Июнь

Ты можешь победить искушение

«Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13).

В 10-й главе Первого послания к Коринфянам апостол Павел излагает историю народа Израиля и многочисленных бедствий, постигших его. В 11-м стихе он говорит, что «все это происходило с ним, как образы; а описано в наставление нам», и прежде, чем начать наш сегодняшний стих, он говорит, что было бы хорошо (см. ст. 12) всем хотя бы немного задуматься над своим положением, чтобы не испытать тех же страданий, которые испытывал народ Израиля; однако следует также помнить, что нет искушений, которые люди не смогли бы преодолеть.

Искушение — это часть жизни. Враг всегда приходит, чтобы ранить нас, посеять в нас недоверие к Господу или поставить нам подножку. Конечная же цель врага — отдалить нас от Христа, ибо тогда мы потеряем шанс на спасение и погибнем. Если же мы окажемся вдалеке от Источника праведности, то бесполезным будет любое доброе начинание, которое мы попытаемся осуществить по собственному почину.

У тебя серьезные финансовые проблемы? Не забывай, враг хочет отдалить тебя от Иисуса. Жестокая и необъяснимая случайность лишила тебя любимого человека? Ты готов проклясть имя Господа за то, что Он не защитил тебя? Помни: враг только этого от тебя и ждет. Он добивается того, чтобы ты утратил доверие Иисусу, чтобы пошатнулась твоя христианская вера и закралось сомнение в то, что Господа интересуют твои беды и проблемы.

Ты связан какой-то привычкой, от которой хочешь избавиться? В твоей жизни есть что-то греховное, от чего ты не можешь отказаться? Прочитай сегодняшний стих: «И верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13). Разве это не вселяет надежду?

Я знаю, что в дни страданий, слез, бед и искушений человек чувствует себя одиноким. Но ведь есть же и надежда. Посмотри на Иова, восставшего из праха. Подумай о Данииле, вышедшем невредимым из львиного рва. Представь себе Иоанна, который на острове Патмос узрел лицо Иисуса. Вспомни о Марии Магдалине, которая знала цену искушению. Подумай о том, какие обстоятельства тянули ее на дно, как она обрела силу у ног Иисуса. Теперь ты тоже можешь победить!

Размышлять или верить

«Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому» (Ин. 12:23).

В Иерусалиме отмечался праздник, на котором присутствовал Иисус. Все хотели воспользоваться возможностью увидеть и послушать Его. Одни — из любопытства, другие — потому, что не знали, где искать помощи, а третьи жаждали, чтобы Учитель из Галилеи допустил какую-нибудь ошибку, чтобы потом осудить Его.

«Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины», — говорится в Ин. 12:20. Греки исповедовали логическую и рациональную религию. В ней не было места вере. Они были неспособны верить в то, чего их глаза не видели, а пальцы не ощупывали. В этом была одна из причин, по которой они придавали своим богам человеческий облик и характер. Они не могли верить, поэтому стремились все подвергнуть анализу.

Рациональная логика их образа жизни удовлетворяла интеллект, но не наполняла сердце. Я знаю обладателей нескольких ученых степеней, которые продолжают искать смысл жизни. Я встречаю очень состоятельных людей, которые готовы всем пожертвовать ради внутреннего спокойствия, обрести которое можно только рядом со Христом. В культуре нет ничего плохого. Нет ничего плохого в деньгах, славе и власти. Проблемы начинаются, когда все перечисленное становится смыслом жизни, а не средством для того, чтобы самому стать лучше. Христианство призвано не уничтожить достижения человечества, а наделить смыслом все деяния человека.

Те греки устали от поисков смысла жизни. Рациональная религия их родины не заполняла пустоту в сердце, поэтому они все бросили и ушли в Иерусалим. Люди, лишившиеся бодрости духа, всегда ищут Иисуса и, найдя Его, обретают уверенность в себе, готовность отвечать на вызовы жизни и добиваться победы. И все же слова Иисуса для них неожиданны: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому» (Ин. 12:23). Что имел в виду Иисус? Очевидно, собственную смерть. Но разве не странно говорить о прославлении, умирая? Обычно, чтобы прославиться, люди выходят на подмостки сцены или на трибуну, где на них устремлены глаза многих.

Однако здесь Иисус говорит о том, чтобы прославиться Своей смертью. Он демонстрирует грекам алогичный аспект христианства. В то время как люди убивают ради победы, Христос умирает — и тем самым побеждает. В то время как люди живут ради того, чтобы добиться славы, Христос распят на кресте, как преступник, ради того, чтобы прославиться.

Это не сочеталось со здравым смыслом. Здесь должно быть место для веры. У греков было лишь два пути: либо держаться рационализма, либо верить. И это важное решение нам приходится принимать каждый день.

Исповедание упования

«Будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший» (Евр. 10:23).

В первых стихах 10-й главы Послания к Евреям апостол раскрывает первосвященническое предназначение Христа. Он представляет Церковь как Божий дом, в котором Иисус — Первосвященник. Затем он призывает присутствующих ощутить благость спасения: «Да приступаем с искренним сердцем…» (ст. 22). И в завершение апостол выражает суть нашего сегодняшнего стиха: «Будем держаться исповедания упования неуклонно».

Давайте разберемся, что означает вырожение «исповедание упования». Прежде всего, это спасительное познание Христа. Причем, не только теоретическое знание, но знание непосредственное как результат повседневного и постоянного общения с Ним. «Христос в вас, упование славы» (Кол. 1:27).

Во-вторых, «исповедание упования» означает доверие Христу. Мы снова возвращаемся к началу. Как можно доверять тому, кого мы не знаем, и как можно узнать человека, если мы с ним не общаемся?

В-третьих, «исповедание упования» значит — потверждать, свидетельствовать. Люди должны узнать, благодаря нашим словам и нашей жизни, что Христос живет в нас. Часть исповедания — это проповедь. Та, которая придает смысл истинно благочестивой жизни. Христианин, который не проповедует, сам через некоторое время перестает ощущать необходимость общения с Иисусом.

И наконец, «исповедание упования» включает в себя подчинение Его заповедям. «Овцы Мои слушаются голоса Моего… и они идут за Мною» (Ин. 10:27). «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). Это не есть условие, чтобы быть Им любимым. Это результат любви к Нему. Иисус обещает вписать Свои заповеди в наши сердца. Это подчинение не из страха, но из любви.

В сегодняшнем тексте апостол советует нам «держаться исповедания упования неуклонно» (Евр. 10:23). Почему? Потому что есть враг, действующий под многими личинами, который пытается превратить все в грязь и мусор. Это он выступает против нас, делая нашу природу греховной. Как нам его победить? Верить Обещавшему, не оставлять собрания своего (см. ст. 25), и пусть Дух Святой пребудет в нас, ведя каждодневно к большим свершениям.

Ты готов включиться в борьбу за жизнь? Храни в своем сердце этот стих, поставь в магнитолу своей машины кассету с вдохновляющей музыкой, будь в постоянном общении с Иисусом, и вечером ты вернешься домой с победой.

Фальшивые убежища

«И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства» (Ис. 28:17).

Враг стремится всяческими способами разрушить жизнь людей. Одних он связывает пороками и дурными привычками, которые постепенно разрушают их жизнь; других же приучает к жизни внешне безупречной, но оторванной от истинного источника силы, Христа; третьих ведет к неверию и постепенному ожесточению. «Сказал безумец в сердце своем: „нет Бога“» (Пс. 13:1). Некоторых христиан враг заставляет жить в безразличии и праздности. Сегодняшний текст рассказывает нам, как враг внушает кое-кому идею создания фальшивых убежищ, в которых они пытаются укрыться от страха и отчаяния — как правило, эти чувства испытывают те, чья жизнь проходит без Христа.

Обычно человек живет с ощущением тревоги и чувства вины. Он может обратиться к психиатру или психоаналитику, может принимать лекарства или постараться каким-то образом забыть прошлое, однако чувство вины будет постоянно терзать его сердце. И все оттого, что человек нуждается в убежище, чтобы укрыться от угрызений совести.

Человек также нуждается в укромном уголке, где бы можно было переждать жизненные бури. Пока мы находимся в этом мире, в руках врага, он будет всегда ранить нас, наносить удары и заставлять ветер дуть нам в лицо.

