Январь

Послание пустого креста

«Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2:2).

Я смотрю из окна своего дома в Бразилиа на высушенный газон и думаю: «Этот газон снова мертв». Плоскогорье, на котором расположена бразильская столица, отличается негостеприимным климатом. С мая по сентябрь здесь не выпадает ни капли дождя, и влажность воздуха становится очень низкой. Созерцание газона невольно наводит на печальные мысли. Кажется, что он окончательно высушен и никогда больше не оживет. Но рядом появляется близкий друг и ободряет меня: «Ты не знаешь, что такое газоны Бразилиа. Подожди, вот пройдут первые дожди и газоны, которые ты считал высохшими, обновятся свежей травой».

Ты, наверное, задаешься вопросом: «Какое мне дело до газонов в Бразилиа?» Я отвечу тебе: «А вот какое: возможно, в прошлом году ты не сумел реализовать какой-либо план; не сбылась мечта. Это неважно. Вот-вот упадут первые капли долгожданного дождя, и там, где, кажется, ничего уже не осталось, может возродиться надежда».

В течение прошедшего года я много размышлял о кресте Христовом, по-разному представляя его. Я взирал на Него сам и призывал многих людей обратить свои взоры к Искупителю, отдавшему Свою жизнь ради спасения человечества. Сегодня я хочу призвать тебя отважиться и взглянуть на пустой крест, где нет Искупителя. Когда Иисус умирал на кресте, все, что сделал Он, казалось напрасным. Где плоды Его трудов? В чем результаты Его усилий? Ученики Его оставили; все Его мечты развеялись. С тобой происходило что-нибудь подобное? Тогда взгляни на пустой крест — на нем никого нет. Знаешь, что это означает? Иногда может показаться, что ты потерпел поражение, что зло восторжествовало над твоими мечтами и надеждами. Может быть, тебе приходится наблюдать за тем, как рушится дело, которому ты посвятил многие годы своей жизни. Поражение — трагический и реальный факт. Неудача может быть болезненной и удручающей.

Но как долго будет длиться это состояние подавленности? Может быть, только сегодня или в крайнем случае и завтра. А уже послезавтра грусть превратится в радость, поражение — в победу, а смерть может уступить место жизни.

Я вновь рассматриваю из окна своего дома в Бразилиа сухой газон, но моя грусть уже растаяла в небесной выси, и не вижу ни одного облачка, которое бы предвещало дождь, но я уверен, что дождь польет обязательно, как я уверен в том, что каждый год наступает месяц январь. С потоками дождя жизнь снова возродится, обновятся мечты, а грусть исчезнет, уступив место радости.

Таково послание пустого креста и сухого газона в Бразилиа.

Подобные Иисусу

«Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть» (1 Ин. 3:2).

Утром на побережье в Акуипе, что в районе Ильеуса, царит спокойствие. Только волнуется неутомимое море.

Ветер освежает горячий песок, делая утро еще более приятным. Вокруг все кажется великолепным: ритмичный бег волн, бирюзовое небо, кокосовые пальмы и белый песок, контрастирующий с изумрудной зеленью воды.

Мир прекрасен, но я не могу забыть юношу, который искал меня вчера после проповеди, все еще находясь под воздействием наркотиков. Его глаза, казалось, выходили из орбит. Его лицо было искажено страданием и тяжестью вины. «Я — подонок, — сказал он с отчаянием. — Я не могу бросить это, не могу. Не могу!»

Здесь, на берегу, — спокойное утро. Окружающий нас мир может быть гармоничен. Почему люди не могут быть так же счастливы, как счастлив был Адам, однако воспоминание об этом юноше рождает вопрос: что же со времени Адама произошло с человечеством? Почему мы чувствуем отвращение к своему образу жизни? Почему мы ощущаем, что наш характер весьма далек от того, каким он должен быть? Почему наши души так травмированы и закомплексованы? Порой мы чувствуем себя рабами страстей и пороков, закованными в чувства и мысли, от которых нам хотелось бы избавиться?

Когда мы глубже знакомимся с личностью Иисуса Христа, нас охватывает чувство собственной ничтожности. Нам хочется стать такими, как Он: спокойными, когда вокруг буря, ласковыми, когда на нас гневаются, чистыми, когда вокруг нечистота! Можно ли стать похожим на Иисуса? Да, можно. Господь хочет воспроизвести в нас совершенный характер Спасителя. Каждодневные размышления в течение всего этого года раскроют нам усилия Господа, направленные на преобразование человеческих характеров в Христово подобие.

И я молюсь за то, чтобы в этом году в твоем сердце крепло стремление с каждым днем все больше походить на Иисуса!

Оправдание — это личность

«Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: „Господь — оправдание наше“!» (Иер. 23:6).

Когда я был ребенком, моя мать говорила, молясь: «Господи, одень меня в одежды праведности Своей». Нередко я пытался представить себе эти одежды. Подрастая, я слышал в церкви, что Господь готов дать нам Свое оправдание. Впоследствии я осознал, что оправдание — атрибут Божества. Однако сегодняшний текст говорит нам о том, что оправдание это не просто понятие, это Личность.

«…и вот имя Его… „Господь — оправдание наше“». И оправдывая нас, Бог дарует нам Христа. Через Его заслуги и общение с Ним Бог оправдывает нас, ибо Он Сам есть оправдание.

Сегодня Господь призывает нас отойти от теоретического христианства, оставить проблемы, связанные с теологическими определениями, и окунуться в реальную жизнь, ибо если праведность присуща личности, то христианство является личным опытом. Праведность, есть личный опыт пребывания человека с Иисусом — воплощением оправдания.

Сегодня утром, прежде чем заняться повседневными делами, собиралась ли вместе вся твоя семья для молитвы? А если каждый из нас начнет день рука об руку с воплощением оправдания? А если мы проведем весь день с Иисусом, памятуя, что, будучи с Ним, мы пребываем с Оправданием. Дети и молодежь, вам нравится иметь друзей? Подростки, вы хотите дружить с необычной Личностью, Которой можно поведать свои секреты? Взрослые, неужели мы не осознали, что необходимо иметь Друга, к Которому можно обратиться в трудную минуту? Так почему тогда не сделать воплощение оправдания своим Другом? Почему не начать христианскую, справедливую жизнь, обретая ни с чем несравнимый опыт пребывания с Другом, Которому всегда можно довериться?

Пока мы не воспримем праведную жизнь как идеал, к которому христиане должны стремиться, чтобы попасть на небеса, мы будем нарушать в отношении себя планы Господа. Когда же мы поймем это и начнем объяснять детям, что праведность — это не только цель, которую необходимо достигнуть, но и Личность, ждущая нас с распростертыми объятиями, с Которой нам нужно научиться пребывать, то станем жить в мире, а наши дети перестанут скептически относиться к религии и предаваться отчаянию, они обратятся к истинному христианству, которое, выйдя за пределы теории, станет реальностью практической жизни.

Пусть эти слова станут твоими: «Господи, помоги мне познать тебя не как далекого Бога, но как близкую Личность. Живи во мне, о Господи, сегодня. Пребудь во мне Святым Духом Своим. Я буду вести повседневную борьбу, но Ты пребудь со мной. Ты — мое Оправдание!»

Когда Христос прощает…

«Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17).

«Такова история моей жизни: ошибка за ошибкой, глупость за глупостью. Что осталось? Только лохмотья, только обломки, которые невозможно собрать воедино. Жизнь кончена. У меня нет будущего, потому что в меня никто не верит, но все проклинают».

Так заканчивалось письмо, лежащее на моем письменном столе. Я сидел, глядя в окно своего кабинета, и мне вспоминалась девушка, жившая около двух тысяч лет назад.

Ее звали Мария. Она совершила в своей жизни столько ошибок и столько раз «спотыкалась», что уже никто не верил, что она сможет подняться. Но однажды она встретила Иисуса, была прощена и переменилась. Ее благодарность была столь горячей, что как-то на многолюдном празднике она омыла ноги Иисуса дорогими благовониями, целовала и вытирала их своими длинными волосами. Видя это, один фарисей сказал сам себе: если бы он был Пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к нему, ибо она грешница (см. Лк. 7:39). Обрати внимание на сказанное фарисеем: «…она грешница». Для людей человек на протяжении всей жизни будет нести на себе клеймо греха. Для Иисуса Мария «была» грешницей, но больше ею не являлась, потому что Он стоял между женщиной и ее прошлым, Он стал тем, кто отделил прошлое от настоящего, жизнь от смерти, победу от поражения.

Христос не считается с прошлым, сколь бы плохим оно ни было.

Для Него история моей жизни — это только история, сколько бы ни было в ней постыдных эпизодов. Значение имеет только мое настоящее и будущее, и Он всегда в любом человеке видит блестящие и многообещающие перспективы.

