Тема № 10 Спасая других, мы спасаем себя

Однажды поздно вечером миссионер-христианин и бонза (буддийский монах) проходили через горы Тибета.

Известно, что с наступлением темноты путников часто в пути настигает смерть, поэтому оба путешественника стремились достичь монастыря, который находился на определенном расстоянии от них. Они изо всех сил спешили добраться туда до заката солнца, но с наступлением сумерек они услышали стоны, исходящие со дна крутого обрыва. Оба, посмотрев вниз, увидели человека, упавшего в пропасть на камни. Он был тяжело ранен и не мог двигаться; он был, разумеется, в крайнем тяжелом положении.

Монах задумчиво посмотрел на пострадавшего и сказал: «В моей религии это называется «карма» (судьба). Это значит, что этот человек попал в беду в результате какой-то причины. Очевидно, ему суждено здесь умереть, а мне суждено идти вперед. Мне необходимо поспешить, чтобы добраться до монастыря заблаговременно».

Миссионер-христианин ответил: «Эта бедная, беспомощная душа — мой брат. Я не могу оставить его здесь на верную смерть. Я спущусь и попытаюсь помочь ему, независимо от того, что случится со мной».

В то время как монах спешил к монастырю, миссионер спускался вниз по крутому утесу. Спустившись наконец к месту, где лежал побитый человек, он снял свою верхнюю одежду, обернул ею пострадавшего, взвалил его себе на плечи и с большим трудом выбрался на тропу.

Уже стемнело, когда миссионер увидел огни монастыря, но, поспешив к этому убежищу, он наткнулся на что-то, лежавшее посреди тропы. Пристально всмотревшись, он увидел безжизненное тело монаха, который в темноте замерз.

Этот рассказ, конечно, исполнен глубины чувств, и по этой причине я спешу рассказать его. Возможно, это просто притча, но она подтверждает истину о том, что, спасая других, мы спасаем самих себя.

Ап. Павел в послании к Филип. 2, 12-13 говорит, что мы сами должны совершать наше спасение, но этот текст часто неправильно понимали, сводя, таким образом, христианское учение к системе дел. Действительно, Иисус учил, что в план спасения входят определенные дела: «Кто хочет идти со Мною, отвергни себя, возьми крест свой и следуй за Мною; ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее».

Для того, чтобы иметь живой опыт со Христом, необходимы два условия:

1. Мы должны ежедневно идти на крест с Иисусом, чтобы отвергнуть себя и предаться Ему. Этого можно достичь, ведя благочестивую повседневную жизнь, когда мы в начале каждого дня посвящаем значительную часть времени для личного знакомства с Иисусом через Его Слово и через молитву. И если мы взыщем Бога всем своим сердцем, мы найдем Его» (Иер. 29:13).

2. Второе, что необходимо для поддержания и расширения наших взаимоотношений со Христом, есть наше участие в проповеди Евангелия посредством христианского свидетельства и служения. И если Фил. 2:13 относится к христианскому свидетельству, то не трудно заметить, где появляются «страх и трепет»! Но помните, что Бог производит в нас «и хотение и действие по Своему благоволению».

Следовательно, человек, ищущий знакомства с Богом посредством служения другим, этим самым спасает свою собственную жизнь. Однако, зачастую мы сталкиваемся со смущением и неправильным пониманием, что касается цели и побуждения в христианском свидетельстве. Церковь всегда признавала важность свидетельства, но мы обычно полагаемся на человеческие подходы к этому делу, чтобы достичь желаемых результатов. Вместо истинного побуждения к свидетельству принимаются самые различные мотивировки.

Одним из самых распространенных методов является соревнование-противопоставление одной группы людей другой.

Мы прибегали к механическим уловкам — «исходным стимулам», таким, как постановка цели, планы, схемы и другие подобные средства, которые вынуждают нас к деятельности. В таком случае мы раздаем различные отличия, значки, ленты и удостоверения в качестве разнообразных наград и поощрений, чтобы вовлечь в работу каждого человека.

Мне стало известно об одном подобном примере, применяемом в ряде церквей. Это был щит, на обеих сторонах которого были вмонтированы лампочки. В центре щита писали название класса по изучению Библии. Если члены этого класса исследовали Библию ежедневно, они зажигали лампочки на одной стороне щита. Если они достигали поставленной на неделю цели в плане миссионерской деятельности, лампочки зажигались на другой стороне щита. Если удавалось выполнить обе задачи в течение одной недели, лампочки украшались орнаментом из фольги и мерцали, как звезды.

