7. Жить по–настоящему — понимать ограниченность человеческого разума

«Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: «уловляет мудрых в лукавстве их»»

(1 Кор. 3:18,19).

Утром в половине восьмого на Гавайских островах начинается лучшая часть дня. Солнце поднимается уже достаточно высоко, поглаживая мягкими лучами пальмовые деревья. Мягкие воздушные потоки с океана приносят с собой прохладу и свежесть.

Такая приятная обстановка окружала меня, когда я начал утреннюю прогулку на северном песчаном берегу Оаху. Песчаная тропинка извивалась вдоль линии прибоя, поднимаясь вверх на обнаженные кораллы и черные лавовые выступы. Затем она направлялась внутрь острова, петляя средь пышных зеленых плодоносных кустов.

На этом тихом участке среди леса, куда как раз проникли светлые лучи солнца, я встретился с неожиданным.

Конечно, я не обладаю специальными познаниями в ботанике. Мой интерес ко всем растениям ограничивается неопределенными сведениями о их существовании и чувством благодарности, когда некоторые из них радуют меня на моем столике.

Однако в это утро мое внимание привлек чудесный, нежно–розовый цветок на одном из кустов. В лучах восходящего солнца он переливался удивительными цветами. Казалось, что своей красотой он хотел приветствовать солнце. Когда я с благоговением рассматривал его красоту, солнце осветило пурпуровую сердцевину соцветия, красочно сгибающуюся над ним. Симметрия и красота этого цветка очаровали и меня. Я не знал, как он размножается — от семени, от луковицы или каким–либо другим образом. Я не в состоянии сказать вам, многолетнее ли это или однолетнее растение. Я знаю только одно: в то утро на Гавайском берегу я почувствовал необычное состояние духа. Меня согрела и пленила красота этого единственного прелестного цветка.

В тот миг у меня появилось искушение протянуть руку и сорвать цветок. Даже промелькнула мысль «разобрать» его, чтобы лучше понять источник его таинственной красоты. Но я не осмелился на такой шаг. Меня остановило то, что я не смогу его снова восстановить. Исследуя его, я одновременно уничтожил бы всю эту красоту, которая так пленила меня. Поэтому я решил оставить его расти, чтобы и другие могли видеть и восхищаться его красотой.

Возвращаясь обратно, я выбрал наиболее короткий путь через площадку для игры в гольф. Издали я увидел какое–то странное чудовище. Приблизившись, я понял, что это обычная газонокосилка!

Полезный и нужный предмет, но все же неуклюжий механизм, лишенный всякой красоты.

Смотря на этот символ человеческого разума, у меня внезапно возникла мысль о том, что этот механизм при помощи надлежащих инструментов я смог бы разобрать, узнать принцип его работы и при помощи соответствующей инструкции снова собрать. Возможно, я даже внес бы в него какое–либо усовершенствование!

Дорогой читатель! Для меня христианство подобно этому цветку, а богословие — косилке! Первое основывается на вере и любви, а второе — на мыслительных способностях разума. Некоторые люди путают эти два фактора.

Несомненно, богословие, т.е. наука о Боге, и разум полезны для христианина. Правильное рассудочное понимание истинной религии в определенном смысле необходимо и важно. Но вызывает печаль и тревогу, когда под вывеской христианства страдающему, угнетенному миру предлагаются эти отлаженные, смазанные детали, имеющие так мало общего с живым вдохновением, полученным от живых, красочных цветов! Особенно большое влияние имеет «Саранская роза».

Есть много людей с выдающимися умственными способностями. Есть мастера высокой квалификации. Эти выдающиеся качества, несомненно, возвышают их собственное «я». У современного человека сложилось представление, что он может всего достичь с помощью рук и разума. Нами движет любопытство все исследовать, разложить на отдельные части. Люди наших дней стараются все понять и испытать. Для них нет ничего неприкосновенного и святого, к чему они отнеслись бы с благоговением. Я здесь имею в виду тайны природы, генетический код, расщепление атомного ядра и покорение космического пространства. Мы своим разумом кое–что разгадали, и это сделало нас дерзкими в стремлении все подчинить себе в области научных знаний. Такое действие в вопросах религии имеет определенный предел. Подобное стремление может скоро привести нас к тому, что мы будем много знать, но фактически очень мало понимать. Однажды, на следующий день после рождественского праздника мы нашли своего мальчика плачущим над подаренной ему накануне, но теперь уже разобранной или поломанной красной пожарной машиной. Можно сказать, что он знал об этой игрушке больше, но, с другой стороны, он уже не имел первоначальной радости. Сквозь столетия до нас доносится первый плач из Едема, где человек решил приобрести знания вне порядка, установленного Богом. Напрасно он пытается собрать все, что он разрушил и рассеял по всем уголкам мира.

