Христос — наш праведный Властелин

«Уста мои будут возвещать правду Твою, всякий день благодеяния Твои; ибо я не знаю им числа. Войду в размышление о силах Господа Бога; воспомяну правду Твою — единственно Твою» (Пс. 70:15, 16).

Властелин или суверен — это человек, наделенный абсолютной властью и имеющий право распоряжаться жизнью других людей. Властелин не имеет себе равных и ни с кем не делит свои полномочия. Он управляет один. Подданные — это люди, живущие под его властью. Они почитают его и во всем подчиняются Ему. Христос — наш праведный Властелин.

Христос — наш Властелин и Творец

Согласно Писаниям в центре творения стоит личность Христа. «Он [Христос] сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось», — пояснил псалмопевец (Пс. 32:9). «Им создано все, что на небесах и что на земле… все Им и для Него создано», — добавил Павел, говоря о Христе (Кол. 1:16). Наш Господь существовал от вечности. Он был с Богом Отцом в «безначальном начале».

Он праведный Сын Божий, воплощение Отца, Единородный, великий «Я Есмь», Которому ангелы обязаны своим сотворением, за что они воздают Ему славу и совершают радостное служение.

Мы, люди, также славим Его творческую силу. Мы славим Его не только потому, что сила Христа неподвластна нашему пониманию, ведь то немногое, что мы все-таки можем понять, дивно по форме и предназначению. Мы прославляем Его творчество, потому что Его движущая сила недоступна нашему разумению, а проявления Его творческой силы поражают наше воображение и приводят нас в неописуемый восторг. Когда мы взираем на звезды, луну и другие дела Его рук, то восклицаем с Давидом: «Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле!» (Пс. 8:2). Находясь под впечатлением красоты и необъятности природы, изумленное творение вынуждено признать:

О Ты, пространством бесконечный

Живый в движеньи вещества,

Теченьем времени превечный,

Без лиц, в трех лицах Божества!

Дух всюду Сущий и Единый,

Кому нет места и причины,

Кого никто постичь не мог,

Кто все Собою наполняет,

Объемлет, зиждет, сохраняет,

Кого мы называем — Бог!

Измерить океан глубокий,

Сочесть пески, лучи планет

Хотя и мог бы ум высокий, —

Тебе числа и меры нет!

Не могут духи просвещенны,

От света Твоего рожденны,

Исследовать судеб Твоих:

Лишь мысль к Тебе взнестись дерзает, —

В Твоем величьи исчезает,

Как в вечности прошедший миг.

(Державин Г. Р., отрывок из оды «Бог» (1780- 1784). — В сб. «Бог и человек в русской классической поэзии XVIII-XX веков». С.-П., 1997)

Христос — наш Властелин-Искупитель

«Тот, Кто вне времени, воспринял плоть и кровь!» Это самая славная мысль. Мы испытываем благоговение перед возвышенными свойствами Того, Кто праведен «во всех путях Своих» (Пс. 144:17). Его сила, Его знание, Его мудрость — все это непостижимо для нас. Но ничто из вышеперечисленного не в состоянии взрыхлить невозделанную почву наших окаменелых сердец. Это может сделать только Его праведная любовь, осознание того, что Властелин Вселенной снизошел к нам и стал Властелином нашей жизни, что Бесконечный проявил интерес к нам, смертным. Именно это сокрушает наши сердца и побуждает сказать:

«Мне непонятно, как Ты можешь Так высоко меня ценить И быть таким чудесным Богом. Но это свет для сердца моего».

Христос царствует над мириадами миров, не запятнанных грехом, и Ему вовсе необязательно предъявлять права на нашу отступившую планету, эту единственную «заблудшую овцу», грязное гетто греха, единственное отклонение от нормы, бросающее тень на дело Его рук. Но Он хочет спасти нас! Он предъявляет на нас права, как на Свою собственность. Мы — Его законные подданные. Благодаря могущественным делам Своей любви, Христос, Господин творения, стал Властелином нашего искупления.

