Ноябрь

Спасение безвозмездно

«Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко» (Ис. 55:1).

В тот вечер зал был полон. Среди сотни присутствовавших выделялась фигура элегантно одетого человека, который очень внимательно слушал проповедь. Проповедуя, я всегда внимательно слежу за реакцией присутствующих, и поэтому не мог не обратить внимание на ту гамму чувств и мыслей, которые отражались на лице этого человека. Похоже, он совсем забыл, что находится в переполненном зале; он был поглощен проповедью и казалось, что из его глаз вот-вот польются слезы. На другой день он разыскал меня и очень вежливо, стремясь сохранить собственное достоинство, сказал: «Не могу поверить, пастор. Спасения нельзя достичь так просто».

В сегодняшнем стихе пророк Исайя сравнивает с жаждой внутреннее стремление человека к Богу, стремление, которое каждый человек несет в себе, и которое может быть удовлетворено только ежедневным общением с Ним. Используя прекрасный литературно-поэтический прием, пророк представляет спасение как воду — воду, доступную каждому человеку.

Библия не дает оснований полагать, что одни созданы, чтобы быть спасенными, а другие, чтобы оставаться потерянными. Будь так, это означало бы, что Бог несправедлив. Бог дал человеку свободу выбора и будет всегда уважать эту свободу.

«Жаждущие! идите все к водам», — таково приглашение Господа Иисуса Христа. Вода, вино, молоко и хлеб, упомянутые в стихе, есть символы других благословений, которые спасительны для тех, кто уверовал в Иисуса. Когда человек принимает Христа и бросает курить, он не только получает безвозмездный дар спасения, но еще и снижает риск заболеть раком легких. Когда человек познает Иисуса и оставляет свою беспорядочную жизнь, он не только обретает покой, который приносит спасение, но и добропорядочную семейную жизнь и наслаждается любовью и пониманием жены и детей.

«Идите, покупайте без серебра и без платы», — это вторая часть приглашения. Возможно, сознание того, что вода дается даром, даже важнее, чем приглашение утолить жажду. Когда нет денег, чувствуешь себя бесправным. Ты можешь обозревать витрину магазина и даже видеть счастливых покупателей, но если у тебя нет денег, то ты и не осмеливаешься мечтать о покупке.

Со спасением все по-другому. Ты его не заслуживаешь; в тебе нет ничего хорошего; у тебя нет денег; ты чувствуешь себя грешником. Ты считаешь, что «это не может быть так просто». Но Господь Иисус смотрит на тебя и говорит: «Сын Мой, ты можешь прийти, Я уже заплатил за тебя. Твое спасение — это Я. И Я жду тебя с распростертыми объятиями».

Разве это не прекрасно?

Твой характер можно изменить!

«Тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится» (Ис. 56:5).

Обещание, которое содержится в сегодняшнем стихе, было дано евнухам — они не могли иметь детей, поэтому в душе опасались, что со смертью потеряют имя свое и свои владения. Иными словами, жизнь для них значила не очень много. Они наблюдали, как разворачиваются события, но не участвовали в них. Смерть означала для них печальный конец всего, и не оставалось ничего, что бы увековечило их имя.

Для Израиля это была большая трагедия. Согласно древнееврейской традиции земное счастье человека заключалось в том, чтобы иметь одного или нескольких детей, которые бы унаследовали имя и богатство семьи. И бездетность была ужасной драмой для несчастного евнуха. Врожденный физический изъян или же сознательно осуществленная операция лишали его способности иметь детей.

И вот для таких людей звучит обетование, что если они уверуют, то Бог даст им имя лучшее, чем то, которое могли бы увековечить дети. Бог говорит здесь о новом имени, обещанном в Книге Откровение (см. Откр. 2:17). Более того, человек может быть уверен, что его имя будет вписано в книгу жизни (см. Откр. 3:5).

Имя символизирует характер человека, и в сегодняшнем нашем стихе мы видим больше, чем просто обещание возможности сменить имя Хуан на Франциско или имя Хосефа на Мария. Обетование касается нового характера, а это уже зависит не от нас, но от Бога. Это то, что Он творит в нас. Нам же следует лишь сказать Ему, что мы слабы, бессильны, поэтому прибегаем к Нему.

Как это сделать? Искать возможность уделять ежедневно время для пребывания с Ним наедине посредством молитвы, размышления, изучения Слова Божьего, а также в течение дня рассказывать другим о любви Иисуса. Все это нужно для того, чтобы сохранить ощущение постоянного присутствия Христа во всех наших действиях.

Бог хочет не просто простить наши прошлые грехи. Он также желает воссоздать в нас Свой образ, наделить нас чертами Своего характера, и для этого хочет видет нас «в доме Моем и в стенах Моих» со всеми нашими недостатками, как физическими, так и духовными.

Ты готов принять приглашение Божье? Считаешь, Он способен преобразить тебя? Как ты можешь знать это, если не испытал ничего подобного в своей жизни? Иди к Нему без страха. Я не знаю ни одного человека, который бы, придя к Иисусу, пребывал с Ним и вернулся от Него разочарованным. Сегодня — все еще день спасения. Хочешь опуститься на колени прямо там, где ты сейчас находишься, и принять Его приглашение?

Его рука принесла нам спасение

«И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника; и помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его» (Ис. 59:16).

Во времена пророка Исайи Иудея полностью пребывала в духовных и моральных потемках. Самой большой проблемой было отступление народа от истинного Бога. Все остальное явилось просто естественным результатом отдаления от единственно истинного источника силы и спасения.

Ты можешь представить себе народ со славной судьбой, созданный быть «главою, а не хвостом», предназначенный быть светом для других народов, живущий в угнетении и без надежды снова стать таким, каким был однажды? (См. Втор. 28:13.)

В кризисе, который переживала Иудея, Господь «видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника». Обычно, когда проблему возможно решить человеческими усилиями, человек не обращает глаза к Богу. Он расходует все свои ресурсы, ищет собственные решения, намечает тот или иной выход, а Бог иногда допускает, чтобы человек оказался на самом дне колодца, дабы осознать, что спасение приходит свыше.

Взгляни на Израиль у Красного моря. У него не было выхода. С обеих сторон теснились непроходимые горы, с тыла надвигался неумолимый противник, а впереди — глубокое бурное море. Не было «заступника», «никого, кто бы мог что-то сделать». Только тогда народ осознал, что существует всемогущий Бог, и поднял глаза к небу, ибо спасение приходит свыше.

В сегодняшнем стихе мы находим не просто обетования защиты и спасения Божьего в трудный час. Главный духовный смысл стиха — помочь нам понять причины постоянных неудач. «И помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его», — говорит Исайя.

Бог вновь пытается доказать нам то, о чем говорит со времени Едемского сада, когда сорвал с Адама и Евы жалкие листья, представлявшие человеческую праведность, и укрыл их шкурой агнца, праведностью Иисуса. Когда мы, люди, хотим сделать все хорошо, опираясь только на собственные силы, не пребывая в ежедневном общении со Христом, наша жизнь становится лишь цепью непрерывных поражений, или в лучшем случае цепью «призрачных побед», фальсификацией, пустотой, которые, быть может, что-то значат в глазах окружающих, но не приносят внутреннего покоя.

Часто Бог в Своей бесконечной любви допускает, чтобы мы оказались на дне колодца для того, чтобы усвоили очень простой урок: «И помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его».

Зачем же бороться одним? Почему не сосредоточить все свое внимание на общении со Христом?

Возвратись ко Мне

«Говорят: „если муж отпустит жену свою и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та?“ А ты со многими любовниками блудодействовала, — и, однако же, возвратись ко Мне, говорит Господь» (Иер. 3:1).

Группа женщин добивалась справедливости перед зданием суда в бразильском городе Белу-Оризонти. «Кто любит, не убивает», — кричали они, требуя наказания для одного предпринимателя, который убил свою жену, действуя, как заявили его адвокаты, в рамках «законной защиты чести». Уже не в первый раз человеческое правосудие вынесло вердикт об освобождении мужа, убившего свою жену за неверность.

В сегодняшнем стихе мы встречаем описание неверной жены. Закон гласил, что муж, возненавидевший свою жену, уже никогда не мог принять ее снова (см. Втор. 24:2-4), но Бог смотрит на Свой народ и говорит: «А ты со многими любовниками блудодействовала, — и, однако же, возвратись ко Мне».

Когда мы думаем о народе-изменнике, который оставил своего Бога и ищет других любовников, то обычно полагаем, что эти «другие любовники» есть различные грехи, порождаемые различными удовольствиями. Нам сразу же приходят на ум порнография, воровство, пороки, неразборчивые связи, извращения и тому подобное. Для нас духовная измена есть нечто, совершенно не связанное с церковью, распутная жизнь и удовлетворение плотских желаний.

Но стих 2 дает нам понять, что проблема Иуды имела глубокие духовные корни. Стих упоминает святые высоты, где Иудея поклонялась языческим богам, а также арабов, у которых культ природы сосредоточивался на обожествлении самого человека.

