Февраль

Великая встреча

«Тогда узнаете, что Я — Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей» (Иоил. 3:17).

В Книге пророка Иоиля 2:28 содержится обещание великой встречи Бога и Израиля на горе Сион, однако эта встреча не состоялась, потому что Израиль не выполнил поставленного условия. «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоил. 2:32), — говорилось в обещании. Однако Иоанн утверждает, что «пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:11). По прошествии нескольких лет Господь повторил обещание своему народу в Откр. 14:1. Может показаться, что действующие лица меняются, и уже не Господь стоит с детьми Своими на горе Сион. Теперь на горе Сион — Агнец и 144 тысячи человек. Видимо, Сион — это место, куда Бог пытается собрать детей Своих, и там должно произойти финальное событие.

Что символизирует гора Сион? Ответ следует искать в Ветхом Завете. В те времена Сион был местом обитания Бога. О каком месте Господь говорит: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20)? Сион был также местом, куда Бог хотел созвать детей Своих (см. Иоил. 2:15, 16), и сегодня Господь именно там собирает детей Своих. На горе Сион Господь говорил с детьми Своими, и там же собирает их для того, чтобы обратить к ним Слово Свое.

В 14-й главе Книги Откровение мы видим, что Бог собирает на «горе Сион» детей Своих со всех уголков земли. И далее в стихах 6 — 12 весть, возвещенная тремя ангелами, призывает людей признать Господа как единого Бога-Создателя и поклоняться только Ему. Во второй части вести говорится о том, что Христос это Бог-Искупитель, единственная сила, правящая во благо человека. Третья часть Откровения содержит призыв к людям во всех уголках земли отправиться на великую вечерю Божью к престолу Его. Несомненно, именно Сион является храмом Господа на земле.

Олицетворением храма является гора, так как гора всегда была символом надежности. Порой люди связывают свои чаяния только лишь с институтом Церкви, забывая о том, что твердыней является Христос, что у тех, кто призван на великую вечерю, «имя Отца Его написано на челах» (см. Откр. 14:1).

Отправляясь из дома по делам, уповай во всем на Твердыню.

Пусть же все помыслы твои всегда будут святы. Пусть намерения твои будут намерениями Агнца. Не бойся ничего, ибо ноги твои опираются на Твердыню веков, и поэтому ты — один из тех, кто зван на великую встречу на горе Сион.

Повинуйтесь своим мужьям

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5:22, 23).

В 1-й главе Послания к Ефесянам говорится о том, что все мы искуплены кровью Христа. Во 2-й главе апостол Павел утверждает, что люди спасены благодатью, и Бог объединяет их посредством креста и помогает им жить в любви.

В 3-й главе он призывает ефесян осознать, что единство веры и плодов праведной жизни достигается лишь через омовение кровью Иисуса и преображение Его благодатью. И вот он призывает жен покориться своим мужьям. Как же понять эту заповедь апостола Павла в современном мире, где мужчины и женщины соперничают ради утверждения своего первенства?

Те мужчины, которые никогда не обращались ко Христу, вероятно, воспользуются этими строками для обоснования своего превосходства по отношению к женщине. Что же касается женщин, то те из них, кто никогда не был со Христом, решат, что Библия проникнута духом мужского «шовинизма», ибо в ней говорится о повиновении мужьям.

Павел осознавал, что в руках тех, кто далек от Иисуса, эта заповедь станет миной замедленного действия. Вот почему первые главы Послания посвящены разъяснению того, что как мужчины, так и женщины без Христа ничего из себя не представляют.

Призыв повиноваться — естественный результат прожитой Павлом жизни в единстве со Христом. Так жили те, чье мышление изменил Иисус. Заповедь гласит: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Еф. 5:22). Но Господь никого не унижает, Он уважает, ценит, любит. Господь отдает Себя человеку, которого Он возлюбил.

Те мужья, которые знают о Христе лишь понаслышке и никогда не были с Ним рядом, не способны завоевать человека подобно тому, как это сделал Иисус. Женщины, лишь изредка вспоминающие об Иисусе и не устремляющиеся к Нему в молитве, не способны повиноваться, даже если бы их мужья были искренними христианами. Так рушится семейный очаг. Почему? Сегодня утром Иисус простирает к тебе руки и призывает тебя к жизни, исполненной любви. В Нем решение этого вопроса. Это — единственный выход.

Проблемы языка

«Все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2).

Глава 3 Послания Иакова в большей степени затрагивает в Библии проблему воздействия слова, произнесенного человеком. На первый взгляд складывается впечатление, что все беды человека идут от неподобающих речей, что, обуздав язык, человек сумеет контролировать прочие свои побуждения. Кто не согрешает в слове, утверждает Иаков, тот совершенен и способен обуздать свое тело. Тот, кто ограничится прочтением лишь данного стиха, захочет — и это будет ошибкой — найти решение проблем лишь на этом пути. Тот же, кто дочитает до стиха 12, поймет, что корни проблемы — в сердце человека: «Не может… смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы», — этим высказыванием Иаков подводит нас к пониманию истинных корней проблемы.

Сколько людей в этой жизни ранены, оскорблены, уязвлены и лишены надежды одним лишь словом, причем обычно такое слово произносит человек, даже не подозревающий о том, какой след оно оставляет. Сарказм и язвительные насмешки у некоторых людей стали стилем жизни. Порой мы даже не осознаем, что слова наши, подобно огненным отравленным стрелам, причиняют боль и повергают в печаль ближних.

У нас есть множество оправданий нашему сквернословию. Кто-то может возразить: «Я всегда говорю правду», «Я искренен», «Не терплю полуправды», «Я откровенен», «Не терплю лицемерия», «Говорю всегда то, что и должен говорить». Боль причиняет не сказанная правда и не наша искренность, а то, каким образом они преподносятся.

Я никогда не забуду о своей встрече с президентом конференции в бытность еще молодым пастором. В глубине души я осознавал, что неправ, но не хотел признавать этого, и отправился на встречу «вооруженный до зубов». Лучшая защита — нападение, рассуждал я, исполнившись решимости «идти в атаку». Но то, как он подошел к делу, как он излагал свою точку зрения — обезоружило меня, разбило мои аргументы, заставило меня просить прощения и в дальнейшем идти по пути исправления собственных ошибок.

Как можно обуздать язык, не контролируя сердце? И как контролировать сердце, если в нем не будет обитать Христос? Не может быть двоякого контроля. «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?» — вопрошает Иаков в стихе 11. Если ты отдаешь себе отчет в том, что язык твой — источник неприятностей, что твоя правдивость бывает неуместной, или же, что ты грешишь против истины потому, что тебе нравится говорить только хорошее; если ты чувствуешь, что уже пострадал от этого в жизни, — поверь мне, выход не в том, чтобы закрыть глаза и сосчитать до десяти прежде, чем начать говорить. Это — чисто человеческое средство и лечит лишь только внешние проявления болезни. Единственно правильный способ — обратиться к Иисусу и жить в постоянном единстве с Ним.

Награда

«Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:7).

В 1969 году я посетил тюрьму Мамертина в Риме. В то время там находился двадцатилетний юноша, раздираемый внутренними противоречиями. Эта встреча оставила у меня неизгладимые волнующие впечатления. Я закрыл глаза и представил себе, как изможденный старец Павел пишет послание юному Тимофею. В нем — слова веры, надежды и торжества, переполняющие старца. «Я не страшусь смерти, — говорит он, — я готов отправиться в мир иной, поскольку успел исполнить то, что должен был исполнить». «А теперь готовится мне венец правды».

Мог ли ты представить, что этот торжествующий старец — тот самый человек, что излил свое отчаяние в Послании к Римлянам, в котором написал: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:24)?