Мы отчаянно нуждаемся в Искупителе, потому что все мы рождаемся грешниками. «Вот, я в беззаконии зачат, — сокрушался псалмопевец, — и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7). Из-за наших прародителей, согрешивших в Едеме, мы подчинились природе сатаны и стали подданными его земного владения. В духовном смысле мы все — «мертворожденные». Мы мертвы для праведности, мертвы для послушания, мертвы для Божьих путей и Божьей воли. От самого рождения мы жертвы «наследственного зла», пленники поврежденных генов, прикованные к порокам, которые развиваются в нас вследствие постоянного их повторения. Мы раболепно переходим от одной нехорошей привычки, со всеми вытекающими из нее последствиями, к другой. Наш аппетит необуздан, суждения ошибочны, воля слаба. Мы не знаем воли Божьей, не исполняем ее и, что еще хуже, не переживаем об этом, нам все равно! В сатанинском царстве мы являемся пленниками обмана, заблуждений и обольщения. Сатана никогда не выполняет своих обещаний. Служение ему никогда не бывает радостным. Его приоритеты всегда неразумны и нелогичны. Он лжец и демагог, обманывающий и губящий людей своей тиранией. Но сатана является нашим владельцем от рождения и по праву претендует на нашу покорность ему.

Только Властелин-Искупитель может произвести перемену в нашей жизни. Только благодаря чуду рождения свыше совершается наше спасение, и из рабов зла мы изменяемся в подданных праведности. По словам Павла, Бог через Христа буквально избавляет нас от «власти тьмы» и вводит «в Царство возлюбленного Сына Своего» (Кол. 1:13). Однако переход от смерти к жизни нельзя считать необратимым. Страницы истории изобилуют печальными примерами людей, которые, спасшись от царства зла, затем были обмануты вновь, падали духом в испытаниях и страданиях и добровольно возвращались к сладкому, но ядовитому луку и чесноку своего прежнего рабства (Чис. 11:5).

Иисус предупреждал: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62). Петр, используя образный язык, осуждает тех, кто, начав во Христе, возвращается назад, как «пес возвращается на свою блевотину» (2 Петр. 2:22). Царствование Христа в наших сердцах условно, поскольку наше обращение условно. Мы вступаем в новые взаимоотношения через самоотдачу, которая никогда не бывает полной. Начального опыта недостаточно, если мы, подобно разбойнику на кресте, не умрем сразу после исповедания грехов. Если же наша жизнь продлится, мы должны быть настойчивы, поддерживая в себе любовь и доверие. Рожденные мертвыми во грехе и умершие для греха в момент обращения, мы должны «каждый день умирать» на протяжении всей жизни.

Свержение сатаны и воцарение Христа на престоле нашего сердца не является бесповоротным событием. Христос царствует на условиях, изложенных в Его Слове и явленных в жизни каждого верного подданного. Он требует абсолютного и безоговорочного послушания. Владычество Христа требует от нас полной покорности. Он есть Бог ревнитель. Христос, наш Властелин, не разрешает нам иметь разделенное подданство. Сердце, расходующее даже самую малую толику энергии любви на прежние похоти или на вновь приобретенные пороки, или не желающее идти на какую-либо жертву любви в нынешнем служении, недостойно Его присутствия. Наш Властелин-Искупитель может сохранить нас. Он обязательно это сделает. Он обещал, что никто не сможет похитить нас из руки Его Отца (см. Ин. 10:29). Но частичная самоотдача не принесет желаемых результатов. «Никто не может служить двум господам», — сказал Христос (Мф. 6:24). Мы не вправе позволить себе роскошь иметь «нейтральную полосу» на границе между двумя царствами, демилитаризованную зону, в которой не властвует ни Христос, ни сатана. Мы не можем претендовать на двойное гражданство или дипломатический иммунитет. Точно так же мы не в состоянии спрятать какую-то скрытую часть своей натуры; даже если нам, подобно Ахану, удастся скрыть какой-то тайный порок от глаз окружающих, это не значит, что Бог его не видит. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим», — призывает Властелин-Искупитель (Мф. 22:37). Наш единственно приемлемый отклик на этот призыв таков: «Все я отдаю; все Тебе, мой Искупитель, все я отдаю». Важно, чтобы «эта мысль была в полной мере осознана каждым: если мы принимаем Христа как Искупителя, то должны принять Его как Владыку. Мы не можем иметь уверенности и совершенного упования на Христа, как нашего Спасителя, пока не признаем Его нашим Царем и не будем послушны Его заповедям» («Вера и дела», с. 16).

Владычество Христа требует от нас полной зависимости. В Божьем Царстве существуют определенные, справедливые и праведные законы. Они отражают Его характер и весьма отличны от тех, которым желает следовать наша плоть. У нас нет святой плоти, однако мы можем и должны иметь святые желания, то есть желать только то, что угодно Богу. Но до тех пор, пока «смертное не облечется в бессмертие» (1 Кор. 15:53), мы не будем жить в святой плоти. А это значит, что наше спасение зависит исключительно от высшей силы.

