Христос — наш праведный Поручитель

«Закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. И как сие было не без клятвы, — ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою… то лучшего завета поручителем соделался Иисус» (Евр. 7:19-22).

Поручитель — это гарант, поставивший свою подпись под каким-либо обязательством, человек, обязующийся выплатить чей-то долг в случае, если заемщик по какой-то причине не сможет или не захочет рассчитаться по кредиту. Иисус — наш праведный Поручитель.

Роль поручителя драматически проиллюстрировал Иуда, который уговорил Иакова позволить Вениамину сопровождать своих братьев во время их возвращения в Египет. Он сказал такие слова: «Отпусти отрока со мною… и мы встанем и пойдем, и живы будем и не умрем и мы, и ты, и дети наши; Я отвечаю за него, из моих рук потребуешь его» (Быт. 43:8, 9).

Иисус стал нашим поручителем в саду Едемском, когда было совершено первое преступление. Именно тогда мы стали должниками, и именно тогда Он дал нам гарантию: «Как только появился грех, сразу же появился и Спаситель… Как только Адам согрешил, сразу Сын Божий предложил стать Поручителем за род человеческий» («Библейский комментарий АСД», т. 1, с. 1084). Адам и Ева не могли обсуждать условия погашения своего долга. Даже совершенная человеческая природа не в состоянии искупить беззакония, не говоря уже о больной плоти людей, потерявших условное бессмертие по причине греха. Вот почему Иисус просил Своего Отца позволить Ему стать нашим Поручителем и взять на Себя обязательство лично погасить наш страшный долг.

В книге «История спасения» Елена Уайт наглядно описала, как Отец принял Христа в качестве нашего поручителя. Она видела, как Сын Божий три раза входил в яркое сияние, окружающее Отца, беседуя о Своем участии в плане искупления. Во время первых двух совещаний Он входил и выходил с озабоченным выражением лица. Когда Христос в третий раз подошел к Отцу, Его лицо также было печально, но выходил Он от Отца, исполненный облегчения и удовлетворения. Его окружили ангелы, и они первыми услышали о плане спасения, выработанном Отцом и Сыном. Христос объяснил, что во время посещения Отца Он просил Его не губить людей, хотя они этого заслуживали, и отложить возмездие за грех до того момента, пока характер зла не проявится в полной мере (с. 42, 43). Но такое решение повлечет за собой несколько неприятных моментов: во-первых, Вселенная лишится мира и покоя на четыре тысячи лет; во-вторых, Люцифер обвинит Бога в том, что наказание отменено произвольно; в-третьих, сатана станет горделиво утверждать, что отсрочка смертного приговора виновному роду человеческому свидетельствует о поражении Неба и о его, сатаны, победе.

Христос объяснил, что единственный способ, которым Троица может узаконить долготерпеливое отношение Отца ко греху и грешникам, это предложенный Им способ поручительства. Бог позволил греху проявить себя в полной мере, а Христос на это время должен был стать нашим гарантом. В конце концов Ему предстояло заплатить за нас выкуп, а до тех пор — выполнять роль нашего Поручителя. Ошеломленные смелой инициативой своего Господа, ангелы света стали наперебой предлагать себя для выполнения этой задачи, умоляя позволить им занять место своего Повелителя. Однако им было сказано, что условия нашего спасения таковы, что не позволяют сотворенному существу, пусть даже самого высокого порядка, умереть вместо другого сотворенного существа. Только Тот, Кто был равен Закону, может стать поручителем за нарушивших Закон. Объяснив Свой план ангелам, Христос затем объявил о нем в Едемском саду, осуждая змея (сатану): «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15). Благая весть человечеству сопровождалась печальным, но поучительным установлением жертвоприношений животных, которые предвосхищали миссию Христа. Каждый умиравший агнец был прообразом нашего Поручителя.

Однако из поколения в поколение, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие грех медленно, но верно ослаблял род человеческий и увеличивал его долг, что приводило в изумление безгрешные миры и ужасало верных ангелов. Долг же оставался непогашенным. Божьи пророки наставляли людей, и ангелы посещали их. Реки крови вытекали из закланных агнцев и козлов. Вместе с тем грех по-прежнему оставался определяющим фактором в жизни человеческого общества.

Долгие столетия мир проходил через, казалось бы, бесконечные циклы. Всемирный потоп изменил лик земли, нарушил гармонию дел Творца, превратил плодородные земли в мрачные равнины, а вырванные из недр глыбы пород — в скалистые вершины. Вечный океан все дальше и дальше отодвигал береговую линию, создавая ее новые очертания из песка и скал. Царства возникали и исчезали, новые мифы приходили на смену фольклору давно забытых цивилизаций, а ветры пустыни заносили песком селения некогда процветавших стран.

А затем пришел Христос. Вот что написано о Его рождении: «Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» (Евр. 10:5-7). Отец надолго отложил правосудие, благодаря тому что Иисус согласился принять на Себя нашу вину и стать нашим Поручителем. Но грех достиг своего пика, и теперь за него надо было заплатить сполна! Другого выхода не было. Бог не мог упразднить Свой Закон, но от последствий его нарушения должен был пострадать Сын Божий, наш Поручитель.

Однако для этого надо было предпринять колоссальные усилия, которые казались абсолютно невозможными. Возмездием за грех была смерть, смерть

Того, Кто равнялся Закону. Но Закону равны только Божественные Личности, а Божество умереть не может! Как же Божество могло найти выход из этого тупика? Только совершив нечто невиданное и дивное! Богу Христу будет дано смертное тело, в котором Его Божественность сможет сосуществовать с Его человеческой природой. Бог, по природе Своей бессмертный, но пожелавший умереть, соединится со смертными людьми, не желающими умирать. Отец примет Божественную готовность в сочетании с человеческой жертвой в качестве платы за наши грехи. Такое решение привело к необходимости воплощения. В результате этого процесса Христос стал Человеком, вследствие рождения от Святого Духа Он стал Богочеловеком.