Порой человек падает, поднимается, просит прощения, снова падает и снова просит прощения. Устыдившись, ты говоришь: «Господи, я снова пал». А Христос смотрит на тебя с любовью и спрашивает: «Снова? Почему ты говоришь „снова“, если Я вижу тебя здесь впервые?» Знай: когда Христос прощает, Он больше не возвращается к нашему прошлому. Он бросает твое прошлое в морские глубины и показывает тебе безграничные возможности будущего.

Рядом с законом нет места беззаконию

«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6:14).

Я постоянно получаю письма и разговариваю с людьми, которые заявляют: «Пастор, я устал бороться. Наверное, я никогда не добьюсь успеха». Это — искренние люди, однажды ставшие христианами, но до сих пор не ощутившие в жизни радость победы. «Чем дольше я борюсь, — говорят они, — тем больше проблем появляется в моей жизни». Что нужно сделать, чтобы разорвать этот замкнутый круг? Следует понять простой принцип христианской жизни: рядом с праведностью нет места для греховных дел. Наша беда кроется в том, что мы хотим избавиться от недостатков или не совершать греховных поступков сами по себе, без участия Христа.

Если в твоем саду растет апельсиновое дерево, но тебе не нужны апельсины, то как ты поступишь? Наймешь садовника, чтобы тот днем и ночью срезал созревающие апельсины, или срубишь само дерево?

Проблема человека не в том, что он крадет, лжет или убивает, а в том, что он — разделен со Христом. Человек не потому грешник, что убивает, а убивает, потому что грешник. Нашей главной заботой должно стать уничтожение апельсинового дерева, ведь не будет дерева — не будет и апельсинов.

Апостол Павел ясно выводит принцип — рядом с праведностью нет места неправедности. Есть люди, которые всю жизнь пытаются самостоятельно исправить свои недостатки, в то время как Христос с распростертыми объятиями ждет, когда они придут к Нему, чтобы Он преобразовал их изнутри. Мы приходим в этот мир греховными от природы, то есть разделенные с Богом, и пока мы будем жить в таком состоянии, ничего не изменится.

Истинное христианство должно быть чем-то большим, чем просто собранием моральных принципов. Оно должно основываться на принципах духовных. Моральные принципы действуют извне во внутрь и в основном затрагивают внешние аспекты. В то же время принципы духовные действуют изнутри в сторону внешнего мира. Оставаясь разделенными с Иисусом, мы в лучшем случае станем моралистами, однако морализаторство не есть христианство. Обладая достаточно твердым характером и моральными принципами, мы можем прожить всю жизнь, ни разу не заехав в бордель, но не сумеем выбросить из головы мысль о борделе. Но, если мы придем к Иисусу и Он вложит в нас духовные принципы, нечистые мысли исчезнут, а мы больше не будем думать о борделе. Разница, как видите, очень большая.

Христос нужен нам каждый день. Нам необходимо научиться единению с Ним, ежедневно молясь и читая Священное Писание. Пусть в течение предстоящего дня в вашем сердце звучит небесная музыка. Постарайтесь использовать предоставившиеся возможности, чтобы свидетельствовать о Его любви другим людям.

Говори, Господи

«И пришел Господь, и стал, и воззвал, как в тот и другой раз: Самуил, Самуил! И сказал Самуил: говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (1 Цар. 3:10).

Самуил жил в эпоху, когда «слово Господне было редко» (там же, 3:1).

Это не значит, что Бог не хотел говорить с человеком. Господь всегда стремится общаться с людьми и делает это разными путями. Но порой люди не слышат голос Божий. Библия говорит, что «Илий же был весьма стар и слышал все, как поступают сыновья его со всеми Израильтянами, и что они спят с женщинами собиравшимися у входа в скинию собрания. И сказал им: для чего вы делаете такие дела? ибо я слышу худые речи о вас от всего народа. Нет, дети мои, нехороша молва, которую я слышу; вы развращаете народ Господень… Но они не слушали голоса отца своего» (там же, 2:22-25).

Именно в таких обстоятельствах Господь явился Самуилу, юноше, который с детства научился слышать голос Господень. Эта история хорошо известна. Ответ Самуила был приятен для слуха Господа: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой».

Сегодня мы живем во времена, очень похожие на эпоху Самуила. Люди сбиты с толку тысячами голосов. Экзистенциализм, рационализм, нескончаемая череда всевозможных «измов», каждый из которых предлагает самые современные теории, одна лучше другой. И очень немногие люди готовы сказать: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой». Большинство же, кроме голоса Господня, предпочитают слушать любые другие голоса.

Друзья Иисуса, пребывающие с Ним, слышат Его голос. Они живут среди людей, учатся в университетах, делают покупки и совершают сделки, водят автомобили, ведут повседневную жизнь. Но каждый из них в любую минуту готов сказать: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой».

Сегодня для тебя — новый день. Ты собрался уходить? Рюкзак, портфель или машина уже наготове? А ты не забыл о самом важном? Почему бы не сказать: «Господь мой Иисус, готов ли Ты принять меня?» Я желаю тебе отличного дня, желаю, чтобы ты в течение всего дня не забывал, что Иисус — рядом с тобой. Всегда слушай Его голос.

Ты не собираешься выходить из дома? Ты болен и лежишь в постели? Посмотри на Иисуса и скажи: «Говори, Господи, ибо, даже в этой ситуации, слышит раб Твой».

Только в Нем мы праведны

«Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21).

Как человек становится праведным? Это зависит от многого. Если я считаю, что праведность — чисто моральная категория, то постараюсь стать праведным, соблюдая нормы морального поведения. Но если я считаю, что праведность персональна, то тогда я постараюсь жить в личном общении с Тем, Кто есть воплощение праведности.

Сегодняшний текст гласит: «…чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом». Единственный способ стать праведными — приблизиться ко Христу и жить в постоянном общении с Ним.

Гильермо оставил родительский дом, когда ему исполнилось всего 12 лет. Он ушел в мир, чтобы «реализовать себя». Советы родителей его душили и угнетали. Ему хотелось жить без установленных границ, чтобы не было ни пределов, ни норм, ни ограничений в том, когда приходить домой или уходить на улицу. Он бежал в поисках «свободы», стремясь «познать все, что предлагает жизнь». Вначале все складывалось фантастически прекрасно: новые друзья, новые ощущения. Но сам того не замечая, он стал погружаться в опасный мутный водоворот пороков: курение, алкоголь, наркотики. И вот однажды пружина лопнула: его ранил полицейский и он попал за решетку. Оказавшись в одиночестве, в холодной тюремной камере города Ресифи, он ощутил течение времени и начал размышлять о собственном безрассудстве. Уже несколько лет он ничего не знал о своих родителях и братьях. Зачем он убежал из дома? Стоило ли делать это ради того, что он пережил? Больной туберкулезом, с разрушенным здоровьем и с мечтами, рассыпавшимися в прах, он спрашивал себя: есть ли выход из создавшегося положения? Попросить помощи у родителей? Для чего? Ему было стыдно, что они увидят его в столь жалком состоянии. Поняв всю беспросветность своего положения, он свыкся с мыслью о том, что постепенно сгниет в тюрьме.

Однажды группа студентов-богословов взялась проповедовать Евангелие в тюрьме. В таких вот обстоятельствах один из студентов, по имени Вирхилио, встретил в тюрьме своего брата Гильермо, который похудел, постарел, выглядел больным и подавленным тем, что с ним произошло. Братья обнялись. Вирхилио именем Иисуса призвал Гильермо открыть сердце Спасителю.

— Не могу, — ответил Гильермо. — Слишком поздно для меня. Я разрушил свою жизнь и стал позором для семьи.

— Неправда, — возразил старший брат. — Иисус любит тебя! И если ты веришь в Него, то Он войдет в твою жизнь, простит твое прошлое и сделает тебя праведным человеком.

Гильермо обратился к Иисусу, преклонив колени на полу тюремной камеры. Он начал новую жизнь, находясь в постоянном единении с Праведником. Он стал пастором, и в настоящее время совершает служение на севере Бразилии.

Ты тоже можешь обратиться сегодня утром к Иисусу, чтобы Он измненил всю твою жизнь. Позволь Ему весь день жить в твоей душе.

Строптивое сердце

«Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9).

По всей Бразилии разнеслась весть: «12-летний Эвертон Ромуло Мадейра в состоянии лунатизма выпрыгнул из окна пятого этажа дома, в котором живет».

Но больше всего меня поразили слова его отца. Когда журналисты спросили его, что он сделает сейчас, зная, что его сын — лунатик, он совершенно искренне ответил:

— Установлю решетки на всех окнах, чтобы он больше не прыгал.

А что случится, если парню доведется спать в комнате, на окнах которой нет решеток?

