13. Памятник творения

Мы живем в такое время, когда все связанное с покоем и миром для нас стало чуждо.

Большинство людей отказывается от даже от чисто физического покоя и вместо шести дней работают семь, а день отдыха устраивают себе лишь от случая к случаю.

Но даже из тех, кто осознает необходимость физического отдыха, только ничтожное меньшинство понимает также более глубокое значение дня покоя.

Если можно было бы статистически определить, сколько людей это значение сознает,то всплыла бы ужасная цифра. Так недавно из 700 жителей протестантской страны было найдено только 10, которым было близко духовное, нравственное значение дня покоя, и только они соблюдали этот день по заповеди Священного Писания.

При всем этом нам давно следовало бы знать, что установленный Богом ритм жизни («шесть дней работай, а седьмой — суббота Господу Богу твоему») нельзя без наказания нарушать.

Где, например, сегодня «декардье» французской революции, календарь с 10-дневной неделей? Где пятидневная неделя, установленная в 1929 году в России? Все эти человеческие изобретения потерпели провал? В 1932 году в России снова вернулись к старой семидневной неделе, потому что увидели, что без этого нельзя.

Так мюнхенский физиолог Петтенкофер установил, что рабочий ежедневно отдает на 190 г. кислорода больше, нежели он воспринимает. От этого происходит вечернее утомление.

Сон восстанавливает равновесие, но не полностью. Остается дефицит около 20 г., который в течение недели так возрастает, что день отдыха становится необходим, чтобы организм восстановил свои силы. Какой же высокой представляется мудрость Божья даже в малых делах нашей жизни! Мы не можем не присоединиться к словам Писания, что сотворенное все «хорошо весьма» (Быт. 1, 31).

Еврейское слово «шаббат» означает «покой». Из четвертой заповеди мы знаем, что этим словом обозначается в особенности седьмой день недели, суббота. Если говорить о происхождении, значении и продолжительности субботы, то следует иметь в виду прежде всего три важных обстоятельства.

1. Время установления. Впервые упоминание о субботе встречаем при сотворении. Написано буквально следующее: «И совершил Бог к седьмому дню все дела свои, которые Он делал.

И благословил Бог седьмой день и освятил Его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 3, 2-3). Свидетельство о времени установления весьма важно, потому что в настоящее время божественный день покоя иногда отождествляется с временными обрядами и постановлениями иудейского богослужения, которое окончилось с крестом Христовым.

Священное же Писание учит обратному. Суббота не более иудейская, чем брак, установленный Богом в то же время (Быт. 2, 18, 24). Оба постановления были даны человеку первому, от которого произошли все мы, задолго до того, как возникла иудейская нация.

Но так как народ израильский в Ветхом Завете был народом Мессии, то эти общечеловеческие законы позабытые или искаженные отпадшим человечеством были повторены и введены в жизнь Израиля. Обрядовый же закон жертвоприношений и обрезания стал необходим по причине греха, ведь он указывал на кровь искупительной жертвы грядущего Спасителя. Итак, можно сказать: если бы Адам не согрешил и не нуждался бы в спасении, то Богу не понадобилось бы устанавливать обрядовые предписания. Суббота же оставалась бы, так как она райского происхождения и является признанием всемогущества Бога Творца.

2. Создатель Субботы. По ясному свидетельству Слова Божьего Сам Иисус Христос является Творцом субботы (Иоан. 2, 3. Кол. 1, 16. Евр. 1, 1-2). В этом смысле Он назван «Господином Субботы» (Мар. 2, 28). Когда иудеи в свое время субботу, данную для радости человека, превратили в бремя, и заповедь Божью заковали в оковы 39 человеческих постановлений, то Иисус сказал знаменательное слово: «Суббота для человека, а не человек для субботы». Этим Иисус не отменил субботу, а лишь освободил ее от талмудической мелочности.

3. Седьмой день. Седьмой день, несомненно, суббота, заповедь Божья требует празднование не одного из семи дней, а именно седьмого дня. Нынешняя семидневная неделя берет свое начало от сотворения мира.