Что можно сказать о смерти? Любой человек в своем естественном состоянии боится приближения смерти. Куда бежать, когда подойдет последний час? Где спрятаться? Какое найти убежище?

Враг подталкивает человека к созданию фальшивых убежищ. Некоторые пытаются исправить отдельные жизненные привычки. Но это не христианство. Это не тот способ, каким Господь стремится запечатлеть черты Иисуса в характере Своих детей. Ампутация руки не спасет того, чье тело поражено гангреной.

Другое ложное убежище, это жизнь в соответствии с якобы правильной моралью. Когда враг не в состоянии заставить нас совершать греховные, аморальные поступки, он наверняка подтолкнет нас к морально правильной жизни, но без Христа. Так или иначе, но мы останемся потерянными.

Каковы другие ложные убежища? Щедрые даяния, надежды на то, что милость и всепрощение Господа безграничны и т. д. Любое фальшивое убежище, созданное человеком, бесполезно. «И воды потопят место укрывательства» (Ис. 28:17). Единственная надежная скала — это Иисус. Размышляй об этом весь сегодняшний день.

Когда жизнь теряет смысл

«Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10).

«У меня пропало желание жить, — говорила одна девушка, сидя передо мной. — Жизнь для меня — просто монотонное существование, которое никогда не кончается. Я боюсь наступления следующего дня, потому что он будет таким же серым, как и все остальные».

Почему пропадает смысл жизни?

Прежде всего, следует помнить, что монотонность — это уже симптом, говорящий, что внутри нас не все в порядке. Монотонность — это противоположность активной жизни; монотонность означает, что мы потеряли любовь к жизни.

Кроме того, монотонность следует считать результатом низкой самооценки, когда мы соглашаемся с мыслью о том, что наша жизнь — единственная, какую мы заслуживаем. Монотонность есть агрессия против того, кто сделал нашу жизнь столь неудачной, то есть против нас самих. Монотонность есть трусливое признание собственной неспособности постепенно менять направление своей жизни.

Затем монотонность порождается стремлением возложить вину за все на других, на обстоятельства или на прошлое, вместо того чтобы придать всему значение и смысл. Ожидая, что кто-то другой сделает нашу жизнь более яркой, мы наверняка погрузимся в монотонность бессмысленной жизни.

И наконец, монотонность обусловлена мыслями о том, что нам некуда идти, и что нет ничего такого, чего бы стоило добиваться.

А когда жизнь сосредоточивается на лихорадочных поисках таких преходящих вещей, как культура, деньги, власть, слава, удовольствия, наступит момент, когда мы сами ощутим, что все, чего мы добились, ничего не стоит, ибо больше нам добиваться нечего.

Если однажды ты почувствовал, что жизнь становится монотонной, бесцветной, что завтрашний день не манит тебя новыми возможностями, знай, что уже сегодняшний день может дать тебе нечто новое. Насладись близким общением со Христом, постарайся найти положительные черты в других людях, попробуй протянуть им руку помощи, осмелься создать свою мечту. Живи с избытком, как тебе предлагает Христос.

Ковчег завета — символ христа

«Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя» (Исх. 25:10).

Ковчег из скинии — еще один символ Христа в Библии. Ковчег завета и сегодня сияет в небесном святилище.

Ковчег представлял собой обычный сундук шириной в полтора и длиной в два с половиной локтя. Иисус всегда исполнен спокойного величия, и не нуждается во внешних украшениях, необходимых, чтобы привлечь внимание.

Материалом для ковчега служила древесина. В этом смысле ковчег завета символизирует человеческую природу Иисуса. Здесь Христос предстает как «потомок Евы». Его тело будет подвергнуто истязаниям, которые заслужили мы. Древесина ситтима (акации) не обычна, она не разлагается, не поддается червоточине, сопротивляется превратностям времени. Живя на земле, Христос оставался незапачканным грехом. Хотя природа Его совершенна, Он подвергался всем искушениям, однако не согрешил, ибо прожил жизнь в постоянной связи с Отцом, показав нам путь к победе.

Ковчег — это больше, чем просто древесина. Она была покрыта золотом. Христос был не просто человеком, но Богом. В противном случае Его жертва была бы только смертью мученика, но не имела бы в себе спасительной силы. Золото также свидетельствует нам о совершенстве Иисуса, Который стремится воспроизвести Себя в Своих детях. Поэтому ковчег есть хранитель Закона. А Закон есть отражение сущности Христа. Человек может отрицать действие Закона, может даже не признавать Иисуса, если хочет, однако Христос хранит заповеди закона в Своем сердце. Ибо сказано: «И закон Твой у меня в сердце» (Пс. 39:9).

Именно принципы этого Закона Иисус желает запечатлеть в нашей жизни, чтобы они остались в ней вечно и чтобы наше подчинение Ему было добровольным по действию сердца.

Слово убивает

«И слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит» (2 Тим. 2:17).

Однажды некий человек, глядя на гуся, величественно прогуливавшегося по двору, сказал: «Это очень достойный гусь».

Старая курица, оказавшаяся поблизости, поздно вечером сообщила петуху совсем другое:

— Говорят, что это очень недостойный гусь.

— Я всегда так думал, — ответил старый петух.

На следующий день по всему птичнику разнеслась весть о том, что гусь, такой с виду достойный, на самом деле очень опасен, что он — настоящий коршун в гусиных перьях.

А маленькая курочка даже видела однажды — правда, издалека, — как он разговаривал в лесу с кем-то, похожим на коршуна.

— Наверняка они замышляли какое-то злодейство, — предположила она.

Селезень тоже припомнил, что гусь как-то выразил неудовольствие гусиной жизнью.

А еще через день все обитатели птичника, вооружившись камнями и палками, разыскали гуся и чуть было не забили его до смерти. И хоть это всего-навсего сказка, горькая правда состоит в том, что слово может разрушить чью-то жизнь.

Как следует реагировать на клевету человеку, который постоянно стремится походить на Иисуса? Спросить у собеседника соответствует ли действительности то, что он слышал?

Это, несомненно, лучший способ вылепить снежный ком. А может быть, посмотрев внимательно на того, кто принес сплетню, заявить, что вам неинтересны пересуды о чужой жизни? Это, конечно, создаст некий ореол «святого», но все же не так надлежит поступать истинному христианину.

Тогда как он должен поступить? Лучше всего выслушать, не перебивая, не комментируя и не расспрашивая других людей, «чтобы узнать правду», а после подойти к тому, о ком говорят, рассказав ему все.

Такой поступок должен быть естественным, исходить от чистого сердца. И это возможно только тогда, когда человек ежедневно общается со Христом, когда Святой Дух освящает его чувства и слова.

Герои сегодняшнего памятного текста Именей и Филит вошли в историю как великие сплетники. Господь не попустит, чтобы ваше имя пополнило этот список.

Обет будет выполнен

«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22:6).

Писатель Эрнест Хемингуэй в своей повести «Старик и море» описывает старого рыбака из предместья Гаваны, который после 84 дней безуспешного поиска рыбы решил выйти в открытое море, чтобы сделать последнюю попытку. Спустя три дня, в течение которых он питался только сушеной рыбой и пил воду из единственной захваченной с собой бутылки, старик наконец поймал самую большую рыбу в своей жизни.

Пойманная рыба была настолько велика, что рыбак не смог положить ее в лодку, указывает писатель, и потащил рыбу за собой на веревке, но добыча привлекла акул. И тогда старик начал тяжелую борьбу с этими морскими хищниками. Некоторых из них он убил ударами ножа и весла, однако добравшись до берега, с грустью увидел, что акулы полностью съели пойманную им рыбу.

Эта история очень схожа с ситуацией, в которой оказываются многие родители: они не жалеют сил, чтобы воспитать своих детей в духе Господа, посылают их учиться в христианские колледжи, а на старости лет с горечью замечают, что акулы повседневной жизни уничтожили духовную жизнь их чад, которых они растили с таким старанием и любовью.

Однажды я получил грустное письмо от одного отца, который описывал аналогичную ситуацию: «Пастор, по-моему, я сделал все для того, чтобы спасти своих детей, но почему они не в Церкви? В чем была моя ошибка?»

