6. Вопрос об Иисусе Христе

Хотя пророчества, как мы видели, предсказывают развитие мировой истории, мировая история все же является лишь второстепенным предметом пророчеств; главная цель не только пророчеств, но и всего Священного Писания — искупление человечества. Библия отмечает лишь те события мировой истории, которые имеют какую-либо связь с историей искупления, спасения в Спасителе. Это источник авторитета и силы Библии; она одна указывает нам путь к Богу и этот путь Иисус Христос.

Поэтому апостолы могли говорить: «О Нем все пророки свидетельствуют» (Деян. 10, 43). Для них Христос был началом, центром и концом Священного Писания. И на самом деле, Христос главное в нашей жизни, так как Он стоит в начале как наш Творец (Евр. 1, 1-2), в середине, как наш Искупитель (Гал. 4, 4-5) и в конце, как наш Судья (Иоан. 5, 22).

Теннисон, великий английский поэт, однажды беседовал с неверующим перед клумбой роз в своем саду. На вопрос, что для него означает Иисус Христос, он с уверенностью ответил: «То же, что для этих роз солнце». Да, Иисус Христос — солнце для мира. Он — единый источник всего вечного, чистейшего света.

Тем не менее еще сегодня многие соблазняются неверием в Иисуса Христа из Назарета. Стараются Его отрицать, ненавидеть Его, поносить, распинают Его ежедневно, и все же Он есть и остается тем, Кем был: Всемогущим, мимо Которого никто не может пройти и из под влияния Которого никто не может освободиться. Поэт Каросса о Нем говорит: «Иисус, великий свет, не может исчезнуть для того, кто однажды признал Его лучом. Можно Его забыть, можно от Него отречься, это ничего не меняет. Он похоронен в самом омраченном сердце и ежечасно может случиться, что Он воскреснет».

Люди восстали против этого светлого образа, пользуясь всем арсеналом орудий тьмы, но в конечном счете были вынуждены признать себя побежденными, подобно римскому кесарю Юлиану, именуемому отступником за попытку устранить христианство в пользу язычества, который в последний свой час вынужден был признать: «И все же Ты победил, Галилеянин!» Чего-чего только не изобретали, чтобы избавиться от Иисуса Христа! Наперекор всем историческим данным уверяли, что Он вовсе не жил. Так рассказывают о Наполеоне, что он прибыв в Веймар на Эрфуртский конгресс 6 октября 1808 г. в беседе с известным немецким поэтом Виландом, внезапно понизив голос, произнес: «Впрочем большой вопрос, жил ли когда-либо Иисус Христос». Перед лицом исторических сведений о существовании Иисуса Христа это представляется типичным случаем суждения, порожденного желанием. «Так как Иисуса Христа не должно быть, то Его и нет».

Наука же ясно говорит: «Истоком христианства является не идея о Христе, а историческое событие, именно: выступление определенной личности, Иисуса из Назарета, распятого Понтием Пилатом».

Если мы и не располагаем ничем, написанным Христом, Его дар человечеству состоит не в том, что Он говорил, а в том, что Он есть. Имеется ряд исторических сведений, которые не оставляют места даже для малейшего сомнения о существовании Иисуса из Назарета. Такими сведениями прежде всего располагают иудейские источники, главным образом талмуд, воинственная антихристианская книга.

Особая ценность этих свидетельств состоит в том, что эти в общем враждебные выпады не высказывают ни малейшего сомнения в историческом существовании Иисуса Христа. Между тем именно утверждение, что Иисуса вовсе не было, было бы самым веским доводом, который должна была бы привести синагога против зарождающегося христианства! То же можно сказать в отношении противников христианства из языческого лагеря. Как удобно было бы отрицать историческое существование Христа Цельсу, главные мысли которого до нас дошли из апологетики отца церкви Оригена! Однако со дней Христа и до реформации мы не находим ни одной такой попытки. Джозеф Кляузнер, еврейский ученый нашего времени, признает: «Несмотря на расчлененность сведений, мы можем из них с уверенностью заключить, что Иисус жил, что Он был неординарной личностью, и что Он в эпоху владычества римлян жил и умер». Иосиф Флавий, современник апостолов, в своем труде «Иудейские древности» сообщает также об Иисусе и говорит: «Около этого времени жил Иисус, мудрый Человек, если Его вообще можно назвать человеком. Он был совершителем невероятных дел, и учителем тех, которые с радостью прислушивались к истине.

