Тема № 1 Самый насущный из всех вопросов

Какой из всех волнующих вас вопросов вы считаете самым важным? Когда об этом спросили Даниэля Уэбстера, он ответил, что это вопрос его ответственности пред Богом. Возможно, и в вашей жизни было что-то подобное. Помнится, когда я занимался по курсу радиодела, я не спал ночами, с нетерпением ожидая, когда, наконец, я получу удостоверение радиолюбителя. Самым насущным вопросом в тот период моей жизни было: когда наступит момент получения удостоверения, чтобы я смог выйти в эфир и поговорить с другими радиолюбителями?

Для жителей голодающих стран самый животрепещущий вопрос: где достать кусок хлеба насущного? Возможно, перед нами встают и другие вопросы, которые звучат примерно так: «Где мне купить новую машину?» или: «Как мне уплатить долги?» Все это — важные вопросы. Но самый насущный вопрос — о нашей жизни с точки зрения времени и вечности.

Рассуждая об этом вопросе, я обращаюсь к вашему здравому смыслу.

Я знал одного молодого шотландца, который однажды пришел домой и заявил: «Я решил стать проповедником». Его дед, мудрый старец, ответил: «Сын мой, для этого необходимы три условия: знание, благодать Божия и здравый смысл. Если ты будешь нуждаться в знании, ты сможешь его приобрести; если ты почувствуешь нужду в благодати Божьей, ты сможешь выпросить ее у Бога. Но если тебе недостает здравого смысла, в таком случае иди выращивать картофель — ни Бог, ни люди не пожелают твоего служения в качестве проповедника».

Самый мудрый из всех людей на земле писал, какого рода мудрость имеет реальную ценность: «Приобретай мудрость, приобретай разум… Главное — мудрость; приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум» (Притч. 4:5-7).

Многие из нас имеют значительно больше здравого смысла, чем проявляют его в жизни; посему необходимо, чтобы мы мобилизовали в себе каждую частицу здравого смысла как унаследованного, так и приобретенного из окружающей среды, иначе нам не поможет вся мудрость мира сего.

Многие из нас при выборе жизненного пути совершенно забывают применить здравый смысл. В этом случае уместно привести одну древнюю пословицу: «За деревьями лесу не видно». Это значит, что мы настолько поглощены отдельными деталями, что не видим картины в целом, т. е. нас настолько беспокоит НАСТОЯЩЕЕ, что мы совершенно не думаем о БУДУЩЕМ. Такое бывает в нашей учебе, в повседневных заботах и в общественной деятельности.

Очень легко увлечься деталями картины нашей земной жизни, совершенно забыв о ВРЕМЕНИ И ВЕЧНОСТИ. Я бы хотел напомнить вам о цели нашего пребывания на земле и о том, что Бог рассматривает как успех. Иисус рассказал притчу о малых житницах и о большом глупце. Один богач, возможно и неплохой человек, совершил одну ошибку: в своих соображениях и расчетах он совершенно выпустил из виду Бога. Самым насущным вопросом для него было: куда мне поместить все мое добро?

Наконец, он решил: «Сломаю мои житницы и построю большие и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое» (Лук. 12:18). Поскольку он накопил много материального добра, в один прекрасный день он намеревался прекратить все свои земные труды и сказать: «Ешь, пей, веселись!»

Но Бог раскрыл пред нами подобный вид человеческого сердца, наглядно показал нам, что в жизненной цели этого человека отсутствовало звено величайшей важности: в свою жизненную картину он не вписал своего Творца. Он забыл, что именно БОГ поддерживает биение его сердца, что именно БОГ — Создатель его жизни, ответственный за то, что по его жилам течет кровь. Но безумный богач рассматривал себя настолько независимым и самонадеянным, что возомнил, будто он сам руководит всем ходом событий.

Я же верю, что только БОГ производит биение моего сердца каждую минуту моей жизни.

