Окна на Его представительство

Христос — наш праведный Представитель

«Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? «Я — изрекающий правду, сильный, чтобы спасать» (Ис. 63:1).

Представитель — это человек, говорящий от имени другого. Полномочия и доверие, которыми наделен представитель, обеспечивают ему необходимое влияние в интересах отдельного человека или группы людей в соответствии с требованиями ситуации. Христос — наш праведный Представитель. В силу того, что мы находимся в отчаянном положении, нам нужно, чтобы кто-то представлял наши интересы в вечных вопросах. Иисус осуществляет такое представительство несколькими особыми способами.

Христос говорит через нас

Мы — Его ученики, овцы паствы Его, письма Его благодати, посланные, чтобы свидетельствовать о Его Царстве в суровом и жестоком мире. Христос предупредил, что нашими слушателями будут люди, подобные жителям Содома и Гоморры и современникам Ноя — невоздержанные, непочтительные, невосприимчивые к Слову Божьему (Лк. 17:26, 27). Павел сказал, что эти люди будут «самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы» (2 Тим. 3:2-4). Как предупреждал наш Учитель, мы «овцы среди волков» (Мф. 10:16).

Христос дал нам почетное, но опасное задание. Он сказал, что нас будут гнать и предавать, нас поведут перед царями и правителями, возненавидят и даже будут убивать, но при всем этом мы останемся Его свидетелями (Лк. 21:12-16). Это устрашающее задание для людей, подверженных серьезным ошибкам и заблуждениям. Но Христос велел нам ни о чем не беспокоиться, пообещав: «Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все, противящиеся вам» (ст. 15). «В тот час дано будет вам, — заверил Он, — что сказать» (Мф. 10:19). Как иначе слабые люди могут противостоять злым существам, населяющим царство дьявола и обладающим самоубийственной решительностью? Как иначе борющиеся христиане, не победившие даже свой эгоизм, могут просвещать менее духовных людей той же природы и замечать изменения в их жизни? Сталкиваясь с такими непосильными задачами, все мы подобны Моисею: не речистые, тяжело говорим и косноязычны (Исх. 4:10).

Но Бог пообещал Моисею, Своему избранному представителю: «Итак, пойди, и Я буду при устах твоих

И научу тебя, что тебе говорить» (ст. 12). И сегодня это обетование звучит для нас так же убедительно и непререкаемо, как и для Его раба в ветхозаветные времена. Аарон и его потомки стали официальными проводника-ми Божьей воли на протяжении многих поколений. Бог давал Израилю свои указания в личных откровениях, а также через урим и туммим.

В настоящее время мы, являясь священниками Богу (Откр. 1:6), говорим от Его имени. Но это говорим не мы, а Христос вещает через нас Духом Своим. Мы становимся успешными проводниками Его благодати, только когда Он вдохновляет наши уста и придает силу нашим словам. Если Он не будет говорить через нас, грешники не будут каяться, бесы не убегут, бури не прекратятся, горячка не пройдет, сухие кости не оживут, плоды правды не расцветут на бесплодных и безжизненных человеческих стеблях. У нас нет целительной силы, передающегося добра или праведности. Наша единственная надежда на плодовитость в Его деле заключается в Его обетовании: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в не-мощи» (2 Кор. 12:9).

Христос говорит нам

Совершая служение на земле, Христос часто говорил о том, что Отец любит нас. Очищая закон от накопившегося мусора фарисейских традиций и преданий, Он открывал Отца как терпеливого, заботливого, любящего, справедливого и честного Бога. «Видевший Меня, — сказал Он, — видел Отца» (Ин. 14:9). Люди Особенно нуждались в этом, потому что сатане удалось представить Отца равнодушным существом, творящим произвол; Иисус уже объяснил, что Отец — любящий и долготерпеливый родитель. Он возвестил нам Свое личное свидетельство.

В прошлые века Бог Отец «многократно и многообразно» (Евр. 1:1) лично говорил с пророками. От Едема до Вифлеема Он по-разному удивительным образом открывался людям. Но Иисус, в Котором «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9), дал нам высшее представление о Боге.