Иногда мы смешиваем понятия, обращая внимание на внешние детали, и забываем о существе проблемы. Мы, христиане, не защищены от такой опасности. Подчас люди осмеливаются утверждать, что главное — это наши поступки, в то время как главное — это мы сами. Проблема мальчика, имя которого попало в заголовки газет, не в том, что он выпрыгивает из окон, а в том, что он страдает лунатизмом. Точно так же проблема человека не в том, что он совершает плохие поступки, а в том, что он сам плох. Мы рождаемся в грехе, разделенные с Богом, и нам нравится так жить. Назовите это тенденцией, наклонностью, как угодно. Факт остается фактом. Природа человека такова, что он не хочет жить с Богом в душе.

Эта природа уводит нас далеко от Него. А результатом жизни без Бога являются дурные поступки.

Цель христианства состоит в том, чтобы повернуть людей к Богу, показать, что Он — единственный, Кто способен сотворить в нас новую натуру. Однако порой христиане больше озабочены исправлением ошибочных шагов, то есть установлением «решеток на всех окнах». И что этим можно добиться? Если у нас нет возможности выпрыгнуть из окна, разве мы не можем, находясь в лунатическом состоянии, открыть газ на кухне и отравиться?

Если для того, чтобы быть христианином, не нужно совершать ошибок, тогда достаточно поместить человека в одиночную камеру, чтобы сделать из него «стопроцентного христианина». Но христианство имеет дело не только с внешними рамками поведения, но и с тем, что выходит за эти рамки, что составляет самую его сущность. Излечи себя изнутри. Измени свое сердце, перемени свое поведение, размышляй о Христе. И результатом этого прекрасного деяния, именуемого преображением, станет жизнь, которую заполнят добрые дела.

Я — христианин? Христос дает не только форму, но и содержание тоже. Подумай об этом сегодня.

Пустая праведность

«Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20).

Люди стремятся достичь праведности двумя путями. Первый — это обратиться к Иисусу, Праведнику, и прожить жизнь в постоянном союзе с Ним. Второй — попытаться самому исправить все недостатки и приобрести добродетели, описанные в Слове Божьем.

Праведность фарисеев и книжников достигается вторым путем. Их волновало только то, что лежало на поверхности, то есть моральное поведение. Они не искали истинности плода. Для них было важно лишь вырастить плод.

Грустный пример тому — богатый юноша. Всякий, глядя на жизнь богатого юноши, решит, что у того все в порядке. Никакому церковному совету не придется призывать его к порядку и дисциплине. С точки зрения морали, он живет правильно, однако в духовном смысле — он потерян. Он ощущает внутренний вакуум, душевную пустоту, чувствует себя несчастным.

Господу радостно видеть Своих сыновей победителями. Он пришел в этот мир в образе Сына Божьего Иисуса Христа для того, чтобы освободить нас не только от вины греха, но и от власти, которую грех имеет над нами. Он хочет видеть Своих детей не просто оправданными, но и освященными. Он желает, чтобы Его дети были послушными и исполненными праведности. Но для этого используется исключительный метод: человек должен жить в постоянном, неразрывном союзе с Источником истинной праведности, а таковым является Христос.

Фарисеи этого не поняли. Они полагали, что главное и единственное, это правильно себя вести. Располагая определенными моральными устоями и самообладанием, они считали, что достигли цели, но Иисус сказал им: «Вся праведность наша как запачканная одежда» (Ис. 64:6). А почему? Да просто потому, что все, чего человек добивается собственными усилиями, есть шелуха, скорлупа, скрывающая пустоту.

Этим утром Христос смотрит на нас и говорит: «Дети мои, если ваша праведность не будет отличаться от праведности фарисеев и книжников, вас ждет тот же конец».

Христос с распростертыми объятиями ждал, что евреи придут к Нему и, живя в постоянном союзе с Ним, станут истинно праведными людьми. Многие евреи не приняли Его, но осудили и распяли на кресте. Они пытались найти собственную праведность. Ты знаешь, чем это кончилось.

Сейчас дело за тобой. Пойдешь ли ты к Иисусу, начнешь ли день с Ним? Или же попытаешься вести себя правильно сам по себе? Какой будет твоя праведность? Не отправляйся в новый день без Христа. Пусть Он будет рядом с тобой и поможет тебе победить в жизни.

Формальное христианство

«Ефрем смешался с народами, Ефрем стал как неповороченный хлеб» (Ос. 7:8).

Что может быть хуже хлеба с румяной корочкой, но сырого внутри? Господь с грустью смотрел на Свой народ, видя, что их беспокоит лишь сохранение внешнего благочестия. У израильтян прекратилась внутренняя духовная жизнь. Люди заботились только о том, чтобы удачно продемонстрировать свои добрые дела и хорошее поведение, и тем самым заслужить похвалу окружающих.

Спустя годы Христос пришел в этот мир, а у людей ничего не изменилось, их заботили все те же проблемы. На этот раз Иисус не стал называть их «неповороченным хлебом». Он выразился более жестко, назвав их «окрашенными гробами» (Мф. 23:27). Что представляет собой окрашенный гроб? Сходи на кладбище и посмотри на беломраморные могильные памятники, украшенные художественной резьбой. Тебе понравятся прекрасные фасады склепов, украшенные цветами и скульптурами. Но что же действительно содержится в глубине могилы. Это отвратительное зрелище, умело прикрытое фасадом из белого мрамора.

Человек, не приученный послушанию воле Божьей, умеет притворяться. Мы приходим в мир греховные по самой своей природе. Люди эгоистичны, они умеют и любят притворяться. В детстве мы не скрываем свой эгоизм. В этом нежном возрасте мы, в некотором смысле, такие, какие есть на самом деле. Если человек нам несимпатичен, мы говорим об этом сразу и прямо. Если тот, кто нам не нравится, дает нам конфетку, мы ее отвергаем. Если на столе остается последний кусок торта, нам хочется его съесть. Однако по мере взросления мы учимся скрывать свои истинные чувства и маскировать свои впечатления. Например, во время чаепития с друзьями, когда на столе остается последний кусок пирога, нам хотелось бы взять его, но мы отказываем себе. Мы умеем смеяться, даже когда нам что-то не нравится. Мы говорим «очень приятно», хотя в глубине души хотим, чтобы этот человек никогда больше не встречался на нашем пути.

Все это в определенной мере преображает и нашу духовную жизнь. Почти бессознательно мы превращаем христианство в некий фасад. В послании к Лаодикийской церкви отражено беспокойство Христа. «Ты тепл», — говорит Он. Теплота есть нечто среднее между жарой и холодом. В определенной степени Церковь последнего времени имеет две стороны; подобно Ефрему, которого сравнили с хлебом — с одной стороны пропеченным, а с другой стороны сырым. Лаодикийская церковь с одной стороны горяча, а с другой — холодна. В целом же она тепла. Но Иисус предлагает единственное средство: «…белую одежду, чтобы одеться» (Откр. 3:15-18).

Однажды в Едеме был принесен в жертву агнец и его шкура покрыла человеческую наготу. Века спустя на Голгофе распяли на кресте Агнца Божьего, тем самым была решена проблема Лоадикийской теплоты. В Иисусе христианство перестает быть фасадом и становится истиной.

Благие дела, ведущие к потерям

«Многие скажут Мне в тот день: „Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?“ И тогда объявлю им: „Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие“» (Мф. 7:22, 23).

Задумывался ли ты о том, почему люди, упомянутые в этом тексте, отвергнуты? Они отвергнуты не потому, что воровали, убивали или нарушали супружескую верность, то есть не потому, что плохо себя вели. Наоборот, их жизнь наполнена благими делами: они «изгоняли бесов», «пророчествовали» и «чудеса творили». Ты можешь себе представить, чтобы отвергли кого-нибудь, совершавшего такие добрые дела? Значит, когда придет Иисус, люди, исполнявшие закон буквально и никогда от него не отступавшие, будут отвергнуты, несмотря на все их благие дела?

Именно об этом говорит нам сегодняшний текст. Никто не может уповать на спасение, полагаясь на свое хорошее поведение, на свои «прекрасные» и «чудесные» дела.

Ответ Христа этим людям: «Я никогда не знал вас», должен заставить нас задуматься. «Вы никогда не жили в согласии со Мной. Вы посещали церковь, участвовали в ее деятельности, но не предавались вместе со Мной размышлениям, молитвам и изучению Моего Слова. Сколько раз Я видел, как сердце ваше исполнено грусти, как вы крутитесь, как белка в колесе, в трудах, связанных с Моим делом, но в действительности вы не живете ни для Моего дела, ни для Меня. Иногда вы открывали Библию, но только для того, чтобы избежать угрызений совести, а затем снова мчались, как безумные, к своим повседневным хлопотам. Вечерами же всегда возвращались домой утомленные, не имея ни времени, ни сил для общения со Мной. Мы никогда не были вместе. У нас не было времени узнать друг друга. Вы — чужие для Меня».