В течение одной недели все члены класса, за исключением одного отсутствующего, достигли поставленных целей. Все они были сильно разочарованы своим собратом, который их подвел. На следующей неделе он снова пропустил одно занятие, потому они опять не могли зажечь свои лампочки. За этим последовал упрек со стороны остальной части класса, что едва не привело его к отлучению от церкви.

К сожалению, такие случаи происходят слишком часто.

Многие рассказывали мне о подобных опытах с различными вариациями вышеописанных миссионерских «побуждений». Я слышал, что в одном месте лампочки зажигались с самого начала и выключались в случае, когда цель не была достигнута. Если нам приходится прибегать к этим запрограммированным средствам, чтобы побудить людей читать Библию, жертвовать на миссию или поделиться своей верой с другими, то мы, фактически, свидетельствуем другим об опасной действительности того, что нам самим чего-то недостает в нашем христианском опыте. Мы рекламируем тот факт, что мы не знаем Иисуса как основы нашей христианской веры и Совершителя нашего спасения. Если бы мы действительно знали Его как личного Друга, не было бы необходимости ВЫНУЖДАТЬ нас учиться и свидетельствовать.

Еще одним стимулом к работе является мысль о будущей награде. Нас беспокоит, достаточно ли мы сделали для того, чтобы заслужить звездный венец. Мы тщательно, сознательно или подсознательно следим за тем, сколько мы сделали, прикидывая в уме, какую оценку мы получим за свою работу. Интересно заметить, что Израиль попал в такую же ловушку. Осия характеризует этот народ как «ветвистый виноград», который умножал «плод для себя» (Ос. 10:1). Какова трагедия, когда «я» является исходным стимулом для работы!

В 1904 г. были написаны следующие вдохновенные слова: «Господь — добр, Он милосерд.

Он знает каждое Свое дитя. Ему известны дела каждого из нас. Он знает, как правильно оценить деятельность каждого из нас. Не отложите ли вы списков своих заслуг и недостатков и не позволите ли вы Богу совершить Свое дело? Вы получите венец славы, если выполните порученную вам Богом Работу» (Христ. служ., 368).

«Хорошо,- скажут некоторые,- в чем же тогда заключается наша работа?»

В течение последних нескольких лет среди теологов велись дискуссии насчет того, из чего состоит спасительное знание. Одни утверждают, что спасенные в Царствии Божьем — суть имевшие «особое откровение» посредством слышания особой вести Евангелия. Без этой вести они не могут получить спасения, но если они погибнут, мы будем отвечать. Другие придерживаются мнения, что достаточно «общего откровения». Люди спасутся по принципу: что они сделали со светом, независимо от того, каким бы малым ни был этот свет? Они могут получить спасение, даже если они никогда не слышали вести Евангелия. Ни одна из приведенных точек зрения не свободна от проблем.

Если каждый спасается или погибнет в зависимости от принятия или отвержения полученного им света, то зачем христианину вообще благовествовать? Такой подход приводит к отказу от действия, к пассивному религиозному созерцанию, при котором мы, удобно устроившись в кресле-качалке, можем мысленно решать великие теологические и физиологические проблемы.

С другой стороны, тем, кто верят в «особое откровение», приходится иметь дело с проблемой демографического взрыва — громадного увеличения населения в сравнительно короткий период. Даже если мы с большим успехом прогрессируем в деле распространения Евангелия, все же количество населения растет быстрее, чем мы в состоянии возвестить им Евангелие. И сторонники взгляда об «особом откровении» призывают всех «на помощь труженикам полей». От нас ожидают, что мы пойдем к своим соседям и выйдем на миссионерские поля ради их нужды. Обычно в нашей деятельности мы исходим из чувства долга. Кто-то, обладающий даром красноречия, сумел убедить нас, что мы виновны в том, что не сделали большего. Мы узнали, что каждый год, в то время как мы просиживали без дела на церковных скамьях, миллионы человеческих душ погибали навеки, потому что до них не дошло Евангелие. Поэтому в тот же вечер мы выходили, испуганные до смерти. Мы начинаем звонить в квартиры, в душе надеясь, что нам не отворят. Происходило ли что-либо подобное с вами?