Бог говорит здесь о женщине-прелюбодейке. У нее другой муж, другой бог, другой содержатель. Она возлагает свою надежду на другого. «Переменил ли какой народ богов своих, хотя они и не боги? а Мой народ променял славу свою на то, что не помогает» (Иер. 2:11).

Мы можем подумать, что Бог говорит здесь об идолопоклонстве. Пусть так. Но разве есть идолопоклонство больше, чем надежда на собственные силы в христианской жизни? Что можно сказать о человеке, который пытается быть хорошим христианином, но не проводит время наедине в мыслях об Иисусе? На чью руку он надеется? Кому он служит?

Господь говорит нам сегодня: «Ты со многими любовниками блудодействовала, — и, однако же, возвратись ко Мне».

Возблагодарим же Бога за то, что Он всегда готов принять нас снова.

Обетование или Бог

«Пойдите же на место Мое в Силом, где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля» (Иер. 7:12).

Группа датских археологов, производившая раскопки на месте развалин Силома с 1926 по 1932 гг., пришла к выводу, что город был разрушен пожаром примерно в 1100 году до Р. Х. и оставался необитаемым около 90 лет. Эти даты сооответствуют тому, что записано в Библии.

В 1 Цар. 4:1-11 мы встречаем сообщение о поражении, нанесенном израильтянам при Авен-Езере и Афеке филистимлянами, и о захвате ими ковчега. Возможно, именно тогда и был сожжен Силом.

Судя по всему, Силом был красивым городом. Он находился на территории Ефрема и, возможно, из-за своего центрального положения, был избран местом святилища и хранения ковчега. Ковчег же символизировал личное присутствие Бога с Его народом. Ковчег сопровождал все великие битвы Израиля, ибо битва без присутствия Бога была обречена на поражение.

Но шло время, и Израиль совершил трагическую ошибку, отвратил взор свой от Бога, обратив его на повседневные задачи. Его народ повсюду возил с собой ковчег, однако жил так, будто Бога не существовало. Илий не обращал внимания на греховное поведение людей — они заботились о ковчеге, а не об отношениях с истинным Богом.

Любая, даже самая лучшая вещь, вознесенная над Богом, теряет свой смысл и превращается в помеху в духовной жизни.

В сегодняшнем стихе Иеремия пытается привлечь внимание народа к Силому. «Пойдите же на место Мое в Силом, где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля».

Материальные вещи никогда не гарантируют безопасность Божьего народа. Развалины и пепел Силома превратились в пямятник человеческой неразумности; люди стали поклоняться вещам, отвратив глаза от личного Спасителя.

Можем ли мы ошибаться и превозносить те или иные предметы, заботясь прежде всего о формальностях культа? Да, к несчастью, можем.

Однажды некий отчаявшийся юноша, подойдя ко мне, сказал: «Пастор, я знаю, что вера спасает человека. Я приобрел все книги на эту тему, внимательно их прочел и даже подчеркнул наиболее важные места. Я знаю, что должен верить только в Иисуса, чтобы спастись, но ничего не получается. Я не чувствую себя спасенным. У меня не получается». Тогда я спросил юношу, сколько времени он проводит ежедневно в общении с Иисусом. Он опустил глаза.

То же самое произошло и с Израилем. Он полагал, что надежда на оправдание верой спасет его. Он возложил свои надежды на обетование Божье, но не знал Бога, давшего обетование. Кроме обетования необходимо знать Бога, давшего его. Тот юноша не общался с Ним. Какая трагедия!

Готовиться к трудным временам

«Если ты с пешими бежал и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями? и если в стране мирной ты был безопасен, то что будешь делать в наводнение Иордана?» (Иер. 12:5).

Некий юноша считал, что жизнь несправедлива к нему. «Почему у других есть возможности добиться чего-то, а у меня нет?» — спрашивал он себя, бессознательно желая оправдать собственную леность. Кто-то нашел ему работу рассыльного. Через неделю он бросил ее, заявив, что там «много работы, но мало платят». Ему подыскали работу секретаря, но он не умел печатать на машинке. Тогда родители оплатили ему курс занятий по машинописи; однако через несколько дней юноша оставил учебу, объясняя, что «не стоит учиться машинописи, поскольку это низкооплачиваемая работа».

Встречал ли ты подобных людей? Тогда поразмысли над вопросом, который содержится в сегодняшнем стихе: «Если ты с пешими бежал и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями?» Господь говорит нам о необходимости правильно исполнять самые незначительные дела — это полезно с точки зрения подготовки к делам более серьезным. Если мы пасуем перед незначительными задачами, если мы не способны выполнить работу посыльного, разве можно мечтать о том, что со временем мы станем руководителями?

Во второй части стиха пророк Иеремия спрашивает: «И если в стране мирной ты был безопасен, то что будешь делать в наводнение Иордана?»

Комментаторы говорят, что на берегах реки Иордан под огромными деревьями росли густые кустарники, где скрывались львы и другие дикие животные. Из этого мы можем извлечь духовный вывод: если мы в мирное время не будем соблюдать Божьи приципы, то тем более не сохранить нам верность и в трудные времена.

Обычно, говоря о привлечении в Церковь молодежи, мы думаем об организации развлечений для нее: считаем необходимым провести в субботний вечер какое-либо мероприятие, ибо в противном случае наша молодежь будет заниматься тем, чем не должна заниматься. Какую ошибку мы совершаем, руководствуясь такими благими намерениями! Естественно, мы должны организовывать для молодежи отдых в субботние вечера, но не из страха потерять ее, а потому, что она заслуживает хорошего, дружественного отношения к ней и возможности достойно развлекаться в соответствующей своим принципам обстановке. Развлекательные меро- приятия не могут и не должны быть «конфеткой», которую мы даем ребенку, чтобы он не шалил. Нам нужно объяснять нашей молодежи, что верность Богу не зависит от развлекательных мероприятий.

Иногда я задаю себе вопрос о том, что если молодежь в наше время совершает плохие поступки в субботние вечера, «поскольку церковь не организовала для нее никаких мероприятий», то что будет, когда наступят трудные времена и мы не сможем собираться, чтобы проводить богослужения в храме? «И если в стране мирной ты был безопасен, то что будешь делать в наводнение Иордана?»

Да поможет нам Бог понять, что Иисус есть Единственный, Кто способен сохранить нашу молодежь твердой и последовательной до конца.

Новый стакан

«Не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев» (Иер. 18:6).

«Что я натворила со своей жизнью!» — кричала юная девушка, державшая в руках листок с положительным результатом анализа на беременность. Ей всего 16 лет. Никогда уже ничего не будет как прежде. Перед ней стояла сложнейшая проблема, начинавшаяся с необходимости сообщить эту новость родителям.

Сегодняшний стих был написан для народа, который, отойдя от Бога, разрушил свое славное будущее, ради которого он был создан. Что может один человек? На что годятся его силы, его воля и моральные принципы? «Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою и которого сердце удаляется от Господа» (Иер. 17:5), — говорит Господь. И «благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование — Господь» (ст. 7).

Бог не проклинает человека. Он лишь описывает печальное будущее, которое ожидает того, кто, отвратив глаза от Бога, начинает уповать на собственные силы. А теперь подумай: что делает человек, который не пребывает ежедневно в общении с Иисусом? На кого он уповает?

В результате отдаления от Бога человек оказывается в достойных сожаления обстоятельствах: аморальность, греховность, формализм, рабство греха, отчаяние и смерть.

Что сделал с собой Израиль? Какое будущее его ожидало? Каково будущее стакана, разбившегося вдребезги, что ждет его, кроме мусорной свалки?

Но Бог никогда не теряет надежды. Человек может разрушить все прекрасное, что в нем было, однако Бог всегда видит возможности его будущего. Он видит нас не такими, какие мы есть, но какими можем стать благодаря Его преобразующей благодати. «Не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке».

Молодая 16-летняя жизнь, разрушенная игрой с грехом, не есть разбитый стакан для Бога. Взрослый человек, разрушивший свою жизнь и жизнь своей семьи, связавшись со злом, не безнадежен для Бога. Человек, падший на самое дно порока и греха, тоже не безнадежен для Бога. «Что Я могу для вас сделать?» — таков вопрос Отца. Если Он был способен сотворить, то Он также способен и преобразить. Если Он воскресил Лазаря, то способен воскресить и духовный труп.

Естественно, для этого мы должны принять Его, следовать Его дорогой, подчиняться Его желаниям и всегда пребывать с Ним. Действия горшечника могут быть болезненны для глины, однако конечный результат удивляет и восхищает всех вокруг. Если ты вручаешь свою жизнь в руки Божественного Горшечника, это может быть отчасти болезненно, однако вся Вселенная восхвалит Господа за твое преображение.

Спокойствие во времена бедствия

«О, горе! велик тот день, не было подобного ему; это — бедственное время для Иакова, но он будет спасен от него» (Иер. 30:7).

Пророк Иеремия описывает бедствия, которые вавилоняне под водительством великого Навуходоносора очень скоро принесут Иерусалиму и Иудее. Проецируя духовную сторону тех событий на наше время, можно сказать, что «тот день» есть день Господа и последних событий на земле.

В 6-м стихе пророк говорит: «Спросите и рассудите: рождает ли мужчина? Почему же Я вижу у каждого мужчины руки на чреслах его, как у женщины в родах, и лица у всех бледные?»