— Но, Господи, разве наши дела не учитываются? Посмотри на нашу жизнь. Мы не только соблюдали все заповеди, но и «пророчествовали», «изгоняли бесов», «творили чудеса»… Разве это не учитывается?

— Учитывалось бы, если бы все это было плодом жизни в согласии со Мной. Как бы Мне хотелось, чтобы ваша жизнь была полна истинных духовных плодов, а не результатов только лишь человеческого усилия. Те плоды, что вы Мне приносите, для Меня подобны запачканным одеждам. Вы — «творцы зла».

«Я никогда не знал вас».

Находишь ли ты время специально для того, чтобы узнать Иисуса? Готов ли ты сегодня быть с Иисусом и поддерживать это общение уединенной молитвой и размышлениями о Нем в глубине своего сердца?

Ты не одинок

«Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю» (Пс. 15:1).

Однажды я ехал из Мадрида в Париж скорым поездом «Пуэрта дель Соль» и услышал историю одного одиночества. Моим случайным попутчиком оказался испанец с морщинистым лицом, безучастно смотревший в окно грустными глазами.

— Вы едете в Париж? — спросил я.

Он ответил, что направляется в Бургос, в свои родные места, а потом заговорил о трагедии, каковой является жизнь в таком большом городе, как Мадрид.

— Я приехал в Мадрид с семьей в поисках работы. Но увы. Человек чувствует себя одиноким, когда, никому не нужный, бродит по улицам. Собаки, встречая его, по крайней мере, машут хвостами. Но люди даже не здороваются с ним.

После небольшой паузы он продолжил:

— Однажды вечером шел сильный дождь, а крыша дома, в котором мы ютились, протекала. У моего младшего сына поднялась температура, и он плакал, не переставая. Жена лежала в больнице. Я обратился к соседям, но ни у кого из них не было времени, чтобы помочь мне. Я побежал за врачом, но он сказал, что в столь позднее время опасно появляться в этих местах, поэтому потребовал двойную плату за визит. Мне хотелось умереть. Один, совсем один, среди стольких людей!

Жизненный опыт этого испанца похож на опыт многих, многих тысяч людей, спешащих каждый в своем направлении по улицам больших городов любого государства. Любой человек, затерявшийся в толпе, одинок и охвачен отчаянием. И это естественно: многие психологи считают, что самая страшная болезнь конца ХХ века — одиночество.

Город поглощает человека. Главным занятием горожанина становится спешка с раннего утра до позднего вечера. Оказавшись ранним вечером где-нибудь на окраине или в центре города, оглянись — и ты увидишь, что люди бегут как сумасшедшие. Этот людской водоворот затягивает и нас. В нем никто никого не знает. Каждый живет своей жизнью, каждый бежит за своей мечтой.

Но если мы остановимся и вспомним, что есть Тот, Кто заботится о каждом человеке, интересуется нашими чаяниями, Кто замечает каждую улыбку и каждую слезинку, то мир станет иным. И одиночество исчезнет.

Запачканная одежда

«Все мы сделались как нечистый, и вся праведность наша как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас» (Ис. 64:6).

Человек рождается разделенным с Богом, и больше всего ему нравится жить вдали от Него. Поэтому праведность, которой Бог ждет от нас, не может быть простой человеческой праведностью, она — нечто особенное. Только изменение привычек или поведения, а этого мы можем добиться, приложив некоторые усилия при определенном самообладании, праведностью не являются. Елена Уайт комментирует это так: «Чтобы добиться гармоничных отношений с Богом, недостаточно чисто внешних перемен. Многие пытаются изменить себя, отказавшись от той или иной вредной привычки, считая, что таким образом они становятся христианами. Но они не с того начинают» («Слова жизни великого Учителя», с. 69). «Многие из тех, кого называют христианами, всего-навсего простые христианские моралисты» (там же, с. 256).

Никакая истинная перемена не начинается с изменения питания, прически или одежды. Христианство — это не замена плохих привычек на хорошие. «Они не с того начинают». Это не означает, что привычки в питании, манера одеваться или поведение не имеют ничего общего с христианской жизнью. Конечно же, имеют! Однако они являются результатом праведной жизни, а не ее причиной. Все, что человек делает вне связи с Богом, запятнано гордыней и эгоизмом, а это — несомненный признак греха. Хочешь в этом убедиться? Если кто-то изменяет свои привычки и улучшает свое поведение без Христа, то такой человек становится высокомерным, начинает считать себя праведнее других, упиваться своими успехами и презирать тех, кто не смог достичь определенных норм достойного поведения.

Сегодняшний стих говорит: «…вся праведность наша как запачканная одежда». Если помыслы человека не устремлены к Иисусу, он не в состоянии познать истинные плоды праведности Божьей, ибо на всем, что он делает, лежит пятно греха. Ведь он стремится, прежде всего, быть похожим на праведного, причем старается, чтобы окружающие это видели. Он довольствуется формой вещей и решительно осуждает тех, кто не смог продемонстрировать свою «праведность». Для Господа это подобно запачканной одежде.

Помолитесь сегодня так: «Господи, Ты — моя праведность. Я без Тебя — ничто. Я хочу провести весь сегодняшний день с Тобой, постоянно ощущая Твое присутствие. Укажи мне путь и наполни все мои действия Своей истинной праведностью».

Имя другого

«Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя» (Быт. 27:19).

Иаков искал первородства, потому что оно означало особое благословение. Разве это плохо желать благословения Божьего? Разве спасение не самое большое Его благословение? Разве все мы не стремимся ко спасению? Беда Иакова была в том, что он не знал, что это благословение получается только правильным путем. «Я сделал, как ты сказал мне, — говорит он своему отцу, — встань… и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя». Иаков считал, что Господь благословляет за человеческие заслуги. Считаете ли вы, что спасение является наградой за то, что «я сделал, как ты сказал мне»?

Отец спросил его: «Кто ты, сын мой?» Иакову было стыдно ответить: «Я — Иаков». Иаков означало: вор, лгун, обманщик. Признать это очень тяжело. Было намного проще назваться другим именем. «Я Исав», — ответил он. В тот момент на нем была одежда брата, которая издавала его запах (см. ст. 18, 19). С одной стороны мы похожи на Исава, а с другой стороны на Иакова. Как правило, внешне все у нас выглядит хорошо, но изнутри мы, подобно несчастному Иакову, стремимся добиться спасения своими делами.

Библейская история сообщает, что Иаков отправился в далекие края, где пробыл двадцать лет, пытаясь добиться спасения. Его обманывали, но тем не менее он разбогател. Приносит ли материальное благополучие одновременно и благополучие духовное? Иаков так и не получил желаемого благословения.

Однажды ночью на берегу реки он горько плакал, продолжая вымаливать благословение Божье. Появился Иисус и спросил его: «Как имя твое?» На этот раз Иаков не стал ни обманывать, ни уходить от ответа, как раньше. Он упал к ногам Иисуса и ответил: «Иаков». Я вор, лгун и обманщик. Но Иисус приложил палец к губам раскаявшегося Иакова и сказал: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом» (см. 32:22-30).

Бог ждет того же и от тебя, и от меня. «Сын мой, перестань убегать и прятаться. Признайся в том, кто ты есть на самом деле. И тогда Я сделаю для тебя то, чего ты сам для себя сделать не в состоянии».

Истинные плоды

«Пришли в Мерру — и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому месту имя: Мерра» (Исх. 15:23).

Народ Израиля шел по пустыне три дня и не мог найти воду. На третий день, когда силы уже были на исходе, люди увидели вдали огромные пальмы, а где есть пальмы, там есть вода. Спасенье!

Из последних сил добрались они до оазиса. Там был великолепный источник. Но каково же было разочарование, когда выяснилось, что вода источника не годится для питья. Она горька.

Однажды Иисус со Своими учениками шел в Иерусалим. Ученики были голодны, вдруг они заметили вдали большую смоковницу с множеством листьев. Если смоковница так выглядит, значит, на ней много плодов. Но когда Учитель с учениками приблизились к дереву, то они не обнаружили на смоковнице плодов.

Человек разочаровывается, если его ожидания не оправдываются?

Иисус проклял смоковницу, поэтому на следующий день она полностью засохла. Задавался ли ты вопросом, почему Христос ее проклял? Не потому, что на ней не было плодов, — как некоторые полагают, — а потому, что была похожа на смоковницу с плодами.

Если христианин, жизнь которого бесплодна, по крайней мере, чувствует потребность приносить плоды, то дела его не так плохи — он уже на пути к Иисусу. А человек, который полагает, что плоды его собственных усилий к праведности радуют Господа, не знает, что человеческая праведность есть запачканная одежда.