Да, мы растем, прогрессируем, движемся вверх по лестнице благодати и послушания. Мы приносим плоды праведности: любовь, радость, долготерпение, благость, милосердие, веру. Но это происходит отнюдь не потому, что в нас живет нечто доброе. Нам удается это, потому что Христос контролирует и удерживает наши желания. Когда Он Своим Духом управляет нашей жизнью, мы уже не исполняем вожделений плоти, но живем по Духу (Гал. 5:25). Благодаря пребыванию в Нем, мы «не можем грешить» (1 Ин. 3:6, 9). Мы побеждаем мир, так как рождены от Бога по вере (1 Ин. 5:4). Если в нас происходят такие благотворные процессы, то как объяснить нашу потребность в защитнике, постоянно ходатайствующем перед Отцом о нашем прощении? Если мы уже больше не грешим, зачем нам нужно заступничество Христа?

Заступничество Христа необходимо потому, что хотя верующие, описанные в 1 Ин. 3:6,9, перестают вести греховный образ жизни, они продолжают ошибаться. Хотя иногда они падают, грех не является их «привычным» состоянием. Это становится понятно из следующего высказывания: «Хотя последователи Христа согрешали, они не отдавали себя во власть зла» («Свидетельства для Церкви», т. 5, с. 474). Мы, христиане, не планируем, не обдумываем и не вынашиваем беззаконий; вместе с тем, мы все «не соответствуем Божьему идеалу» (Рим. 3:23 — др. пер.). Неудивительно, что Елена Уайт писала: «Нам следует помнить, что наши пути не безупречны. Мы снова и снова совершаем ошибки… Никто не совершенен, кроме Иисуса. Подумайте о Нем и перестаньте очаровываться собой» («Чтобы мне познать Его», с. 136). Главным в нашем состоянии является то, что даже когда мы не согрешаем (т. е. не проявляем непослушания), мы тем не менее остаемся грешниками, поскольку «не живет доброе» в плоти нашей (Рим. 7:18). А что же живет в нашей плоти? Только худое: наша от самого рождения падшая природа, наша испорченность и предрасположенность ко злу, которая, хоть и покоряется после обращения, неустанно стремится возродиться и взять все под свой контроль.

Жан Кальвин был прав, когда, описывая дилемму, стоящую перед святыми, заметил: «Хотя грех перестает царствовать, он продолжает жить в них и постоянно бороться за первенство» («Наставления в христианской вере», с. 10). Отсюда наша полная зависимость от Иисуса и как следствие радостное открытие, суть которого в том, что хотя мы никогда в полной мере не созреем духовно в этой жизни, тем не менее Иисус никогда и ни при каких обстоятельствах не оставит нас. Христос не оставляет Свое место в нашей жизни и не изгоняет нас всякий раз, когда мы ошибаемся. Он судит о нашем характере, который «открывается не в случайных добрых или злых делах, а в том, что он [человек] обычно говорит и делает, в общей направленности его жизни» («Путь ко Христу», с. 57, 58). И, наконец, Он дает нам самый щедрый из всех даров, вписывая Свою праведность в наши учетные книги, когда в этом есть нужда. Об этом идет речь в следующем высказывании: «Только верой грешник может достичь праведности. Это единственный способ. Верой он может принести Богу заслуги Христа, и Господь положит послушание Своего Сына на счет грешника. Праведность Христа принимается вместо неудач человека» («Избранные вести», т. 1, с. 367).

Христос — наш милосердный Властелин

Наш Властелин требует от нас решительных усилий. Неверно думать, будто дар Его заслуг избавляет нас от необходимости прилагать усилия. Данное утверждение хорошо обобщил Меланхтон, когда сказал: «Спасает одна лишь вера, но спасающая вера не одинока».