Ни один ученый мира не в состоянии воспроизвести ни одного чудесного процесса, которые происходят в человеческом организме. Фактически, ни один человек не может сегодня создать зерна пшеницы из ничего, не говоря уже о создании человеческого организма! Конечно, я видел несколько зерен пшеницы, которые имели очень красивый естественный вид; но, посеяв их, вы можете поливать их до дня страшного суда, но они никогда не прорастут! Ученые в состоянии сделать анализ пшеничного зерна и точно определить, из каких элементов оно состоит и в каких соотношениях; они могут синтезировать зерно, и все же такому зерну чего-то недостает — жизни! И самый великий из ученых не может создать даже единого пшеничного зерна, которое произвело сотни себе подобных зерен!

Некоторые люди верят, что именно Бог первоначально создал жизнь на нашей земле, а затем жизнь автоматически продолжается сама.

Я же верю, что великий Бог Вселенной сейчас и каждую минуту поддерживает биение моего сердца! И Этот же Бог приглашает нас поразмыслить о нашей жизни, принимая во внимание факт, как Бог расценивает человеческие успехи. В мире все оценивается с точки зрения человеческих критериев. Мы обычно измеряем успех материальным богатством, и это вполне по-человечески; и когда мы видим, что кто-то преуспевает в материальном отношении, мы восхищаемся им.

Когда-то мне попался список людей, преуспевавших в жизни, которые скопили огромнейшие состояния. Двое из них занимали первое место: Ховард Хьюгс и Д. Павел Гетти, каждый их них был владельцем состояния в полтора миллиона долларов. К счастью, я не обременен положением Ховарда Хьюгса, и у меня нет ни малейшего желания поменяться местами с Павлом Гетти. Интересно отметить, что и их состояния не самые большие в мире; их превзошел миллиардер, чье имя все еще не забыто, Джон

Д. Х. Рокфеллер. Уйдя из жизни, он оставил два миллиарда долларов!

Однажды я попытался прикинуть, сколько мне понадобилось бы времени, чтобы собрать такую сумму денег. Я подсчитал, что если бы мне каждый год была возможность откладывать в банк 2000 долларов (это почти на 2000 превышает сумму, которую я откладываю в действительности), я был бы счастлив. Если бы я мог откладывать такую сумму каждый год, сколько лет мне потребовалось бы, чтобы скопить такую сумму, которой обладал Рокфеллер? МИЛЛИОН ЛЕТ! Вот так богатство! А когда газеты Нью-Йорка сообщили о смерти Рокфеллера, они писали: «Джон Д. уплатил свой последний долг». И все те миллионы, которые я смог бы приобрести на этой земле, совершенно обесцениваются, когда дело касается продления жизни. Кажется, это сказал Эндрю Карнеги, что он будет давать врачу один миллион долларов за каждый год жизни, если тот продлит ее после 80 лет. Но ведь за деньги нельзя купить жизни!

В жизни должна быть какая-то более благородная цель, чем достижение финансовых успехов. Библия как раз и определяет эту цель. В Евангелии от Иоанна 3:16 сказано, что есть только ДВА ПУТИ: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него НЕ ПОГИБ, НО ИМЕЛ ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ». Всего два пути: либо погибнуть, либо жить вечно. Евангелист Матфей в 7-й гл. 13-14 ст. называет эти же пути: один широким, который избирают многие, а другой, который избирают немногие, — узким. Почему же немногие? Разве его трудно найти? Нет. Люди пренебрегают планом спасения, ибо он в высшей мере прост, и они совершенно им не интересуются. Большинство людей желают переделать этот план по-своему. Если бы вы попросили кого-либо поделиться его понятием о Боге, спасении и о том, как достичь его царства, вы бы снова и снова получили ответ: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

Я тоже верю в золотое правило; я считаю его чудесным, но ЕГО ОДНОГО НЕДОСТАТОЧНО! Можно поверхностно всматриваться в золотое правило и все же совершенно упустить из виду Бога.

НО НАШЕ СПАСЕНИЕ И ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ В БОЛЬШЕЙ МЕРЕ ЗАВИСИТ ОТ НАШЕГО ОТНОШЕНИЯ К ВЕЛИКОМУ БОГУ ВСЕЛЕННОЙ, ЯВИВШЕМУ СЕБЯ В ИИСУСЕ ХРИСТЕ. К этому сводится все.