В чем же был конфликт между желанием служить Богу и невозможностью этого? Куда исчезли добрые намерения, почему оказались неисполненными обещания? Все осталось в печальном прошлом. И вот на закате дней своих Павел принимает смерть без страха, уверенный в победе и вечной жизни.

Возлюбленные дети мои, меня охватывает волнение всякий раз, когда я размышляю об этом последнем высказывании Павла. Означает ли это, что, несмотря на внутренние противоречия, на расхождения желаемого с возможностью осуществления, — я также смогу быть награжденным победой во Христе? Воистину так. Именно это хочет сказать Павел, добавляя: «… и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:8).

И конечно же ты будешь среди них. Сегодня ты тоже можешь прийти к победе во Христе. Это — обещание Господа.

Выходя из дома и включаясь в повседневные хлопоты, храни это обещание в памяти и прими его с верой. Не оставайся во власти вчерашних ошибок. Сегодня — новый день, и вся сила небес в твоем распоряжении. Забудь то, что осталось позади, устремись вперед, к свободному выбору во Христе.

Что означает усмирение плоти?

«Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:27).

История хранит свидетельства о различных необычных событиях из жизни святой Розы Лимской, покровительницы Перу и всей Южной Америки, например о том, как она надела на пояс цепь и выбросила в пруд ключ от замка, скрепившего оковы. С годами она стала полнеть, и цепь на поясе врезалась в тело, причиняя страдания. Как-то она вознамерилась бодрствовать много ночей, и для того, чтобы сон не сморил ее, намотала свои длинные волосы на крюк и всякий раз, когда начинала дремать и голова ее клонилась, она пробуждалась от рывка за волосы. Она стала известной, в частности, благодаря различным способам усмирения плоти.

Говорит ли апостол Павел в Первом послании к Коринфянам о самобичевании? «Усмиряю и порабощаю тело мое» — что хочет этим сказать апостол? Плоть, с точки зрения древних греков, сама по себе была злом, ее следовало бичевать ради совершенствования духа. Должны ли мы истязать плоть потому, что в ней заложена склонность ко греху? Что заставляет нас грешить? Кровь, плоть или же разум?

Мы приходим в этот мир уже разделенными с Богом. Греховное естество более всего стремится жить отъединенно от Бога. Мы не желаем ни знать о Боге, ни жить в единстве с Ним, ни подчиниться Его воле. Мы независимы, хотим жить без каких-либо ограничений, хотим быть вершителями своей судьбы. И в этом — наша большая беда. Надо отказаться от высокомерия. «Порабощать тело» вовсе не означает подвергать себя испытаниям голодом, жаждой или холодом. «Порабощать тело» — это значит не позволять человеческой природе совершать самопроизвольные поступки.

Невероятно, но факт: греховная природа тоже независима, и тебе, возможно, нравится соблюдать какие-либо заповеди, но лишь из ошибочных побуждений. Именно в этом заключалась беда фарисеев: они вели себя праведно ради того, чтобы это было замечено людьми, им нравилось создавать видимость добродетели. Враг же счастлив, когда послушание зиждется на такой основе.

Единственный способ, которым Бог может привести детей Своих к праведной жизни, — это зависимость от Него. Необходимо усмирять и порабощать плоть, отказаться от ее независимости, пасть к ногам Иисуса, сказав Ему: «Господи, обрати в пыль мое высокомерие, сделай за меня то, что я не могу сделать для себя сам».

Это — единственный путь, который признает Бог. В противном случае, увещевая других, мы рискуем быть развенчанными, подобно молодому богачу.

Пусть же этот день станет днем полной покорности Христу.

Терпение святых

«Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откр. 14:12).

Терпение суть один из плодов Святого Духа и одна из отличительных черт характера Христа. Сегодняшний памятный стих рассматривает терпение как один из признаков Божьего народа последних дней. Это — преследуемый народ, ему тяжело живется, но он научился жить в единстве со Христом. Терпеть не означает кусать губы, стараясь удержаться от оскорбительных слов в адрес обидчиков. Проявлять терпение — вовсе не означает сдерживать себя и не орать на водителя, нарушившего правила дорожного движения. Ваше терпение отнюдь не означает управление своими эмоциями в определенных обстоятельствах. Терпение этого народа берет начало в сердце. Их речь мягка потому, что они так чувствуют сердцем.

Как же достиг этот народ такой степени терпения? Он не только проявляет терпение в поступках. Эти люди сами по себе терпеливы. Они пренебрегают именно тем, что лежит на поверхности вещей, ибо это внешняя жизнь. То, что незаметно в них, кроется в их сердце.

В чем же секрет? Как научиться так жить? Последняя часть стиха содержит ответ: у них есть Христос. Они живут в единстве с Ним. Они — друзья Иисуса, и сущность Христа проявляется в жизни тех, кто однажды избрал Господа своим Спасителем.

Разве Иоанн, отличавшийся горячностью и вспыльчивостью, не приблизился однажды к Иисусу? Разве Петр, чья личность подверглась губительному влиянию атмосферы портовых городов, не отправился однажды к Учителю?

Оба этих человека приняли Иисуса как своего Спасителя. Каждый из них прожил все дни своей жизни в единстве с Ним. И тот, и другой возлюбили Его всем сердцем, и оба в конце концов изменились, находясь рядом с Ним. Может быть, кто-то возразит: «Ничто не поможет моим бедам». Неважно, каков твой характер. Неважно, что от него пострадали многие близкие и любимые. Пусть даже однажды ты подумал, что нельзя ничего изменить. Сегодня утром Иисус говорит тебе: «Иди ко Мне, сын Мой, и научись быть кротким и простым в сердце твоем».

Более чем ожидаемое

«Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3:20).

В одном уголке мира — не буду уточнять где, дабы не бросить тень на репутацию человека — меня разыскал юноша, полностью погрязший в пороках. Он рассказал о себе ужасные вещи. Он был гомосексуалистом, наркоманом, часто ему приходилось торговать своим телом, чтобы заработать на жизнь. За годы моей деятельности я встречался с разными людьми, и я не раз убеждался, как необычайно могуществен Христос, Который «может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем».

Но в тот день мне было больно за этого юношу, и я в какой-то степени «усомнился» в силе Господа. Когда он ушел, я подумал, что уже никогда его не увижу. Отказаться от наркотиков на той стадии зависимости само по себе было бы чудом, что уж там говорить о полном пересмотре жизни и очищении образа мыслей и чувств. Разумеется, Бог может сотворить чудо, но в тот день я понял, сколь многому мне еще следует научиться у Бога. Я молился вместе с ним, рассказывал о чудесах, сотворенных Богом по отношению к другим людям в других местах. Во время нашего разговора он упрекнул Господа: «Почему Бог создал меня с такими наклонностями? Почему я такой?» Он родился и вырос в христианской семье. «Быть может, — говорил юноша, — если бы семья была другой, меня бы так не мучила совесть, я бы не страдал от понимания того, что совершаю деяния, неугодные Богу».

Несколько дней спустя я получил от него письмо. Я обратился за помощью к специалистам. Доктор Сесар Васконсельес из госпиталя Сильвестре ответил на мой запрос и выслал мне некоторые статьи. Позднее я получил от этого молодого человека длинное письмо. Я много молился. Иногда, завидев на улице похожего человека, я вспоминал о нем, о слезах этого бессильного, отчаявшегося, поверженного человека, и сердце мое сжималось от боли. Я вспоминал о его страстном желании стать другим. Конечно, он очень низко пал, но если он просил помощи, значит, Святой Дух все еще говорил в его сердце. Надежда еще была.