Так Он привлек к Себе многих иудеев и эллинов, Он был Мессией. И хотя Пилат по наущению знатнейших из нашего народа приговорил Его к смерти на кресте, все же возлюбившие Его с начала, остались Ему верны. Потому что Он явился в третий день живым, как об этом и о тысячах других Его дивных делах, ранее возвестили святые пророки. И еще до сего дня существует племя христиан, как они по Нему именуются».

Некоторые историки полагают, что это сообщение было переработано христианами последующих веков.

Как бы то ни было, все же Иосиф Флавий, живший в то же время, ни капли не сомневался в историческом существовании Иисуса.

Помимо иудейских сведений, мы располагаем еще сообщениями римских историков о Христе. Тацит сообщает обо всем без ненависти и любви. Он приводит повествование о гонениях на христиан при Нероне и название христиан совершенно верно производит от имени Христа, казненного прокуратором Понтием Пилатом в правление Тиверия. Также в писаниях Светония и Плиния Младшего мы встречаем имя Христа. Итак, не может быть и речи о мифе о Христе. Английский историк Брюс говорит об этом: «Некоторые писатели забавляют воображение «мифами о Христе», но они это делают не на основании исторических доказательств. Для беспристрастного историка историчность Иисуса Христа столь же неопровержима, как историчность Юлия Цезаря».

В распространении мифа о Христе повинны не историки. На самом деле, такие известные исследователи, как Ренка, Х. Г. Уелес и А. Тойнби не скрывают своей уверенности в действительности существования Иисуса. Важнейшими же источниками, повествующими о жизни Иисуса, являются послания ап. Павла и Евангелия. Хотя они и не содержат всех сведений о жизни Иисуса Христа, но все же по ним можно установить время учительства Иисуса (Лук. 1, 1-3), и вообще они имеют характер рассказа очевидца.

Апостолы не задавались целью кого-то обмануть и не были на это способны. Здесь уместно вспомнить Руссо: «Скажем ли мы, что евангельские повествования вымышлены? Мой друг, так не измышляют. Такой выдумщик оказался бы величественнее и удивительнее, чем его вымысел».

Кто же этот Иисус из Назарета, о котором известно, что Он жил в первом веке нашей эры в Палестине? Об этом многие ломали головы и пришли к различным выводам. Немецкий поэт Лессинг считал Его просвещенным учителем; критик Реймар — иудейским проповедником, пытавшимся освободить иудейский народ из-под ига римлян, чтобы создать иудейское государство, названное Им Царством Божьим.

По причине неудачи этой попытки Он будто бы и умер от отчаяния. Вольтер же видел в Нем честного мечтателя, провинциального Сократа, который и в мыслях не имел создания христианства.

Также и в наши дни можно слышать самые противоречивые суждения о Христе.

Альберт Швейцер считает Его бессмысленным; он пишет, что названия «Сын Божий» и «Мессия» представляют собою лишь историческое сравнение.

Этот Неизвестный будто был увлечен иудейским предположением, что Царство Мессии близко, при дверях. Но так как царства не последовало, то Он ради его создания добровольно решился на смерть. Представители социализма в Нем видят борца за отмену рабовладельчества. Ни одну из этих гипотез нельзя принять всерьез.

Первой предпосылкой для объективного ответа на вопрос: «Кто такой Иисус?» является учет первоисточников: Евангелий и Нового Завета.