Сегодня Христос по-прежнему обращается к нам самыми разными способами: через опыты жизни, природу, библейские пророчества, обстоятельства. Но убедительнее всего Он говорит с нами через кровь Свою, пролитую на Голгофе. Для каждого истинно верующего Его кровь является «величественным наваждением», «общим знаменателем» нашего духовного мышления. Она привлекает к себе наше внимание, размягчает наши сердца и требует от нас преданности и послушания.

Кровь Христа убедительно свидетельствует о заботливом сердце Отца, о большой любви Сына и постоянной заботе Духа. Заглушая вопли демонов нашей плоти и нескончаемую какофонию внешних соблазнов, Кровь Христа взывает: «Вот путь, идите по нему» (Ис. 30:21), «Не любите мира, ни того, что в мире» (1 Ин. 2:15), «Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли» (Ис. 45:22), «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15).

Христос говорит в нас

Поразмышляйте над посланием Павла к Коринфской церкви: «И теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу. Вы ищете доказательства на то, Христос ли 1-оворит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас» (2 Кор. 13:2, 3). Христос вещает в нас через Свое Слово, Святое Писание. Его Слово в нас производит возрождение или обращение (1 Петр. 1:23). Его Слово в нас взращивает плоды праведности (Ин. 15:7, 8). Его Слово в нас помогает нам побеждать (1 Ин. 2:14). Его Слово в нас дает нам силу «пребывать» в Боге, потому что, как напоминает нам возлюбленный апостол, когда Слово Божье пребывает в нас, мы «пребываем в Сыне и в Отце» (ст. 24).

Павел, великий апостол и миссионер, всегда был готов воодушевлять своих слушателей принять Слово. Коринфской церкви он писал: «Свидетельство Христово утвердилось в вас» (1 Кор. 1:6), и членам Галатийской церкви апостол сообщал: «Я снова в муках… доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4:19). Его весть для верующих в Ефесе была такова: «Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4:6). А вот что он говорит христианам в Филиппах: «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:13). Павел убеждал верующих в Колоссах принять «богатство славы в тайне сей… которая есть Христос в вас, упование славы» (Кол. 1:27), а также: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3:16). Верным в Фессалонике Павел говорил о Слове Божьем, которое «действует в вас, верующих» (1 Фес. 2:13). Филимону он пожелал, чтобы «общение веры» его «оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе» (Флм. 6). А с обращенными из иудеев апостол поделился своим пожеланием, чтобы Бог «усовершил» их «во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков!» (Евр. 13:21).

Другие авторы Нового Завета также подчеркивали эту истину. Петр заявлял: «Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» (2 Петр. 1:8). А возлюбленный ученик Иоанн просто, но пламенно говорил: «Вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин, 4:4). Естественным плодом живущего в нас Христа является праведность.

«Если Христос в вас, — пояснял Павел, — то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим. 8:10). Праведность, безусловно, является даром, к которому надо стремиться, за который надо молиться, на который следует надеяться, и ради которого стоит трудиться. В каком-то смысле эта праведность, в нас образующаяся, является также Христовой праведностью. Вот почему в нашем исповедании после обращения мы заявляем: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Однако праведность, развивающаяся благодаря действию Христа в нас, отличается от той праведности, которой Христос наделяет нас. Первая является результатом действия в нас Его силы, вторая — следствие того, что Он покрывает наше несовершенство Своей праведностью.

Христос говорит за нас

Помимо того что Христос говорит через нас, нам и в нас, Он должен говорить и за нас. Если бы Его действия в нас было достаточно, для того чтобы приготовить нас к вечности, Он представил бы нас Отцу совершенными в полноте, после того как Своей силой развил бы в нас совершенный характер. Тогда мы не нуждались бы в Его покрывающей праведности или в дальнейшем заступничестве. Но дело обстоит иначе. Принятие нас Отцом не является следствием того, что произведено в нас; это результат сделанного за нас.

Христос заслужил право быть нашим Представителем. Он заслужил его, в первую очередь, Своим воплощением, став одним из нас. «Через Христа мы стали еще ближе к Богу, чем до своего падения. Приняв человеческую природу, Спаситель сочетался с человечеством вечными и неразрывными узами» («Желание веков», с. 25).