Ее знали уже патриархи (Быт. 29, 28). Этому порядку Господь приучил народ израильский, который еще по сей день соблюдает правильный день покоя (Ср. Быт. 2, 2-3 с Исх. 20, 11). До пришествия Христа недельный круг также сохранялся без изменения, ведь ученики в субботу покоились по заповеди (Лук. 23, 56). Спасителю во многом пришлось укорять Свой народ, однако об изменении установленного Богом порядка ничего не сообщается. Наоборот, для Иисуса и апостолов суббота имеет такую же святость, как и для их современников. Календарная реформа папы Григория XIII в 1582 г. также не привела к изменению: изменился не круг недели, а лишь календарная датировка (за четвергом 4 октября последовала пятница 15 октября). Все знают, что Христос воскрес в первый день недели. Седьмой же день еще поныне на многих языках называется субботой: на итальянском «саббата», на испанском «сабадо».

Во все времена были люди, соблюдавшие субботу. О патриархах сообщается, что они соблюдали все заповеди, данные им от сотворения мира (Быт. 26, 5), значит и субботу. Народу израильскому суббота была известна еще от Синая (Исх. 16, 23).

Из повествования ясно видно, что речь идет не о чем-то новом, а только напоминается о давно известном (Исх. 16, 4-5). Богодухновенное Писание уже в Ветхом Завете открывает всеобщий характер субботы. Пр. Исаия говорит: «Блажен муж, который делает это и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения и оберегает душу свою, чтобы не сделать никакого зла… И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы» (Ис. 56, 6-7). В таком смысле Спаситель объяснил, что суббота дана для человека, а не только для иудея (Мар.

2, 27). Поэтому соблюдающий субботу признает библейского Творца. Суббота является знамением между истинным Богом и истинной церковью. «Это знамение между Мною и сынами израилевыми навеки; потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в седьмой почил от всех дел и покоился» (Исх. 31, 17). Эта установленная в начале ежедневная суббота, которая будет соблюдаться и в Царстве Божием (Ис. 66, 23), существенно отличается от других праздников Ветхого Завета, также называющихся субботами.

Но они указывали не на творение, а на новозаветные факты спасения и в Н. З. уже недействительны. Такими праздниками были Пасха, Пятидесятница, Праздник труб, День примирения и праздник Кущей.

Легко понять, что, например, Пасха лишь указывала на Христа (1Кор. 5, 7-8). Эти праздники или «субботы» очень четко отличаются от суббот Господних (Лев. 23, 37-38). О праздниках или годовых субботах Павел говорит: «Никто да не осуждает вас за пищу или питие, или какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу», потому что, он поясняет, «это есть тень будущего», а тело во Христе (Кол.

2, 16-17). Этим ни в коем случае не имелась в виду ежедневная суббота, ведь она указывала не на будущий крест Христа, а на бывший уже факт творения. «Помни день субботний, чтобы святить его, ибо в шесть дней сотворил Господь небо и землю» (Исх. 20, 8-11). Если сравнить вечную субботу с праздниками Ветхого Завета, то получается следующее различие:

Еженедельная суббота Годовые субботы обрядового закона

Дана при творении (Быт. 2, 2-3).Даны на Синае 2500 лет спустя (Лев. 23).

Напоминает о творении, задолго до возникновения иудейского народа.Напоминают о событиях израильской истории (напр. Пасха и Кущи).

Указывает на творение (Исх. 20, 8-11).Предвозвещают о кресте Христовом (Тень Кол. 2, 16-17).

Бог покоился в ней и отличил ее особыми благословениями.Бог не покоился в них и не наделял их особыми благословениями.

Соответствует 7 дню недели.Менялись.

Дана вообще для человека (Марк. 2, 27).Даны только Израилю (Ефес. 2, 14-15).

Простирается до Царства Божьего (Ис. 66, 23).Отменены со смертью Христа (Кол. 2, 17).

Так богослов Бэрис говорит о Кол. 2, 16: «Из этого текста нельзя заключить, будто Павел учит, что уже нет святого дня, так как нет ни малейшего основания думать, что какая-либо из десяти заповедей стала не обязательной для человека. Павел имеет в виду множество иудейских праздников, которые относились к обрядовому закону, а не к нравственному. Ни об одной из 10 заповедей нельзя сказать, что она «тень будущего». Эти заповеди по своему характеру обязательны всегда и для всех». Известные ученые подчеркивали, что суббота и по возникновению своему относится к вечному нравственному закону.

Так Иоанн Лоренц из Мосгейма пишет: «Закон о субботе не является обрядом Моисеевым, называемым церемонией или левитским обычаем.

