Христос — наш праведный Заместитель

«Если есть у него Ангел-наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой путь его, — Бог умилосердится над ним и скажет: «освободи его от могилы; Я нашел заместителя» (Иов 33:23, 24 — др. пер.).

Заместитель — это человек, при необходимости исполняющий обязанности другого человека. К нему обращаются вместо того, кого он замещает, если того человека нет на месте, или он недостаточно компетентен, или же не подходит по какой-то другой причине. Христос — наш праведный Заместитель. Когда первый Адам пал, он стал непригоден для жизни в Божьей Вселенной. Вследствие грехопадения Адама его потомки были обречены на смерть, Бог-Творец постановил, что в конечном итоге они вернутся в прах, из которого были созданы.

Это не должно было случиться именно так и не было первоначальным замыслом Неба. Бог, не желая управлять Вселенной, населенной роботами, предоставил первому Адаму свободу выбора, и Адам выбрал грех. Однако и спасение наше также было совершено благодаря свободному выбору. Второй Адам по Своему свободному выбору пришел на землю и отдал Свою жизнь ради нашего искупления. «Когда пришла полнота времени, — писал Павел, — Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4:4, 5). Замысел послать второго Адама, Заместителя, был принят до грехопадения первого Адама, Бог предначертал его еще «прежде создания мира» (1 Петр. 1:20).

Заместитель обязан был преуспеть там, где Адама постигла неудача. Ему надо было доказать, что грехопадение Адама не являлось неизбежностью, что Адам мог побороть искушение, что заповеди вполне выполнимы и полезны для рода человеческого. Заместитель Адама, в случае успеха, становился новым Главой обитателей земли. Жители земли, ставшие заложниками тленной плоти в результате непослушания первого Адама, могли бы, через послушание Заместителя, получить искупление и восстановить правильные взаимоотношения с Богом. В случае успеха второго Адама все человечество обновилось бы. Люди уже не находились бы больше под осуждением Неба. Божественная справедливость не могла предотвратить естественных последствий греха. Потомки Адама были обречены на смерть, но Бог не оставил их без надежды! Отец, милость Которого так же безбрежна, как и Его справедливость, позволил Своему Сыну заменить неудачу первого Адама и его борющихся потомков Своей абсолютной праведностью. Он обязался не только принять жизнь Своего Сына, как нашего второго Адама, но также и смерть Его, как нашу вторую смерть, и тем самым освободить нас от юридических или правовых последствий греха.

Но это вовсе не значит, что план заранее был обречен на успех. Его исполнение зависело, в первую очередь, от того, сумеет ли Заместитель в совершенстве подчиняться тем законам, которые Он Сам установил. Ведь павший Люцифер заявил, что эти законы соблюсти невозможно! Он указывал на трагедию в Едеме, как на доказательство этой мнимой невозможности. И в самом деле осуществить план искупления было нелегко. Заместитель должен был жить в послушании, используя возможности сотворенных существ, а не возможности Творца. Для победы у второго Адама было ничуть не больше средств и сил, чем у первого Адама. Именно так пришел Христос.

Верно то, что Он был в полном смысле Богом, но верно и то, что Он был в полном смысле Человеком. Писание так говорит о двойственной личности Христа: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2:6, 7).

«Христос, являясь заместителем человека, должен был исполнить закон» («Желание веков», с. 50). Вот почему «Христос, ценой бесконечной жертвы и мучительного процесса, непонятного ангелам и людям, принял человеческую природу» («Библейский комментарий АСД», т. 7, с. 915). И, «как каждый сын Адама, Он попал под действие закона наследственности» («Желание веков», с. 49).

У Христа было не больше телесной, эмоциональной и умственной энергии для решения стоящих перед ним в земной жизни задач, чем у людей Его поколения. Поколения, ухудшенного четырьмя тысячами лет преступлений. Ясно, что природа второго Адама ничем не превосходила природу первого. Фактически у Него было меньше возможностей, чем у первого Адама за одним исключением: Он родился святым, духовно чистым Младенцем (Лк. 1:35). Первый Адам до своего грехопадения не имел в душе своей «порочных принципов… порочных желаний или наклонностей ко злу». Он был «таким же непорочным, как ангелы перед престолом Божьим» («Библейский комментарий АСД», т. 1, с. 1083). Второй Адам имел такое же начало. Он «встал впереди человечества, приняв человеческую природу, но не греховность» (там же, т. 7, с. 912). И Он всю Свою земную жизнь оставался с теми немощами, которых не имел Адам и которых он не мог даже представить себе. Адам находился в лучшем положении, нежели Христос, с точки зрения психологической обстановки и других обстоятельств.

