16. Мир на чаше весов

После всего сказанного время задать вопрос, сколько Бог еще будет терпеть растление этого мира? Священное Писание не оставляет сомнений насчет того, что мир не является бесконечным круговоротом: «Ибо он назначил день, в который будет праведно судить вселенную» (Деян. 17, 31).

Слово «суд» встречается в разных значениях.

Тот, кто Священное Писание читает с открытыми глазами, увидит, что речь идет о нескольких фазах суда, которые, однако связаны между собою. Прежде всего говорится о «часе суда», параллельном последней вести спасения, то есть еще до пришествия Христа (Откр. 14, 7); затем сообщается о суде — разграничении злых от добрых при Втором пришествии Христа (Матф. 13, 49). Наконец — о суде тысячелетнего царства после Второго пришествия Христа, здесь уже не решается вопрос о виновности или невиновности, тогда Христос и праведные только назначают меру наказания для грешников, конец которых — вторая смерть, вечная гибель (Откр. 20, 4).

Эти ясные библейские истины открыты не только в Новом Завете. В сущности о них говорит уже и Ветхий Завет. Когда израильтяне вышли из Египта и на Синае получили закон, то Бог им повелел воздвигнуть святилище, которое в общих чертах должно было изображать великие истины плана спасения. Святилище воздвигалось не произвольно; скиния собрания, а затем храм были устроены по данному Богом образцу: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать среди них; все как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее, так и сделайте» (Исх. 25, 8-9).

Образцом для земного святилища служило святилище небесное, так что в описании земного святилища мы находим отображение святилища, находящегося на небесах. Автор Послания к Евреям говорит о священниках времен Ветхого Завета: «они служат образу и тени небесного» (Евр. 8, 5). В Евр. 9, 1-7 мы находим краткое описание устройства святилища. Через двор, в котором стоял жертвенник всесожжений и медный умывальник для священников, можно было, пройдя за завесу, войти в первое отделение святилища, называемое «Святое». Это помещение было вдвое больше второго, называемого «Святое Святых». В Святом по левую сторону стоял семисвечник,- прообраз народа, просвещенного Духом Божьим,- по правую сторону стоял стол с двенадцатью хлебами предложения, соответствующими двенадцати коленам Израилевым и изображающими доверенное народу откровение — «духовный хлеб». Перед второй завесой стояла кадильница, фимиам с которой изображал подымающиеся к Богу молитвы. Если священники ежедневно совершали свое служение в Святом, то первосвященник только раз в год имел право входа в Святое Святых. Там находилась скиния «свидетельства» — закона Божьего, а над ней возвышался престол благодати в знак того, что их Бог — Бог правды и любви, и что благодать Божья готова покрыть вину, обнаруженную законом. По обе стороны престола благодати стояли херувимы, взирающие на таинства Божьи под собою, как бы в ознаменование того, что и ангелы желают проникнуть в тайны плана спасения (1Петр.

1, 12). Между крылами херувимов — слава Божья, ибо Бог является одновременно Богом снисхождения и благолепия, пред Которым предстать можно лишь с кровью примирения.

Таким образом устройство святилища сообщало простому верующему о трех великих этапах духовной жизни:

1. Двор — примирение и посвящение.

2. Святое — поклонение и ходатайство.

3. Святое Святых — суд, искупление и общение с Богом.

Поэтому Г. Ф. Элер мог сказать: «Святилище предназначено для уяснения основных понятий искупления».

Итак, центральным действием, вокруг которого группировалось все прочее, была жертва.

Жертва прежде всего внушала верующему две великие мысли:

1. Грешник нуждается в Спасителе.

2. Без кровопролития нет и искупления (Евр. 9, 22).

Таким образом тысячи жертвоприношений животных в Ветхом Завете представляют из себя пророческий прообраз жертвоприношения Иисуса, Который Одной Жертвой, принесенной за всех людей, каждому предлагает избавление от суда. Посему животные жертвоприношения имели значение лишь в свете грядущей смерти Христа. Его единокровная жертвенная смерть была исполнением «прообразов тени».