Он относится к вечным и неизменным нравственным законам». Др. Филипп Шафф в своей «Истории Церкви» выразился так: «Что касается празднования определенного дня недели, то имелось божественное предписание в десятисловии о еженедельной субботе, этот закон основывается уже на факте творения, и поэтому по характеру своему обладает не только национальным, временным или обрядовым значением».

Поэтому только слепой может утверждать, что Иисус и апостолы отменили субботу.

О Спасителе пророчество говорит, что Он пришел, «чтобы прославить и возвеличить закон» (Ис. 42, 21), и что закон у Него в сердце. (Пс. 39, 9).

Иисус с самого начала не допускал никакого сомнения в Его отношении к закону.

С определенностью Он заявляет в нагорной проповеди: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков. Не нарушить Я пришел, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших, и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном. А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве небесном» (Мат. 5:17-19).

Из Нового Завета мы узнаем, что Иисус имел обычай в день субботний посещать синагогу (Лук. 4, 16) и в этот день учил (Лук. 4, 31). Он был очень далек от того, чтобы отменить божественный день покоя; наоборот, он учил окружающих, как его правильно соблюдать, говоря: «Можно в субботу делать добро» (Мат. 12, 12). Чудеса исцеления, совершаемые в субботу, нарушением были только по преданиям книжников; по божественному плану они были не только разрешены, но и подчеркивали истинное значение дня покоя. «Отец Мой поныне делает и Я делаю» (Иоан. 17 ст. 5 гл.).

Отец содержит мир и в субботу; отсюда для нас проистекает нравственная обязанность также не оставлять в субботу дело сохранения жизни тела и души.

Один из наиболее известных исследователей Н. З. Теодор Цан говорит по этому вопросу: «Иисус установил правильное соотношение между законной святостью субботы и жизнью человека, и этим не отменил закон о субботе, а научил людей его соблюдать. Он обладает властью отменить священные постановления, если они не соответствуют своему назначению. Однако Он в течение Своей жизни не воспользовался этим правом; заповедь о субботе Он исполнил по духу и истинному значению буквы, в борьбе со своими соперниками Он добился того, что они отказались от своего первоначального возражения. Не как нарушитель субботы, а как богохульник, называющий Себя Сыном Божьим Он был распят».

Как же к субботе относились апостолы? Совершенно ясно, что они строго придерживались примера великого Учителя и соблюдали субботу также после Его смерти и воскресения. Сам Иисус заповедал им святить субботу, предвозвещая о разрушении Иерусалима в 70 г. по Р. Х. «Молитесь, чтобы бегство ваше не случилось зимою или в субботу» (Мат. 24, 20). Из этого стиха ясно видно, что во дни апостолов не соблюдали другого дня кроме субботы. Апостолы и пресвитеры считали требования десятисловия обязательными, и поэтому не может быть и речи об изменении или отмене субботы в раннехристианском периоде (Иак. 2, 10). Послушание заповедям Божьим, а не страх перед людьми побуждали учеников и первых христиан соблюдать субботу. «В субботу же оставались в покое по заповеди» (Лук. 23, 56).

Также Павел, великий апостол язычников, которому часто пришлось выступать против учения об оправдании делами закона, не помышлял о том, чтобы в малейшем изменить сущность закона, его вечное значение и обязательность для всех людей. Часто он защищался от ложного обвинения, что его проповедь якобы приводит к беззаконию. Из всех его посланий выступает убеждение, что нравственный закон не утратил своей действительности в жизни верующего (Рим. 3, 31; 1Кор. 7, 19. 9, 21; Гал. 6:2). Отмена субботы Павлом невозможна уже потому, что в Деяниях Апостолов многократно отмечаются его субботние проповеди. То, что он проповедовал по субботам не для того, чтобы приспособиться к иудеям, видно из Деян. 13, 42-48, где апостол говорит перед аудиторией, состоящей преимущественно из язычников, и при этом даже не намекает на то, что этот день предназначен иудеям; нельзя этого приписать робости Павла; ведь он нисколько не стеснялся категорически выступать против учения об оправдании делами (Деян. 13, 38-39). Известно также, что апостол не знал другого дня покоя, кроме субботы.

Из Деян. 18, 1-4 видно, что апостол всю неделю работал своими руками, а по субботам благовествовал иудеям и язычникам, чтобы обрести их для Христа.