Сегодняшний стих дает нам надежду. «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится». Если ты, уважаемый отец, наставлял своего сына с ранних лет, а он, став взрослым и воспользовавшись свободой, данной ему Господом, все забыл — не отчаивайся. Слово Божье с ним, и твой сын его не забудет. Брошенное семя рано или поздно прорастет, возможно даже тогда, когда ты уже упокоишься с миром. В день воскресения ты получишь самый приятный сюрприз в своей жизни. Твой сын встретит тебя с распростертыми объятиями.

Истинное значение креста

«А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14).

Не знаю, слышал ли ты о современном кресте, о котором сейчас много говорят в церковных кругах. По своей физической форме он похож на крест Христа, однако его духовное воплощение совершенно иное. Я говорю об одном весьма привлекательном теологическом направлении, которое выступает за то, чтобы христианство не предъявляло человеку суровые требования, а, напротив, предлагало ему все, что есть в этой жизни, только в более возвышенной духовной форме.

Данное теологическое направление, возможно, кажется весьма привлекательным, ибо говорит о спасительной и всепрощающей любви, однако оно несостоятельно, поскольку в нем не говорится о силе преобразования.

Христов крест означает не только славу, но также и бесчестье. Это, прежде всего, символ смерти. Его установили на Голгофе, чтобы на нем лишить жизни Богочеловека. Крест не означал любовь и удовольствие, он означал боль, страдания, бесчестье и смерть.

Христианство — это не просто изменение поведения. Христианство — это смерть и новое рождение. Пожалуйста, не пытайся изменить себя, не будучи уверенным, что ты мертв. Иди к Христову кресту и умри на нем, положи свою жизнь к ногам Иисуса. Умри в Нем и потом воскресни для победной жизни.

Крещение — вот объяснение того, что происходит на кресте. Ты умираешь и воскресаешь. Только не старайся распять самого себя. Этого никто не может сделать. Ты можешь прибить свои две ноги и руку, но кто прибьет твою другую руку? Это Христос должен тебя распять. Ты должен быть погребен. Но будь осторожен, ибо никто не может похоронить сам себя. Нужен еще кто-то. Христос — вот Тот, Кто погребает.

Иисус поднят на Голгофском кресте, Он умер. Он занял наше место, но раскинул руки для объятия, в котором мы должны умереть. Возблагодарим Бога за то, что это Его кровь была была пролита. Окунемся в Него!

Последнее слово за Богом

«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1:8).

Девушке было всего 14 лет, весной она хотела креститься. Ее мать была страдалицей во Христе, ибо ежедневно подвергалась преследованиям со стороны мужа, который и слышать ничего не хотел об Иисусе. Но несмотря на это, она воспитывала детей в страхе Божьем. Как-то в понедельник девушка со слезами на глазах сказала пастору, что не может креститься, потому что ее отец против этого. Угрожающе подняв указательный палец, он заявил ей: «Последнее слово — за мной». Он ошибался. Последнее слово никогда не будет за человеком. Во вторник он попал в автокатастрофу, а в четверг его похоронили. Последнее слово оказалось не за ним, а за Богом.

Человек не властен в выборе места и времени своего появления на свет. Это определяет Бог, не спрашивая мнения человека. Однажды ребенок появляется на свет, и тогда все начинается. С этого момента у него есть свобода выбора: принять или отвергнуть пути Господни. Человек взрослеет и становится хозяином самого себя. Он может забыть, что жизнь ему дарована Богом, может жить так, как считает нужным, но в один прекрасный день все кончается. И в этом случае за Богом остается право завершить то, чему Он Сам положил начало, независимо от того, хочет этого человек или нет, принимает ли он это или не принимает. Наука может делать все, но не может дать жизнь или продлить ее. Это может только Бог.

«Я есмь Альфа и Омега», — говорит Иисус. Это относится как к физической жизни, так и к жизни духовной. Новое рождение — это тоже чудо, творимое Божественной силой. Инициатива в спасении принадлежит Ему. Человек же должен только отвечать. Никто не спасается только потому, что хочет быть спасенным. Что касается нас самих, то мы лишь хотим идти своей дорогой. Это Он рождает в нас как и стремление к этому, так и добровольное исполнение этого стремления. В Нем мы рождаемся, в Нем вырастаем и в Нем умираем. Без Него мы — ничто и ничего не можем сделать.

Если в какой-то момент мы чувствуем искушение взять в свои руки жизнь, данную нам Богом, и распоряжаться ею по собственному усмотрению, нам стоит вспомнить, что Иисус просит нас вернуться к Нему и ждет нашего возвращения.

Как грустно видеть, что тысячи людей проживают жизнь так, будто она никогда не кончится. Они подобны потерянной драхме. Они уведены с правильного пути, но не знают об этом. Они безразличны к своему духовному состоянию и бесчувственны к спасительной любви, которую Он им предлагает.

Твоя задача сегодня — сказать этим людям, что Бог любит и ждет их.

Вечная заповедь

«И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею“, — вот первая заповедь! Вторая подобна ей: „возлюби ближнего твоего, как самого себя“. Иной большей сих заповеди нет» (Мк. 12:30,31).

Как часто эти заповеди становятся предметом наших размышлений?

Данный вопрос не случаен, и вот почему. Эти заповеди, как всякий истинно Божественный Закон не являются только моральными нормами. Они есть первооснова как личной духовной жизни христианина, так и общественной. Ведь подлинная жизнь человека состоит не в утверждении его собственной воли, не в пассивном подчинении его собственным природным влечениям, а в исполнении высшей правды, действующей в нем воли Божией.

Истинное начало жизни человека выражено в высшей заповеди Ветхого и Нового Заветов (Втор. 6:5; Мк. 12:30 — 31).

Сегодняшнее общество избрало для себя иное начало, начало в котором отсутствует Божественная основа. Мир отверг Бога, Которым все стоит, движется и существует.

И это послужило причиной того, что человек стал рабом стихийных страстей, губящих его душу. Мир не может правильно воспринять человека, потому что отверг Бога как Творца человека.

И только истинная Церковь, общество Господне, избрала для себя основой Божественный Закон.

«Первые четыре из десяти заповедей содержатся в одной главной заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем», а последние шесть — в другой заповеди: «Возлюби ближнего твоего как, самого себя». Обе эти заповеди являются выражением закона любви. Невозможно соблюсти первую заповедь, нарушая вторую, и, наоборот, невозможно соблюсти вторую, нарушая первую. Когда Бог занимает подобающее Ему место в нашем сердце, мы будем внимательны к нашему ближнему и будем любить его, как самого себя. Только в том случае, если мы больше любим Бога, мы становимся способны искренне любить ближнего». (Е. Уайт. «Желание веков», с. 607).

Любящий «всей крепостью и всем разумением» Господа может оценить личность своего ближнего. Нам, людям, свойственно смотреть на своего ближнего, как на явление физическое, забывая о том, что в сердце его происходит борьба между двумя силами. Силой добра и силой зла. Мы перестаем ценить своего ближнего по причине его внешних факторов.

Цена же человека в глазах Божьих — это жизнь и смерть Его Единородного Сына. Осознавая эту безмерную любовь Бога к человеку, мы уже иначе смотрим на нашего ближнего.

Нам необходимо постоянно помнить об истинных и подлинных началах жизни. Поскольку только любя Бога и ближних, Церковь сможет осуществить замысел Господень.

Можно ли воздавать злом за добро?

«Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас» (Лк. 6:27).

Этот библейский завет предельно ясен. Не нужно пытаться как-то интерпретировать эти слова. Мы должны делать добро даже своим врагам.

В Древней Греции некий юноша, живший в отдаленном городе, очень хотел участвовать в олимпийских играх. Родственники и друзья всячески поощряли его, и юноша вскоре отправился в столицу. После месяцев напряженных тренировок и добровольных ограничений, он был готов участвовать в состязании на колесницах, запряженных лошадьми.

Соревнования начались. Юноша вырвался вперед, но тут же услышал, как, оказавшийся сзади, бывалый участник состязаний начал сыпать оскорбления и угрозы в его адрес. Юноша продолжал мчаться вперед, не отвечая, и вдруг заметил, что сопернику стало плохо и жизнь его в опасности. История говорит, что юноша стал оказывать помощь своему сопернику, и в это время вперед вырвались другие участники соревнований, которые и прибыли на финиш первыми. Олимпийские игры юноша проиграл, но в родном городе был встречен с большими почестями.

