Май

Облако и огонь

«Так было и всегда: облако покрывало ее днем и подобие огня — ночью» (Чис. 9:16).

Солнце уже скрылось за исполинскими деревьями в сердце Амазонии. Я попытался собрать немного дров и разжечь очаг. Братья индейцы подсказали мне: «Пастор, если вам придется провести ночь в сельве, постарайтесь развести большой костер». Для индейцев племени кампа, среди которых я прожил три года, огонь — это все. Есть огонь — есть свет, есть тепло и нет нужды в теплой одежде.

Богом избранный народ при переходе через пустыню познал преимущества огня, и этим огнем был Христос. Он — наша опора. С Ним опасности ночи в этой жизни нам не страшны. Холодной ночью этой жизни рядом с Ним мы защищены от безразличия и отсутствия любви. Идя рядом с Ним, мы не споткнемся, а наши решения и наши шаги всегда будут тверды.

Ощущаешь ли ты холод в своей жизни? Тогда взгляни на огонь. В нем — решение.

Однако Иисус — это не только огонь. Это и облако, появляющееся днем. Облако позволяет отдохнуть в тени усталому путнику. Облако предвещает дождь, а дождь в пустыне означает жизнь. Не кажется ли тебе, что в этом Божественный отклик на бесплодную жизнь человека, измученного засухой? Вы утомились на жизненном пути?

Дождь несет воду, вода же очищает, утоляет жажду и дает силы. Что пытается сказать нам Господь? Он хочет дать нам то, в чем мы нуждаемся, очистить наши жизни. И еще Он хочет дать нам силу, для того чтобы мы одержали полную победу над грехом, исполнив все, что нам предначертано в этой жизни.

Облако и огонь. Холод и тепло. Равновесие. Не фанатизм и не либерализм. Бог — это Бог облака и огня. Это Бог гармонии.

Этим утром Бог подле тебя, Он готов идти с тобой на битву в этой жизни. К чему страх, если с тобой прощение, сила, уверенность и свет?

Мечта Господа

«И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню» (Втор. 34:5).

Народ Израиля достиг границ земли обетованной. Мечта об обретении этой земли вот-вот сбудется. И вот Бог приказал Моисею: «Взойди… на гору Нево… на вершину Фасги». И там на вершине Господь показал ему землю: «Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь» (Втор. 32:49; 34:1, 4).

Всю свою жизнь Моисей был мечтателем. Он мечтал о свободной земле для своего народа. А когда мечта почти сбылась, Бог говорит ему: «…но ты в нее не войдешь».

Нам с тобой известно, почему Моисей не ступил на землю обетованную, но престарелый вождь Израиля не понял ничего. Он умер, и на лице его застыло недоумение.

Теперь ты видишь, что вся наша жизнь — это клубок вопросов? Почему умер мой отец? Почему умер мой сын? Почему задуманное дело кончилось неудачей? Почему? Почему? Почему?

Моисей умер, но вскоре он воскрес и увидел с небес, как его народ завоевывает землю обетованную и как его дети играют на земле свободы. Мечта сбылась, но только так и в таких масштабах, о которых он и не помышлял. Он больше не страдал от немощи, он наслаждался вечной жизнью, он не сидел в старческом кресле — он восседал на золотом престоле.

Мы имеем право мечтать, но это право следует также предоставить и Господу — ведь Его мечты всегда более совершенны и объемлющи по сравнению с нашими. Если задуманное не сбывается, несмотря на то, что мы вверили все в руки Господа и со своей стороны сделали все возможно, — значит, что Бог предполагает для нас иное. Мы должны научиться доверять Ему.

В городе Пресиденте-Пруденте мне довелось беседовать с Лаурой несколько дней спустя после трагедии, опустошившей ее жизнь. Лаура и ее муж были добрыми христианами. Она играла на арфе, а он проводил библейские занятия. Они часто ходили по домам и беседовали об Иисусе. У них было четверо детей, это было счастливое семейство.

Однажды утром, когда они совершали утреннюю молитву, кто-то постучал в дверь. Муж отворил дверь, на пороге стоял человек, который, не говоря ни слова, выстрелил в него из ружья.

Некоторое время спустя я беседовал с Лаурой. Она была в трауре; ее мучил неотвязный вопрос: «Почему, пастор? Почему?» — «Не знаю, Лаура, — ответил я. — Когда-нибудь Господь объяснит». По прошествии двух месяцев на встрече с жителями сельских районов Лаура исполнила на арфе замечательный гимн, полный надежды. Она доверилась Богу, Который никогда не оставляет человека. И вопрос: «Почему?» уже не имел значения.

Время проходит

«И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: „нет мне удовольствия в них!“» (Еккл. 12:1).

Жизнь проходит быстрее, чем мы можем себе представить. Некоторое время назад мне на глаза попались строчки, которые заставили меня серьезно задуматься о быстротечности жизни. Если представить себе 70 лет жизни как один день с 7 до 23 часов, — каким стремительным покажется тогда течение времени! Если сегодня тебе:

15 лет — время 10:25;

20 лет — время 11:34;

25 лет — время 12:42;

30 лет — время 13:51;

35 лет — время 15:00;

40 лет — время 14:08;

45 лет — время 17:16;

50 лет — время 18:25;

55 лет — время 19:34;

60 лет — время 20:42;

65 лет — время 21:51;

70 лет — время 23:00.

Что ты на это скажешь? Задумался? А теперь, если вспомнить, что человек в среднем спит 8 часов в день, ты задумаешься еще больше. Это значит, что тот, кто прожил 75 лет, 25 из них проспал.

Очень кстати призыв Соломона: «Помни Создателя твоего в дни юности твоей». Ведь тот, кто молод, считает, что жизнь бесконечна, упускает открывающиеся перед ним возможности, не ценит времени, живет сегодняшним днем, не заботясь о будущем. Но время проходит неизбежно, неумолимо, оно проходит независимо от того, как мы им воспользовались. В один прекрасный день мы смотрим на себя в зеркало и видим морщины и седину. Тогда мы оглядываемся назад и с испугом задаемся вопросом: «Что же сделало время с моей жизнью?»

Счастливы те, кто доверился Иисусу и с Ним связал свои мечты и свершения.

Пусть этот день твоей жизни с Божьей помощью станет днем свершений. Стань вместе с Богом творцом истории своей жизни. Оставь во времени свой след, пусть даже день твой уже на исходе.

Самое главное

«О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:8).

Образ еврейского мышления отличается от греческого. Еврейское письмо идет справа налево. Мы, наследники греческого мышления, имеем обыкновение нумеровать что-либо по мере значимости сверху вниз. Евреи же выстраивают перечисление по значимости снизу вверх. Рассмотрим сегодняшний памятный стих, расставляя понятия в привычном для нас порядке: «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь. Во-первых, смиренномудренно ходить перед Богом твоим, и в результате этого действовать справедливо и любить дела милосердия».

В Библии многократно подчеркивается, что христианство означает жизнь рядом с Иисусом. Результат этого чудесного союза — дела милосердия и справедливости.

Если не учитывать иудейский менталитет, можно подумать, что вначале Бог ожидает от нас добрых дел. Конечно же, Он счастлив видеть многие свершения детей Своих, но только если они совершаются как результат единения с Ним.

Во времена пророка Михея люди утратили истинное понимание религии. Они спрашивали себя: «С чем предстать мне пред Господом?» (Мих. 6:6) и были уверены, что для Господа важны только их дела. Конечно же, Господь небезразличен к тому, с чем предстает перед Ним человек, но Он будет более счастлив, если человек повинуется Богу именно в том, чего Господь от него хочет.

Авель и Каин принесли жертвы Богу, но в Библии говорится, что Бог не принял жертвы Каина. Возможно, его жертва была лучшей, но Бог не просил земных плодов. Он ожидал в жертву ягненка, который символизировал Христа, Агнца Божьего, Искупителя грехов этого мира.

Каин ошибался, думая, что главное — это жертва. Он забыл, что Бог всегда принимает жертву, если она свидетельствует о покорности Его воле.

«Человек, — говорит пророк, — Бог указал тебе, чего ожидает от тебя: ходи перед Богом твоим и действуй справедливо и милосердно».

Пусть же сегодня Иисус станет твоим Другом, ходи пред Ним, каждую секунду думай о том, что Он рядом, думай о Его улыбке одобрения. Но помни и о печали в Его глазах, когда ты ступаешь на неверный, опасный путь.

Бог не устает прощать

«Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: „каюсь“, — прости ему» (Лк. 17:3, 4).

Когда я был подростком, меня потрясла история одной голливудской актрисы, которая однажды вечером отправилась к себе домой, а на следующий день не появилась на съемочной площадке. Ее разыскивали по телефону, стучали в дверь и наконец, когда замок взломали, ее обнаружили в ванной. Она покончила с собой, перерезав себе вены.

Удивительной была записка, адресованная полиции: «Это не самоубийство: меня убили. Расправьтесь с убийцей прежде, чем он уничтожит человечество. Это — груз вины».