Дела Божий больше влияют на наше сердце, чем на разум, и сущность здесь не в том, что Бог не хочет дать нам более глубокие знания. Он, без сомнения, желает сделать это, но путь прогресса заключается в том, что познание истины приходит к нам скорее через опыт, чем через заключение ума. Прогресс в познании зависит больше от тихого общения с Богом и от нашего размышления о Нем во время прогулки, а не от тайного употребления запрещенного плода с его непредвиденными для нас последствиями.

Царство Божие — это Царство веры, а не только разума. Кто ищет его лишь своими умственными способностями, никогда не найдет его! Основание и конечная цель Царства Божия не в раскрытии скрытых тайн. Нет, Царство Божие заключается в бесконечной любви! Оно не может быть постигнуто даже самым способным разумом; здесь бессильна и логика.

Наибольшая нужда людей заключается не в богословии, а в посвящении. Только сосредоточенное на Личности Бога, а не на обществе, церкви, истине или даже на Библии христианство имеет жизненную силу. Книга, которая может привести человека к Богу, — это Библия. Но не забывайте, что эта книга — всего лишь письмо Возлюбленного, а не брачный союз, практический союз любви. Человек может быть хорошо знаком с этой книгой и все же не любить ее Автора. Поклоняться следует не Библии, а Богу. Б. Паскаль однажды сказал: «Знание о Боге далеко от любви к Нему!»

Настоящий христианин посвятит свою жизнь тому, чтобы достичь наиболее совершенного поклонения живому Богу. Его цель — прославить Его и иметь глубокие опыты в общении с Ним. Он не ограничивается в своей духовной жизни лишь приобретением новых богословских представлений и знаний, но с радостью и полной преданностью стремится, чтобы на личном опыте в своем сердце и душе познать внутреннюю красоту Сущего. Христиане нынешнего космического века ориентируются на научное знание и поклоняются ему. Но они весьма нуждаются в самом простом богословии и в более глубокой любви!

Разве в Царство Божие попадают лишь люди с выдающейся памятью и с большими умственными способностями? Нет, еще со времен Голгофы возвещается истина, что человек спасается верою, а не благодаря своим знаниям. Вера включает в себя больше любви, чем знаний. Она гораздо больше — продукт доверия, чем научного мышления. «Взирайте, любите и живите», — наставляет нас Священное Писание.

В Ветхом завете рядом находятся две совершенно уникальные книги одного и того же автора. Одна из них — книга Екклесиаста, или проповедника, говорит о пути мудрости, другая — Песня Песней — о пути любви. Если не понимать истинной цели автора книги Екклесиаста, после ее чтения можно заключить, что это пессимистическая, разочаровывающая книга. Здесь описывается, как человек с помощью своего разума стремился решить великие проблемы жизни, смерти и Бога. Один из наиболее глубоких выводов этой книги — ограниченность и суетность человеческой мудрости. Когда Соломон пытался мудростью «исследовать и испытать все», «что делается под солнцем», он снова и снова приходил к трагическому выводу, что «всё — суета и томление духа» (Еккл. 1:13,14). «Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл. 1:18). Соломон показывает, что попытка обосновать жизнь на человеческом разуме и стремиться к достижению мудрости просто ради мудрости приведет, наконец, к безумию! (Еккл. 1:17). История подтвердила истинность этих высказываний Соломона.