И Христос показал нам, что выбор за нами: либо идти путем, ведущим к вечной жизни, либо путем, конец которого — погибель. А это зависит от того, принимаем ли мы великий план спасения и Голгофский крест или нет.

Однажды я зашел в больницу посетить одну женщину, пытавшуюся покончить с собой. Эта женщина разочаровалась в жизни, и ее попытка самоубийства почти удалась. Я стоял у ее постели, когда она проснулась от глубокого смертельного сна, и я никогда не забуду гнева, охватившего ее, когда она осознала, что опять вынуждена встретиться лицом к лицу с жизнью. Она воскликнула: «У меня не было выбора — появляться на свет или нет. Но я должна иметь право выбора — оставаться жить или уйти из этого мира!»

Ее заявление не лишено смысла. Никто из нас не пользовался правом выбора при рождении в этот мир. В таком случае, кто ответственен за то, что мы все же пришли в этот мир? Вы скажете: «Мой отец и моя мать ответственны за это». А вот и нет. Кто является Автором жизни? — Никто иной, как Бог! На ком лежит ответственность за то, что я родился? — На Боге. Кто ответственный за то, что я родился в мир греха? – Тот же Бог!

Он не виновен в том, что этот мир греховный, но Он ответственный за то, что я живу в этом мире.

Если Он ответственен за мое рождение, следовательно, Он несет ответственность также и за каждый выбор, который встает передо мной в моей жизни. Разве Бог обвиняет нас в том, что мы родились грешниками? — Нет! Если я не несу ответственности за то, что я родился в мир греха, то моей единственной заботой должен стать вопрос — принять или отвергнуть план спасения, который Бог предусмотрел, чтобы разрешить проблему греха. И весьма очевиден тот факт, Что Бог чрезвычайно терпеливо ждет, пока мы поймем все это.

Бог понимает, насколько трудно нам сделать правильный выбор, и Он послал нам Своего Сына Иисуса. Он-то знает, что значит жить в мире, на котором лежит отпечаток греха; Ему известны боли, тревоги и усталость. Он знает вкус слез. Но Иисус никогда не терял из виду всей перспективы Своей миссии; и Его жизнь служит для нас добрым примером того, как нужно жить.

Как только мы осознаем во всей полноте ПРЕИМУЩЕСТВО того, что мы родились в этот мир (преимущество в том смысле, что мы имеем возможность получить вечную жизнь), и как только мы начнем здраво понимать вопросы времени и вечности, ничто в мире не сможет помешать нам принять великий божественный план.

Библия говорит нам, что «дней лет наших — 70 лет, а при большей крепости — 80 лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь; ибо проходят быстро, и мы летим» (Псал. 89:10). Даже если я проживу 80 или 100 лет, все же большую часть жизни я проведу в трудах и болезнях!

Однажды отец обратился ко мне: «Сын мой, у меня есть одно предложение».

Я ответил: «Отлично, какое же?»

«Я хочу, чтобы ты представил, что я миллионер и собираюсь дать тебе миллион долларов. Но на двух условиях: во-первых, ты должен все деньги растратить в течение одного года».

Вас бы это не заинтересовало? Ведь это, в конце концов, не так уж и трудно, не правда ли?

Отец продолжал: «Меня не интересует, каким образом ты истратишь эти деньги. Можешь ехать, куда хочешь; можешь покупать, что хочешь; путешествуй, живи в роскоши. Но вторым условием будет следующее: в конце года ты умрешь в газовой камере».

Когда прзвучало второе условие, я начал придумывать, как бы избежать его.

Я решил, что если я завладею миллионом, отец никогда не поймает меня. Но он предупредил: «Другого выхода быть не может. Вот так. Тебе остается прожить только один год. Тебе нравится такое предложение?»

Я ответил: «Нет, спасибо».

«Отчего же?»

«Потому, что весь год я буду то и дело думать о газовой камере!» Итак, где до сих пор я видел одни деревья, теперь мне отчетливо представился лес.

Затем отец перевел свое предложение на вопросы времени и вечности. Он спросил: «Хотел бы ты прожить 70 лет так, как тебе нравится,- никаких правил, никаких ограничений.

В течение 70 лет ты можешь делать, что хочешь; можешь ехать куда угодно. Но в конце этого времени тебе придется направиться в место, приготовленное для дьявола и его ангелов».

