец отозвался. Бог послал ангела-вестника, небесного посланника, стоящего ближе других к Богу, того, который занял место падшего Люцифера. Он утешил и успокоил Страдальца, понесшего наш грех, напомнив Ему о любви Отца и подтвердив истину о том, что Ему необходимо пострадать ради нашего спасения. Иисус ободрился, но боль не утихла. Мрак уныния немного развеялся, но буря не улеглась. После того как ангел укрепил Его, Христос разбудил спящих учеников и вышел навстречу воинственной толпе. Это было начало второй стадии несения нашего греха.

В Гефсимании боль разделения с Отцом сковала Его душу, но теперь, стоя перед обвинителями, Он испытывал боль унижения. Христос был осмеян и опорочен, оболган, оклеветан и оплеван, допрошен и обвинен. Его волокли, как последнего преступника, к Анне и Каиафе, к Пилату и Ироду, а затем снова к Пилату. Он стал жертвой самой большой судебной несправедливости, которую наш мир когда-либо знал. Среди многочисленных правил еврейской юриспруденции, нарушенных теми, кто арестовал Его, можно упомянуть следующие: 1) закон, требующий уведомления обо всех подобных судебных процессах за семьдесят два часа до их начала, 2) закон, запрещающий судить людей ночью, 3) закон, запрещающий производить суд в день приготовления, 4) закон, запрещающий лжесвидетельствовать, 5) закон, запрещающий ложные обвинения, 6) закон, запрещающий провоцировать подсудимого на то, чтобы он давал показания против самого себя, 7) закон, запрещающий первосвященнику раздирать свои одежды, 8) закон, требующий откладывать приговор до тех пор, пока не будут представлены достаточно веские улики, и 9) закон, разрешающий подсудимому приглашать своих свидетелей.

Тогда у Христа вообще не было свидетелей для защиты!

Только подумайте о том, скольких людей Христос исцелил, которые с радостью согласились бы свидетельствовать в Его пользу. Члены синедриона могли бы допросить слепорожденного, которому Он отверз очи. Они могли бы разыскать женщину, исцелившуюся от кровотечения. Они могли бы побеседовать со вдовой из Наина, с сотником и его сыном, с тещей Петра, с бывшими прокаженными и одержимыми, с Вартимеем и Лазарем и с тысячами других людей, исцеленных Христом. Но никто не выступил в Его защиту, не нашлось ни одного мужественного свидетеля. После всего того, что Он сделал для людей, никто не пришел свидетельствовать в Его поддержку. Самой же вопиющей несправедливостью был приговор «виновен», хотя всем была очевидна Его невиновность. Когда Пилат допросил Иисуса, он сказал первосвященникам: «Возьмите Его вы и распните, ибо я не нахожу в Нем вины» (Ин. 19:6). Христос был признан невиновным, но тем не менее Его осудили на смерть!

Именно так Он понес на Себе наш грех. Евангелист Марк пишет: «С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. И сбылось слово Писания: «и к злодеям причтен» (Мк. 15:27, 28). Сам сатана вел толпу на поиски Иисуса. Сатана руководил судьями, когда те творили вопиющую несправедливость. И сам сатана руководил третьей, заключительной стадией несения греха — Его мучительной казнью.

Во дни Христа людей казнили разными способами. Приговоренных топили, побивали камнями, обезглавливали. Но самой жестокой и позорной казнью, конечно же, считалось распятие. При распятии несколько факторов вызывали смерть жертвы. Среди них природные факторы, такие как палящий зной и переохлаждение ночью, физическая боль и медленное, мучительное удушье. Последнее происходило по мере того, как тело постепенно оседало под собственной тяжестью, в результате чего сдавливались легкие, и дышать становилось все труднее и труднее. Обычно на третий день распятый, судорожно, из последних сил глотая воздух, умирал мучительной, позорной смертью.

Когда хотели, чтобы человек умер поскорее, ему перебивали голени. Однако в случае со Христом, распятым накануне субботы, когда никто не должен был висеть на кресте, копьем пронзили Ему бок, но к этому моменту Он был уже мертв. Последнее обстоятельство доказывает, что «Иисус умер не… от крестных мук… Он умер от разрыва сердца. Его сердце разорвалось от душевного страдания. Он был сражен грехами мира, возложенными на Него» («Желание веков», с. 772).