Но как отличался от него наш Заместитель! «Сатана искушал Христа в сотни раз сильнее, чем Адама, и при этом Христос находился в гораздо более тяжелых обстоятельствах» («Наставник молодежи», 1898,2 июня). На каждом шагу Он сталкивался с нападками и противодействием. «Сатана боролся за каждую пядь земли, прилагал все силы, чтобы одолеть Его. На Него, подобно ураганному ветру, налетало одно искушение за другим» («Знамения времени», 1902, 27 августа). Однако Он не согрешил.

Адам пал в совершенном Едеме. Иисус устоял в нечестивом Назарете. Имея цель прославить Отца и искупить Свой народ, Христос сражался с грехом, облеченный в наши несовершенные доспехи — слабое человеческое тело. И тем не менее Он победил! Агнец превозмог! Второй Адам оказался сильнее первого, Заместитель оказался лучше того, кого Он замещал. Своей жертвой Христос усмирил мстителя и стал нашим новым Главой, нашим победоносным Адамом.

Насколько основательной и полной была Его победа? Она была абсолютной и совершенной. Петр свидетельствовал, что Он «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Петр. 2:22). Иоанн возвещал всему миру, что «в Нем нет греха» (1 Ин. 3:5). Павел подтверждал: «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес» (Евр. 7:26). И Сам Иисус подвел итог Своей духовной победы, сказав: «Идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14:30).

Бог желал этой победы, чтобы оправдать Свое имя, возвеличить Свою справедливость и Свой Закон. Нам нужна была эта победа, чтобы избавиться от последствий грехопадения Адама и обрести новое происхождение. Она необходима нам, как сокровищница, достаточно большая и богатая, чтобы восполнить нашу нужду в спасении. Не для того, чтобы пополнить нашу благость, ничего не стоящую, но чтобы полностью заменить ее.

Насколько важно Его послушание для нашего искупления? Павел говорит, что мы «примирились с Богом смертью Сына Его» и «спасемся жизнью Его» (Рим. 5:10). «Посему как преступлением одного — всем человекам осуждение, так правдою одного — всем человекам оправдание к жизни. Ибо как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (ст. 18, 19).

Елена Уайт очень привлекательно объяснила эту замену: «Мы обрели благодать в Возлюбленном. Изъяны грешника покрыты совершенством и полнотой Господа, нашей праведности. Отец с нежной любовью и состраданием смотрит на всех, кто искренне, с раскаянием в сердце прилагает смиренные усилия, чтобы жить в соответствии с требованиями Бога. Он считает таковых послушными детьми и вменяет им праведность Христа» («Наше высокое призвание», с. 51). Подумайте также над следующими высказываниями: «Сделав нас праведными через вмененную праведность Христа, Бог объявляет нас праведными и относится к нам, как к праведникам. Он смотрит на нас, как на Своих дорогих детей» («Избранные вести», т. 1, с. 394). «Отец видит не пороки ваши: Он видит вас, облеченных в Мое совершенство» («Желание веков», с. 357). «Чтобы удовлетворять требованиям закона, наша вера должна ухватиться за праведность Христа и принять ее в качестве нашей праведности» («Ревью энд Геральд», 1892, 1 ноября). «Праведность без порока можно обрести только через вменяемую нам праведность Христа» (там же, 1901, 3 сентября). Вдумайтесь также в следующее прекрасное обобщение: «Только верой грешник может достичь праведности. Верой он может представить Богу заслуги Христа, и Господь засчитает грешнику послушание Своего Сына. Праведность Христа принимается вместо неудачи человека» («Избранные вести», т. 1, с. 367).