К чему жить под грузом вины, если Иисус всегда готов забыть нашу прежнюю жизнь и дать нам новый шанс?

Для того чтобы лучше понять слова Иисуса Христа из Лк. 17:3, 4 представь, что ты обедаешь в ресторане. Официант опрокинул на тебя тарелку с едой. Он страшно сожалеет, просит прощения и ты принимаешь его извинения. Однако вечером за ужином все повторяется, а потом еще и еще раз. Твои брюки, пиджак, рубашка, волосы — все испачкано, а тем временем появляется официант и, несмотря на все старание, опрокидывает на тебя десерт.

Как бы ты поступил? Простил бы его? Именно это и делает Иисус.

Трагедия греха не в том, что Бог не может простить, а в том, что мы не хотим прощать друг друга.

Тысячи людей живут с комплексом вины. Они не в силах изгнать из своего сознания чудовище самобичевания. Они не могут забыть прошлое. Они несчастны.

Но Иисус смотрит на тебя и говорит: «Сын мой, приди в мои объятия любви. Я уже забыл твое прошлое, Я заплатил за твою вину, приди ко Мне и прими Мое прощение».

Сегодняшний стих являет нам новое понимание прощения. Мы никогда не примем Божественное прощение, если не научимся прощать ближнего.

У тебя есть что-нибудь против другого человека? Кто-то обидел тебя и это не позволяет тебе быть счастливым? Найди его, он — твой брат, и обними его. Прости его, как Иисус, Который простил тебя.

Непростительный грех

«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Мф. 12:31).

Текст сегодняшнего утра состоит из двух частей. Первая — обещание Иисуса: «Всякий грех и хула простятся человекам». В Библии сказано: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. 28:13).

Какие же грехи подлежат прощению Господом? Измена? Да. Гомосексуализм? Да. Убийство? Да. Наркотики? Да. И нет более емкого слова, чем слово «все». Бог говорит, что нет ничего такого, чего Он не мог бы простить. Неважно, насколько низко ты пал, как далеко зашел, — все будет прощено тебе. Все, кроме греха против Святого Духа. Почему же Бог не прощает этот грех? Может быть, Он просто устал прощать? Может быть, кто-нибудь сотворил слишком много зла, и поэтому Бог говорит, что для этого человека возможности прощения исчерпаны?

Грех против Святого Духа непростителен не потому, что Бог не хочет простить, а потому, что сам человек, совершающий его, не хочет быть прощенным, а Господь не хочет никого прощать вопреки его воле. Человек должен желать быть прощенным, он должен пасть в раскаянии к распятию. И тогда Бог сразу же посылает тысячи ангелов, для того чтобы облегчить его душу.

Бог каждодневно разговаривает с человеком голосом его совести, через Священное Писание и через природу. Совесть, освященная присутствием Христа, в жизни и есть глас Святого Духа. Тот, кто хочет, обязательно Его услышит и всегда будет чутким к Его звучанию. Тот же, кто слыша глас Бога, не желает слушать его, рискует очерстветь сердцем и утратить способность слышать голос Господа. Это не значит, что Бог больше не будет говорить с тобой. Дух Божий не знает усталости, Он всегда будет говорить, звать и ждать тебя. Вопрос не в Боге, вопрос в нас. Это нам грозит утрата способности слышать Его голос.

Помолимся же сегодня утром так: «Господи, помоги мне услышать Тебя. Если Ты чувствуешь, что другие голоса зовут меня ступить на опасный путь, дай мне силы и чуткости, чтобы услышать Твой голос. Направь сегодня мои шаги, иди со мной рядом, дай мне Твою могущественную руку, чтобы я мог опереться на нее. Аминь!»

Опасность отдалиться от Бога

«Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше» (Мк. 9:33, 34).

Ученики Христа впали в грех гордыни и хотели освободиться от него. Ходя с Иисусом, они открыли путь победы над грехом, который заключался в постоянном единении со Христом. Рядом со Христом невозможно совершить грех. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе», — говорит Павел в Флп 4:13. «Какое общение праведности с беззаконием?» — добавляет он во 2 Кор. 6:14.

Ученики Христа на собственном опыте познали эту великую истину. Но порой грех был столь притягательным, столь ярким и соблазнительным, что ими овладевало смятение. И вот тут-то и начиналась великая битва. Рядом с Иисусом невозможно было согрешить. Прежде чем впасть в соблазн, следовало отдаление от Христа — лишь тогда наступало поражение.

Иисус увидел, что они отстали и оживленно между собой разговаривают. Когда они пришли в Капернаум, Иисус поинтересовался, о чем дорогою они рассуждали, почему отстали? О чем с таким жаром спорили и не хотели, чтобы услышал их Иисус? В Библии сказано, что они в ответ молчали, потому что впали в грех гордыни.

Сегодняшний текст подтверждает великую истину, что наша единственная опора — это Христос. Незадачливые ученики не хотели ранить сердце Учителя. Они шли позади, полагая, что Он не заметит их греха.

Если мы будем идти рядом с Иисусом, то всегда сумеем победить соблазн. Если Он будет обитать в нашем сердце, то посредством Святого Духа освятит нашу волю и приведет к победе.

Нелегко было ученикам усвоить великий урок пребывания и единения с Иисусом. Мария Магдалина научилась этому. Петр смирился не сразу. Потребовалось время, чтобы этот ученик обрел опыт единения с Богом и умер на кресте.

Единение со Христом в итоге приведет нас к победе. Надо быть настойчивыми и не отчаиваться.

Сегодняшний день увенчается победой, если ты проживешь его в единении со Христом. Сделай Его своим Другом. Возьми Его могущественную руку. «Без меня ничего не можете», — сказал Иисус.

Секрет Марии

«А одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10:42).

Еще в юности один из ближайших родственников толкнул Марию на путь греха. У нее развился комплекс вины, она утратила чувство собственного достоинства и уважение к себе. И тогда она окунулась в жизнь, полную безудержного веселья и удовольствий. Именно в этот период она узнала Иисуса. Ее жизнь изменилась под влиянием спасительной силы и благодати Создателя. Иисус долгие дни пребывал в ее доме и, благодаря Его дружбе и единению с Ним, Мария одержала победу над грехом.

Но Иисус покинул Магдалу, где жила героиня нашего повествования, и со временем она забыла о том, что без Иисуса не сможете «сделать ничего». Обещаний верности хватило на несколько дней, может быть, на несколько недель, человек без Христа рано или поздно возвращается на пути свои. Именно это и произошло с Марией.

Мы говорим о Марии, «называемой Магдалиною, из которой вышли семь бесов» (Лк. 8:2). Однажды — тебе известна ее история — она вновь пала. Это вызвало всеобщее возмущение. Ее прогнали полураздетой по улицам города. Она была уличена в грехе, и ей не было оправдания. Она потеряла себя, лишилась надежды и будущего. Толпа взирала на нее так же, как звери смотрят на жертву, собираясь растерзать ее.

И вдруг снова появился Иисус. Мария думала, что Христу уже безразлична ее жизнь. Разве не предавала она Его много раз? Разве не давала бесчисленные обещания, не выполняя их? С какой стати стал бы Иисус прощать ее? В этой жизни, полной неудач, не приходилось ожидать ничего хорошего.

Но Иисус — Друг отчаявшихся. Он всегда приходит, когда мы, люди, уставшие бороться своими силами, оказываемся на грани позора и беды. Все ушли, и остались только Иисус и Мария. «Иди и впредь не греши», — сказал ей Учитель (Ин. 8:11). Мария разрыдалась. Она осталась с Иисусом, и Он объяснил ей секрет победы, который заключается в том, что невозможно сражаться с грехом, опираясь лишь на собственные силы. Мария должна была сознавать свою зависимость от Иисуса. Она усвоила урок.

С этого момента Мария пребывает у ног Иисуса (омывая Его ноги, слушая Его слова любви), у подножья распятия, у гроба — всегда у Его ног, и что самое удивительное, — она никогда более не была побеждена грехом. Ей открылась тайна победы — всегда быть подле Христа.

Пусть этот день станет днем единения с Иисусом, и пусть твоя жизнь будет исполнена таких же побед, как победа Марии.

Вверь себя в руки Господа

«И усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива» (Мк. 5:23).

Иаир, один из начальников синагоги, был в горе и отчаянии: его дочь обречена и никто не может ей помочь. Иаир был не из тех, кто отступает перед первым же препятствием. Он обращался к лучшим врачам того времени. Он готов был заплатить любую цену за спасение любимой дочери. Но последнее слово врачей не оставляло надежды: медицина бессильна.

И тогда охваченный бессилием и отчаянием Иаир вспомнил о Христе. Он слышал, что простой галилеянин излечивал прокаженных, возвращал зрение слепым и способность ходить — парализованным. Иаир не верил этим рассказам. Он был слишком образован, чтобы верить какому-то простому плотнику. Большинство тех, кто следовал за Иисусом, были людьми простыми, обездоленными, необразованными и утратившими веру в будущее. Как мог он, всевластный Иаир, обратиться за помощью к Иисусу? Но его дочь была в агонии, а когда мы чувствуем, что силы наши на пределе, мы готовы отбросить предрассудки, забыть о социальном положении и образованности.