Через два года я встретил его вновь. На нем был костюм цвета морской волны и модный галстук. После богослужения он обнял меня. Я никогда не узнал бы его, если бы он не представился. Потом он рассказал мне кое-что о себе. «Не может быть, чтобы это был ты!» — воскликнул я. «Вы не верите в чудеса, о которых рассказываете в проповедях?» — спросил он, улыбаясь. Да, мне, несомненно, следовало вернуться к изучению строк о том, «Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3:20).

Сегодня он живет в другой стране. Он рассказал, что ему пришлось порвать со всем, что связывало с прежней жизнью. «Здесь и сейчас я счастлив во Христе. Я хорошо живу, у меня приличная зарплата, и когда-нибудь я приглашу вас на мою свадьбу». И это именно то, что обещает Христос: «Я сделаю тебя новым человеком, Я верну тебе уважение и достоинство. Я полностью сотру твое прошлое и воссоздам в тебе Свои черты». Веришь ли ты в это?

Повиновение детей

«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» (Еф. 6:1).

Повиновение — результат жизни во Христе. Повиновение как следование моральному кодексу малоценно для Бога, но как результат духовных усилий — это плоды Его благодати.

Строки, о которых сегодня пойдет речь, мы вспоминаем, когда хотим напомнить нашим детям о долге послушания, однако для внимательного читателя не останутся незамеченными чудесные истины, скрытые в тексте. К примеру, как добиться истинного повиновения? Почему следует повиноваться? Является ли повиновение результатом всей жизни или это лишь конкретный поступок?

«Будь послушен», — говорит Павел. Апостол смотрит в суть вещей. Есть огромная разница между понятиями «послушание» и «повиновение». Тот, кто готов просто повиноваться, будет делать это, пока за ним наблюдают. Его будет беспокоить лишь то, чтобы все были довольны его поведением. Тот же, кто послушен, рассматривает повиновение не как свой долг, а как суть жизни. Повиновение расцветает в возрожденном сердце, измененном Святым Духом. Вот почему Павел советует нам быть покорными в Господе, и нет иного пути к истинному повиновению, чем через Господа. «Ибо сего требует справедливость», — добавляет Павел, и если ты помнишь, что справедливость — это не личностная характеристика, а сама Личность, тогда у тебя будет полное его представление о том, что же хотел сказать апостол. Вот смысл его слов: «Дети, ищите Иисуса, сделайте Его центром вашей жизни, живите в постоянной дружбе с Ним. Сделайте Его своим большим Другом. В Нем найдете прощение, преображение и волю жить и быть, а не только казаться таковыми».

Если ты — сын, задайся вопросом: Иисус для тебя — просто теория, учение, красивое имя, которое ты слышал от родителей с детских лет? Или же Иисус — это Друг, которому можно верить и с Кем ты готов проводить время наедине?

Я, будучи отцом, размышляю так: что для меня важнее — постараться показать своим детям, что Христос это Личность, или же стремиться к тому, чтобы они не «выходили за рамки»? Я хочу объяснить им, что христианство — это не свод запретов, а образ жизни и дружба с самой необыкновенной и чудесной Личностью Иисусом, которую когда-либо знал мир?

Свет стезе моей

«Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118:105).

В 1973 году в бразильском городе Бело-Оризонте состоялся большой молодежный конгресс, организованный Ассадом Бешара. Пастор обратился с просьбой к Коште Жуниору написать гимн конгресса на тему «Камни». Открытие конгресса приближалось, а вдохновение не приходило. Молодой композитор безуспешно пытался написать гимн, ощущая давление времени, так как неумолимо приближался день начала конгресса.

Однажды вечером, вернувшись после занятий на музыкальном факультете, Кошта Жуниор преклонил колени и попросил Господа подсказать ему мелодию к заданной теме. Окончив молитву, он услышал со всей ясностью голос: «Ищи в Библии».

Уже почти около полуночи он принялся искать в Библии все, связанное с «камнями». В то время как глаза искали слово «камень», сердцу его открылся свет, исходящий от Христа. И он вспомнил о краеугольном камне. Он работал всю ночь потрясенный и вдохновленный, и к утру гимн был готов.

Камни в пыли под ногами,

Камни под сотнями ног.

Камни в пыли — мы сами

Катимся вдоль дорог.

Камню — лететь в ущелье,

Разбиться во тьме в пыль.

Под сенью Креста — забвенье

В тысячах мелких камней.

Камень, отвергнутый, брошенный,

Краеугольным стал,

Камень краеугольный

Служит спасеньем нам.

Если блуждаешь в потемках,

Ищи на пути Христа.

Краеугольный камень

Дороже золота нам.

В самых разных обстоятельствах Слово Божье может быть таким светильником ноге нашей, светом, озаряющим наш путь. И хотя в Библии и говорится об истории, географии, социологии и о многом другом, в большей степени это — Книга об Агнце, и главный ее персонаж — Христос. От Книги Бытие до Книги Откровение — красной нитью через всю Библию проходит идея крови, пролитой однажды на кресте ради спасения человека от гибели.

Победа над врагом

«Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» (Рим. 6:1, 2).

В главах 4 и 5 Послания к Римлянам Павел указывает нам путь спасения. Он ясно дает понять, что прощение приходит к нам только через веру в Иисуса Христа. В главе 6 Павел говорит о плодах праведной жизни. Освобождение от греха связано не только с прошлой жизнью человека, но также и с его настоящим и будущим. Христос хочет освободить нас не только от вины греха. Он также хочет освободить нас от господства греха и в целом от присутствия греха в теле человека. С точки зрения теологии мы называем эти три этапа так: оправдание, освящение и прославление.

Евангелие способно изменить всю жизнь человека. Нам лишь нужно устремиться в объятия Иисуса со всеми нашими метаниями и грехами, пасть в раскаянии к Его ногам и пребывать в единстве с Ним. Живя во Христе, мы более не будем пребывать в грехе. Умерев для греха, мы получаем в дар жизнь во Христе.

В бразильском городе Форталеза во время кампании по распространению Евангелия под девизом «Возродись» я познакомился с Росе. Каждый вечер ею овладевал дьявол, и она страшно кричала во время проповеди. В последний день, в субботу, она находилась среди тех, кто ожидал очереди для крещения, и в этот момент ею вновь овладел враг. Церковнослужители увели ее, но она попросила, чтобы ее снова подвели к баптистерию.

Когда же она очутилась в купели, враг снова предпринял попытку подчинить волю несчастной девушки. Я решил, что в таком состоянии не следовало ее крестить, но ее глаза, казалось, молили: «Пастор, пожалуйста, крестите меня». Я произнес молитву и крестил ее «во имя Отца и Сына и Святого Духа», и когда она вышла из купели, все, кто находился в храме, увидели сияние счастья в глазах Росе. Я обнял ее и сказал, что отныне она не должна ничего бояться, потому что Иисус освободил ее.

Девять месяцев спустя я снова ее встретил, глаза ее все так же светились ликованием. Она сказала мне: «Пастор, я победила во Христе, враг никогда более не подступал ко мне. Я каждый день говорю с Иисусом, читая Библию и совершая молитву, и могу сказать, что еще 38 человек я веду ко Христу».

Сила, освободившая Росе, поможет и тебе. Принимаешь ли ты ее?

Он завершит то, что начал

«Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Флп. 1:6).

Меня всегда восхищал этот человек, преследователь христиан, который полностью изменил свою жизнь, а произошло это с ним на дороге в Дамаск. Многие годы меня волновала душевная драма, которую он описал в 7-й главе Послания к Римлянам: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (ст. 15-20). В стихе 24 той же главы он в отчаянии восклицал: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?»

Многие теологи полагают, что Павел говорит о пережитом до обращения в христианскую веру. Однако, как известно, необращенный не ощущает такой внутренней борьбы, ибо его жизнью владеет и направляет одна лишь суть — греховная. А борьба предполагает противостояние двух сторон.