Предоставим по этому вопросу слово проф. Пану: «Только за Одним апостолы могли признать право изменить обычаи, данные Моисеем, а именно за Сыном Человеческим, Который назвал Себя Господином Субботы. Но о Нем они знали, что Он не нарушал и не отменял иудейской субботы, а наоборот, свято хранил ее. Знали они также, что Он сурово осудил каждого, кто дерзнул бы отменить даже малейшую из заповедей Моисея. Также во дни апостолов никто не дерзнул внести какое-либо изменение в заповедь о субботе.

Иудейские христиане продолжали соблюдать истинную субботу. Однако и христиане из язычников не могли помыслить об изменении ее, этому препятствовало влияние Павла. защитники воскресения очутились в тупике, утверждающие, что воскресение установлено Иисусом и апостолами, не могут показать, где этот день упомянут в заповедях Божьих; день воскресный не дитя божественного откровения, а произведение человеческих преданий; Писание говорит только о субботе.

Те же, которые утверждают, что суббота пала и на место ее заступило воскресение, должны объяснить, каким образом заповедь нравственного закона может пасть и быть заменена человеческим постановлением. Сознавая это противоречие, защитники воскресения предпринимали попытки внести воскресение в Св. Писание. Говорят, что воскресение заменило субботу, потому что Иисус воскрес в воскресенье. Однако при этом умалчивают, что воскресенье Христа ни в какой степени не нарушило 4 заповедь; ни Христос, ни апостолы не сказали ни одного слова, не сделали никакого намека на такое нарушение. Для первых трех евангелистов, которые, вероятно, писали во второй половине первого века, суббота все еще была субботой, а воскресенье было лишь «первый день недели» (Марк. 16, 1-2).

Это же относится и к Иоанну, писавшему, вероятно, в конце 1-го века (Иоан. 20, 1). Лишатся ли христиане, соблюдающие субботу праздника Воскресения? Ни в коей мере! Наоборот! Они празднуют воскресение Христа единственно правильным образом, через крещение веры посредством погружения (Рим. 6, 4. Кол. 2, 12). Большинство же защитников воскресения поступают по человеческим постановлениям не только в отношении дня покоя, но также крещения.

Другим популярным оправданием является то, что Святой Дух в Пятидесятницу был излит в первый день недели, и что поэтому воскресение стало новым днем покоя.

Если это действительно было, то было не потому, что это первый день недели. Лука не преминул бы об этом сообщить,- а потому, что был 50 день Пасхи, когда надлежало праздновать праздник Пятидесятницы. При этом нет точных данных, на какой день недели тогда выпала Пятидесятница. Толкователи в этом вопросе придерживаются различных мнений.

Цан, Визелер, Ольсхаузен, Бэрис, например, считают, что это было в субботу. Часто указывают на то, что апостолы отмечали первый день недели празднованием святой вечери и сбором подаяний. Ссылаются на места Писания, в первом случае на Деян. 20, 7-11, во втором — на 1Кор. 16, 2. Но даже если согласиться с тем толкованием данных стихов, которое ему приписывают защитники воскресного покоя, то и тогда еще ничего против заповеди о субботе не доказано. Выделение первого дня недели и отмена заповеди о субботе две совершенно разные вещи.

О том, что из этих стихов никак нельзя заключить о праздновании воскресного дня взамен субботы, видно из того, что с 2-го по 4 век по Р. Х. воскресный день никогда не праздновался, как день покоя, в некоторых места праздновали два дня: субботу и воскресенье.

Это говорит о нежелании христиан нарушать четвертую заповедь даже в то время, когда празднование воскресного дня уже входило в обычай. Однако нет причины считать, что упомянутые выше два стиха говорят о праздновании первого дня недели (Деян. 2, 46). В этом отношении Христос оставил верующим полную свободу. Кто свободу совершения Св. Вечери в любое время хочет заменить рабским законом, тот воистину заслуживает звания законника. Вполне возможно, что собрание, о котором сообщается в Деян. 20, 7-11, чисто случайно совпало с воскресением. Др. Мейер в своем критически-экзегетическом Комментарии к Н. З. замечает: «Нельзя с исторической достоверностью установить, что в то время первый день недели отмечался регулярными собраниями и празднованиями вечери любви; возможно, что в данном случае вечеря любви совершалась в первый день недели чисто случайно потому, что Павел на другой день имел намерение отправиться в путь. Также в 1Кор. 16, 2 и Откр. 1, 10 вовсе не выделяют этот день, как день богослужений. Что касается подаяний для бедных, о которых говорится в 1Кор. 16, 2, то здесь вовсе не говорится о собрании; речь идет об откладывании денежных средств у себя, т. е. «у себя дома», такой перевод точнее всего соответствует греческому выражению «пар еауто». Ольхаузен об этом тексте говорит: » Из этого текста нельзя делать вывод, что во время воскресных богослужений проводился сбор денег, ведь по замыслу Павла каждому надлежит в этот день отложить свое пожертвование у себя дома». Церковный же историк Неандер вынужден признать: «Еще меньше это можно доказать из 1Кор. 16, 2. Все становится понятным, если иметь в виду, что речь идет об обычном в гражданской жизни начале недели». Наконец следует еще остановиться на Откр. 1, 10. Этим стихом часто злоупотребляют, доказывая священность воскресного дня.