Похоже на сказку, верно? А знаешь, почему? Потому что мы живем в мире, где господствует дух конкуренции. Этот дух мы впитываем и в школе, и в семье. Нас окружает «культура успеха», в которой главное — быть всегда первым, не думая ни о тех, кто остался позади, ни о том, что с ними происходит.

Тот, кто стремится с каждым днем все больше походить на Иисуса, будет вырабатывать в себе черты Христа — умение понять и простить, что и позволило Ему, невиновному, умереть никого не проклиная и не обвиняя.

Рассказывают, что однажды гостиничная горничная нагрубила великой оперной певице Марии Андерсон, не зная, кто она. О происшедшем узнал администратор гостиницы и лишил горничную свободного вечера, в который она как раз собиралась пойти на концерт певицы.

Возвратясь после концерта в гостиницу, Мария Андерсон заметила, что горничная расстроена, поэтому спросила ее, что случилось. Та сказала, что не смогла пойти на концерт, которого она так ждала. Тогда Мария Андерсон исполнила для горничной «Аве, Мария» прямо в коридоре гостиницы. Разве это не великолепно?

Возлюбленные, очень нелегко выполнять указание Учителя, о котором говорится в сегодняшнем стихе. Иисус не собирался этим затруднять нам вход в Царство Небесное. В сердце Его было желание приблизить нас к Себе, поэтому Он говорит: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные… научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:28, 29). Это просто. Но ты никогда не постигнешь Его, если сам не попробуешь. Иди к Нему.

За тучами светит солнце

«Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся» (Ис. 40:30, 31).

Орла используют в качестве символа те, кто ждет Господа и верит в Него. Эта птица необычна с момента своего появления на свет. Цыпленка можно продать на рынке через девять недель. Орла — нет. Он должен, как королевский орел, до года летать один. Истинные христиане подобны орлам: им нужно время, чтобы стать собой. Сперва — посев, потом — всходы, а уж затем — результат.

Мы видим, что голуби, чайки, попугаи летают стаями, орлы же — никогда. Они всегда в одиночестве или, в крайнем случае, вдвоем. Они всегда поднимаются выше других.

С высоты лучше видна сила христианина, который зачастую из-за своих принципов вынужден оставаться один. Не бойся остаться один. Обычно христианин идет наперекор судьбе. Этот мир с его устоями не предназначен для Божьего народа. Летай выше, хотя те, кто высоко летает, остаются непонятыми. А когда кого-то не понимают, его опасаются, критикуют и осуждают.

Ты никогда не задумывался над тем, куда исчезают орлы, когда разражается буря? Куда они прячутся? А они не прячутся. Они распрямляют свои крылья, на которых могут летать со скоростью до 90 километров в час, мчась навстречу буре. Они знают, что над темными тучами — источнике электрических разрядов — светит солнце. В этой жестокой битве со стихией они могут потерять оперение, получить раны, но они не боятся и летят вперед. Потом, когда весь мир, погруженный во мрак, остается внизу, они спокойно парят там, высоко вверху.

В конце концов орлы, конечно, тоже умирают, но видел ли ты хотя бы раз мертвого орла? Возможно, на тропах заповедников ты наткнешься на труп курицы, собаки, голубя или какого-нибудь горного животного, но трупа орла ты не увидишь. А знаешь, почему? Потому что, почувствовав время ухода, он не жалуется и не страшится. Разыскав глазами самый высокий горный пик, орел собирает последние силы, поднимается на недоступную вершину и там спокойно ждет конца. Даже в смерти он великолепен.

Может быть, поэтому пророк Исайя сравнивает тех, кто верит в Господа, с орлами. Возможно, сегодня тебя ждет день, полный трудных дел. Некоторые из них покажутся тебе невыполнимыми, положись на Господа, помни о Нем и смело берись за дело. Не забывай, там, за тучами бури, светит солнце.

Он — наше знамя

«Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа на Амалика из рода в род» (Исх. 17:16).

Амалик, смертельный враг Израиля, был разгромлен в знаменитой битве, когда Аарон и Ор поддерживали руки Моисея, пока Иоиль громил полчища противника.

Когда же битва была закончена, Моисей «устроил жертвенник и нарек ему имя: Иегова Нисси» (ст. 15), что означает «Господь знамя мое». Блаженны люди, которые, закончив битву, не забывают воздать славу Господу, а не обыкновенному смертному человеку. Посмотри на знамя. Знамя — это Христос. Можем ли мы быть уверены, что это Он реет в нашей жизни и в жизни Церкви?

Знамя, развевающееся в вышине, есть символ победы. Когда армия завоевывает территорию противника, прежде всего над ней водружают свое знамя. Так позволим победившему Христу сиять в нашем сердце!

Амалик не канул в небытие, он стал символом врага. Разве сыны Господа не подвергаются его нападкам денно и нощно?

Это умный враг, который, желая разрушить чью-то жизнь, изучает, анализирует ее и готовит индивидуальное искушение для невинной жертвы, которому она не в состоянии противостоять. Но, пожалуйста, взирай на Христа. Смелые могут упасть, умные могут проиграть, сильные могут поскользнуться, однако те, кто идет с Иисусом, наверняка победят. Он совершил множество битв и ни одной не проиграл. Его могила пуста. Он всегда побеждает.

Красота государственного флага не идет ни в какое сравнение с величием алого знамени Христа. Оно увлекает за собой массы людей. Иаков перед смертью оглядел громадную толпу и воскликнул: «И Ему покорность народов» (Быт. 49:10). Исайя воскликает: «Кто это летят, как облака, и как голуби — к голубятням своим?» (Ис. 60:8). Сам Иисус говорит: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32). Так было и будет всегда. В вознесенном ввысь кресте таится непреодолимая притягательная сила. Никто не спорит, никто не сопротивляется — все опускаются на колени перед Агнцем. Людские массы заполняют стадионы в поисках Его. Иисус — наше знамя; Иегова Нисси идет впереди Своего народа.

Уверен ли ты, выходя на улицу, что Он будет сиять сегодня в твоей жизни?

Пойди и посмотри

«Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри» (Ин. 1:46).

В этом стихе содержатся и вопрос, и ответ. Задают вопрос и отвечают на него хорошие, искренние люди. Нафанаил — благочестивый человек, а Филипп — честный ученик Иисуса. Однако Нафанаил был несчастной жертвой предрассудка. Скажи ему Филипп, что Иисус произошел из Рима или Иерусалима, Нафанаил бы принял Его совершенно спокойно. Но из Назарета? Разве в этом маленьком захолустном городке может родиться кто-либо значительный?

Сегодня жизнь тысяч и тысяч людей пуста, потому что в ней нет Иисуса. Они нуждаются в Нем, однако живут в путах предрассудков и не могут от них освободиться.

У предрассудков много корней. Иногда они происходят от невежества. Мы не знаем сути дела и не хотим ее знать. Просто осуждаем. В других случаях предрассудки обусловлены нашим воспитанием: традиции прежде всего. Иногда даже мы и видим новый свет, но боимся принять его, потому что воспитаны иначе.

Иногда предрассудки бывают результатом гордыни. Мы считаем свое мнение превыше мнения других, и не желаем уступить ни миллиметра. Наконец, мы можем стать жертвой предрассудков потому, что не выходим за пределы своего окружения.

Что можно противопоставить предрассудкам? Филипп сказал Нафанаилу: «Пойди и посмотри». Убедись во всем сам. Проанализируй и сделай самостоятельные выводы на основе результатов этого анализа, а не на основе своих прежних убеждений.

Мне приходилось часто встречать людей с предрассудками и беседовать с ними. Иногда это холодные, расчетливые люди, стремящиеся все высмеять, вроде того диктора радиостудии, который пригласил меня на интервью и в течение получаса упражнялся в саркастических ядовитых словопрениях. Вообще он вел себя крайне непорядочно, а потом с невинной улыбкой сказал: «Извините, но мы, журналисты, — такие. Это наша работа».

Я посмотрел ему в глаза и ответил: «Вы не верите ничему из того, о чем говорили в своей программе. Вы несчастны и не можете быть счастливы без Христа. В глубине вашей души пустота, причиняющая вам боль, и это сказывается на вашей семейной жизни. Когда приходит ночь, у вас появляется такое чувство, что жизнь не имеет смысла. Почему вы бежите от Него? Иисус любит вас. Вы — лучшее, что есть у Бога. Зачем это отрицать? Хотите, я помолюсь за вас?» Он согласился, но на середине молитвы вышел, а когда вернулся с глазами, наполненными слезами, произнес: «Простите, это для меня слишком тяжело. Пожалуйста, простите меня. Я действительно очень сожалею».

