Библия и загадка дня Господня

Одни вопросы имеют более важное значение, чем другие. В Библии мы не найдем наставлений относительно того, как нам застегивать пальто — сверху вниз или снизу вверх. Точно также мы не найдем там и правила, которое обязывало бы нас завязывать кроссовки на два узла. Очевидно, что Бог наделил нас разумом, чтобы мы самостоятельно принимали решение относительно подобных вопросов. Однако, когда Бог хотел сделать Свою мысль совершенно ясной, Он Сам записывал ее. Так произошло в случае с Десятью Заповедями. Бог стремился, чтобы эти 10 руководящих принципов для всего человечества были переданы правильно, и потому начертал их собственным перстом на каменных скрижалях. «И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исх. 31:18).

Бог принял все меры, чтобы Десять Заповедей были записаны именно так, как Он задумал. Однако не всех, похоже, этот вопрос волнует так, как Бога. Исполнение всех Десяти Заповедей — это один из тех вопросов, которые многие люди не считают по-настоящему важными. Они утверждают, что у каждого на этот счет может быть свое мнение. Правы ли они?

Каждый человек знает, что жизнь совсем не похожа на черно-белую фотографию. В жизни много цветов и их оттенков. Мы все видим по-разному, и это обусловлено множеством факторов. Предположим, к примеру, что на автостоянке перед супермаркетом столкнулись две машины. Свидетелями подобного происшествия могут стать три разных человека, и у всех троих может оказаться свое мнение по поводу случившегося. Бывает так, что в экстремальных случаях свидетеля просят подвергнуться гипнозу, чтобы выяснить, что же он видел на самом деле. Ведь истину удастся выяснить только в том случае, если человек изложит именно то, что фактически запечатлелось у него в сознании. Однако это происходит далеко не всегда!

Специалисты напоминают, что у нас в голове нет видеокамеры. Другими словами, то, что мы видим — или думаем, что видим — проходит через призму наших личных переживаний и в таком виде запечатлевается в нашем сознании. К примеру, визг тормозов мог заставить свидетелей закрыть уши руками. А увидев автомобили, которые вот-вот столкнутся, человек может отвернуться или отпрянуть назад и на мгновение потерять их из виду. Естественно, любой отвлекающий фактор способен изменить представление человека о том, что случилось на самом деле. Более того, один из свидетелей мог в прошлом быть участником ужасной автомобильной аварии, и какой-то момент столкновения мог стереться у него из памяти либо исказиться под воздействием прежнего драматического опыта.

После аварии один свидетель может увидеть разбитый «Корвет», в то время как другой видит красную спортивную машину. Третий очевидец, будучи дальтоником, назовет красный цвет зеленым или серым. Этот пример ясно показывает, как три человека могут стать свидетелями одного происшествия и высказать при этом три различных мнения о том, что случилось.

А как же насчет других ситуаций, в которых люди видят совершенно одно и то же? Может ли случиться, что люди, читая слова, написанные черным по белому, высказывали самые разные мнения об истинном смысле этих слов? Конечно, может. Это происходит постоянно, особенно если они читают Библию.

Библия, похоже, создает самые благоприятные условия для возникновения разногласий относительно того, что ее авторы в действительности намеревались сказать. Возьмем, к примеру, библейский текст: «Я был в духе в день воскресный [Господень — ориг.]» (Откр. 1:10). Многие утверждают, что под днем Господним имеется в виду воскресенье. Полагающие, что Иоанн имел видение в воскресенье, считают это достаточным доказательством того, что апостол поклонялся Богу в воскресенье и подавал пример остальным христианам.

Хотя это событие и могло произойти в воскресенье, нельзя не задать вопрос, а не могло ли оно случиться в какой-нибудь другой день? Обратимся еще раз к примеру с автомобильной аварией. Могли бы мы с полной определенностью сказать, что она произошла в воскресенье, потому что пассажиры одной из машин были одеты как будто бы для церкви? А если выяснится, что у них между сиденьями лежала Библия? Свидетельствовало бы это о том, что они собирались в воскресную школу? А ведь не исключено, что на самом деле это были пастор с женой, отправлявшиеся по обыкновению в четверг утром посещать свою паству. Иногда даже самые лучшие богословы могут прочесть отрывок в Библии и остаться в недоумении и неопределенности относительно его истинного значения. Так происходит и с Откр. 1:10. Ниже приведены мнения шести известных богословов. Как выясняется, они далеко не всегда уверены в том, что выражение «день Господень» относится к воскресенью.

