19. Небо принадлежит тебе

Восстановление видимого правления Божьего является конечной целью истории, «дабы Бог был все во всем» (1 Кор. 15, 28). Этого желали патриархи и пророки, на это надеялись древние христиане и мученики и вместе с ними и последняя церковь ожидает скорого завершения плана спасения. Возвращающийся Спаситель возобновит порядок во вселенной, нарушенный возмущением ангелов и людей, и установит мир во всем мироздании.

Последняя эпоха на пороге вечности также подразделяется на несколько фаз. Писание не напрасно говорит о возрождении или мессианском обновлении мира.

В Откровении это называется «хилиа эте» — тысячелетнее царство.

К сожалению это первоначальное христианское учение во многом было искажено в течение времени.

Так, например, ранние отцы церкви под влиянием поздней иудейской апокалиптики тысячелетнее царство воспринимали, как чисто земное царствование. Такому материализму воспротивились александрийские богословы (в т. ч. Ориген) и объяснили его чисто духовно. Вместе с этим полностью была оставлена мысль о будущем тысячелетии. После вознесения христианства на уровень государственной религии возникла идея, что исполнением этого пророчества является господство церкви здесь, на земле; наиболее известным сторонником этого толкования был т. н. Блаженный Августин. Эта идея о государстве Божьем на земле усугубилась до того, что Фома Аквинский ранне-христианское понятие о тысячелетнем царстве заклеймил, как ересь.

К сожалению и 16 столетие, как век столь многих религиозных форм, не привел к библейскому взгляду на тысячелетнее царство. После англиканского богослова Даниила Уйтби, который объяснил тысячелетнее царство, как историческую эпоху перед Вторым пришествием Христа, возникло множество фантастичных идей о «золотом веке» здесь на земле.

С библейским учением о тысячелетнем царстве те идеи имеют только общее название. Св. Писание говорит ясно:

1. Тысячелетнее царство находится по ту сторону порога земной истории человечества.

2. Тысячелетнее царство — век суда, а не век благоденствия и всемирного обращения.

Тысячелетний период начинается с пришествия Христа.

Прежде надлежит прийти Ему, как Царю царей и Господу господствующих (Откр. 19, 11-16) и только после этого Он будет судить грешный мир тысячелетним судом (Откр. 20, 4).

Когда наступит великий день исполнения чаяния верующих всех веков, тогда исполнятся слова апостола: «Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фес. 4, 15-17). Апостол здесь говорит не о всеобщем воскресении, а лишь о воскресении верующих, называемом также первым воскресением: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом; над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20, 6).

За первым воскресением следует изменение верующих, живущих во время пришествия Христа (1Кор. 15, 51-52).

Обе группы будут вознесены навстречу Грядущему, чтобы вершить суд над сатаной и падшим миром. «Неужели не знаете, что святые будут судить мир… Разве не знаете, что святые будут судить ангелов?» (1Кор. 6, 2-3). Умершие неверующие не имеют части в первом воскресении, а живые нечестивые, которые увидят пришествие Господне, погибнут от славы Его явления и могущества Его величия. «Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев решать по истине, и жезлом уст Своих поразит землю и духом уст Своих убьет нечестивого» (Ис. 11, 4); 2Фесc. 1, 6-10.

Наша земля тогда будет находиться в состоянии полного опустошения и безлюдия. Последние события перед и во время пришествия Христа приведут к огромным разрушениям, верующие будут вознесены, а неверующие поражены. Теперь окончательно сбывается слово Иеремии: «Смотрю на землю; и вот, она разорена, и пуста, на небеса, и нет на них света. Смотрю на горы, и вот они дрожат, и все холмы колеблются. Смотрю, и вот нет человека, и все птицы небесные разлетелись. Смотрю и вот Кармил пустыня и все города его разрушены от лица Господа, от ярости гнева Его» (Иер. 4, 23-26).

Только сатана и мир падших ангелов обитают на пустынной земле. «И увидел я ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть сатана и дьявол и сковал его на тысячу лет и низверг его в бездну и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время» (Откр. 20, 1-3).

«Бездна» означает состояние земли: здесь употребляется то же греческое слово (абиссос), которым в кн. Бытие 1, 2 переведено слово «бездна». Здесь сатана в течение тысячи лет будет обречен на полное бездействие, в то время, как на небесах Христос и праведники совершат над ним суд.

«Цепь», которой он связан, следует понимать символически.

Речь идет о цепи обстоятельств: верующие вознесены, нечестивые мертвы, а поэтому он не имеет возможности обольщать народы, он как бы связан. В то время, как сатана и его ангелы лишены власти на земле, Христос и праведные на небе заседают на великом вечном суде; на этом суде речь идет не о жизни или смерти, это уже определено во время следственного суда; теперь определяется мера наказания грешников. На первом плане суда стоит Христос (Иоан. 5, 22). Он действует по поручению Отца (Дан. 7, 22). Свидетелями на суде выступают верующие всех веков, в особенности мученики (1 Кор. 6, 2-3. Откр. 20, 4). Залом заседания всемирного трибунала служит небо (Откр. 15, 2-3).

За тысячелетним судебным заседанием следует приведение приговора в исполнение. Духовному взору читателя книги Откровения предстает величественная панорама. Это замечательная часть Апокалипсиса, развивающаяся в поразительных сценах, превосходящих человеческое восприятие. Иоанн видит небесный Иерусалим, сходящий с неба; является Судья и Его церковь. «И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба» (Откр. 21, 2).

Чтобы совершился суд, теперь должны явиться подсудимые. Итак, к концу тысячелетия происходит воскресение нечестивых. «Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет» (Откр. 20, 5). Общество насильников, тиранов, безбожников и грешников является благодатной почвой, для наущений сатаны. Он снова будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской (Откр. 20, 7). Цель их нападения — новый Иерусалим.