«Пойди и посмотри». Ты связан предрассудками? Ты осуждаешь то, чего не знаешь, и критикуешь то, о чем не имеешь представления? Тогда пойди и посмотри.

Невероятное оказалось правдой

«И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места; ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит» (Быт. 19:14).

Содом и Гоморра, два города, погрязших в грехе, как повествует Ветхий Завет, были разрушены огнем. Почему Бог Ветхого Завета настолько жесток, что готов обрушить на людей огонь, потоп и болезни? Как понимать эти деяния Бога?

Прежде всего, вспомним, что жизнь в этом мире, — значит не только дыхание и движение; жизнь — это еще и промежуток времени. Жизнь есть Бог, Иисус Христос. Люди, которые сознательно отвернулись от Бога и совершенно не принимают во внимание Его существование, могут продолжать дышать, но они не живут, а только существуют.

Обитатели Содома и Гоморры добровольно отказались от Бога. Перестать дышать, — это вопрос времени, а они перестали существовать, пожранные огнем. Ты можешь подумать, что это жестоко, с точки зрения морали и этики наших дней, но если ты хоть раз испытал ад жизни без Христа, ад, сулящий сумасшествие, отчаяние и угрозу смерти для человека, у которого нет Бога, — тогда, возможно, будешь смотреть на это по-другому.

Однако наш сегодняшний стих не затрагивает эту тему. Его главное содержание — неверие людей в реальность опасности. «Выйдите из сего места, — были слова старого Лота, — ибо Господь истребит сей город». Но зятья его слова восприняли как шутку.

Анализируя сегодня Священное Писание, мы начинаем понимать, что Христос очень скоро придет на землю. Все библейские пророчества кроме этого сбылись. Все с математической точностью совпадает с данными этого отрезка времени. Мы живем в его конце. Но если ты скажешь об этом своим коллегам, они, вероятнее всего, посмотрят на тебя с недоверием и подумают, что ты шутишь. Так было всегда. Когда-то люди смеялись над Ноем и его сыновьями, называя его безумцем, — ведь никто не допускал реальности потопа. Когда же строительство ковчега было завершено и ворота закрылись, появилась небольшая тучка, которая стала увеличиваться в размерах и вскоре закрыла собой все небо. А когда упали первые капли дождя, люди бросились просить помощи, но было поздно.

Неужели только страх смерти побуждает нас искать Иисуса? Нет, так быть не должно. Если ты ищешь Его из страха, твое стремление недолговечно, ибо основано на зыбком песке чувств.

Ты должен сознавать, что Иисус любит тебя, желает видеть тебя всегда счастливым, что Он не хочет, чтобы ты прожил пустую жизнь без Него. Ты тоже должен ошутить потребность любить и искать Его, чтобы Он каждодневно отображался в тебе. Прими такое решение сейчас!

Награда за решение

«Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом» (Руфь 1:16).

Сегодняшний стих включает в себя ответ Руфь в момент принятия ею очень важного решения, которое по своему значению является лейтмотивом книги.

Руфь находилась на перепутье: возвращаться или идти вперед. Возвращаться означало поклоняться богам, сделанным человеческими руками, доморощенным богам, которые были снисходительны к человеческим слабостям, развлекали, но не давали ощущения жизни. Идти вперед означало двигаться в неизведанное, сознавая, однако, что Бог-Вседержитель, в которого верила Ноеминь, не оставит ее.

Ответ Руфь, это больше, чем просто выражение любви, это окончательное принятие религии, которая превратила Ноеминь в прекрасную женщину. «Твой Бог будет моим Богом». Моавитянка знала об истинном Боге по спокойной и достойной жизни, которую вела ее свекровь. В том, что христианство действует, людей убедят не теологические аргументы, а простая, достойная подражания жизнь христианина, его поведение на улице, в квартале, где он живет, на фабрике, где он работает, в школе, где он учится.

Решение Руфь предусматривало полное изменение привычек. Другие люди, другая страна, другие традиции: все новое, непривычное для нее. Но каждый раз, когда Иисусу удается привлечь людей на Свою сторону, никакие трудности не в состоянии помешать им принять такое решение. Те, кто решается следовать за Христом, всегда готовы пострадать за дело Христа. Тем, кто избирает стезю служения Ему, Бог никогда не обещал, что они не столкнутся с трудностями, но утверждал, что в борьбе с этими трудностями они никогда не одиноки.

Трудности никогда не длятся вечно — увольнение из-за соблюдения субботы, потеря выгодного контракта по причине твердых принципов, отвержение мирской славы ради любви к Иисусу, — в конце концов все это будет вознаграждено.

Во времена Вифлеема был Вооз, прообраз Иисуса, богатый и знатный человек, владелец всех полей в окрестностях этого города. Он выкупил Руфь, дал ей свое имя, ввел ее в свой дворец, женился на ней и сделал ее уважаемой женщиной.

В этом союзе мы обнаруживаем генеалогические корни Христа, Который выкупил нас и ввел в Свои чертоги, чтобы вернуть нам в конечном счете достоинство, уважение и Божественный образ, украденные грехом. Как можно отблагодарить Его за такую любовь?

Времена отрады

«Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа» (Деян. 3:19, 20).

Однажды после окончания богослужения ко мне подошел человек и сказал: «Пастор, уже около двух лет я живу в грехе. Я знаю, что неправ, но у меня нет ни малейшего желания изменить свое положение». Так вот, я спрашиваю: «Может ли Бог сделать что-нибудь для человека, который сознает, что грешит, однако не испытывает ни малейшего желания изменить свою греховную жизнь?»

Мы нередко полагаем, что для того, чтобы обратиться к Иисусу и быть Им принятым, необходимо раскаяться в своей прежней жизни. Что касается истинного раскаяния, то следует вспомнить слова Елены Уайт: «Такое раскаяние, как то, о котором идет речь, находится за пределами наших возможностей. Оно исходит от Христа, Который вознесся на небо и оказывает помощь людям.

Именно в этом вопросе многие заблуждаются, и поэтому не получают той помощи, которую Христос желает им оказать. Им кажется, что они не могут прийти ко Христу, если прежде не покаются, и что покаяние готовит путь к прощению их грехов. Покаяние в самом деле предшествует прощению грехов. И это верно, ибо только сокрушенное и кающееся сердце чувствует нужду в Спасителе. Но должен ли грешник ждать, пока он покается, чтобы потом идти к Иисусу? Должно ли покаяние превращаться в барьер, разделяющий грешника со Спасителем?» (Е. Уайт. «Путь ко Христу», с. 26).

Есть большая разница между понятиями «раскаиваться» и «испытывать угрызения совести». Угрызения совести — это страх расплаты за нарушение закона. Раскаяние же — это боль за то, что ты ранил сердце Иисуса. Вовсе не отчаяние за последствия греха приводит нас к раскаянию. Если кого-то уличают в грехе, человек пугается и, как правило, обещает перед Богом, что с этого момента все переменится, однако, когда опасность проходит, все продолжается по-прежнему. Раскаяние же — другое дело. Оно рождается из понимания Господней любви. Человек, которого затронула Божья милость, знает, что Бог любит его таким, какой он есть, и, отвечая на эту любовь, припадает к рукам Иисуса, говоря: «Господи, я грешен и порочен, я ранил Твое сердце, помилуй меня». В этот момент Иисус вкладывает в его душу желание покончить с неправильной жизнью. Человек начинает понимать, что каждая его ошибка — это еще один удар молотка по гвоздям, которыми распяли Христа, и тогда он меняет свою жизнь. Тысячи и тысячи людей, погрязших в грехах, приходили к Иисусу, и Он творил чудо их преображения.

Ты, начиная свой новый день, обратись без страха к Иисусу. Узри Его любовь и позволь своему сердцу благодарно ответить на Его неизмеримую любовь.

Ты сделаешься иным человеком

«И найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком» (1 Цар. 10:6).

Мне часто приходится слушать такие жалобы: «Если бы можно было начать все сначала, я стал бы совсем другим человеком», «Ах, если бы я мог стать другим!», «Кто бы помог мне забыть прошлое и начать жить по-новому?»

Сегодняшний стих содержит один из заветов Библии: «И найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком».