В подлиннике речь идет не о воскресном дне, а о дне Господнем, «кириаке хемере». По библейскому учению это название никак не может быть отнесено к первому дню недели. Это выражение можно понять либо как синоним слов «хемере Кириу» — день Господень, обозначающий день пришествия Христа (1Фес. 5, 2; 2 Петр. 3:10), либо как обозначение субботы — дня пришествия Господня обычно называется «хемере Кириу», а не «хемере кириаке», то следует отдать предпочтение второму варианту. На самом деле именно так обозначена суббота в 6 главе апокрифической книги Иоанна «Деяние Апостолов со 2-го века». Ни в коем случае в Откр. 1, 10 не может идти речь о воскресном дне, потому что Иоанн в своем Евангелии, которое написано позднее Откровения, этот день просто называет первым днем недели (Иоан.

20, 1-19). Только в апокрифическом Евангелии от Петра второй половины 2-го века, которое ложно приписывается Петру «хемере кириаке» назван день годовщины воскресения Христа, для обозначения же еженедельного воскресного дня это выражение стало употребляться лишь в 4 веке.

На вопрос, когда празднование воскресного дня вошло в обычай, отвечает: «Воскресный день не постановление и не заповедь Христа, хотя он тесно связан с историей христианства, но он моложе последнего». Итак, воскресный день не обязателен для нас ни как праздник, ни как день покоя; хотя он и отмечался во 2-м веке, как день радости, но это делалось без указания на то Христа или апостолов. Воскресный день, соблюдаемый как день покоя порядок, возникший в 4-м веке, противоречит Божьей заповеди о субботе и является отпадением от истины библейского откровения.

Далее возникает вопрос: «Каким образом воскресный день мог так быстро распространиться во 2-м веке и почему его соблюдение приняло характер, враждебный субботе, несмотря на то, что во многих местах библейский день покоя соблюдался вплоть до 5 века?» Ответом могут служить следующие обстоятельства: 1. Празднованию воскресного дня способствовал нехристианский антисемитизм мнимых последователей Христа, а также недоразумение или ложное мнение, будто суббота-иудейское постановление.

Так называемое «Послание Варнавы» от 120 г. по Р. Х., написанное не апостолом Варнавой, а египетским христианином гностического образа мыслей, содержит следующую нелепость: «Каждый день творения соответствует 1000 годам истории.

Лишь в грядущем седьмом тысячелетии люди смогут правильно соблюдать субботу. Воскресение же восьмой день недели и вместе с этим 8-ое тысячелетие — тысячелетие Царства Божьего.

Потому же, что воскресение не обладает святостью субботы. Его можно соблюдать уже теперь». Самое удивительное в этом наборе заблуждений то, что еще и сегодня находятся христиане богословы, которые ссылаются на это апокрифическое послание, как на довод празднования воскресения.

2. Распространению воскресения много способствовали известные языческие обычаи.

Когда римляне приняли семидневную неделю, то первый день они считали посвященным Солнцу, «Диес Солис» — день солнца (немцк.»зонтаг»), является целиком языческим названием.

Этим можно объяснить, почему Юстин Мученик (150) в своей первой апологии римскому императору день собраний называл «хемера Гелису» — день солнца; так как язычники этот день отмечали, то Юстин, отмечая культ солнца, нашел еще более широкое распространение его у персов, почитавших «Непобедимое солнце»; эти тенденции явились для христиан стимулом для празднования первого дня.

Только так можно объяснить, почему первый указ о введении воскресного покоя, изданный императором Константином 7 марта 321 г. рассматривался как основа для объединения языческой и христианской религий ради спасения римской империи.

Константин освободил христианство, но вместе с этим обезобразил его неизгладимой печатью язычества.