Иаир пал на колени перед Иисусом и молил Его: «Приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива».

Ты обратил внимание, что даже на коленях, в горе, Иаир, привыкший приказывать, не отбросил и на этот раз своей привычки? Он не оставил на усмотрение Иисуса решение проблемы, как это сделал Лазарь: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен» (Ин. 11:3). Иаир же уже решил за Иисуса, как Тот должен действовать. На коленях он молил Его, но сам уже все продумал. На самом деле он не хотел, чтобы его направлял Святой Дух.

Праведность, прославление и восхваление — все эти поступки обусловлены Божественной силой. Человек же должен позволить Иисусу направлять его.

Христос задержался, исцелив по дороге женщину, страдавшую от кровотечения, тем временем дочь Иаира умерла. Когда слуги сообщили Иаиру о случившимся, он пришел в отчаяние. Он перестал бороться, стремиться к чему-либо и приказывать — только тогда Иисус смог совершить чудо воскрешения и спасения.

Никогда не пытайся вести Иисуса туда, куда ты сам стремишься. Вложи свою руку в Его могучую десницу и дай Ему вести тебя туда, куда Он считает нужным и полезным для тебя. В конце концов Он Сам есть путь.

Вдали от Иисуса

«Всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни» (Мк. 5:5).

Гадаринец, одержимый нечистым духом, олицетворяет человека, живущего вдали от Христа. Вдали от Иисуса может быть только рабство, и одержимый нечистым духом был рабом, скованным цепями. Вдали от Иисуса нет жизни, и одержимый жил в склепах, обиталищах трупов. Жизнь человека, не стремящегося к единению с Иисусом, убога. Его существование — это жалкое подобие жизни, это тупик, бездонный колодец, это — хаос, смятение и ад.

Только Христос может придать жизни смысл. Человек же, далекий от него, скитается по «горам и гробам». Горы — это символ одиночества. Несчастный человек без Иисуса — это одинокий человек. Он живет среди толпы, окруженный людьми, но он всегда одинок; он лишен дара общения, он всегда ранит других или же чувствует, что ранен сам теми, кто живет с ним. Его крик в горах — это крик отчаяния, затухающий в пустоте. Человек без Христа кричит в горах в поисках спасения, которого, как кажется, неоткуда ждать. И вот тогда он начинает в отчаянии биться о камни. Он страдает от боли, истекает кровью, но не перестает ранить себя.

Приходилось ли тебе встречать кого-либо, идущего кривыми дорогами, которые ведут к гибели? Он сожалеет об этом, ему больно, его раны кровоточат, но он продолжает идти тем же путем. Что можно сказать о человеке, употребляющем наркотики, знающем, что его ждет печальный конец, но не желающем покончить с такой жизнью? Что можно сказать об отце семейства, ступившем на опасный путь? Он знает, что принесет семье боль, он бросает пятно на свою Церковь, он сам себе причиняет страдание, но, похоже, он не способен чувствовать эту боль, поэтому продолжает идти по дороге греха.

Однажды бедный гадаринец встретил Иисуса на своем пути, пал перед Ним на колени, и когда уже был готов воззвать о помощи, из его уст изверглись проклятия и оскорбления: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!» (Мк. 5:7). Но Иисус понял, что за этими словами скрывалась боль отчаявшегося сердца. Спасибо Господу, умеющему понять то, что мы не в силах выразить, спасибо Господу, знающему, что стоит за нашими слезами.

Иисус простер руку и освободил одержимого. Он сделал его новым человеком, возвратил ему достоинство и уважение к себе. И сегодня Иисус рядом с тобой, к тебе протянута Его рука, Он готов сострадать тебе. Выходя сегодня из дома, чтобы приступить к своим каждодневным делам, почувствуй уверенность от того, что твою хрупкую руку поддерживает всесильная десница Иисуса.

Однажды ты поймешь, в чем различие

«Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это» (Лк. 23:49).

Медленно тянулись для Христа тяжкие минуты одиночества. Он сказал: «Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (см. Мк. 15:34). Он умирал, раздавленный грехами всего человечества. Ученики и все, знавшие Его, все те, за кого Он отдал Свою жизнь, «стояли вдали и смотрели на это» (Лк. 23:49). Так сказано в Писании. У них не хватило мужества приблизиться, и они покинули Его.

Как правило, возле умершего человека собираются друзья, для того чтобы похоронить его, почтить его память. С Иисусом было не так. Все покинули Его, каждый постарался во что бы то ни стало оказаться вдали от Него. Только один человек все время оставался рядом, даже у подножья креста, — это был Иоанн, любимый ученик.

Кто такой был Иоанн? Он был человеком буйного нрава и таким пришел к Иисусу. Его называли «сыном грома». Он был беспокойным, эгоистичным и корыстолюбивым. Но он пришел к Иисусу и сблизился с Ним. Он стал больше, чем просто еще одним учеником Христа. Он пошел дальше. Иоанн любил оставаться наедине с Учителем, клал голову Ему на грудь, он понял, что «без Него не может ничего». В результате этого сближения Иоанн полностью изменился, его даже стали звать любимым учеником.

У Христа было двенадцать учеников. Одиннадцать из них участвовали во всем, как верные последователи. Можно сказать, что они были добрыми прихожанами церкви. Иоанн же не довольствовался заведенным порядком, и, когда все отправлялись спать, он оставался с Иисусом.

Пока все шло гладко, различий между ними никто не замечал. На первый взгляд, никто не выделялся из общего ряда. Однако, когда наступили трудные времена, грянула буря, их стали преследовать и наконец настал самый горестный момент, — одиннадцать из них остались в стороне, наблюдая за происходящим, и в конце концов скрылись. Единственный, кто остался с Иисусом, был тот, кто поступал не так, как все, а жил в единении с Ним.

В наши дни все повторяется. И сегодня зерна могут быть неотделимы от плевел, в одной церкви можно встретить и скромную добродетельную девушку, и напыщенную модницу. Сегодня никто не может сказать, кто есть кто. Но когда грянет буря, останутся лишь самые стойкие — те, кто вопреки жизненной и церковной рутине познал благо единения со Христом. Пусть же прожитый тобою день станет днем единения с Господом.

У тебя есть будущее

«Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: „камень“ (Петр)» (Ин. 1:42).

Иисус видел людей изнутри. Так было с богатым юношей Никодимом и со многими другими. Как бы ни старались люди спрятаться, как бы ни ухитрялись скрыть истинное свое лицо, Иисусу всегда становились известны самые потаенные мысли, и Он разоблачал этих людей, чтобы однажды облачить их в белые одежды праведности.

Иисус посмотрел на Симона и сказал: «Я знаю, кто ты; Мне известно твое прошлое, Я знаю, где ты живешь, чем занимаешься и с кем живешь». От Него ничего нельзя скрыть. Он знает все наши тайны, наши боли, Ему известно о старых ранах, которые не прекращают ныть, и о комплексах, от которых мы не можем избавиться.

Далее Иисус говорит: «Я знаю и о твоем прошлом. Ты — сын Ионин. Мне известны твое происхождение, твои предки, то, что тебе передалось от них, знаю, в какой среде и в какой обстановке ты вырос. Мне известно, почему ты поступаешь так, а не иначе, сталкиваясь с трудностями в жизни, знаю истоки твоего характера, который уже доставил тебе столько неприятностей. Я могу понять тебя, мне ясны причины всех горестей и обид, но знай также, что Мне известно и твое будущее, — и это самое главное. Смотри вперед и старайся разглядеть возможности, заложенные в будущем. Ты наречешься „камень“».

Перед каждым человеком открывается бесчисленное количество возможностей. Допустим, прошлое обошлось жестоко с тобой. Безрадостное и мрачное настоящее, в котором ты живешь, в какой-то степени может быть отголоском твоего прошлого. На самом деле имеет значение лишь прекрасное будущее, которое являет Иисус и тебе, и всем тем, кто идет за Ним с верой.

Симон родился в порту, он был грубым и неотесанным, его воспитало море. Его настоящее неоднократно причиняло ему страдания, вызванные его неукротимым нравом. Однако со временем стало ясно, что Иисус был прав, открыв ему в один прекрасный день возможности будущего. Петра постигла участь мучеников за веру. По традиции совершения казни он был распят в пятницу на закате дня головой вниз. Но не в этом суть. Важно то, что простой рыбак с безрадостным прошлым, выросший в порту, стал одним из великих последователей Христа и мучеником за веру. Его имя — в ряду победителей.

А что же ты? Христу известно, кто ты, какой и почему ты такой. Сегодня утром загляни в светлое будущее, уготованное тебе. В нем пока не различимы черты того человека, кем ты можешь стать. Помни об этом в течение дня.

