Христос — наш праведный Итог

«Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек» (Евр. 8:1, 2).

Подведение итога — это действие сложения, отчет, указывающий на совокупность, всеобъемлемость и законченность какого-либо дела или процесса. Христос — наш праведный Итог. Среди наиболее представленных в Библии характеристик спасающей благодати Христа можно выделить: 1) восстановление — данный термин характеризует наше незавидное положение как потерю первичного состояния, 2) примирение — это слово указывает на то, что наше состояние есть следствие разрыва взаимоотношений с Богом, и 3) искупление — оно изображает наше состояние как потерявшее ценность. Однако самой всеобъемлющей библейской характеристикой нашего спасения является слово «законченность», или «совершенство». Это понятие свидетельствует о том, что наши дела абсолютно неэффективны, а дела Христа представляют собой совершенный, законченный процесс. Павел наиболее ясно выразил данное представление об искуплении, как об итоге, в следующих словах: «И вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти» (Кол. 2:10).

Грех всегда чего-то лишает. Он умаляет свою жертву, делая ее неполноценной. Он отнимает у нас невинность, внутренний мир, телесные силы, теплые чувства к Божьей природе, гармоничные отношения с окружающими. Он порабощает нашу волю. Он делает наши вкусы и пристрастия низменными и превращает нас в вечных пленников физических и умственных болезней. Таким образом, когда Павел писал: «Вы имеете полноту в Нем», он хотел возвестить тот факт, что через Сына Отец не только приостановил неконтролируемую порчу, вызванную грехом, но и вернул нам ту полноту праведности, которую до грехопадения наши прародители имели в Едеме. Ввиду того, что мы рождаемся порочными, а «Господь ныне требует от души не меньше, чем Он требовал от Адама в раю до его грехопадения, то есть совершенного послушания и незапятнанной праведности» («Избранные вести», т. 1, с. 373), нам остается надеяться только на дар Его праведности. А поскольку абсолютная праведность по-прежнему является не подлежащим обсуждению условием Божественного одобрения, значит, мы имеем «полноту в Нем», иначе говоря, Христос — не только итог, но и содержание нашего спасения.

Мы избраны «в Нем» (Еф. 1:4), мы имеем жизнь в Нем (2 Тим. 1:1), мы имеем веру в Нем (Кол. 2:5), мы ходим в Нем (ст. 6), мы «укоренены и утверждены в Нем» (ст. 7), мы радуемся о Нем (Флп. 3:1), мы надеемся на Него (1 Кор. 15:19), мы «имеем дерзновение» в Нем (Еф. 3:12), мы имеем «мир» в Нем (Рим. 5:1), мы «в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21). Каковы бы ни были наши врожденные или приобретенные наклонности, на каком бы этапе христианского возрастания мы ни находились, «в Нем» мы находим все нюансы и составляющие той добродетели, которая требуется для вечной жизни. Но Павел имел в виду гораздо большее. Он хотел сказать не только то, что в Нем мы можем выполнить все требования нашего спасения, но также и то, что Он Сам выполняет эти требования. В первом случае на нас производит впечатление масштаб Его возможностей, во втором же нас поражает диапазон Его инициатив. В первом случае мы находимся под впечатлением Его сущности, во втором — мы с благоговением взираем на Его дела. Поразмыслите над процессом спасения и заметьте, какое непосредственное участие Христос принимает во всех его стадиях. Во-первых, независимо от времени и места нашего обращения, оно стало следствием настойчивого приглашения Святого Духа, Который уже пытался взыскать и вернуть нас. Не мы были инициаторами контакта, это сделал Иисус. Поскольку по природе нашей нас не тянет к чему-то возвышенному, мы не сами откликнулись и на это приглашение. Подобный отклик не свойственен существам, которые в «беззаконии зачаты» (Пс. 50:7). Скорее, именно Христос «оживотворил» нас (Еф. 2:5) тем же Духом, вложив в нас желание и силу исповедовать свои грехи и внять Его мольбе. И поскольку мы откликнулись на Его зов «печалью ради Бога» (2 Кор. 7:10), Иисус записал на наш жалкий счет Свою Кровь прощения, а мы «примирились с Богом смертью Сына Его» (Рим. 5:10). Именно тогда Его Святой Дух поселился в наших сердцах (Рим. 8:9, 10) и начал воспроизводить в нас Свою жизнь (Гал. 2:20). Именно тогда Он рассмотрел наши документы на усыновление и принял нас в небесную семью (Гал. 4:7).