В Ветхом Завете грешник через возложение рук передает свои грехи жертвенному животному, возлагаемому священником на жертвенник всесожжения. Оттуда первосвященник переносил кровь во Святое и кропил ее перед второй завесой и на роги жертвенника курения; этим символическим действием грех переносился на святилище. Кульминацией же годового круга служения был «Иом Кипурим», великий день примирения, когда народ и святилище очищались от всех грехов (Евр. 9, 7). В течение всего года грехи возлагались на Святилище; поэтому нужно было очищение и удаление всех грехов, а также грехов неведения. Посему великий день примирения был одновременно днем суда, когда нераскаявшийся отделялся от кающегося и неверующий от верующего. «Также и девятый день седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу. Никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицом Господа, Бога вашего. А всякая душа, которая не смирит себя в день сей, истребится из народа своего (Лев. 23, 27-29). В течение всего года израильтянин получал прощение грехов, но это прощение должно было подтверждаться в день Примирения.

Кто серьезно не участвовал в богослужении этого дня, на того возвращались его прежние грехи. Таким образом над грешником совершался суд.

День Примирения был днем великого разделения и решения. Иудеи в этот день читают из специального молитвенника «Меххора» торжественные молитвы, как например: «Вострубила вечная труба… Вот сегодня день суда, суда Божьего и суда над собой. Истинно Ты, Боже Судья и Обвинитель, Всеведущий и Свидетель, Который пишет и закрепляет печатью.

Ты открываешь памятную книгу, где описан путь всякого человека. Все жители вселенной проходят перед Тобою; и Ты считаешь, ставишь и строишь их, определяя каждому его участь и запечатлеваешь их приговор.

Сегодня в новый год оно пишется, а в день Примирения запечатлевается, кому жить, а кому умереть. Только раскаяние, молитва и добрые дела могут предотвратить приговор».

Главный обряд этого дня заключался в приготовлении двух козлов. Жребием один козел был определен для Бога, а другой для Азазеля. Это слово Генне объясняет так: «Азазель — не имя животного и не название места, куда животное отправляли; это обозначение существа, противоположного Богу, т. е. лукавого. Надо полагать, что Азазель означает «противник Божий». Из этого можно заключить, что данный козел был прообразом дьявола, первый же козел прообразом Христа».

После того, как первый козел, представляющий Христа, приносился в жертву, первосвященник проходил через Святое, чтобы войти через Вторую завесу в Святое Святых пред лицо Божье.

В знак того, что народ и святилище должны быть полностью очищены от греха, первосвященник семь раз кропил кровью козла перед престолом благодати и святилища, и посредством возложения рук грехи переносились на второго козла; его затем отводили в пустыню, где он погибал. Но он не бывал заклан, его кровь не служила примирению.

Эти обряды Новый Завет называет «служением тени». Это значит, что они были как бы тенью, падавшей с небесного святилища на землю. Истинное и настоящее служение, на которые указывали земные обряды, должно было совершаться на небе, в небесном храме. Он — скиния истины (Евр. 8, 2), все земное только «прообраз» (Евр. 9, 24). Для большей ясности приводим следующее сравнение:

ЗЕМНОЕ СВЯТИЛИЩЕ

1. Относится к ветхому завету.

2. Служили несовершенные священники.

3. Основывалось на множестве жертв животных.

4. Два отделения храма.

5. Богослужение в двух фазах.

НЕБЕСНОЕ СВЯТИЛИЩЕ

Относится к Новому Завету.

Служит Христос — Сын Божий — как Священник и Первосвященник.

Основывается на единовременной и совершенной жертве Христа.

Также два отделения: Святое и Святое Святых.

По аналогии с земным служением можно заключить, что и на небе два этапа служения. Евр. 9, 23 — безусловно, второй этап, день Примирения.