Четвертая стража ночи

«В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю» (Мф. 14:25).

Учеников Иисуса охватила паника. Стояла темная ночь, «ветер был противный», а гигантские волны захлестывали маленькую лодку. Отважные люди, привычные к жизни на море, боролись изо всех сил со стихией. Не впервые им приходилось противостоять буйству волн, они хорошо знали море и не были новичками, но эта ночь была не похожа на другие. В какой-то миг им показалось, что настал конец. Злая гримаса судьбы: люди, рожденные у моря, выросшие на море и связавшие с ним всю свою жизнь, должны были умереть именно в море, которое знали лучше всего. Порой Бог позволяет терпеть поражение именно на том поприще, где мы лучше всего ориентируемся, — для того чтобы мы могли ощутить свою зависимость от Него. В сегодняшней главе говорится о том, что Иисус появляется в четвертую стражу ночи. Иудеи делили ночь на четыре стражи. Четвертая стража относилась к периоду времени с 4 до 6 утра. Неслучайно Иисус появился именно в это время. Здесь следует кое-что прояснить.

Случалось ли тебе когда-либо провести ночь под открытым небом? Ночь темна, но обращал ли ты внимание, какой момент ночи бывает самым темным? Это минуты перед восходом солнца, когда ночная тьма сгущается и вот-вот должен блеснуть луч нового дня.

Судя по тексту, о котором идет речь сегодня, Иисус появляется, видимо, между 4 и 6 часами утра, в самое мрачное время суток. В эту ночь его ученики противостояли силе ветра и волн, над ними сгустилась ночная тьма. Они не знали, где находятся, выбились из сил, не было надежды на спасение, ими овладело отчаяние. И именно в этот момент появляется Христос.

Господь хочет сказать нам, что Он является в самую трудную минуту. Когда кажется, что все пропало, когда человеку кажется, что нет выхода, когда нет больше сил бороться. Теперь обратим внимание на то, как является Иисус: Он идет по морю. Ученики могли ожидать Его появления каким угодно образом, но только не таким. Иисус всегда является самым невероятным, неожиданным для нас образом. Это Христос, и Его пути неисповедимы.

Если сегодняшний день представляется тебе трудным, если тебе кажется, что нет решения твоим проблемам, если на работе или дома все идет кувырком и ты чувствуешь себя на пределе, — не отчаивайся. В четвертую стражу ночи всегда может явиться Иисус. Он явится, если ты веришь, но учти, Он может явиться так, как ты меньше всего ожидаешь. Готов ли ты принять Его?

Вечная слава

«Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому» (Ин. 12:23).

Произнося эти слова, Иисус предвидел последние минуты страдания и боли, предшествовавшие смерти на Голгофе. И вот Он говорит о прославлении. Слава людей и слава Бога — разные понятия. Для человека слава — это аплодисменты, признание, известность. Слава же Бога лежит в тени, она отмечена страданием, слезами и смертью. Истинно то, что сегодня Иисус пребывает на небесах с Отцом. Истинно и то, что однажды каждый преклонит перед Ним колени и все сущее признает Его справедливость и прославит Его имя. Но прежде Ему надо испить горькую чашу боли и страдания.

Апостол Иоанн в Отк. 5:6 описывает закланного Агнца. Когда человек хочет победить, он убивает, Иисус же, для того чтобы победить, умирает. Для того чтобы занять высокое положение в этой жизни, человек лжет, унижает других, попирает их чувства, идет на предательство, не поступаясь ничем. Иисус же, дабы прославиться, отдает Себя на заклание, позволяет растоптать Себя, молча страдает и умирает. Насколько различны пути к одной и той же цели!

Человека ждет чудесный мир. Вечная жизнь, где нет места смерти, слезам, прочим бедам. Но прежде надо пройти по пустыни этой жизни и не раз пережить испытания. «В мире будете иметь скорбь, — говорит Иисус, — но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Он обещает мир, но это нечто иное, чем обычно имеется в виду. Мир, который ищут люди, это, скорее, отсутствие борьбы, и чем больше его ищут, тем больше он отдаляется. Мир, который дает Христос, это внутренний мир, порождающий надежду в гонениях и трудностях. Иисус никогда не обещал, что дети Его не прольют слез в этой жизни. Он обещал лишь осушить их слезы.

В будущем нас ждет слава, царство покоя, которое готовит нам Иисус, но сегодня предстоит выпить горькую чашу. Человеческая слава быстротечна, а будущее прощение вечно. Слава Господа вечна, а горькое настоящее преходяще.

Иисус умер. Где же была слава? Все, казалось, рухнуло. Однако на третий день Он воскрес и сегодня жив во веки веков. Ты можешь умереть сегодня, твои мечты окажутся похоронены ради Христа. Но надолго ли? Пройдет два дня, а на третий ты будешь прославлен. Подумай сегодня об этом.

Молчаливая проповедь

«Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса» (Ин. 12:21).

Много лет назад, когда я крестил пятерых человек, все присутствовавшие в храме стали свидетелями отвратительной сцены. Неверующий муж одной из женщин, собиравшихся принимать крещение, ворвался в церковь с криками, угрожая окружающим палкой, которую он сжимал в руке. Все были настолько поражены, что никто даже не рискнул остановить нежелательного гостя. Но на этом все не кончилось. Мужчина схватил за волосы свою жену, выволок ее на улицу, крича во всеуслышание, что это должно стать предупреждением всем женщинам, которые решат поменять Церковь без согласия мужа.

В традиционном консервативном обществе, где укоренились идеи мужского превосходства, — а в этом маленьком провинциальном городишке моей страны, было именно такое общество, — подобный поступок мужчины заслуживал всяческих похвал и всеобщего одобрения.

Это была печальная суббота. В глазах некоторых собравшихся блестели слезы. К вечеру кто-то передал мне записку от этой женщины: «Пастор, не уезжайте не крестив меня. Завтра я отправлюсь за покупками и непременно приду в церковь, чтобы принять крещение. Пожалуйста, ждите меня».

Это было одно из самых замечательных крещений, которое я когда-либо совершал. Эта женщина прекрасно понимала, что ее жизнь не будет легка, но ее любовь ко Христу оказалась гораздо сильнее тех трудностей, которые могли встать на ее пути.

Два года спустя я вновь побывал в этом городе, и, к моему удивлению, муж той женщины уже находился в Церкви: он принял крещение и активно участвовал в жизни общины, совершая служение в качестве дьякона. На мой вопрос, как же случилось, что он принял Иисуса, тот ответил: «Это все моя жена. В ней я увидел Христа».

В сегодняшнем памятном стихе говорится о греках, прибывших в Иерусалим и желавших видеть Христа. Когда кто-либо хочет видеть Иисуса, он, как правило, не обращается ни к Библии, ни к учению, ни к природе. В большинстве случаев такой человек ищет тех, кто называет себя христианами, чтобы убедиться, действительно ли христианство живо.

Этот грубый и, казалось бы, не восприимчивый к Евангелию мужчина увидел Христа, воплощенного в жизни своей жены. Она поменяла не только Церковь, она изменила свою жизнь, ибо никто не может оспорить перемены, произведенные Иисусом. Новая жизнь — это молчаливая проповедь, но она сильнее любой проповеди, произнесенной в храме.

Пусть же этот день будет днем единения с Иисусом. Попроси у Него, чтобы Святой Дух освятил твои чувства и помыслы, с тем чтобы на тебя легла печать Божья.

Толпы ищут Иисуса

«Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины» (Ин. 12:20).

В Иерусалиме был праздник. Отовсюду в город стекались толпы народа на праздник Пасхи, хотя, с точки зрения глубокого духовного смысла, он уже утратил свою истинную сущность и просто превратился в праздник, сопровождавшийся оживленной торговлей и прочей суетой.

Однако в этом году праздник окажется особенным, хотя об этом иудеям еще не известно, ибо на празднике будет настоящий пасхальный Агнец. Тот Самый, Чья кровь прольется во искупление грехов и ради освобождения человека от пут духовного рабства.

Иисус появился в Иерусалиме как победитель. Все Ему пели осанну, размахивая пальмовыми ветвями.

В сегодняшнем стихе говорится о том, что среди пришедших на поклонение в праздник были и эллины. Жители древней Греции были язычниками. Видимо, ритуалы поклонения их богам не удовлетворяли этих греков, которые покинули свою страну в поисках чего-то более глубокого, придающего смысл жизни. Из текста следует, что они, вероятно, отказались от своей языческой веры и приняли иудаизм, — иначе что могло бы их привести в Иерусалим? Многие люди недовольны своей Церковью, так как им чего-то недостает. Сколько бы они ни жертвовали, как бы исправно ни выполняли все епитимии, наложенные Церковью, они ощущают бессмысленность жизни, и их томит тревога. Поиск нередко приводит их в другую Церковь, как это и произошло с греками. Однако и иудаизм не удовлетворил их. Они по-прежнему испытывали опустошенность. Иудаизм в их глазах утратил смысл веры. Являя собой нагромождение ритуалов и догм, он не позволял увидеть Мессию. Господь да сжалится над теми, кто за буквой не видит Единственного, Кто придает смысл христианству, — Иисуса.