Слова апостола о борьбе указывают на то, что смятение охватило человека уже после обращения ко Христу. Почему же это произошло? Потому что умерщвленная греховная сущность может возродиться. Все зависит от того, как с ней обходиться. Если после принятия христианства продолжать питать ее, то тогда она вполне способна вновь контролировать нашу жизнь.

В стихе, к которому мы обращаемся сегодня, апостол Павел дает совет, который следует принять каждому, кто хочет с каждым днем становиться все более похожим на Иисуса. Начавший доброе дело конечно же завершит его. Великое обетование! Я не могу забыть то, что мне довелось пережить в юности, когда я был пастором. В часы молитв и размышлений я анализировал всю свою жизнь и впадал в отчаяние. Для меня была неприемлема мысль, что пастор может иметь дурные чувства и помыслы. Прошли годы, и сегодня я не могу сказать, что привык и смирился со своей духовной ущербностью, но, оглядываясь назад, понимаю, что Христос устранил из моей жизни много плохого. И когда я устремляю взор в будущее и вижу, что есть еще много плохого и там, что следовало бы устранить, то я уже не отчаиваюсь. Я верю, что начавший во мне доброе дело, безусловно, завершит его. И я пребываю в спокойствии и доверии к Иисусу.

В тюрьме Мамертина я видел место, где Павел провел свои последние дни. Дряхлый, одинокий старик, узник — но победитель, он написал: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4:7). Иными словами — «Я победил!» И не было больше отчаяния в его жизни. Не было больше тоски от несбыточности желания совершить добро. Ему открылась тайна: «…забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели» (Флп. 3:13). «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (4:13). Венцом же стала победа. Она может быть и твоей — прямо сейчас!

Достойно обращайтесь с женами

«Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Петр. 3:7).

Когда Мария Апаресида и Рауль пришли ко мне, семья их была на грани распада. Куда исчезли мечты, которые однажды привели их к заключению брачного союза? Что произошло за неполные пять лет их супружества?

— Мы прожили счастливо лишь шесть месяцев, пастор, — сказала она, рыдая. — Потом были годы, наполненные ссорами и грустью, а со временем это переросло в отчаяние и безразличие.

Сейчас критическое для семьи время. Молодые идут под венец с «камнем за пазухой» — с мыслью о разводе на случай, если жизнь не сложится. Распад семьи с каждым днем все больше воспринимается как обыденное явление.

Интересно, что все пары приходят к алтарю влюбленными и с жаждой счастья. Почему же тогда рушатся семьи? Доказано самой жизнью: чтобы быть счастливым в браке, недостаточно лишь хотеть счастья и любить свою половину, ибо тогда в большинстве своем браки были бы удачными.

Чего же в таком случае недостает? «Семейная жизнь требует от супругов мудрости», — говорит Петр. Мудрость и гармонию может даровать лишь Христос. Для того чтобы брак длился всю жизнь, необходимо строить его на прочной основе, а не только на чувствах и добрых намерениях.

Мужу следует ежедневно обращаться к Иисусу и каяться в непримиримости, радикализме, деспотизме. Ему следует сказать: «Господи, пребудь во мне Твоим Святым Духом и измени мой характер. Помоги мне относиться к жене, как к „немощнейшему сосуду“, научи меня обращаться к ней с уважением и достоинством».

Иисус, все видящий и все понимающий, конечно сгладит все неровности нашего характера и научит нас жить в духе Евангелия единой семьей.

В тот день Рауль поведал мне, что уже давно не оставался с Богом наедине. Жизнь была настолько суетливой и полной дел, что у него не оставалось времени уединиться с Богом. Бизнес его процветал, но семья рушилась. Мы вместе пришли к выводу, что каждый день следует посвящать немного времени Иисусу. Я уверен, что он учится у Христа, — однажды я видел их обоих в церкви, они стояли, держась за руки.

И сегодня Христос, творящий чудеса, принесший гармонию в этот брак, готов войти и в твою семью и упорядочить ее жизнь. Тебе следует только сказать: «Принимаю Тебя, Господи!»

Секрет победы Христа

«Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17).

Христианство — это жизнь в постоянном единении со Христом. Существует два вида единения. Формальное единение — это не то же самое, что единение «формалистское», — оно формально в силу своей систематичности и методичности. Такое единение предполагает, что часть времени мы ежедневно уделяем чтению Библии, молитве, размышлениям, посещению церкви. Иное же — неформальное единение — на протяжении всего дня в наших многочисленных делах.

Сегодня апостол Павел дает совет: «Непрестанно молитесь». Этими словами он говорит о духе молитвы, свойственном жизни христианина. Апостол трудился «ночью и днем» (1 Фес. 2:9) и молился «ночь и день» (1 Фес. 3:10).

Понимаешь ли ты, что имеет в виду апостол? Он говорит о неформальном единении. Христианин должен превратить свою жизнь в нескончаемую молитву. Это не значит, что следует целый день провести на коленях, — просто наши дела следует соотносить со Христом.

Елена Уайт советует домохозяйкам молиться во время уборки дома или приготовления еды. Можешь ли ты работать, учиться, заниматься спортом, покупать и продавать с молитвой? Если ты внимательно окинешь взглядом свои повседневные дела, ты увидишь, что не так уж сложно ежедневно посвящать часть времени Христу. Вся наша беда заключается в том, что мы не пребываем в неформальном единении с Богом на протяжении всего дня. «Непрестанно молитесь» — вот суть христианской жизни. Когда в Библии говорится о том, что Енох, Давид, Авраам и Ной и многие другие ходили с Богом, речь идет именно о состоянии непрестанной молитвы.

Жизнь Христа была непрерывной молитвой (см. Мк. 1:35). И уж если Ему, Богу во плоти, требовалось ежедневное общение с Отцом, насколько необходимо оно нам, людям, ослабленным за почти шесть тысяч лет жизни во грехе?

Христос пришел в этот мир не только для того, чтобы сказать, что мы должны побеждать, но также и для того, чтобы указать путь к великой победе. Он пришел, чтобы указать нам путь обретения силы, доступной каждому, ибо Бог готов дать эту силу тем, кто, сознавая свою слабость, ищет ее беспрестанно и каждодневно.

Кто против нас?

«Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31).

Случилось так, что совершенно неожиданно имена Ванины и Алехандро оказались на первых полосах всех газет. День, начавшийся совершенно обычно для двух студентов, завершился кошмаром. На протяжении нескольких дней все бразильцы внимательно следили за новостями в надежде на благополучный исход ужасной истории: двое студентов были похищены прямо у входа в университет. Так оно и было. К всеобщей радости, их освободили после того, как был уплачен выкуп. После состоялись пресс-конференции, появились репортажи. Было сказано многое, но мне среди прочего запомнились слова Ванины: «Каждый раз, когда я думала о Боге, я чувствовала себя более уверенно».

Теперь ты понимаешь, что думать о Боге и быть с Ним в единении совершенно необходимо человеку? Самая большая трагедия современного человека заключается в том, что он утратил правильное представление о Боге. А поскольку нельзя жить без Него, человек чувствует себя несчастным. Ты был создан для того, чтобы пребывать в постоянном соприкосновении с твоим Творцом. Когда ты отдаляешься от Него, ты начинаешь создавать ложных богов. Хочешь убедиться, что это так?

Попробуй спрятать от ребенка Бога, и он начнет поклоняться звездам, ветру или горам; он будет поклоняться своим предкам, морю и луне. Когда он вырастет, то наверняка будет поклоняться своим мечтам, мыслям, своему творчеству.

