4. Книга предвидения

«Книга природы» не осведомляет нас полностью о Боге и Его намерениях. Правда, мы можем сделать из нее вывод о существовании Высшего Существа. Однако многое в природе нас смущает, потому что по ее зданию проходит глубокая трещина. Вот травинка, которая может расти лишь тогда, когда другие умирают, удобряя для нее своими телами почву; там борьба, ожесточенная и неумолимая, в которой только сильнейший имеет шансы выжить.

Кто по этим чертам попытается сделать заключение о чертах характера Божьего, оказался бы в явном заблуждении.

Такие философские системы и нехристианские религии оказываются весьма ненадежными в решении упомянутых вопросов. Сколько раз мудрые мира сего оказались неразумными! Здесь одно положение противоречит другому, одна философия другой, так что вспоминается римская поговорка: «Люблю Платона, но еще больше Платона люблю истину».

Языческие религии представляют из себя широкие и возвышенные, но все же лишь человеческие попытки исследовать божественное и уловить его.

Это человеческие пути к Богу, пути которыми руководит наш ограниченный, подверженный заблуждению разум, пути, неведущие к цели, теряющиеся в пустыне. Очеловеченные боги греков, множественность богов египетского мира, гимны войне и ненависти Магомета, и эгоцентрическое отречение от мира, проповеданное Буддой,- это все лишь отражение нашего собственного «я» со всеми его высокопарными фантазиями и темными тупиками.

Нет, говорить о сущности и намерениях Божьих может лишь один, Сам Бог.

Все остальное, по словам Лютера, ни что иное, как «игра в жмурки», разума с Богом, где Богом называется то, что не Бог, а истинный Бог Богом не называется. Метко он замечает: «Посему большая разница знать, что есть Бог, или знать, что такое и кто такой Бог. Первое знает природа, и в каждом сердце оно написано. Второму учит единственно Дух Святой». Подобное говорит и Карл Барт в наши дни: «Кто такой Бог и что божественно — этому нам следует научиться там, где Бог являет Себя и открывает Своей природой сущность божественного».

Великий вопрос заключается в следующем: «Действительно ли Бог открыл Себя и говорил ли Он к людям?» На этот вопрос с христианской точки зрения имеется лишь один ответ: «Определенно, да». Бог говорил к людям всех веков и сегодня обращается к нам через Библию, Священное Писание. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».

Даже с человеческой точки зрения Библия представляет из себя исключительную книгу.

Она древнее большинства других книг человечества, и несмотря на то, что ее авторы жили за 3000 лет и более, она все еще обращается к нам.

На сегодняшний день Библия переведена на более чем 1000 языков, и ежегодно распространяются миллионы ее экземпляров. Популярность Библии далеко превосходит популярнейшие литературные произведения. Тиражи книг знаменитейших поэтов, таких как Шекспира и Гете, ничтожно малы по сравнению с нею, не говоря уже о литературных трудах, появившихся в древности одновременно с Библией. Многие из них сегодня знакомы только археологам и историкам; Библия же все больше возбуждает интерес всего мира.

Библия является исторически достоверной книгой, верность и точность которой приводит в изумление археологов и любителей науки и заставляет молчать насмешников.

Так, например, город Ниневия, великая столица ассирийцев, совершенно уничтоженная в 612 г. до Р. Х., до 19 века была известна лишь по упоминаниям о ней в Старом Завете. Произведения греческих и римских источников, которые до зарождения современной археологии были главными источниками сведений о древности, об этом городе ничего не могли сообщить. Когда Ксенофонт со своими 10000 греков в 401 г. до Р. Х. проходил этой местностью, то никто уже не помнил название города.

Вольтер и другие с ним не замедлили по этому поводу поглумиться над Библией. и заклеймить ее как книгу сказок. Однако, в сороковых годах прошлого столетия Ниневия восстала из праха тысячелетий, чтобы оправдать перед скептическим миром сообщения Библии. Французу Ботта и англичанину Лейярду принадлежит честь открытия древней Ниневии для мира.