Для Божьего народа приближавшееся время бедствий было «велико и ужасно» не из-за обрушившихся на него физических страданий, преследований и лишений. У страдания есть духовная основа. Враг всеми средствами пытается внушить детям Божьим, что они брошены и забыты. Для этого он напоминает им обо всех их прошлых ошибках. «Но он будет спасен от него».

Как-то один пастор рассказал мне случай, происшедший с его дочерью, когда она была еще ребенком. Он сидел и читал газету, как вдруг услышал звон разбившегося стакана. Он быстро прошел на кухню и увидел там перепуганных дочь и племянницу.

— Что случилось? Кто это сделал? — спросил пастор.

Девочки одновременно показали пальцами друг на друга. Тогда он сказал:

— Ни одна из вас не будет наказана. Я не сомневаюсь, что стакан разбился случайно. Но хочу знать, что произошло, чтобы в будущем такое не повторилось.

Глаза его дочери наполнились слезами. Она пролепетала:

— Извини… папа. Это я виновата.

Девочка была очень расстроена, однако она освободилась от груза вины, ибо поняла, что отец ее простил.

Именно поэтому нам нужно верить в Господа Иисуса. Именно поэтому мы должны проводить с Ним много времени, пребывать в общении с Ним каждую минуту своей жизни. Такова единственная возможность осознать всю глубину Его милосердия.

Когда придет ужасный день, когда врата Его благодати будут уже закрыты, враг душ наших постарается запугать нас нашим прошлым. И тогда единственное, что может нас поддержать, — вера, обретенная нами в ежедневном общении с Иисусом.

Друзьям Иисуса, которые пребывают с Ним и позволяют, чтобы черты Его характера с каждым днем очевиднее становились их собственными чертами, нечего бояться будущего.

Могут пасть тысяча слева от них и десять тысяч справа, но они останутся недосягаемы.

Инструмент мира

«И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп. 4:7).

Пастор Артур Максвелл рассказывает в журнале «Знамения времени» от 21 декабря 1953 года о своем присутствии в качестве обозревателя на большом собрании верующих, на котором было проведено мероприятие, называвшееся «Передача мира».

Пастор, взяв помощников за правую руку, сказал каждому из них: «Мир Божий да пребудет с тобою!» Затем оба его помощника приблизились к дьяконам, которые вели богослужение, и взяв каждого из них за правую руку, повторили: «Мир Божий да пребудет с вами».

«После этого дьяконы медленно двинулись вниз по проходу, неся мир каждому присутствующему. У каждой скамьи они останавливались и, взяв правую руку ближайшего сидящего, шепотом повторяли: „Мир Божий да пребудет с тобою“. Тот в свою очередь брал за руку сидящего рядом, передавая это пожелание. Я наблюдал за этой волнующей сценой с галереи. А сцена была действительно прекрасная. В церкви не раздавалось ни единого иного звука, кроме слов: „Мир Божий да пребудет с тобою“. Затем я увидел, что дьяконы поднялись наверх и услышал шепот среди моих соседей по скамье. Повернувшись налево, я увидел протянутую руку незнакомого мне человека, ожидавшего, когда я протяну ему свою. Мгновение спустя до меня донеслись благодатные слова: „Мир Божий да пребудет с тобою“. Это был волнующий момент. Я не знал, что ответить. По-моему, я сказал: „Большое спасибо. Благослови вас Бог“. У меня появилось ощущение, что подошла моя очередь передать мир другому человеку, но я сидел последним на скамье. Оглянувшись я увидел, что рядом не было никого, кому я мог бы передать мир. Закончилась ли церемония на мне или нет? Могло ли закончиться столь прекрасное служение? Не было ли долгом каждого участника продолжать передавать мир Божий до конца своей жизни?»

«Мир Мой даю вам», — сказал Иисус, тем самым доверив нам миссию нести мир для Вселенной. Христианин живет в мире, полном бед и огорчений. В нем есть люди, полностью отчавшиеся: распадаются семьи, молодежь разрушает свою жизнь наркотиками, нации истребляют друг друга сами не зная зачем. И в такой тяжелой обстановке Господь Иисус желает, чтобы Его народ стал инструментом мира (см. Ин. 14:27; 16:33).

Вот поэтому мы должны каждодневно пребывать с источником мира, купаться в нем и нести Его людям.

Потускневшее золото и блестящее золото

«Сыны Сиона драгоценные, равноценные чистейшему золоту, как они сравнены с глиняною посудою, изделием рук горшечника!» (Плач Иер. 4:2).

Бог желает каждого человека видеть спасенным. Естественно, свободный выбор: принять или отвергнуть Божий план, определит нашу конечную судьбу.

Сегодняшний стих сравнивает драгоценных, достойных сынов Сиона — созданий из глины — с чистым золотом. Что же случилось? Согласно предыдущему стиху «…потускло золото, изменилось золото наилучшее! камни святилища раскиданы по всем перекресткам». Внезапно пыль греха приглушила блеск золота. Всякая жизнь, пораженная вирусом греха, теряет свой блеск: принц становится рабом, наследник превращается в свинопаса, и со временем все мы оказываемся не более, чем камни на обычной улице.

Есть ли у Бога намерение вывести человека из его греховного состояния и вернуть ему потерянный облик? В один прекрасный день мы станем драгоценными камнями Божьего святилища; в один прекрасный день Его народ уподобится Христу, и когда это произойдет, Он снова станет называть нас Своими. Каков этот план? Как Бог намерен делать нас с каждым днем все более похожими на Иисуса?

Обратимся к следующему совету Елены Уайт: «И оказывается достаточно всего лишь одного луча славы Божьей, одного проблеска чистоты Христовой, проникшей в душу, чтобы сделать каждое пятно в характере мучительно заметным, чтобы обнажить недостатки и пороки. Грешнику открывается порочность его желаний, неверность сердца, нечистота уст. Он видит, что его неверные действия бросали вызов Закону Бога; сердце его сжимается от боли, испытывая на себе влияние Духа Божьего. Смотря на чистый, непорочный характер Христа, он чувствует отвращение к самому себе» («Путь ко Христу», с. 29).

А что потом? Неужели суть евангелизации состоит в том, чтобы лишь погрузить нас в отчаяние, демонстрируя нам наше положение? Нет! «Увидев чудовищность греха и истинное состояние Своего сердца, не будем предаваться отчаянию. Ведь Христос пришел спасти грешников. Нам вовсе не нужно располагать Бога к себе, ибо — о, чудная любовь» — Бог „во Христе примирил с Собою мир„ (2 Кор. 5:19). Своей нежной любовью Он влечет к Себе сердца Своих заблудших детей. Ни один из земных родителей не может так терпеливо относиться к своим ошибающимся детям, как Бог относится к детям Земли» (там же, с. 35).

Когда человек поймет этот Божий план, грязный булыжник снова превратится в золото. Все вокруг увидят, что мы стремимся быть похожими на Иисуса. Возблагодарим же Господа за это!

Осуждение за ничегонеделание

«Господин сказал ему: „твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял“» (Лк. 19:22).

Некая пожилая дама всю жизнь мечтала прокатиться на поезде. Ей хотелось любоваться пейзажами за окном и наслаждаться всем, что она увидит на протяжении многокилометрового путешествия. Решительно войдя в пассажирский вагон, она принялась укладывать пакеты и корзинки, взятые с собой, попыталась поправить сиденье и занавески на вагонном окне, устроилась поудобнее, и уже приготовилась приступить к созерцанию пейзажа, как кондуктор объявил, что поезд подходит к назначенной станции. «Жаль, — подумала она. — Знай я, что мы прибудем так быстро, я бы не теряла времени на мелочи».

Возможно, ты улыбнешься, прочитав эту историю, но ведь действительно наша жизненная поездка относительно коротка. Мы не можем тратить время на мелочи; нам необходимо прилежно и ответственно распоряжаться четырьмя вещами в жизни: временем, денежными средствами, талантами и телом, данным нам Богом.

Сегодняшний стих был подчеркнут в Библии Дуайта Муди, а рядом на полях находилась надпись, сделанная его рукой: «Осужденный за ничегонеделание».

Муди вел по-настоящему энергичную жизнь. Его ужасный английский язык подвергался постоянной критике, но он никогда не смущался этого, а когда однажды некто заметил ему, что он допускает массу грамматических ошибок, сказал: «Я знаю, что делаю много ошибок, и что у меня множество других недостатков, но я делаю лучшее из того, что могу». Затем, посмотрев на своего критика, добавил: «Друг мой, насколько я понимаю, вы большой знаток грамматики. Как вы используете ее для Учителя?»

Если жизнь продолжается не более 80, в лучшем случае 90 лет, как можно сидеть, сложа руки, оправдывая свое бездействие тем, что нам не помогают или нас критикуют? Единственный способ избежать критики, это ничего не делать, но и в таком случае тебя будут критиковать за праздность.

Жить — значит принимать жизнь со всем ее риском и трудностями, отдавать каждую каплю крови и каждый грамм энергии осуществлению мечты, искать свое место в мире, открывать возможности, а не бездельничать, жалея самого себя и считая себя самым несчастным человеком.