На вопрос, когда же начнется великий день Примирения небесного святилища, день примирения народа Божьего всех времен, отвечает пророк Даниил: «На две тысячи вечеров и утр; и тогда святилище очистится» (Дан. 8, 14). Речь идет об очищении в день примирения. Из замечания: «знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени» (Дан. 8, 17), явствует, что этот стих может относиться лишь к небесному святилищу. Земное святилище в данном случае исключено, потому что оно было разрушено римлянами в 70 году нашей эры.

Упоминание о начале этого пророческого отрезка времени мы находим в 9 гл. книги Даниила — дополнение к событиям, описанным в 8 гл. (Сравни Дан. 8, 16 с Дан. 9, 23). Там, в Дан. 9, 24, сказано: «Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего». Еврейское слово «хатах» (отрезать), которое на русский язык переведено не совсем точно — «определены», указывает на то, что этих семьдесят седьмин отрезаны от большего отрезка — от 2300 вечеров и утр, и имеют с этим отрезком общее начало.

Это общее начало мы находим в Дан. 9, 25, где сказано: «Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины». Уже отцы церкви признавали, что здесь речь идет о мессианском пророчестве, и что указанные сроки нельзя понимать буквально.

Как 2300 вечеров и утр, так и 70 седьмин следует считать в пророческом масштабе.

Ключ для определения этого масштаба находится в Иез. 4, 6: «День за год, день за год Я определил тебе». Итак 70 седьмин — первая часть 2300 вечеров и утр — 490 лет. Только в этом случае можно признать, что этот срок соответствует времени Мессии.

2300 вечеров и утр следует понимать, как 2300 лет, так как вечер и утро составляют один день (Быт.

1, 5). Этот масштаб сам по себе напрашивается, так как в видении сказано, что оно относится к концу времени. Восстановление и строительство Иерусалима началось осенью 457 года (Ездр.

7, 8), когда Ездра по поручению Артарксеркса принял управление над разрушенным городом Иерусалимом (Ездр. 7, 23-25). В течение семи седьмин (49 лет) «обстроятся улицы и стены». Этот срок приводит нас к 408 году до Р. Х. С этого времени до Христа Владыки предсказан срок: «62 седьмины», т. е. 627 = 434 года. Этот пророческий год кончается в 27 году по Р. Х. В это время Иисус был «помазан» Духом Святым (Деян. 10, 38) при крещении. Последняя же седьмина, семидесятая — самая важная в этой части пророчества. «И по истечении 62 седьмин предан будет Христос смерти и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет, как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седьмина, а в половине седьмины прекратится жертва и приношение» (Дан. 9, 26-27). Середина седьмины (три с половиной года) совпадает с весной 31 года.

С осени 27 года по весну 31 года — ровно три с половиной года.

Именно столько продолжалось земное служение Иисуса, как это видно из Евангелия от Иоанна. Прекращение жертв и приношений ясно говорит о жертвенной смерти Христа, из-за которой прекратились все жертвы животных. По смерти Иисуса Евангелие еще в течении 3,5 лет проповедовалось иудеям; в пророчестве Даниила это названо «утверждением завета для многих». Мученическая смерть Стефана и рассеяние церкви в 34 году (Деян. 8, 1-4) привела к возвещению благой вести и язычникам (Деян. 11, 19-21). Вскоре обратился предусмотренный Богом апостол язычников — Павел (Рим. 11, 13). Этим и истекли 70 седьмин. Теперь в народ Божий входили не только евреи, но и представители всех наций (Гал. 3, 28-29). Если из 2300 лет вычесть 490 — семьдесят седьмин, то получается 1810 лет.

Этих 1810 лет следует прибавить к конечной точке 70 седьмин — 34 году по Р. Х. Отсюда мы получаем 1844 год по Р. Х. После испытания новозаветного Израиля в течение 1810 лет в 1844 году начинается великий день Примирения в небесном святилище; в это время окончательно решится вопрос о принадлежности каждого к народу Божьему.