Христос знает наше положение. Он является нашим Первосвященником, который может «сострадать нам в немощах наших» (Евр. 4:15). Он знает среду нашего обитания, видит все происходящее на земле. Он ел нашу пищу и пил нашу воду. Он ходил по нашим улицам, дышал нашим воздухом и жил здесь, среди нас. Он стал нашим Героем, но Он также стал нашим Братом и Другом.

Теперь Христос может рассказать все о нас Богу. Будучи Дитятей человечества, Сын Божий может объяснить наше состояние, описать наши раны, рассказать, что значит находиться в оковах человеческой плоти, жить под проклятием смерти и быть жертвами судьбы, которой мы не искали, но не можем избежать. Он заслужил это право Своей святостью. Живя здесь, на земле, Христос полностью отдал Себя Богу, был исключительно предан Ему и имел безупречный характер. «В течение тридцати лет Он вел безупречную жизнь, отвечая высшему идеалу совершенства» («Сыновья и дочери Бога», с. 154), «Его характер был абсолютно совершенным, без малейшего пятна греха» («Чтобы я мог познать Его», с. 44), «Ни на один миг в Нем не возникало склонности ко злу» («Библейский комментарий АСД», т. 5, с. 1128).

Христос может успешно говорить за нас на небе, потому что, когда Он жил на земле, в устах Его не было лукавства. Его слова, произнесенные на земле, отражали чистоту Его души, ибо «от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). Поскольку источники Его души были совершенными, слова, вышедшие из уст Его, были безукоризненно чисты. Симон Петр изумлялся тому, что Христос, «будучи злословим… не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Петр. 2:23). Таким образом Он заслужил право быть «Ходатаем нового завета», и Его кровь кропления говорит «лучше, нежели Авелева» (Евр. 12:24).

Самое действенное слово Христа за нас — это Его Кровь. Она является также Его самым действенным голосом за нас. Иисус указывает на Свою пролитую Кровь перед престолом. Он постоянно восклицает: «Отче, Моя Кровь, Моя Кровь!» Кровь Христа действует удивительно. Благодаря Его пролитой Крови праведный гнев Отца утихает, и Он принимает грешников, не завершивших свой путь духовного развития, по-прежнему находящихся в оковах не святой плоти и очень далеких от идеалов совершенства.

Христос начал ходатайствовать за нас еще до того, как вернулся к Отцу. В великой посреднической молитве незадолго до Своей смерти (Ин. 14-17) Он молился о нашем единстве (Ин. 17:21-23), о нашей радости (ст. 13), о нашей защите (ст. 15). Он молился о нашем освящении (ст. 17-19) и о нашем окончательном воссоединении с Ним (ст. 24). Он также пообещал, что «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26). Затем Он умер и вознесся как наш Представитель перед престолом Отца.

Таким образом одной рукой Христос обнял хрупкие плечи человечества, а другой ухватился за могущественную руку Бога. Он построил мост через бушующие воды греха, возвел лестницу в небо и установил связь с вечностью. Христос — это голос Отца, обращенный к нам, и одновременно наш глас к Отцу. Он всегда слышит нас, когда мы взываем, потому что Христос открыл для нас постоянный доступ к Отцу.

«Кто это идет от Едома, — вопрошал пророк Исайя, — в червленых ризах от Восора?» (Ис. 63:1). Это Христос, наш праведный Представитель, Тот, Кто странствует в славном одеянии и в величии силы. Он говорит в правде и силен спасать. Почему Его одежда окрашена в красный цвет? Потому что Он обагрил ее Своей Кровью, когда топтал точило один (ст. 3). А почему Его одежды такие яркие? Потому что это одежды праведности, и именно этой праведностью Христос делится с нами. Она совершенно необходима, потому что «только те, кто облечен в одежды Его праведности, смогут выдержать славу лица Его, когда Он придет в «силе и славе великой» («Ревью энд Геральд», 1908,9 июля).

Христос больше не топчет точило, и Он уже не один. Его теперь приветствуют мириады любящих Его ангелов и не павших существ из горних миров. Тем не менее Его забота о наших нуждах сильнее Его любви к их славословию, и Своим праведным ходатайством Он непрестанно поддерживает нас. В противном случае наше положение было бы безнадежным.

Христос — наш праведный Представитель.