«И вышли на широту земли и окружили стан святых и город возлюбленный» (Откр. 20, 8).

Однако сатана и его атака обречены на неудачу; она допускается лишь для того, чтобы осудить сатану и его сторонников. Огонь падает с неба и создает огромное огненное море, в котором уничтожаются нечестивые, как демоны, так и люди. «И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их» (Откр. 20, 9). Это окончательное уничтожение Писание называет второй смертью (Откр. 21, 8). Грешники станут такими, как будто их никогда не было (Авдия 1, 16), они сгорят, как солома и превратятся в пепел (Мал. 3, 19-21). «А беззаконники все истребятся, будущность нечестивых погибнет.

Все это длится веками, во веки веков» (Откр. 14, 11).

Это, однако, не значит, что наказание грешников будет длиться веками или даже до бесконечности. Греческое слово «зон» вечность, часто означает ограниченное время, век или эпоху.

В таком именно смысле следует понимать, например, следующие места: Исх. 21, 6. Ис.32, 14-15. Иуды 7. Разумеется, это же слово может употребляться и для обозначения неограниченного периода времени, например, если речь идет о вечном Боге или о вечной жизни; это в каждом случае следует определять по контексту. Но нельзя говорить о бесконечности, если речь идет о наказании нечестивых, ведь на новой земле уже нет ни скорби, ни плача, ни вопля (Откр. 21, 4-5). Там Бог будет все во всем (1Кор. 15, 28). В библейском богословском словаре Остерло и Энгеллянда об этом говорится: «Слово «зон» употребляющееся в Новом Завете для определения понятия «вечность», на дохристианском греческом языке обозначает все другое, только не пустую вечность. Для понятия «беспредельность» на греческом языке имеются другие слова, которые в Новом Завете почти не встречаются. Не обязательно, чтобы все вечное длилось бесконечно или даже до конца мира».

Итак, Библия знает наказание огнем, но это не то, что в народе называют адом. Представление о существующем в настоящее время и бесконечном аде основано на заблуждении относительно бессмертия души и на ошибочном переводе. Еврейское слово «шеол» следует перевести «могила», и не «ад», то же следует сказать и о слове «гадес» в Новом завете (Ср. 1 Цар. 2, 6. Иов. 14, 13. Ос. 13, 14. Ионы 2-3; сравни Пс. 15, 10. Деян. 2, 37). Только слово «геенна» означает будущее наказание огнем (Мат. 10, 28), когда истребится тело и душа.

Посему в Библии вечным называется сам огонь, поскольку его действие влечет за собой вечные неотвратимые последствия, но не жизнь, бросаемая в огонь. Итак, Писание учит не о бесконечности мучений, а об истреблении грешников. После того, как дьявол, грех и грешники придут к своему концу в геенне, эта земля вновь обретет печать божественной гармонии. Тогда творение вернется к Своему Творцу, круг плана спасения будет замкнут. И увидел я Новое небо и новую Землю; ибо прежняя земля и небо миновали и моря уже нет» (Откр. 21, 1). Эта новая земля навсегда станет родиной спасенных (Дан. 7, 27. Откр. 5, 10). Таким образом древняя история сходится с историей последнего времени, потому что Священное Писание начинается с рая и заканчивается раем же. Однако, конец будет величественнее начала.

Царство Божье — не только возобновленный, но прежде всего прославленный рай.

От настоящего тела к прославленному телу (Фил. 3, 21), от болезней и скорбей этого мира к вечному покою (Исаии 35, 10), от тусклости нашего нынешнего восприятия к совершенству божественного познания (1Кор. 13, 12) — вот путь.

Притом на веки вечные, без тени ненадежности и изменчивости, свойственных нынешнему миру.

Из преходящих царств этого мира мы переносимся в вечный Новый Иерусалим, слава которого (Откр. 21, 10-27) превосходит все постижимое человеком.

Там будет встреча с родными и друзьями, похищенными здесь смертью, там не будет неправды (Ис. 65, 21-22), не будет ни нужды, ни болезни, ни смерти (Откр. 7, 16-17). Все же это лишь начало, потому что блаженство всех блаженств — постоянно взирать на лицо Божье (Откр. 22, 3-4) и пребывать в общении со Христом.

«Се скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; и отрет Бог всякую слезу с очей их; и смерти там не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни не будет; ибо прежнее прошло (Откр. 21, 4).

Тогда будет завершен Божий план спасения, и по соловьинным садам вечности Бог будет водить народ Свой от познания к познанию.

Там будем покоиться и взирать,

Будем взирать и любить,

Будем любить и славить,

Это конец без конца

(Августин)

Течение мировой истории близится к своему концу. Христос приглашает всех людей к участию в Царстве Божьем. Он, богатый, стучится как нищий у дверей сердец наших и просит их откликнуться и не отклонить вечное наследие спасенных. Он готов простить нам грехи наши и наделить нас силой, необходимой для достижения небесной Отчизны. «Свидетельствующий сие говорит: «Ей, гряду скоро! Аминь».

Ей, гряди Господи Иисусе!

СОБЫТИЯ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ

НЫНЕШНИЙ МИР — как во дни Ноя и Лота

Второе пришествие Христа

Воскресение праведных (первое воскресение)

Нечестивые мертвы, сатана связан

ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ — народ Божий на небе

Земля опустошена на 1000 лет

Святой город со спасенными нисходит на землю

Воскресение нечестивых (второе воскресение)

Сатана, его ангелы и мертвые нечестивые на земле

Сатана освобожден и брошен в озеро огненное вместе с нечестивыми

Огненное озеро

НОВАЯ ЗЕМЛЯ

Едем обновлен

Первоначальный план Божий осуществлен

Вечность!