Вы знаете, что во вселенной есть разумное существо, некогда занимавшее очень важное положение, но затем погубившее свою жизнь. И сегодня это существо — сатана — делает подобное предложение каждому из нас: «Послушай, я предлагаю тебе сделку. Я даю тебе 70 лет, которые ты можешь прожить, как тебе нравится. Но в конце жизни ты придешь ко мне, и мы вместе сгорим в озере огненном».

И, несмотря на то, что он не в состоянии дать и 70 лет жизни, все же миллионы людей приняли и принимают его предложение!

Поэтому, когда дело касается размышления о времени и вечности, я бы советовал вам руководствоваться логикой и рассудить все

это здраво. Из математики мне известно, что

16: 8= 2

В этом уравнении нет ничего замысловатого: одна часть пропорциональна другой; в этом можно убедиться, если перемножить его составные по диагонали:

2×8 = 16 и 4×4 = 16

Теперь, если выражу эту идею в терминах, отражающих жизнь и вечность, получится следующая картина:

1x 70=1xB (Вечность)

Действительна ли эта пропорция?

70×70 = 4900 и 1+В = 1 вечность.

Разве можно 4900 лет приравнять к вечности? Ни в коем случае! Это соотношение не пропорционально из-за знаменателя «В»!

Значит, если по неразумию избрать один год и в конце его умереть, когда можно прожить целых 70 лет, то не значительно ли глупее избрать 70 лет и в конце их погибнуть, вместо того, чтобы жить вечно?

Благоразумно ли это?

И хотя единственный мудрый выбор — принять божественный план спасения, мы не совсем отчетливо сознаем это.

Однажды мне пришлось выступить перед группой детей, которые переходили из подготовительной группы в первый класс.

Это были выпускники детского сада, и выступить перед ними с речью было и вправду нелегко. Ужасно трудно было удержать их внимание, не говоря уже о том, чтобы что-то им сказать! Ведь не встанешь перед ними и не сделаешь отчета о врожденной движущей силе в мире животных, порожденной высшей подсознательной деятельностью мозга и дополнительно контролируемой задними отделами головного мозга! Здесь такое не пройдет. Я долго думал, как мне с ними поговорить. Они сидели передо мной в нарядах из гофрированной бумаги, в академических шапочках с плоским квадратным верхом, с которых свисали маленькие кисточки, и я должен был выступить перед ними с напутственной речью.

Моим единственным решением было вовлечь их в мою программу. И я предложил: «Давайте представим, что я держу в правой руке бумажку в миллион долларов. Если вы изберете эту руку, вы становитесь обладателями миллиона, как только вам исполнится 21 год. В моей левой руке — монета в 10 центов, которая, если вы изберете левую руку, станет вашей сейчас же. Я хочу, чтобы вы решили, что избрать. Только будьте рассудительны! Хочу, чтобы вы хорошенько подумали и решили. Даю вам на размышление несколько минут».

Наблюдая, как в их головках завертелись колесики мыслей, я не мог не видеть, как загорались их глаза. Я читал в них предвкушение жевательной резинки и других сладостей, которые можно будет купить на 10 центов. И я предупредил их: «Не спешите, взвесьте все хорошенько!»

Я видел, как расширялись их глаза, и я начал терять спокойствие, потому что я однажды уже проводил подобный эксперимент, и результаты были нежелательными. Поэтому я продолжал увещевать их, чтобы они тщательно обдумали свой выбор: миллион долларов в будущем или 10 центов сейчас?

После того, как они имели достаточно времени для размышления, я сказал: «Хорошо, что вы избрали?» И все они выбрали… 10 центов! По удовлетворенному выражению их лиц можно было судить о том, что они были уверены, что я останусь доволен их мудрым выбором. Они рассуждали, как выпускники детского сада, перешедшие в первый класс!

Немного позже я провел этот же эксперимент среди подростков. Один из них, сидящий на задней парте, сказал: «Десять центов?! Не пойдет. Тебе придется повысить ставку!»

