17. Последний призыв Божий

Во все времена у Бога были верные свидетели на земле. Эстафета свидетельства передавалась от Ноя к Аврааму, от древнего Израиля к раннему христианству, от вальденцев Средневековья и реформаторов к христианам нашего времени.

Последняя церковь Божья изображается, как великая миссионерская церковь, весть которой распространяется по всему миру.

«И увидел я другого ангела, летящего посредине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену и языку и народу» (Откр. 14, 6). Это всемирное миссионерское движение возникло в 1844 году, чтобы нести людям последнее приглашение Божье.

«Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его» (Откр. 14, 7). Исполнить Евангельское поручение должны люди (Матф. 28, 19-20), поэтому ангела следует считать символом вестников Божьих на земле (Сравни Матф. 11, 10 и Лук. 9, 52). Греческое слово «ангелос» в общем означает «вестник». Весть этой новой церкви — не новое учение, а Вечное Евангелие, которое возвещалось во все времена.

Это Евангелие, возвещенное уже первым людям (Быт. 3, 15), проповеданное Ноем (2Петр. 2, 5), принятое верою Авраамом (Евр. 11, 8-10), известное пророкам (1Петр. 1, 10-11) и сынам Израилевым (Евр. 4, 1-2). «Остаток» Израиля (Рим. 9, 27) вместе с приобретенными из язычников, как «духовный Израиль» (Рим. 9, 6-8), воспринял факел истины.

Но после этого, согласно пророчеству апостолов, должно было наступить отпадение. «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры» (1Тим. 4, 1). Из другого слова апостола видно, что здесь имеется в виду не отдельное явление, а крупное событие в церковной истории: «Ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление» (2Фес. 2, 3). Это отступление от чистого учения достигло своего апогея во время возвеличивания «небольшого рога» (Сравни 12 гл.). Реформация 16-го века только частично восстановила библейскую весть. Отдельные пункты веры (оправдание верою, Писание-основа веры) мужественно защищались, в то время, как другие важные истины вовсе были обойдены, как например, крещение на основании веры, бессмертие только через Христа, суббота и др. Поэтому потребовалось завершение реформации, и это Бог поручил последнему Своему народу на Земле. Поручение это мы находим в уже известной нам 14 главе Откровения. Здесь под символом троекратной ангельской вести всем людям доброй воли показывается ясный, недвусмысленный путь Божий.

1. ВЕСТЬ ПЕРВОГО АНГЕЛА «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его; и поклонитесь Сотворившему небо и землю и море и источники вод» (Отк.14, 7). «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу» — не значит рабский страх, а благоговение и признание. Покорность Богу особенно важна для современного человека, привыкшего к лживой самостоятельности в делах веры.

Место своеволия должно занять послушание закону Божьему; это и будет признанием Божьего суверенитета. Итак, недостаточно признавать связь с неким придуманным идолом, с некой «высшей силой», как порой красиво говорят. Признавать Бога Богом, значит почитать Его, как личного Создателя и Промыслителя: «Поклонитесь Сотворившему небо и землю». Вокруг этой истины идет последняя борьба с материализмом, некоторые идеи которого, как например, теория эволюции Дарвина, распространяются даже в христианских церквах. Наилучшая защита от опасностей т. н. «модернизированного христианства» — это празднование дня памяти творения, библейской субботы, в духе Евангелия.

2. ВЕСТЬ ВТОРОГО АНГЕЛА «Пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы» (Откр. 14, 8). Имя «Вавилон» из себя представляет тайну Откр. 17, 5. Поэтому ясно, что речь идет о символическом названии, а не о древнем халдейском Вавилоне на реке Евфрате, который во дни Иоанна лежал в развалинах (Ис. 13, 19). Имя «Баб-илу» по халдейски означает «врата богов»; по-видимому, имя «Вавилон» истолковывалось так, что Вавилон по поручению богов должен править миром. Израильтяне же объясняли название «Вавилон», как производное от слова «бадал», что значит «смешать». Из того, что мистический Вавилон назван именем историческим, можно заключить, что здесь имеется некоторое сходство характерное; по этому признаку и следует определять, что такое — новозаветный Вавилон.