В ходе раскопок француз в нынешнем Хорсабаде наткнулся на дворец ассирийского царя Саргона (722-705) в существовании которого критики также сомневались, потому что его имя было известно лишь из текста Старого Завета (Ис. 20, 1).

Англичанин Лейярд, который в 1845-1854 гг. производил раскопки в Месопотамии, является открывателем самого города, состоящего из двух холмов развалин.

Под одним из них, Неби Юнос, Лейярд нашел дворец царя Асардона (681-669 до Р. Х.), под другим же, по названию Куюнджик, были обнаружены дворцы Сеннахирима (Сангериба, 705-681 гг. до Р. Х.). Последняя находка была самой сенсационной, удалось найти библиотеку царя, состоящую из 20000 пронумерованных глиняных табличек.

Одна из этих табличек содержала вавилонское сообщение о потопе, которое настолько сходно с библейским, что сегодня уже никто не осмеливается это повествование называть благочестивой легендой. Все таблички были заполнены вавилонской клинописью. В то самое время, когда Ботта делал раскопки в Хорсабаде, англичанин Роулинсон нашел надпись персидского царя Дария, которая послужила отправной точкой для расшифровки клинописи. Также и мир древнего Египта с 1822 года открыт перед нами, благодаря работам француза Шампольона по расшифровке иероглифов. С 1899 г. по 1917 г. немецкие исследователи делали раскопки в Вавилоне, эти раскопки подтвердили правильность многих библейских данных. Блеск города Вавилона, гордость царя Навуходоносора (605-562 до Р. Х.), историческая достоверность упоминания о последнем вавилонском царе Валтасаре (553-539 до Р. Х.) — все эти данные из книги Даниила подтвердились.

Критики 19 века мишенью для своих насмешек особенно часто выбирали первые страницы Библии, сообщения о патриархах Аврааме, Исааке, Иакове.

Эти повествования либо представляли как мифы (отождествляли, например, Авраама с вавилонским богом солнца Таммузом и Сарру с богиней Иштар), либо считали эти повествования позднейшими приписками Библии ввиду того, что около 2000 г. до Р. Х. культура якобы должна была быть более примитивной, нежели описано в Библии.

Но с тех пор, как англичанин Вуллей (с 1922 по 1934 гг.) открыл Ур Халдейский, родной город Авраама, критики вынуждены шаг за шагом отступать. Там были найдены двухэтажные дома, из которых некоторые имели по 15 комнат, оштукатуренных белой известью; эти дома были построены прочнее, нежели многие арабские жилища сегодня. Были найдены следы высокоразвитой системы образования. В школах преподавали язык, арифметику, природоведение, и естествознание. Сенсацию вызвали находки в царских гробницах, шедевры ювелирного искусства по золоту и серебру. Вуллей сообщает об этом: «Мы должны коренным образом изменить наши представления о еврейском патриархе, так как мы теперь узнали, что он ранние годы свои провел в утонченной среде. Он был гражданином большого города и наследником традиций древней и высокоразвитой цивилизации. Американские исследования в Нузи в 1925-1931 гг. близ города нефти Киркук, а также открытие камня Хаммурапи в 1901 г. доказали, что уже во время Моисея были известны возвышенные законы и правила. Открытие Древнего Египта и вместе с ним подтверждение многих библейских подробностей, относится к 1793 г., когда нога Наполеона ступила на землю фараонов, и он объявил своим солдатам, что «четыре тысячелетия смотрят на них с пирамид». Находка Розеттского камня, содержащего надпись времен царя Птоломея V. (204-181 гг. до Р. Х.) на трех языках (греческом, народно-египетском и верхне-египетском) дала Шампольону возможность расшифровать незнакомые иероглифы.