Чтобы понять, являются ли плоды определенного человека истинными или фальшивыми, необходимо узнать его поближе. Издалека кажется, что там, где произрастают пальмы, обязательно есть и вода, а смоковница обязательно плодоносит. Чтобы убедиться, надо подойти ближе.

Сегодня утром я спросил себя: «Видят ли мои жена и дети плоды моей жизни? Может я пастор только за амвоном, а христианин только в церкви. Не остается ли семья обделенной моей любовью и пониманием?»

Истинные плоды могут появиться в жизни только тогда, когда корни дерева питает источник. И этот источник — Христос.

Слушая глас господень

«Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4:19).

Истории Петра и Иоанна схожи. Однажды они пришли к Иисусу, обуреваемые гордыней и высокомерием. Горе было тем, кто стоял на их пути! Однажды Иоанн попросил, чтобы небесный огонь поразил самаритян. Петр обнажил меч и отсек ухо первосвященническому рабу Малху. Он всегда был готов на все ради того, чтобы быть первым. Иоанн просил свою мать похлопотать перед Иисусом, чтобы обеспечить себе особое положение в будущем царстве Христовом.

Петр был человеком резким, грубым, нередко бранившимся, да и Иоанн походил на него. Оба были несчастными рабами собственного эгоистичного и высокомерного характера, но при этом считали, что делают все во имя справедливости.

Разве Иоанн не просил небеса покарать огнем селение самаритян, которые не захотели их принять? Разве Петр не обнажил меч для защиты Учителя? Разве то, что они защищали, не было справедливостью?

Сколько раз именем Иисуса мы причиняли боль близким, сокрушали сердца, доводили до слез невинных людей? Мы слышим голос Божий, говорящий: «Нет, сын Мой, надо по-другому…», но не обращаем на него внимания. Внутренний голос наших личных убеждений и пристрастий оказывается сильнее.

Мы должны сидеть у ног Иисуса, внимать Ему и учиться у Него, как это делали Петр и Иоанн. Мы должны возлюбить Иисуса и научиться прислушиваться к Нему, что бы ни говорила нам наша натура, чего бы ни требовали наши инстинкты, о чем бы ни шептало нам наше сознание. И пусть это чревато для нас опасностью или серьезными испытаниями. В общении со Христом мы учимся любить Его и спрашивать самих себя: «Справедливо ли перед Богом подчиняться своим страстям, а не Господу?»

Благослови тебя Господь в этот день. Выходи из дома будучи всегда готовым спросить себя: «Слышу ли я голос Божий?» Тебя окружают тысячи голосов: в автобусе, на работе, в школе и даже дома. Многие из них будут добиваться, чтобы ты отвернулся от Бога.

Эгоистичный голос грешной природы, которую мы все еще носим в себе, будет пытаться увлечь тебя на чужие и опасные пути. В такой момент спроси, подобно Петру и Иоанну: «Справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога?»

Я знаю, что Он меня любит. Я тоже Его люблю. Тогда возникает вопрос: справедливо ли то, что я делаю?

Главный аргумент в пользу христианства

«Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета о вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр. 3:15).

Пожилой пастор рассказывал историю об одном старичке, который возбужденно, с горящими огнем глазами предупреждал какого-то верующего: «Знаете ли вы, что пить кофе — грех?» Верующий же с простотой, характерной для достойной души, отвечал ему: «Успокойтесь, брат мой. Ведь пью кофе я, а возбуждаетесь вы».

Если ты понял смысл этой истории, тебе ясно, насколько был прав апостол Павел, когда советовал нам быть всегда готовыми защищать свои интересы, разъяснять то, во что мы верим, и ясно излагать заветы Господа, но делать все это с кротостью и благоговением.

Убедительно ли звучат слова о том, что кофе возбуждает нервную систему, когда они исходят от человека, который не способен контролировать свой вспыльчивый темперамент?

Главный аргумент в пользу христианства — преображенный человек. Естественно, мы должны знать доктрины и быть готовы объяснить свои убеждения. Но богословские познания превращаются в ничто, если они не подкреплены достойной жизнью и любовью к людям.

В первые годы моей деятельности я был призван Господом помочь одной женщине, которая жила в трущобах перуанской столицы, избавиться от пьянства и беспорядочной жизни. Господь переменил жизнь этой несчастной женщины, избавил ее от пороков, вырвал из тяжелой нищеты, вернул мужа, детей и преобразил ее во Христе.

Позднее я узнал, что она привела к ногам Христа более тридцати человек. Меня заинтересовало, как смогла эта простая женщина, едва умевшая читать и писать, за один лишь год привести ко Христу так много людей.

Я спросил ее: «Как вам это удалось? Я хочу знать ваш секрет». Она с кротким взглядом и сердечной простотой ответила: «Не знаю пастор. Я просто рассказываю людям, какой я была, как жила, как из-за пороков потеряла семью, как Христос нашел меня, преобразил и вернул мне близких. Люди слушают меня, а потом идут к Иисусу».

Пусть поможет тебе Господь в этот день в твоих делах, в работе, учебе и в жизни стать главным аргументом в пользу преобразующей силы Иисуса Христа.

Иисус дает людям силу

«Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2:9).

Посвящение храма Соломона ознаменовалось славой Божьей, которая заполнила весь храм, и небесным огнем, который поглотил всесожжение и жертвы. Елена Уайт пишет, что, когда, спустя столетия, посвящался другой храм, «ни одно облако славы не спустилось, чтобы наполнить заново отстроенное святилище. Огонь не сошел с неба, чтобы уничтожить на алтаре принесенную жертву» («Пророки и цари», с. 597).

В каком же тогда смысле, согласно пророку Аггею, слава последнего храма «будет больше, нежели прежнего»? Сам пророк отвечает на этот вопрос: «На месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф». Спустя века придет другой, кто скажет людям: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27).

Слава последнего храма не зависела ни от блеска свечей, ни от роскоши здания. Все это преходящее, не более, чем эфемерная земная слава, которая исчезает без следа. Он заполнил этот храм своим присутствием. Человек может быть простым и скромным, он может себя чувствовать отвергнутым и презираемым, однако Христос прославит его внутренний храм присутствием Своего Святого Духа.

Мы, люди, обычно придаем большое значение тому, что видим. Меряем успех или поражение цифрами и статистическими данными. Судим о славе по блеску. Но Господь поступает по-другому. Он оценивает людей в соответствии с их близостью к Источнику истинной славы — Иисусу. Его не интересует ни внешность, ни уровень образования, ни национальность или социальное положение.

Ты уверен, что Христос присутствует в твоем сердце Своим Святым Духом, что Он освящает твою жизнь и «наполняет храм славой»? Его присутствие превращает простое строение из кирпича или цемента в святой Божий храм. Его присутствие также может превратить простого человека в храм Святого Духа.

Иди по жизни с чувством благодарности Богу, ибо Его присутствие и Его общество делают тебя особым человеком. Переноси невзгоды этого дня с сознанием того, что вверив себя Божьему Святому Духу, ты непобедим, и что люди сумеют увидеть Божественную славу в простоте твоего взгляда и в чистоте твоих слов.

Добро пожаловать в Божью семью

«Ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего» (Пс. 60:6).

Более 15 тысяч человек заполнили спортивый зал «Жигантиньо» в бразильском городе Пуэрто-Алегри. Перед началом богослужения ко мне подошел зеленоглазый юноша в сером пиджаке.

— Вы помните меня? — спросил он.

Я ответил, что не помню.

— Вы и не могли меня запомнить. Когда вы приезжали сюда последний раз пять лет назад, я был нищим, попрошайкой, ходил в грязных лохмотьях и спал, как собака, на улице. Тогда я вошел в это помещение потому, что двери были открыты, а на улице было холодно.

— Я обманул охрану и прошел к Сонете, девушке, которая пела псалмы. Она подала мне руку, не побрезговав мной, и отнеслась ко мне с большим вниманием. Она смотрела на мое лицо, а не на одежду. Это меня тронуло до глубины души. Значит, в этом мире есть люди, готовые принять меня таким, какой я есть. Я почувствовал, что Бог протянул мне руку, и поверил, что я смогу изменить свою жизнь. Я был несчастным наркоманом и пропойцей, потерявшим семью и друзей, лишенный будущего человек. Но Иисус нашел и спас меня. Посмотрите, сейчас я совсем другой. Моя жизнь полностью изменилась.

Затем Мауро Луис рассказал о своей жизни, о том, как он свидетельствует о любви Иисуса в цирке, где работает клоуном. В тот вечер я с радостью представил его тысячам людей, заполнивших «Жигантиньо», как живой пример преобразующей силы Господа.

Таково чудо Евангелия. Господь находит человека, принимает его со всеми его бедами, проблемами и недостатками. Он принимает человека со всем его печальным прошлым, ибо знает, каким тот однажды станет под воздействием Его преобразующей силы. Никто в мире не должен приходить в отчаяние и считать, что оказался в безвыходном положении. Тысячи людей, которые в минуту отчаяния устремили свой взор к Иисусу, нашли решение своих проблем. В Своей любви Он берет тебя, как грубый алмазный камень, и начинает работать над твоим характером, превращая его в бриллиант, способный отразить Божественную славу.