В тех случаях, когда мы ошибаемся, когда мыслью, словом или поступком сознательно предаем свое новое призвание или оказываемся виновными в проступках, являющихся следствием нерадения в молитве, то не иначе как через Иисуса, нашего «Ходатая пред Отцом», мы получаем прощение за наши грехи и упущения (1 Ин. 2:1). Помимо всего прочего, Он дает нам силы для неуклонного роста, благодаря которому у нас развиваются плоды праведности (Ин. 15:4), и покрывает нашу порочную плоть одеждой Своей непорочности (Ис. 61:10). По Его инициативе совершаются все шаги к нашему спасению. Иисус есть Итог всему.

Значит ли это, что мы роботы, а Святой Дух работает с нами механически, и Иисус заботится о нашем спасении помимо нашей воли? Нет, этого нельзя сказать. Нам самим надо много трудиться. Фактически «вернуться назад можно только путем упорной борьбы, которую необходимо вести шаг за шагом, ежечасно… Для выполнения цели потребуется упорный труд, время, настойчивость, терпение и жертва» («Свидетельства для Церкви», т. 8, с. 313). Нам в самом деле необходимо «со страхом и трепетом» совершать свое спасение (Флп. 2:12).

Но как примирить эти противоречивые образы? Как Его роль может быть столь всеобъемлющей, если и от нас зависит так много? Данное утверждение верно хотя бы потому, что все наши благие порывы, все силы, которые мы бросаем на борьбу со злом, исходят от Христа. От настойчивых призывов до животворной энергии, от отдачи до принятия Духа, от усыновления до наделения силой, от прощения до покрова — всю спасительную энергию и силу мы получаем от Него. Все это — дело рук Иисуса. У Него мы черпаем не только волю сопротивляться злу, но также и силу приживляться, как ветви, к Лозе, и получать от нее питательные соки, способствующие христианскому росту. Но, даже возрастая в благодати, мы не имеем совершенной праведности. В лучшем случае мы относительно совершенны, и это побуждает нас штурмовать новые высоты и изживать те черты характера, которые остаются неукрощенными. Расстояние между нашим относительным совершенством и Божьим абсолютным совершенством не является «незанятой территорией», чистыми страницами, на которых не сделано ни одной записи. Нас разделяет с Богом не «нейтральная полоса». Между нашим относительным совершенством и Божьим абсолютным совершенством расцветает эгоизм, гордость, невоздержание, безрассудство, то есть все то, что Бог открывает нам по мере нашего возрастания в благодати.

Мы возрастаем в благодати? Да, именно это имеет в виду Павел, воодушевляя христиан словами: «Вы имеете полноту в Нем». Обратите внимание — апостол говорил в настоящем времени. Не «будете иметь полноту в Нем» во время скорби, не «имели полноту в Нем», когда впервые уверовали. Нет, «вы имеете полноту в Нем» прямо сейчас! Мы, борющиеся со всеми компрометирующими нас немощами человеческой плоти, виновные в многочисленных проступках и грехах нерадения, можем, по благодати Божьей, быть «совершенными в Нем» прямо сейчас! Наше положение весьма точно описано в следующей цитате: «Никогда нам не достичь совершенства своими делами. Душа, которая видит Иисуса верой, отрекается от собственной праведности. Такой человек понимает, что он несовершенен, что его покаяния недостаточно, что его самая сильная вера немощна, что его самая дорогая жертва скудна, и человек смиренно падает к подножию креста. Но он слышит голос, обращающийся к нему со страниц Божьего Слова, с удивлением он слышит весть: «Вы имеете полноту в Нем» («Вера и дела», с. 107). Наше спасение уже совершено в Иисусе Христе. Он сделал все необходимое для нашего спасения, и, более того, мы никогда не были в такой мере принятыми или приемлемыми, чем в тот момент, когда впервые подчинились Ему верой, когда отреклись от своих мирских путей и сказали: «Иисус, я люблю Тебя». Именно тогда и там мы были окроплены Его Кровью, облекшись в Его одежды, и достигли полноты в Нем.