«Хорошо,- согласился я,- пусть будет спортивная машина. Если вы изберете ее, можете получить ее сейчас же, или вы можете избрать миллион долларов, которые получите, когда вам исполнится 21 год».

Перед этим я рассказывал им об эксперименте с малышами, поэтому они знали, какой от них ожидается ответ. И этот же парнишка рассудил так: «Если я изберу спортивную машину, то к тому времени, когда мне исполнится 21 год, я давно попаду с машиной на аварийную площадку. Лучше изберу миллион».

Мы живем в таком положении, девиз которого: «Сегодня!» Люди руководствуются правилом: «Все, что я делаю, делаю сейчас!» Может быть, так рассуждают только дети и молодежь? Нет, ведь легче всего мыслить в терминах сегодняшнего дня и совершенно забывать о завтрашнем. Так лес теряется за деревьями.

Отец подсказал мне одну мысль. Он часто любил спрашивать людей, хотели бы они снова прожить свою жизнь?

«О, да,- был ответ,- конечно же, хотел бы, я многое сделал бы по-другому».

Нет, вопрос звучит несколько иначе: хотели бы вы прожить жизнь снова точно так, как вы ее прожили? Без всяких изменений, со всеми теми же радостями и с теми же скорбями? Хотели бы?

Закономерно, чем старше человек и чем больше видов он повидал в жизни, тем скорее он ответит: «Нет!» Молодые люди, мало видавшие в жизни, могут пожелать пережить свою жизнь опять, но когда они представят себе всю жизнь в целом, с мирской точки зрения, исключающей из жизни Христа, они ответят: «Нет!»

Если жизнь в этом мире не заслуживает того, чтобы ее повторять, то смею вас заверить, не боясь никаких возражений, что мы стоим перед самым великим выбором: принять Божий план спасения и избрать жизнь вечную. Справедливо ли это? Нет более важного вопроса, чем этот.

Тогда какой же из всех вопросов самый насущный? — Марк. 8:35: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а свою собственную душу погубит?» (англ. перевод стиха).

Я рос, каждый день читая этот текст, написанный большими буквами на пыльной стене аудитории, где мой отец и дядя проводили евангельские призывные собрания. Перед тем как начать играть в песке или строить самолетики, я проходил через небольшой ритуал: смотрел на этот стих, написанный жирным шрифтом (еще сегодня эти буквы горят в моей памяти), и читал каждую строчку по слогам: «Какая польза че-ло-ве-ку… Какая польза человеку, если

он приобретет весь мир, а свою собственную душу погубит?» (Марк. 8:36). Я никогда не забуду этих слов!

Это и есть самый насущный из всех вопросов, встающих перед каждым из нас сегодня. Нет другого, более важного вопроса. Если взвесить оба выбора, мы неизбежно решим: «Что мне остается делать? Если я наживу богатство в два миллиарда долларов, но закончу жизнь по эту сторону ворот, у входа в город Божий, то лучше бы я никогда не родился».

Но кто-то может сказать: «Ну, а я не уверен, что вечность существует, действительно ли она существует?»

Хорошо. Просто ради логики, не принимая во внимание Библии, я предоставлю вам возможность — 50<187>50%,- что вечности не существует, если вы со своей стороны согласитесь 50<187>50 процентов, что таковая действительно есть. Если вечности нет, то в конце земной жизни и вы, и я сойдем в могилу и превратимся в прах; в таком состоянии мы будем оставаться долгое время, и ни один из нас не выиграет ни в чем по отношению к другому. Но если вечность существует, вы потеряли ВСЕ.

«Но,- возразите вы,- подумайте только о развлечениях, веселии и приключениях, ожидающих вас, если вы забудете о всех правилах и ограничениях!»

Я помню случай, когда в раннем детстве в наш город приехал карнавал со своими головокружительными аттракционами, и все жители стремились посетить их. Мы с братом знали, как наш отец относился к подобного рода развлечениям, и все же мы попросили у него разрешения пойти на карнавал. К нашему удивлению, отец сказал: «Мне кажется, вам пора решать самим. Вы знаете мое отношение к этому, но я хочу, чтобы вы сами решили, как вам поступить».

«В самом деле? Ты позволяешь нам решать самим?»

«Да».