Признаки исторического Вавилона следующие:

1. Надменность (Дан. 4, 27. Откр. 18, 7).

2. Богатство и красота (Ис. 13, 29. Откр. 17. 3-4).

3. Всемирное влияние (Иер. 51, 7. Откр. 17, 4).

4. Идолопоклонство (Ис. 46, 6-7. Откр. 18, 2).

5. Преследование истинных детей Божьих (Ис. 14, 3-6. Откр. 17, 6).

6. Призыв выйти из Вавилона (Иер. 51, 6. Откр. 18, 4).

Кроме того, таинственный Вавилон еще называется блудницей (Откр. 17, 1), это обвинение на библейском языке имеет весьма определенное значение. Образ неверной жены или безнравственной женщины в устах пророков всегда обозначает падшую церковь, изменившую Богу,- Господину и Супругу своему.

Истинная же церковь представлена, как непорочная невеста (Откр. 19, 7-8).

Другое изображение Вавилона дано в Откр. 17, 9. 18. Здесь он представлен, как властвующий город, расположенный на семи горах. Поэтому греки и иудеи уже давно в Вавилоне Откровения узнавали Рим.

Из иудейских источников процитируем для примера 5 книгу оракула Сибиллы, а также мидраш Раба, где ясно сказано: «Город Рим назвали Вавилоном». Из христианских источников следует упомянуть прежде всего 1Петр. 5, 13, где, по всей вероятности, имеется в виду Рим; подобное мы находим также у отцов ранней церкви Иринея и Тертулиана. Также многие римско-католические толкователи в символическом Вавилоне признали Рим. Кардинал Белармин говорит: «Рим в Откровении называется Вавилоном». Также епископ Босуэ: «Черты настолько ясны, что в образе Вавилона легко узнать Рим».

Но этот Рим не может быть Римом языческих кесарей; прежде всего, речь идет о религиозной системе; затем, этот Вавилон достигает до последнего времени (Откр. 16, 17-19). Поэтому мы не ошибемся, если под символом Вавилона усмотрим духовный Рим, отпавшую церковь, пародию на истинную церковь.

Язычество и надменность — самые выдающиеся характеристики падшего христианства — легко обнаруживаются в Риме.

Странно, но эти качества даже восхваляются католиками и называются «практическим католицизмом». Так, например, римско-католический богослов Карл Адам говорит: «Мы, католики, это подтверждаем, не краснея, подтверждаем это с гордостью: католичество нельзя попросту во всех отношениях отождествлять с ранним христианством или, тем более, с вестью Христа, как нельзя отождествлять зрелый дуб с ничтожным желудем. И мы добавляем: тысячелетия спустя католичество окажется еще несравненно богаче, роскошнее, многообразнее в догмах, обычаях, правах и культах, нежели католичество сегодняшнего дня. Историк религии 5-го тысячелетия после Христа без труда отметит в католичестве понятия, образы и формы, родиной которых является Индия, Япония и Китай… Да, церковь не брезговала языческими обрядами и символами, если их оказалось возможным перестроить на христианский лад… это практический католицизм».

Однако «блудница» — не одиночный вид отступления; Откровение говорит о «материнской» роли Вавилона (Откр. 17, 5). Итак, существуют и дочерние церкви, которые подходят под признаки Вавилона, хотя сами они Вавилону не подчинены. К сожалению, не трудно найти союз с государством, надменную самоуверенность, преследование инаковерующих и небиблейские догматы у протестантов, православных и других церквей. Пророчество предсказывает о могущественном всемирном религиозном союзе всех падших церквей в последние дни (Откр. 13, 11-18). Итак, Вавилону и ее дочерям предстоит еще великое поприще. Еще два столетия тому назад реформатор протестантства Филипп Яков Спенер писал: «Я уверен, что римский Вавилон вернет себе всю свою старую власть, прежде чем настанет день суда… Боюсь, что большинство народов, подавленные его могуществом и в страхе перед его жестокостью, преклонятся под иго, сброшенное ими за двести лет до этого».