Сегодня есть люди, жаждущие увидеть Христа, подобно грекам: они отказываются от всего ради того, чтобы услышать речи о Нем. Мир умирает от голода, и это голод по Иисусу. Только Он может придать смысл жизни. В России тысячи и тысячи принимают крещение во имя Отца, Сына и Святого Духа. В разных странах, где мне приходится бывать, толпы словно говорят: «Давайте проповедовать об Иисусе». На улицах городов обращаются с той же просьбой: «Поговорим об Иисусе». Каким же будет наш отклик — Церкви и христиан — на зов людей?

Секрет процветания

«Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал. 3:10).

Является ли десятина частью нашего имущества, которое мы возвращаем Богу? Если рассуждать таким образом, то Бог предстает своего рода сборщиком налогов. Для любящих Христа десятина — это соглашение между Богом и человеком, союз любви и верности.

Когда Бог создал человека, Он поселил его в саду Едемском и сказал: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, когда ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16, 17).

Иными словами, Я хозяин всего, но так как Я знаю, что тебе необходимо для жизни, Я даю тебе это. Но так как Я знаю, что со временем ты можешь забыть, что Я — хозяин всего, то договоримся о следующем: можешь пользоваться всем, кроме плодов этого дерева, ибо в тот день, когда ты прикоснешься к ним, Я буду знать, что ты посягаешь на принадлежащее мне.

Десятина является подобным испытанием. Сегодня Господь говорит человеку: «Все мое». «Мое серебро и Мое золото» (Агг. 2:8). Но Я знаю, что в этом мире, для того чтобы жить, тебе необходимо имущество. Тебе нужен дом, одежда, деньги, и Я даю тебе силы для того, чтобы получить все это. Но Я также знаю, что, когда у тебя будет все, ты можешь забыть, что все это дал тебе Я. Тогда для того, чтобы ты не забывал, что все это Мое, ты будешь возвращать Мне святую десятину — тем самым будет испытана твоя верность. Если ты будешь отдавать Мне десятину, Я буду знать, что ты признаешь Меня господином; если же у тебя будет туго с деньгами, или будут плохо идти дела, тебе нужно лишь только воззвать ко Мне, ибо Я — господин всего, поэтому должен решить твои трудности. «Изолью благословения до избытка», «запрещу пожирающим истреблять у вас плоды», «вы будете землею вожделенною» (Мал. 3:10-12).

Но, если не вернешь Мне десятину, ты нарушишь наш договор любви и верности. Ты превратишься в господина того, что принадлежит Мне, но если настанут трудные времена, то ты будешь решать свои проблемы один, потому что ты завладел тем, что принадлежит Мне, изгнав Меня из твоей жизни.

Вот почему десятина — это гораздо больше, чем десятая часть имущества, возвращаемого Богу: это — договор верности, союз, напоминающий нам о том, Кто — господин всего. И если ты согласен с тем, что Богу принадлежит все, что мы имеем, то Ему придется нести ответственность за наши денежные затруднения и нашу бедность. Ведь Он владеет всем, а значит, Он возьмет на Себя решение наших проблем, даст нам силы и разум для их успешного преодоления.

Быть или не быть

«И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом» (Мк. 5:2).

Известны случаи, когда во время крупных мероприятий по распространению Евангелия враг проявлял себя, входя в кого-либо из присутствующих. Враг реален, и, хотя он повержен и осужден, продолжает терзать людей. Одержимость дьяволом — это реальность. Многие им одержимы. Но следует сделать уточнение. Мы, как правило, полагаем, что одержимый дьяволом — это кричащий, бьющийся о землю человек. Но это не единственный пример одержимости. Многие скрывают в себе одержимость. Те же, кто рыдает, кричит, выплескивает наружу проявления одержимости, — слабы и умственно, и эмоционально, и физически. В противном случае дьявол никогда бы не проявил себя в этих людях.

Значит ли это, что человек может внешне не выражать проявлений одержимости, но быть одержимым? Да, возможно, и Библия четко разъясняет это. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк. 11:23).

В духовной сфере люди разделены на две категории: люди Христа и те, кто принадлежит врагу. Не существует третьей группы — тех, кто в стороне. Так может быть в разных сферах жизни, но не в духовной. Здесь невозможно быть сторонним наблюдателем. Занимать нерешительную позицию — значит принять решение в пользу врага Иисуса.

Многие из числа одержимых никогда не кричат, не бьются о землю, но все же они одержимы. Такие люди никогда не позволяют проявиться своему состоянию, так как они сильны и физически, и умственно, и психически.

Каждый, кто противится воле Бога, находится во власти иной силы, такой человек не принадлежит сам себе. Он может рассуждать о свободе, но в действительности пребывает в самом тяжком рабстве (см. Е. Уайт. «Желание веков», с. 431).

Иисус — единственное наше спасение. Лишь в Нем мы можем быть всегда уверены. Когда Христос вернется на землю, Он разделит людей на овец и козлов; мудрые и разумные, с одной стороны, и глупые — с другой, последователи Агнца — и последователи змея. Все будет зависеть от нашего решения сегодня.

Пусть сегодняшний день станет днем, когда Христос войдет в твое сердце. Пусть в твоем сердце звучит хвалебная песнь, поставь в своей машине кассету с вдохновляющей тебя мелодией, подумай об Иисусе, думай о Нем постоянно, соизмеряй все с Ним, почувствуй Его постоянное присутствие рядом с тобой. Стань другом Иисуса!

Так да светит свет ваш

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).

Во втором разделе газеты «У Эстадо ди Сан-Паулу» от 2 января 1992 года международный обозреватель Пабло Франсис опубликовал статью, в которой противопоставлял простую веру своей служанки-адвентистки метафизическому радикализму одной религиозной публикации американского режиссера, продюсера и сценариста Джорджа Лукаса известного вам своим самым знаменитым фильмом «Звездные войны». «Моя служанка, — пишет Франсис, — достойная женщина, решила вернуться в Бразилию, несмотря на то, что здесь ее заработок составлял почти тысячу долларов в неделю — деньги, которых ей не заработать в Бразилии и за год. Эта женщина всегда поражала меня. Благочестивая адвентистка, она сетует, что, работая ради презренного металла, совсем не имеет времени, которое она могла бы посвятить своей Церкви и столь любимым ею благотворительным делам. Вера моей служанки проста, искренна, и поэтому заслуживает уважения».

Возможно, ты спросишь, каким образом взимосвязана статья Пабло Франсиса с памятным стихом на сегодняшний день. Общего есть много. Может быть, именно в этом секрет, который нам предстоит открыть, чтобы осуществить последнюю миссию Церкви. Комментарий Пауло Франсиса в газете «У Эстадо ди Сан-Паулу», выходящей ежедневно тиражом 250 тысяч экземпляров, читали по всей стране, и слова простой прихожанки, не искушенной в теологии и не имевшей возможности побывать в миссионерских лагерях, достигли сердец тысяч читателей силой искренней действенной веры.

Я пытаюсь представить себе, что бы было, если бы каждый христианин осознал реальную силу, которую имеют его повседневные свидетельства. А что бы произошло, если бы верующие студенты университетов выделялись своей манерой говорить и одеваться, своим поведением?

«Так да светит свет ваш пред людьми», — таков наказ Учителя.

Свету не нужна сила для того, чтобы сиять. Он просто сияет потому, что он — свет. Христианину, осознавшему, что суть христианства это жизнь с Богом, не нужно прилагать особых усилий для того, чтобы свидетельствовать, ибо его укрепляет любовь Христа. Он излучает сияние, ибо светом является сама его жизнь с Богом в сердце, такой человек сам свет для людей.

Однажды маленький лучик света спросил маму: где мне найти сумрак? Мать отправила его в глубины земли, в самые мрачные пещеры, в закрытые комнаты. Но куда бы ни попадал лучик, он не находил сумрака. Он возвратился разочарованный и пожаловался маме: «Ты обманула меня. Я побывал везде и нигде не нашел сумрака». «Нет, сынок, — сказала мать, — я не обманула тебя. Ты — свет. Куда бы ты ни попал, тьма отступает».

И ты, друг мой, есть свет. Отражай же свет, исходящий от Христа.

Свет человеков

«В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1:4).

Вечером 30 октября 1992 года 80% всех зданий города Порто Алегре, бразильского штата Рио-Гранде ду Сул, осталось без электроэнергии. Я направлялся в спортивную школу св. Леопольда на вечернюю проповедь и услышал по радио сообщение о том, что на вышку высоковольтной линии забрался мужчина, собираясь покончить с собой. Для спасения его жизни потребовалось почти полностью обесточить город.