Хотя духовный смысл этого стиха подразумевает изменение греховной природы человека, анализ текста показывает, что это изменение предусматривает перемену отношения самого человека к определенным жизненным обстоятельствам, как это было с Веселеилом и Аголиавом, получившим мудрость и знания для изготовления скинии собрания (см. Исх. 31:2-6). Подобное произошло и с Моисеем, который очень быстро превратился из простого скромного человека в великого вождя, способного противостоять фараону. Или с Савлом из Тарса, преследователем христиан, чье сознание тоже мгновенно изменилось, когда на него снизошел Дух Господень, и он взялся за новое дело, поверив во всемогущество Того, Кто призвал его к исполнению этих дел.

Я знаю многих застенчивых молодых людей, полагающих, что они никогда в жизни ничего не добьются. Они не могут преодолеть свою застенчивость, не решаются постучать в незнакомую дверь, чтобы предложить книги, боятся говорить на публике, поскольку не в силах спокойно изъясняться в присутствии именитых людей, но мечтают стать священнослужителями. Что им делать?

Саул происходил из бедной семьи, но его избрали на царство Израиля. Вероятно, у него не было качеств, необходимых для того, чтобы стать верховным правителем народа, который одерживал великолепные победы; однако Бог сказал: «Ты сделаешься иным человеком». Все так и произошло. Его сопровождали славные свершения до тех пор, пока он не забыл, Чьей силой и властью. А после этого в жизни Саула случилась большая трагедия. Он перестал ежедневно возрастать в познании и в милости Господней, и в результате подобной «независимости» закончил тем, что стал несчастным рабом сатаны.

Неважно, что ты кажешься себе крайне незначительным в сравнении со своей мечтой. Неважно, что люди смотрят на тебя с безразличием, полагая, что ты никогда ничего не добьешься. «Найдет на тебя Дух Господень и ты… сделаешься иным человеком».

Служить по любви

«Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу» (Ис. Нав. 24:15).

Этот совет, возможно, самый важный, ибо он адресован народу, все более погрязавшему в идолопоклонстве. Люди стали поклоняться чужим богам. Боги ханаанские овладели Божьим народом.

Иисус Навин призывает каждого совершенно свободно избрать добро или зло, чтобы потом испытать последствия того или другого. «Изберите… кому служить», — говорит он. Свобода, один из самых священных даров, которые Бог дал человеку, становилась трагедией для народа Израиля. Выбор, сделанный израильтянами, нельзя назвать хорошим.

В Библии мы многократно встречаем описание того, как Бог стремится научить человека пользоваться свободой. Может ли быть для отца большая радость, чем та, которую он испытывает, видя, как его сын умело пользуется возможностью выбора? Почему мы, люди, боимся делать выбор, а если совершаем, — то плохой?

Если выборы в законодательные или исполнительные органы власти назначаются на субботний день, мы торопимся узнать, обязательно ли наше участие в этом голосовании. Мы не хотим делать выбор. Божье Слово говорит об этом ясно и недвусмысленно, однако мы боимся делать выбор и ждем, когда за нас решат другие.

Бог радуется служению Своих детей, но Он хочет, чтобы оно было добровольным. Он просит нас сделать выбор между жизнью и смертью и советует нам выбрать жизнь, однако не вмешивается, если мы выбираем обратное. Естественно, последствия того или другого выбора крайне противоположны.

Часто свобода, которую дал нам Бог, может быть истолкована как слабость со стороны Бога. Однако Он предпочитает такое положение вещей. Он мог бы создать нас роботами, запрограммированными на подчинение, но не сделал этого. Он мог бы лишить нас возможности грешить, однако тогда мы не были бы свободны, оставаясь рабами добра, а Бог не хочет, чтобы мы были рабами даже хороших дел, даже добра. Это противоречит Его сущности.

Как служишь Ему ты? Из страха за последствия своего неповиновения? Потому что боишься потерять Его? Потому что возвращение Иисуса приближается и ты хочешь спастись? Или потому, что любишь Его и всем сердцем стремишься идти Его путями, чтобы увидеть улыбку радости на Его лице?

Ты обеспечил свою безопасность?

«И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исх. 12:13).

Ночь предстояла страшная: ангел-губитель должен был появиться в полночь, неся смерть первенцам, рожденным в Египте. Израиль не мог быть пощажен от язвы потому только, что был народом Божьим. Поэтому дано было повеление: «И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую».

Здесь перед нами вновь предстает Агнец. Грехи человечества были искуплены на Голгофе кровью Агнца, чтобы омыть грехи мира. Образ Агнца постоянно выделяется как центральный образ Священного Писания. Нет спасения без крови, нет помилования без Агнца.

Безопасность первенцев Израиля в ту ночь не была обеспечена одной лишь принадлежностью к Божьему народу. Израильтянин, не отметивший двери своего дома кровью ягненка или козленка, подвергался смертельному риску. Наша надежда на спасение никогда не должна возлагаться на Церковь. Даже факт нашего крещения не гарантирует нам спасение. Ибо спасает не крещение, не должности, которые мы занимаем в церкви, и не наше участие в церковном хоре. Наша единственная надежда на спасение — в Агнце.

И если израильтянин закалывал ягненка или козленка, но забывал отметить его кровью косяк своей двери, в полночь являлся ангел-губитель и уничтожал первенца, ибо просто смерть ягненка или козленка ничего не значит, если кровью Агнца не отмечена жизнь христианина. Именно так мы должны верить в Агнца.

В день страшного суда не спасутся те, кто прожил жизнь без постоянного общения с Христом, хотя верил в оправдание по вере. Просто верить — недостаточно. Жизнь каждого христианина должна быть отмечена кровью.

Великий день приближается. В этот день содрогнутся небеса и земля. Воды морей и океанов выйдут из берегов. Появится Христос, и в этот день все люди окажутся разделены на две группы: те, кто своей верой приблизился к крови Агнца, и те, кто этого не сделал. Ты уверен, что твоя дверь отмечена кровью Агнца? Написано ли Его имя на твоем челе? Если это так, ты можешь без страха ожидать того дня, когда наконец обнимешь Его и обретешь с Ним вечность.

Он оставил все ради того, чтобы спасти погибших

«Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10).

Миссия Иисуса, ради которой Он пришел на землю, была буквально проникнута любовью, любовью мистической, непонятной. В течение истории множество завоевателей вторгались в чужие страны, сея ужас и смерть; другие отправлялись в далекие путешествия открывать новые земли в поисках славы и богатств. Однако Иисус, Князь Небес, сделался служителем и пришел в этот мир взыскать и спасти погибшее.

Ради чего стоило спасать погибшее? Разве Он не мог создать новых людей на этой или другой планете вместо погибших?

Конечно же мог. Но человек с его сомнениями и неуверенностью, с его комплексами и слабостями, с его эгоизмом и гордыней, с его лицемерием и лживостью, к великому удивлению, является объектом великой любви Христа.

Иисус не оставил человечество, а пришел в этот мир в поисках людей, обладавших определенной внутренней силой. Наша сила — это внутренняя сила, но приходит она извне; она обусловлена тем, что мы значим для Господа, обозначена любовью, с которой Он к нам относится, доверием, которое Он питает к нашим потенциальным возможностям. Именно Его любовь превращает нас, грубые камни, в редкие, бесценные драгоценности.

На протяжении проповеднической деятельности ко мне постоянно приходят люди, которые говорят: «Я — большой грешник, Иисус не примет меня. На мне тяжкий грех, поэтому Христос не станет меня спасать».

Наш сегодняшний стих обнадеживает таких людей: «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Именно ради грешников Иисус пришел в этот мир.

Мне рассказали историю Франциско, несчастного алкоголика, потерявшего работу и человеческий облик из-за пьянства. Однажды вечером жена Франциско пришла в бар, где он пил с приятелями, и поставила перед ним тарелку, завернутую в бумагу. «Дорогой, — сказала она, — кажется, тебе некогда прийти поужинать домой. Поэтому я решила принести твой ужин сюда». Все присутствовавшие расхохотались. Когда жена ушла, Франциско пригласил собутыльников разделить с ним ужин. Однако, развернув оберточную бумагу, они увидели пустую тарелку, на которой лежала картонка со словами: «Дорогой, надеюсь, тебе понравился ужин. Это все, что сегодня есть у меня и у наших детей». Таким способом Господь хотел достучаться до сердца Франциско. Наконец-то он встретился с Иисусом. Сегодня он — христианин.