В прошлом критики Библии одним махом опровергли все 5 книг Моисея, заявив, что во время Моисея не умели писать. Однако (в 1904-1905 гг.) английский археолог Фриндерс Петри на Синайском полуострове нашел древнюю алфавитную надпись. Во втором тысячелетии до Р. Х. там было сделано одно из величайших изобретений человечества. В то время как египтяне были вынуждены заучивать тысячи знаков иероглифов, неизвестному хананеянину удалось из них составить алфавит из 25 букв; вместе с этим письмо из сложного, почти магического действия превратилось в дело неслыханной простоты. Этим же доказывается, что Моисей и его современники были знакомы с алфавитной системой.

В 1887 году в Тель-эль-Амарне крестьянка нашла кучу глиняных табличек, испещренных клинописью. Извилистыми путями эти таблички дошли до людей науки.

Это была переписка египетских фараонов Аменофиса III (около 1412-1375 до Р. Х.) и Аменофиса IV (около 1375-1366 до Р. Х.) на вавилонском языке, дипломатическом языке древности. Особенно Аменофис IV именуемый также Эхнатом, вызвал большой интерес историков, ведь это был египетский царь еретик, который запретил идолослужение в Фивах и установил поклонение одному богу солнца. Тель-эль-Амарна была столицей его Ахет-Атон, где Эхнатон, вдалеке от озлобленных фивских жрецов, жил со своей прекрасной супругой Нефертити. Какое же это имело отношение к Библии? Дело в том, что эти письма повествуют о хеттеях, существование которых оспаривалось, поскольку они упоминаются лишь в Библии; они сообщают также о нашествии неких «хавиру» в Палестину в это время; многие ученые считают, что это сообщение связано с завоеваниями евреями Ханаана.

В 1896 г. Флиндерс Петри нашел в Фивах т. н. «Израильскую стелу», табличку времени фараона Мернептаха (около 1230 г. до Р. Х.). Это первое упоминание об Израиле вне Библии доказывает, что народ Израильский в это время уже был в Палестине. Название «Израиль» помечено знаком «чужой народ», а не знаком — чужая страна, следовательно, израильтяне в то время еще не имели своей страны и были вынуждены делить землю с другими народами, что точно соответствует обстоятельствам времени судей.

Открытия в Сирии (Библос, Угарит), подтвердили развращенность ханаанской религии, исходя из этих данных можно лучше понять отношения Израильского народа к язычникам во дни Иисуса Навина и в последующий период.

Также и почва Палестины поделилась с учеными многим, проливающим свет на историческую достоверность Библии.

В 1868 г. был найден знаменитый камень Месы. Моавитский царь Меса, упомянутый в В. З., жил в 9 веке до Р. Х. О его войнах с народом Израильским сообщает книга Царств. Камень Месы является древнейшим памятником еврейской письменности периода до вавилонского пленения.

В 1880 г. обнаружили другую еврейскую надпись в тоннеле водопровода, сооруженного при царе Езекии в 8 веке до Р. Х. Раскопки в Мегиддоне привели к открытию обширных конюшен царя Соломона. В Самарии нашли прелестную резьбу из слоновой кости — остатки Ахавова дома из слоновой кости (3Цар. 22, 39). С 1937 по 1940 г. Нельсон Глюк обнаружил промышленный город и гавань Соломона Эциор-Гевер у залива Аккаба. Это открытие дает нам возможность представить себе богатства Соломона в истинном свете, ведь Эцион-Гевер был Петербургом Соломона.

В 1932 г. И. Л. Старки приступил к раскопкам в городе Лахисе, в южной Палестине. Работы продолжались до 1938 г. и увенчались получением исключительно ценных данных о 6 веке до Р. Х., к которому относится крушение Иудейского государства. Особенно 21 т. н. «лахиское письмо» — донесения офицера своему командиру в Лахисе — подтверждает во многих подробностях события, знакомые каждому из книги пр. Иеремии.

Одна из самых замечательных находок современности была сделана в 1947 г. у Мертвого моря; бедуины нашли древние еврейские рукописи Библии, изготовленные в дохристианское время; они примерно на 1000 лет древнее, чем имевшийся до 1947 г. месоретский текст (9-10 век до Р. Х.). К великому изумлению ученых эти свитки удостоверили, что еврейский текст В. З. сохранен верным образом и заслуживает полного доверия.