В первый год моего служения я считал, что люди спасутся или же навеки погибнут в зависимости от того, что я сделал или чего не сделал. Я организовал курсы по изучению Библии. Курсы, фактически, посещали все соседи. Но однажды я, неправильно выбрав для этого время, выдвинул трудные для усвоения пункты учения, прежде чем люди были готовы воспринять их. На следующую неделю некоторые из них предупредили: «У нас намечается одно мероприятие; мы не сможем встретиться на этой неделе. На следующую неделю опять предупреждение: «Нас не будет: уезжаем за город».

На третью неделю они предложили: «Давайте прекратим занятия вообще».

Моя реакция была следующей: «О, нет, ведь теперь люди всего дома погибнут из-за моих ошибок». И я, лежа бессонными ночами, не сводил глаз с потолка и все беспокоился за этих людей. Единственным, что, наконец, принесло мне успокоение, было решение: «С сегодняшнего дня я буду жертвовать больше денег на евангельское радио и телепередачи; пусть опытные миссионеры совершат свидетельство вместо меня».

Кто-то подсказал мне еще одну мысль, которая, казалось, разрешала мое затруднение: «Предпочтительнее увидеть проповедь на деле, чем ее услышать. Если ты отнесешь соседу булку хорошего хлеба, этого достаточно. Христианин должен быть лишь приятным, добрым, хорошим. Свидетельство о своей вере становится второстепенным по отношению к его взаимоотношениям с ближними».

Однажды вечером я слышал, как группа врачей Рассуждала о сильном молчаливом свидетельстве: «Единственное, что от нас требуется,- это быть хорошим, честным врачом и накладывать на раны прочные швы. Свидетельствовать о Христе — означает быть хорошим специалистом в своей профессии». Когда они продолжали беседу в таком духе, один из врачей заметил: «Как далеко распространилось бы Евангелие во дни ап. Павла, если бы единственным его свидетельством были прочные швы на палатках?»

Значит, миссионерское свидетельство преследует значительно более важную цель, чем мы предполагаем. Является ли вопрос о спасительном знании действительно важным основанием для благовествования? Он может перевести ваше внимание с настоящего основания на побочное. Мы считали его важным, так как полагали, что Бог желает, чтобы мы закончили Его работу. Та ли это? Нам нравится думать именно так, ибо это льстит нашему «я». Но Бог не нуждается в нашей помощи, чтобы распространить весть Евангелия по всему миру. Он мог бы поручить эту обязанность небесным ангелам. Тогда почему же Бог возложил на нас ответственность за распространение вести о Христе? Какова бы ни была цель именно нашего участия в деле Божьем, Он предусмотрел это для НАШЕГО же блага.

С другой стороны, из чего же все-таки мы должны исходить в нашем благовествовании?

Существует два точных критерия для определения состояния нашего личного взаимоотношения с Богом. Первое: к кому направлены наши мысли? Как часто наши мысли в течение нашей повседневной земной деятельности, безо всякого внешнего стимула, обращаются ко Христу? Вторым показателем нашей близости к Богу является: о ком мы любим беседовать? Любим ли мы рассказывать нашим друзьям об Иисусе и Его любви к нам?

Однажды после собрания я встретился с группой собратьев, чтобы побеседовать о роли миссионерского свидетельства в нашей жизни. Обмениваясь опытом, кто-то сказал: «А знаете, на этой неделе Бог послал нам возможность засвидетельствовать о нашей вере. Казалось, само Провидение допустило, чтобы в автомобиле одного человека не хватило бензина как раз перед нашей фермой. Так вот, прежде чем заправить его машину бензином, мы заставили его пообещать, что сегодня он посетит нашу церковь».

«И он пришел?»

«Нет, его не было. Не понимаю, почему».

Если бы мы имели личную связь с Богом, мы бы не вынуждали людей давать обещания придти в церковь. Если бы мы знали первоначальную цель миссионерского свидетельства, мы бы отказались от большинства тех искусственных уловок-стимулов, к которым мы прибегали. Наши искусственные методы свидетельствуют о недостаточном сердечном опыте общения со Христом. Если бы мы по-настоящему знали Его, у нас всегда нашлось бы, чем поделиться с другими относительно того, что Он значит для нас, что Он сделал и делает для нас сегодня. Мы будем свидетельствовать не потому, что кто-то принуждает нас к этому, но потому, что мы не можем молчать ощущая Его присутствие и видя Его доброту к нам в нашей жизни. В таком случае, побуждение сделать больше для Бога будет исходить из нашего внутреннего опыта с ним, а не из внешнего принуждения со стороны других.