Баркли (Westminster Press): «Это вполне определенно…»

Боринг (John Knox Press): «Это скорее всего относится к воскресенью…»

Леон Моррис (Tyndale): «… Первое упоминание христианского воскресенья».

Филлипс (Loizeaux Bros.): «Богословы расходятся во мнениях относительно этой фразы…»

Уолвурд (Moody): «Нет никаких веских свидетельств…»

Дж. Мэссингберд Форд (Anchor Bible): «Очень трудно определить, какой день имеется в виду».

А действительно ли это так важно — единодушны или нет богословы относительно смысла какого-то определенного текста? На этот вопрос нет однозначного ответа. Одни скажут, что это нечто вроде небольшой автоаварии. Никто не пострадал, ущерб оказался минимальным, и водители договорились все уладить сразу же на месте. Рассуждающие подобным образом считают, что инцидент нужно просто забыть как малозначительный.

А что если кто-либо получил скрытое повреждение? Ущерб, который не заметен нетренированному глазу?

Что-то непредвиденное? Тогда была бы причина, чтобы рассмотреть заново значение Откр. 1:10. Кто-нибудь ‘ может сказать, что его толкование этого текста не оставляет никаких сомнений в том, что апостол Иоанн святил воскресенье вместо субботы, о которой говорится в Десяти Заповедях? Он рассуждает следующим образом — благодаря примеру Иоанна мы можем с уверенностью утверждать, что апостол и прочие перенесли субботнее богослужение на воскресный день.

Несогласные с этой точкой зрения отвечают, что для столь определенного вывода слишком мало оснований. Они считают, что занимать столь твердую позицию — значит выходить за рамки имеющихся в наличии фактов. Помимо прочего они спрашивают: разве не следует предоставить более обширные свидетельства, чем одно лишь предложение из Книги Откровение?

В настоящий момент читатели, должно быть, уже задаются вопросом: а к чему весь этот шум? Не все ли равно, в какой день апостол Иоанн имел видение — в воскресенье, вторник или когда-либо еще? Несомненно, день, когда Иоанн был в духе, может и не иметь решающего значения. С полной уверенностью мы можем сказать лишь одно — апостол описывает панорамное видение о мире, каким он будет в последние времена, а также видение о мире грядущем. А все, что сверх того, не что иное, как предположения.

Однако разногласия у богословов возникают не только по поводу Книги Откровение. Они цитируют другие библейские тексты, которые, по их словам, также предполагают перенос богослужения с субботы на воскресенье. Некоторые из них приведены ниже и повествуют о важных событиях, которые, как считают, произошли в воскресенье.

* Иисус вышел из могилы в воскресенье. «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк. 16:9).

* Иисус впервые встретился со Своими учениками после Своей смерти именно в воскресенье. «Но они, услышав, что Он жив и она видела Его, — не поверили» (ст. 11).

* Иисус наделил учеников Святым Духом в воскресенье. «Примите Духа Святого» (Ин. 20:22).

* Иисус дал поручение ученикам проповедовать по всему миру в воскресенье. «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15).

* Предполагается, что Иоанн получил откровение в воскресенье.

Давайте вернемся к аналогии со столкновением двух автомобилей. Опять же здесь все зависит от очевидцев и от их представлений. Например, если каждое столкновение автомобилей, известное свидетелю, происходило в воскресенье, может ли он, исходя из этого, сделать вывод, что подобные происшествия случаются только в воскресенье? Конечно же, по некотором размышлении следует отвергнуть эту мысль. Отвергнуть потому, что у нас просто нет достаточной информации для твердого заключения. В конце концов чуть позднее свидетель, возможно, выяснит, что, согласно исследованиям, большая часть аварий на самом деле происходит в субботу вечером.