Но даже если ты поклоняешься своей собственной воле или уму, или под влиянием мистических божеств обращаешься к чувствам и удовольствиям, — все равно в глубине души ты будешь искать твоего Создателя.

Ты можешь делать что угодно: отрицать существование Бога, утверждать, что Он — плод воображения малодушных, тех, кому не хватает мужества противостоять трудностям жизни; ты можешь говорить, что это происки изощренного ума, нацеленные на обман наивных людей. Можешь говорить все, что угодно. Но где-то в уголке твоего сердца всегда будет странная пустота, которую не смогут заполнить ни власть, ни культура, ни тем более деньги, удовольствия или слава.

Как ни странно, Бог ничего не требует от тебя. Он любит тебя независимо от того, что ты о Нем думаешь, невзирая на твое поведение, хорошее или плохое, на твои успехи или неудачи, внешность и фамилию.

В часы кошмара Ванина поняла все вышесказанное лучше, чем кто-либо. Охваченная страхом и неуверенностью, она почувствовала Господа, Который как друг нашептывал ей на ухо: «Дочь моя, Я здесь. Ты не видишь Меня, но Я здесь, с тобой ничего не случится».

Это и твой Бог. Иди же рядом с Ним.

Не умерла, но спит

«И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит» (Мк. 5:39).

Телефонный звонок принес ужасное известие: «Выезжай срочно, ты нужен Дорис». Дорис — одна из моих сестер. Она замужем за молодым пастором, который совершает служение в очень трудном районе амазонской сельвы Перу, где действуют отряды партизанской группы «Светлый путь» и наркомафия.

Однажды вечером он возвращался по безлюдной дороге домой с евангельской встречи и был расстрелян.

Летя самолетом в Лиму, я задавался многими вопросами. Почему Бог не защитил молодого пастора? Потом я вспомнил, что Бог никогда не обещал детям Своим, что они не побывают в долине теней, долине смерти. Он обещал им лишь то, что они никогда не останутся одни, что в минуты страданий Он всегда будет рядом.

Конечно, любому человеку хочется избежать страдания. Оно несовместимо с предназначением жизни, ибо человек был создан для того, чтобы жить и быть счастливым, но, к несчастью, грех вошел в мир, принеся с собой страдание, боль и смерть.

Около часа ночи я приехал в дом матери. Я обнял свою сестру, которой едва исполнилось 30 лет, и ее двух маленьких дочек. Я был рядом с ней в тяжкие минуты прощания. На кладбище я взял ее за руку. В глазах сестры стояли слезы, но они не были слезами отчаяния. Дети Господа могут плакать, но они никогда не отчаиваются, потому что знают, куда идти, если скорбь стучится в сердце. И еще они знают, что смерть — это всего лишь сон, и что настанет день, когда Господь вернет детям Своим их возлюбленных, унесенных смертью. Если ты сейчас идешь через долину смерти, не отчаивайся. Могучая рука поддержит тебя в горе. Ты потерял любимого человека? Не падай духом. Скоро Христос вернет тебе того, кого ты потерял. Не будет больше боли, слез и печали. Старое отойдет в прошлое, все обновится. И воссияет солнце вечного дня.

Подними же голову, вытри слезы. Жизнь продолжается. Рядом с тобой — Христос.

Новая возможность

«Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт. 6:9).

В жизни Ноя был случай, который, безусловно, надолго вывел его из равновесия и покрыл позором всю семью. Ной был сильно пьян, и под воздействием выпитого он уснул «обнаженным в шатре своем» (Быт. 9:21).

Однако автор Пятикнижия, подводя итог его жизни, говорит, что Ной был человеком праведным и цельным на фоне своих современников, поскольку ходил перед Богом.

Есть нечто примечательное, что следует понять. В тот момент, когда Ной был пьян, он, безусловно, был далек от Бога, ибо невозможно быть единым с Господом и в то же время совершать столь предосудительные поступки. Однако Божья благодать распростерлась над ним, и Ной поднялся, и, несмотря на свои постыдные деяния в прошлом, на закате жизни считался человеком праведным и совершенным.

Какую надежду дают эти строки тем, кто когда-либо был поражен оружием дьявола, — тем, кто оступился, познал горечь поражения.

Секрет Ноя в том, что он научился ходить перед Богом. Конечно, это нелегко! Подчас, когда увлекаемся блеском этого мира, мы выпускаем руку Христа и спотыкаемся, но Его рука всегда остается протянутой к нам.

Кто-то сказал, что порой падение бывает настолько тяжелым, что нет сил на то, чтобы даже пошевелить рукой. Но достаточно всего лишь взглянуть на Христа, всеведущего и всегда спешащего на крик о помощи, — и Он поднимает нас, залечивает раны и, несмотря на падение, называет нас праведными.

Давай же сегодня сотворим молитву: «Благодарю Тебя, Господи, за то, что Ты такой, за то, что Ты любишь, понимаешь и всегда даешь мне шанс. Возьми же меня за руку и веди по жизненному пути».

Страдающий раб

«Но если раб скажет: „люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю“, — то пусть господин его приведет его пред богов и поставит его к двери или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно» (Исх. 21:5, 6).

Здесь вновь чудесным образом мы встречаемся со Христом. Этот эпизод повествует о случае из обыденной жизни. Действующим лицом в этой истории выступает раб-еврей. Времена рабства миновали, господин уже не имеет на него никаких прав. Раб может стать свободным, но свобода не прельщает его. Какие-то узы соединяют его с господином, с ним связано все самое значительное в жизни, и он утверждает: «Люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю» (ст. 5).

И тогда в присутствии судей и свидетелей ему наносится рубец на теле, который останется навсегда и будет хорошо заметен. «Господин его приведет его пред богов и поставит его к двери или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно». С этой минуты раб является таковым не против своей воли, а по собственному желанию.

В Флп. 2:7, 8 мы встречаемся с Христом-рабом, принявшим этот титул на Себя добровольно. Апостол Павел говорит, что Иисус «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной».

Наверное, мы своим ограниченным умом никогда не сумеем постичь безмерную любовь Христа, Который, будучи равным Богу, отдал все ради любви к человеку. Ангелы хотели заменить Его на кресте, ибо не в силах были видеть Его Рабом, умирающим позорной смертью. Но никто не смог бы искупить вину человека, только Иисус и никто более. Как Раб пришел Он в этот мир и преодолел долгий путь странствий, как и было предсказано. Его хлебом насущным стало исполнение воли Его Отца. Он не знал отдыха, жил в презренном городе и работал плотником. И когда настал Его последний час, Он не оттолкнул Свою самую горькую чашу. Гефсиманский сад был свидетелем Его страданий. Он не протестовал, не взывал к справедливости — любовь привела Его на Голгофу.

В Своих последователях Он желает видеть смирение, жертвенность, безусловную преданность, и служить ради любви. Как же развить в себе такие качества? Есть только один путь: ежедневно и ежечасно пребывать в Его присутствии с помощью Святого Духа.

Церковь Божья

«И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12:17).

В 1963 году я служил миссионером среди индейцев племени кампа, обитавшем в глубине перуанской сельвы. Мы готовились к большой встрече с жителями окрестных деревень, которая должна была увенчаться большим крещением.

На встречу был приглашен пожилой пастор, находившийся уже на пенсии. Чтобы добраться до нас, ему предстояло проехать целый день в автобусе, четыре часа на грузовике и еще два часа плыть по реке на лодке. Я был очень занят приготовлениями к празднику, поэтому не мог выехать в Мерсед — город, куда прибывал автобус, — для того, чтобы встретить гостя. Тогда я попросил молодого индейца сделать это за меня.

— Но ведь на автобусе приедет около сорока человек, как же я узнаю пастора Агилара? — спросил он.