Как низко должна была пасть церковь, чтобы из рук языческого императора принять роковой дар этого указа и перенести его в область религии! С этого дня стало ясно, что человеческий авторитет является решающим и в вопросах веры. Отныне людей слушались больше, нежели Бога! Послушаем, что беспристрастный историк говорит о «равноапостольском» Константине. Христианином он еще не был, ни формально, ни внутренне… Когда Константин 7 марта 321 г. издал свой воскресный указ.

При этом он не ссылался на церковь и не именовал этот день по-христиански, а называл его добрым языческим именем, достопочтенным днем солнца».

Молча соглашаясь с Константином, церковь пошла на сделку с язычеством. Артур Стенли об этом говорит: «Упорная приверженность к древнему богу света оставила свои следы на одном из святейших и всеобщих постановлений христианства. Сохранение древнего языческого названия «диес солис» — день солнца (зонтаг( для обозначения еженедельного христианского праздника можно объяснить прежде всего тенденцией Константина к объединению языческой и христианской религий; исходя из этих планов, Константин приказал своим языческим и христианским подданным соблюдать первый день недели, как достопочтенный день солнца. Этот указ по праву называется новой страницей в истории дня Господня. Намерением Константина было объединить враждующие религии империи в единое целое».

Правда, указу Константина предшествовало решение Эльвирского собора в 305 году.

Между тем нельзя не признать, что именно царский указ явился первым постановлением о всеобщем соблюдении воскресения. На Лаодикийском соборе (между 343 и 383 г.) впервые на соблюдающих субботу была произнесена анафема и воскресение было уподоблено субботе.

В 29 каноне написано: «Дабы христиане не иудействовали и не были праздны в субботу, но работали в этот день; день Господень же (имеется в виду воскресенье), им надлежит почитать и по возможности воздерживаться в этот день от работы, как христиане. Если же они окажутся иудествующими, то их следует отлучить от Христа». Так и записано в римско-католическом церковном лексиконе Ветреце Вальтце.

В начале 4-го века празднование воскресенья выступает, как церковное постановление. Евсевий Кесарийский сообщает, что из праздничного дня воскресенье превратилось в день покоя, подобный субботе: «Все, что надлежало делать в субботу, мы перенесли на воскресенье. То, что для апостолов и первых христиан было бы неслыханной ересью, теперь коснулось сердца десятисловия и поднялось, чтобы судить о спасении или гибели человека». Однако библейская суббота продолжала существовать, у Бога во все времена были верные свидетели о субботе. В апостольском периоде (в 1 веке) церковь еще свято придерживалась библейской субботы, как видно из Мат. 24, 20). Обычай отмечать воскресенье, возникший во втором веке, начал оттеснять субботу. «Суббота, празднуемая иудеями и ранними христианами в 7 день, позднее была заменена первым днем недели, днем солнца, Митры» (Пауэлл Дэвис, Кумранская находка). Еще во втором веке, по-видимому, существовало сильное сопротивление гностически-антисемитским течениям, наподобие выраженных в т. н. «Послании Варнавы».

В Оксиринхском папирусе, найденном в Египте в 1897 г. мы читаем: «Если не будете соблюдать субботы, то не увидите Отца».

В течение довольно долгого времени в христианской церкви соблюдали субботу и воскресенье. «Старая суббота сохранилась,- говорит проф.

Брирвуд, и соблюдалась христианами Восточной церкви в течение более 300 лет после смерти Спасителя наравне с днем Господним. Кроме того, если взглянуть на еще более раннее время, то увидим, что в течение более 100 лет христианская церковь вообще не знала другого дня как суббота. Джозеф Бингем в своем труде «Древности Христианской церкви» пишет: «Помимо дня Господня первые христиане с большой тщательностью соблюдали седьмой день, субботу… Этот день единодушно признавали днем богослужения и поклонения». Церковный историк Гизолер подчеркивает: «Воскресенье и субботу соблюдали, как праздники, однако, последнюю освободили от иудейских суеверий». В «апостольских конституциях» (УП 23) от 4 века записано: «Субботу и день Господень соблюдайте, как праздники, потому что первый день — памяти творения, а второй — день Воскресенье». Это имел в виду также отец церкви Григорий Ниссийский (умер в 394 г.): «Какими глазами можешь смотреть на воскресенье ты, нарушающий субботу? Неужели не знаешь, что эти дни — братья? Тот, кто не дорожит одним, пренебрегает другим». «Цан в своей истории Воскресенья говорит о свидетельствах массового соблюдения христианами субботы в 4 веке. Притом нет никакого основания говорить, что здесь речь идет об иудейских заблуждениях. Наоборот, такие свидетельства поступают от большинства христианских общин. Так, например, Сократ, церковный историк 5 века говорит: «Ибо несмотря на то, что почти все церкви по всему миру ежедневно празднуют святые субботние таинства, церкви в Александрии и Риме из-за древности предания отказываются от этого».

