Окна на, Его присутствие

Христос — наш праведный Хлеб предложения

«И стол хлебов предложения накроют одеждою из голубой шерсти, и поставят на нем блюда, тарелки, чаши и кружки для возлияния, и хлеб его всегдашний должен быть на нем» (Чис. 4:7).

На столе, стоявшем в северном углу Святого в еврейском святилище, аккуратно были разложены двенадцать хлебов предложения. Иначе их называли «хлебами присутствия», и они всегда должны были лежать на своем месте во время обрядового служения. Христос — это наш праведный Хлеб предложения.

В обрядовом служении в святилище существовало два основных вида жертвоприношений: всесожжения и хлебная жертва, которая в Писании называется хлебным приношением (Лев. 2:1-3). Всесожжения символизировали личную отдачу, приносящий их говорил: «Все, что я собой представляю, принадлежит Господу». Хлебное приношение символизировало жертвенность. Приносящий этим говорил: «Все, что у меня есть, принадлежит Господу». Хлебы предложения относились ко второму виду пожертвований. Каждый из двенадцати хлебов на четыре пятых состоял из чистой пшеничной муки. Хлебы предложения клались в два ряда по шесть буханок в каждом. Оба ряда окроплялись чистым Ливаном, и сосуд с благоуханием ставился сверху на хлеб. Стол, на котором раскладывали хлебы предложения, назывался «чистым столом» (Лев. 24:6). Его изготавливали из дерева ситтим (акации) и обкладывали золотом. Помимо хлебов предложения, на этом столе стояли «блюда, тарелки, чаши и кружки для возлияния» (Чис. 4:7). Хлеб менялся каждую субботу (Лев. 24:8). Священники, заканчивавшие неделю служения, выносили старый хлеб, а новая чреда священников клала на его место свежевыпеченный хлеб.

Наше понимание и оценку служения Христа иллюстрирует и углубляет каждый символ, так или иначе связанный с хлебами предложения. Некоторые моменты, о которых ниже пойдет речь, особенно обостряют наше духовное зрение.

Стол для хлебов предложения изготовлялся из дерева ситтим

Дерево ситтим исключительно прочно и долговечно. Плотность его настолько велика, что оно, по сути дела, непроницаемо. Дерево ситтим обладает большой стойкостью к гниению, на нем практически не остается следов времени, оно неподвержено воздействию насекомых. Эти свойства делают акацию идеальным материалом для долгосрочного и надежного использования. От дерева ситтим исходит приятный аромат.

Долговечность дерева ситтим — привлекательный символ нашего надежного Спасителя. Победа Христа над грехом дает борющемуся человечеству непреходящую надежду. Его смерть за грешников — это вечное благоухание перед престолом Отца.

Стол был обложен золотом

Называемый иногда «чистым столом», стол с хлебами предложения был не только прочным по свойствам древесины и источал приятное благоухание, но, обложенный чистым золотом изнутри и снаружи, он был еще и эстетически привлекательным (Исх. 25:11).

Иисус — наш прекрасный Спаситель. Его отличают приятные качества характера и красивая внешность, слова и поступки, учение и жизнь. Насколько Он красив? Он прекраснее утренней зари, созвездия выглядят бледно, если сравнивать с Ним. В саду страданий Его лик был обезображен, Его благородное тело изъязвлено и изранено терновым венцом и безжалостными ударами бича. Но именно так Христос стал прекраснейшим из всех нас. Именно это мы имеем в виду, когда поем гимн «О дивный мой Спаситель!»:

О дивный мой Спаситель! Ты песнь хвалы моей, Единый Утешитель Средь бедствий и скорбей.

О дивный мой Спаситель! Ты песнь хвалы моей, Нет в мире этом друга Дороже и верней.

Лишь Ты — моя надежда Во дни тяжелых бед, И если мрак окружит, Ты даришь сердцу свет.

(«Гимны надежды», No 77)

Стол с хлебами предложения был накрыт голубой шерстью

Сверкающее золото стола с хлебами предложения было прикрыто голубой шерстяной скатертью (Чис. 4:11). Во времена Ветхого Завета считалось, что пурпурный цвет имеет два оттенка: голубой и алый. Ткани преобладающе красного цвета, назывались багряницей. Если преобладал синий цвет, то материал считался голубого цвета. Он был приятнее для глаз, хотя и не был столь ярким.

Иисус — это «смягчающее» присутствие Бога среди нас. Если бы Он пришел во всей Своей ослепительной славе, то мы не выдержали бы Его сияния. Он «поступился» Своей славой, затенил Свое сияние, чтобы «обитать» с нами.

На столе стояли чаши или кувшины

Хлебные приношения в святилище часто сопровождались возлияниями (Лев. 23:13). Если всесожжения знаменовали собой посвящение Богу, а хлебные приношения — жертвенность, то возлияния символизировали счастье или отраду. Иисус — источник всех наших радостей. Христос пролил Свою Кровь как «возлияние» за нас пред Богом. Благая весть о нашем искуплении избавляет нас от тревоги и позволяет радостно предвкушать то время, когда Он выпьет с нами чашу на обновленной земле (Лк. 22:18).

Хлебов было двенадцать

Число двенадцать свидетельствует о Божественном избрании. У Иакова родились двенадцать сыновей, потомки которых образовали двенадцать колен Израиля. Со дна Иордана было поднято двенадцать камней в память об избавлении Израиля из Египта и рождении его как нации. Христос избрал двенадцать учеников в качестве первых защитников Царства Его благодати. У нового Иерусалима двенадцать основании, а на них утверждается двенадцать ворот, через которые войдут верные земли.

