Создание нации

Период времени от исхода Израиля из Египта и до вступления его в обетованную землю является самым ярким и насыщенным в истории еврейского народа. Господь многое сделал со Своей стороны, чтобы показать Свою любовь, заботу, величие, силу и превратить народ израильский в счастливых, праведных священников на земле. Можно долго размышлять над этим периодом, но мы коснемся только отдельных моментов.

Есть несколько причин, согласно которым Бог избрал Египет, чтобы в его недрах взрастить народ, а затем вывести его из плена. Египтяне сильно отличались от израильтян, как, собственно, и от жителей Ханаана, где прежде жили Авраам, Исаак, Иаков и его двенадцать сыновей, которые и переместились в Египет, и поэтому израильтяне в Египте не ассимилировали и сохранились как отдельная нация, несмотря на то, что пробыли в плену 400 лет. Египет имел древний, хорошо отрегулированный институт государственной власти, и Моисей с другими израильтянами многому там научились. Египет был тогда самым могущественным государством, ему мало кто мог противостоять, но если довериться Богу, то можно разбить любые преграды. Став рабами в Египте, евреи превратились в рабочую силу, наподобие животных, даже их рождаемость египтяне регулировали сами, уничтожая часть младенцев. И вот из этого ада Бог вынес на руках Свой народ, что позволяло евреям полнее ощутить свободу и лучше увидеть могущественную, любвеобильную и заботливую руку Господа. Много чудес совершил Бог пред глазами Израиля, дабы укрепить доверие к Себе со стороны народа. Господь постоянно напоминал о Своем присутствии, являя бредущим по пустыне израильтянам облако днем и огненный столп ночью. На Синае был провозглашен Декалог, кроме него Бог дал евреям гражданский закон. Народ Израильский был подобен ребенку, за которым постоянно наблюдает отец, указывая, как нужно поступать в том или ином случае, и предупреждая, что плохой поступок повлечет за собой жесткие последствия и наказания, а хорошие действия принесут пользу, да еще и материальные поощрения со стороны отца. «Если ты, когда перейдешь за Иордан, будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедаю тебе сегодня; то Господь, Бог твой, поставит тебя выше всех народов земли» (Втор. 28:1). «Пошлет Господь тебе благословения в житницах твоих и во всяком деле рук твоих; и благословит тебя на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор. 28:8). «Если же не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедаю тебе сегодня: то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя» (Втор. 28:15). «Пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастие во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе не будешь истреблен, — и ты скоро погибнешь за злые дела твои, за то, что ты оставил Меня» (Втор. 28:20).

Апостол Павел писал, что закон является детоводителем ко Христу (см. Гал. 3:24), и я осмелюсь отметить два вывода из этого утверждения. О первом я уже писал выше: Бог, как отец ребенка берет народ Израильский за руку и даже на руках выносит из плена. «Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка, в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его» (Чис. 11:12). Господь избрал преданного кротчайшего человека Моисея быть нянькой и вести сформировавшийся в нацию народ, чтобы сделать его качественно иным народом, чтобы израильтяне, направляясь к высшей цели, стали праведным народом-священником. «А вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:6). И весь народ уверенно согласился и пообещал. «Все, что сказал Господь, исполним» (Исх. 19:8). Да и как тут не пообещать, если явно видны сверхъестественные проявления Божьего присутствия, а благословения с небес так и сыпятся. Наказание же следует сразу за провинностью. И сегодня человеку кажется, что не было ничего проще, чем оставаться верующим и послушным именно в период формирования еврейской нации. Но что произошло в ходе этого процесса, каким оказался результат?

«И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога» (Втор. 32:15).

Примерно похожий вариант воспитания, так называемый метод кнута и пряника, используют большинство родителей. Провинился — наказали ремешком, хорошо закончил учебный год — купили велосипед, или что-то вроде этого. Последствия такого воспитания возможны всякие, как положительные, так и отрицательные. Одно из негативных последствий заключается в том, что ребенку кажется будто любят не его самого, а совершенные им поступки.

Вернемся к отношениям Бога и человека. Господь после очередного отступления народа Израильского объявляет Моисею о Своем намерении. «Истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя» (Исх. 32:11). Интересен следующий момент: Господь не сразу уничтожил непокорный народ, а прежде предупредил о том, что хочет сделать, предложил Моисею задуматься и самому сделать определенный вывод. Таким образом, Бог еще на стадии становления Израиля побуждает народ задуматься, а что же может привести человечество к праведности и спасению? Моисей усиленно думает, вспоминает историю и обнаруживает, что подобное уже было. Бог уничтожил допотопных людей водой, затем огнем уничтожил Содом и Гоморру и окрестные города, но и это не исправило людей. И оценив ситуацию, Моисей вступает в диалог с Господом и предлагает Ему другой вариант. Как это прекрасно, милосердно и возвышенно — Бог позволяет человеку предлагать; тем самым Он дает возможность самостоятельно понять и свободно выбрать путь спасения, путь с Богом. Господь помог Моисею понять, а через него и всем остальным, кто желает понять, что и новая нация, и новый народ не будет безгрешными, сколько бы ему не предлагали пряников и как бы его не обхаживали. Через пророка Амоса Бог задает ряд интересных вопросов, позволяющих предположить (но только предположить), что и другие народы Бог избрал для Своих определенных целей. «Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? — говорит Господь. — Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской, и Филистимлян — из Каф-тора, и Арамлян — из Каира?» (Ам. 9:7). Конечно, нельзя недооценивать то, что через Израиль мы получили Библию, хотя, если бы Израиль не справился с этой миссией, мы все равно каким-то другим образом получили бы от Бога Его откровение. Изучая историю Израиля, мы осваиваем жизненный опыт, открывающий нам нечто очень важное. Именно в этом месте я хочу отметить второе значение слов апостола Павла, записанных в Гал. 3:24. Опыты, пророчества, обряды и законы вели Израиля и все остальное человечество, как детоводитель ребенка, к пониманию того, что без жертвы Христа у нас нет будущего, и без великой любви Бога к человечеству нет спасения.