Бог же хочет нас избавить от заблуждений человеческих учений. Проникновенно, любовно и серьезно Он нас призывает: «Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее» (Откр. 18, 4).

3. ВЕСТЬ ТРЕТЬЕГО АНГЕЛА «Кто поклонится зверю и образу его и принимает начертание на чело свое и на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его» (Откр. 14, 9-10). Третья весть предостерегает от опаснейшего заблуждения, иначе Бог не стал бы говорить так внушительно и с такой угрозой. Прежде всего следует уяснить, что подразумевается под символами зверя, образа и начертания? Даже поверхностный взгляд на другие главы Откровения нам покажет, что этот зверь никто иной, как зверь 13-й главы Откр. «…и увидел я выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами; на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него как у медведя, а пасть у него, как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть» (Откр. 13, 1-2). Само Писание объясняет нам эти прообразы. «Змей» — это сатана (Откр. 12, 9), а зверь — упомянутая нечестивая власть, которой надлежит править миром силой лукавого.

Уже при чтении упомянутых стихов нельзя было не вспомнить пророчество из седьмой главы Даниила, где всемирные державы изображены в виде зверей. Итак, здесь речь идет о власти, соединяющей в себе надменность Вавилона в обоазе льва, агрессивность персов в образе медведя и интеллигентность и философию греков в образе барса.

Десять же рогов указывают на четвертого зверя Даниила. Итак, зверь обладает также жестокостью языческого Рима и малых государств его преемников. Теперь же не трудно окончательно сравнить этого зверя с «небольшим рогом» из 7 гл. Даниила:

1. Оба показывают исключительную надменность (Дан. 7, 20. Откр. 13, 5).

2. Оба богохульствуют (Дан. 7, 25. Откр. !3, 5).

3. Оба властвуют одинаковое непрерывное время (Дан. 7, 25. Откр. 13, 5. Три с половиной года равняются 42 месяца, 1260 дням или годам, по Иез. 4, 6).

4. Оба преследуют истинных верующих (Дан. 7, 25. Откр. 13, 7: 5).

5. Оба поражаются судом Божьим (Дан.7, 25. Откр. 13. 10).

Отсюда вывод ясен: «зверь» та же власть, которая описана Даниилом, как небольшой рог. Смертельная рана, которая исцелена (Откр. 13, 3) — как известно, признание государства Ватикан в 1929 г. после того, как Рим в 1788 и 1870 годах потерпел тяжелые, но лишь временные поражения. При папах Льве XIII, Пие X, XI, XII влияние Рима настолько окрепло, что сегодня весь мир снова взирает на Ватикан.

Ученые, государственные деятели, протестантские епископы и венценосцы, все с удивлением и благоговением прислушиваются к Риму.

Римскому епископу снова наносят визиты. «И дивилась вся земля следя за зверем и поклонятся ему все живущие на земле» (Откр. 13. 3, 8). Известный исследователь догматов Гарнах об этом высказался в начале века: «Кто поверил бы, что 20 веке папство достигнет такой же власти, как и при Иннокентии III или Бонифации VIII?» В процессе восстановления папской власти особую роль играет великая держава, описанная ап. Иоанном во второй части 13 гл. Откр.

«И увидел я другого зверя, выходящего из земли, он имел два рога, подобные агнчим и говорил, как дракон.

Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклониться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделал то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или число имени его» (Откр. 13, 11-17).

Для определения второго зверя важно помнить, что его деятельность относится ко времени поражения первого зверя смертельной раной и исцеления этой раны.

Известные толкователи в этом втором звере узнали США, сформировавшиеся как государство в конце 18 века.

Так, знаменитый евангелист Джон Уесли в 1754 году говорил: «он еще не пришел, хотя пришествие его близко, ведь ему надлежит явиться в конце 42 месяцев первого зверя». Так, протестантская Америка станет наиболее ревностным защитником папства. Несколько десятков лет тому назад такое предположение еще звучало бы, как неувядающая шутка, сегодня же мы являемся свидетелями исполнения этого пророчества. Дело не только в том, что католическая церковь сегодня самая многочисленная религиозная община в Америке, и не в том, что впервые Америкой управлял президент католик; главное в том, что так называемый западный мир все еще больше почитает за честь для себя римскую ориентировку в делах мировоззренческих и политических . Этому содействуют и так называемые «мосты», прокладываемые от конфессии к конфессии, как с протестантской так и католической стороны.