Битва с гигантами

«Эти четыре были из рода Рефаимов в Гефе, и они пали от руки Давида и слуг его» (2 Цар. 21:22).

Много лет прошло с тех пор, как Давид именем Господа победил гиганта Голиафа. Но теперь, когда Израиль снова начинал войну с филистимлянами, юный пастушок, ставший впоследствии царем, превратился в старого и уставшего воина. Библия рассказывает, что однажды в ходе битвы Давид утомился. И тогда Иесвий, у которого копье было весом в триста сиклей меди, попытался поразить Давида, но царю помог Авесса. Когда же опасность миновала, израильтяне сказали царю: «Не выйдешь ты больше с нами на войну, чтобы не угас светильник Израиля» (2 Цар. 21:15-17).

Но филистимляне продолжали нападения, и тогда Совохай убил гиганта Сафута (2 Цар. 21:18). Кажется, все закончилось, однако в другом бою против того же противника появился еще один гигант, у которого древко копья было как навой у ткачей. На этот раз царя защитил Елханан. И наконец, появился гигант, у которого было по шесть пальцев на руках и ногах. И он поносил израильтян, но был убит Ионафаном, сыном Сафая, братом Давида (см. 2 Цар. 21:19-21).

Любой человек, вспоминая историю Давида, представляет лишь первого гиганта в жизни этого царя. Однако мало кто знает, что вся жизнь Давида была постоянной борьбой с гигантами, которые не оставляли его в покое. Они нападали, когда он был юн, предполагая, что у него нет сил победить противника старше себя. Они также нападали, когда он уже был стар и быстро уставал.

Мы ежедневно сталкиваемся с такими гигантами. В жизни не найдется минуты, когда мы могли бы сказать: «Я одержал окончательную победу». Нет, они всегда наготове, всегда ждут, когда мы ослабеем. Кто они, твои гиганты? Пожалуйста, не ищи их вокруг себя. Самые страшные враги, это не твои соперники, не трудности и не тяжелые жизненные обстоятельства. Самые страшные гиганты внутри нас. Это наша гордыня, самоуверенность, горечь и обиды, которые не дают нам жить спокойно.

Как приятно сознавать, что в этой битве с гигантами мы не одиноки! У нас есть Всемогущий Иисус. Он умер на Голгофе, но на третий день победно воскрес; Он возвысился над смертью и одержал окончательную победу над грехом.

Сон может стать фатальным

«Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули» (Мф. 25:4, 5).

Молодой человек выехал из Рио-де-Жанейро в полночь. Его путь лежал в Белу-Оризонти. Он почти не останавливался, а когда взошло солнце ему оставалось ехать до дома не более полукилометра. Именно в этот момент он, сам того не замечая, задремал, и очнулся в больнице. Когда я навестил его, мне показалась любопытной его жалоба. «Если бы это случилось — ну хотя бы на трассе… Так нет же, все произошло почти рядом с домом… Как это могло быть?»

Девы, повествует притча, долго не спали, ожидая жениха, но он задержался. И тогда они «задремали все и уснули». Какое несчастье!

Ради чего было бодрствовать столько времени, если в конце концов они задремали?

Как-то мне довелось разговаривать с человеком, бывшим членом Церкви около сорока лет. Это был высокопоставленный руководитель, который привел к Иисусу много людей, наставник и вдохновитель верующих. Но он «задремал» из-за обстоятельств, которые порой складываются у каждого, и оказался бесчувственен к голосу Господа.

Значит, сорок лет жизни потеряны? Может быть, и нет, потому что так или иначе, но христианская жизнь придавала определенное значение его существованию все эти годы. Так зачем же «дремать и спать» в конце жизни? Отчего люди засыпают? Как получается, что светильники остаются без масла? «Не знаю вас», — ответил им жених. «Господи, как ты можешь так говорить, если мы были членами Твоей Церкви, пели в церковном хоре и участвовали в церковной жизни?» Но ответ жениха был: «Не знаю вас».

Есть люди, чья духовная жизнь превращается в сон. Это те, кто живет без повседневного общения с Иисусом. Масло есть символ Святого Духа. Как Господь передает Святой Дух Своим детям? Посредством повседневного поиска и общения, посредством изучения Библии и молитв, когда ищущий открывает свое сердце, говоря: «Господи, будь во мне». Есть люди, которые делают это ежедневно. Они исполнены Святого Духа и таким образом находятся в общении с Иисусом и возрастают в познании Его с каждым днем все больше. И Он знает их.

Такие люди не боятся прошлого, ибо покрыты праведностью Христа; они не боятся настоящего, ибо Господь дает им силы для победных свершений; они не боятся будущего, ибо возвращение Христа для них — личная встреча с Другом и Спасителем.

Готовы ли мы к встрече с Ним?

«То придет господин раба того в тот день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает» (Мф. 24:50).

Близость возвращения Христа должна побудить нас готовиться к встрече с Ним. А если возвращение Христа не будет таким скорым, разве не следует быть к нему готовыми?

Отец наш не раскрыл нам ни дня, ни часа возвращения Иисуса, ибо хотел, чтобы наше с Ним общение было постоянно живым и содержательным, независимо от того, когда Он вернется.

Христос придет. Это одно из самых прекрасных пророчеств, которое мы находим в Библии. Все пророчества, связанные с близостью Его пришествия, исполнились. Возвращение Христа практически скоро свершится. Любим ли мы Его или нет, принимаем ли мы Его или нет, готовы ли мы к Его возвращению или нет, но Он придет. Он появится на небесных облаках и тогда Его узрят все. «Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:27).

Сегодняшний стих описывает ситуацию, в которой окажутся многие в тот момент, когда Христос вернется. Это произойдет неожиданно для всех. В этот день все люди, как обычно, пойдут на работу; будут действовать крупные предприятия, в магазинах будут покупать и продавать, студенты и школьники раскроют, как обычно, свои учебники и тетради; места отдыха будут оживлены, как обычно; по дорогам и улицам городов будут курсировать автомобили. И внезапно, «как тать ночью», когда никто не ожидает ничего необычного, в небе появится белое облако, не больше ладони, которое будет расти и освещать весь мир. Это будет Христос во всей Своей славе и величии в окружении сонмов ангелов, возвещающих звуками труб, что пришел тот день. «То придет господин раба того в тот день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает», — гласит сегодняшний стих.

Я спрашиваю себя: «Готов ли я к встрече с Иисусом? Живу ли я в повседневном общении с Ним? Или же ожидаю некоего „свидетельства“ того, что Христос уже возвращается, чтобы начать готовиться к встрече?»

Как бы вы чувствовали себя, узнав, что, пока вы были в отлучке, ваша семья жила без принципов, без морали, без любви, пятная вашу честь и достоинство, и начала исправляться, лишь узнав, что вы возвращаетесь ближайшим рейсом?

Это не любовь, это чисто эгоистический интерес, стремление избежать последствий своего поведения. Могут ли такие люди жить в вечности с Иисусом?

Кроткое слово

«Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость» (Притч. 15:1).

Оскорбительные насмешки или грубые слова есть просто симптом внутренних неурядиц. Дерзкая необузданная речь никому еще не принесла удачи, ибо человек, не контролирующий свои слова, уже находится в потерянном состоянии.

Сегодняшнее библейское изречение подразумевает вещи более глубокие, чем социальные последствия наших слов. Необходимо исправить то, что действительно нуждается в исправлении. Можно ли молчать в ответ на оскорбительные слова, если произносящий их не закрывает рот и сверлит всех взглядом? Даже молчание должно быть ласковым.

Следуя совету Соломона буквально, человек может прийти к заключению, что у немого никогда не возникнет проблем с другими людьми. Но это не так. Мягкий ответ не должен быть мягким лишь по форме, он должен быть поистине сострадательным. Кроткое слово не потому кроткое, что произнесено таким тоном, а потому, что оно рождается, подобно источнику свежей воды, в сердце человека.