Иисус Христос не оставил нас в сомнениях относительно Его личности. На вопрос Иоанна Крестителя: «Ты ли Тот, Которому надлежит прийти, или ожидать нам другого?» Он отвечает ссылкой на пророка Исайю, относящуюся к Мессии: «Слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскрешают и нищие благовествуют, и блажен всякий, кто не соблазнится обо Мне» (Мат. 11, 2-6). Когда первосвященник Его спрашивал перед судом: «Ты ли Христос, Сын Благословенного, скажи нам?» Иисус отвечает ясно: «Ты сказал»,- т. е. действительно так, это Я.

Иисус не является Неизвестным, потому что в Нем исполнились мессианские пророчества Ветхого Завета. Надежда на явление Мессии (евр. машиах, греч. Христос — «Помазанник») является исключительным феноменом Ветхозаветной вести.

Мы здесь соприкасаемся с внутренним ядром божественной вести, нацеленной на явление этой личности. Гердер этой кардинальной части библейского мировоззрения посвящает следующее рассуждение: «В пророчествах и образах все больше проясняется намерение Божье.

Сперва выделяются некоторые обстоятельства, затем они обрисовываются другими пророками, но это основание строят дальше, пока из всех пророчеств не истекает определенный свет». Благословение Аврааму было общим; в Исааке, Иакове и Иуде оно становится уже более определенным; последнему завещается победа, власть, слава, честь, царство и Миротворец. Но и это еще было лишь общим обещанием, дальше развитие стояло на месте до того, как у Иуды восстал первый могущественный и победоносный царь, родоначальник династии Давид. Снова повторяется обетование, снова оно обращено только к нему, его желаниям и видам на будущее. За войнами обещано продолжительное царственное потомство и вечное владычество. Давид умер, его царство пришло в упадок, дом его поник. И снова приходит обетование. В ярких картинах Исаия показывает вечное царство из колена Иудина, из рода Давида, но все настойчивее указывает, что это царство духовное, происходящее из малого начала; царь его должен взойти как незначительный отпрыск из колена Давидова. Современник его Михей отметил малочисленный Вифлеем, как родной город Давида в таком же смысле, пророки объединяют славу с унижением и как будто только тем и занимаются, что показывают низменное происхождение обетованной Богом славы вечного духовного царства, происхождение его от призрения и нищеты. Такой точки достигло развитие и наступило пленение. Еще до окончания плена Даниил был удостоен яснейшего обетования. Было предсказано время определенных событий, касающихся города и храма, вплоть до полного их разрушения; короче говоря, это было явным указанием на время появления Помазанника. Мы видим, что Ветхий Завет основан на все более обстоятельном изложении определенных простых обетований, образов и событий и совокупности их смысла, толковании все более пространном и духовном.

Новый Завет является исполнением Ветхого Завета, как ядро ореха появляется после снятия скорлупы. Внешние оболочки постепенно и все тщательнее снимались до появления самого Христа.

Во дни Христа Мессию ожидали с жгучим усердием. Как бы различны ни были представления народа, Новый Завет сообщает о людях, чаявших «утешения Израилева». Ессенские свитки повествуют об общине сынов света, которая вскоре должна одержать победу над нечестивыми,- в одном все были едины.

День Его явления уже не за горами. Помимо Библии возникла целая литература об ожидании Мессии. При всем этом все еще твердо стояли на почве Ветхого Завета. Однако вид и образ Его явления служил предметом разномыслия. Под гнетом римской оккупации было естественно желаннее думать о судейском качестве Помазанника. Питали уверенную надежду, что Мессия явится как могучий военачальник и судья и произведет суд над язычниками. Тогда Израиль станет первейшей державой на земле. Сходным было и упование ессенов, о которых мы теперь, после открытия свитков Мертвого моря, знаем побольше. Они, правда, ожидали, что суды Божьи постигнут также отпадшую часть народа Израильского.