Спроси себя сегодня: что я сделал или построил в своей жизни до сегодняшнего дня? О чем я мечтаю? К чему стремлюсь? Как я хочу добиться своих целей?

Те, кто ежедневно пребывает у ног Иисуса, получат силу Его и не будут удовлетворены тем немногим, чего достигли.

Каков будет знак?

«И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9:4).

Видение Иезекииля касается прежде всего разрушения Иерусалима по приказу Навуходоносора; однако, как любое эсхатологическое пророчество, оно будет иметь иное претворение в жизнь в конце времен, перед возвращением Иисуса.

Божий народ должен быть правильным образом отмечен, ибо это имеет отношение к нашему спасению. Божья печать — знак одобрения, который Бог ставит на челе тех, кто ежедневным общением с Иисусом с помощью Святого Духа стремится уподобиться Христу.

В видении речь идет о конкретном знаке, однако его значение связано с характером «людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него».

Это те люди, которые, пребывая в повседневном общении с Иисусом, выработали в себе отвращение к греху. Они не принимают зло ни в какой форме. В этих Его детях Христос уже отражен, и Бог потверждает это Своим знаком.

Однако существует явный и видимый знак того, что подтверждение Божье уже дано этим Его детям. Такой явный знак есть соблюдение субботы, о котором говорится в Библии.

Вот о чем идет речь: «День субботний всегда был днем, предназначенным Богом для отдыха человека. Установление дано было при Творении (см. Быт. 2:1-3), поэтому должно постоянно соблюдаться. Слова о соблюдении субботы заложены в суть морального закона (см. Исх. 20:8-11). Ни Христос, ни его апостолы не отменяли субботы. Во время великого вероотступничества, последовавшего после смерти апостолов, были попытки упразднить его и установить другой день для отдыха, первый день недели. Однако Слово Божье гласит, что вопрос поклонения Богу в субботу будет определяющим перед Вторым пришествием Христа (см. Ис. 56:1, 2, 6-8; 58:12, 13; Откр. 14:6-12; Е. Уайт. «Воспитание детей», с. 504-513). Оно также гласит, что одновременно сатана, главный предводитель вероотступников, навяжет людям свою искаженную религиозную систему, что приведет к установлению ложного дня отдыха — дня воскресного — в качестве дня поклонения Богу (см. Откр. 13; 14:9-12; Дан. 7:25). Он даже сумеет охватить весь мир движением за поклонение Богу в воскресный день (см. Откр. 13:8; 14:8; 16:14; 18:3; Е. Уайт. «Воспитание детей», гл. 36-41). В результате его усилий мир окажется разделенным надвое: те, кто верен Богу и соблюдает субботу, и те, кто присоединился к ложному всемирному движению и соблюдают «ложный день отдыха» («Библейский комментарий АСД», т. 4, с. 635, 636).

В то же время мы должны понять, что само по себе соблюдение субботы никого не спасает. Знак — это характер Иисуса, отображенный в человеке; и те, в ком проявилась сущность Христа, останутся до конца верны соблюдению субботы.

Тебе решать!

«Зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: „отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина“?» (Иез. 18:2).

Израильтяне часто повторяли эту пословицу, намекая на то, что Бог был несправедлив, наказывая их за грехи отцов. Но Иезекииль заявляет, что это не так, и что Бог не допускает несправедливости, даже если наказывает их за то, чего они не совершали.

Как понимать эти слова Иезекииля, если сам Бог говорит во второй заповеди о том, что зло достигнет третьего и четвертого колена?

Мы должны четко понять разницу между «последствиями» греха и «наказанием» за грех. Дети неизбежно будут страдать от грехов своих отцов, но они не будут наказаны за грехи родителей, если сами в них не участвовали.

Например, отец-алкоголик неизбежно отягощает своих детей различными проблемами, типичными для пьющего человека; или мать, курящая в период беременности, также подвергает своего ребенка опасностям, связанным с курением. Ребенок родится с отклонениями, которые, возможно, будут сопровождать его всю жизнь. Но это является не наказанием Божьим, а просто естественным следствием нарушения физических законов жизни.

Библия не дает никаких оснований полагать, что хорошая или плохая жизнь родителей имеет какое-то отношение к спасению или проклятию их детей; но в ней встречается мысль о том, что спасение или проклятие есть результат личного решения, в которое даже Бог не может вмешаться. Только сам человек имеет право и ответственность принять или отвергнуть спасение.

Когда Иисус был на земле, Его ученики, увидев слепого, спросили Его: «Кто согрешил, он или родители его?» (Ин. 9:2). Таким было их искаженное представление: все беды, которые происходят с человеком, есть результат греха его родителей или его самого. Но это не всегда так. Зачастую беда является следствием искаженной морали мира, в котором мы живем. Человек может заболеть раком легких, даже если он никогда не курил, или сам того не подозревая, унаследовать ту или иную болезнь от родителей.

Сегодняшний стих стремится отвратить нас от дьявольской мысли будто Бог жесток, будто Ему приятно видеть страдания Его детей. Напротив, Он часто с печалью воспринимает рождение ребенка, который, будучи невиновным, страдает от естественных последствий нарушения физических законов его родителями. Но это не наказание. Такие страдания не имеют никаких духовных последствий. Ребенок не спасется страданиями и не проклинается ими. Став взрослым, он будет принимать собственные решения.

Когда мы оставляем Бога

«Потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь и получит благодать от Господа; а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть» (Притч. 8:35, 36).

Доминго, проживший с молодой женой пять лет, оказавшихся для нее пыткой, оставил ее с тремя малолетними детьми. Затем он связался с преступным миром, с продажными женщинами, и, запутавшись в сетях пороков, оказался на самом дне. Он потерял все, что имел; его университетский диплом ничего не стоил. Опустившийся и отчаявшийся, он встретился с Иисусом. Возможно, в других обстоятельствах ему и в голову бы не пришло общаться с верующими, думать о Боге. Но когда человек теряет абсолютно все, когда ему просто негде жить, то почему бы не попробовать? Как прекрасна любовь Господа, Который не отвергает нас и не говорит: «Ага, ты вспомнил обо Мне только сейчас, когда потерял в жизни все!» С каким терпением Он принимает раскаявшегося человека. С какой любовью Он отирает его слезы, врачует его раны, извлекает человека из запачканных, дурно пахнущих одежд прошлой жизни и преображает его.

Встретив Иисуса, Доминго понял, что еще не все потеряно. Он увидел проблески света в конце туннеля, из последних сил потянулся к Иисусу, и Господь сотворил чудо. Доминго был преображен.

Спустя несколько месяцев, уже приняв крещение, Доминго, который к тому времени работал в перспективной фирме, разыскал свою семью, которая находилась в плачевном состоянии, попросил прощения у жены, рассказал ей об Иисусе и о своей новой жизни. Сегодня вся его семья возлагает надежды на возвращение Господа. Как прекрасно видеть эту семью каждое субботнее утро в церкви; радостно замечать счастливые глаза его жены; с волнением сознавать, что Бог способен сделать ради людей!

«Потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь», — говорит сегодняшний стих. Как можно обозначить жизнь, которую вел Доминго, пока не познал Иисуса? Да и можно ли назвать жизнью ад, полный насилия, конфликтов, горя и печалей, в котором пребывает человек, когда находится вдали от Бога?

«Все ненавидящие меня любят смерть», — продолжает стих, ибо жизнь без Христа — это смерть, если не нечто худшее. Есть люди, предпочитающие смерть той жизни, которой они живут.

На месте Доминго мог очутиться каждый из нас. Господь хочет дать нам жизнь, и жизнь цветущую. Поэтому Он всегда с распростертыми объятиями ждет, что человек примет Его приглашение пребывать с Ним. Поэтому нужно искать Его ежедневно, искать Его посредством молитвы и изучения Библии; а после рассказывать другим о мире и счастье, которые Он приносит в нашу жизнь. И таким образом Христос будет с каждым днем все больше и больше отражаться в нас.

Не рабы, но друзья

«Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15).

На протяжении всего своего служения я стараюсь объяснить людям, что христианство — это прекрасная возможность каждый день пребывать в общении с Иисусом — так же, как общаются между собой отец и дети. Если христианин начинает бояться Бога, значит, в его христианстве что-то не так. Естественно, проще всего добиться, чтобы люди подчинялись под страхом наказания. Естественно, любой человек инстинктивно боится погибнуть в адском огне. Никому не доставит удовольствия кара Божья.

Христианство, которому пришел учить нас Иисус, изложено в сегодняшнем стихе: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего».

Ты боишься встречи со своим другом? Ты разговариваешь с ним по обязанности? Но именно дружественные отношения желает развивать с нами Иисус. Он создавал не машины, запрограммированные на подчинение, — Он создавал людей с их радостями и горестями, мечтами, планами и чувствами, и Он заботится о счастье каждого Своего сына.

Суть трагедии Едемского сада в том, что там была нарушена связь между Богом и человеком. Сын, который в иные времена бежал к Отцу, стал бояться Его и спрятался; и с того дня навсегда сохранил в себе страх и научил детей своих жить в страхе Божьем.