Когда человек в своей умственной деятельности перестает прислушиваться к голосу своей совести и возносить свою мудрость выше сердца, он вступает на путь, ведущий к безумию и отчаянию. Нацизм представляет нам в этом красноречивое предостережение. «Мудрость» человеческого разума была поставлена над совестью. Что казалось подходящим и обоснованным согласно принятому «научному мышлению» (для достижения поставленных целей), то и считалось правильным. В своих действиях люди руководствовались понятием: «У кого сила, у того и право». Все, что содействовало развитию «высшей расы», было принято как справедливое и доброе. Сегодня мы с содроганием и ужасом воспоминаем о чудовищных злодеяниях, порожденных этой философией. Люди вспоминают о событиях тех дней как о кровавом, кошмарном времени.

«Научным мышлением», или логикой, нельзя объяснить сущность веры и любви! В сфepe своего применения логика создает как бы замкнутый круг. Если руководствоваться только логикой, человек всегда возвращается обратно к исходной точке. Она всегда была недостаточной и беспомощной. Все, кто полагался на человеческий разум, терпел бедствия и неприятности. Независимо от того, где эта способность логического мышления применялась — в сфере общественной, религиозной или политической жизни — результаты были плачевными.

Преобразовать ад нашего мира в рай можно только при условии, если с престола будет удалена мудрость мира сего с ее любимцем — «научным знанием», а взамен этого на престоле воцарится Божественный принцип бескорыстной любви. Бог знает, что это само собой никогда не произойдет. Поэтому Он Сам вмешался в это дело и сокрушил сатанинскую силу, действующую со времен Едема. Сам Бог препятствует окончательной и полной гибели нашего мира. Он в надлежащее время положит начало Своему Царству Славы, чтобы уберечь человечество от истребления и гибели, которую оно приготовило себе своей мудростью.

Эта «мудрость» диктует США планировать довооружение, «съедающее» сотни миллионов долларов. Самые выдающиеся умы и финансы посвящаются для разработки все более мощных смертоносных средств массового уничтожения. Мы зашли слишком далеко в этом направлении. У нас теперь имеются даже маленькие «мудрые» нейтронные бомбы, которые способны «исправить» людей, а стратегически важные объекты — мосты и здания — оставить невредимыми!

В то же время, когда мы растрачиваем свои лучшие силы, самые выдающиеся дарования и колоссальные средства на создание средств массового уничтожения, из онкологических больниц до нас доносятся отчаянные стоны умирающих от рака, миллионы матерей в отчаянии прижимают к себе умирающих от голода детей. Но все кажется логичным и верным — нужно сохранить свою оборонную мощь и военный перевес! И все же логика человеческого разума привела нас назад к исходной точке. Мы делаем то, что на самом деле бессмысленно и безрассудно! Веря в свой разум, мы сами сделались его жертвой. Так поиски человеческой мудрости ради самой мудрости могут вначале казаться многообещающими, но они всегда приводят к безнадежности, безумию и отчаянию.

Удивительно, как люди так упорно всегда были склонны полагаться на человеческую мудрость! Но еще более прискорбно, когда христиане обоготворяют религиозные догмы богословского учения. Поражает та готовность, с которой они эту «мудрость» согласны сделать центром своей жизни, вместо того чтобы иметь личные тесные взаимоотношения с любящим Богом.

Слишком много христиан стремятся стать «христианскими учеными». Им кажется, что они смогут достичь истинной духовности благодаря образованию и накоплению библейских знаний.

Люцифер, руководитель небесных воинств, пал, потому что он стал полагаться на свой колоссальный разум и поклоняться ему. Адам и Ева пали, ибо восприняли логику змея выше доверия Богу. Казалось не логичным, что плод одного дерева, который по виду такой же прекрасный, как и плоды других деревьев, запретный. Конечно, Бог имел вескую причину, чтобы назвать дерево, приведшее их к падению, «деревом познания добра и зла». Поиски знаний вдали от Бога привели к войне на небе и отчаянию, безысходности и смерти здесь, на земле.

Со дней грехопадения всегда боготворили разум, который влек людей в зияющую пропасть, откуда нет возврата. Сегодня эта пропасть наполнена бесчисленным множеством настойчивых, искренних людей, чье поклонение разуму привело их к попытке устранить из своего сознания Бога. Именно так поступил осеняющий херувим и впоследствии стал дьяволом.