Вот почему не вызывает сомнений тот факт, что спасение — это не человеческое достижение, а Божественный вклад, не достигнутая цель, а готовый дар, не накопленные дела и заслуги, а состояние сердца, не сравнение с другими, а приближение к Иисусу, не совокупность побед, а направленность к Богу, не результат усилий, а наследство от Бога. Вы вправе спросить, возможно ли такое? Может ли Божество так рисковать ради человечества? Как Бог может объявить совершенными людей, еще не достигших полноты, хотя и стремящихся к ней? Как Он может объявлять о принятии людей, неприемлемых в силу своей природы? Может ли Он рисковать Своей репутацией, столь смело расширяя пределы благодати?

Ответ состоит из трех частей. Во-первых, Бог делает это потому, что принимает наши искренние молитвы и усилия, направленные на достижение духовной зрелости и совершенства. Конечно, это еще не абсолютное, спасающее нас совершенство. Это совершенство, приписанное таким людям, как Ной, который «был человек праведный и непорочный в роде своем» (Быт. 6:9), и Езекия, который «ходил пред лицом» Божьим верно и с преданным сердцем (Ис. 38:3). Мы сможем понять это, если вспомним, что «нет человека, который не грешил бы» (3 Цар. 8:46), что «на каждой стадии роста наша жизнь может быть совершенной» и что, «если некая Божья цель относительно нас уже достигнута, непрерывное движение продолжается» («Наглядные уроки Христа», с. 65). Да, Господь считает нас, растущих христиан, совершенными, если Он удовлетворен нашим развитием. Возможно, мы совсем недавно стали христианами, плохо понимаем многие духовные вопросы, и наша вера пока еще немощна; но Бог все равно будет считать нас совершенными, если мы постоянно становимся все более и более зрелыми через вмененную праведность Христа. Во-вторых, Христос может предпринять такое действие потому, что вера, которую Он видит в нас, на самом деле не наша, а Его. Он видит в нас Свою веру и отдает ей должное. Она наша в том смысле, что мы являемся хранителями Его любви, объектами Его благодати. Но она Его в том смысле, что спасительная вера всегда имеет Божественное, но не человеческое происхождение. Она есть «небесное сокровище в глиняных сосудах». В этом смысле Христос фактически авансом дарует нам Свою святость. Он знает, что со временем дела веры достигнут своей цели, и относится к нам так, как будто Его вера уже сделала нас абсолютно совершенными. На самом деле мы спасаемся не нашей верой в Него, а Его верой «в нас». Мы получаем избавление не потому, что держимся за Него, а потому, что Он не отпускает нас. А тем временем Святой Дух производит в нас «и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:13). В-третьих, Бог действует столь уверенно потому, что во время окончательного суда Отец будет обращать внимание не на нас, а на одежду Христовой праведности, покрывающую нас. Насколько праведна эта одежда? «Жизнь, предлагаемая нам Христом [Его праведность], отличается большим совершенством, полнотой и завершенностью, чем та, которую Адам потерял вследствие грехопадения» («Знамения времени», 1897, 17 июня).

Хотя и верно, что одежда Христовой праведности не покрывает упорно вынашиваемый грех, она покрывает нашу греховную природу, «несвятую плоть», с которой нам придется жить до того дня, когда мы облечемся в бессмертие. Таким образом мы «становимся совершенными в Нем, ибо Он дает нам вечную праведность» («Избранные вести», т. 1, с. 396).

Одежда Христа — это наш единственный путь к принятию, единственный способ пройти строгий экзамен на абсолютную святость, единственное решение проблемы рокового несоответствия, распада и гибели по причине греха. Он наш любящий Восстановитель, добрый Искупитель и могучий Примиритель. Более того, Он — Полнота всех требований святости и вечной жизни, которые нам предъявляются.

Христос — наш праведный Итог.