Почти два тысячелетия назад, в пятницу вечером Иисус взошел на Голгофу, где был распят. Он добровольно отказался от жизни ради спасения рода человеческого. Наверное, это была самая мрачная пятница за всю историю человечества. Солнце отвратило свой лик, дабы не видеть, насколько ничтожны люди. Черные тучи закрыли горизонт, полил дождь, словно весь мир оплакивал Того, Кто собственной кровью подтвердил Свою любовь. Метались из стороны в сторону дикие и домашние животные, словно чувствуя, что происходит нечто странное. И только человек, умнейшее создание из всех, похоже, не понимал ничего.

Казалось, все было кончено, все пропало. Казалось, победил мрак. Но именно тогда, среди тьмы, затеплился луч света. «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1:4).

Сумрачный вечер — всего лишь символ жизни без Христа. Там, где царит сумрак, царит и смятение. Люди не ведают ни откуда они пришли, ни куда идут. Они бредут, то и дело спотыкаясь, падая и ушибаясь, раня тех, кто идет рядом. Куда же идти, если вокруг ничего не видно? Можно пытаться еще и еще раз, но результатом будут неудачи и разочарование.

Жизнь без Христа — это жизнь без света. Было необходимо, чтобы Христос был распят на Голгофе, для того чтобы осветить жизнь своей смертью.

Тебе трудно принять какие-либо решения? Отдай все в руки нашего Светоча: Иисуса. Иоанн сказал: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5).

Храни эти слова в сердце. Повторяй их многократно в течение дня. Когда же ты вернешься домой и увидишь, что надвигается сумрак ночи, душа твоя будет освещена светом Христа.

С врагом покончено

«Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12:31).

Произнося эти слова Иисус думал о Своих последних днях на земле. Он думал о Своей смерти. Его смерть на Голгофе должна была стать последним ударом по врагу. И тогда должно было сбыться сказанное в Книге Бытие: «Будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».

После Голгофы дни врага были сочтены, он бился в агонии.

Как-то раз во время моей проповеди на эту тему одна одержимая женищина с ужасными криками бросила в меня скамью и стала подходить все ближе, с ее губ падала пена, глаза горели. Этот случай со всей ясностью свидетельствует о том, что враг полностью повержен, бессилен.

Христос поразил его в пустыне, на Голгофе, воскреснув из мертвых, и сегодня Он хочет поразить его в нашем сердце, но сделать это Он может лишь в том случае, если и мы будем стремиться к этому. Порой мне приходится встречать людей, погрязших в губительном пороке, нечистых помыслах. Эти люди искренне пытаются выбраться из трясины. Многие уже перепробовали все средства и вот, обессиленные в борьбе, они отступают, смиряются.

Стих сегодняшнего дня гласит: «Ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12:3). Это не просто обещание. Это — описание события. Враг обречен. Его попытки обмануть мир изобличены перед всеми. Нападки на Бога рассыпались в прах, враг захлебнулся в своем собственном эгоизме. У креста он проявил всю свою извращенность, он излил на Иисуса яд своей гордыни, отступничества и злобы. Но он оказался повержен, и «ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12:3).

Вправе ли кто-нибудь сказать: «Я не в силах более сопротивляться, я устал бороться»? Отправляйся по своим делам, и пусть этот день станет днем победы. Открой Христу сердце и скажи ему: «Господи, сотвори Твои победоносные деяния в моей жизни». Позволь Ему войти в твое сердце посредством Святого Духа и готовься к удивительным свершениям, уготованным для тебя Господом.

Вознесите песнь господу

«Служите Господу с веселием; идите пред лицо Его с восклицанием!» (Пс. 99:2).

Бразилия, пятница, вечер. Завершалась смена в лагере, где собрались 20 тысяч юношей и девушек федерального округа. Было грустно не только потому, что подошла к концу замечательная неделя в лагере, но еще и потому, что вчера, во время нашего возвращения после марша за воздержание, одна девушка была задавлена.

В пятницу вечером я призвал ко крещению. Карен, последовательница евангелистской Церкви, находившаяся в лагере со съемочной группой Three Angels Broadcasting Network, решила присоединиться к адвентистской Церкви, потому что она приняла истину о субботе.

Прозвучал призыв ко крещению, и один за другим люди стали подходить. Они принимали Иисуса и выражали желание креститься и присоединиться к Церкви Господа на земле. Я тихо молился, Сонет пела, и Бог, благодаря ее пению, касался сердец тех, кто оказался невосприимчив к слову. Похоже, этим вечером никто больше не намеревался откликнуться на призыв, однако я чувствовал, что еще много тех, кто страдал, но был не в силах подняться. И тогда я сделал то, к чему прибегаю крайне редко. Я попросил Кошту Жуниора дирижировать исполнением церковного гимна. Двадцать тысяч голосов слились в гимне «Иисус, Ты — жизнь моя». И вот тогда произошло поистине чудо: почти 500 человек подошли для принятия крещения!

Тем вечером слились воедино и радость, и печаль. Редко приходилось видеть, чтобы люди так пели. Их сердца были открыты для Святого Духа, Который отвечал на призыв.

«Идите пред лицо Его с восклицанием!» — сказано в стихе, к которому мы обращаемся сегодня. Религиозное пение обладает необыкновенной силой, которую мы должны открыть и использовать. На протяжении всего служения хвалебные гимны Господу имели огромное воздействие. Я на собственном опыте убедился, что жить с песней в сердце — это один из наилучших способов постоянно находиться в единении с Иисусом.

В жизни не раз ты столкнешься с трудностями, в час испытаний тебе, возможно, захочется заплакать. В эти минуты пой, вырази в этом свою боль, и ты увидишь, что, хотя беды не отступили, изменится твое отношение к ним, исчезнет страх, затеплится надежда и вера в Иисуса. И тогда ты поймешь, что ты не один. Гораздо легче преодолевать препоны судьбы вместе с Иисусом.

Пусть этот день станет днем духовного гимна. «Пой в церкви, дома, в кругу семьи, в машине по дороге на работу, пой, пой и пой», — так говорит обычно Кошта Жуниор толпам людей, перед которыми он выступает на стадионах и в спортивных залах. Этот совет, безусловно, проистекает из сегодняшнего памятного стиха.

Разбитые водоемы

«Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер. 2:13).

Со времен Едема трагедия человека состоит в одном и том же: он отвращает взгляд от Иисуса и полагается на собственные силы. «Без меня не можете делать ничего», — говорит Иисус (Ин. 15:5). Тем не менее на протяжении истории человек всегда пытался оторваться от источника своего существования, заменяя истинного Бога пустотелыми идолами.

Во времена пророка Иеремии народ Израиля отвернулся от Господа, источника живительных вод, и пытался рыть водоемы, которые быстро пересыхали.

Что означают разбитые водоемы? В этих местах люди сооружали водоемы, запасаясь водой на время засухи. Порой неожиданно обнаруживалось, что по причине какой-либо оплошности, допущенной при строительстве, водоем оказывался пуст. А это были огромные водоемы, которые специально облицовывались во избежание утечки воды. Куда же исчезла вода из хранилища? Она просочилась сквозь щели облицовки.

В памятном стихе на сегодняшний день Бог сетует на безрассудство Своего народа: «…два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды».

Христианин без Христа, христианство, использующее имя Христа, но интересующееся только лишь поверхностным, — неизменно окажется разбитым водоемом. Ты думаешь, что найдешь там воду, а находишь лишь сухой песок, разочарование, гибель.

Иисус — это единственный источник живительных вод, и те, кто стремится с каждым днем все более походить на Него, не совершат такого безрассудства — надеяться на воду из водоемов, сооруженных собственными руками. Нет, они придут к источнику живительных вод, они будут ежедневно омываться в этих водах, утолять жажду души их чистотой. Они не позволят, чтобы что-либо преградило доступ к этому источнику, и результатом этого явится личность, в которой с каждым днем все больше и больше отражается облик Иисуса.

Сегодняшний стих говорит также о глубокой печали, которую пережил Бог, когда Адам и Ева скрылись с Его глаз. В тот вечер сердце Господа наполнилось скорбью — не из-за плода, который люди попробовали, а из-за того, что возлюбленные дети Его не поверили Ему. Они отдалились от Него. Они разорвали связь с Ним, построив разбитые водоемы, отъединенные от источника живительных вод.

Пусть этот день станет днем соприкосновения с живительной водой. Тебя ждет путь, полный испытаний и надежд, но будь осторожен: не пытайся возводить разбитые водоемы, доверься Иисусу и к вечеру возвращайся домой с ощущением победы.

Свободны для победы

«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13).

Предназначением жизни, страдания, смерти и воскрешения Христа было дать свободу человеку. Он освободил нас от вины за грехи, заплатив за это Своей жизнью, принесенной в жертву на Голгофе. Однако свобода, которую хочет дать нам Христос, связана не только с нашим прошлым. Он хочет освободить нас и в нашем настоящем от власти греха, Он хочет сделать это посредством постоянного присутствия Святого Духа, освящающего нашу волю, направляющего нас к жизни, где будут побеждены искушения.