«Я считаю, что человеческий разум не в состоянии решить проблемы жизни. Я также не знаю среди многих великих ученых ни одного человека, кто почихал бы человеческий разум достаточным средством для решения этих проблем. Сущность жизни можно понять лишь с помощью «другого измерительного инструмента, который мы называем верой», — писал когда–то МалкомМугридж, признавая недостаточность человеческого разума.

Поэтому, если вы последовательный искатель истины, если вы желаете познать добро и зло, если вы хотите уразуметь реальность жизни и смерти и познать Всемогущего Бога, если вы цените рассудительность и жаждете приобрести драгоценные жемчужины духовной мудрости, если вы желаете познать глубины истины, не пытайтесь достичь этой цели, полагаясь лишь на свои умственные способности.

Если ваша цель — достичь мудрости, пользуйтесь таким правилом: понять Божественную истину можно только тогда, когда становишься причастником Божеского естества. Вам нужно проводить время в присутствии живого Бога, иметь с Ним приятное ежедневное общение. Только тогда можно понять слова, которые сказал Иисус: «Я есмь… истина» (Ин. 14:6). Чтобы познать истину, нужно познать Его. Позвольте Ему сформировать в вашем сердце и духе Его естество. Центр всей духовности и внутренней славы Евангелия — не какое–то великое учение, великая весть или великое движение, но Великая Личность! Это — Сам Иисус Христос! Он пришел не столько для того, чтобы возвестить какую–то великую весть, но чтобы стать причиной великой вести — вести о Нем! Он не предложил средство для лечения погибающего мира в какой–то новой системе учения. Он предложил Самого Себя! Поэтому христианину разумно вступить в постоянное взаимоотношение с Ним. Христос не только желает быть вашим Другом, общаться с вами, но Он хочет разделить с вами Свою вечную жизнь.

Как печально, что многие обманутые души рассматривают христианство как своего рода интеллектуальное упражнение или согласие с какими–то религиозными догмами, или усвоение духовных знаний.

Огромное количество людей сосредотачивают внимание на своем собственном разуме или на своих пасторах, священниках и богословах. Люди надеются, что все эти светила даруют им необходимую духовность и истолкуют вместо них истину. Многие благочестивые искренние люди просто потеряли из виду истинное значение христианства. Они потеряли «дружбу со Христом». Им необходимо обратить свой взор на Божественную Личность, на Его удивительные заслуги, на Его беспредельную, неизменную и безусловную любовь. «Ко Мне обратитесь и будете спасены, все концы земли» (Ис. 45:22).

Вспомните опыт израильтян в пустыне, когда на них напали ядовитые змеи. Бог повелел Моисею выставить медного змея, чтобы все взирающие на него могли спастись. Некоторые не видели в этом никакого смысла. Они сказали: «Здесь нет никакой логики — сколько ни смотри на изображение змея, это не поможет от их укусов».

Все, кто так философствовал и считал, что они до исцеления должны все понять, вскоре умерли в ужасных страданиях. Но все, кто обратил свой взор веры и доверия на этот символ Христовых страданий, спаслись, каждый кто обратил свой взор на Него, остался в живых.

Если вы считаете нужным все логически прежде понять, уразуметь каждую деталь в Божьих деяниях, если вы ждете, пока охватите своим разумом каждый пункт веры, прежде чем вступите в близкое ежедневное общение с Иисусом, то вы находитесь в такой же опасности умереть в своих грехах, как умерли сомневающиеся евреи от укусов змей.

Все, кто верит, что их спасают личные доверительные отношения с Богом, не нуждаются в логических доказательствах этого, но все, кто в первую очередь ищет доказательства этому, никогда не получат их. Этот принцип верен не только по отношению к вечной жизни. Он действует и по отношению всего даруемого Богом, включая особенный опыт наслаждения единством с Богом и отображения Христа в нас, когда мы еще в нынешней жизни становимся причастниками Его естества.