Так пусть же Христос, обладающий чудотворной силой, станет твоим спутником во всех сегодняшних деяниях!

Цена греха

«Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега» (Пс. 50:9).

Вначале она испугалась поведения царя, который одаривал ее не- двусмысленными взглядами. Вирсавия не допускала даже мысли о том, чтобы изменить мужу. Однако ей следовало оставаться приветливой с царем — ведь ее муж был одним из главных военачальников Давида.

Со временем знаки внимания царя уже не казались ей столь неприятными. Ей льстило, что она пробуждала в нем подобные чувства. Затем ей начало нравиться такое положение и в конечном счете она изменила мужу.

Когда же она поняла, что действительно согрешила, то попыталась оправдаться перед собой и бессознательно свалила всю вину на царя. «А что мне было делать, если вся власть у него, — думала она. — Я же просто жертва; я была вынуждена уступить. Ведь от него зависит положение моего мужа». Однако, как бы то ни было, сердце ее продолжало болеть, тем более когда стали проявляться последствия греха: ее муж был убит при исполнении своего долга; сама она забеременела, а дитя родилось больным. Каждый раз, когда она смотрела на страдания своего сына, совесть не давала ей покоя: «Это ты виновата, это ты должна была страдать, это ты должна была умереть».

Однажды ночью, когда она перестала оправдывать свой грех, в одиночестве, она упала на колени и призналась, подобно Давиду: «Только я виновата в случившемся — я не была жертвой; я добровольно согласилась на это. Все остальное было предлогом». Так началось ее возрождение. Она восстала из пепла и почувствовала себя прощенной. Совесть перестала ее мучить. Она стала счастливой матерью Соломона, наследника царя.

Вирсавия — типичный пример женщины, «принужденной» начальником, из тех, кому приходится идти на уступки ради сохранения работы или общественного положения, или ради продвижения по службе. Однако история этой женщины подтверждает библейскую концепцию о том, что для сохранения покоя в сердце нам не нужно давать объяснения или оправдываться перед собой. Мы должны признать совершенное, чтобы получить прощение.

И очень жаль, что иногда приходится проводить многие ночи без сна, посещать психоаналитиков и глотать таблетки, чтобы понять, наконец, что не может быть ни спокойствия без прощения, ни полного счастья без согласия с Господом и с собственной совестью.

Восстановление от травм

«Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом» (Руфь 1:16).

Руфь, моавитянка, появляется в Библии как одна из прародительниц Христа. В жизни Руфь мы не находим ни одной ошибки. Но ее происхождение было позорным — она моавитянка. А кто такие Моав? Отправимся ненадолго в Содом и Гоморру. Эти города, закоснелые в грехе, будут разрушены, а по Божьему повелению Лот, его жена и две дочери должны бежать в горы. Согласно Библии по пути в горы жена Лота оглянулась, чтобы посмотреть на город, поэтому была превращена в соляной столп. Лот же с дочерьми укрылся в пещере. И пока огонь Господень сжигал Содом и Гоморру, произошло одно из самых позорных событий в истории человечества. Дочери Лота, полагая, что все мужчины в мире погибли и у них теперь не останется потомства, напаивают своего отца допьяна и вступают с ним в кровосмесительную связь. Плодом ее и стал Моав, от которого впоследствии произошли моавитяне — язычники и идолопоклонники.

Руфь была типичной женщиной, стыдящейся своего происхождения. Это, несомненно, наложило отпечаток на всю ее жизнь. Она не могла избавиться от моральных травм и комплексов. Но однажды ей выпало принять решение, которое определило дальнейшее направление ее жизни. Руфь пришлось выбирать между землей Моав, с процветающими в ней идолопоклонством и промискуитетом — беспорядочными половыми связями, и между незнакомой землей, куда Господь хотел ее увести. Все новое всегда вызывает опасение, но она ощущала, что глас Божий призывает ее, поэтому подчинилась. Она посмотрела на свою свекровь Ноеминь и сказала: «Народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом».

И никогда после не раскаялась в этом своем решении. В тот день она перестала стыдиться своего происхождения. Никогда больше ее не угнетала мысль о кровосмесительном прошлом ее предков. Потом она вышла замуж за Вооза, и сегодня, изучая генеалогическое древо Иисуса Христа, мы можем встретить имя Руфи среди Его предков.

А каково твое происхождение? Мешает ли оно тебе каким-то образом? Стыдился ли ты когда-нибудь своей родины или родителей, зачавших тебя? Обратись к Иисусу. У тебя останется то же имя, то же происхождение, но оно больше не будет тебе мешать, потому что Христос, входя в жизнь человека, дарует ему свободу.

Памятник творению и искуплению

«И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:3).

В последнем стихе 1-й главы Книги Бытие Моисей говорит, что «увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой» (ст. 31). Затем Бог-Создатель освящает субботу, возвышая ее как памятник завершенному творению. Совершенный мир для совершенного человека. Настоящее произведение искусства. Бог созерцает Свое творение подобно тому, как художник с удовлетворением созерцает только что написанную картину и видит, что она «хороша весьма».

Но внезапно появляется Люцифер, падший ангел, и, подобно молодому хулигану, проводит рукой по свежим краскам творения, разрушая картину гармонии и счастья, которой наслаждался человек.

Сегодня появляется необходимость восстановить разрушенное творение. Следует поднять падшего человека; надо расставить все по своим местам, вернуть каждому цвету его истинный тон.

Ради этого Христос пришел в мир. Он принял человеческую природу и жил среди людей, стремясь возродить в них утерянный ими Божественный образ. На протяжении тридцати трех лет Иисус пытался словом и примером убедить людей в том, что единственное решение проблемы человека — возвращение к Богу. Живя среди усталых, неразумных и отчаявшихся людей, он неоднократно взывал: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные» (Мф. 11:28). Он пытался исполнить миссию, возложенную на Него Отцом: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» (Ин. 9:4).

Иисус встречал на Своем пути слепых, прокаженных и бесноватых, падших женщин и воров, и сердце Его наполнялось болью и сочувствием. Эти люди совсем не походили на того совершенного человека, которого Бог создал и поселил в Едемском саду. Но Христос пришел, чтобы возродить человека, и каждую минуту Своей жизни на земле Он посвящал выполнению этой миссии.

Наконец, в пятницу после полудня Иисус взглянул на мир с Голгофского креста и увидел, что искупление творения, ради которого Он пришел, завершено. И в агонии, находясь между жизнью и смертью, Он воскликнул: «Совершилось!» (Ин. 19:30), а в субботу покоился в могиле «по заповеди» (Лк. 23:56).

Однако суббота была установлена не только как памятник творению, но и как памятник искуплению. Ее можно сравнить с юбилейным годом, когда каждый получал освобождение. Никому не дано было изменить время избавления человека. Так откуда тогда такое стремление изменить день, который Бог особенным образом выделил в Творении и подтвердил в искуплении?

Идти с Господом

«И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5:24).

Однажды я услышал историю о Енохе, несколько необычно интерпретированную для детей. В ней говорится, что Бог и Енох были большими друзьями. Они вместе гуляли, вместе играли и Господь часто оставался ночевать в доме Еноха. Проснувшись, они завтракали и, как обычно, вместе выходили из дома, гуляли по полям, любовались окрестностями, собирали фрукты, беседовали, отдыхали в тени деревьев, а когда солнце клонилось к закату, Енох говорил Богу: «Господи, уже поздно. Вернемся домой». Они возвращались домой, ложились отдыхать, чтобы завтра прожить вместе новый день.

В одно прекрасное утро Господь разбудил Еноха и сказал ему: «Смотри, как сияет солнце. Похоже, сегодня будет особенный день».

В тот день, совершая прогулку и увлекшись беседой, они зашли гораздо дальше обычного. Но вот солнце стало заходить, и Енох сказал: «Господи, уже поздно. Нам пора возвращаться». Но Бог ответил: «Сегодня мы прошли так много, что Мой дом оказался ближе, чем твой. Может быть, пойдем в Мой дом?» В тот день Енох исчез, ибо Бог взял его в Свой дом.

Эта история даже в изложении для детей упрощенно передает всю красоту и простоту христианства.

Христианство означает жизнь в простом общении с Иисусом, когда Он становится ее средоточием. Все соизмерять с Ним. Поступать так, чтобы Он был с нами во всех наших повседневных действиях. Относиться к реальности Его присутствия, подобно тому мальчику, который просил своего отца лечь рядом с ним слева, потому что место справа от него предназначалось Иисусу.