Библия приводит примеры такого искреннего, непринужденного свидетельства. Один хромой прибыл в Иерусалим, чтобы найти Великого Исцелителя, называемого Иисусом. Но, приехав туда в пятницу вечером, он услышал о распятии на горе Голгофе. Прошли недели, и люди, которые доставили хромого в Иерусалим, возвратились домой. А он сидел на ступеньках храма в отчаянии, прося у прохожих куска хлеба. Мимо него проходили два мужа, видевшие вознесение своего Господа на небо,- Петр и Иоанн. Они сказали: «Золота и серебра у нас нет, но мы дадим тебе то, что имеем. Во имя Иисуса Христа из Назарета, встань и ходи! «И человек тот вскочил на ноги. Но это было не все: он вбежал по ступенькам во двор храма, где служители нашли его скачущим, ликующим и громко возносящим хвалу. Он славил Бога за то, что произошло с ним.

Если что-то случилось со мной в моих взаимоотношениях с Господом, я не могу молчать. Нет нужды, чтобы какой-либо искусственный оратор убеждал меня в необходимости благовествовать. Мне не нужны никакие психологические приемы для побуждения меня к свидетельству.

Прокаженные и слепые приходили к Иисусу за помощью, и Он исцелял их и тут же говорил: «Не говорите никому, что произошло». Но это не останавливало их. Вместо этого они бежали, кричали и воспевали хвалу Тому, Кого они встретили. Хочется думать, что Иисус просто хотел наглядно показать, что молчать в подобным случаях невозможно. В этом вся суть христианского благовествования. Если я действительно знаю Христа как личного Друга, если мне известно, что значит непосредственное, ежедневное общение с Ним, я не могу молчать!

Когда я Стал служителем, моя деятельность не была свободна от просчетов.

Я полагал, что как только я сумею вовлечь всех членов церкви в миссионерскую деятельность, они обретут опыт со Христом. Я вскоре заметил, как некоторые энергичные люди зажигали у остальных членов огонь свидетельства. Но в результате лишь немногие обрели такой личный опыт общения со Христом, в то время как для большинства все кончилось крушением надежд и полным охлаждением.

В другой общине я решил испробовать иной подход. На этот раз я исходил из того, что никто не может иметь личного опыта с Ним. Ведь нелепо входить в зал суда в качестве свидетеля, если ты не видел происшествия! Ведь никто не поверил моим словам, если я не был очевидцем сцены! Потому-то на этот раз я решил проповедовать о возрождении, исправлении и праведности через веру. Я решил говорить о Христе, побуждая людей исследовать Писания, молиться и стараться познакомиться с Богом через личную, взаимную связь. И когда моя проповедь нашла отклик в их сердцах, я сел и подумал: «Вот это то, что нужно. Когда они обретут глубокий опыт общения со Христом, они поймут и засвидетельствуют другим, и мне ничем не придется их побуждать к этому». Но они не пошли и не стали свидетельствовать другим, вследствие чего пробуждение утихло, а некоторые из тех, кто особенно загорелся мыслью об опыте общения со Христом, оказались в значительно худшем состоянии, чем были в начале.

С тех пор мне встретилось много людей, у которых возникли проблемы в их благочестивой жизни. Возможно, они осознавали значение более близкого знакомства с Иисусом и даже начали его осуществлять, получая радость от непосредственного общения со Христом через изучение Его Слова и молитву. Но вскоре все рушилось, и в девяти случаях из десяти причиной было то, что они не делились с другими опытом общения со Христом. Я действительно верю, что это не только теоретически, но и на практике. Мне приходили письма, рассказывающие о личных опытах, которые свидетельствуют, что наша связь со Христом не может углубляться, если мы не вовлечены в свидетельство о Нем. Богу известен принцип, заключающийся в том, что если мы помогаем другим, мы тем самым в большей мере помогаем себе. Поэтому Он по Своей великой любви дал нам преимущество трудиться вместе с Ним для блага других, что служит средством нашей связи с небом, средством более близкого ежедневного знакомства с Ним, средством постоянного контакта с небом. Именно этот аспект христианского свидетельства мы слишком часто упускаем из виду.