Многие искренние христиане проповедуют и с легкостью принимают свободу от прошлой вины, однако они не готовы принять свободу от власти, которую сегодня имеет над ними вина. Проповедовать прощение, не проповедуя победу над грехом, — значит проповедовать неполное Евангелие.

В стихе сегодняшнего дня говорится о том, что многие галаты верили в спасительную благодать Христа и принимали спасение от наказания за грехи, предлагаемое Христом. Однако они пользовались этим для того, чтобы заявить, что, поскольку Христос освободил их, они более не нуждаются в заповедях. В результате они стали рабами плоти, низменных страстей и помыслов.

Когда Христос входит в жизнь человека, то освобождает его от вины, или, иными словами, прощает, оправдывает. Живя в союзе со Христом, человек освобождается от власти греха. Но Господь не останавливается на этом. Христос обещает, что, когда Он вернется, мы будем полностью освобождены от греха.

Свобода, которую дарует нам Христос, связана с нашим настоящим и будущим. Это полная свобода, и тот, кто ощутил всю благотворность каждодневного единения со Христом, смог познать также и чудо каждодневных побед. Вот так Бог намерен воссоздать в нас черты Иисуса.

Сегодня тебе опять предстоит день, полный хлопот. Ты свободен, свободен от страха, от прошлого, от комплексов, — свободен, чтобы победить!

Обретенный

«А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста» (Деян. 8:26).

Шел по этой дороге путник, человек процветающий и при деньгах, но с опустошенной душой. В Библии он назван мужем эфиоплянином, евнухом, вельможей царицы эфиопской.

Евнухи были лишены мужского начала, им поручалась забота о царском гареме. Именно так и начинался жизненный путь эфиоплянина. Впоследствии он многого добился, стал вельможей Кандакии. Он был просвещенным, преуспевающим, но несчастным человеком.

Он направлялся в Иерусалим, ища ответы на вопросы, не дававшие ему покоя. Там он познакомился со Священным Писанием евреев и услышал о Мессии. Возвращался он, так и не получив полного представления о святости и величии Бога. Это был искренний человек, он читал Писание в поисках ответа на волнующие вопросы.

В стихе, к которому мы сегодня обращаемся сказано, что Ангел Господень сказал Филиппу: «Встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста». Из этого отрывка следует, что инициатива спасения имеет Божественную природу. Именно Иисус ищет человека — так было уже в Едемском саду. Человек бежал и прятался от Бога, Отец же призывал: «Сын, где ты?»

В данном отрывке сказано, что Бог идет навстречу человеку, ищущему ответ, и не оставляет его во власти сомнений. Он посылает к нему кого-то на помощь. Богу известен путь, по которому направляется эфиоплянин, Ему всегда все ведомо. Он знает о его жизни, о том, что у него на сердце, какие вопросы не дают ему покоя.

Нам часто кажется, что если добиться успеха в работе, учебе, преуспеть в делах, то можно стать поистине счастливым. Стремясь к намеченной цели, мы порой раним не только себя, но и самых близких и любимых людей, и когда в конце концов мы добиваемся своего, сердце остается по-прежнему пустым. Мы стучимся во все двери, обращаемся к разного рода философиям, религиям, но ни в чем не находим удовлетворения.

Думаешь, Иисус безразличен к искренним порывам ищущего сердца? Конечно же нет, в нужный момент Он направит такого Филиппа на помощь человеку, наставит его на путь истинный и поможет найти ответ.

Тверды и непоколебимы с господом в сердце

«Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:58).

В 1972 году я занимался миссионерской работой среди индейцев племени кампа в перуанской сельве. Дело адвентистской Церкви уже было начато там одним из современных подвижников нашей веры отцом Фернандо Сталем. Мне довелось идти по следам американского миссионера, работавшего в долине реки Перене. В разговорах с индейцами, которых крестил отец Сталь, мне открылись новые черты этого героического человека. Все это подтолкнуло меня к мысли написать книгу «Он любил нас» и рассказать о событиях, которые с течением лет все больше забывались.

Как-то раз я навестил Катошо Мачари, одного из тех самых индейцев, и попросил его: «Я хочу, чтобы ты рассказал мне об отце Стале, ведь ты был его проводником в сельве». Старый индеец сидел у очага в своей хижине. Его глаза уже не видели, в нем чувствовалась усталость от прожитых лет. «Отец Сталь?» — переспросил он и приподнял голову, как бы стараясь пробудить воспоминания. Снаружи доносилось стрекотание цикад, сообщавших о приближении вечера. Неожиданно глаза старика наполнились слезами, они потекли по морщинам, которые время оставило на его щеках. «Он любил нас», — ответил Катошо Мачари. Только три слова, но в них было все, что отец Сталь значил для обитателей этих мест.

Истории, которые рассказали мне индейцы, вызвали у меня чувство восхищения этим человеком. Он пробирался по сельве, преследуемый и зверями, и дикими индейцами, которых еще не затронула цивилизация, он перенес все, что выпало на его долю, был тверд и непоколебим в деле Господа. Он строил для индейцев школы, боролся за то, чтобы дать им здоровье и спасение.

В чем же источник силы этого человека? Стих, к которому мы обращаемся сегодня, говорит о необходимости помнить, что наш труд не тщетен в глазах Господа.

Те, кто стремится с каждым днем быть все более похожим на Иисуса, не станут относиться к прочитанному как к назиданию направлять все силы на то, чтобы быть твердыми и непоколебимыми в деле Господнем. Они расценят эти строки как описание жизни тех, кто живет во Христе. Они тверды и непоколебимы не потому, что родились таковыми, а потому, что пребывают в Господе и живут в Господе. Им открылся источник великих добродетелей. Памятный стих сегодняшнего дня взят из 1 Кор. 15:58, а в стихе 57 говорится так: «Благодарение Господу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» И в этом — объяснение всего.

Больше, чем просто покорность

«Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: „мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать“» (Лк. 17:10).

Мой отец работал на перуанских рудниках. Раз в пятнадцать дней он приезжал домой. Тогда мы с братьями устраивали праздник. В одно воскресное утро, заслышав его громкий голос, мы бросились к нему навстречу. Он обнял нас, а старшего брата попросил принести стакан воды. Брат вышел из комнаты и минут пятнадцать не возвращался, так что отец уже начал нервничать. Но вот он появился со стаканом апельсинового сока. «Папа, — сказал мальчик, сияя от счастья, — я так рад, что ты снова с нами, и я приготовил для тебя апельсиновый сок».

Никогда не забуду, как тронут был отец, и не забуду поступка брата. Двенадцатилетний мальчик выполнил то, что ему было сказано, но его любовь сделала больше: он не ограничился просто стаканом воды, а приготовил апельсиновый сок.

Те, кто стремится с каждым днем все больше походить на Иисуса, не должны придерживаться лишь только буквы закона, их должна побуждать любовь к Отцу. Покорность, не основанная на любви, бессмысленна. Есть люди, которых больше всего интересует форма, и они даже не осознают этого. Они забыли или не знают, что любовь и уважение к другим — один из основополагающих принципов.

Покорность из страха подвергнуться наказанию или же избежать последствий, ограничивается исполнением приказанного. Порой человек исполняет что-либо лишь ради того, чтобы быть замеченным другими.

Покорность же, основанная на любви, — иного рода, ибо она рождается не из буквы закона, а идет от сердца.

Памятный стих на сегодняшний день говорит о том, что простая покорность это не заслуга. «Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».

Есть люди, которые постоянно спрашивают: «Можно ли сделать это?», «Могу ли я сделать то?», «Не запрещено ли это?», «Как далеко я могу зайти?» И вот они ждут, чтобы церковь определила для них рамки того, что следует или чего не следует им делать. Этим людям неведома вся благость жизни в Господе. Им лишь нужно, чтобы церковь указала, что следует делать.

Тем же, кто живет в любви ко Христу, даруется новое сердце, в нем запечатлены основы вечного Закона Божьего, и им не требуется задаваться вопросом, в какой степени они должны проявлять покорность, чтобы спастись. Их покорность исходит от сердца, открытого Господу, и она безгранична. Эти люди всегда готовы идти дальше. Они не довольствуются лишь «стаканом воды», дабы не навлечь гнев Отца,- они готовят «свежий апельсиновый сок», ради того чтобы увидеть улыбку Иисуса.

На чем же основана твоя покорность?

Прими решение

«Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда!» (Иоил. 3:14).

Прошло 34 года с тех пор, как моя мать приняла Иисуса, а мой отец впервые услышал о Спасителе. В начале их совместной жизни он препятствовал молодой супруге, решившей присоединиться к Церкви. В дальнейшем он понял, что христианство — это стена, ограждающая детей от дурного влияния, и решил поддержать в этом семью, хотя сам никогда не был верующим. Он был хорошим отцом, образцовым мужем и во всех отношениях положительным человеком без вредных привычек, но не желал соединить свою жизнь с Иисусом.