Все эти картины, порожденные желанием, упускали из виду важнейшую роль посланника Божьего, Его страдания и Его искупительную смерть. Мессианская надежда связана не с политическим переворотом, а с избавлением человечества от суда и греха.

До чего же неверно понимали миссию Христа Его современники, даже ученики Его и Его родная мать! «С представлением о Мессии, — говорит Отто Берхет,- произошло так, как будто народу, рожденному в шахте и живущему под землей, рассказали бы о солнце.

Этот род представил бы себе солнце подобием имеющихся в шахте маленьких светильников или лампочек. Собрав несколько фонарей, они возликовали бы: Как хорошо солнце! Между тем солнце на небе нисколько не походит на мечту подземных людей. Так именно и было с мечтой народа о Мессии при Его первом пришествии».

Не поддаваясь влиянию желаний и мнений, Иисус шел Своим путем.

Уже в отроческом возрасте в Нем проснулось сознание Своей миссии (Лук. 2, 49). Он приходит не как Судья (Иоан. 3, 17), а как Спаситель (Лук. 19, 10). Поэтому весть Его — призыв ко спасению: «Наступает Царство Божье»; не в мирском политическом смысле, а в духовном, потому что власть сатаны лукавого побеждена (Лук. 11, 20). В этом царстве нет места для самоуверенных, а только для жаждущих спасения (Лук. 5, 31-32). Спасение же дается только Богом, человек не может его заслужить или заработать. Спасение Божье — это прощение грехов. Евангелие, благая весть — это призыв к покаянию, призыв к обращению (Мат. 18, 3) и к следованию за Ним (Мат. 9, 9). Обращение коренное; проявляется оно в истинном послушании заповедям Божьим (Мат. 19, 16-21). Горе бесплодным, которые выдают себя за детей Божьих, но не смогут этого доказать (Лук. 13, 6-9). Обетование же прощения Божьего зиждится на Его жертвенной смерти, имеющей характер искупления. Безгрешный из любви к грешному навлекает на Себя праведный суд Божий, чтобы освободить осужденного и избавить его от вечных последствий суда (Марк. 10, 46).

Это неповторимое поприще со всем его благородством и всеми лишениями Иисус завершил в ту пасху 31 года по Р. Х., когда Он, осужденный Пилатом и иудеями, возложил на Свои разбитые плечи позорный крест, чтобы примирить мир с Богом, как об этом говорил пророк Исаия за 700 лет до этого. «Он был презрен и умален перед людьми, муж скорбей и изведавший болезни, а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и унижен Богом. Но Он был изъязвлен за грехи наши и мучим за беззакония наши, наказание мира нашего было на Нем и ранами Его мы исцелились… Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу и Господь возложил на него грехи всех нас».

Только этот Христос истинно посланный Богом. Все другие, тоже называющие себя помазанниками, исполняют слова пророчества: «Восстанут лжехристы» (Мат. 24, 24). Иисус из Назарета это не неизвестный, не какой-то пророк, не один из многих, но Богом в Ветхом Завете обещанный и посланный для нашего искупления Спаситель.

Однако, здесь мы еще не имеем права остановиться. Мы еще не проникли в тайну этого Всемогущего, если поверили в то, что Он Мессия. Большинство Израиля отвергло Мессию, Посланника Божьего.