Чтобы возрастать в нашем взаимоотношении с Богом, необходимо ДЕЙСТВОВАТЬ, разделяя с другими то, что мы получили от Него. Деятельность есть первейшее условие поддержания жизни; поэтому те, кто пытаются остаться христианами, пассивно принимая Божьи дары и благословения, и не выходят трудиться для Него, такие уподобляются бездельникам-потребителям. В физической жизни такое состояние всегда приводит к вырождению и гибели. Если бы мы отказались двигать своими конечностями, мы бы вскоре потеряли всякую силу и способность двигаться вообще.

То же самое справедливо и в отношении духовной жизни. Если мы не применяем данных нам Богом сил, мы не только не достигнем полного возраста Христова, но и потеряем силу, которую мы имеем. Если мы довольствуемся тем, что молимся и весь день рассуждаем, но не помогаем другим, то вскоре мы вообще перестанем даже молиться. С другой стороны, Божий свет дан нам, чтобы мы передали его другим; и чем больше мы отдаем, тем ярче сияет наш свет.

Таким образом, что касается вопроса о миссионерском свидетельстве, я пришел к единственному заключению: как только люди пробуждаются оттого, что лично узнают Иисуса, мы должны воодушевить их на свидетельство о Нем и создать все условия для их участия в благовествовании с тех, чтобы их личный опыт общения со Христом не угас. Наша беда в том, что Мы зачастую представляем себе миссионерское свидетельство в виде звонков в квартиру незнающих людей.

Но что Иисус говорил о христианском свидетельстве? В стране Гадаринской Он исцелил бесноватого, а злым духам велел войти в стадо свиней. Люди испугались и просили Иисуса уйти. Исцеленный хотел остаться с Иисусом, но Иисус сказал ему: «Иди домой к СВОИМ и расскажи им, что Сотворил с ТОБОЮ Господь» (Марк. 5:19). И этот человек, вероятно, повиновался, потому что, когда Иисус в следующий раз посетил эту страну, те, кто прошлый раз просили Его уйти, теперь спешили радушно принять Его. Они стремились увидеть Его, потому что тот человек рассказал им о Нем.

Вероятно то, Что Иисус велел нам «идти по всему миру и проповедовать Евангелие» (Марк. 16:15), но Это не значит, что мы должны насесть на незнакомых нам людей и забросать их евангельскими доктринами. Вместо этого я стараюсь с ними подружиться и затем я смогу им рассказать, какие великие чудеса сотворил Бог со мной. Какой смысл стучать в чужие двери и звонить в чужие квартиры, если я не могу поговорить о любви Иисуса даже с соседом по церковной скамье?

Существует разница между нашими собственными побуждениями к благовествованию и Божьими планами относительно нашего свидетельства. Божья цель по отношению к нашему благовествованию заключается в том, чтобы мы были живы в Нем. Свидетельствовать необходимо не только ради нужды тружеников, но ради нас самих.

Он не ожидает от нас, чтобы мы стали экспертами в передаче запрограммированной истины. Он желает, чтобы мы поняли, что вся суть заключается в личном опыте общения со Христом, и что активное участие вместе с Ним в деле распространения Евангелия есть преимущество, данное нам Богом любви.

В нашей повседневной жизни я узнаю тебя посредством общения с тобою: разговаривая с тобою, слушая твою речь, ходя вместе с тобою и трудясь совместно. Этот же принцип общения действителен и для духовной жизни: я слушаю Бога, исследуя Его Слово; я разговариваю с Ним посредством молитвы; я хожу и совершаю вместе с Ним дела, включаясь в миссионерское свидетельство.

Бог знает, что в результате встреч с искушениями и сопротивлением на пути свидетельства мы не только приблизимся к Иисусу, но будем склоняться перед Ним на колени с гораздо большим голодом и жаждой получить праведность. Это заставит нас прилежней искать Бога, и наша вера укрепится, так как наш опыт общения со Христом станет глубже и богаче. Правда, другие также выигрывают от того, что мы включаемся в христианское свидетельство, но первоначальной целью Бога является наше собственное благо.

В таком случае мы должны трудиться для Бога, чтобы спасти себя? Нет, это был бы эгоистичный подход. НАШИМ поводом к благовествованию должна быть радость от сознания того, какого дивного Друга мы имеем, и желание поделиться этим счастьем с другими. Наше побуждение будет органически исходить из наличия истинного опыта со Христом. А эта радость общения с Ним не есть достояние немногих. Все мы можем ее ощущать. И, продолжая разделять с другими то, что мы получили, мы, таким образом, совершаем свое собственное спасение, все ближе и ближе знакомясь со Христом.