Начинается новый день. Почему бы не сделать его особенным днем? Почему бы не сделать присутствие Христа реальным?

Как? Соотнося все происходящее в твоей жизни со Христом и используя всякую возможность для беседы с людьми о Его любви.

Ищи прежде Иисуса

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).

Ведь текст из Мф. 6:33 показывает, как Бог хочет воспроизвести образ Христа в жизни Своих детей. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его». Что есть правда? Мы уже неоднократно убеждались, что правда есть Христос. Правда — это не вещь, это — Личность. Божественный завет гласит: ищите, ищите Того, Кто есть Правда. Это первое, что ты должен делать; это главное. Остальное приложится.

Основная наша тревога вызвана тем, что мы не смогли уподобиться Христу. Мы анализируем свою жизнь и впадаем в отчаяние. Мы не удовлетворены своими мыслями, а тем более поступками. Мы проклинаем свой темперамент и характер, которые зачастую нам очень мешают в отношениях с ближними.

Как можно избавиться от недостатков и приобщиться к добродетели? Совет таков: ищи прежде всего Христа, Правду. Будь с Ним каждый день. Сделай это своей главной заботой, а потом жди, что Иисус совершит чудеса в твоей жизни. Ты, возможно, скажешь: «Пастор, этот рецепт слишком прост; это примитивное указание. Мы должны прилагать усилия, бороться; мы не можем только молиться, изучать Библию и ждать, сложа руки, когда Иисус сделает все за нас».

Одну минуту. Ты должен понять все правильно. Не ставь телегу впереди лошади. Подумай хорошенько. Божественный призыв гласит: «Ищите же ПРЕЖДЕ Царства Божия и правды Его», а правда — это Христос. Что произойдет, если ты придешь к Нему, если ты будешь не только читать молитвы и изучать Библию по утрам, но и на протяжении всего дня находиться в общении со Христом? Он живет в твоем сердце посредством Святого Духа. И уже не ты живешь, но живет в тебе Христос (см. Гал. 2:20). А что совершает Святой Дух в тебе? Он освящает твою волю. Ты ведь просто человек с греховной волей, а теперь становишься человеком с волей, освященной Святым Духом, присутствующим в твоей жизни. Теперь, если появится искушение или возникнет сложный момент, когда твой характер подвергнется испытанию, твоя освященная воля будет всегда побеждать. Почему? Потому что ты обратился к Иисусу, и Он живет в тебе. Присутствие Иисуса в твоей жизни освятит твою волю и приведет тебя к победе. «Остальное приложится».

Таково обетование. Верь ему!

Знать, чтобы доверять

«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6).

Вера — это доверие. Верить в Бога — значит доверять Ему. Но никто не станет доверять тому, кого не знает, а узнать человека, не общаясь с ним близко, невозможно.

У тебя есть сосед, которого ты приветствуешь каждый день, уходя на работу и возвращаясь домой. Но, если ты не работаешь вместе с ним, не проводишь с ним время, не обедаешь и не ужинаешь с ним, то есть вы не сближаетесь, можешь ли ты сказать, что знаешь его? Да, конечно, ты знаешь его в лицо, знаешь, как он одевается, знаешь даже цвет его глаз. Но значит ли это, что ты знаешь его? Можешь ли ты доверить ему свою жизнь?

Когда кто-то утверждает, что не верит в Бога, он хочет сказать, что не доверяет Богу, а значит, он Его не знает, ибо не сближается с Ним, не проводит с Ним время.

Именно это имеет в виду Павел, когда утверждает, что без веры угодить Богу невозможно.

Что вызывает печаль Бога? Он создал человека, чтобы быть постоянно рядом с ним. Ему хотелось бы совершать с человеком прогулки, как Он делал это с Енохом, Авраамом, Ноем и другими библейскими персонажами. Но человек зачастую погружен в свои дела, и ему некогда думать об Иисусе и жить в постоянном с Ним общении.

Ничто так не печалит Бога, как нежелание человека общаться с Ним.

Когда в тот роковой день Бог вошел в Едемский сад и увидел там падшего человека, Он опечалился не только потому, что тот вкусил запретный плод. Его сердце скорбело о том, что Адам скрылся. Их прежние отношения сделались невозможными.

Вера не есть нечто, что человек постигает в одиночестве. Вера есть доверие, а доверие, естественно, зарождается в общении между двумя людьми, которые живут одной жизнью.

Ты считаешь, что Бог — недоступное Высшее Существо, обитающее на небесах? Или для тебя Бог — это Друг, который постоянно находится рядом с тобой в повседневной жизни?

Начиная сегодняшний день, позволь Иисусу быть с тобой рядом. Допусти Его в свои мечты и планы. Живи рядом с Ним. Познай Его и доверься Ему. Будь верующим человеком.

Секрет возрастания

«Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то или другое равно хорошо будет» (Еккл. 11:6).

Эта мысль начинается в 1-м стихе: «Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его». Никакое дерево не начинает плодоносить сразу. Сначала его надо посадить, затем поливать, ухаживать за ним, удобрять землю, ждать, когда взойдет солнце, когда пойдет дождь, когда появятся цветы и, наконец, плоды.

«Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей». Как мы можем применить это высказывание Соломона к духовной жизни?

Здесь Бог хочет показать нам, чего стоит человеческое усилие. Ты должен возделывать землю, сеять в нее семена, удобрять и культивировать ее, но ты не можешь ни заставить солнце взойти, ни дождь пролиться. Ты не можешь заставить семя прорасти или ускорить рост посеянного.

Человек сознательным усилием позволяет увлечь себя властью креста. Ты, может быть, спросишь: значит, я должен прилагать усилия, чтобы стать ближе ко Христу? Конечно. А знаешь, почему? Потому что все мы греховны по своей природе, которая противится нашему сближению с Правдой. Нашей природе больше нравится, когда мы живем отдельно от Иисуса, когда мы совершаем ошибки в жизни. Ее устремления противоположны сущности Христа. Даже когда мы идем к Иисусу, то делаем это только потому, что Он нас привлекает к Себе, ибо инициатива спасения исходит от Бога. Мы спасаемся не потому, что хотим этого, — Иисус вдохновляет нас как на стремление к спасению, так и на поступки в соответствии с Его доброй волей.

Поэтому необходимо обдуманное усилие, как для того, чтобы возделывать землю, так и для того, чтобы изучать Библию, благовествовать и каждую минуту пребывать с Иисусом. Если мы отвлечемся от этого, то в мгновение ока окажемся вдали от Него. «Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей», — так сказал Соломон, а он знал, что говорил. Книга пророка Екклесиаста была написана после того, как Соломон впал в большой грех и провел дни в одиночестве, отчаянии и душевной пустоте, но в конце концов он победил, и теперь, победивший во Христе, говорит: «Делай свое дело, не давай отдыха рукам, сей семя и после жди». Не твоя забота заставлять солнце всходить. Проращивать семена и ускорять рост посеянного — это забота Господа. Ищи же Его утром и днем. Пребывай с Ним каждую минуту своей жизни.

Источник жизни

«И разверз Бог ямину в Лехе, и потекла из нее вода. Он напился, и возвратился дух его, и он ожил» (Суд. 15:19).

Самсон только что побил ослиной челюстью тысячу филистимлян. После этого подвига он сложил стих, в котором превозносил свою силу, а не Бога, даровавшего ему эту силу. Господь всегда хочет нашей победы, но Он знает: часто, когда нужно яснее показать нам нашу зависимость от Него, поражения бывают поучительнее побед.

Самсон немедленно ощутил последствия отдаления от Бога, даровавшего ему силу. Его начала мучить сильная жажда, от которой он едва не умер.

Сегодня Бог намерен преподнести нам великолепный урок. Однажды Самсон, воодушевленный Духом Господним, смог один побить тысячу человек. А на следующий день тот же Самсон, но уже без Господа, едва не умер, оказавшись жертвою обстоятельств.

Наша сегодняшняя победа не гарантирует нам победу завтра. Если сегодня мы со Христом, значит, мы победим, но завтра мы сможем победить опять, только по-прежнему оставаясь со Христом.

В отчаянии Самсон воззвал к Господу. «И разверз Бог ямину в Лехе, и потекла из нее вода. Он напился, и вовратился дух его, и он ожил».

На Голгофе солдаты копьем пронзили Иисуса, и из раны хлынули вода и кровь. Сегодня ты можешь припасть к подножию креста, утолить духовную жажду и ожить. Разве это не прекрасно?

Если ты сегодня прикован к больничной койке и врачи говорят, что твое положение серьезно, обратись к источнику на Голгофе и твои надежды возродятся.

Если твои дела идут плохо, обратись к источнику на Голгофе и помни: даже если у человека впереди сплошные неудачи, все равно остается надежда на Бога. В каких бы обстоятельствах ты ни оказался, если чувствуешь, что тебе изменяют силы, что ты не можешь начать все сначала, что жажда убивает тебя, воззови, подобно Самсону: «Ты столько раз помогал мне в прошлом, а теперь умру я от жажды и попаду в руки моих врагов?» (См. ст. 18.)