Таким образом убеждение, которого придерживались христианская церковь всех веков, в наше время блестяще оправдалось.

В. Келлер, автор известной книги «И все же Библия права», присоединяется к этому выводу: «Перед лицом подавляющего изобилия достоверных и надежных результатов исследований, наперекор сомневающейся критики, которая от века просвещения и до сего дня пытается умалить значение Библии, все настойчивее напрашивается убеждение: «И все же Библия права!» Нужно ли добавлять к сказанному, что эта книга книг была по достоинству оценена величайшими мужами истории? Так, например, считает философ Иммануэль Кант: «Библия — драгоценнейшее мое сокровище, без которого я был бы жалок».

Другой философ Иоганн Фихте, сказал: «Этот древний, почтенный документ содержит в себе глубокомысленную и благороднейшую мудрость, к выводам которой в конечном счете вынуждена вернуться всякая философия».

Величайший поэт Германии Иоганн Гете должен был признать в Фаусте: Мы учимся ценить неземное, Мы тоскуем по откровению, Которое нигде так не возвышено и Прекрасно не выражено, как в Новом Завете.

Однако эта книга не только лучший труд человечества, она прежде всего книга Божья. Библия заявляет о себе, что она хотя и записана человеком, но не вымышлена людьми.

Ап. Петр поясняет: «Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою.

Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божьи человеки, будучи движимы Духом Святым».

Поэтому Священное Писание именует себя Словом Божьим, Словом Христовым, Словом Истины. Поэтому Библию во время реформации называли «Дукс» (вождь, «Магистра», Наставница) и «Регина» (Царица). Это отнюдь не комплименты, а признания в глубоком убеждении. В период контрреформации католик Паскаль воскликнул: «Без Священного Писания, повествующего об Иисусе Христе, мы не знаем ничего».

Современный человек на это отвечает вопросом: «Библия именует себя Словом Божьим, но чем можно доказать справедливость такого названия?» Прежде всего мы должны иметь в виду, что авторы Библии ни на мгновение не сомневались в том, что написанное является трудом не их, а Духа Божьего, который чудным образом во время написания овладевал ими, руководил ими, хранил и просвещал их.

Так, например, у пророка Иеремии (1-9) сказано: «Я вложил слова Мои в уста твои», и апостол Павел говорит о народе Ветхого Завета, что им вверено «Слово Божье» (Рим. 3, 2).

Разумеется, это не следует понимать так, что Бог произвольно распоряжался авторами. Ведь у каждого автора наблюдается свой стиль… однако слово «богодухновенность» (инспирация) означает, что мы в слове библейских авторов имеем непогрешимое слово Бога, которое вышло от Бога и дошло до нас через человека. Пусть никто не упрощает эту проблему и не говорит: «Кто может за эти изречения ручаться?» Пророки и апостолы во всяком случае могли писать истину, потому что большинство из них были свидетелями событий, о которых они повествуют. Они даже были вынуждены писать правду, потому что многие их пророчества и повествования относились к их времени и могли быть проверены современниками. Наконец следует отметить, что у них была также решимость писать истину; это видно из того, что они ни в коей степени не скрывают своих собственных слабостей, крушение своих иллюзий, повествуют также о страданиях Христа, несмотря на опасность быть отвергнутыми людьми, ибо слово о кресте «для иудеев соблазн, а для эллинов безумие» (1Кор. 1, 23).

Ни одному здравомыслящему человеку также не может прийти на ум подозревать в обмане людей, стоявших на высшей ступени нравственности. Во-вторых, следует знать, что Иисус Христос — «Путь, Истина и Жизнь». Человек, Которого никто не мог обличить в неправде.

Сын Самого Бога сказал определенное «да» о достоверности и авторстве Библии. Для Него каждый, не знающий Писаний, находится в заблуждении (Мат. 22, 29). Сам Он основывается на Библии (Мат. 4, 4) и из нее черпает осознание Своей миссии (Иоан. 5, 39). Спорный вопрос должна решить Библия (Лук. 10, 26). Потому что Писание не может нарушиться (Иоан. 10, 35).