Первое повеление: 536 г. (Езд. 1, 1-3) 2300

Второе повеление: 519 г. (Езд. 6, 1-12) — 490

Третье повеление: 457 г. (Езд. 7, 6-14) 1810 лет

Как день Примирения земного святилища был днем суда, так и в небесном святилище в 1844 году начался суд. Даниил это событие описывает в 7 гл. своей книги: «Видел я наконец, что поставлены были престолы и воссел Ветхий Днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его, как чистая волна; престол Его, как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь.

Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели и раскрылись книги» (Дан. 7, 9-10).

Так как этот суд имеет место еще до пришествия Христа, то его лучше всего назвать СЛЕДСТВЕННЫМ СУДОМ. Этот суд предваряет вступление Христа на царственный престол (Дан.

7, 14) и по времени происходит параллельно с последними событиями истории человечества; во время заседания суда «маленький рог» на земле еще говорит высокомерно. Также и в Откр. 14, 7 о дне суда упоминается до вести о пришествии Христа (Откр. 14, 14-15). Того же мнения придерживается и католический толкователь Дистервальд: «Здесь речь идет не об окончательном вечном суде, как думали некоторые прежние толкователи, не о суде Божьем на земле; арена суда на небе.

И из контекста видно, что это как-бы предварительный суд, который впоследствии подтверждается всеобщим вечным судом».

Жертвенный Агнец небесного святилища — Христос (Иоан. 1, 29). Искупитель грехов наших (Ис. 53, 5-6). При Своем вознесении Он приступил к делу священника и ходатая за нас (Евр. 7, 25); поэтому Он грехи наши переносит на небесное святилище (Лев. 10, 17), там грехи наши отмечены в книгах, о которых говорят Даниил и Иоанн (Дан. 7, 10. Откр. 20, 12). Священное Писание говорит о разных записях, например, о КНИГЕ ЖИЗНИ (Дан. 12, 1). Эта книга содержит имена верующих (Фил. 4, 3; Лук, 10, 20). Тот, кто отпадет от Бога, вычеркивается из нее (Исх. 32, 32-33. Откр. 3, 5). Чье имя там записано, тот освобождается от вечного суда (Откр. 20, 15) и наследует вечную жизнь (Откр. 21, 27). КНИГА ЗАПИСИ ДОБРЫХ ДЕЛ И ПЛОХИХ ДЕЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ (Иоан. 65, 6-7. Мал. 3, 16). Наконец, и сама Библия может быть названа мерилом суда (Еккл. 12, 13-14). И вот, с 1844 года на небесах производится следствие над народом Божьим всех веков (1Петр. 4, 17). Стоя перед Отцом, Христос, наш Первосвященник, проверяет небесные записи и очищает святилище и народ, изглаживает полностью грехи, прощенные верою; этим определяется число участников воскресения жизни (Лук. 20, 35). Но если кто не сохранит верности до конца, то его имя будет вычеркнуто из книги жизни, и все грехи, которые ему ранее были прощены, возвращаются на него (Иез. 33, 13). Никто не сможет отговориться тем, что его обошли, не возвестили, потому что Евангелие прежде будет проповедано всем (Матф. 24, 14). Когда окончится время примирения и закроется дверь благодати — мы не знаем.

Но знаем, что на земле будут две группы людей, полностью решивших свою участь: «Неправедный пусть еще делает неправду, нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще и святый да освящается еще» (Откр. 22, 11). Затем возвращается Христос и исполняет приговор следственного суда: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22, 12). Сегодня мы должны испытать свою жизнь в свете Божьих заповедей. Нам нужно осознать свою вину и прибегнуть ко кресту и к нашему Первосвященнику, чтобы Он за нас заступился. В наше время происходит небесное решение нашей участи. Проси, чтобы Иисус и твое имя записал в книгу жизни.

«Смотрите, братья, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, чтобы вам не отступить от Бога живого.

Но наставляйте друг друга, доколе можно говорить «Ныне» (Евр. 3, 12-13).