Призыв же Отца был всегда одинаков: «Приди в Мои объятия, не бойся Меня». Но, похоже, мы, люди, почему-то не восприняли этот урок.

Иисус однажды ночью явился Своим ученикам. В бурю, когда лодка учеников начала тонуть, они, увидев Иисуса, идущего по морю, подумали, что это призрак, однако, когда Учитель сказал им мягким голосом: «Это Я, не бойтесь» (Мк. 6:50), поняли, что это Иисус.

Каково твое христианство? Ты служишь Иисусу из страха? Или ты служишь Ему из любви? Какому христианству ты учишь своих детей? Ты стремишься, чтобы они осознали все величие любви Иисуса? Или же создаешь в них образ Верховного Владыки, требующего лишь хорошего поведения?

Помни: ты уже не раб, не слуга; ты — друг Иисуса. Занимайся сегодня своими повседневными делами вместе с Ним. Рядом с Ним тебе нечего бояться.

Собирание рассеявшихся детей

«Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный» (Иез. 34:12).

Средства массовой информации полностью преобразили наш мир. Сегодня, когда в нашем сердце возникает печаль, мы пишем письмо любимому человеку, поднимаем телефонную трубку и слышим его голос и даже дыхание. А очень скоро у нас появятся видеотелефоны, и невозможно даже представить, что придумает для нас наука в будущем.

А вот во времена, описываемые в сегодняшнем стихе, ничего подобного не было. Армия противника пленила народ Божий и рассеяла его в разные стороны. Родственники и друзья пребывали в отчаянии, ибо у них не оставалось ни малейшей надежды снова увидеться. В таких вот обстоятельствах Бог обещал Своему народу: «Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный».

Это обещание оказалось выполнено частично, когда Израиль вернулся из изгнания; однако оно так никогда и не было выполнено до конца, как того хотел Бог, ибо, как и все Божии обетования, оно имело обоюдный характер, а Израиль не исполнил своей части. «Пришел к своим, и свои Его не приняли», — говорит апостол Иоанн (Ин. 1:11). Впоследстствии, когда иудеи открыто отвергли Мессию, политическое и территориальное царство израильтян перестало быть духовным царством Божьим.

Хотя обетование «высвободить» из всех мест и объединить рассеявшихся не было исполнено до конца в Израиле, оно продолжает действовать; в наши дни оно частично претворяется в жизнь, когда Господь Иисус стремится собрать Своих преданных детей, рассеянных по всем сторонам света. Он стремится собрать их в Своей Церкви, используя для этого великого объединения — как о том сказано в Откр. 14:6-12 — вечное Евангелие, благовествуя спасение верой во Христа, вечность Его Закона (включая соблюдение субботы) и предупреждая людей о необходимости покинуть духовный Вавилон и соединиться в Церкви Агнца.

Когда же вернется Христос, обетование будет исполнено до конца. Мы станем единым народом — выходцы из различных стран, разного цвета кожи и разного языка, — объединенные и спасенные Иисусом.

Бог созывает всех рассеявшихся. Он созывает их «в день облачный и мрачный». Он созывает их и в наши дни. Моральные потемки и духовный туман покрывают весь мир. Свет становится все более тусклым.

Иисус направляет тебе сегодня приглашение. Это твой великий шанс. Не упусти его!

Объединенные в руке его

«Тогда скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я возьму жезл Иосифов, который в руке Ефрема и союзных с ним колен Израилевых, и приложу их к нему, к жезлу Иуды, и сделаю их одним жезлом, и будут одно в руке Моей» (Иез. 37:19).

Однажды мне довелось быть пастором церкви, в которой царил раскол. В ней существовали две группировки, враждовавшие между собой, и еще несколько братьев, не знавших, к какой стороне примкнуть.

Пастора, служившего в том приходе, посещали руководители той и другой группы. Если пастор давал малейший повод считать, что он поддерживает одну из групп, другая группа немедленно объявляла его своим противником и делала все возможное, чтобы его убрали из прихода. Таким образом в этой общине сменилось уже немало пасторов.

Как можно помочь церкви в этих обстоятельствах? В то время меня вдохновил сегодняшний стих. Царство Израиля было расколото. С одной стороны Ефрем, и колена Израилевы, и их союзники, с другой — Иуда. После смерти Соломона царство оказалось разделенным (см. 3 Цар. 11:33-38). Этот раскол, будучи сам по себе трагичным, тем не менее в некоторой мере способствовал защите царства Иуды от язычества, которое поразило северное царство, Израиль.

В этом расколе, казалось, Иуда был прав, а Израиль ошибался; однако, как выяснилось в дальнейшем, Иуда тоже ошибался, ибо он также впал в полное веротступничество и в результате был вынужден бежать.

Расколотая семья не может выжить. План Бога не рассчитан на то, чтобы Его дети были разделены на группы. У Него одно тело и Он хочет, чтобы все члены Его тела действовали в полной гармонии. Поэтому во времена пророка Иезекииля Господь раскрыл секрет того, что нужно сделать, чтобы в Церкви снова восторжествовало единство: «И сделаю их одним жезлом, и будут одно в руке Моей».

«В руке Моей». Вот в чем состоял секрет. Не в Моих аргументах, не в Моих методах, но «в руке Моей».

Как пастор этой церкви, я пал к ногам Иисуса. Он был способен объединить мою церковь. Только Он мог сотворить чудо и растопить застывшие в гордыне сердца, которые оказались в опасности совершить грех против Святого Духа, допустив сохранение такой ситуации столь долгое время.

Эти люди были искренни. Мне хотелось думать, что они верили в Бога. Или же они зря теряли время в церкви, зная, что в конечном счете уйдут из нее?

Я устроил молитвенную неделю, проповедовал каждый вечер о Христе, говорил об Иисусе, умершем на кресте Голгофы за строптивый народ, обуянный гордыней, и указал на Его глаза, полные слез. В один из вечеров я воззвал к единению, и произошло чудо. Люди по одному подходили друг к другу, обнимались и просили друг у друга прощения. С амвона я мог видеть, как два жезла становились одним в руках Иисуса.

Может ли произойти такое чудо в лоне нашей семьи? Или в школе, в которой мы работаем? В нашем офисе? Пусть же сегодняшний день станет днем единения в руках Иисуса!

Живя правильно

«И сказал Даниил: да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила» (Дан. 2:20).

Почему-то, думая о дружбе, которую человек может установить с Иисусом, я вспоминаю об Иосифе, Енохе и Данииле. Еще в детстве я услышал историю Даниила. Меня поражали его спокойствие, проявленное во рву со львами, его смелость при чтении молитв с открытыми окнами, его настойчивость в намерении не оскверняться яствами с царского стола. Откуда Даниил черпал силы, чтобы противостоять искушениям, опасностям и всегда выходить победителем?

Шло время. Анализируя жизнь Даниила, я постепенно понимал, что великий секрет его жизни состоял не только в его силе воли, смелости, уверенности в себе или мудрости. Даниил был личным и близким другом Иисуса. В этом и состоял секрет не только его героических поступков, но и его процветания.

«Если бы была написана вся история Даниила, в ней оказались бы главы, которые показали вам искушения, которым он должен был противостоять: искушения насмешкой, завистью и ненавистью; однако он научился преодолевать все трудности. Он не доверял собственным силам. Он раскрыл перед Отцом своим небесным всю свою душу, рассказал обо всех своих трудностях и поверил, что Бог услышал его, и был утешен и благословлен. Он преодолел насмешки, как преодолевает их тот, кто становится победителем. Даниил считал, что Бог — его Друг и Помощник. Все тяжелые задачи, которые ему надлежало выполнять, оказывались легкими для него, ибо их озаряли свет и любовь Господа» («Библейский комментарий АСД», т. 4, с. 1189).

Изгнанию Даниил подвергся, когда ему было около 16 лет. Будучи практически еще подростком, он уже имел опыт повседневного общения с Богом. Подобно Еноху, он пребывал с Богом, позволял Ему участвовать в своих мечтах и жизненных планах.

Оставшись один, в изгнании, он еще крепче взялся за сильную руку Отца, и плоды христианской жизни — смелость, отвага, умение, взвешенность, уверенность в себе и другие достоинства — проявились в нем естественным образом.

Говоря о величии Даниила, мы должны особо подчеркнуть, что все это стало результатом тесной дружбы и ежедневного общения с Богом. Жизнь Даниила — вдохновляющий пример для сегодняшней молодежи, и не только в том, что он устоял перед искушением, но и в том, как он добился этого.

Ты хочешь быть похожим на Иисуса? Пусть Он будет центром твоей жизни. Ищи Его ежедневно в молитве и изучении Библии. Научись пребывать с Ним постоянно, и ты сможешь возрадоваться тому, как Иисус воссоздаст тебя.

Когда не знают Бога

«Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них, и Господа они не познали» (Ос. 5:4).