И не только потому, что Он не укладывался в земную, человеческую схему, которую они в своем воображении создали, думая об ожидаемом Избавителе, но потому, что Он выступил с неслыханными притязаниями. То, что раввины относили к Невидимому, Всемогущему, святому Богу, то Он относил к Себе. Где двое или трое заседают для суда, там слава Божья среди них, говорили книжники. Иисус в связи с этим говорит: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мат. 18, 10). Расслабленному, опущенному в переполненный дом через кровлю, Он говорит: «Сын Мой, прощаются тебе грехи твои», и чувствуется раздраженная, едва сдерживаемая ярость присутствующих книжников, когда читаем сообщение Марка: «Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: «Что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме Бога?» (Марк. 2, 6-7). И в то время, как благочестивый израильтянин рассматривает ангелов, как посланников Божьих, Господом и Повелителем которых является Всемогущий Иахве Саваоф Сам, Иисус говорит о Своих ангелах, которых Он пошлет со Своим поручением. Он считает Себя больше Соломона (Мат. 12, 42), также и больше Авраама, говоря: «Прежде чем был Авраам, Я есмь» (Иоан. 8, 58). Он больше храма, Он повелевает Своей властью, Своим авторитетом в Нагорной проповеди, «Я же говорю вам». Он не останавливается перед тем, чтобы объявить Себя равным Богу. «Я и Отец одно». Что здесь речь идет не только о единстве воли, но и о единстве природы и могущества, видно из слов: «Я даю жизнь вечную». (Иоан. 10, 28-30).

Теперь становится понятной ответственность Иисуса перед синедрионом. Титул «Сын Божий» в основном понимали в переносном смысле, так например, народ израильский назван «сыном Божьим» (Исх.

4, 22). Во дни Иисуса под этим титулом обычно имели в виду самого выдающегося представителя нации — Мессию. Однако Иисус видит много больше в этом определении, для Него оно выражает истинное тождество с Богом. Современники же Его хорошо поняли Его притязание, обвинив Его, что Он сделал Себя равным Богу. (Иоан. 5, 13). Утверждение, что Он Мессия, для синедриона еще не было достаточной причиной для вынесения смертного приговора. В таком случае надлежало бы ограничиться требованием, чтобы Он предъявлял Свои полномочия, доказательства в пользу Своего притязания. Но так как Иисус называл Себя «Сыном Божьим» не в смысле почетного звания, а в истинном и существенном смысле, первосвященник мог говорить о мнимом богохульстве. Мы подчеркиваем — о мнимом богохульстве. Потому что Иисус не присвоил Себе это звание незаслуженно, но претендовал на него в силу авторитета Своей действительно божественной природы. Для нас, людей, на земле всегда останется тайной, как божественная природа Иисуса сумела соединиться с человеческой и каково отношение между двумя этими природами. Но слава Богу за возможность верить в то, во что нашему ограниченному человеческому разуму невозможно проникнуть. Ясно, что отвергающий божественность Иисуса, отвергает и Священное Писание, потому что Писание самым определенным образом свидетельствует о божественной природе Иисуса. Искреннее и непредубежденное изучение Библии каждого мыслящего человека должно привести к следующим выводам:

1. СУЩЕСТВОВАНИЕ ИИСУСА ВОСХОДИТ КО ВРЕМЕНИ ДО ЕГО РОЖДЕНИЯ КАК ЧЕЛОВЕКА. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: «Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал вперед меня, потому что был прежде Меня» (Иоан. 1, 15).

2. СУЩЕСТВОВАНИЕ ИИСУСА ВОСХОДИТ КО ВРЕМЕНИ ДО ТВОРЕНИЯ. «И ныне, прославь Меня, Ты Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел прежде бытия мира» (Иоан. 17, 5).

3. ИИСУС ХРИСТОС САМ ТВОРЕЦ. «Ибо Им создано все, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано» (Кол. 1, 16). «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил» (Евр. 1, 1-2).