В-третьих, нужно отметить, что Библия носит явно признаки божественного происхождения. Она была написана более чем 30 авторами, из различных слоев общества (Давид был царем, Амос — пастухом, Иоанн — рыбаком, Лука-врачом), которые жили в разных местах. от Вавилона до Палестины и даже Рима, и первый с последним разделены промежутком времени в 1600 лет. И при всем этом Библия поражает единством своих частей, и центральная мысль ее — спасение человечества.

Содержание книги убеждает вас высшими нравственными формами, которые в ней выражены. «Золотое правило» Иисуса из Нагорной проповеди: «Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте вы с ними», единственное в своем роде.

Правда, Гиллель, раввин, учивший незадолго до Христа, требовал нечто подобное, однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что между изречениями Иисуса и словом иудейского книжника разница как, между небом и землей.

Гиллель говорит: «Чего не хочешь себе, не делай ближнему». Его правило отрицательно. Христово же положительно. Одарять любовью это совсем иное, нежели воздерживаться от нанесения вреда ближнему.

Но более всего убеждает то, что в Евангелиях не только говорится о добром, а делается доброе. Библия не только истолковывает мир, а преобразовывает его через жизнь Христа.

Священное Писание является также единственной книгой в истории религии, которая содержит правдивые и живые пророчества. Рядом с Библией такая книга, как, например, лишенный пророчеств Коран, выглядит как сухая пустыня против орошенного водой сада. Сбывшиеся пророчества, о которых речь пойдет в следующей главе, являются печатью Божьей на Библии.

Ведь мы, люди, не в состоянии предвидеть даже одного единственного дня в нашей жизни, а в отношении будущего всего мира мы совершенно слепы. Библия же предсказывает события на тысячелетия вперед.

Не должна ли она по этой причине быть Словом Божьим? Она сама является самым красноречивым доказательством этого.

Иисус Христос в Своей знаменитой проповеди о событиях истории и кончины века высказывал слово: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мат. 24, 35).

Могущественные государства возникли и пали, но Слово Божье пережило их всех. Как часто этой книге угрожало полное забвение, сколько критики и глумления она должна была претерпеть, сколько раз ее объявляли мертвой. Но вопреки всему, Библия все еще живет. Писания великого кесаря Августа, в царствование которого родился Христос, пропали. Евангелие же и послания ап. Павла, обладание которыми каралось смертью, сегодня распространяются в миллионах экземпляров! Кровожадный Нерон, жестокий Деций и хитрый Диоклетиан, все они вместе не сумели остановить распространение Слова Божьего.

Темное средневековье со своими запретами читать Библию, провозглашенными лжехристианскими соборами, также не смогло задержать продвижение Слова. «Люкс люцет ин тенебрис» (Свет во тьме светит) под таким девизом вальденцы передавали библейские истины. Что не сумела грубая сила, то попытались достичь насмешки. Со столетия просвещения началась критика Библии и глумление над нею. Вольтер, как известно, хвастался, что один уничтожит христианство, которое по его мнению, было обречено на верную гибель. При всем этом Вольтер умер, из всего его литературного наследия в лучшем случае читают несколько драм и романов. Библия же за один 1960 год была распространена в 29 миллионах экземпляров! По иронии судьбы магазин библейского общества помещается в доме, в котором жил Вольтер, «Истребитель Библии».

Последнее и самое прекрасное свидетельство божественного происхождения этого Слова — это преобразующая сила Библии, которая богоотступников превращает в апостолов и преступников в святых, ибо Слово Божье живо и действенно и острее меча обоюдоострого. Об этом свидетельствуют Пандита Рамбан и Сандху Сундар Сингх, пришедшие ко Христу из индуизма; Имад эд Дин и Махмуд Разави, сменившие Коран на Библию; атеистический писатель Фриц Бинде и еврей Карл Яков Гирш, капитулировавшие перед Евангелием; испанский иезуит Луи Падроза, которого Библия освободила от мнимых доказательств человеческой мудрости; Ларс Ольсен Скрефсруд, бывший алкоголик и преступник, который стал миссионером в Индии, и еще кроме них необозримое множество свидетелей. Жизнь этих мужчин и женщин является доказательством, перед которым должна умолкнуть критика, потому что жизнь превосходит теорию.