Ты не думал о том, что некогда в прошлом аморальность и вседозволенность царствовали так же, как в наши дни? Тогда поразмышляем об эпохе, в которую жил пророк Осия. В то время поклонение Творцу сменилось поклонением творению, а когда происходит такое, когда в центре оказывается человек и его творение, появляется религия, сосредоточенная на соблюдении обрядов. В дни Осии никто, или почти никто, не поклонялся истинному Богу. В отношениях и с Богом, и с людьми процветали фальшь и бесчестие. Это было время материального благополучия, но духовного оскудения. Тогда искажали справедливость, угнетали бедных, предавали имя Божье, ибо к поклонению Богу примешивались языческие культы.

В этих обстоятельствах Осия указал, как о том говорит сегодняшний стих, что все это происходит из-за отсутствия познания Господа.

Как могли они служить Богу, если не знали Его? Как могли они поклоняться Ему, не зная Его? Можно ли служить Богу и поклоняться Ему, не зная Его? Что ж, история народа Израиля во времена Осии говорит, что можно.

Любой культ, любая Церковь, любая религия, которые отвлекают внимание народа от истинного Бога, так или иначе привлекают его к творению, к человеку, поведению и достижениям людей, приводят к тому, что взаимоотношения отходят на второй план, — рано или поздно такая религия выхолащивает христианство, делает его просто формальностью.

Значит ли это, что мы не должны учить людей, как одеваться, как питаться и как себя вести? Ни в коем случае. Я хочу сказать, что как раз необходимо учить человека, как он должен одеваться, как питаться, а также как должен вести себя человек, живущий в постоянном общении со Христом.

Однако учить только нормам поведения — значит ограничиться лишь этической стороной дела. Ведь христианство, которое принес нам Иисус, — гораздо больше, чем просто морально-этический кодекс. Христос пришел, чтобы преобразовать жизнь Своих творений, которые после преображения ощутили бы радость жизни на основе вечных принципов святого Закона.

В Ос. 7:8 северное царство названо «неповороченным хлебом». Здесь Бог снова использует пророка для того, чтобы разбить скорлупу показной религиозности. Неповороченный хлеб пропекается лишь с одной стороны, оставаясь сырым внутри. Бог не принимает этого. Ему нужен хлеб, пропеченный внутри и, естественно, подрумяненный сверху. Бога радуют хорошие поступки Его детей. Добрые дела всегда служат прославлению Его имени. Они угодны и радостны Ему, но только когда они оказываются результатом внутренней жизни в повседневном общении с Христом.

Дождь поздний… когда?

«И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил. 2:28).

Ты слышал о позднем дожде Святого Духа? Как ты это понимаешь? Дождь ранний — это первое проявление Духа Святого в жизни, а дождь поздний — итоговый труд в жизни христианина и в жизни Церкви.

Исторически ранний дождь пролился уже в эпоху Пятидесятницы (см. Деян. 2), а позднего дождя следует ждать в наши дни. «Если это пророчество Иоиля частично сбылось во времена апостолов, то мы живем в эпоху, когда оно проявляется народу Божьему еще более убедительно. Бог изольет Дух Святой на Свой народ так, что тот превратится в луч света в безнравственной мгле и отразится этот великий свет во всех частях света» («Библейский комментарий АСД», т. 4, с. 1196).

Однако же нам следует избегать опасности смешивать историю Церкви с нашим собственным религиозным опытом.

В истории Церкви ранний дождь уже прошел, а поздний грядет. В своей жизни я должен принять ранний дождь, чтобы быть готовым принять и дождь поздний.

Дождь ранний есть первое действие, которое Дух Святой производит в моей жизни. Святой Иоанн пишет так: «И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Ин. 16:8).

Кто обяснит христианину его неправильные поступки? Пастор? Церковный совет?

Чудеса позднего дождя могут произойти только после того, как сделает свое дело дождь ранний, после того, как христианин допустит, чтобы дождь ранний сделал свое дело, ибо в духовной жизни ничего не делается по приказу или голосованию.

«И будет после того, излию…» После чего? Посмотри стих 26: «И до сытости будете есть, и насыщаться, и славить имя Господа Бога вашего». А затем идет сегодняшний стих: «И будет после того…»

Нам не дождаться дождя позднего в своей жизни, если не будем пребывать в ежедневном общении с Иисусом, «вкушая до сытости» хлеб жизни, молясь и славя имя Божие. Прославление Его имени — одно из условий получить поздний дождь.

Творец или творение?

«Кто сотворил семизвездие и Орион и претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь, призывает воды морские и разливает их по лицу земли? — Господь имя Ему!» (Ам. 5:8).

Посмотри на часы у себя на запястье. Что ты подумаешь, если я скажу, что часы появились сами, что часовой мастер здесь ни причем? Возможно, ты уже не раз встречал этот пример, но я привожу его еще раз, потому что он просто и наглядно показывает бессмысленность предположения, что Вселенная появилась много веков назад совершенно случайно, то есть сама по себе.

Амос говорит: «Кто сотворил семизвездие и Орион и претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь, призывает воды морские и разливает их по лицу земли? — Господь имя Ему!»

Рассказ о том, как Всемогущий Бог созидает мир и все, что в нем, придает смысл, значение и значимость нашему существованию. Мне нравится мысль о том, что мое существование — вовсе не случайность, но результат целенаправленной деятельности.

Мысль о том, что я создан по образу и подобию Божьему, наполняет меня чувством достоинства и ответственности. И когда я смотрю в звездное небо, созерцая все величие Творца, то укрепляюсь в мысли, что я, созданный Его руками, которые придали мне вид человека, должен быть кем-то особенным.

В детстве я часто читал стихотворение о том, как некая обезьянка заинтересовалась спорами людей о своем происхождении. Одни утверждали, что человек произошел от обезьяны; другие, что от более низких форм жизни; третьи, что его создал Бог. И обезьяна подумала: «К чему все эти споры? В конце концов главное, что обезьяна не произошла от человека».

Возможно, эти дискуссии о сотворении слишком упрощенны. Многие, наверное, подумают: признать, что Бог создал все вокруг, это все равно, что пытаться закрыть солнце шляпой; но ведь сегодняшний стих рисует прекрасную картину небесной сферы. И вот я спрашиваю: разве не является еще большим упрощением считать, что все вокруг — результат случайности?

Люди идут вслед за творением, пытаясь понять каждую его деталь. А не лучше ли идти вослед за Творцом? «Господь — имя Ему!» Глава о сотворении мира (см. Быт. 1) в действительности не является рассказом о сотворении; это глава о Творце. В английской версии Библии слово «Бог» в этой главе, содержащей 31 стих, повторяется 32 раза. Это — предупреждение извращенному человеческому любопытству, которое больше интересует природа, чем Творец природы.

Почему не сделать этого великого Творца участником каждого мгновения своей жизни? Почему не сделать так, чтобы Он стал участником всех наших дел, и не отдохнуть, доверясь Его попечению?

Вред высокомерия

«Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо свое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь» (Авд. 4).

С детства все вокруг восхищались им. Он был умен и всегда стремился показать свое превосходство над остальными. Со временем в нем стало развиваться стремление повелевать другими. Он всегда был впереди, всегда был лидером.

В жизни человека, считающего, что он может все, как правило, не остается места для Бога. Во время учебы в университете он отбросил остатки христианских принципов.

Это была мимолетная звезда. Он вырос и в несколько лет сказочно разбогател. Он бросил Церковь, женился; дети его не знали счета деньгам и никогда ни в чем не нуждались.

Но в один субботний вечер произошла трагедия. Машину, в которой он с женой возвращался с какого-то мероприятия, сбил грузовик, проскочивший на красный свет.

Жена его умерла мгновенно, а он, после нескольких дней пребывания в реанимации, остался парализованным.

Дети его, хотя уже взрослые, не были подготовлены ни к жизни, ни к управлению делами отца, и стали жертвами обмана со стороны специалистов собственной фирмы. Постепенно их жизнь стала рушиться, подобно замку из песка. Герой нашей истории, обреченный передвигаться лишь с посторонней помощью, беспомощно наблюдал, как все им созданное превращается в прах. Но ни его боль, ни жизненные трудности не могли заставить повзрослеть его детей, которые продолжали жить так, словно ничего не произошо, и в конце концов разорились.

«Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо свое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь».

Божье наказание? Вероятно, «наказание» — лучшее слово, которое мы, люди, можем применить в этом случае.

Сегодня он вернулся в Церковь, и другие люди каждый день читают ему Библию. Закрыв глаза, он говорит с Иисусом, и из глаз его текут слезы. «Гордость сердца твоего обольстила тебя; ты живешь в расселинах скал, на возвышенном месте, и говоришь в сердце твоем: „кто низринет меня на землю?“» (ст. 3).

Мне не хочется писать все это. Лично я отвергаю все, что может заставить человека служить Богу из страха, но не могу игнорировать эти стихи из Библии. Они — есть. Они произнесены Богом, а Бог не обманывает.

Недоволен спасением?

«И молился он Господу, и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (Иона 4:2).

Человеку никогда не понять все величие любви Бога. Иона бежал в Фарсис, когда Бог послал его в Ниневию сообщить ее жителям, что в определенный срок все они погибнут, если не покаются.

Миссия пророка или религиозного лидера состоит не в том, чтобы грозить осуждением, но чтобы давать надежду и указывать путь к возрождению. Иона был человеком, воспитанным в традиции, согласно которой за все надо платить. Грешник пожинает плоды своего греха. «Око за око, зуб за зуб». Иона никого не щадил. В его жизни не было места ни милосердию, ни прощению.