4. ИИСУС ХРИСТОС — БОГ. «Ибо младенец родился нам, Сын дан нам, владычество Его на раменах Его, и нарекут Ему имя: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Исаии 9, 6). Многое из того, что в В. З. приписывается Иахве (в рус. переводе Господь), в Новом Завете относится ко Христу. Это видно из следующего сравнения. В Иоиля 2, 32 значится: «И будет, всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Павел это относит ко Христу. «Яхве», «Кирос» (Господь). К Римлянам он пишет: «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать… спасешься». Подобные сравнения можно найти в Псал. 101, 25-28. Евр. 1, 8-10 и Исаии 40, 3. Мат. 3, 3. в Исаии 6, 1-3. Иоанн. 12, 41. Притом Новый Завет совершенно ясно говорит о божественной природе Иисуса: » В начале было Слово и Слово было у Бога, и слово было Бог» (Иоан, 1, 1). «Слово» же никто иной, как Иисус Христос, в 14 стихе сказано: «И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца». Пораженный дивной силой Христа, Фома восклицает: «Господь мой и Бог мой!» (Иоан. 20, 28). Ап. Павел верит, что в Нем обитает вся полнота божества телесно (Кол. 2, 9). Филиппийцам же он пишет: «Он будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человеку и по виду стал как человек» (Филип. 2, 6-7). В послании к Титу мы находим слова: «Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2, 13). В послании же к Евреям сказано: «И о Сыне: Престол Твой Боже, в век века» (Евр. 1, 8). Также и последняя книга Библии, Откровение Иоанна, говорит о божественной природе Христа, как видно из сравнения Откр. 1, 4-5. 8. с Откр. 22, 12-13.

5. ИИСУС ХРИСТОС ОБЛАДАЕТ ВСЕМИ БОЖЕСТВЕННЫМИ СВОЙСТВАМИ:

а) Всемогущество (Матф. 28, 18).

б) Всеведение (Иоан. 2, 25).

в) Вездесущность (Матф. 18, 20).

6. ТОЛЬКО В ОТНОШЕНИИ ЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО ОН НИЖЕ ОТЦА. «Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который немного был унижен пред ангелами» (Евр. 2, 9).

Все эти изречения основываются на жизни Христа, потому что жизнь Спасителя является самым внушительным доводом в пользу Его божественного происхождения. Воплотившись в человека, Он остался истинным Богом, стоящим над нами. «Вышний и Всемогущий». Ни одному человеку не по силам жить такой жизнью, какой жил Иисус из Назарета.

Он единственный в истории человечества, Который мог о Себе сказать: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Иоан. 8, 46). Лао Цзы, Конфуций, Магомет, все великие в области религии должны были признать, что они грешники. Конфуций, например, говорит: «В науках я, может быть, равен другим, но лично проявить в деле сущность благородного — этого я еще не достиг». О Магомете известно, что он исповедал целый ряд грехов.

В Коране имеется такое слово, обращенное к Магомету: «Знай посему, что нет Бога кроме Аллаха и проси прощения твоих грехов».

Печатью божественности Иисуса Христа является пустой гроб в то пасхальное утро, потому что смерть, возмездие за грех, не могла удержать безгрешного. Мы Его не поймем и не познаем, если не преклонимся перед словами: «Что ищите живого между мертвыми? Он воскрес!» (Лук. 24, 5).

Также и Наполеон, который даже сомневался в существовании Христа, в мрачные часы заточения своего на острове Св. Елены пришел к такому признанию: » Насколько Бог истинен,- говорил он однажды своему адъютанту,- насколько Христос должен быть истинным Богом… Христос же с полной ясностью ума и убежденностью Сам Себя считал Богом и провозглашал Им… Как я (Наполеон) убежден, что я только человек.

Думаю, что я знаток людей, и я говорю вам, что Иисус Христос не был человеком… Александр Великий, Цезарь, Карл Великий и я, мы создали великие империи. Но на чем основывались творения нашего гения? На насилии. Один Иисус основал Свое царство на любви, и еще сегодня миллионы готовы отдать за Него жизнь. Какое великое расстояние между моим глубоким бедствием и вечным Царством Христа, которое проповедуют, любят, прославляют и которое распространяется по всему лицу земли».

Поэтому блажен человек, который может воскликнуть, как Серен, Киркегаари: «Блажен, кто не соблазняется о Христе, кто верит, что Иисус Христос жил здесь на земле и был тем, за которого Он Себя выдавал: меньший из людей, и однако Бог, единородный Отца. Блажен, кто не знает другого, к кому идти, но во всем умеет обращаться к Нему».