Мы не пассивные участники драмы искупления и не сможем оказаться без пятна и порока в Его ослепительном присутствии, если не будем со своей стороны прилагать усилия. Напротив, Иисус велит нам усердствовать в процессе спасения (Мф. 11:12). По словам Павла, мы должны «со страхом и трепетом совершать свое спасение» (Флп. 2:12). Христиане обязаны воинствовать, наступать, подвизаться, бороться, проходить поприще и сражаться с князем тьмы. Своими добрыми делами мы повергаем сатану в уныние, отвергая его желания; мы делаем угодное Отцу, почитая Его Закон; мы восхищаем нашего Спасителя, следуя Его примеру, так как Он Тот, Кто дарует нам прощение. Но наши плоды не спасают нас. Это может сделать только праведность Христа. Наши дела радуют небо, но не обеспечивают нам доступ туда.

Однажды, когда мы не только освободимся от «осуждения», но и не будем более «разлучаться» с Господом, наша борьба закончится. Тогда мы сможем повторить слова Павла: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4:7). Претерпев все «до конца» (Мф. 24:13), мы услышим радостные слова: «Хорошо, добрый и верный раб!» (Мф. 25:21). Эти слова описывают нашу настойчивость и усилия в Царстве благодати, но не нашу пригодность для Царства славы. Мы становимся пригодными исключительно благодаря Крови примирения и жизни освящения, которую прожил вместо нас наш милосердный Раб-Властелин.

Королевская власть нынче не в моде во многих странах мира. Восстание народа против деспотизма, произошедшее во времена Великой французской революции, привело к уничтожению монархии как мировой системы правления. Немногочисленные случаи монархической власти в наше время — это скорее дань канувшим в Лету традициям, династиям и обрядам. В Европе и других частях мира осталось немало богато украшенных зданий, демонстрирующих образ жизни вчерашних королевских и императорских домов. Одним из наиболее впечатляющих является расположенный к северо-востоку от Мадрида Королевский монастырь в Эскуриале, в Испании. Там, в изысканно украшенной, роскошной ротонде под названием «Пантеон» лежат высохшие мощи многих королей и королев Испании. Каждый из двадцати двух обложенных золотом гробов покоится на четырех тяжелых бронзовых львиных лапах. В центре каждого гроба, на позолоченной дощечке, объемными черными буквами написано имя монарха, останки которого в нем хранятся. В «Пантеоне» покоятся великие императоры, начиная с Карла V, святого Римского императора (1500-1558), и заканчивая королем Альфонсом XII (1857-1885), и королевы от Изабеллы I (1451-1504) до Изабеллы II (1830-1904). «Пантеон» производит большое впечатление. Воображение живо рисует трубачей гвардейцев в средневековой форме, гарцующих белых жеребцов и восседающих на них могущественных монархов, имевших неограниченную власть над своими подданными. Их боялись и перед ними благоговели. Но теперь, после смерти, все, что от них осталось, — это голая статистика, холодные цифры. На их останки с любопытством глазеют пришедшие им на смену поколения и не могут понять, что же сделало бывших властителей такими могущественными и влиятельными.

Но с Иисусом дело обстоит иначе. Наш праведный Властелин всегда с нами. Он вечно живущий Царь. Паломники отмечают место Его захоронения, но им не надо обкладывать золотом Его гроб, потому что Его там нет. Иисус умер, но Он не остался в могиле. Тот, в Ком обитала вся полнота Божества телесно, заснул в смерти, но смерть не заснула в Нем. Он воскрес и вознесся на высоту, прославленный и торжествующий. Наш праведный Властелин не получил признания при рождении и утешения в момент смерти. Но когда Он вернулся к Своему престолу, то буквально утонул в звуках радостного пения и славословия обожавших Его ангелов. Сейчас наш Государь совершает служение Первосвященника, Который «всегда жив, чтобы ходатайствовать» за нас (Евр. 7:25). Его священническое служение обусловливается тем фактом, что мы будем иметь греховную природу до того момента, когда облечемся в бессмертие. «Ходатайство Христа за человека в небесном святилище — такая же неотъемлемая часть плана спасения, как и Его смерть на кресте» («Великая борьба», с. 489).

Еще немного и борьба на нашей земле окончится, и тогда Он объявит: «Святой да освящается еще» (Откр. 22:11). Вскоре Он, по образному выражению сочинителя гимнов Исаака Уотса, «воцарится там, где солнце успешно проходит свой путь; и Царство Его от края до края земли, до тех пор, пока луна не перестанет убывать и прибывать» («Сборник церковных гимнов», с. 317). Тогда мы, благодарные подданные, объединимся с небесными ангелами и всем творением в вечном восхвалении Его в песнях любви и восторга. Нашим припевом будут слова: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (Откр. 5:12).

Христос — наш праведный Властелин.