— Не беспокойся, — ответил я, — вот его приметы. Пожилой, с седыми волосами, высокий, худощавый, носит очки, на левой щеке большое родимое пятно, и он всегда ходит в галстуке.

Успокоившись, юноша отправился в Мерсед, а к вечеру он вернулся вместе с пастором.

Существует девять крупнейших мировых религий, только в одном христианстве насчитывается 3 тысячи течений. Как узнать, какова же истинная Церковь Божья? Этим вопросом задаются многие. Ответ — в сегодняшнем стихе. В Книге Откровение приводятся отличительные черты истинной Божьей Церкви наших дней — это вера в Иисуса и следование заповедям Господа.

Для того чтобы быть истинной Церковью, недостаточно иметь лишь только один признак. Необходимо объединять в себе оба. Веровать в Христа всем сердцем, сделать Его сутью своей жизни, своих высказываний, — и, как результат веры во Христа, следовать заповедям Божьим в повседневной жизни.

Сегодня ты можешь найти такую Церковь. В ней Бог стремится собрать детей Своих на великую встречу со Христом. Я мечтаю увидеть Его явление и обняться с Ним в этот день.

Воскресшие для новой жизни

«Быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол. 2:12).

Я знаю много прекрасных людей, которые время от времени ходят в церковь, всем обеспечивают свою семью, верят во Христа и Его Слово, но не могут принять решение креститься. Одним из таких людей был мой отец.

К каким объяснениям неизменно прибегают те, кто не готов еще принять столь серьезное решение? Они считают, что прежде, чем креститься, им предстоит еще многое упорядочить и исправить в своей жизни.

Сегодняшний стих говорит нам, что крещение — это отнюдь не венец жизни истинного христианина. Крещение — это не свидетельство, выдаваемое церковью тому, кто сумел доказать свое соответствие нормам, установленным в Слове Божьем. Напротив, крещение — это начало пути. После крещения мы воскресаем с Ним «верою в силу Бога».

С момента крещения начинается чудесный путь побед во Христе и дружбы с Ним. Каждый день — это узнавание нового. Мы воскресли для новой жизни, мы словно дети, которые только еще учатся ходить.

Ты видел, как ходит ребенок? Разве не падал он много раз, прежде чем научился ходить? А что делал ты, когда малыш спотыкался и падал? Разве спешил наказать за то, что он не умеет ходить, или же ободрял его и призывал попробовать еще раз?

Бог — это любящий отец, Он видит, как растут и взрослеют дети Его, идя новым путем рядом с Ним.

Если ты хочешь дождаться того момента, когда твоя жизнь станет совершенной, чтобы принять решение креститься, ты никогда не решишься на этот шаг, ибо никогда не достигнешь совершенства, которым является Бог.

Крещение — это не конец пути, а его начало — вместе с Иисусом, это публичное признание того, что ты Его любишь и хочешь прожить с Ним остаток дней твоих. Это как в браке, где жизнь двоих людей — бесконечная школа в течение всей жизни. Давайте же каждый день учиться на удачах и ошибках — и научимся поступать по любви, связывающей нас с другим человеком.

Если ты на пути к решению, пусть этот день станет великим днем в твоей жизни. Открой свое сердце и скажи: «Господи, сегодня я принимаю решение полностью вверить себя Тебе и буду готовиться к ближайшему крещению».

Для чего исповедоваться?

«Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. 28:13).

Уже не нужно жить, мучаясь виной за ошибку прошлого, ибо Христос заплатил на Голгофском кресте за грехи всех людей всех времен. Христос уже «получил» право прощать. С точки зрения теологии, когда мы исповедуемся в своих грехах, Бог приступает к осуществлению спасения. Дано же оно было на Голгофе.

Но жизнь христианина — это не теологические изыскания. Это личная связь со Христом. И хотя, с точки зрения теологии, грехи всех времен могли быть прощены, я должен исповедоваться в своем грехе, а потом принять действительность этого дара прощения, а потом сказать: «Да, Господи, принимаю Твое прощение, потому что я грешен и нуждаюсь в Тебе».

Большая опасность заложена в словах: «Мне не нужно исповедоваться Господу, потому что Он простил меня на Голгофе». Это утверждение и справедливо, и в то же время ошибочно. Для чего нужен миллион долларов в банке, если я не выписываю на него чек? Деньги есть, они на моем счете, но мне необходимо заполучить их для того, чтобы оплатить долги.

Когда мы смотрим на Голгофский крест и видим умирающего ради любви Сына Божия без стонов и жалоб, когда мы встречаемся с Его взглядом — без тени упрека, полным надежды, сострадания и любви, — единственное, что может сделать от всего сердца человек, — это пасть на колени и сказать: «Господи, я грешник, я недостоин Твоих страданий за меня, но Ты нужен мне. Прими же меня таким, какой я есть, и дай мне силы преодолеть невзгоды».

Тогда, и только тогда прощение, дарованное на кресте, будет действительным для человека и превратится в начало новой, счастливой жизни.

Дважды отец

«Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: „Авва, Отче!“» (Рим. 8:15).

Служить по принуждению — это одно, служить же из побуждения любви — совершенно другое. Могу проиллюстрировать сказанное на примере того, что нередко происходит среди учащихся школ-интернатов.

Девочки, работающие в прачечной, гладят рубашки и воспринимают это как обязанность. Что означают для них эти рубашки? Работу и долг, ничего более. Но представь себе, что однажды девушке понравился юноша, и случайно, в прачечной к ней в руки попадает именно его рубашка. Как она будет с ней обращаться? Конечно же, она будет гладить ее с нежностью и с особой осторожностью, и, если бы она могла, она бы даже надушила ее.

В чем же разница? В любви, конечно же. Именно к этому выводу нас хочет подвести Господь.

Прежде чем мы узнали Господа, мы все были рабами греха, страхов, сомнений и предрассудков. Мы покорялись из страха перед последствиями какой-либо ошибки. Но однажды мы познали Бога, познали Его прекрасную любовь. Мы поняли, что Он оставил все и пришел в этот мир для того, чтобы спасти нас, что Он нас любит и готов принять нас такими, какие мы есть. И вот мы отвечаем на Его любовь, нас влечет к себе распятие, и по доброй воле мы превращаемся в рабов Его любви.

Нас более не сковывают цепи рабства, мы более не покоряемся из страха наказания. Отныне мы связаны лишь узами любви. Мы любим, поэтому хотим видеть улыбку на устах Господа нашего. Его мысли становятся нашими мыслями, Его чувства становятся нашими чувствами. Закон пишется не только на скрижалях, его основы начертаны любовью в наших сердцах, и с течением времени заповеди все отчетливее проявляются в нас. Люди понимают, что все больше становятся похожими на Христа. Пусть же твое сердце ликует торжествующей песнью: «Авва, Отче!», что означает «дважды Отец».

Он не забыл о тебе

«А Сион говорил: „оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!“ Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы она и забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49:14, 15).

Подходила к концу смена в молодежном лагере в Выставочном парке города Бразилиа, столице Бразилии. Все собирали рюкзаки, готовясь к возвращению домой. Собирали палатки. Скоро в памяти почти двадцати тысяч подростков останутся одни лишь воспоминания от замечательной недели, проведенной в лагере.

Вдруг я заметил знакомую девушку, сидящую на краю сцены. Ей было лет 16. Она сидела неподвижно, как статуя, и смотрела не шевелясь куда-то вдаль. Я направился к ней.

— Привет! Жалко расставаться с лагерем? — спросил я ее.

Она равнодушно посмотрела на меня, будто мы вовсе были не знакомы. Она старалась сдерживать свои чувства, а не показывать, что страдает, но у нее это не получалось. В ее глазах стояли слезы, они были выражением молчаливого крика страдающего сердца, слишком еще юного для того, чтобы признать, что жизнь состоит не только из праздников.