О большом количестве соблюдающих субботу можно заключить также по враждебной реакции на это соборов и пап.

В средние века следы соблюдения субботы отмечаются в иро-шотландской церкви, которая долгое время возглавляла наиболее видную христианскую миссию в западной Европе среди общин Странников, среди т. н. Инсаббати, связанных с вальденцами, в ефиопской церкви, и среди афингенцев в Армении.

Реформаторы, к сожалению, не обратили внимание на истину о субботе и даже боролись против нее.

Так Лютер в 1538 году написал трактат «Против Субботников», имея в виду богемских христиан, соблюдающих субботу. Однако многое, непознанное реформаторами, практиковалось в рядах крестителей баптистов, крещение по вере, отделение от церкви, от государства, во многих случаях отказ от военной службы, а в некоторых также соблюдение библейской субботы.

Во время царствования английской королевы Елизаветы I (1558-1603) в Англии образовалась группа соблюдающих субботу, которая впоследствии в США приобрела известность, как церковь «Баптистов седьмого дня». В 1661 году один из проповедников этой церкви Джон Джеймс был повешен и четвертован. В 1666 г. первый миссионер баптистов седьмого дня попал в США, где в 1671 году была образована первая община на американской земле. Благодаря всемирной миссии Адвентистов Седьмого Дня, в наши дни раздается призыв к полной реформе божественного дня на основе Священного Писания.

На каком шатком основании покоится празднование воскресного дня видно в богословском обосновании этого обычая римскими и протестантскими христианами. Римская церковь признает без обиняков, что празднование воскресения не обосновано Библией.

В Римском Катехизисе говорится: «Церковь Божья сочла нужным перенести празднование дня покоя на день воскресный».

С еще большим притязанием выступает иезуит Шефмахер в своем «Толковом Катехизисе», заявляя: «Имеет ли церковь право устанавливать праздники? Этим правом она вполне обладает, так как она должна отправлять общественное богослужение. Докажу это примером: «Если бы у церкви такого права не было, то она не могла бы предписать празднование воскресенья вместо субботы». Такое притязание, конечно, не могло оставаться без возражений. Реформаторы на Писании решительно отвергли эту надменную претензию. Человеческая заповедь 4-го века, заклейменная своим языческом происхождением, никогда не может равняться указанию Христа или апостолов. Чувствуется глубокое возмущение Меланхтона, сетовавшего в 28 главе Аугсбурской Конфессии: «Так указывает и на то, что суббота по их мнению была превращена в воскресенье наперекор десяти заповедям и ни один пример так не раздувается, как перемена субботы; этим доказывают, что власть церкви велика, так как она распорядилась десятью заповедями и внесла в них свои изменения».

На самом деле для христианина, которому надлежит преклониться только перед авторитетом Божьим, законы, установленые римской церковью веками спустя после Христа и апостолов, совершенно неприемлемы. Нет заповеди Христа от 4-го века! Мы имеем только свидетельство Ветхого и Нового Завета. Церковь не имеет права ничего постановить, чего не постановили Христос и апостолы и чего не написано в Священном Писании.

Надо вспомнить блаженного Августина, который в послании против Петилиана прямо заявляет: «И законно избранных епископов не следует слушать там, где они заблуждаются или учат, или рапоряжаются вопреки священному божественному Писанию».

К сожалению, это совершенно верное признание ввело протестантов в еще более глубокое заблуждение. «Скриптура саббатум аброгавит» — Суббота отменена Писанием — так гласит первое роковое заблуждение Аугсбурской Конференции.