Христос не был наполовину Богом и наполовину человеком; Он не был смесью человеческого и Божественного, как если бы двое стали единой однородной сущностью. Он стал в полной мере Богом и в полной мере Человеком. Он был Бесконечным Богом, облекшимся в смертную плоть, объединившим две природы в одном теле. Мы не можем понять эту реальность, но должны принять ее как откровение и как исторический факт.

Обе природы Христа подверглись ужасным страданиям. Христос как Бог пострадал, лишившись Божественных преимуществ. Он претерпел все земные невзгоды, живя в отвратительной среде мира, на котором тяготеет проклятие греха. «Святая и непорочная человеческая природа Христа крайне болезненно реагировала на позор, который Он претерпел, когда к «злодеям причтен» был» («Ревью энд Геральд», 1883, 20 ноября). «Его страдания были соразмерны с Его совершенной святостью и ненавистью ко греху… Ему было тягостно пребывать в окружении людей, находящихся во власти сатаны» («Желание веков», с. 700). Иисус пострадал также как Человек. Он страдал не только от духовных искушений и телесных побоев, Ему досаждали душевные муки, и, наконец, Он пострадал от самой смерти. Именно так Он уплатил наш долг.

Некоторым поручителям не приходится платить долги, за которые они поручились, они освобождаются от принятых обязательств, поскольку их подопечные находят возможность погасить свой долг. Но этого не могло быть в случае с Отцом и Его должником — человечеством. Мы сами не могли улучшить Свое положение. Напротив, оно ухудшалось. Со временем наш капитал таял на глазах. Мы отчаянно нуждались в плате, которую имел в виду Христос, когда возгласил: «Совершилось!» На Голгофе Иисус умер не как Бог, а как Человек. «Когда Христос был распят, умерла Его человеческая природа. Божество не могло угаснуть и умереть» («Библейский комментарий АСД», т. 5, с. 1113). «Божество не угасло во время мучительной пытки на Голгофе» (там же, с. 1129).

Но хотя Иисус умер так же, как Человек, Его плоть не подверглась тлению. Разрушительные законы природы не совершили своего действия в клетках организма нашего распятого Поручителя. Все это стало возможным благодаря Его праведности. Он был невинным Агнцем, нашим непорочным Гарантом. Возглас «Отче, прости им» сорвался с уст, в которых не было лукавства, с языка, который не произнес ни одного злого слова. Он вышел из сердца, в котором не гнездился обман; из разума, не вынашивавшего беззаконных замыслов, из беззлобной души. Христос обладал таким характером, который вернул нам праведность, утраченную Адамом. Своей праведной Кровью Он поставил штамп «полностью уплачено» на договоре, подробно описывавшем наш страшный долг, и запись, тысячелетиями свидетельствовавшая против нас, была отменена.

Когда умерла истинная Жертва, отпала необходимость в символах святилища. Свет Шекины погас. Агнец на жертвеннике вырвался из рук перепуганного священника. Завеса, разделявшая два отделения в храме, разодралась сверху донизу. Произошло сильное землетрясение — настолько сильное, что гробницы открылись и мертвецы были извергнуты из гробов.

Христос же покоился во гробе. Но утром третьего дня, когда Он воскрес, произошел повторный толчок, и из могил, отверзшихся в момент Его смерти, вышло много праведников, воскресших вместе с Ним и ставших первым снопом совершенного Им избавления.

Христос открылся братьям по дороге в Еммаус, открылся Марии и ученикам. Затем, завершив работу на земле, Он вознесся на небо в сопровождении тех, кто восстал как залог успеха Его трудов. Ангелы, рыдавшие, когда Он оставил славу, и стремившиеся облегчить Его страдания во время распятия, теперь радовались победоносному возвращению Своего Повелителя — нашего Поручителя. Что это означает для вас и для меня? Прежде всего то, что характер сатаны полностью разоблачен. Распяв Христа, он показал себя убийцей, то есть тем, кем он на самом деле и является. До Голгофы сатана часто стоял за воротами славы и смущал ангелов, обвиняя их в раболепном, бездумном поклонении. Но после распятия он лишился своей «звездной аудитории». Ангелы и существа, населяющие непавшие миры, теперь до конца осознали, насколько злы его пути, и все сомнения в Божьем правосудии были навеки удалены.

Во-вторых, характер Христа теперь полностью раскрылся с самой лучшей стороны. Он нашел законный способ остановить закон вечной смерти! Сатана сказал, что Закон Божий невозможно соблюсти и его нарушение никак нельзя искупить. Но Своей праведной жизнью Христос доказал разумность Закона, а праведной смертью Он заплатил за наше непослушание.

В-третьих, мы узнаем, что хотя мы больше не в долгу перед Богом или Его законом, мы тем не менее в долгу перед Иисусом! Старый долг уплачен. «Совершилось!» Мы ничего больше не должны делать, чтобы уплатить этот долг, ибо Иисус расплатился за все. Но это накладывает на нас обязательства, о чем писал Павел: «Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам. Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме» (Рим. 1:14, 15). Вот как мы выплачиваем наш долг. Смерть Иисуса была единственной приемлемой для нас гарантией, а жизнь полного посвящения Богу является нашим единственным разумным откликом.

Это означает, что мы, плененные истиной о Его добровольной жертве, будем проводить отпущенные нам на земле дни в активном служении Христу, уплатившему чужой долг, поскольку мы не могли заплатить его сами.

Христос — наш праведный Поручитель.