И мы пошли на карнавал. Первая часть была чем-то грандиозным. Столько развлечений! Мы теряли деньги, как воду. Испытали все, что могли. Затем мы почувствовали головокружение, нам стало дурно. Уходя с карнавала в тот вечер, мы знали, что отец дома все время молится о нас, и нам стало ясно, что мы получаем удовольствие до тех пор, пока продолжается развлечение, но дело в том, что оно продолжается недолго!

Ошибаются те, которые утверждают, что в мире нет удовольствий.

Есть удовольствия, но они непродолжительны. Я уверен, что почти все постоянно ищут источников веселия, чтобы заполнить внутреннюю пустоту, когда удовольствие проходит. Люди мечутся, ищут средства удовлетворить свои желания, ищут что-то лучшее и более продолжительное. Если основательным разрешением нашего тревожного состояния является план спасения, то возникает вопрос: «Что мне делать с Иисусом Христом, Который сделал возможным мое спасение? Что мне делать с Иисусом?»

И еще одна мысль. Иногда раздаются заявления: «Мне не нужен Бог.

Я обхожусь без Него». У меня на этот счет есть предложение: вопрос заключается не в том, нужен мне Бог или нет, а нуждается ли Бог во мне? Нужен ли я Богу?

Во 2Кор. 8:9 так описана жертва Христа: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою». В этом тексте есть нечто прекрасное. Он обнищал ради меня; в таком случае, самое малое, что я могу сделать,- принять Его богатства ради Него Самого. Мне не нужен Бог? Но я нужен Богу! Он был заинтересован во мне настолько, что создал и искупил меня, пожертвовал Своей жизнью. Значит, я должен заинтересоваться Им ради Него Самого.

Поэтому, исследуя Божье Слово, принимая дар Его благодати, я ближе узнаю Христа; и, проводя начало каждого дня в тихом общении, наедине с Ним, погружаясь в глубины Его любви и постигая тайну плана спасения, я наилучшим образом использую дарованное мне Богом время.

Я благодарен Иисусу, что Он приглашает нас сегодня «прийти и вместе рассудить», Он приглашает нас мыслить. Псал. 89:12 говорит: «Научи нас так исчислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое».

Дорогой Небесный Отец! Благодарим Тебя за Иисуса и Его великую миссию любви. Мы не заслуживаем ее; мы не сделали ничего, чтобы заслужить эту любовь, но наши сердца смиряются в благоговейной признательности Тебе. Мы сознаем, что Ты — наш Творец и Искупитель, и что Ты нуждаешься в нас, и мы молим Тебя, чтобы Ты помог нам отложить в сторону все, имеющее второстепенную важность, и в свете креста принять великие требования неба. Благодарим Тебя и за уверенность в том, что, познавая Тебя, мы имеем надежду, что, хотя грехи наши будут , как багряное, Ты убелишь их, как снег. Мы откликаемся на Твою любовь, во имя Иисуса. А м и н ь!

Золотые россыпи из затронутой темы:

1. Очень часто вопросы, тревожащие наш ум, подымаются не выше самых земных аспектов нашей жизни.

2. Даже само мое существование зависит от постоянного воздействия божественной силы на меня. Именно благодаря силе, исходящей от Него, продолжает биться мое сердце.

3. Жизнь довольно суетна; но мы не должны терять из виду перспективу; нельзя увлекаться деталями настолько, чтобы «деревья заслоняли собой лес».

4. Подобно человеку, который сломал старые житницы и построил новые, большие, мы тоже часто исключаем Бога из наших расчетов и пытаемся основать свою безопасность на богатстве.

5. Какова ценность всех соблазнов этого преходящего мира, если на пороге вечности я увижу себя вне Божьего града?

6. Пытаться прожить жизнь без Бога — все равно, что пытаться поднять тяжелый груз с помощью цепи, в которой разорвано одно звено.

7. Нет сомнения, что в жизни без Бога есть удовольствия, но вся суть в том, что эти удовольствия непродолжительны.

8. Самое значительное, чего я могу достичь в моей жизни,- это использовать отведенное для меня время так, чтобы все ближе и ближе познакомиться с Богом, ежедневно проводя определенное время наедине с Ним.