Рассматривая события, происшедшие в воскресенье и упомянутые в Писании, приходится признать, что в Библии нет ясного утверждения: «Так говорит Господь», которое указывало бы на возможность переноса святости субботы на воскресенье.

Да и слова такого — «воскресенье» — в Библии нет. В Писании этот день называется просто первым днем недели. По существу, в Библии Бог дал название только одному дню — субботе Десяти Заповедей. Более того, Он благословил и предназначил для священных целей только один этот день. Мы читаем об этом в Быт. 2:3: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». Бог благословил и освятил только субботу.

Однако находятся люди, которые заявляют, что святостью субботы теперь наделено воскресенье. В Катехизисе католического вероучения для обращенных (с. 50) Питер Гейрерманн замечает:

«Вопрос: Почему мы соблюдаем воскресенье вместо субботы?

Ответ: Мы соблюдаем воскресенье вместо субботы потому, что католическая церковь перенесла священное празднество с субботы на воскресенье.

Вопрос: Почему Римско-католическая церковь заменила субботу воскресеньем?

Ответ: Церковь заменила субботу воскресеньем потому, что Христос воскрес из мертвых в первый день недели, и Святой Дух сошел на апостолов также в первый день недели.

Вопрос: Какой властью Церковь заменила субботу воскресеньем?

Ответ: Церковь заменила субботу воскресеньем, обладая полнотой Божественной власти, которой наделил ее Иисус Христос».

В Катехизисе вероучения (с. 174) Стивен Кинан спрашивает: «Как еще вы можете доказать, что Церковь обладает властью устанавливать обязательные праздники?» «Если бы у нее не было такой власти, — отвечает он, — она не смогла бы совершить то, в чем с нею согласны все современные верующие, — она не смогла бы заменить соблюдение субботы, седьмого дня недели, соблюдением воскресенья, первого дня недели, то есть совершить замену, которая не основывается на Писании».

Здесь возникает немаловажный вопрос: кто же все-таки наделил воскресенье святостью субботнего дня? Если мы заглянем в Библию и позволим говорить ей самой, ответ будет вполне очевиден. Ни первые христиане, ни католики, ни протестанты не переносили Божье освящение с одного дня на другой. Субботний день пребывает в том же виде, в котором Господь сотворил его, потому что только Бог может благословлять и освящать какой-либо день. Люди могут по всякого рода причинам притязать на перенос священного праздника с одного дня на другой, но только Творец может изменять то, что Он сотворил. В Писании не упоминается о подобном решении с Божьей стороны. Наоборот, Иисус говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:17, 18).

Богословы часто пользуются «законом отрицания излишеств», когда им приходится принимать трудное решение. Этот закон гласит, что, если толкования в других отношениях равносильны, выбирать следует более простое. Не тот ли это случай? Можно приводить самые замысловатые доводы и причины, оправдывая тот факт, что святостью субботы наделено воскресенье. Однако в конце концов все сводится к самому здравому и самому очевидному ответу: субботний день был сотворен Богом, а люди по собственной прихоти присвоили его значение другому дню. Разве не права старая поговорка: сколько бы мы ни утверждали, что земля плоская, от этого она не станет площе? Как сказал один человек: «Когда простое толкование отвечает здравому смыслу, не ищи больше никакого смысла».

Суть в том, что Десять Заповедей по-прежнему призывают: «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх. 20:8). А это возвращает нас к вопросу: «Так ли это важно, каково ваше мнение или как вы поступаете?» Ответом будет громогласное «да»! Богу не все равно, что вы думаете!

Мотив же, который лежит в основе всех наших размышлений, можно выразить словами из 1 Ин. 3:22 — «потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благо-угодное пред Ним». Если то, что мы думаем и делаем, совершается в простоте и кротости, чтобы угодить Богу, то воистину наши помыслы и поступки найдут выражение в следующем тексте: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» (1 Ин. 5:3).

И, поступая так, мы разрешаем одну из самых странных загадок современной религии.