Можешь не сомневаться, Господь укажет тебе источник на Голгофе, и ты сможешь напиться, восстановить дыхание и ожить.

Иногда Господь позволяет нам дойти до предела, чтобы мы перестали полагаться на свои силы, а больше доверяли Ему. Обратись ко Христу — Он никогда тебя не подведет.

Возрадуемся во спасении его!

«И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» (Ис. 25:9).

Задумывался ли ты когда-нибудь о том, сумеем ли мы, когда Иисус вернется, «возрадоваться и возвеселиться во спасении Его», если не научились радоваться Его присутствию в текущей жизни? Жизнь христианина не может быть наполнена страхом, неуверенностью и сомнениями. Христианин не может жить в постоянной тревоге за то, исполняет он или не исполняет волю Божью. Он должен жить в мире во Христе, естественным образом подчиняясь Его заповедям.

Мы должны радоваться каждодневному присутствию Иисуса и с нетерпением ожидать дня прихода Его во славе и величии.

В этот день все люди окажутся разделены на две группы: одни побегут к горам и камням, взывая: «Падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца» (Откр. 6:16). Это будут те, кто пренебрегал Богом, жил развратной жизнью, дав волю своим страстям, кто не был омыт кровью Агнца, и сегодня, в этот великий день, не сумеет перенести Его присутствие. Будут в этой группе и другие люди: те, кто искал Бога и принял Его в трудный момент жизни из трусости, но кто, едва опасность миновала, снова впал в непослушание. Эти люди не радовались обществу Христа. Для них важна только внешняя сторона христианства. Они лишь делали вид, что жили, и сейчас, в этот великий день, их также снедает страх.

Вторая группа людей, это те, кто всей душой обратился ко Христу. Они поняли, что есть любовь Христова, они жадно искали ее. Эти люди были омыты кровью Агнца и жили с Ним в истинной любви. Когда Иисус появится во всей Своей славе и величии, содрогнется земля, а горы и долины сдвинутся. Эти люди протянут к Нему руки и воскликнут: вот он, наш Бог! Мы ждали Его и Он спасет нас! Вечность станет для них продолжением жизни в присутствии Христа, с Которым они общались еще на земле.

Сделай свой сегодняшний день днем общения с Иисусом. Сохрани этот стих в своем сердце. Укрепи уверенность в Его присутствии рядом с тобой и подготовься к удовольствию личного общения с Ним вечно.

Победа во Христе

«Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15:57).

Жизнь Луиса — это пример победы. Он работал в службе контроля полетов международного аэропорта в Санта-Крусе, в Боливии, знал четыре языка и был прекрасным профессионалом, но, как это бывает, увлекся алкоголем, а закончил тем, что превратился в наркомана.

Он потерял работу и уже почти потерял семью, достоинство и самоуважение, бродил по городу, полностью опустившийся, ночевал в пустых склепах на кладбище. Окружающие представить себе не могли, что он — выходец из достойного семейства местного общества.

И когда уже казалось, что все потеряно и не осталось никакой надежды, Луис повстречал Иисуса. Ведь сказал Павел: «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!»

Христос переменил жизнь Луиса. Он вытащил его из нищеты, в которой тот жил, вернул ему не только достоинство и самоуважение, но и семью.

В Книге Откровение — последнем послании Господа, человек, верный учению Христа, назван «побеждающим». Это означает, что победа возможна. Она может стать реальностью, как стала ею в жизни стольких людей на протяжении истории. Она может стать реальностью и в твоей жизни.

Когда Христос пришел в этот мир, сатана много раз пытался уничтожить Его, но тщетно. Он хотел убить Христа-младенца, но не смог. Пытался расправиться с Ним в пустыне, но потерпел поражение. В Гефсимании сатана сделал все, чтобы Иисус отказался от Своей миссии, однако проиграл. Наконец, когда Иисус умер на кресте, он решил, что взял верх. Однако на третий день Христос воскрес, вышел из могилы, победив смерть, и тогда сатана понял, что потерпел окончательное поражение.

Христос-победитель сегодня рядом с тобой. Не отпускай Его мощную руку в течение всего дня.

Непонятая любовь

«Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8).

Когда капитан Луис Кассис, инструктор полетов Боливийской авиационной школы, узнал, что его жена приняла крещение в Церкви адвентистов седьмого дня, злость буквально переполнила его. Он не мог позволить, чтобы его жена, воспитанная, как и он, и обвенчанная с ним в традиционной церкви сменила вероисповедание без его позволения.

И капитан Кассис начал безжалостно преследовать и свою супругу, и ее Церковь. Он говорил, что «ненавидит адвентистов и желает им гибели».

Однажды пастор церкви, к которой принадлежала его жена, оказался в больнице на грани смерти. Для его спасения понадобилась кровь той группы, которой ни у кого не было. И тогда жена Луиса вспомнила: «А ведь у моего мужа кровь именно этой группы». Послали за ее мужем: «Нам нужно, чтобы вы дали кровь для спасения пастора церкви, членом которой является ваша жена».

«По мне так пусть бы он умер», — была первая его мысль, но чувство человеческой солидарности и любви к ближнему оказалось сильнее ненависти. Он дал кровь. Однако после этого почувствовал себя плохо из-за того, что сделал, ибо ощутил себя как бы проигравшим. Но кто-то ему сказал: «Божья любовь проявилась в том, что, хотя, мы и были Его врагами, Христос умер за нас. Не печальтесь — ведь только Иисус мог подвигнуть вас на этот замечательный поступок».

Недавно, на евангельской кампании в Ла-Пасе, этот капитан одним из первых откликнулся на призыв присоединиться к адвентистской Церкви и креститься.

Кто может понять величие любви Иисуса? Ненавидимый, осмеянный, израненный и распятый на Голгофе, Он смотрит на человека и говорит: «Сын мой, ты можешь считать, что Я не существую, что христианство это просто глупость, можешь злиться на Меня, ибо считаешь, что Я принес проблемы в твою семью, но Я люблю тебя. Я умер за тебя, ибо ты — лучшее, что у Меня есть в этом мире».

Как можно сопротивляться подобной любви?

Сегодня ты можешь открыть свое сердце Иисусу и сказать: «Господи, принимаю Твою жертву, принесенную за меня». Благослови тебя Господь в этот новый день в твоих делах!

Страшный день Господа

«Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок» (Иоил. 2:1).

В 1-й главе Книги пророка Иоиля описывается страшный день Господа. Это описание вызывает тревогу, страх и ужас. Во 2-й главе содержится призыв к руководителям трубить в трубу на Сионе и взывать на святой горе Господней о том, что близок день Его прихода.

И снова возникает вопрос: должны ли мы призывать людей к духовной близости со Христом из любви или из страха?

Когда я изучал теологию, один старый профессор гомилетики учил нас, что любая длинная проповедь о пламени в геенне огненной, должна всегда заканчиваться словами о надежде на спасение людей. Похоже, что в некоторые моменты человеческого существования Господь вынужден использовать единственный язык, который способен понять человек: кара, кнут и угроза. Когда Израиль вышел из 400-летнего египетского рабства, он понимал только такой язык. Богу было невозможно говорить на языке любви с народом-рабом, которому были понятны только слова угрозы и наказания.

Иногда нам приходится действовать подобно родителям, которые шлепают своих детей, хотя это не доставляет им большой радости. Они больше заинтересованы в том, чтобы дети принимали взвешенные и зрелые решения. Тяжело и вредно наказывать 15-летнего сына. Физическое наказание, согласно Библии, занимает только определенное место в воспитательном процессе.

Действия Господа по отношению к Своему народу предусматривали именно это — помочь Израилю перейти от жесткого языка угроз к языку Голгофы, то есть к языку любви. Желание Господа состояло не в том, чтобы люди подчинялись заповедям только потому, что они были написаны огненными знаками и переданы людям в дыму и раскатах грома. Господь хотел, чтобы Закон был написан в сердцах людей, чтобы они подчинялись ему по любви.

В Книге Иоиля день Господа описан как страшный день, полный разрушений, однако уже в конце 2-й главы мы видим проявление милости Божьей. Господь словно говорит: «По любому из этих двух путей Я готов вести вас к спасению, но предпочитаю второй, последний».

Ты спрашивал себя, что побуждает тебя к подчинению? Ты подчиняешься только потому, что существует такое правило, или потому, что любишь Господа?

Тот, кто желает с каждым днем все больше походить на Христа, ощутит преображающую силу Христа над своей жизнью. Он подчинится Ему, но это подчинение станет результатом усилия, освященного постоянным присутствием Святого Духа в его жизни.