Его страданиями наши грехи были полностью удалены и искуплены, наше умилостивление сделалось вечным и всеобъемлющим, и нам был гарантирован путь к вечной жизни. Иисус умер за нас второй смертью. Но она дала нам еще одно преимущество. Своей смертью Он сделал возможной нашу праведность: «Наши грехи были возложены на Христа, наказаны во Христе, удалены Христом, чтобы Его праведность была вменена нам, живущим не по плоти, но по Духу» («Знамения времени», 1895, 30 мая).

Христос не был беззаконником, но стал «считаться» таковым, когда понес на Себе наш грех. В нас нет праведности, но ценой Его благости мы «считаемся» таковыми, и потому признаемся пригодными для вечности. Наше спасение требует чего-то большего, чем прощение. Оно требует также святости, полного и абсолютного совершенства. Однако достичь его нам так же невозможно, как и искупить свои грехи. Тот, Кто знал, что мы не можем уйти от неизбежной смерти, также знал, что мы не в силах достичь того уровня святости, который позволил бы нам избежать наказания. Вот почему Он умер — желая простить нам наши беззакония и сделать Свое совершенство доступным для каждого из нас.

Христос упал, придавленный горой грехов, которые Он взвалил на Себя, дабы открыть нам доступ к заработанному Им океану святости. Мы черпаем из этого неиссякаемого источника и получаем спасение. «Он удовлетворил требования закона, и моя единственная надежда в том, чтобы взирать на Него, как на моего Заместителя и Поручителя, Который в совершенстве исполнил закон за меня» («Избранные вести», т. 1, с. 396). Праведность Христа спасает нас, но этот дар стал возможен только благодаря Его смерти. Петр хорошо сказал об этом: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (1 Петр. 2:24).

В главах 1417 Евангелия от Иоанна мы находим последнюю волю и завещание Иисуса. Как сказано в этом документе, мы должны иметь единство (Ин. 17:21), мир (Ин. 14:27), радость (Ин. 17:13), плодовитость (Ин. 15:8), и, что очень важно, освящение (Ин. 17:19). Но если бы Христос не умер, все перечисленное было бы невозможно. Только смерть завещателя приводит к исполнению его воли. Апостол объяснил это следующим образом: «Ибо где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив» (Евр. 9:16, 17).

Как праведная жизнь Христа сделала Его смерть приемлемой для Бога, так и праведная смерть Спасителя делает Его жизнь доступной для нас. Как уже ранее подчеркивалось, Бог ненавидит грех, и на кресте Иисус принял Его гнев на Себя, поскольку стал грехом за нас. Там, на Голгофском кресте, обнаженной мужественной грудью Христос принял громы и молнии Божьего гнева против беззакония, которые должны были поразить нас. «С Ним обошлись так, как того заслуживаем мы, дабы с нами можно было обойтись так, как заслуживает Он» («Свидетельства для Церкви», т. 8, с. 208). Христос взял на Себя удары, предназначавшиеся нам, понес наши скорби и горести. Он нес это тяжкое бремя с героическим благородством, победоносно и триумфально, ради Своего творения. Христос, наш Поручитель, договорился с Отцом: «Моя жизнь за их свободу». Как Праведник, понесший наш грех, Он договорился с нами: «Ваши грехи за Мою праведность», «Ваши грязные одеяния за Мою чистую плащаницу», «Ваше уродство за Мою красоту», «Ваше несовершенство за Мою абсолютную праведность», «Ваши дела за Мои дары».

«Мои грехи за Его праведность? Невероятно!» — кричит наше недоверчивое человеческое естество.

«Но это именно так!» — отвечает наша действенная вера, когда хватается за обезображенные гвоздями руки нашего Героя, нашего Защитника, нашего Избавителя, нашего старшего Брата, Вождя наших душ.

Христос — это Праведник, понесший на Себе наш грех.