Вечная, с самого начала данная для всех людей заповедь могла быть отменена только Законодателем. Но мы знаем, что ни Христос, ни апостолы субботу не отменяли, и что субботу нельзя спутать с праздниками обрядового закона. Этот счет не может сойтись, потому что в исходных данных лежит глубокая ошибка. К сожалению, это ошибка сознательная. Проследим за ходом мысли реформаторов. Лютер говорит: «поскольку пришел наш Господь, мы получили свободу, и если нам воскресенье не нравится, то можем взять понедельник или другой день недели и из него сделать воскресенье». Но так как это должно неминуемо привести к хаосу, Меланхтон высказался за воскресенье: «Так как было необходимо определить какой-то день, дабы народ знал, когда собираться, то христианская церковь установила воскресенье и придерживалась этой перемены, тем более, что она для народа является примером христианской свободы, чтобы знали, что нет необходимости в соблюдении субботы, ни другого дня». Этим признается, что воскресенье не является предметом учения или закона, а лишь чисто человеческим постановлением. Это вынужден признать и Неандр: «Празднование воскресения всегда было только человеческим постановлением, как и все остальные праздники». Но отсюда неизбежен вывод, что воскресенье — не обязательный ни для кого праздник.

Однако, несмотря на все рассуждения реформаторов, третья заповедь у протестантов Аугсбурской Конференции, соответствующа 4-й библейской заповеди, гласит: «Святи день праздничный». Итак, лютеранство тоже требует соблюдения дня покоя и нарушение его считает грехом. Хотя, по словам реформаторов, праздновать можно было бы любой день недели. Этой заповедью поддерживается именно воскресный покой, т. е. празднование того самого первого дня недели, о котором неоднократно заявляется ими же, что он, как человеческое постановление не может быть обязательным для совести человека.

Еще более странной является платформа Гельветской Конфессии (т. н. реформированной церкви).

В гейдельбергском катехизисе на вопрос: «Как гласит заповедь Божья?» дается ответ: «Помни день субботний, чтобы святить его». Кажется, хорошо. Ответ более ясен, нежели «святи день праздничный». Но сразу же выясняется, что под названием «суббота» имеется в виду не суббота, а воскресенье.

И это ответ на вопрос: как гласит заповедь Божья! Воскресенье римской церкви хоть не соответствует Библии, но само по себе не лишено некоторой логики. Протестантское же воскресенье не имеет ни библейского, ни вообще логического обоснования. Назвать воскресенье субботой и через такую богословскую манипуляцию добиться библейского обоснования воскресенья — это, мягко выражаясь, очень странный метод. Вопрос о праздновании воскресного дня является одной из самых досадных непоследовательностей реформации.

Г. Г. Шмиц задает уместный вопрос: «Когда наступит час, в который евангельская церковь и в вопросе о субботе найдет путь Священного Писания? Возражение против культа Марии, потому что он не основан на Библии, отказ от учения о бессмертии, потому что оно языческого происхождения и чуждо Библии, колебания в вопросе о крещении младенцев, потому что оно не подтверждается Писанием — это решения протестантов, которые могут признать лишь то, чему учит Священное Писание. Желание же сохранить празднование воскресения, несмотря на то, что даже многочисленные протестантские богословы открыто признают небиблейский характер этого обычая, представляет из себя странную непоследовательность». Протестантам приходится смириться с упреком католиков, что принцип реформации: «Только Писание» вовсе не соблюдается и что им надлежит стать еще более «евангельскими», если они хотят, чтобы их так называли.

Иезуит Шефмахер задает вопрос: «Правда ли, что протестанты во всем придерживаются Библии?» И отвечает: «Нет.

Если они хотели бы точно придерживаться Писания, то им следовало бы многое делать, чего они не делают. …Им надлежало бы праздновать субботу,а не воскресенье, потому что в Библии написано: «Помни день субботний, а не воскресный…» Что ты заключаешь из сказанного? Что протестанты напрасно себя называют евангельскими, потому что они не поступают по Евангелию, веря тому и делая то, о чем в Евангелии ничего не сказано. В то же время они опускают кое-что из написанного в Евангелии».

Из этого лабиринта имеется только один выход — назад к Слову Божьему. Мы не можем спрятаться за коллективной виной церквей. Бог требует от нас личного решения. Бога нужно более слушать чем человека! Глубокое познание обязывает к делу и свидетельству. Каждому прочитавшему эти строки, путь указан ясно и понятно.

Только христианство, покорное Слову Божьему, может быть светом мира. Только Послушный ученик устоит перед Господом. Свобода от повиновения закону Божьему и покорность под игом человеческим, это великая ложь сатаны в последнее время. Вокруг этого вопроса разгорится последняя схватка между светом и тьмою. «Блажен, принадлежащий к соблюдающим заповеди Божьи и имеющим веру Иисуса» (Откр.14, 12).