Значит ли это, что подвиги нашего Заместителя, совершенные Им вместо нас, освобождают нас от необходимости творить добрые дела и прилагать личные христианские усилия? Значит ли это, что вера в дивную победу второго Адама и в наш заново обретенный статус наследников в семье Божьей, избавляет нас от необходимости прилагать личные усилия? Павел однозначно отвечает «нет». «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение», — наставлял апостол молодую церковь (Флп. 2:12). Иаков говорил: «Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:17). Сам Христос заповедал Своим последователям: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лк. 13:24). Но в состоянии ли мы искупить себя своими силами? Могут ли наши добрые дела удовлетворить возвышенные и святые требования закона, чтобы мы преуспели там, где Адам потерпел неудачу? Нет! Наши усилия способствуют нашему росту, но не делают нас пригодными. Наши старания по преодолению искушений развивают в нас «превосходство благодати», но не обеспечивают нам вход во славу. Грешные тела, в которых мы находимся, являются вечным препятствием нашему пребыванию в присутствии Того, Чья совершенная чистота делает Его огнем поедающим.

Добрые плоды, проявляющиеся в нашей жизни, осквернены болезнями того сосуда, в котором они пребывают. Наше духовное развитие никогда нельзя считать завершенным, соответственно и наше нынешнее состояние остается несовершенным. Вот почему самой правильной нашей хвалой могут стать слова: «Своим совершенным послушанием Он удовлетворил требования закона, и моя единственная надежда состоит в том, чтобы взирать на Него как на моего Заместителя и Поручителя, Который в совершенстве исполнил Закон за меня» («Избранные вести», т. 1, с. 396).

То, что даже «рожденный свыше» христианин нуждается в праведности Христа, видно из следующих высказываний: «Чем ближе вы ко Христу, тем больше недостатков увидите в своем характере, ибо духовное зрение обостряется. В сравнении с Его совершенством ваши слабости видны более отчетливо» («Путь ко Христу», с. 64, 65). «Когда мы облечемся в праведность Христа, нас уже не потянет ко греху, потому что Христос начнет работать с нами. Мы будем ошибаться, но возненавидим грех, ставший причиной страданий Сына Божьего» («Вести для молодежи», с. 338). «Когда сердце желает повиноваться Богу, когда для этого прилагаются усилия, Иисус принимает нашу расположенность и наши усилия, как самое лучшее служение, на какое только способен человек, и компенсирует все изъяны Своими Божественными заслугами» («Избранные вести», т. 1,с. 382).

Вполне уместно считать нас устремляющимися вперед, но ошибающимися детьми Божьими. У нас в самом деле есть несовершенства и недостатки, и мы действительно допускаем ошибки. Вот почему Павел так сильно желал «найтись в Нем не со своей праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Флп. 3:9). Сказанное апостолом дает нам основание уверенно заявлять, что дар праведности больше дел праведности. Наших дел недостаточно, а Его дар самодостаточен. Наши дела ограничены, а Его дар совершенен. Наши дела обнадеживают, а Его дар облагораживает. Наши дела сравнительны, а Его дар неизмерим.

Христос — наш несравненный близкий родственник, наш второй Адам, наш спасительный Заместитель.

У нас нет подходящих слов, чтобы прославить Иисуса за Его чудные дела. Но приближается день, когда два Адама снова встретятся. Адам из Едема, воскресший и искупленный, будет стоять перед Адамом из Гефсимании, превознесенным и почитаемым. Тогда мы возблагодарим Христа. Повторяя хвалебный припев, мы сложим свои венцы к Его израненным ногам. Тогда, освобожденные от проклятия греха, от врожденных немощей, оскверняющих ныне наши самые лучшие достижения, мы достойно прославим Его за то, что Он сжалился над нами, видя наше бедственное положение, встал в проломе, снизошел к нам и сделал для нас то, что не в состоянии сделать ни одно другое существо.

А пока давайте будем славить Его следующими воодушевляющими словами: «Благодарение Богу за то, что мы имеем дело не с чем-то невозможным. Мы можем претендовать на освящение. Мы можем радоваться благосклонности Бога. Мы можем не тревожиться по поводу того, что думает о нас Христос и Бог, ибо главное для нас заключено в том, что Бог думает о Христе, нашем Заместителе» («Избранные вести», т. 2, с. 32, 33).

Христос — наш праведный Заместитель.