Библия не только наиболее распространенная, но и наиболее сохраненная книга истории человечества. Сверх того, она наидостовернейшим образом подкреплена свидетельствами. Многочисленные списки библейского подлинника доходят до древнейшего времени.

Странно подумать, что эпосы Гомера, жившего по преданию около 800 г. до Р. Х., сохранились в одном единственном списке от 10 века до Р. Х. Так же дело обстоит с трудами Цезаря от 1 века до Р. Х., которые нам известны лишь по спискам 10 века.

Здесь между подлинниками и сохранившимися списками зияет бездна в 1000 лет и более! Совсем иначе с Библией. Так, например, Литцман говорит о Новом Завете: » Новый Завет сохранился так хорошо, как только может сохраниться свободно возникший и широко распространенный труд». Списки доходят до неслыханной в древности близости к подлиннику. В этом гарантия общеисторической достоверности Библии.

Ветхий Завет является сборником 39 книг, написанных на еврейском языке (кроме нескольких отрывков, написанных на арамейском). Однако, во времена Христа считали, что книг только 24, так как из Лук. 24, 44 явствует, что в то время придерживались следующего разделения:

1. Закон (Тора) — пять книг Моисеевых.

2. Пророки (Иисус Навин, Судьи, 1 и 2 книга Самуила, 1 и 2 книга царств (царей), которые считались как одна книга в двух томах, Исаия, Иеремия, Иезекииль и 12 малых пророков, которые также вместе рассматривались как одно целое.

3. Писания (Кутувим): 11 остальных книг, причем следует иметь в виду, что книги Ездры и Неемии также 1 и 2 книги Паралипоминон считали за одну книгу.

Древнейшие из книг написаны в 15 в. до Р. Х. Уже тогда, во времена Моисея, по велению Божьему были произведены записи (Исх. 17, 14). Мужи Божьи после Моисея продолжали эту работу. (И. Нав. 24, 26. Ис. 30, 2). Книга Закона Моисеева хранилась в Святом Святых (Втор. 31, 24-26), чтобы в особых случаях читать из нее перед народом (Втор. 31, 9-13). Однако, списки имелись также вне святилища (Втор. 17, 18-19). Утрата подлинника во время разрушения Иерусалима в 586 году до Р. Х. не стала роковой, поскольку списки во время этой катастрофы уцелели (Неем. 8, 8 и Дан. 9, 2). Ветхий Завет завершается пророком Малахией (2 половина до Р. Х. 5 века), Неемии в 5 веке и Иуде Макавею во 2 веке до Р. Х. принадлежат особые заслуги в деле собирания книг В. З. Писания, которые в некоторых Библиях помещены под названием апокрифов, заслуживают лишь исторического интереса. После Малахии и до Р. Х. не было пророков в Израиле (1 Мак. 9, 27). Евреи, которым был вверен В. З. (Рим. 3, 2) апокрифические книги никогда не считали богодухновенными.

В 3 или 2 веке до Р. Х. в Египте был произведен перевод В. З. на греческий, для нужд местных общин. Этот перевод называют септуагинтой, потому что он по преданию был сделан 72 учеными в течение 72 дней. Тщательность, с которой ученые дохристианского периода обращались с текстом, вселяет в нас уверенность, что перед нами неискаженное Слово Божье. Особая заслуга в фиксировании текста до мельчайших подробностей принадлежит масоретам, еврейским ученым, со времени 500 г. по Р. Х. и позднее. Так как еврейский язык, принадлежащий к семье семитских языков, имеет знаки лишь для согласных звуков, причем гласные звуки слога следует помнить или догадываться, то масореты, дабы предохранить произнесение гласных от искажений, снабдили текст знаками вокализации. Переписчикам текста предписывалась определенная строчная система, определенная длина абзаца и даже определенный цвет чернил.