Папа Иоанн XXIII при открытии собора 1962 года ясно сказал: «Дело соединения мы рассматриваем как первостепенное, хотя и не единственное дело». Хотят создать всемирную единую церковь. Евангельский церковный съезд рекомендовал введение исповеди; католическим богословам, таким как Кюнг и Шютте, удается уменьшить расхождения до минимума. Другой католи- ческий руководитель Карл Адам, выступая перед тысячной аудиторией в евангельской церкви, распространялся о возможных уступках во второстепенных вопросах, как, например — в вопросе о церковной дисциплине, безбрачии священников и причастии. Следовало бы протестантам знать, что союз с римской церквью означает отказ от важнейших пунктов вероучений реформаторов, потому что Рим в вопросах веры не отступит ни на шаг.

Тем не менее богословы лютеранской церкви, такие как Асмуссен, тешат себя мыслью, что союз возможен и в вопросах вероучения. Однако решаются эти вопросы в области политики. Римская церковь выдает себя за авангард западной цивилизации и протестантство в этой борьбе, конечно, не хочет отставать.

Это признал Джеффри Фишер, архиепископ Кентерберийский, когда он в 1960 году впервые в церковной истории посетил папу как глава английской церкви. Пророчество предусматривает такое сотрудничество папства с протестантством, так как второй зверь создаст систему, подобную религиозно-политической диктатуре Рима; эта система пророчеством называется «образ зверя». Церковь и государство объединяются в борьбе против отказывающихся подчиняться их насилию (Откр. 13, 15). США, прежний бастион свободы, станут застрельщиками всемирной религиозно-политической нетерпимости.

Уже в 1954 году Роберт Юнг писал: «На фасаде нового мира» появляется нечто, что я назвал бы «новейшим миром». Это Америка, расходящаяся с ее прежними принципами и все более обнаруживающая черты тоталитарности».

Мост сотрудничества с Римом и есть «начертание» (Откр. 13, 16-17). Как и в случае со зверями и здесь речь идет о символе. Истинные христиане отражают характер Божий (Откр. 14, 1), противники же их по убеждению или же без твердого убеждения отражают характер и направления первого зверя. Характер же первого зверя, как мы видим в Дан. 7, 25 главной, отличительной чертой своей имеет своеволие. Заповеди Божьи он отменяет человеческими постановлениями. Суббота, знак авторитета Бога, как Творца (Иез. 20, 20), по замыслу зверя должна уступить воскресенью, начертанию зверя.

Правда, что в прошлом многие верные христиане добросовестно соблюдали воскресенье, искренно веря, что они этим исполняют требование божественного закона.

И сегодня еще имеются верующие, которые соблюдают воскресенье, будучи уверены, что это — день Господень. Они ничего или почти ничего не знают об обязанности четвертой заповеди. О таких людях, конечно, нельзя сказать, что они приняли начертание зверя. Только те, которые стоят перед выбором — повиноваться человеческим предписаниям или же заповедям Божьим, и все же останутся на стороне празднования воскресенья, примут начертание зверя.

Всемирному союзу могущественных держав, враждебных Богу, будет противостоять небольшая горсточка народа Божьего. «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и имеющих веру Иисуса» (Откр. 14, 12). Невзирая на все поношение и все гонения, они будут высоко держать знамя истины.

Их призыв будет услышан, потому что сказано: «После сего я увидел иного ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его» (Откр. 18, 1). Зов третьего ангела, приглашающий не участвовать в религиозном смешении последних дней, будет возрастать; во тьме нашего мира последний раз воссияет чистый свет библейской вести.

Это дело адвентистов седьмого дня, последнего ополчения Божьего.

Дело вложено в наши руки. Бог теперь торжественно призывает человечество выйти из Вавилона человеческих заповедей и вступить в ряды «соблюдающих заповеди Божии и имеющих веру Иисуса».