Прошли годы. Я стал пастором и отправился в Бразилию. Бог оказался милостив ко мне во время моего служения, но в глубине души всегда была печаль, поскольку отец так и не принял решение соединиться со Христом.

Всякий раз, когда я заводил с ним этот разговор, он отвечал: «Я не причиняю никому зла. Я не хочу креститься только потому, что время от времени бываю в церкви, возвращаю десятину и соблюдаю субботу».

На протяжении многих лет в своих молитвах я упоминал отца, и вот однажды, по возвращении на родину к Рождеству, отец приятно удивил меня, сказав, что хочет креститься.

Субботним вечером я вошел с ним в баптистерий и совершил над ним крещение, скрепив его союз с Богом. Этим же вечером семья устроила праздник, чтобы выразить радость по поводу крещения отца. Нас у отца было девять детей, и все мы были в Церкви с нашими супругами и детьми. Что может быть прекраснее святого ликования от воссоединения последнего члена семьи со всеми нами, ожидающими возвращения Христа?

Но в тот же день я узнал, что отцу осталось жить не больше двух месяцев: его пожирала ужасная болезнь — рак.

Перед возвращением в Бразилию я зашел к нему в комнату. Лицо отца избороздили морщины времени, тело иссохло под воздействием болезни. Я знал, что вижу его последний раз в этой жизни, и мне хотелось плакать, но его улыбка ободрила меня. «Иди с миром, сын, исполняй свой долг в Бразилии, меня уже ничто не страшит: ведь я узнал Иисуса».

Спустя месяц после моего отъезда я получил печальное известие о том, что отец почил, храня святую надежду на то, что вновь воссоединится со своими детьми в день возвращения Иисуса.

А ты? Ты принял решение? Или ты пребываешь среди толп в долине суда? Господь готов все сделать для тебя. Единственное, что Он не может сделать, — принять решение за тебя. Это надлежит сделать тебе. Прими же сегодня это решение, пусть это несказанно удивит твою семью. Сегодня утром я буду молиться за тебя, хотя мы и незнакомы. Сделай выбор в пользу Иисуса!

Христос и терновник

«И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает» (Исх. 3:2).

Для того чтобы уподобиться Иисусу, человеку нужно взирать на Него ежедневно, причем с разных точек зрения. Библия — это Книга Агнца, и в ней явления Мессии обозначены по-разному.

Терновый куст, который горит, но не сгорает — это один из образов Христа. Терновник символизирует Его личность. Он — Бог и в то же время человек. Он — человек, но также и Бог. Без Божественной сути Его кровь не могла бы иметь силу для искупления грехов человеческих, без человеческой природы не было бы крови и не было бы искупления грехов. Посмотри на терновник. Это слабый, недолговечный кустарник, тянущийся из иссохшей почвы, — но в нем Бог, и потому он не сгорает в пламени.

Терновник олицетворяет также страдания Христа. Огонь пытается ранить, пожрать, уничтожить его, но тщетно. Враг преследовал Иисуса с момента рождения и до самой смерти, но безрезультатно. Огонь не может уничтожить терновник.

Кроме того, терновник символизирует силу. Он попрал смерть. Что с того, что огонь пытается пожрать терновник? Он восстал из гроба, империя врага разрушена навсегда.

Сегодня, друг мой, обрати свой взор к терновнику (см. Втор. 33:16) и ты не будешь испытывать страх перед величайшими трудностями. Ты не один. Оглянись: ты уже преодолел много преград на своем пути — и остался жив. Почему? Потому что «терновый куст горит огнем, но… не сгорает» (Исх. 2:3). Посмотри теперь вперед. Там могут встретить тебя мрачные тучи, бури и раскаты грома, но голос Иисуса слышится со всей ясностью: «Пойдешь ли через огонь, не обожжешься» (Ис. 43:2). Иудейские юноши, погибшие в огне, сожженные в начале христианской эры, сказали бы тебе: «Иди дальше, вперед, мы смогли, и ты сможешь».

А теперь вопрос: уверены ли мы, что Христос пребывает в нас посредством Святого Духа? Живет ли Он в нашем сердце, потому что мы ежедневно поддерживаем связь с Ним? Будь это не так, тогда то, о чем нам говорит терновник, не принесло бы нам утешения. В последний день, когда Христос вернется в славе и величии во всепоглощающего пламени, люди будут разделены на две группы: те, кто не пустил Его в свое сердце, окажутся «как солома» (Мал. 4:1), другие же в огне будут пребывать в спокойствии. Дай Бог, чтобы мы оказались в их числе!

«Преобразуйтесь обновлением ума вашего»

«И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2).

Когда юноша говорит своей избраннице: «Я люблю тебя всем сердцем», это любопытно, не правда ли? Ты заметил, что сердце всегда в ответе за наши чувства, а разум — за наши действия?

В памятном стихе сегодняшнего дня Павел старается объяснить нам, что для того, чтобы стать похожими на Христа, мы должны начать с обновления нашего сознания. «Преобразуйтесь обновлением ума вашего», — советует апостол.

В действительности греховные деяния рождаются в сознании, преобразуются в чувства и наконец воплощаются в действиях. Вот почему в момент принятия веры Бог обещает нам «разум Христа».

Если мы хотим стать счастливыми в христианстве, нам следует изменить сознание, то есть само естество. Человек с сознанием врага или с греховным естеством, с бесчувственным сердцем, будет любить лишь только то, что есть в этом мире, прах этой жизни, он будет жить в поисках земных утех. Христианин же, который однажды обрел Иисуса и принял его как Спасителя, уже не может «сообразоваться с веком» (Рим. 12:2). В момент принятия Иисуса Спаситель дарует ему божественное естество. И тогда человек обретает сознание Христа, и по мере того, как он живет в единстве с этим источником праведности, его собственное сознание изменяется, у него появляются новые помыслы, рождающие благородные чувства, которые в итоге воплощаются в добрые дела.

Может ли кто-либо, не принявший веру и не живущий каждодневно в единении со Христом, знать, что есть «воля Божия, благая, угодная и совершенная»? (Рим. 12:2). Это так же невозможно, как невозможно заставить волка есть траву.

Мы, родители, хотим, чтобы наши дети имели разум Христа, а не просто хорошо себя вели. Того же желают и отцы Церкви. Они хотят, чтобы Церковь постоянно пребывала со Христом.

Нам следует начать с изменения мировоззрения. Но ошибка в выборе того, с чего начать, может оказаться плачевной. Как выразился один мой коллега, «пытаясь создать колибри, мы можем породить летучую мышь».

Отправляясь сегодня по своим каждодневным делам, реши в своем сердце быть ближе к Иисусу. Пусть этот день станет днем твоего единения с Ним. Наслаждайся мыслями о Нем, пусть с Ним будет связано все, что ты собираешься сделать. Пусть в сердце твоем звучит гимн Иисусу. Познай Его волю, благую, угодную и совершенную.

Нас ждет вечный дом

«Потому что странники мы пред Тобою и пришельцы, как и все отцы наши, как тень дни наши на земле, и нет ничего прочного» (1 Пар. 29:15).

Давид, пастушок с полей Вифлеема, который в юности решительно вступил в поединок с великаном Голиафом, а позднее правил своим народом, в конце концов состарился и устал, и в сегодняшнем стихе звучат одни из его последних слов. Жизненный опыт, который они выражают, свидетельствует о том, что это — слова старца. Давид был человеком мудрым и умным. Он правил Израилем более 40 лет. Его слова стоят того, чтобы их хранить, как сокровище, так как в этих словах отражен его опыт. Но важно прежде всего то, что даже если Давид в некоторые моменты своей жизни отдалялся от Бога и падал очень низко, он всегда раскаивался и бывал прощен. Поэтому сегодняшний стих есть живое Слово Божье.

Давид, уже готовый сомкнуть глаза и отойти в мир иной после того, как он познал разные стороны человеческой жизни, горечь ошибок, благодать прощения и преображения, напоминает тем, кто придет после, о том, что земные радости преходящи.

«Мы… пришельцы», — говорит он. Наш дом не здесь. Существует лучший мир, вечный дом, прекрасная страна.

Возлюбленные мои, в этой жизни нас поджидает большая опасность бессознательно пустить здесь глубокие корни. Да, мы находимся в этом мире, должны в нем жить и стремиться быть полезными семье, церкви, обществу и родителям. Но нам нельзя забывать, что мы — не из этого мира.

Давид сравнивает нашу жизнь с тенью. Библейский автор хочет тем самым показать быстротечность жизни, и мы можем извлечь из этого интересный урок. Тень не существует сама по себе. Она движется вместе с тем, кто ее отбрасывает. Она повторяет все его движения. Почему бы нам не превратить свою жизнь на земле в отражение жизни Христа, и не сделать так, чтобы Он жил в нас? Давайте же думать о Нем каждую минуту своей жизни. Я не сомневаюсь, что это будет лучшим способом всегда помнить о том, что там, далеко от земли, нас ждет вечный дом.