— Почему все хорошее должно закончиться? — грустно спросила она. — Я нашла здесь замечательных друзей. Кому-то я была нужной, но все кончилось. Почему так всегда происходит?

Потом она рассказала мне о своей жизни и наконец добавила: «Никто меня не любит, всем все равно».

Задавался ли и ты таким вопросом? Мы живем в противоречивом мире. Люди теснятся в многоэтажных домах, но, похоже, никто никого не знает. На центральных станциях метро люди набиваются в вагоны, как кильки в банке, но никого не волнует, что у тебя болят ноги, потому что весь день ты ходил в поисках работы. Или кому интересно знать, какой вулкан горя вот-вот взорвется в твоей груди?

Чувствовал ли ты себя когда-нибудь брошенной, использованной кем-то вещью? Поступал ли так с тобой кто-нибудь из близких? Ты никому не нужен? Никто не любит тебя?

Никогда не забывай обещание Бога: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы она и забыла, то Я не забуду тебя».

Подобные ему

«Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).

Эти слова всколыхнули многих, в них практически содержится суть Нагорной проповеди. В 45-м стихе 5-й главы Евангелия от Матфея Христос говорит об идеале, к которому мы должны стремиться: «Да будете сынами Отца вашего Небесного». Как правило, дети наследуют характер родителей, — они живут вместе, и дети практически безотчетно повторяют каждый их шаг.

В Нагорной проповеди Христос отвергает «совершенство» людей. Евреи настолько погрузились в крючкотворство, что утратили дух Закона Божьего. Они любили братьев своих, были обходительны и вежливы, они были к ним милосердны, но на язычников не обращали внимания, в лучшем случае смотрели с презрением.

В 46-м стихе Иисус бросает им упрек: «…если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» Вслед за этими строчками идет призыв: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Это и твой Отец, Тот, Кто, как сказано в 45-м стихе, «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».

Хотя памятный стих на сегодняшний день посвящен совершенству характера вообще, тем не менее ясно, что Христос особо касается совершенства взаимоотношений с людьми разных национальностей, социальных групп, иной веры или мировоззрения.

Можешь ли ты с христианской любовью смотреть на гомосексуалиста, который по телевидению высказывает мнение о том, что гомосексуализм — не грех, а новый выбор?

Можешь ли помолиться за неонациста или за бесчестного политического лидера? «Какая вам награда — вопрошает Иисус, — если вы будете любить любящих вас?» Если Отец Небесный любит и злых, и добрых, будь же совершенным, как твой Отец. Будь способен принять и любить людей такими, какие они есть.

Это трудно, не правда ли? Но ведь Отец обещает также: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Каким образом? Благодаря присутствию Святого Духа. Посредством очищения наших чувств и каждодневного присутствия в нашей жизни для того, чтобы мы могли уподобиться Ему.

Не отчаивайся

«Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62).

Я познакомился с Дирсеу в трудный период его жизни. Он возлюбил Христа, отдал Ему свое сердце и Учитель полностью изменил его жизнь.

И тогда враг направил против него все свои стрелы. Его дело пришло в упадок, он потерял машины, дома, землю — все. Спустя несколько месяцев я встретил его и, зная о его трудностях, не без опаски спросил:

— Как дела?

— Дела идут плохо, пастор. Но я по-прежнему люблю Господа Иисуса. Я предпочту любые страдания, чем жизнь без Христа.

«Никто, возложивший свою руку на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия», — сказал Иисус.

Если ты, друг мой, принял Христа в сердце и недавно был крещен, наверняка тебе приходится тяжело, так как все силы врага будут нацелены на то, чтобы повергнуть тебя и заставить оглянуться назад. Но помни: ты не один. Тысячи ангелов взирают на твою борьбу. Может быть тебе придется пройти через испытание огнем, может даже загореться твоя одежда, но ты выйдешь из испытания невредимым. Таково обещание Бога.

Из испытаний ты, безусловно, выйдешь более зрелым. Ты научишься все меньше зависеть от людей и больше доверяться воле Божьей.

На пути к Царству Божьему множество людей оказываются пострадавшими и обессилевшими потому, что они оглянулись назад или посмотрели в сторону, вместо того чтобы смотреть на Христа. «Когда человек сосредоточивается на своем „я“, он отвращается от Христа — Источника жизни и силы. Вот почему сатана все время пытается отвлечь внимание людей от Спасителя и тем самым воспрепятствовать их общению и единению со Христом. Он стремится направить ваши мысли на мирские удовольствия, житейские заботы и неурядицы, недостатки других людей, на ваше несовершенство. Не следует сосредоточиваться на себе и предаваться страху и тревожным мыслям относительно нашего спасения. Все это уводит нас от Источника силы» (Е. Уайт. «Путь ко Христу», с. 71).

Пусть же Бог поможет тебе сегодня, и, когда ты почувствуешь соблазн оглянуться назад, смотри только на Христа, «Создателя и Светоча твоей веры». Пусть в сердце твоем звучит гимн Господу, который вдохновляет тебя. Иди с Богом.

Призыв и обещание

«Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).

Пожилые супруги, которые познакомили мою мать с Евангелием, едва умели читать и писать, но они прожили всю жизнь в замечательном единении со Христом. Освобожденные от греха эти два пожилых человека познали в своей жизни такой покой, какой может дать лишь только Христос. Они были счастливы, это было ясно любому, кто видел, как они жили. Узнав Спасителя, они не могли таить это знание в себе, они постоянно свидетельствовали о Боге. Это стало содержанием их жизни, и одним из результатов этих свидетельств стало обращение моей матери, у которой было девять детей и двадцать внуков, которые все стали добрыми христианами.

Можешь ли ты вообразить себе, сколько свидетельств осуществили эти два пожилых человека? Богу угодно, чтобы каждый христианин был свидетелем. В Деяниях святых Апостолов слово «свидетельство» упоминается тринадцать раз. В этой книге не содержится повествования о жизни и делах отдельно взятого апостола. Это книга свидетельств. В ней все возвещают о том, что «видели и слышали» (см. 1 Ин. 1:3).

Вызов, прозвучавший в Деян. 1:8, обращен к Церкви, пребывающей в печали и унынии, ибо приближался уход Иисуса. Призыв свидетельствовать в Иерусалиме, Иудее, Самарии и «до края земли» кажется невыполнимой задачей.

Кроме того, представление о том, что возвращение Христа возможно лишь после осуществления этой задачи, вызывало у Его последователей чувство утраты. Однако в тот день они поняли, что Иисус призывает и одновременно дает обещание: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой». Тогда, и только тогда будете Мне свидетельствовать. Свидетельствовать — это не простое обыденное дело. Свидетельство начинает жить в душе человека, на которого снизошла Божественная благодать и в чьей жизни Святой Дух присутствует и направляет ее.

Сегодня ты повстречаешь многих людей. Большинство из них не знают Иисуса и живут в унынии, печали и пустоте. Ты знаешь ответ, который принесет волнение в их сердца. Ты знаешь Иисуса. Ты можешь свидетельствовать перед ними.

Никогда не поздно сказать «да»

«Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, оставь меня» (Пс. 70:9).

В январе 1985 года я возвратился в Перу, чтобы навестить родителей и братьев. Было очень больно смотреть на престарелого, усталого, медленно угасающего отца. На протяжение 34–х долгих лет он отвергал Иисуса. Он избегал Его под разными предлогами, хотя Святой Дух взывал к нему.