Слова каждой книги были сочтены и середина книги обозначалась особым образом. Таким образом предупреждалось всякое искажение, будь то добавление или же сокращение.

До 1947 года списки масоретов 9 и 10 века были самыми древними памятниками В. З. Но с тех пор было найдено множество новых материалов, которые еще яснее подтверждают исключительную, четкую достоверность дошедшего до нас еврейского текста.

Были найдены два свитка с рукописной копией книги Исаии; причем один из них содержит весь текст полностью; кроме того были найдены десятки тысяч фрагментов всех книг Библии, за исключением книги Есфирь.

Некоторые отрывки из книги Левит написаны древнееврейским письмом (нынешнее еврейское квадратное письмо возникло во время вавилонского пленения), из него один ученый заключил, что древнейшие фрагменты относятся к 450 году до Р. Х. Во всяком случае эти части Библии относятся к дохристианскому периоду! Тексты Мертвого моря примерно на 1000 лет древнее, нежели масоретский текст. 1000 лет! Сколько изменений должно было проникнуть в текст за такое время! За этот период могла возникнуть совершенно новая Библия. Однако, такое предположение оказалось вздором. Достоверность греческого текста Н. З. подтверждается еще большим обилием свидетельств.

Иисус Христос, апостолы и первохристианство опиралось на Ветхий Завет.

Но так как В. З. достиг своего исполнения во Христе, то вполне естественно, что вести Нового Завета встали рядом с Ветхим Заветом на равных правах. Так апостолы авторитетно заявляли, что их проповедь является Словом Божьим (1Фес. 2, 13). Слова Иисуса приравнивались к стихам Ветхого Завета и увязались с ними (1Тим. 5, 18) и совокупность Слова нам сообщается как весть спасения (Иоанна 20, 31). Уже во дни апостолов общины обменивались апостольскими писаниями (Кол. 4, 16), изготовлялись списки и сборники (2 Петр. 3, 15-16). В начале 2 века по Р. Х. писания Н. З. были распространены по всему миру, как это видно из многочисленных изречений отцов церкви. Сегодня в распоряжении науки имеется более 4000 рукописей Н. З. Это не всегда было так. Когда Эразм Роттердамский в 1516 году издал свой печатный греческий Н. З., которым впоследствии Лютер пользовался для Вартбургского перевода, то в его распоряжении были лишь считанные средневековые рукописи. Сегодня Новозаветная наука знает множество кодексов, которые нисходят до 4 и 5 веков по Р. Х. Знаменитейшим, пожалуй, является является т. н.

Кодекс Синаитикус, который был найден Тишендорфом на Синайском полуострове в 1844 году. От периода между 4-м и 1 веком по Р. Х. имеется более 60 папирусов. Наиболее известными являются найденные в 1930 году папирусы Честера Битти.

Они относятся к 3 веку по Р. Х., они древнее кодекса Синаитикус прим. на 100 лет и содержат почти весь Новый Завет. В настоящее время они находятся в Дублине. В Вене находятся папирусы Р. 3. Р. 55, Р. 56, Р. 57, Р. 58 с фрагментами из Евангелий от Луки и от Иоанна и книги Деяний Апостолов. В 1935 году был открыт Р. 52 древнейший отрывок из Нового Завета. Речь идет о найденном в Египте фрагменте Евангелия от Иоанна, времени кесаря Траяна (98. 117) или периода вскоре после него.

Эта находка явилась связующим звеном непосредственно с днями апостолов; и одновременно подтвердились наиболее убедительным образом подлинность Евангелия от Иоанна, которую ранее часто оспаривали. Фредерик Кенйон писал в 1940 г: «Разрыв между возникновением подлинников и наиболее ранними найденными списками настолько мал, что практически не может быть принят во внимание, и последнее основание для сомнения в том, что Писание до нас дошло так, как оно было написано, теперь устранено. Подлинность и достоверность книг Нового Завета следует считать доказанными».