Каждый верующий должен понять, что многие аспекты духовной жизни останутся за пределами достигаемости человеческой логики. Библия говорит о Боге, что Он «делает великое, неисследимое и чудное без числа» (Иов. 9:10). Однажды ученики пожелали постичь глубины некоторых истин, но при этом пренебрегали наиболее важными вопросами в своих личных взаимоотношениях (т.е. спорили между собой). Поэтому Христос сказал им: «Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить» (Ин. 16:12).

Когда же впоследствии Петр настойчиво хотел узнать нечто, не относящееся к нему, Иисус поправил его: «Что тебе до того! ты иди за Мною» (Ин. 21:22).

«Ты иди за Мною». Каждый христианин, который вместо Христа поставил в центр своей духовной жизни что–то другое, должен обратить особое внимание на эти слова.

В этой главе я не хочу бросить тень на ценность богословского образования. Оно ценно и имеет свое место. Но оно никогда, ни на один момент не сможет заменить практическое христианство. Оно никогда не заменит путь любви и единства как путь к Святому святых, к сердцу Божьему, к вечной жизни. Трудно недооценивать высказывание евангелиста Санди: «Я разбираюсь в богословии не более тонко, чем американский заяц в настольном теннисе, но я нахожусь на пути к Богу и Его славе!»

Общепринятое религиозное образование прежде всего относится к умственному упражнению. Хотя верующие могут получить от него пользу, но их нужно предостеречь от ложных направлений в этой области. Недавно эта опасность была упомянута в статье одного видного богослова. Этот доктор богословия сетовал на то, как трудно простым членам его конфессии разобраться в разделениях внутри церкви. Он сказал: «Исследование Библии достигло сегодня высокого уровня. В основном то, что мы имеем теперь, — древняя проблема, только в ней все наоборот. Если сегодня люди без специального образования стремятся разобраться в богословии, это равносильно, если бы кто–либо, не имея познаний в электронике, стал бы работать в НАСА (Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства)».

Каждая церковь, чей «прогресс» достиг такого уровня, когда член со средней подготовкой не в состоянии разобраться в основных направлениях своего вероисповедания, находится в серьезной опасности попасть в ту же ловушку, куда попал Люцифер, который также пытался мыслить и объяснить все, но без всякой связи с Богом.

Современные христиане с ужасом вспоминают действия средневековой церкви в Европе, которая предоставила право на истолкование Священных Писаний только образованным и достаточно вдохновенным священнослужителям. Простой верующий даже не имел права иметь Библию! Ложность такого понимания очевидна. Многие даже не осознают, что мы сегодня подвержены той же опасности. Мы увлечены профессиональными религиозными знаниями и стремимся постичь их разумом. При этом мы часто преследуем цель удовлетворить свою любознательность или собственное тщеславие. Здесь мы пришли к черте, где понимание духовных предметов и истолкование библейских изречений поставлены в зависимость от умственных способностей и от усвоенного схоластического образования. Не полагаясь на Святого Духа, живущего в душе верующего как Путеводителя и Источника проникновенности и вдохновения в истолковании Священного Писания, многие сегодня попадают в ту же ловушку, в которой находилась средневековая церковь.

Сатана — самый искусный богослов этого мира. В течение тысячелетий он развивал свою мудрость и обладает колоссальными умственными способностями. Он знает о Боге больше фактов и разбирается в религиозных учениях больше, чем самый посвященный богослов, когда–либо живший на нашей земле. Но он — дьявол. Его глубочайшие и всесторонние знания ничего не стоят по сравнению с единственным мигом благоговейного общения с Богом, которым постоянно наслаждается самый простой и смиренный христианин.

Многие современные проповедники и богословы должны понять, что даже самое ясное и логическое провозглашение самых прекрасных истин не будет иметь никакой цели, если служители не будут направлены от рассудочного понимания истины к личному опыту с Богом.

Иисус не возвеличивал высокообразованных светил религиозного мира Своего времени, поэтому они оказывали Ему самое решительное сопротивление. Среди них был и Савл из Тарса. Учение Христа ясно показывает диаметральное отличие Его системы духовных ценностей от общепринятой. «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11:25).

Христос предупредил всех, кто находился среди Его слушателей и гордился своей ученостью и мудростью: «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10:15).