Внезапно его поразил рак, и тогда в слезах, раздираемый болью, он признал, что боролся не с женой, не с детьми, не против Церкви, а против Иисуса. И вот в ночной тиши, рыдая, он пал на колени и принял Господа Иисуса Христа.

Тогда сказал мне: «Сын, у меня есть для тебя подарок. Ты еще не знаешь, что больше года назад я вверил свою жизнь Иисусу, я ждал тебя, чтобы ты меня крестил».

В следующую субботу я крестил собственного отца. Во время крещения он сказал: «Я чувствую себя счастливым, потому что знаю, что Бог принял меня, но меня печалит то, что я стар и вверил свою жизнь Христу, когда у меня уже нет сил сделать что-нибудь для Него».

«Не отвергни меня во время старости», — воскликнул Давид. Руки Господа всегда простерты к тебе, Он ждет твоего решения, молитв и взывает к тебе.

Спустя два месяца мой отец скончался, но до последней минуты он свято верил в воскресение. Тело его, измученное раком, было опущено в могилу, но в моем сердце жила надежда, что он воскреснет для того, чтобы славить имя Иисуса во веки веков.

Бог любит тебя и стучится в твое сердце. Если ты молод, скажи: «Я здесь». Если ты стар, Бог все так же будет любить тебя.

Никогда не поздно сказать Иисусу «да». Открой сегодня свое сердце и скажи: «Господи, принимаю Тебя. Я долго сопротивлялся, пытался избежать Тебя, но больше не могу. Я здесь, прими меня».

Исцеляющая боль

«И ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось» (Евр. 12:13).

Как-то вечером у станции Ла-Лус в городе Сан-Пабло я пытался поймать такси, чтобы поехать в Белен, где под моим руководством проходила кампания по распространению Евангелия. Возле меня остановилась Элен, работавшая в полиции, и предложила подвести меня. По дороге она рассказала, что уже видела меня раньше. Это совпало с трагическими событиями в ее жизни: у нее умер шестнадцатилетний сын, и она не хотела жить. Она сказала мне, что моя проповедь помогла ей понять, что надо было продолжать жить и верить в Бога.

Я часто рассказывал эту историю, говоря о причинах страдания. Однажды секретарша вызвала меня с совещания и сказала, что кто-то срочно хочет поговорить со мной. Это была Элен, женщина из полиции, одетая в белое и с револьвером 38 калибра. Она была в отчаянии.

— Почему, пастор? — восклицала она. — Мой второй сын — ему всего пятнадцать лет — погиб в аварии на дороге. Я не могу понять, почему?!»

Что мог я сказать женщине, на долю которой выпало столько горя? Несколько дней спустя я написал ей письмо, стараясь поддержать и воодушевить ее, и все же мысли о страданиях Элен не покидали меня.

Сегодня утром, читая Библию, я обратил внимание на стих 13 из 12-й главы Послания к Евреям. В главе 12 мы читаем призыв к сознательности, терпению и святости. В стихе 11 говорится: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности». После этого сказано: «Ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось».

Перед тобой, Элен, открывается славный путь, хотя боль и слезы не позволяют тебе разглядеть его. Есть Путь, с которого ты не сойдешь. Путь этот — Иисус. Часто в наше сердце стучится боль и печаль, и Бог указывает нам этот славный Путь.

Я призываю подумать о похожих на Элен людях, которым непонятна причина страдания, и пусть они «укрепят опустившиеся руки и ослабевшие колени» (ст. 12) и славят имя Господа вопреки уколам боли, печали и тоски.

За кем последовать?

«И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?» (Числ. 22:28).

Валаам много заблуждался. Для того чтобы пробудить его, требовалось особое обращение, но рядом не было ни одного священника или проповедника. Рядом была только ослица, Господь вложил в ее уста Свое Слово, и она заговорила.

Конечно же в подобном случае человек рискует забыть о Слове, исходящем от Бога, и следовать за ослицей. Ослица же тоже может ненароком вообразить себя не той, кем она на самом деле является.

В молодости я слышал притчу об осле, на котором Иисус въехал в Иерусалим. Все пели хвалебные гимны, кланялись и размахивали пальмовыми ветвями над проезжавшим Иисусом. Осел подумал, что чествуют его.

Вечером осел вернулся к своим родителям и сказал: «С сегодняшнего дня вы должны относиться ко мне с особым уважением. Когда утром я входил в город, все преклонили колени передо мной и приветствовали меня пальмовыми ветвями».

В притче говорится, что родители осла удивились и на другой день вместе с ним отправились в город проверить, правду ли тот говорит.

К огромному разочарованию осла, никто даже не взглянул на него, а кто-то еще и ударил, потому что он стоял на пути.

Жалки несущие Слово Божье, но забывающие о Самом Боге и отдающиеся во власть гордыне и самодовольству. Жалки и те, кто, забыв о Господе, Слово Которого они несут, ограничиваются одним лишь Словом.

Мы — не последователи людей. В центре нашего внимания должен быть Христос, распятый и воскресший, пришествия Которого мы ожидаем. Люди всегда могут подвести, разочаровать и даже предать, но Иисус — никогда. Полагаться на человека как последователя Христа — это то же самое, что строить замки на песке. Истинная же твердыня в веках — это Иисус, и только в Нем мы будем уверены.

Я следую за Иисусом или за людьми? Вот вопрос дня, и он требует ответа.

Иди с Иисусом, за утренней звездой, и Он приведет тебя к надежной пристани.

Зеница ока

«Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня» (Пс. 16:8).

Во вторник утром, 28 июля 1992 года, перед нами выступила профессор Миртес Рибейро, исполнив хвалебный гимн Господу. Но прежде, переполняемая эмоциями, она рассказала нам случай, который произошел с ней во время отпуска. Миртес уже заканчивала уборку на кухне и собиралась поиграть со своими маленькими детьми. В этот момент случилось нечто, что явилось удивительным подтверждением того, как Господь Бог защищает Свой народ. По словам Миртес, происшедшее открыло ей новый смысл в библейском тексте, который я избрал для сегодняшнего дня.

«Я вытирала тарелки и приборы, а дети помогали мне убирать в шкаф посуду; вдруг один их них, вскрикнув от боли, закрыл глаза руками. Я бросилась к сыну, чтобы посмотреть, что случилось, и застыла на месте от страха: в руке другого ребенка был острый нож. Инстинктивно я обратилась к Богу, моля о защите. Я представила себе, что могло произойти, и мне стало страшно. Осторожно я отвела руки сына и увидела, что глаза у него в полном порядке, а из небольшой ранки от удара ножом в нескольких миллиметрах от левого глаза течет тонкая струйка крови».

Рассказав эту историю, Миртес раскрыла Библию, прочитала Псалом 16:8 и исполнила гимн, который для всех присутствующих обрел новый смысл. «Храни меня, как зеницу ока», — говорится в псалме. Разве есть что-то более чувствительное, более уязвимое и более важное, чем зеница ока? Те, кто благодаря Господу имеют хорошее зрение и оба глаза в отличном состоянии, быть может, в полной мере и не осознают, что хотел сказать нам сегодня Господь.

Ты имеешь такое большое значение для Господа, что Он тебя, слабого, бережет и охраняет. Божьи ангелы постоянно следят за каждым твоим шагом.

Как часто вечером ты задумываешься о том, что день был прожит без особого риска, и даже не отдаешь себе отчет в том, что это могущественная рука Господа спасала тебе жизнь?

Выходя сегодня из дома, будь уверен в том, что Господь позаботится о тебе, почувствуй себя укрытым в тени Божьих крыл.

В сложной обстановке большого города, под угрозой стать жертвой насилия, нападения или дорожно-транспортного происшествия, бесстрашно смотри вперед под твердой охраной Творца и Вершителя веры твоей: Иисуса Христа.