В Ветхом Завете мы встречаем пример того, как кроткий ответ помог избежать тяжких последствий. Давид с 400-ми вооруженными мечами воинами отправился убить богатого и грубого Навала, оскорбившего словами десятерых посланцев, которых Давид отправил поприветствовать его. Эта ночь могла стать кровавой, однако Авигея, супруга Навала, известная своей мудростью, узнав о происшедшем, вышла навстречу Давиду и обратилась к нему с кроткими словами, попросив прощения за своего мужа. Это «кроткое слово» побудило Давида задуматься и осознать, что он сам тоже ошибался, позволив чувству мести завладеть собой. В результате тот день стал днем мира для всех (см. 1 Цар. 25:12-35).

Если ты хочешь с каждым днем все больше походить на Иисуса, ты должен каждый день искать Его дружбы, Его благоволения и покровительства. Ты возрадуешься Его кроткости, искренности, скромности и с радостью откроешь для себя насколько естественно давать мягкий ответ и произносить кроткое слово, даже «в разгар бури».

Бог не забыл

«Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым» (Евр. 6:10).

В детстве по окончании субботнего богослужения мы с братьями вставали у дверей церкви и спрашивали у выходящих, не желает ли кто-нибудь у нас пообедать. Для нас самым отрадным событием в субботу было приглашение приезжих прихожан на домашний обед. И сегодня по субботам в доме моей матери и в моем доме всегда бывают приглашенные. Это большая радость — разделить не только духовное благословение, но также и трапезу.

Еще одним праздником был приход в наш дом пастора, который посещал нашу небольшую общину раз или два в году. В такие дни мать стелила на стол синюю скатерть с красными ягодами, которую она сама вышивала.

В то время мне было всего семь или восемь лет. Я тогда и представить себе не мог, что сам стану пастором, и что братья мои тоже будут открывать передо мной дверь и сажать за стол.

В сегодняшнем стихе апостол Павел обращается к тем, кто хочет с каждым днем все больше походить на Иисуса: «Не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым».

Любой, даже самый незначительный поступок в пользу Церкви будет записан в небесной книге. Работая на северо-востоке Бразилии, я как-то с пастором Абраамом Дантасом попал в скромный дом. Немного патоки, хлеб и вода — вот и все, что нам могли здесь предложить. В пять часов вечера, после длительной поездки это было первоклассным обедом. Однако самым интересным во всем этом, без всякого преувеличения, станет то, что в небесной книге будет записано: «Немного патоки, хлеба и воды предложили с любовью двум усталым пасторам». (См. Мф. 10:42. Указанный стих гласит: «И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей». — Прим. пер.)

Я прошу Господа, чтобы в Его народе не угас дух гостеприимства, ибо некоторые, сами того не ведая, «оказали гостеприимство Ангелам» (Евр. 13:2).

Ты очень нужен

«Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее» (1 Кор. 12:22).

Однажды в послеполуденную жару мы разговорились с Марлен, вместе с которой приехали в молодежный лагерь. Она была не из тех, чья внешность с первого взгляда привлекает внимание, хотя, когда девушка улыбалась, на ее щеках появлялись очаровательные ямочки, что отмечали все, кто с ней общался.

Она говорила, что жизнь обходится с ней жестоко, и что молодые члены Церкви не принимают ее. Самым большим ее желанием было петь в церковном ансамбле, но она фальшивила и, ощутив молчаливое недовольство своих коллег, ушла из коллектива.

В глубине души она объясняла все свои неудачи тем, что она некрасива. Марлен очень хорошо рисовала, и ей постоянно поручали украшать церковь по случаю праздников.

Наш разговор помог ей уяснить, что, убеждая себя в несправедливости судьбы, она постепенно теряет самое красивое, чем наградил ее Бог: улыбку.

В памятном стихе на сегодняшний день Павел говорит, что человек может жить без руки или без ноги, нередко может обходится без уха или глаза, но не может жить без сердца или мозга. Это органы, которые, естественно, должны быть защищены, поскольку они наиболее уязвимы и являются жизненно необходимыми.

Бог стремится избавить нас от комплекса неполноценности, который возникает, когда мы начинаем думать, что не обладаем ничем примечательным.

Многие люди жалуются на отсутствие того или иного качества в их характере. Но Господь не допускает, чтобы в этот мир приходили люди, совершенно ни к чему не способные.

В глазах Господа ты исключительно ценен. Ты незаменим, ибо никто не может полностью заменить тебя. В мировом пространстве ты — звездочка, без которой картина мироздания была бы неполной.

Возможно, ты не самая яркая звезда, но если ты исчезнешь, нарушится симметрия, которую можешь придать картине только ты. Улыбайся — ты нужен.

Победа Христа

«Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15:57).

«Пастор, — начиналось письмо, — я не знаю, сколько еще времени смогу выдержать в борьбе, которую веду уже несколько лет. Я не могу найти девушку, которая бы мне понравилась, потому что чувствую влечение к юношам. Что мне делать?»

Судя по тону письма, этот молодой человек не поддался искушению. «Но меня больше всего беспокоил и даже пугал вопрос, — продолжал он, — сколько еще времени сумею я противостоять этому злу и вести борьбу, которая длится уже несколько лет?»

Мы живем в опасные времена, когда делаются попытки оправдать грех в любом его проявлении.

Тем не менее сегодняшний стих указывает нам на решение любой проблемы с тенденциями, которые человек несет на себе с самого рождения. Одни решают их так, другие — иначе. Но человек спрашивает: до каких пор мне бороться с этими тенденциями?

В предыдущих строках своего послания апостол Павел говорит об окончании этой борьбы, когда, наконец, «тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (ст. 53). Апостол описывает прославление нашей природы: полное и окончательное искоренение греха в человеческой натуре.

Однако пока этот день не настал, Павел, исходя из собственного опыта, говорит: «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!»

Никто не имеет права поддаваться греху, ибо Христос приготовил средство для достижения победы. Он победил грех. Он смог противостоять искушениям благодаря силе Отца, Он указал нам путь к победе: Его победа — это наша сегодняшняя победа. Его победа покрывает все множество наших прошлых грехов, и сегодня Он стремится расширить и упрочить свою победу посредством присутствия Святого Духа в нашей жизни.

Благодарение Богу, ибо хотя и не пришел еще день прославления, победа Христа не просто обещание, но реальность в жизни тех, кто стремится каждодневно укреплять свое общение со Христом.

От смятения к успокоению во Христе

«Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего» (Втор. 32:10).

Старик Алехандро Боливар был в числе прихожан самой первой церкви, в которую меня направили, на заре моей пасторской деятельности он являлся моей правой рукой. Однажды он поведал мне историю своего обращения в веру. Бог «нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой». Многие считали его сумасшедшим. Он проводил без сна ночи напролет. Он вставал и бродил по улицам в поисках смысла жизни. Опытный специалист, он работал инженером на мукомольном заводе Санта-Рока в столице Перу. Алехандро хорошо зарабатывал, в семье было благополучие и в целом у него имелись все предпосылки быть счастливым, но он таковым не был. Внутреннее ощущение страшной тоски подавляло и опустошало его. И вот однажды, когда он бродил по улицам, ему вручили приглашение на цикл лекций под названием «Как обрести внутренний мир». Это было как раз то, что он искал — внутренний мир.

Вскоре произошла встреча с Иисусом. Он проникся любовью ко Христу и принял все библейские истины. Члены его семьи, и друзья говорили: «Он сумасшедший, и теперь его помешательство выразилось в религиозности. Ну и ладно, во всяком случае это никому не вредит, да и сам он стал спокойнее. Посмотрим, чем все это кончится». Когда же он решил уволиться, чтобы иметь возможность соблюдать субботу, и захотел вернуть десятину с огромной суммы, выплаченной фабрикой, семья была потрясена. Ему говорили: «Ты совсем спятил. А что же будет с семьей? Как ты думаешь жить? Тебе же просто „пудрят мозги“ для того, чтобы выманить твои деньги».

Но Господь «ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего», — и сегодня он счастлив, у него все благополучно. Он основал несколько общин верующих и всякий раз с волнением вспоминает, как Бог «нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой».

Ты помнишь, как впервые произошла твоя встреча со Христом? Разве не блуждал ты по лабиринтам отчаяния, разве не сходил с ума в попытках ответить на вопрос о том, для чего ты существуешь? Получил ли ты сегодня умиротворение, которое может даровать лишь Христос? Тогда ты можешь сказать: «Благодарю тебя, Господи, за то, что был милостив ко мне, за то, что Ты нашел меня и хранил, как зеницу ока Своего». Только Христос может придать смысл твоему существованию.