После своего неудачного побега Иона, наконец, отправляется в Ниневию и проповедует. Проповедь его необычна. Его не волнует влияние проповеди на слушателей — он просто делает свое дело и все. Он не взывает к сердцам, не созывает народ, не настаивает на своем, не молится Богу, чтобы Дух Святой тронул сердца слушающих. Он озабочен только тем, чтобы все это сборище идолопоклонников было уничтожено.

Но ты знаешь историю. Бог видит раскаяние народа и прощает его, а тогда Иона сердится на Бога. «Потому я и побежал в Фарсис, — жалуется он, — ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии».

Какая трагедия! Человек, призванный спасать души, больше озабочен своим престижем пророка, чем спасением людей. Что они скажут теперь? Что я — лжепророк? Я догадывался, что пророчество о разрушении не исполнится, ибо, зная Тебя, не сомневался, что Ты их простишь. И что теперь? Что будет с моей репутацией?

Но Бог, слава Ему, тверд духом. Ничто в мире не может помешать нашему спасению, кроме нас самих. Человек может отойти от Бога, может впасть в грех, но если, даже оказавшись на самом дне, он покается, Господь готов услышать его, простить и возвысить.

Хотя мы считаем, что есть люди совершенно безнадежные, хотя по нашим, человеческим, понятиям о справедливости некоторые люди не имеют права быть прощенными Богом, Господь принимает их, ибо Иисус умер не только за тебя и меня, но за всех нас, когда еще мы были «врагами», — говорит апостол Павел (см. Рим. 5:10).

Что сделал я тебе?

«Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне» (Мих. 6:3).

Некоторые христиане искренне признаются, что не позволяют себе веселиться, полагая, что веселье несовместимо с христианством. Для них христианская жизнь — трудная задача, вроде того, чтобы пройти по уложенным на земле яйцам, не раздавив их. Они не знают, что такое — радость во Христе. По их мнению, чем труднее и мучительнее будет их жизнь, тем привлекательнее они предстанут перед очами Господа. В конце концов разве Иисус не сравнил христианскую жизнь с «узким путем»?

Это настоящая трагедия, когда христиане полагают, что пребывать с Иисусом, подчиняясь Его заповедям, означает трудную и монотонную жизнь.

В сегодняшнем стихе Михей повторяет вопрос Бога к Его народу: «Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя?» Почему ты с таким унылым лицом и угасшим, безрадостным взглядом спрашиваешь: «С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними?.. Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего — за грех души моей?» (ст. 6, 7).

Путь подчинения есть путь счастья. Это надлежит не только провозгласить, но и доказать жизнью. Мы обязаны показать людям, что жизнь того, кто нарушает Божественные принципы, полна горечи и печали, ибо если это не так, то в чем тогда преимущество быть христианином?

Христианство состоит не в запретах — «делай это» или «не делай этого». Христианство это жизнь в послушании из любви к человеку и пребывание с человеком, который любит тебя.

Когда жених и невеста любят друг друга, их не надо уговаривать быть вместе; они не смотрят поминутно на часы, думая о том, что пора расходиться. Они не скажут: «Ну вот… опять надо встречаться…» Им жизнь видится в розовом цвете. Они могут сталкиваться с трудностями, могут остаться без работы, могут страдать от множества житейских проблем, но даже тогда они не перестают любить друг друга, потому что любовь побуждает их стараться сделать любимого человека счастливым.

Кто для тебя Иисус? Что значит для тебя христианская жизнь? Подчинение заповедям не преследует цель утихомиривать гнев Божий. Подчинение есть результат восхищения Иисусом, когда ты допускаешь Святой Дух в свое сердце, позволяешь Ему вести тебя по пути повиновения и послушания.

Собирайся с силами

«Поднимается на тебя разрушитель: охраняй твердыни, стереги дорогу, укрепи чресла, собирайся с силами» (Наум. 2:1).

«Пастор, должен ли я быть активен в христианской жизни? — спрашивают многие. — Разве Иисус уже не сдалал для меня все? Кто должен прилагать усилия: я — при помощи Иисуса или Иисус во мне?»

Это деликатный вопрос. Многие христиане просто не понимают этого аспекта христианской жизни.

«Поднимается на тебя разрушитель, — гласит сегодняшний стих. — Охраняй твердыни, стереги дорогу, укрепи чресла, собирайся с силами».

В христианской жизни главные усилия человека должны сочетаться с Божьей благодатью: нам следует «стеречь дорогу», «собираться с силами». Как может это делать человек? «Растения и цветы растут не собственной силой, не сами по себе, но потому, что получают от Бога все необходимое для жизни. Ребенок, как бы он ни старался, не может прибавить себе росту. Так и вы не можете своими силами или хлопотами добиться духовного роста. И растения, и ребенок растут благодаря тому, что получают необходимое для жизни — воздух, солнечный свет, питание. Эти дары природы так же нужны животным и растениям, как и Христос нужен тем, кто на Него уповает… Как ветвь не может расти и плодоносить, если не будет соединена со стволом, так и вы не сможете жить святой жизнью, если не будете пребывать во Христе» (Е. Уайт. «Путь ко Христу», с. 68, 69).

Человеку необходимо ежедневно искать силу в единственном источнике силы — Христе. Однако искать Иисуса ежечасно и ежесекундно непросто, ибо мы несем в себе греховную природу, которой больше всего хочется, чтобы мы жили без Бога. Вот на это мы и должны направлять все свое внимание: «Укрепи чресла, собирайся с силами».

Если мы находимся в постоянном общении с Христом, он пребывает в нас Своим Святым Духом, а Дух освящает нашу греховную природу и волю, ведя нас к победе.

Необходимо понять, что у человека может быть два типа воли: греховная, когда он живет без Христа, и освященная, когда он пребывает с Господом. Пытаться победить грех с помощью греховной природы, все равно, что биться головой о стену или пытаться сдвинуть с места гору. Стремиться же победить грех с помощью освященной воли, — это совсем другое дело, ибо такая воля непобедима. Но наша воля становится освященной только тогда, когда мы общаемся с Христом и позволяем Святому Духу пребывать в нас. Как только мы отдаляемся от Христа, наша воля вновь становится греховной, а значит, неспособной противостоять искушению.

Иное меньшинство

«Сие же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).

Легко ли быть честным в мире, запрограммированном на бесчестие?

Легко ли оставаться чистым в мире, отравленном аморальностью и пронизанном экзистенциалистскими философиями, которые проповедуют и учат, что в жизни важно только то, что есть «здесь и сейчас».

Журнал «Вог» резко увеличил число своих читателей после проведения широкой рекламной кампании, во время которой подчеркивалось, что «Вог» читает «подавляющее меньшинство», — предполагалось, что важно не количество читателей, а их уровень. Быть меньшинством не страшно, если это меньшинство превращается в большинство.

Иисус в Своей заступнической молитве как раз и хотел сказать, что Его народ всегда будет в меньшинстве, но это должно быть меньшинство, способное изменить мир. Это должно быть меньшинство, поддающееся влиянию, но меньшинство, которое оказывает влияние.

Он неоднократно повторял эту мысль, приводя в пример соль, которая, будучи меньшинством среди элементов, составляющих пищу, способна полностью изменить ее вкус. В другом случае Он использовал образ света, небольшой лучик которого способен разрушить мрак, царящий в темной комнате.

Подавляющее меньшинство?

«Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранял их всегда как „подавляющее меньшинство“, способное отразить Мой характер перед людьми» (см. Ин. 17:15 — др. пер.).

Всем известна молитва великого проповедника Чарлза Сперджена: «Дайте мне двенадцать человек, людей настойчивых, любящих свои души, не боящихся ничего, кроме греха, любящих превыше всего Бога, и я переверну Лондон от края до края».

Подавляющее меньшинство Гедеона оказалось способно разгромить врага. Подавляющее меньшинство первых христиан оказалось способно донести святое Евангелие до всех уголков мира.

Не бойся быть частью этого меньшинства, но будь уверен в том, что оно — подавляющее. Не бойся, если все твои коллеги по факультету узнают, что ты не куришь, не пьешь и не употребляешь наркотики, потому что любишь Иисуса. Не стесняйся, если все твои товарищи по работе узнают, что ты не ищешь аморальных «приключений», потому что любишь Иисуса. Не бойся быть честным, защищать правду, высоко ценить принципы Евангелия, даже если живешь в мире, в котором идешь против течения жизни.

Пусть Иисус станет центром твоей жизни, пусть Он укрепит в тебе великие ценности Евангелия без фальшивого морализаторства, но самым простым и естественным путем.

Привычки меняются, принципы — нет

«И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч» (Лк. 22:35, 36).

Возможно, это покажется преувеличением, но и сегодня еще есть люди, считающие, что женщины не должны проповедовать, потому что апостол Павел сказал, что они должны «быть в безмолвии» (1 Тим. 2:12). Почему апостол Павел сказал это? Имеют ли силу эти его слова в наши дни?