Это произошло в одной из больниц Нью-Йорка, где оказывали помощь алкоголикам и людям с более пагубными привычками. Однажды ночью с улицы принесли человека, который попал сюда в 50-й раз.

Утром врач сказал ему: «Билл, ты Попал сюда уже в 50-й раз».

«О, значит, я уже полувековое растение? Могу ли я выпить, чтобы отпраздновать этот юбилей?»

Врач ответил: «Забудь эту комедию. Но я дам тебе вина, если ты встанешь с постели и сделаешь мне услугу».

«Подайте мне мой купальный халат».

Врач сказал ему: «В том конце зала находится молодой человек, который прошлой ночью попал сюда впервые. Все, что от тебя требуется,- показаться ему. Можешь не говорить ни слова. Просто один твой вид может повлиять на него, и он никогда больше не станет пить».

Итак, Билл побрел в противоположный конец зала и вошел в комнату молодого человека. И остановился. Вид его был ужасным: налитые кровью глаза, взъерошенные волосы. Молодой человек не мог не прочитать посланной ему вести. Но затем произошло нечто странное. Вместо того, чтобы повернуться и уйти, Билл почувствовал жалость к этой юной жертве алкоголя. Он сказал: «А знаешь, есть люди, которым нельзя пить, и ты со временем должен уразуметь это».

Билл сказал: «Ты должен, ты должен верить в силу, большую, чем ты сам».

«Я не верю ни в какую силу, превышающую мою собственную».

«Ошибаешься, ты веришь,- возразил Билл.- Бутылка сильнее тебя!» Все утро он пробеседовал с этим юношей, и когда он, наконец, увидел, что сердце юного человека не осталось безответным, он торжествовал от радости.

Молодой человек спросил: «Что мне делать?» Билл отвечал: «Молись. И позволь мне помочь тебе». Сам Билл удивлялся собственным словам. Он продолжал беседовать с юношей, приводя тексты из Библии, которые он знал с детства, и обещал поддерживать с ним связь, чтобы ободрять его и молиться с ним. С тех пор Билл часто бывал в этой больнице. Но уже не в качестве пациента. Скорее, он приходил туда как основатель всемирной организации, известной под названием «Безымянные алкоголики». Основополагающим принципом действия этой организации является положение о том, что, помогая другим, мы больше помогаем самим себе. Бог знает, что это действительно так: «Он применил этот принцип. И он в Своей любви поможет нам сегодня откликнуться на Его призыв и начать трудиться вместе с Ним для Других.

Дорогой Небесный Отец! Мы благодарим Тебя за данное нам преимущество быть Твоими соучастниками в деле распространения Евангелия. Иногда это казалось нам тяжелой задачей. Избавь нас от всех искусственных уловок — стимулов и механического, формального подхода к этому делу, и прости нам, где мы избегали свидетельствовать о Тебе». Помоги нам знать Тебя так, чтобы мы не могли молчать, но рассказывали другим о том, Кем Ты являешься для нас. Благодарим Тебя за милость и долготерпение к нам. Во имя Иисуса. Аминь!»

Золотые россыпи из этой темы:

1. Слишком часто мы стараемся побудить людей к благовествованию различными наградами и вспомогательными средствами; это только рекламирует бессилие нашей духовной жизни.

2. Когда мы в нашем благовествовании исходим из нужды окружающих нас людей получить наш «свет», чтобы спастись, мы начинаем проповедовать из чувства вины или обязанности.

3. Если мои взаимоотношения с Богом станут тесными, как с лучшим Другом, я не смогу молчать. Такое самопроизвольное желание рассказывать другим является истинно библейским свидетельством.

4. Божий свет дан нам для того, чтобы мы могли передать его другим, и чем больше света мы будем передавать другим, тем ярче будет сиять наш собственный свет.

5. Для свидетельства миру метод — звонить в квартиры незнакомых людей и представлять им сразу множество евангельских учений — представляет очень маленькую надежду.

6. Если БОГ ПОБУЖДАЕТ нас к христианскому свидетельству,- это очень важно. Свидетельство другим содействует христианскому росту. НАШЕ ПОБУЖДЕНИЕ доказывает, что мы имеем счастье во Христе, которое желаем разделить с другими.