Иисус — «Избранник» Отца, Его «двенадцать», Его помазанное орудие спасения. «Сей есть Сын Мой возлюбленный, — провозглашает Отец, — в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). Благодаря Его жизни, мы становимся избранными и пригодными для вечности.

Хлеб выпекался из чистой муки

В библейские времена зерно перемалывали или разбивали, превращая его в муку грубого помола. Когда зерно находится в колосе, оно само содержит в себе искру жизни, но когда его перемалывают в муку, оно становится пищей и жизнью для других творений.

Иисус — наше зерно, наша чистая мука. Жернова человеческой несправедливости разбили, изранили и перемололи Его тело. Он был сокрушен, чтобы мы имели жизнь. Его лишили жизни, чтобы мы ожили. Смерть Христа делает Его жизнь действенной для нас.

Хлеб поливался Ливаном

Ливан — очень дорогое благоухание. Гораздо дороже мирра и других распространенных видов фимиама.

При его сжигании образуется благоухающее облако, ароматизирующее приношение священника.

Иисус — наше благоуханное присутствие перед Отцом. Наши молитвы имеют силу только благодаря участию Христа в нашем общении с Богом. Его послушание, даже «до смерти», является благоуханием, делающим наши невнятные, запинающиеся молитвы связными, ценными и доходчивыми.

Хлеб предложения постоянно находился во святилище

Священники, которым предстояло совершать служение в течение следующей недели, начинали выполнять свои обязанности во время вечерней жертвы в пятницу, в начале святого Божьего дня. Священники предыдущей чреды должны были оставаться с ними до утренней субботней жертвы. По ее окончании уходящие священники выносили старые хлебы, тогда как новая чреда священников приносила с собой новые, свежеиспеченные хлебы. Не было такого промежутка времени, когда хлеб не лежал бы на своем месте. Таким образом хлеб предложения был хлебом присутствия, «всегдашним» хлебом (Чис. 4:7), «постоянным свидетельством того, что Израиль полагался на поддержку Бога, и постоянным обетованием от Бога, что Он будет поддерживать Свой народ. Нужда Израиля всегда была перед Богом, и Его обетование постоянно было перед ними» (Андреасон М. Л. «Служение во святилище», с. 106).

Иисус постоянно поддерживает нас перед Отцом. Он не дремлет и не спит. Нет такого времени, когда Его не было бы. В Послании к Евреям (7:25) мы получаем заверение, что Он «всегда жив, чтобы ходатайствовать» за нас.

Хлеб предложения съедали

Хлеб съедали священники, которые, как представители народа, ходатайствовали за него перед Богом. Хлеб на столе может выглядеть аппетитно и привлекательно, но только хлеб, усваиваемый организмом, дает силу.

Иисус — наш Хлеб предложения, а поскольку мы теперь являемся народом священников, «священством святым» (1 Петр. 2:5), наш долг — принимать и усваивать Его. Если мы хотим получать энергию от Его присутствия, то нам необходимо ежедневно духовно питаться от Его Слова. Когда мы сосредоточиваемся на Слове Божьем, то усваиваем принципы Христа, принимаем Его любовь и питательные вещества Его слов.

Иисус — Хлеб жизни, сила, посредством которой мы действуем, наш источник вдохновения и энергии, ежедневный родник силы, с помощью которой мы побеждаем и не сдаемся в духовной брани.

Хлеб смешивался с елеем

В Писаниях елей символизировал Святой Дух, «благословенного третьего» в Троице. Он был обещан и послан Христом, чтобы «обличить мир о грехе и о правде и о суде» (Ин. 16:8) и наставить Его народ «на всякую истину» (ст. 13). Святой Дух так же велик и благ, как Христос. В деле искупления Он использует Свое влияние, чтобы прославлять Христа, Который вместе с Ним прославляет Бога Отца. Святой Дух незримо присутствует в хлебах святилища. Хотя Его не видно, Он явно и убедительно участвует в жизни каждого из нас и в жизни всей христианской Церкви. Он убеждает нас во всем, что касается Христа. Он просвещает нас во время учебы, делает нас усердными, направляет нашу веру, дарует нам успех в труде.

Находясь с нами, Иисус много раз произносил фразу «Я семь», и каждая из них динамично иллюстрирует Его любовь к нам и те взаимоотношения, которые мы должны поддерживать, чтобы одержать победу и быть принятыми Отцом. «Я — свет миру», — сказал Он (Ин. 8:12). «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6); «Я есмь истинная виноградная лоза» (Ин. 15:1); «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11:25); «Я есмь пастырь добрый» (Ин. 10:14). Но ничто не имеет такого значения, как Его утверждение: «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6:35).

Его Слово — это наш источник возрождения и роста. Мы рождаемся свыше от Его Слова и возрастаем от Его Слова. Его Слово приводит нас к покаянию и освящению. Оно подкрепляет, предостерегает, учит и спасает нас. Неудивительно, что псалмопевец воскликнул: «Вкусите и увидите, как благ Господь!» (Пс. 33:9). Неудивительно, что Иеремия мог сказать: «Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего» (Иер. 15:16).

Наша потребность в Божьем Слове на редкость удачно выражена в гимне «О Слово Божие»:

О Слово Божие,

Отраду ты даешь;

Ты яркий свет в моем пути,

К блаженству ты ведешь.

Сокровище мое,

Путеводитель мой,

В тебе надежду я обрел,

Защиту и покой.

(«Гимны надежды», No 23)

Христос — наш праведный Хлеб предложения.