Сегодняшний стих, который выражает кажущееся противоречие в словах Иисуса, проясняет этот вопрос. Вначале Он дает указание, а несколько месяцев спустя изменяет его. Когда Он был прав, в первом или во втором случае?

Когда Иисус посылал семьдесят учеников на служение, в земле Галилейской царило спокойствие. Люди были готовы открыть свои дома и впустить тех, кто нес Евангелие. Вернувшись, ученики с радостью и энтузиазмом доложили: «И бесы повинуются нам при имени Твоем». Но прошли месяцы. Сегодняшний стих переносит нас в день последней тайной Вечери. Очень скоро Христа уже не будет с учениками, и им придется самим нести Благую весть во враждебный мир. Поэтому Иисус и сказал им: «Когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч».

Когда в первом случае Иисус посоветовал Своим ученикам не брать с собой никаких припасов, идя на выполнение миссии, условия и культура народа Галилейского, среди которого они проповедовали, были соответствующими. Но когда через несколько месяцев Иисус велел им брать с собой припасы, обстоятельства изменились, и народы, среди которых им предстояло проповедовать, отличались от галилеян. Иисус изменил указание, потому что культура этих народов не содержала в себе никаких принципов.

Обстоятельства и культура были иными, когда апостол Павел говорил, что женщины не должны выступать публично. В том, что женщина проповедует, нет нарушения какого-либо вечного принципа. В то же время, когда апостол Павел говорит, что мужья должны любить своих жен, как самих себя, он формирует вечный принцип, который должен пережить любую культуру и любые времена.

Человеку всегда грозит опасность впасть в бесплодные дискуссии, когда, не пребывая в ежедневном общении с Иисусом, он начинает создавать свою веру на основе малозначительных библейских тем, не имеющих ничего общего с вечным Евангелием.

Да поможет нам Бог сделать сегодняшний день еще одним днем пребывания с источником нашей силы, нашей уверенности и нашего спасения — Иисусом.

Почему мы следуем за ним?

«А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло» (Лк. 24:21).

Наступил третий день, и в то время как Марфа и другие женщины радовались чудесному воскресению Иисуса, два Его ученика изнывали под тяжестью печали и разочарования. Они все отдали Ему, оставили привычную жизнь, чтобы следовать за Ним; они поверили Его слову. Даже видя Его распятого на кресте, как обычного разбойника, они надеялись, что Он воскреснет; но минуло уже три дня, а ничего не произошло. Хотя женщины говорили им, что гроб Его был пуст, они хотели других доказательств, чтобы поверить.

«А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля», — говорили они. В этот момент наивысшего сомнения появился Господь Иисус. Он никогда не допустит, чтобы Его искренние сыны пребывали в сомнении.

Ты переживаешь период сомнений?

Ты верил в то, что, как тебе кажется, неожиданно рассыпалось в прах? Перечитывая Библию, ты ощутил странную боль от того, что пребывал столько времени во тьме? Ты поверил в новый свет, озаривший тебя, «но минуло уже три дня, а ничего не произошло»?

Подожди немного. Господь не оставит тебя одного блуждать в потемках. Тогда, по пути в Еммаус, Иисус разъяснил Своим ученикам шаг за шагом все пророчества и их прекрасное исполнение. Тот самый Иисус жив и сегодня, и Он снова принесет в твое сердце уверенность и покой.

В сегодняшнем стихе содержится еще одна мысль, которую стоить выделить, в нем говорится о причинах, порой побуждающих нас следовать за Иисусом.

Когда я был ребенком, наши соседи не хотели ничего слышать об Иисусе и часто даже смеялись над нашей верой. Однажды их старший сын упал с дерева и несколько дней лежал при смерти. Тогда вся семья обратилась к Иисусу. Они просили нашу церковь молиться о его спасении, и мальчик выжил. Он был обречен провести всю оставшуюся жизнь в инвалидном кресле. Но семья верила, что если Бог помог ему выйти из реанимационной палаты, то поможет ему оставить инвалидное кресло. Поэтому родственники начали посещать церковь. Шли месяцы. Члены этой семьи уже собирались принять крещение, как неожиданно мальчик снова оказался в больнице. Здоровье его резко ухудшилось, и он вскоре умер.

Из-за этого вся семья стала осуждать Господа. Они перестали посещать церковь и не хотели больше ничего слушать об Иисусе. Зачем, если «минуло уже три дня, а ничего не произошло»?

Кто есть Иисус в нашей жизни? Что Он для нас значит? Почему мы решили следовать за Ним? Что мы рассчитываем получить в пути? Или же мы следуем за Ним потому, что сначала Он возлюбил нас, и Его любовь затронула и смягчила наше сердце?

Мрак и свет

«Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем» (Ис. 50:10).

Проповедническое служение — это школа, в которой, как в жизни, никогда не прекращаешь учиться. Нас, казалось бы, трудно удивить, но подчас мы сталкиваемся с обстоятельствами, с убеждениями, которые ранее нам не встречались.

Как понять человека, проповедующего библейские истины, который избран Богом приводить к Иисусу множество людей, когда он неожиданно публикует книгу, противоречающую вечным принципам Евангелия, установленным Богом для защиты людей? Что происходит с сердцем человека, который грубеет настолько, что отрицает существование Бога, и в то же время тратит силы и деньги на то, чтобы зажечь Евангелием других людей?

Елена Уайт, говоря о людях такого типа, указывает: «Свидетельства, которые дал Бог, не убеждают их, ибо они ослепили сами себя, предпочтя мрак свету. Тогда они возжигают нечто, называя это светом, но Господь называет его коптящим факелом, который они сами зажгли и которым освещают свой путь» («Библейский комментарий АСД», т. 4, с. 1168).

В сегодняшнем стихе содержится Божье предупреждение: «Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем».

Но уже в следующем стихе мы встречаем людей, возжигающих собственный огонь, идущих собственным путем.

Когда Иисус пришел в этот мир, Он предельно ясно сказал, что пришел ради справедливости, чтобы невидящие прозрели, а видящие ослепли. «Я, свет, пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме… Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12:46, 48).

«Слова, посланные Господом, будут отвергнуты многими; а слова, которые может сказать человек, будут приняты как свет и истина» («Библейский комментарий АСД», т. 4, с. 1169).

В чем наша единственная надежда? Когда апостол Иоанн в 12-й главе Книги Откровение пишет, что узрел Божью Церковь, которую символизировала непорочная женщина, то под ногами ее была луна. Луна же всегда отражает солнечный свет. В чем сегодня отражается слава Божья? В чем мы встречаем Его поучения и Его принципы? Истинная Церковь должна основывать свои положения и свои доктрины на единственно прочном фундаменте: на Библии.

Хотя люди ищут новое, наша единственная надежда — вечные принципы Божьей любви, содержащиеся в Его Слове.

Почему Мария была особым человеком?

«Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк. 16:9).

Мария Магдалина в глазах Иисуса была особым человеком. Таким же особым человеком, каким можем стать и мы с тобой. Возможно, ты лучше поймешь эту мысль, если представишь себе родителей, чей сын, находясь при смерти, чудесным образом выздоравливает. Этот сын становится для них особенным не потому, что другие дети для них менее важны, но потому, что в какой-то момент он казался им уже потерянным. И его жизнь становится жизнью дарованной.

Мария — особенный человек, потому что была грешницей, но оказалась спасена любовью Отца. Ей было нелегко осознать, что Иисус простил ее после того, как она столько времени пребывала в грязи. Однако Спаситель уверил ее в Своей всепрощающей любви.

«Мария считалась закоренелой грешницей, и Христос знал все обстоятельства ее жизни. Он мог погасить последнюю искру надежды в ее душе, но не сделал этого. Это Он избавил ее от отчаяния и безысходности. Семь раз она слышала, как Христос порицал бесов, владевших ее сердцем и разумом. Она слышала, как Он настойчиво взывал к Своему Отцу, прося за нее. Она знала, насколько тяжел грех для Его непорочной чистоты, и силой Христа она победила грех.

В то время как с человеческой точки зрения ее случай считался безнадежным, Христос видел в Марии способности к благим делам. Он разглядел положительные черты ее характера. Его благодатью она стала причастницей Божественной природы» («Возлюбленный всеми людьми», с. 521).

Здесь мы можем видеть силу любви, которая способна преобразить жизнь человека. Много раз она предавала своего Учителя и покидала Его, но Иисус внушил ей надежду на прощение и на принятие ее. Неожиданно она стала такой, какой ее видел Иисус: чистой, достойной, обладающей большими возможностями. Только тогда она ощутила возможность побеждать.

Душа, страдающая под тяжестью вины, не способна победить. Когда мы полагаем себя «потерянными и не заслуживающими прощения», то невольно начинаем становиться такими, какими считаем себя сами. Однако если мы начинаем полагать, что мы — грешники прощенные и спасенные кровью Иисуса для жизни, полной великих побед, то начинаем жить так, как живут люди, которые победили грех.

Мария победила. После стольких грехов и поражений она поверила в преобразующую силу Иисуса и была преображена.

А ты? Ты много раз обещал Иисусу, что пребудешь с Ним, и снова оставался прежним? Ищи Его ежедневно, не оставляй Его ни на один миг.