Это высказывание вызвало негодование у раввинов и фарисеев, которые были среди Его слушателей. Ведь они учили поклонников Божиих измерять благочестие и посвящение их духовных руководителей количеством знаний, включающих знание Священного Писания и других религиозных вопросов.

Иисус как бы говорил: «Если вы ищете духовных героев, тогда не смотрите на Каиафу или других раввинов. Если желаете найти путь к сердцу Божьему, посмотрите на маленькое дитя. Там вы найдете лучшие ответы, чем в любом справочнике или в собрании, где выступают выдающиеся богословы».

Христос, без сомнения, указывал на искренность, простоту, непритворность и самозабвенность в характере маленького ребенка. Эти черты необходимы для близкого общения с Богом. Самым существенным является тот факт, что маленькое дитя преимущественно откликается сердцем, а не умом. Преданная любовь и простое доверие ребенка дают нам наилучший образец для развития близких взаимоотношений с Богом.

Христианская религия зародилась не среди самых образованных умов с академическими титулами, не среди богатых и сильных. Она появилась как результат естественного отклика простых, незавидных, искренних людей, которые сразу же отозвались на призыв Иисуса. Как свет притягивает к себе моль, так их притягивала необычная любовь и чуткость, проявившиеся в жизни Иисуса Христа.

Это были мужи, которые, говоря по–человечески, сделали очень не логичные и неразумные решения. Они оставили свои лодки, свой бизнес, свои дома и друзей. Несомненно, некоторые рассуждали о них, как о людях странного поведения, которые последовали за необразованным Проповедником. Он сказал им: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним» (Мф. 4:19,20). Эти мужи отозвались на побуждение, таившееся в их сердцах, а не на целый ряд фактов, представленных их разуму. Голос любви Иисуса отозвался в их душах! И они ответили с детской пылкостью. Сразу же.

«Но сезон рыбной ловли как раз впереди, — могли возразить некоторые из их друзей. — Эти мужи даже не высушили свои сети! Как неразумно!» — сказали другие рыбаки. «Какая любовь!» — говорит Бог. На этих людях, которые не побоялись откликнуться на призыв любви, Бог основал Свою церковь.

В книге Екклесиаста Соломон показал тщетность попыток достичь высот духовной жизни только через знания. А его следующая книга — Песня Песней открывает то, что человек может познать Бога и Его пути только посредством любви.

В течение многих столетий Книга Песни Песней оставалась загадкой для богословов разных вероисповеданий и убеждений. Некоторые считали эту книгу сентиментальной поэмой любви; другие рассматривали ее как порнографическое произведение, не принадлежащее к Библии. Действительно, кто стремится понять ее лишь на интеллектуальном уровне, тот не сможет понять ее глубокого символического значения. Но для верующего, который рассматривает близость в общении с Богом как высокую цель своего духовного бытия, эта книга является источником удивления и утонченного, изысканного восхищения. Глубокая духовная привязанность, которую каждый христианин должен усвоить в своем общении с Богом, в этой книге сравнивается с близким, страстным, всеохватывающим, логически необъяснимым влечением, которое жених и невеста проявляют друг к другу физически и эмоционально. Такая любовь может возникнуть только в глубине души и сердца. Она далеко превосходит все то, что можно достичь умственными способностями.

Двое любящих друг друга людей в Книге Песни Песней испытывают мучительную агонию во время своей разлуки. Главная цель их существования — быть вместе. Они стремятся все более и более познать друг друга. Бог желает, чтобы христианин наслаждался такой же пылкой, глубокой, духовной любовью в общении с Ним. Он желает, чтобы все увидели в этом сущность духовной жизни.

«Знамя его надо мною — любовь» (Песн. П. 2:4), — утверждает в этой книге нежно любящая невеста о своем возлюбленном.

Христиане должны бодрствовать, чтобы не обнаружить себя под другими знамениями — выдающихся способностей, возвышенного интеллекта, талантов, гениальности или богословского познания. Все это на своем месте имеет ценность. Но нельзя позволить, чтобы они заняли центральное место в жизни христианина. Главное — в детской простоте полностью отдать Богу свое сердце!

«Верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотоюБожиею» (Еф. 3:17-19).

Наивысшее образование — это личная живая связь со Христом.